используются одно, двух, трехкомпонентные структуры. Однако двухкомпонентные экономические термины часто используются в английском и русском языках.
• Уметь формировать терминологический состав из отдельных слов-терминов изучаемых языков;
• Поскольку подобные термины часто используются в туркменском языке впервые, рядом с ними следует давать пояснение и т.д.
Выявление характерных особенностей действующих сегодня экономических терминов, а во многих случаях и общепубличного характера, позволяет комплексно изучать экономические термины на туркменском, русском и английском языках с учетом их общих и уникальных аспектов.
Теоретическая и практическая информация, содержащаяся в учебниках, пособиях и словарях, являются основными источниками лексики, связанной с нашей профессией. В высших учебных заведениях, дающих экономическое образование, оно имеет уникальную особенность: большинство слов, относящихся к этому направлению, принадлежат к международному лексикону. Кроме того, эта группа связана и с переводом на туркменский язык заимствованных слов, принадлежащих к экономической лексике. Поскольку большинство переведенных слов имеют переносное, вторичное или третичное значение, сначала необходимо представить себе основное значение слова. Тогда придется научиться работать с толковыми, двуязычными и даже трехъязычными словарями. Список использованной литературы:
1. Амансарьев Ж., Гульманов Г. «Русско-туркменский словарь лингвистических терминов» - Ашхабад, 1981.
2. Чённаев Ю. «Современный туркменский язык», Лексика - Ашхабад, Магарыф, 1988 г.
3. Акмаммедов О. «Терминологическая лексика туркменского языка», Ашхабад, Магарыф, 1994.
© Реджепова Г.А., Атабердиева Ж.Н., Нияздурдыева Н.Х., 2023
УДК 338.48
Рустамов Б.М., преподаватель Туркменского государственного университета имени Махтумкули.
Атаджанова Б.Э., преподаватель Туркменского государственного университета имени Махтумкули.
ВАЖНОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Аннотация
В статье рассматривается важность преподавания математики в высших учебных заведениях и анализируется его особенности.
Ключевые слова:
математика, высшие учебные заведении.
С самых первых дней жизни в мозгу человека начинает формироваться математическое сознание -представление о геометрических формах и количественных отношениях в окружающей среде. Процесс осознания себя бесконечно малой частицей бесконечно большой вселенной продолжается и в сознательной жизни.
Сегодня учёные пришли к выводу, что наш мозг работает на двух уровнях - сознательном и бессознательном. Неведением мы все связаны со вселенной, с Истиной мы — ее дети. Подобно тому, как
каждая клетка генетически кодирует информацию обо всем организме, так и каждый человек содержит информацию обо всей Вселенной, частью которой он является.
Бессознательное защищает нас, отбирает из общего потока обрушивающейся на нас информации то, что соответствует нашей сознательной программе - оно создает модель мира, в котором живет наше сознание, включая математическое понятие.
Каждый из нас существует в своей реальности, создавая свою уникальную математическую модель: как нет на Земле двух людей, чьи отпечатки пальцев точно совпадают, так и нет двух людей с одинаковым математическим складом ума. . Кроме того, построенная модель не адекватна реальной реальности лишь из-за ограничений наших физических и умственных способностей: мы не ощущаем течение времени, не ощущаем телесные и радиоволны, телефонные волны, можем различать только ограниченные световые волны и т. д.
Научные знания накапливались человечеством на протяжении всего его существования. Меняются методы сбора, хранения и распространения собираемой обществом информации, меняются способы и средства воспитания подрастающего поколения.
Изучение цикла учебных предметов обычно начинается с математики. Он играет универсальную роль по сравнению с бегом в спорте в университете: на занятиях по математике активируются скрытые в повседневной жизни ранее неиспользуемые или малоиспользуемые механизмы мозга. Развивает вертикальное (причинно-следственное) и латеральное (эмоциональное, творческое) мышление, кратковременную и долговременную память, внимание и многое другое. и т. д. В краткой логической структуре слова «базовый» есть урок, раскрывающий проблему только для того, чтобы найти решение (что особенно важно на практике). Во-первых, оно должно учить, а не просто давать сумму знаний. При этом мы должны постоянно увеличивать нагрузку на наш мозг до полного изнеможения - только тогда произойдет развитие мышления, «повышение» конкретных умственных способностей.
Обучение профессиональной математике в вузе за короткий период времени - сложная и многогранная задача.
Сегодня основной формой обучения является «живая» университетская лекция, имеющая многовековую историю. В индийских Ведах написано, что учитель - «гуру» должен стоять немного выше зрителей, тем самым сознательно вызывая внимание и уважение учеников. У нас часто наоборот -амфитеатры созданы для того, чтобы ученики оскорбляли учителя.
Университетская лекция «уравнивает» аудиторию; Преподаватель обычно ориентируется на учеников с удовлетворительными знаниями и средними умственными способностями. В связи с этим, особенно при изучении математики, часто оказывается, что «взрослым» ученикам сначала скучно, и они постепенно привыкают к «фантазированию», а ученики плохо понимают материал, путаются и вздрагивают. чтобы было скучно, автозапишите указанную информацию.
Психологи сделали следующее наблюдение: группа из примерно тридцати человек с нормальной памятью должна была повторить новую математическую формулу не менее восемнадцати раз, чтобы запомнить ее. При изложении сложного, трудно усваиваемого материала преподавателю рекомендуется каждые пятнадцать минут делать логические перерывы.
Также следует учитывать, что среднестатистический человеческий мозг способен работать более четырех часов в день. Кроме того, как цветок отслеживает свой день, открывая и закрывая лепестки в разное время суток, так и наши тела, включая мозг, работают по-разному в разное время суток.
Список использованной литературы:
1. Баврин И. И. Основы высшей математики; Высшая школа - М., 2004. - 520 с.
2. Баврин И.И. Высшая математика; [не указано] - М., 2001. - 616 с.
3. Бараненков А. И., Богомолова Е. П., Петрушко И. М. Сборник задач и типовых расчетов по высшей математике; Лань - М., 2009. - 240 с.
© Рустамов Б.М., Атаджанова Б.Э., 2023