ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИКЕ
УДК: 004.5
ББК: 32.97-018.2
Князева Г. В.
ВЕБИНАРЫ В ПЕРСОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Knyazeva G. V.
WEBINARS IN PERSONAL LEARNING ENVIRONMENT TEACHER
Ключевые слова: образовательная среда, он-лайн сервис, аудиовизуальные технологии, программно-технические особенности вебинаров, бесплатные сервисы для проведения вебинаров.
Keywords: learning environment, on-line service, audiovisual technology, software and hardware features webinars, free services for organizing webinars.
Аннотация: вебинар - сервис для проведения он-лайн конференций с возможностью удаленного доступа. Сервис используется для организации встреч, учебных мероприятий, лекций, презентаций. Вебинар может быть частью персональной образовательной среды преподавателя вуза.
Abstract: webinar refers to a service that allows conferencing events to be shared with remote locations. It uses for meetings, training events, lectures, presentations. The webinar can be used in a personal learning environment of university teachers.
Что такое вебинар
Информационные технологии
развиваются и проникают в различные сферы нашей жизни. Теперь они пришли и в сферу образования. В интернете можно найти множество образовательных ресурсов, таких как электронные библиотеки, открытые университеты, сайты по изучению отдельных дисциплин, электронные учебники, интерактивные тесты, персональные сайты преподавателей и т.д., на которых активно используются перспективные средства аудиовизуальных технологий.
В информационном обществе профессиональная деятельность педагога объективно требует переноса части учебной деятельности в интернет. На сегодняшний день можно констатировать факт, что интернет может быть использован как учебная среда с большими потенциальными возможностями, в которой должен реализоваться полноценный педагогической процесс обучения, развития и воспитания.
Дистанционное обучение пользуется популярностью у многих студентов
довольно давно, а теперь в силу вступают и вебинары - средство интерактивного взаимодействия участников или сетевые семинары в режиме реального времени.
Первые системы текстового общения в режиме реального времени, такие как IRC, появились в конце 1980-х, а веб-чаты и программное обеспечение для мгновенного обмена сообщениями - в середине 1990-х. Торговый знак термина «webinar» был зарегистрирован в 1998 году Эриком Р. Корбом, но он был оспорен в суде и сейчас принадлежит компании InterCall.
Онлайн-семинар (веб-конференция, вебинар, англ. webinar) - разновидность веб-конференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через Интернет в режиме реального времени. Во время веб-конференции каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет посредством загружаемого приложения, установленного на
компьютере каждого участника, или через веб-приложение.
Связь, как правило, односторонняя -
со стороны говорящего, и взаимодействие со слушателями ограничено, например как в вебкастах. Но возможно общение через чат.
Вебинары могут быть совместными и включать в себя сеансы голосований и опросов, что обеспечивает полное взаимодействие между аудиторией и ведущим.
Так же, как и на обычном семинаре, на вебинаре можно задавать вопросы и получать на них ответы, выполнять задания. Вот только тренер и другие участники могут находиться за сотни километров друг от друга. Для этого нужно всего лишь «кликнуть» в определенное время на нужную ссылку и подключиться к вещанию.
Вебинары (в зависимости от провайдера) могут обладать функцией анонимности или «невидимости» пользователей, благодаря чему участники одной и той же конференции могут не знать о присутствии друг друга.
Ценным преимуществом вебинаров является возможность предоставления студентам, обучающимся без приезда в вуз, аудиовизуального знакомства с
преподавателями-предметниками, которым они будут высылать контрольные работы и/или отчеты по лабораторным работам. Это уменьшает обезличенность обучения студентов-заочников и приближает учебный процесс к традиционной лекционно-семинарской организации очной формы обучения.
Поскольку проведение вебинара предусматривает обратную связь с аудиторией с помощью текстового чата, чат-консультации могут быть заменены на проведение сетевых семинаров.
Плюсы и минусы вебинара
Рассмотрим, какими положительными качествами обладает вебинар.
Вебинар, в отличие от большинства типов веб-конференций, где основную часть времени говорит спикер, отличается высокой степенью интерактивности. Слушатели активно вовлечены в процесс обучения, могут задавать вопросы, сразу же прояснять некоторые непонятные для них моменты.
В отличие от обычного семинара, слушатели по окончанию онлайн-семинара
получают запись, которую можно использовать при повторном закреплении полученной информации, а также для того, чтобы поделиться ею с кем-то, к примеру, со своими коллегами.
Онлайн-курсы в виде вебинара предполагают значительную экономию времени. Участникам и спикеру не надо тратить время для того, чтобы прибыть к месту проведения встречи, они даже могут находиться в разных странах. Если же кто-то не успел подключиться к семинару со своего рабочего места, после он сможет воспользоваться записью.
Вебинар - это мощное средство не только для онлайн-тренингов, но и для решения маркетинговых задач. При презентации новой марки товара или, к примеру, при начале процесса ребрендинга, эксперт компании может ответить на все вопросы клиентов, получить от них живой отклик, разъяснить интересующие их аспекты, провести онлайн-опрос.
Благодаря вебинару существует возможность анонимности. Участники одной и той же онлайн-конференции могут не знать о личностях друг друга.
Необходимо отметить и
отрицательные стороны вебинаров как средства обучения.
Как бы ни старался спикер, однако во время проведения вебинара между ним и аудиторией не будет установлена такая же эмоциональная связь, которая появляется в результате живого общения в реальном времени. А это очень важный аспект, который напрямую влияет на эффективность того же обучения.
Вебинар - достаточно новый инструмент для проведения конференций и тренингов, а потому многие преподаватели, привыкшие работать с живой аудиторией, теряются перед монитором компьютера, в результате чего пропадает эмоциональность выступления.
Зачастую участники вебинара находятся в различных часовых поясах, а потому если для тренера вебинар начинается в 15.00, то для его слушателей он может проходить в 23.00, что далеко не всем удобно.
Многие сомневаются в эффективности
вебинаров, так как считают, что именно живое присутствие лектора, записывание его выступлений в тетрадь способствует настоящему обучению. Если же, по их мнению, сидеть перед монитором, то усвоение материала будет гораздо более слабым.
Программно-технические особенности вебинаров
Программное обеспечение вебинаров позволяет осуществлять следующие функции:
- рассылку приглашений и разрешение входа на сетевое собрание;
совместный просмотр отдельных документов или рабочего стола преподавателя и, в случае делегирования прав, обучаемого;
- совместный просмотр документов, размещенных в Интернет, и видеофрагментов;
- текстовый чат и, в случае разрешения преподавателя, голосовую связь участников вебинара;
- экспорт файлов с компьютера преподавателя студентам;
- анкетирование студентов в форме анонимного опроса с незамедлительной статистической обработкой результатов и их представления в графической форме;
- средства рисования на «белой
доске» и на слайде презентации;
- запись и воспроизведение вебинара.
На рисунке 1 приведен вид экрана компьютера участника при проведении вебинара.
Здесь есть окно видеоизображения преподавателя, ведущего вебинар, окно со списком присутствующих, окно для чата (текстовых вопросов и комментариев), для обмена файлами, при необходимости появляется окно проведения анонимного опроса студентов. Количество окон, их размер и расположение на экране варьирует преподаватель.
Основным каналом предъявления учебной информации является окно презентации документа, открытого на компьютере преподавателя. Это могут быть электронные конспекты лекций, текстовые документы, подготовленные в редакторе Word, таблицы Excel и видеофрагменты.
Голосовое сопровождение студент прослушивает с помощью наушников или динамиков компьютера. Объем трафика значительно сокращается, если вместо прямого экспорта документов с рабочего стола (например, лекции-презентации) используется режим совместного использования отдельного документа, преобразуемого программой вебинара в флеш-формат.
Рисунок 1 - Вид экрана ко:
Поэтому на компьютере пользователя должен быть установлен соответствующий проигрыватель. Перед вебинаром необходима диагностика компьютера пользователя с целью определения его возможностей обеспечить процесс коммуникации. В случае отсутствия флеш-плеера программа диагностики позволяет его установить.
Бесплатные сервисы для
организации вебинаров
OnWebinar - полнофункциональный сервис для организации вебинаров.
Возможности:
- безлимитная видеоконференция; многофункциональный текстовый
чат;
- демонстрация рабочего стола, презентации, доска рисования;
- модерация пользователей;
- опрос студентов, выставление оценок;
- демонстрация ссылок на полезные ресурсы;
- обмен файлами;
- уточняющие заметки; возможность установки виджет на
свой сайт.
Для работы на сервисе необходимо
тера при проведении вебинара установить специальную программу Speaker и зарегистрироваться как преподаватель.
Quatla-сервис дает возможность создавать бесплатные или платные индивидуальные или групповые онлайн аудио, видео уроки, вести свой блог, размещать там информацию о себе, своем предмете, уроках и курсах, а также общаться с коллегами и студентами. Также размещать и студентам все необходимые и факультативные учебные аудио, видео и текстовые материалы на платной или бесплатной основе.
Webinar2.ru - сервис для организации аудио-конференций. Есть возможность прикрепить статьи и файлы к вебинару. Наличие чата для участников вебинара с сохранением истории сообщений.
Все основные действия вебинара (загрузка файлов, загрузка статей, чат, системные функции) происходят в режиме реального времени, и пользователю не надо обновлять страницу, чтобы посмотреть на результат. Нет необходимости загружать дополнительные приложения и
устанавливать их на свой компьютер, достаточно только зарегистрироваться. Но в сети достаточно много жалоб на этот сервис. В связи с высокой популярностью сети часто бывает перегружена, из-за чего
невозможно вести качественную
трансляцию. Задержки звука существенные, кроме того, с увеличением количества участников вебинара, качество звука теряется.
ооУоо - публичный сервис (а также одноимённая программа-клиент) для организации видеоконференций и мгновенного обмена сообщениями в Интернете. Бесплатная версия позволяет общаться по видео одновременно до 6 человек. Есть также платная версия с большим функционалом.
TeamViewer - пакет программного обеспечения для удалённого контроля компьютеров, обмена файлами, видеосвязи и веб-конференций. Программа имеет русский интерфейс. Конференции возможно организовать с 25 участниками.
В заключение отметим, что сетевые семинары - вебинары позволяют преподавателю проводить учебные занятия со студентами-заочниками (чтение лекций, практические и лабораторные работы, семинары) с незамедлительной обратной связью, студентам - получать оперативно консультации по учебному материалу и самостоятельной познавательной
деятельности. Практически все виды учебных аудиторных занятий, принятые в традиционном очном обучении, могут быть реализованы с помощью вебинаров для студентов, обучающихся по месту жительства.
Для проведения вебинаров
необходима соответствующая материально-техничес-кая база образовательного учреждения (серверы и лицензионное программное обеспечение). Преимуществом вебинаров перед системами
видеоконференцсвязи и спутникового телепорталального канала является их большая простота в эксплуатации и гораздо меньшая стоимость приобретения (лицензирования).
Освоение программного обеспечения проведения вебинаров становится квалификационным критерием выбора преподавателей для обучения студентов с применением дистанционного образования. Пройдя необходимую подготовку по технике и методике вебинаров,
преподаватель может проводить их с любого кафедрального или персонального компьютера, имеющего выход в Интернет.
Включение системы проведения вебинаров в персональную
образовательную сферу преподавателя позволяет ему реализовать функции поставщика как формальных (в рамках официально утвержденных
образовательных программ), так и неформальных (добровольно
предоставляемых обществу)
образовательных услуг.
Помимо этого, для того чтобы закрепить знания, полученные на вебинаре, можно дополнить их обсуждением на форумах или в блогах, обязав участников отвечать на вопросы, выражать мнение относительно ответов других участников вебинара и предоставив им возможность получить обратную связь от преподавателя.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Андреев, А.А. Роль и проблемы преподавателя в среде e-Learning // Высшее образование в России. - 2010. - № 8,9. - С. 41-45.
1. Сидорова, Е.В. Используем сервисы Google: Электронный кабинет преподавателя. - СПб: БХВ-Петербург, 2010. - 288 с.
2. http://webinar.ru - Он-лайн встречи и семинары.
3. http://en.wikipedia.org/wiki/Web conferencing - Wikipedia, the free encyclopedia.
4. http://tputeacher.wordpress.com/ - Создание электронных образовательных ресурсов. Инструменты и технологии.