3 См.: Решетов Г. Г. Мелиорация новоосваевымых почв Узбекистана. Ташкент, 1986; Решетов Г.Г., Нагорный В.В., Гордиенко В.В. Основные положения по промывкам засоленных земель Саратовской области. Саратов, 2001.
4 См.: Рекомендации. Технологии мелиорации и возделывания сельскохозяйственных культур на солонцовых землях Поволжья. М., 1989.
5 См.: Руководство по мелиорации солонцов и засоленных солонцовых земель при орошении в Волгоградской области. М., 1988.
6 См.: Реймерс Н.Ф. Природопользование. М., 1990.
7 См.: Решетов Г.Г. Использование биологических мелиораций на орошаемых землях Поволжья // Мелиорация и водное хозяйство. 1996. № 5 - 6. С. 49 - 52.
8 См.: Надеждин С.М., Кшникаткина А.Н. Влияние многолетних трав на плодородие черноземных почв: Материалы Всерос. научно-производ. конф. Пенза, 1998. С. 74 - 76.
УДК 339.74
ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НАКАНУНЕ БОЛЬШИХ ПЕРЕМЕН
A.A. Синягин,
кандидат экономических наук, профессор кафедры банковского дела, проректор по международным связям, СГСЭУ
ВЕСТНИК. 2003. № 6
В современном мире сфера валютных отношений приобретает все большее значение. От того, насколько правильно организованы и юридически верно отрегулированы эти отношения на международном и национальном уровнях, зависит в конечном итоге экономическое благополучие той или иной страны. Особенно это важно для России в условиях реформирования ее национальной экономики.
Основами валютного регулирования в Российской Федерации являются нормативно-правовые акты государства, среди которых следует выделить прежде всего закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", принятый 9 октября 1992 г. с последующими изменениями и дополнениями. Данным законом определяются принципы проведения операций с российской и иностранной валютой на территории Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, а также устанавливается ответственность за нарушение валютного законодательства.
5 июля 2001 г. вступили в силу изменения и дополнения в закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", внесенные федеральным законом от 31 мая 2001 г. №72-ФЗ. Эти изменения являются наиболее значительными из всех, внесенных в закон ранее, поскольку направлены на устранение неэффективных ограничений в данной сфере и либерализацию регулирования валютной деятельности.
Напомним основные изменения, внесенные данным законом в действующее валютное законодательство1.
1. Уточнены понятия ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации и иностранной валюте, и расширен перечень финансовых инструментов, относящихся к ценным бумагам.
2. Значительно расширен перечень переводов неторгового характера, осуществляемых без специального разрешения.
3. Введено новое понятие - "свободно конвертируемая валюта".
4. Ст. 1 закона дополнена п. 13, изменяющим порядок отсчета сроков платежа при осуществлении расчетов, связанных с экспортом товаров. Срок осуществления данной валютной операции теперь отсчитывается по факту вывоза товара, а не с момента перехода права собственности на него.
♦
5. Резидентам предоставлено право иметь в зарубежных банках без получения лицензии банка России счета в иностранной валюте, не являющейся свободно конвертируемой. Одновременно дается определение иностранной валюты, не являющейся свободно конвертируемой.
6. Изменен порядок совершения некоторых валютных операций, связанных с движением капитала. Установлены четыре вида операций, осуществляемых без ограничений, т.е. без получения разрешения Банка России (в режиме текущих валютных операций).
7. Определен новый порядок выдачи лицензии Банком России, направленный на дебюрократизацию этого процесса.
Следующим шагом на пути либерализации стало вступление в силу с 15 марта 2003 г. федерального закона РФ "О внесении изменений и дополнений в статьи 6 и 8 закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" от 27 февраля 2003 г. №28-ФЗ. Как известно, ранее российские граждане могли вывозить без каких-либо справок и деклараций валюту на сумму, равную 1,5 тыс. дол. Если же количество валюты превышало означенную сумму, полагалось указать в декларации всю сумму иностранной валюты. Причем на разницу, превышающую 1,5 тыс. дол., уже требовались банковские справки или другие документы, подтверждающие происхождение денег, или заполненная декларация о ввозе валюты в РФ (если валюта осталась от предыдущей поездки). На вывоз суммы, превышающей 10 тыс. дол., требовалось специальное разрешение Центробанка. Что касается иностранных граждан (нерезидентов), они могли вывозить наличной валюты из РФ не больше, чем ввезли и задекларировали. Все это было очень неудобно не только для резидентов и нерезидентов, но и создавало дополнительные трудности для таможенников.
Новые правила в значительной степени уравнивают в правах российских и иностранных граждан. Теперь согласно закону и те и другие могут вывозить без декларации 3 тыс. дол. Сумму в пределах 10 тыс. дол. необходимо декларировать. При этом никаких банковских справок не требуется. Единовременный вывоз из Российской Федерации физическими лицами наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 10 тыс. дол., не допускается за исключением некоторых случаев. Так, физические лица (резиденты и нерезиденты) имеют право вывозить из Российской Федерации ранее ввезенную в РФ наличную иностранную валюту в пределах суммы, указанной в таможенной декларации, подтверждающей ее ввоз в страну.
Необходимо отметить, что работа над проектом закона о поправках была достаточно долгой и не-
простой. Шли бурные и затяжные дебаты в Госдуме, Совет Федерации отправлял проект на доработку, банкиры и представители крупного бизнеса обсуждали этот вопрос на Совете по предпринимательству при Правительстве РФ, обращались к Президенту. Поэтому и принятие этого закона вызвало неоднозначную реакцию и повлекло соответствующие комментарии как со стороны оппонентов, так и со стороны разработчиков.
Основные доводы оппонентов сводятся к тому, что Центральный банк, которому предоставлено право ограничивать ввоз и вывоз валюты в кризисной экономической ситуации, будет злоупотреблять этим правом и самостоятельно определять момент наступления этой самой кризисной ситуации. В свою очередь руководители Центробанка аргументируют свою позицию тем, что кризисной может быть названа такая ситуация, когда цена нефти упадет до 12 дол. за баррель. Тогда, по их мнению, и могут потребоваться ограничения на вывоз валюты. Думается, что позиция последних является наиболее обоснованной и аргументированной. При сегодняшних достаточно высоких ценах на нефть и общей относительно благоприятной внутренней экономической конъюнктуре вряд ли в обозримом будущем возникнет ситуация, требующая введения ограничений.
Что же касается простых россиян, едущих за границу в краткосрочные командировки или в отпуск, нововведения значительно упростят прохождение таможенной границы. Кроме того, внесенные изменения никак не ограничивают вывоз валюты с помощью кредитных карточек, а это уже не тысячи, а миллионы долларов и евро.
Лимиты на вывоз наличных денег существуют и в других странах. По данным Ассоциации российских банков, в США необходимо декларировать суммы свыше 10000 дол., в Австралии - свыше 5900 дол., во Франции - свыше 7500 дол., из Турции больше 500 дол. вообще нельзя вывозить. Из Китая можно свободно вывезти 2000 дол., на суммы до 10000 дол. требуется разрешение, все, что свыше этого, - под запретом. В Литве предел - 85000 дол.
Дальнейшей либерализации валютного рынка несомненно способствует и новый механизм обязательной продажи экспортной валютной выручки.
Федеральным законом от 7 июля 2003 г. №116-ФЗ "О внесении изменения в статью 6 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" установлено, что обязательная продажа валютной выручки резидентов от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) осуществляется в объеме, установленном Центральным банком РФ, но не свыше 30 % суммы валютной выручки. 9 июля 2003 г. Центральный банк РФ в рамках данного закона принял решение установить норматив обязательной
продажи валютной выручки в размере 25% от суммы валютной выручки (Указание ЦБ РФ от 09.07.2003 г. №1304 - У). Напомним, что ранее в соответствии с федеральным законом от 8 августа 2001 г. №130-ФЗ обязательной продаже через уполномоченные банки подлежало 50% экспортной валютной выручки.
Работа над совершенствованием валютного законодательства продолжается. В последнее время не утихают ожесточенные дискуссии вокруг разработанного правительством нового варианта закона "О валютном регулировании и валютном контроле". В качестве альтернативы в Государственной Думе появились еще два документа. Это проект Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), представляющий интересы крупных экспортеров и вариант законопроекта, представленный депутатами 21 ноября 2002 г. Оба эти варианта, объединенные в один законопроект, по мнению их разработчиков, более либеральны и прогрессивны по сравнению с правительственным документом.
Главный предмет дискуссий - право Центробанка в случае "кризисной ситуации" резервировать валюту в размере до 20% от суммы сделки на срок до одного года при ввозе валюты и до 100% на два месяца при вывозе. Оппоненты правительственного документа указывают на то, что в нем нет четкого определения кризиса, а это предоставляет значительную власть Минфину и Центробанку, которые могут объявить наступление кризисной ситуации в любой момент. Тем не менее в правительстве считают, что закон кроме либерализации валютного рынка призван также не допустить кризиса в результате резкого притока или оттока капитала. По мнению экспертов Центробанка, существует реальная опасность того, что ввезенная под видом инвестиций валюта окажется на спекулятивном рынке, где доходность значительно превысит сам объем ввезенной валюты. По окончании операции игрок поменяет рубли, которыми он оперировал в России, на валюту и вывезет ее. А это в свою очередь приведет к истощению резервов коммерческих банков. В этом случае Центральному банку придется осуществлять эмиссионное кредитование российской банковской системы, что отрицательно скажется на ее устойчивости.
Очевидно, что такие опасения логичны и имеют под собой реальную почву. Кроме того, такого рода ограничительные меры временные - они вводятся только до 1 января 2007 г.
Вызывает также много споров вопрос о нормативе обязательной продажи валютной выручки. Законопроект, подготовленный депутатами в союзе с РСПП, предусматривает отмену обязательной продажи валютной выручки с 1 января 2005 г. в отличие от правительственного варианта, который снижает
норматив обязательных валютных продаж с 50 до 30% и устанавливает этот норматив до 2007 г.
Необходимо отметить, что острые дискуссии между сторонниками и противниками обязательной продажи части экспортной валютной выручки не утихают уже продолжительное время. Но если после печально известных событий августа 1998 г. мало кто сомневался в самой необходимости продажи части полученных экспортерами валютных поступлений, то по мере выхода из кризиса и улучшения экономической конъюнктуры все чаще раздаются голоса в поддержку смягчения действующих ограничений вплоть до их полной отмены.
На наш взгляд, к решению данной проблемы следует подходить осторожно и взвешенно. С одной стороны, трудно согласиться с теми специалистами, которые утверждали, что снижение нормы с 75 до 50% ухудшило ситуацию на валютном рынке. Уже в первый год после снижения данного норматива на валютный рынок, по оценке экспертов, поступило примерно на одну треть больше валюты, чем за тот же период предшествующего года. В 2001 г. нетто-покупка иностранной валюты Банком России составила 24,7%, в 2002 г. - 24,3% от поступления экспортной валютной выручки. Тем самым совокупный спрос денежных властей на иностранную валюту составляет примерно четверть от ее поступления, что вполне укладывается в 30-процентный норматив2. Продолжают расти и золотовалютные резервы Банка России, которые достигли к середине 2003 г. рекордной цифры в 65 млрд дол. Внешние долги погашаются в соответствии с утвержденным графиком.
С другой стороны, в нашей стране сегодня, очевидно, нельзя еще обойтись без такого валютного ограничения, как обязательная продажа части валютной выручки. Особенно это актуально в свете происходящих событий в мире. Это и иракский кризис, и замедление темпов экономического роста в США и ведущих странах Западной Европы, и неустойчивость мировых цен на нефть, от экспорта которой напрямую зависит отечественная экономика. К этому можно добавить и нависшую "дамокловым мечом" неопределенность последствий присоединения России к ВТО.
Однако в любом случае (и это следует еще раз подчеркнуть) обязательная продажа части экспортной валютной выручки является временной и вынужденной принудительной формой государственной повинности, направленной на поддержание стабильной ситуации на внутреннем валютном рынке в условиях реформирования российской экономики.
Кроме вышеперечисленных нововведений, в проекте федерального закона РФ следует отметить следующие:
- предоставление кредитов и займов в валюте РФ резидентами нерезидентам осуществляется в порядке, который устанавливается Центральным банком РФ и может предусматривать:
а) требования об открытии счета в уполномоченном банке;
б) установление режима счета;
в) требование о резервировании суммы, не превышающей в эквиваленте 100% от суммы проводимой валютной операции, на срок не более 60 календарных дней до даты осуществления валютной операции;
- операции физических лиц-резидентов с ценными бумагами, номинированными в иностранной валюте, включая расчеты (переводы), связанные с приобретением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте (прав, удостоверенных ценными бумагами, номинированными в иностранной валюте), на сумму до 75 тыс. дол. в течение календарного года осуществляются без ограничений;
- Центральный банк РФ устанавливает порядок купли-продажи иностранной валюты резидентами и нерезидентами, который может предусматривать:
а) требование об открытии счета в уполномоченном банке;
б) установление режима счета;
- физические лица-резиденты открывают без ограничений счета в иностранной валюте в банках, расположенных на территории иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), для целей проведения валютных операций, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
- предоставление резидентами нерезидентам отсрочки платежа на срок более трех лет при экспорте товаров, указанных в разделах XVI, XVII и XIX ТН ВЭД РФ, осуществляется в порядке, который устанавливается Правительством РФ и может предусматривать требование о резервировании на срок до исполнения обязательств, но не более 2 лет, суммы, не превышающей в эквиваленте 50% от суммы проводимой валютной операции на дату резервирования;
- предоставление резидентами нерезидентам отсрочки платежа на срок более пяти лет за производимые резидентами за пределами территории РФ строительные и подрядные работы осуществляется в порядке, который устанавливается Правительством РФ и может предусматривать требование о резервировании на срок до исполнения обязательств, но не более 2 лет, суммы, не превышающей в эквиваленте 50% от суммы проводимой валютной операции на дату резервирования;
- увеличение срока возврата валютной выручки экспортерами с 90 до 180 дней.
Таким образом, в законопроекте, по сути, применяются только два вида ограничений по проведению валютных операций - резервирование и режим счета, необходимые на данном этапе экономического развития. Кстати, в документе делается уточнение, что нормы эти временные. Значительно расширен список операций, осуществляемых без ограничений, более того, список этот открытый, и он по мере улучшения состояния экономики будет расширяться.
Итак, процесс либерализации валютного рынка в России вступил в новую решающую фазу. Действительно, от того, насколько быстро, а главное результативно будет проходить дальнейшее рассмотрение законопроекта в Госдуме и насколько согласованно затем поступят с этим документом Совет Федерации и Президент, будет зависеть дальнейшее поступательное цивилизованное вхождение России в мировую экономику как равноправного партнера.
Здесь, очевидно, следует напомнить, что идеи либерализации внешнеэкономических отношений впервые нашли свое выражение в подписанном в Риме 25 марта 1957 г. договоре о создании Европейского экономического сообщества. Римский договор существенно расширил интеграционные процессы в Западной Европе. Основополагающим шагом на этом пути стало создание таможенного союза, что предполагало полную либерализацию взаимной торговли стран-членов ЕЭС. В развитие этого важнейшего соглашения в 1961 г странами -членами ОЭСР был принят Кодекс либерализации капитальных потоков, затем в 1978 г. была принята поправка к ст. IV Устава МВФ, в которой подчеркивалось, что "...одной из целей развития мировой валютной системы является обеспечение свободы движения капиталов", и, наконец, в 1986 г. был разработан новый основополагающий документ - Единый европейский акт (вступил в силу в 1987 г.), существенно дополнивший Римский договор и провозгласивший требование о создании европейского пространства без внутренних границ, в котором обеспечивается "свободное движение товаров, лиц, услуг и капиталов". Эти основополагающие принципы были конкретизированы и развиты в подписанном 7 февраля 1992 г. в Маастрихте (Нидерланды) договоре о Европейском союзе и в последующих документах, принятых уже в рамках ЕС.
Кроме этого, необходимость обеспечения конвертации валют по текущим операциям, как обязательное требование, закреплено в ст. VIII Устава МВФ.
Естественно, что условия и предпосылки для экономической либерализации в разных странах
имеют свои национальные особенности, которые нельзя не учитывать при осуществлении валютной политики. Вместе с тем ориентиры и критерии либерализации в мировой практике прописаны достаточно четко, и не стремиться к тому, чтобы их придерживаться, было бы по меньшей мере недальновидно.
То, что принятие нового закона - это назревшая необходимость, на наш взгляд, очевидно. Особенно сегодня, когда на фоне стабилизации политической ситуации в стране появляется возможность развития валютного рынка в соответствии со стратегической линией Правительства.
Нужно признать, что существующие меры валютного регулирования зачастую малоэффективны, действующие ограничения и запреты в большинстве случаев не срабатывают. Новый закон призван максимально либерализовать валютное регулирование с целью снижения издержек для участников российского валютного рынка и их контрагентов.
Предложенный правительством законопроект предусматривает достаточно либеральный подход к валютным операциям. Гарантирован практически свободный режим по текущим операциям и, в случае если не будут возникать кризисные ситуации, достаточно свободный режим по капитальным.
Особо следует подчеркнуть, что в законопроекте перечислены все виды возможных ограничений, так же как и все виды регулируемых валютных операций. Таким образом, имеется возможность в каждом конкретном случае при возникновении какой-либо внештатной ситуации оценивать, какие именно адекватные меры нужно предпринять. Четко определены механизмы регулирования валютных операций.
Еще раз подчеркнем, что все вводимые ограничения носят временный характер. Проект федерального закона предусматривает их снятие после 1 января 2007 г.
Российская экономика в последнее время демонстрирует хоть небольшой, но устойчивый рост. ВВП растет, объем промышленного производства и внешнеторговый оборот увеличиваются. Золотовалютные резервы Центробанка растут. В соответствии с позитивно меняющейся экономической обстановкой необходимо постепенно, шаг за шагом, менять российское валютное законодательство в сторону его дальнейшей либерализации.
В этом смысле, думается, нельзя согласиться с либерально настроенной частью депутатского корпуса и представителями крупного бизнеса, которые считают, что ввоз и вывоз валюты должны быть произвольными, без каких-либо ограничений как для резидентов, так и для нерезидентов. Ссы-
лаются при этом на то, что рынок сам все расставит по местам.
Конечно, куда комфортнее жить в условиях полной экономической свободы. Но отсутствие валютных ограничений - привилегия развитых, стабильных, экономически мощных держав. А пока наша страна живет за счет экспорта, а доходная часть бюджета полностью зависит от уровня цен на нефть, газ, цветные металлы, лес, о немедленной отмене всех валютных ограничений говорить преждевременно.
К осторожности в либерализации валютного рынка призывают российские власти и представители МВФ, по мнению которых она должна идти в ногу с макроэкономической стабилизацией и снижением инфляции. Кстати, в начале мая 2003 г. на заседании совета директоров МВФ, где был осуществлен обзор российской экономики, отмечено неуклонное улучшение экономической ситуации в России в период после августовского финансового кризиса 1998 г. и были даны рекомендации российскому правительству поддерживать укрепление российского рубля, поскольку альтернативой этому, с точки зрения специалистов МВФ, является усиление инфляции.
Кроме того, укрепление национальной валюты позитивно влияет на инвестиционный климат. Как свидетельствует статистика, в январе - марте 2003 г. инвестиции в основной капитал увеличились на 10,2% (в 1 квартале прошлого года - на 1,2%). Одна из причин возросшего доверия инвесторов - стабильная национальная валюта.
Стабильная национальная валюта - залог ее конвертируемости. Сделать рубль свободно обращающимся на международных рынках - стратегическая цель, которую поставил перед Правительством Президент Владимир Путин в своем ежегодном послании Федеральному Собранию 16 мая 2003 г. Необходимыми условиями для успешного решения этой задачи являются создание конкурентоспособной и динамично развивающейся экономики, проведение взвешенной и ответственной бюджетной и денежно-кредитной политики и наличие в стране достаточно либерального и гибкого валютного законодательства, обеспечивающего свободную конвертацию рубля по всем видам валютных операций.
1 Подробнее об этом см.: Синягин A.A. Либерализация валютного рынка: новое в валютном законодательстве // Вестник СГСЭУ. 2001. № 2. С. 63 - 66.
2 См.: Аналитический Банковский Журнал. 2003. № 6. С. 17.