век, что не соответствует ее туристическому потенциалу. В качестве основных факторов, сдерживающих развитие въездного туризма, в Концепции, в частности, названы: образ России как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации; действующий порядок выдачи российских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении; неразвитая туристическая инфраструктура; несоответствие цены и качества размещения в гостиницах1 и др.
С каждым годом растет число российских граждан, желающих совершить туристическую поездку, особенно в зарубежные страны, что вполне понятно, если учесть, что еще 10 лет назад поездка рядового гражданина нашей страны за границу составляла серьезную проблему. Так, в последние годы среднее число российских туристов, выезжающих в страны дальнего и ближнего зарубежья, составляет около 13 млн человек. Это свидетельствует
о том, что туристическая деятельность, пройдя период хаотичного развития, переходит на качественно высокий этап.
Государственное управление туристической деятельностью в РФ осуществляется различными способами. При этом государство, разрешив туристическую деятельность как вид предпринимательской деятельности, устанавливает лишь рамочные ограничения, в пределах которых туристическая деятельность может развиваться, исходя из инициативы хозяйствующих субъектов в сфере производства (формирования) и продвижения туристических услуг.
Практика последних лет показывает, что такая стратегия управления туризмом себя оправдывает. Например, в городах российского Черноморья (Сочи, Анапа, Геленджик, Туапсе) открываются все новые и новые туристские объекты (так, в Анапе с 2000г. стал функционировать аквапарк, построенный по европейским стандартам), и в целом можно констатировать быстрые темпы развития туризма в России2.
Координацию туристской деятельности в соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в РФ» осуществляет федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма. В настоящее время таким органом является Министерство экономического развития и торговли РФ. Министерство осуществляет руководство деятельностью представительств Министерства в иностранных государствах по вопросам туризма, их кадровое обеспечение и финансирование.
Органы публичной организации туристской деятельности создаются также в субъектах РФ.
2 Менеджмент туризма. Туризм и отраслевые системы. М.: Финансы и статистика, 2001. С. 162.
2 Бордюга Т. Туристический бизнес требует регулировки // Коммерсант. 2001. 28 марта.
На наш взгляд, самыми важными функциями органов публичной организации туристской деятельности являются функции контроля за качеством туристических услуг, для чего указанные органы наделены полномочиями по организации лицензирования, совершенствования государственной системы стандартизации и сертификации товаров и услуг, а также разработке международных и отечественных норм и правил в сфере туризма.
Значительный застой был отмечен в сфере туризма также в Республике Армения, что просто неприемлемо для такой древней страны, представляющей исторический интерес. Это было связано с распадом СССР, военным положением, с упадком социальной и политической жизни в стране. Однако нельзя не заметить, что в последнее время в РА также отмечается значительный приток туристов, которым интересны исторические и культурные ценности древней страны.
Тем не менее, развитие туризма как в Российской Федерации, так и в Республике Армения невозможно без совершенствования законодательства. Конкретные предложения по изменению и дополнению нормативно -правовых актов, регулирующих туристскую деятельность, требуют глубокой проработки и могут составлять предмет самостоятельных научных исследований.
Степанова Д. С.,
аспирантка МГЮА
ВАЛЮТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Не вызывает сомнения, что регулирование органами государственной власти валютных отношений, осуществляемое непосредственно путем принуждения к соблюдению установленных на законодательном уровне валютных ограничений, в первую очередь, направлено на защиту экономической безопасности государства. В то же время уровень либерализации внешнеэкономических отношений непосредственно влияет на темпы развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества. Стремление к достижению поставленной Президентом В.В. Путиным задачи по вступлению России во Всемирную Торговую Организацию и признание рубля с июля 2006 года конвертируемой валютой способствовали значительному изменению законодательства в сфере валютных ограничений вплоть до упразднения некоторых из них. Однако тенденция к снижению интенсивности валютного регулирования прослеживалась уже задолго до 2006 года.
В валютном регулировании, определяемом как деятельность государства по регламентированию порядка совершения валютных операций и международных расчетов , выделяют три режима:
а) валютная монополия государства, характеризующаяся тем, что национальная валюта является замкнутой и не подлежит конвертации;
б) наличие системы валютных ограничений и ограниченно конвертируемой национальной денежной единицы (под валютными ограничениями, согласно определению, данному профессором Н.М. Артемовым, подразумеваются меры запретительного характера, направленные на лимитирование и регламентацию операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями2);
в) отсутствие валютных ограничений и становление национальной денежной единицы, свободно конвертируемой3.
Ранее в России циклически применялся как первый, так и второй режимы, но сейчас с учетом последних изменений можно сказать, что властью принят курс на переход к третьему режиму — к выходу национальной денежной единицы Российской Федерации на мировой рынок и к свободному осуществлению валютных операций.
Валютные ограничения в России стали применяться уже начиная с конца XIX — начала XX века. Так, «в 1894 году для содействия политике графа Витте по уменьшению спекуляции на рублях на берлинском валютном рынке был запрещен вывоз рублей. И снова во время русско-японской войны и последовавших затем революционных событий валютные ограничения применялись, чтобы уменьшить спекуляции на покупках иностранных валют»4.
Во времена «железного занавеса» в России существовала валютная монополия государства, а за спекуляцию валютными ценностями и ценными бумагами физические лица привлекались к уголовной ответственности 5. Однако на пути к свободной рыночной экономике подобная ситуация не могла оставаться неизменной.
Принятие 9 октября 1992 года закона «О валютном регулировании и валютном контроле» № 3615-16 стало переломным моментом в либерализации валютного регулирования. Как физические, так и юридические лица — резиденты и нерезиденты, получили право иметь в собственности валютные ценности, покупать и продавать их, ввозить в Российскую Федерацию
1 Финансовое право / под ред. Н.И. Химичевой. М., Норма. 2007. С. 408.
2 Артемов Н.М. Валютные ограничения. М., 2001. С. 31.
3 Финансовое право / под ред. О.Н. Горбуновой. М., Юристъ. 2006. С. 539.
4 Цит. по: Япушко Р.Л. Правовое регулирование валютными ограничениями в Российской Федерации. Дис. Петрозаводск, РГБ. 2006. С. 20.
5 Статья 88 Уголовного кодекса РСФСР от 27 октября 1960.
1 Опубликовано: Российская газета. № 240. 04 ноября 1992; Ведомости СНД и ВС РФ. 12 ноября 1992. № 45, ст. 2542.
и вывозить за границу при соблюдении таможенных правил, а также иметь счета в иностранной валюте в уполномоченных банках Российской Федерации и за ее пределами.
Однако почти полное отсутствие валютных ограничений повлекло за собой значительный отток капитала за рубеж, что негативно сказалось на состоянии экономики России. Также открытие для населения доступа к долларовым накоплениям на всей территории России путем создания обширной сети обменных пунктов и восьми валютных бирж привело ко «всеобщей долларизации» и возможности уничтожения рубля как национальной валюты экономически независимого государства Вследствие чего необходимо было срочно создать систему валютных ограничений, которые смогли бы изменить сложившуюся ситуацию. После дефолта 1998 года в Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 09 октября 1992 № 3615-1 были внесены поправки, которые лимитировали объем вывозимой из страны иностранной валюты2.
В дальнейшем, вплоть до принятия закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 № 173-Ф3 3 ужесточилась система валютного регулирования и контроля. Резидентна проведение валютных операций, связанных с движением капитала, должен был получать индивидуальное разрешение у органов валютного контроля. В 1998 году норматив выручки, подлежащий обязательной продаже, составлял 75 процентов и постепенно снижался Банком России в последующие годы. Иностранная валюта, получаемая предприятиями (организациями) — резидентами, подлежала обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках в Российской Федерации, а открытие резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации допускалось в исключительных случаях4. Подобные строгие меры воспрепятствовали незаконному вывозу за пределы страны капиталов и обеспечили относительную стабильность курса рубля, а также способствовали увеличению золотовалютных запасов Российской Федерации за счет поступления иностранной валюты из-за рубежа. Между тем, огромное количество валютных ограничений препятствовало интенсивному развитию внешнеторговых связей России, интеграции ее в мировую экономику, снижало инвестиционную привлекательность страны. Учитывая указанные небла-
1 Наговицин А.Г. Валютная политика. М., 2000. С. 23.
2 Части 1 и 2 ст. 1 Федерального закона от 05 июля 1999 № 128-ФЗ «О внесении дополнений в Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле». Опубликован: Российская газета. № 129,07 июля 1999; Собрание законодательства РФ. 12 июля 1999. № 28. Ст. 3461.
3 Опубликован: Собрание законодательства РФ, 15 декабря 2003, № 50, ст. 4859, Парламентская газета, № 233, 17 декабря 2003, Российская газета, № 253, 17 декабря 2003.
4 Части 1 и 2 ст. 5 Закона от 09 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» в редакции от 10 декабря 2003 № 173-ФЭ.
гоприятные последствия, выявилась необходимость совершенствования российского валютного законодательства путем «приведения его в соответствие с нормами Всемирной Торговой Организации и принятия такого федерального закона о валютном регулировании, который был бы в немалой степени направлен на защиту экономических интересов государства»1, и, прежде всего, на развитие международных валютных отношений и достижение «глобальной конкурентоспособности»2 России на мировом рынке. Была осознана важность перехода к конвертируемости рубля, поскольку последняя — «необходимое условие интеграции страны во всемирное хозяйство и международное разделение труда, так как интернационализация хозяйственных связей требует взаимосвязи рынков товаров, услуг, капиталов, валют»3. Таким эпохальным законом стал федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЭ «О валютном регулировании и валютном контроле», который вступил в силу 18 июня 2004 года.
Основные принципы валютного регулирования и валютного контроля, установленные новым законом (ст. 3—5), к которым в том числе относятся: приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования, исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов, обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций; обязанность толкования всех неустранимых сомнений, противоречий и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации в пользу резидентов и нерезидентов, запрет на установление требования о получении индивидуальных разрешений, отражают кардинальное изменение основного системообразующего постулата правового регулирования валютных операций между резидентами и нерезидентами — вместо принципа «запрещено все, что не разрешено», характерного для административного регулирования экономики, теперь стал общеправовой принцип «разрешено все, что не запрещено», отвечающий рыночным условиям4.
В связи с изданием нового Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» важнейшими валютными ограничениями стали: запрет валютных операций между резидентами, за исключением некоторых операций, резервирование, предварительная регистрация счета (вклада), репат-
1 Астанина О.Н. Меры валютного регулирования в условиях перехода к либерализации внешнеэкономических отношений // Право и экономика, 2005. № 2. С. 69.
2 Федченко О. С. Влияние системы валютных ограничений на инвестиционную привлекательность России // Налоги (газета). 2006. № 11 (КонсультантПлюс — Юридическая пресса, 10 марта 2006).
3 Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / под ред. Л.Н. Красавиной. М.: Финансы и статистика, 2006. С. 180.
4 Валютное право / Д.Г. Алексеева, С.В. Пыхтин, Н.В. Сапожников, Я.М. Фальковская. М., Норма, 2007. С. 78.
риация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации, паспорт сделки, обязательная продажа резидентами части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, использование специального счета для осуществления определенных валютных операций, количественные ограничения на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг, осуществление определенных валютных операций только через уполномоченные банки.
Несмотря на то, что статьей 6 названного Закона постулируется недискриминационный характер валютных ограничений, многие ученые придерживаются противоположенной позиции и считают данное положение исключительно декларативным: «Любые валютные ограничения имеют дискриминационный характер, поскольку способствуют перераспределению валютных ценностей в пользу государства и частично в пользу крупнейших компаний за счет сокращения доступа к иностранной валюте и операциям с ней средних и мелких предпринимателей, которые обычно и выступают против введения указанных ограничений»1; «валютные ограничения обычно являются составной частью политики протекционизма и дискриминации торговых партнеров»2.
В связи с необходимостью либерализации валютного регулирования стало происходить постепенное изменение нового закона в направлении отмены некоторых валютных ограничений и ослабления оставшихся. Статьей 1 Федерального закона от 18.07.2005 № 90-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»3 существенно расширился перечень разрешенных между резидентами операций с валютой (внесены изменения в статью 9, введена часть 6.1 ст. 12 ФЗ от 10 декабря 2003 № 173-Ф3); внесены изменения в ст. 16 «Резервирование» ФЗ от 10 декабря 2003 № 173-Ф3 в целях обеспечения возврата суммы резервирования лицу, внесшему указанную сумму.
Многие юристы задавались вопросом о целесообразности резервирования. С одной стороны, в отличие от ранее применявшейся системы разрешений резервирование направлено на экономическое дестимулирование, а не на административный запрет отдельных видов валютных операций, что следует признать серьезным проявлением либерального подхода. Однако законодатель, установив предельный срок резервирования, равный двум годам, неза-
1 Тосунян Г.А., Емелин А.В. Валютное право Российской Федерации. М., 2002. С. 27.
2 Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / под ред. Л.Н. Красавиной. М.: Финансыи статистика. 2001. С. 193.
3 Опубликован: Первоначальный текст документа опубликован в изданиях: Парламентская газета, № 128, 20 июля 2005; Российская газета, № 156, 20.07.2005; Собрание законодательства РФ, 25 июля 2005, № 30 (ч. 1). Ст. 3101.
дам, независимо от длительности валютной операции и исполнения нерезидентом своих обязательств по платежам, отказался от возможности стимулировать исполнение внешнеторговых контрактов путем сохранения резервирования вплоть до завершения сторонами расчетов по сделке. Кроме того, законодатель не воспользовался также и возможностью использовать резервирование для обеспечения исполнения резидентами обязанности по репатриации валютной выручки и обязательной продаже ее части, не предусмотрев возможность обращения взыскания на сумму резервирования в случае неисполнения резидентом указанных обязанностей \ По мнению к.ю.н. Н.А. Саттаровой, требование о резервировании было введено в качестве определенной страховки от кризиса 1998 года, когда вследствие внезапного оттока капитала из России в стране остались долговые обязательства — при условии резервирования иностранный инвестор оставляет государству своеобразный «залог», обеспечивающий его присутствие в России2. Между тем гендиректор «Интерфакс-ЦЭА» Михаил Матовников утверждает, что подобные меры оказались не слишком эффективными, поскольку фактически никак не сдерживали западных спекулянтов, использующих «серые» схемы и обходивших требования Центрального банка Российской Федерации \
Данные обстоятельства повлекли за собой отмену Федеральным законом от 26 июля 2006 № 131-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон “О валютном регулировании и валютном контроле"»4 с 1 июля 2006 года требований об обязательном резервировании при осуществлении валютных операций, а также использовании специального счета. Кроме того, с
1 июля 2006 года была признана недействующей статья 17 ФЗ от 10.12.2003 № 173-Ф3, устанавливающая перечень способов обеспечения исполнения обязательства нерезидента перед резидентом.
Однако на этом поступательное движение либерализации законодательства о валютном регулировании не остановилось. Все тем же законом от 26.07.2006 № 131-Ф3 с 1 января 2007 г. отменено требование о предварительной регистрации налоговыми органами счета (вклада), открываемого резидентом в банке за пределами территории РФ, а также требование об обязательном уведомлении резидентом налоговых органов о закрытии подобных счетов (вкладов).
Едва ли не самым значительным изменением законодательства о валютном регулировании стала отмена с 1 января 2007 г. обязательной продажи
1 Емелин А. Новеллы и нерешенные проблемы // ЭЖ-Юрист. 2004. № 5 (Консуль-тантПлюс — Юридическая пресса, 05 февраля 2004 г.).
2 Саттарова Н.А. Система мер валютно-правового ограничения // Финансовое право. 2005, № 12. С. 37.
3 Романова Н. Перевыполнение нормы. ЦБ отменяет обязательную продажу валютной выручки // Время новостей. № 52. 28 марта 2006 г. <http://www.vremya.ni/2006/52/8/148539.litml> (последнее посещение — 04 июня 2008).
4 Опубликован: Российская газета. № 162. 27 июля 2006; Собрание законодательства РФ. 31 июля 2006. №31(1 ч.). Ст. 3430; Парламентская газета. № 126—127, 03 августа 2006 г.
резидентами части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации. Многие предприниматели жаловались, что обязательная продажа части валютной выручки мешает их бизнесу, так, Анатолий Кру-чинин, генеральный директор ОАО «Северсталь», утверждал: «В России валютное законодательство в большей степени препятствует, а не помогает развитию бизнеса. Для металлургов, в том числе и для «Северстали», принципиален прежде всего вопрос отмены обязательной продажи валютной выручки. Абсурдно заставлять компании продавать валюту (ежемесячная валютная выручка «Северстали» — почти $100 млн), а потом тратить средства на ее приобретение для закупки импортного сырья, оборудования и т.д.»1.
Однако возникло мнение, что подобное изменение законодательства явилось чисто символическим решением. По мнению начальника аналитического отдела Банка Москвы Кирилла Тремасова, «экспортеры уже не первый год продают выручку, объем которой в несколько раз превышает требуемые Центробанком 10%». «На ММВБ предложение валюты давно превалирует над спросом, курс рубля растет, держать средства в долларах невыгодно, а единственным крупным покупателем долларов является ЦБ, — констатирует гендиректор «Интерфакс-ЦЭА» Михаил Матовников. — Так что требования регулятора перестали играть какую-либо роль на рынке. Этого решения ждали давно»2.
Летом прошлого года, как очередное подтверждение наблюдаемой тенденции либерализации валютного регулирования, принят закон от 05 июля 2007 № 127-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О валютном регулировании и валютном контроле”»3, который предоставляет право физическим лицам перечислять на счета, открытые в уполномоченных банках либо в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, без ограничения по сумме денежные средства в валюте супругам или близким родственникам.
В целом можно сделать вывод, что законодатели, правильно оценив необходимость интеграции России в мировое сообщество, а также состояние экономики страны, обоснованно отменили некоторые лишние на сегодняшний день валютные ограничения. Между тем, учитывая возможность ухудшения данного положения в связи со столь мягким валютным режимом и военно-политическую нестабильность мирового сообщества, полагаю вероятным делиберализацию валютного законодательства и продолжение рассмотренного нами цикла изменения валютного регулирования.
1 Какие валютные ограничения мешают вашему бизнесу // Компания еженедельный журнал № 236,21 октября 2002 http://www.ko.ni/document. а8р?с1_по=5435&р=1 (последнее посещение 25 июня 2007).
2 Романова Н. Перевыполнение нормы. ЦБ отменяет обязательную продажу валютной выручки // Время новостей. № 52. 28 марта 2006. <http://www.vremya.ni/2006/52/8/148539. Ыш1> (последнее посещение 04 июня 2008).
3 Опубликован: Российская газета. № 152.17 июля 2007; Собрание законодательства РФ. 16 июля 2007. № 29. Ст. 3480; Парламентская газета. № 95. 19 июля 2007 г.