Научная статья на тему 'Инновационные технологии в обучении иностраному языку'

Инновационные технологии в обучении иностраному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
506
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGY / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCIES / ВЕБ-КВЕСТ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / COGNITIVE ACTIVITY / WEB QUEST TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агеенко Наталия Владимировна, Рыбкина Алла Анатольевна

Актуализируется необходимость внедрения инновационных образовательных технологий с целью повышения эффективности процесса обучения. Отмечается, что использование инновационных компьютерных технологий выступает не только как способ получения знаний, но и как средство формирования профессиональных компетенций. Выделяется ряд современных методов обучения иностранному языку и дается детальное описание заданий веб-квест технологии. Авторы приходят к выводу о целесообразности применения веб-квестов как одной из разновидностей инновационных технологий в образовательном процессе, эффективность использования которых подтверждается ростом познавательной активности учащихся к иностранным языкам, возможностью индивидуализации процесса обучения, повышением уровня социализации будущих специалистов, уровня сформированности профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Агеенко Наталия Владимировна, Рыбкина Алла Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative technologies in teaching a foreign language

In the article, the necessity to introduce innovative educational technologies to improve the effectiveness of the learning process is actualized. It is noted that the use of innovative computer technologies is not only a means of gaining knowledge, but also a means of forming professional competencies. A number of modern methods of teaching a foreign language are distinguished and a description of the tasks of the Web technology quest is given in detail. The authors come to the conclusion that it is expedient to use web quests as one of the varieties of innovative technologies in the educational process, the effectiveness of which is confirmed by the growing cognitive activity of students, the possibility of individualizing the learning process, raising the level of socialization of future specialists, and the level of professional competence.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии в обучении иностраному языку»

УДК 378

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАНОМУ ЯЗЫКУ

1 2 Н.В. Агеенко , А.А. Рыбкина

1 Самарский государственный технический университет 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244

1 E-mail: L-2402@yandex.ru

2 Самарский филиал Московского городского педагогического университета 443081, г. Самара, ул. Стара Загора, 76

2 E-mail: rybkina_a_a@mail.ru

Актуализируется необходимость внедрения инновационных образовательных технологий с целью повышения эффективности процесса обучения. Отмечается, что использование инновационных компьютерных технологий выступает не только как способ получения знаний, но и как средство формирования профессиональных компетенций. Выделяется ряд современных методов обучения иностранному языку и дается детальное описание заданий веб-квест технологии. Авторы приходят к выводу о целесообразности применения веб-квестов как одной из разновидностей инновационных технологий в образовательном процессе, эффективность использования которых подтверждается ростом познавательной активности учащихся к иностранным языкам, возможностью индивидуализации процесса обучения, повышением уровня социализации будущих специалистов, уровня сформированности профессиональных компетенций.

Ключевые слова: инновационная образовательная технология, эффективность, формирование профессиональных компетенций, веб-квест технологии, социализация, познавательная активность.

Повышение эффективности образованного процесса является актуальной проблемой современного общества, что обусловлено не только резко возросшей сложностью решаемых задач в управлении, производстве, технике, науке и других сферах деятельности, но и общей тенденцией мирового развития, сложившейся экономической и социальной ситуацией в России. В соответствии с концепцией модернизации российского образования основной целью профессионального образования в высшей школе является подготовка квали-

1 Наталия Владимировна Агеенко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков.

2 Алла Анатольевна Рыбкина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков.

фицированного выпускника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного, компетентного, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов. В процессе подготовки профессиональных кадров актуализируется роль иностранного языка, свободное владение которым в условиях возрастающей интеграции мирового сообщества и включения нашей страны в мировую торгово-экономическую систему становится необходимым условием осуществления успешной профессиональной деятельности.

По данным исследователей, инновационные технологии в образовании предоставляют огромные возможности активного вовлечения студентов в образовательный процесс. С использованием инновационных технологий процесс образования выступает не только как способ получения знаний, но и как средство формирования профессиональных компетенций [1]. Использование инновационных технологий повышает познавательную активность студентов, позволяет вовлекать учащихся в коммуникационное взаимодействие, повышает уровень социализации.

В разработке новых технологий образования принимают участие как государственные учреждения, регулирующее образовательный процесс, так и сами преподаватели, ставящие в качестве учебной задачи не столько непосредственную передачу знаний, сколько формирование необходимых компетенций, достижение более высокого уровня развития учащихся и повышение их мотивации к качественной профессиональной подготовке.

Опыт показывает, что новейшими разработками в сфере преподавания языков являются как различные технические приспособления, так и инновационные системы построения образовательного процесса с различной степенью интерактивности. Применение компьютерных технологий в обучении при формировании компетентностного подхода к образованию позволяет опираться на индивидуализацию учебного процесса, повышение наглядности изложения материала, т. е. обеспечивать визуализацию образования, более глубокий и всесторонний анализ процессов, протекающих в различных системах [2]. Очевидными являются следующие возможности компьютерных технологий при обучении: автоматизация обучения; использование компьютеров как средства демонстраций различных процессов с помощью соответствующих моделирующих программ; реализация активных обучающих систем (электронные учебники, тренажеры, деловые имитационные игры и т. п.); доступ к базам данных; дистанционность образовательного процесса.

При формировании необходимых компетенций необходима не только дифференциация решаемых задач обучения, но и дифференциация методики обучения, методики использования компьютерных технологий в образовании [2]. Эти аспекты внедрения компьютерных технологий в образование должны

быть далеко не на последнем месте, стимулируя разработку ориентированных на конкретную область использования систем обучения. Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет качественно изменить методы и организационные формы обучения, сделав его более удобным и доступным [3].

К инновационным средствам и методам обучения можно отнести: веб-квесты, он-лайн обучение, видеоконференции, политику открытого кода (принцип «распределенной» разработки), метод конкретных ситуаций, технологию виртуальной реальности.

Веб-квест - проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Впервые термин «веб-квест» (WebQuest) был предложен в 1995 г. Берни Доджем (Bernie Dodge), профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего (США). Автор разрабатывал инновационные приложения Интернета для интеграции в учебный процесс при преподавании различных учебных предметов на разных уровнях обучения. Кентон Леткеман, создатель целого ряда образовательных веб-квестов, считает, что это «супер-средство обучения, т. к. применяется конструктивистский подход к обучению». При выполнении веб-квестов студенты не получают готовых ответов или решений, они самостоятельно решают поставленную перед ними задачу. Следовательно, работа над веб-квестом: помогает организовать активную самостоятельную или групповую поисковую деятельность; способствует развитию творческого мышления и навыков решения проблем; дает возможность осуществить индивидуальный подход; тренирует мыслительные способности (объяснение, сравнение, классификация, выделение общего и частного). Создание веб-квеста требует от преподавателя высокого уровня предметной, методической и инфокоммуникационной компетенции. Тематика веб-квестов может быть самой разнообразной, проблемные задания могут отличаться степенью сложности.

Результаты выполнения веб-квеста в зависимости от изучаемого материала могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, эссе, веб-страницы и т. п. Б. Додж описывает следующие виды заданий для веб-квестов [4]: пересказ; планирование и проектирование; компиляция; творческое задание; достижение консенсуса; журналистское расследование; научные исследования. В свете современных требований, предъявляемых к выпускникам вузов, наиболее значимыми видами заданий можно считать творческие задания, достижение консенсуса, журналистские расследования, научные исследования. Данные виды заданий для веб-квестов позволяют студентам наиболее всесторонне рассмотреть изучаемую проблему, представить личное отношение к теме, что способствует активизации процесса обучения.

Подробнее остановимся на возможных видах заданий при выполнении подобного рода веб-квестов. Суть компиляционного задания (compilation task) заключается в том, что учащиеся должны взять информацию из различных источников и привести ее к единому формату. Финальная компиляция может быть опубликована в Интернете или представлена в форме какого-либо осязаемого или нецифрового продукта. Например, это может быть кулинарная книга, составленная из рецептов, собранных в Интернете, буклет, альбом с открытками для туристов и т. д. Веб-квест, созданный на основе задания-загадки, требует синтеза информации из набора источников и создания головоломки, которую невозможно решить простым поиском ответа на какой-либо конкретной странице Интернета [5].

В журналистских веб-квестах (journalistic tasks) учащиеся должны собрать факты и организовать их в жанре репортажа, интервью или другого журналистского жанра. Конструкторский веб-квест (design task) требует от учащихся создания продукта или плана действий по выполнению заранее определенной цели в определенных рамках. Например, спланировать кухню, удовлетворяющую нуждам определенной семьи, или найти работу и распланировать карьеру вымышленным выпускникам университета и т. д. Творческие веб-квесты (creative products task) требуют от учащихся создания какого-либо продукта в заданном формате (картина, пьеса, постер, игра, песня, веб-сайт, мультимедийная презентация и т. д.). Творческие проекты похожи на конструкторские, но являются более свободными и непредсказуемыми в своих результатах. Веб-квесты по решению спорных проблем (consensus building task) предполагают поиск и представление различных, порой противоположных, мнений на одну и ту же проблему и попытку привести их к консенсусу.

Убеждающий веб-квест (persuasion task) имеет своей целью создание продукта, способного убедить кого-то в чем-то. Такое задание выходит за рамки обычного пересказа и требует от учащихся разработки аргументов в пользу какого-либо утверждения, мнения, варианта решения проблемы на основе материалов, полученных при работе с квестом. Конечным продуктом такого проекта может быть письмо, статья, пресс-релиз, видеозапись, мультимедийная презентация, веб-страница и т. д.

Веб-квесты, ориентированные на самопознание (self-knowledge tasks), имеют своей целью лучшее понимание учащимися себя самих, которое может развиваться через исследование онлайн. Такие проекты встречаются редко, но примеры все же существуют, например веб-квест, направленный на изучение студентами ресурсов Интернет, которые связаны с будущей карьерой и трудоустройством. Аналитический веб-квест (analytical task) исследует взаимозависимость вещей реального мира в рамках заданной темы. Такие за-

дания дают почву для получения учащимися знаний в условиях, при которых они должны внимательно изучить одну или несколько вещей и найти в них сходства и различия, а также вычислить скрытый смысл этих сходств и различий, понять связь причины и следствия и обсудить их значение [6, 7, 8]. Например, при сравнении культур двух стран или народов необходимо не просто выявить их сходства и различия, но и поразмышлять и порассуждать о том, что они означают, каковы их причины и следствия.

Оценочные веб-квесты (judgment tasks) представляют учащимся ряд предметов и просят оценить их или классифицировать, или выбрать решение из огромного списка. Зачастую, но необязательно, учащимся предлагается исполнять какую-либо роль в таких квестах, например судьи в вымышленном судебном процессе. Научные веб-квесты (scientific tasks) служат для знакомства и приобщения студентов к научным исследованиям в различных областях знаний. Тематика веб-квестов может быть самой разнообразной, проблемные задания могут отличаться степенью сложности [10, 11, 12].

Следует помнить о том, что использование веб-квестов и других заданий на основе ресурсов Интернета в обучении иностранному языку требует от обучающихся соответствующего уровня владения языком для работы с аутентичными ресурсами. В связи с этим эффективная интеграция веб-квестов в процесс обучения иностранным языкам возможна в тех случаях, когда веб-квест: является творческим заданием, завершающим изучение какой-либо темы; сопровождается тренировочными лексико-грамматическими упражнениями на основе языкового материала используемых в веб-квесте аутентичных ресурсов. Выполнение таких упражнений может либо предварять работу над квестом, либо осуществляться параллельно с ней.

При организации самостоятельной работы учащихся Интернет используется при выполнении индивидуальных и групповых исследовательских работ. При этом имеется в виду именно самостоятельная исследовательская работа. Исследовательская методика с трудом вписывается во временные рамки обычного занятия. Большая часть времени, затрачиваемого на поиск информации, ее обработку и анализ, а также на подготовку результатов исследования к презентации на занятии, приходится на внеурочное время. Таким образом, веб-квест, используя информационные ресурсы Интернет и интегрируя их в учебный процесс, помогает эффективно решать целый ряд практических задач, так как в процессе работы над веб-квестом развивается ряд компетенций:

- использование информационных технологий для решения профессиональных задач;

- самообучение и самоорганизация;

- работа в команде;

- умение находить несколько способов решения проблемной ситуации. Современные цели образования заставляют выбирать методы и формы организации работы, способствующие активному процессу познания и развивающие умение учиться: находить необходимую информацию, использовать различные информационные источники, запоминать, думать, решать, организовывать себя к работе. Именно поэтому использование компьютерных технологий в образовании открывает новые возможности. Эффективность использования инновационных технологий подтверждается ростом познавательной активности учащихся к иностранным языкам, возможностью индивидуализации процесса обучения, повышением уровня социализации будущих специалистов, уровня сформированности профессиональных компетенций. Важной особенностью является также и способность преподавателя использовать инновационные технологии в образовательном процессе, его умение подбирать оптимальные средства обучения исходя из уровня развития студентов. Однако при использовании данных средств не стоит забывать о классических методах обучения, необходимо соблюдать баланс между классической методикой и инновационными технологиями, которые делают образовательный процесс более современным, изменяют структуру занятия и роль преподавателя.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Павлова А.М., Зеер Э.Ф. Проблема изучения профессионально-личностного потенциала: результаты поискового исследования // Образование и наука. - 2012. -№ 1. - С. 103-115.

2. Вахрушева С.Н. Компетентностный подход в лингводидактической подготовке бакалавров // Достижения и перспективы развития профессионального образования: сб. науч. ст. - Челябинск: Изд. Центр ЮУрГУ, 2016. - С. 91-95.

3. Андреева М.В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам: Тезисы докл. I Междунар. науч.-практ. конф. -М., 2014.

4. Николаева Н.В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся // Вопросы интернет-образования. - 2002. - № 7.

5. Dodge B. Some Thoughts About WebQuests. 1995-1997.

6. March T. What's on the Web? Sorting Strands of the World Wide Web for Educators. 1995-2001.

7. March T. Working the Web for Education. Theory and Practice on Integrating the Web for Learning. 1997-2001.

8. March T. Web-Quests for Learning. 1998.

9. Dodge B. A Rubric for Evaluating WebQuests. 2001.

10. Dodge B. Creating A Rubric for a Given Task. 2001.

11. Bauer-Ramazani Chr. WebQuests Resource Page. 1998-2005.

12. The WebQuest Page. Reading and Training Materials. 1998-2005. http://webquest.sdsu.edu/materials.htm

Поступила в редакцию 12.10.17 В окончательном варианте 15.11.17

UDC 378

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE

N.V. Ageyenko1, A.A. Rybkina2

1 Samara State Technical University

244, Molodogvardeyskaya St., Samara, 443100

1 E-mail: L-2402@yandex.ru

2 Samara Branch of Moscow City Pedagogical University 76, Stara Zagora St., Samara, 443086

2 E-mail: rybkina_a_a@mail.ru

In the article, the necessity to introduce innovative educational technologies to improve the effectiveness of the learning process is actualized. It is noted that the use of innovative computer technologies is not only a means of gaining knowledge, but also a means of forming professional competencies. A number of modern methods of teaching a foreign language are distinguished and a description of the tasks of the Web technology quest is given in detail. The authors come to the conclusion that it is expedient to use web quests as one of the varieties of innovative technologies in the educational process, the effectiveness of which is confirmed by the growing cognitive activity of students, the possibility of individualizing the learning process, raising the level of socialization of future specialists, and the level of professional competence.

Keywords: innovative educational technology, efficiency, development of professional competencies, web quest technology, socialization, cognitive activity.

REFERENCES

1. Pavlova A.M., Seer E.F. Problema izucheniya professional'no-lichnostnogo potentsi-ala: rezul'taty poiskovogo issledovaniya [The problem of studying the professional

1 Natalia V. Ageyenko, Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Foreign Languages Department.

2 Alla A. Rybkina, Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Foreign Languages Department.

and personal potential: the results of exploratory research] Obrazovaniye i nauka [Education and Science], 2012. - No. 1. - pp. 103-115.

2. Vakhrusheva S.N. Kompetentnostnyy podkhod v lingvodidakticheskoy podgotovke bakalavrov [Competence approach in the linguistic education of bachelors] Dosti-zheniya i perspektivy razvitiya professional'nogo obrazovaniya [Achievements and prospects for the development of vocational education: Sat. sci. Art]. Chelyabinsk: Izd. Center of SUSU, 2016. pp. 91-95.

3. Andreeva M.V. Tekhnologii veb-kvest v formirovanii kommunikativnoy i sotsiokul'turnoy kompetentsii [Technologies web quests in the formation of communicative and sociocultural competence]. Informatsionno-kommunikatsionnyye tekhnologii v obuchenii inostrannym yazykam. [Information and communication technologies in teaching foreign languages]. Theses of the reports of the First International Scientific and Practical Conference. M., 2014. pp. 45-49.

4. Nikolaeva N.V. Obrazovatel'nyye poiskovyye proyekty kak metod i sredstva razvitiya navykov informatsionnoy deyatel'nosti studentov [Educational quest projects as a method and means of developing the skills of information activity of students] Vo-prosy Internet-obrazovaniya [Questions of Internet education]. 2002, No. 7. pp 23-40.

5. Dodge B. Some Thoughts About WebQuests. 1995-1997.

6. March T. What's on the Web? Sorting Strands of the World Wide Web for Educators. 1995-2001.

7. March T. Working the Web for Education. Theory and Practice on Integrating the Web for Learning. 1997-2001.

8. March T. Web-Quests for Learning. 1998.

9. Dodge B. A Rubric for Evaluating WebQuests. 2001.

10. Dodge B. Creating A Rubric for a Given Task. 2001.

11. Bauer-Ramazani Chr. WebQuests Resource Page. 1998-2005.

12. The WebQuest Page. Reading and Training Materials. 1998-2005. http://webquest.sdsu.edu/materials.htm

Original article submitted 12.10.17 Revision submitted 15.11.17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.