Практика исполнения внешнеторговых сделок в России
ДВ. Рыбец
Профессор Всероссийской академии внешней торговли
ЮА. Савинов
Доктор экономических наук, профессор Всероссийской академии внешней торговли
1. Общие положения. Нормативная база
Главной задачей настоящей статьи является анализ основных положений исполнения внешнеторговых сделок в условиях налогового, таможенного и валютного законодательства РФ. Участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) должны четко себе представлять, что исполнение контрактов, как по экспортным, так и по импортным операциям находится в жестком правовом поле и требует особого внимания в зависимости от условий сделки (сроков исполнения, платежей, специфики товара и др.). Для этого требуется понимание порядка исполнения контрактов, последовательности действий резидента после подписания сделки, выполнения всех процедур, связанных с оформлением паспортов сделок, таможенного оформления товаров, уплаты налогов.
При исполнении внешнеторговых операций нередко возникают затруднения из-за слабого знания нормативных актов, регулирующих ВЭД, двоякого их толкования, а порой и противоречивых положений тех или иных законов, подвергающихся зачастую многочисленным изменениям.
В настоящей статье изложены наиболее характерные моменты (трудности, проблемы, недостатки), которые следует учитывать и к которым надо быть готовыми при исполнении контрактов.
В этой связи целесообразно напомнить, что основными нормативными актами, регулирующими внешнеэкономическую деятельность (международных договоров купли-продажи), является:
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации.
2. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» № 164-ФЗ от 08.12.03.
3. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-Ф3.
4. Таможенный кодекс Российской Федерации № 61-ФЗ от 28.05.03.
5. Налоговый кодекс РФ № 117-ФЗ от 05.08.00 (часть 2).
6. Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Венская конвенция 1 980 г.).
В развитие этих законов существуют многочисленные инструкции Центрального Банка РФ, Федеральной таможенной службы, налоговых органов, которые дополнительно регулируют порядок взаимоотношений между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговых операций, а также регулирующих порядок уплаты пошлин, налогов, сборов,своевременного возврата валютной выручки резидентами, как при экспорте, так и при импорте товаров.
Знание особенностей тех или иных положений вышеуказанных нормативных актов и практики их применения позволит резидентам избежать многих неприятностей (а в ряде случаев и штрафных санкций), которые нередко возникают в процессе исполнения внешнеторговых операций.
Особенно важно отметить, что до подписания контракта и начала его исполнения экспортер (импортер) должен обязательно позаботиться, чтобы вопросы получения лицензий (и/или квот) на ввоз-вывоз того или иного товара (в случае, если он подлежит лицензированию или квотированию) были заблаговременно решены во избежание сложностей, которые могут возникнуть в подобных случаях.
Перечень отдельных видов товаров, на экспорт или импорт которых предоставляется исключительное право, а также организации, которым предоставляется исключительное право на экспорт и/или импорт отдельных товаров, определяется федеральными законами.
Исключительное право предоставляется на основе лицензии, выдаваемой федеральным органом исполнительной власти. Сделки, осуществленные по экспорту или импорту лицензируемых товаров без лицензии
- являются ничтожными.
В настоящее время действует Постановление Правительства Российской Федерации №364 от 9 июня 2005 г., которым утверждено Положение о лицензировании в сфере внешней торговли товарами.
Под лицензированием понимается административная процедура регулирования внешнеторговых операций, осуществляемая путем выдачи документа, разрешающего экспорт и/или импорт отдельных видов товаров. Минэкономразвития РФ через свои территориальные органы выдает участникам внешнеторговой деятельности следующие виды лицензий:
а) Разовая лицензия - выдается на основании контракта, предметом которого является экспорт или импорт отдельного вида товара в определенном количестве, сроком действия не более 1 года со дня выдачи.
б) Генеральная лицензия - выдаваемая на основании решения Правительства
РФ, разрешающая экспорт или импорт отдельного вида товара в определенном количестве, сроком действия не более 1 года со дня выдачи.
в) Исключительная лицензия - документ, предоставляющий исключительное право на экспорт или импорт отдельного вида товара, определенное соответствующим Федеральным законом.
Квотирование, т.е. количественные ограничения временного характера или временные запреты на экспорт (импорт) отдельных видов товаров применяются на основании решения Правительства РФ. При принятии такого решения оговаривается порядок распределения квот и условия их реализации. Чаще всего квоты распределяются на конкурсной основе.
Вышеизложенный материал дает общую информацию, которой должны владеть участники внешнеторговой деятельности и осуществлять действия (до начала исполнения контракта), направленные на успешное выполнение внешнеторговой сделки.
2. Оформление паспортов сделок
Подготовить и подписать внешнеторговый контракт, в котором надежно защищены интересы экспортера и импортера - это большое дело. Но лучше сказать - полдела! Главным для экспортера и импортера является исполнение контракта, которое несет на себе как бы двойную ответственность:
а) перед контрагентом;
б) перед Законодательством РФ.
Исходя из этого, первым шагом после подписания контракта является оформление паспорта сделки (ПС) в Уполномоченном Банке. Под Уполномоченным Банком понимается Банк, имеющий лицензию (разрешение) Центрального Банка РФ на ведение валютных операций, в котором обслуживается участник внешнеторговой деятельности.
Паспорт сделки - документ валютного контроля, содержащий необходимые сведения из контракта (договора, соглашения) между резидентом и нерезидентом, предусматривающего экспорт(импорт) товаров и их оплату в иностранной валюте и/или валюте РФ.
Бланк ПС утвержден Центробанком РФ (прилагается). Порядок оформления, переоформления и закрытия паспортов сделок установлен Инструкцией Центробанка РФ №117-И от 1 5.06.04 « О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок». Раздел II, Глава 3, п.3.1 гласит: «Действие установленного порядка оформления паспортов сделки распространяется на вывозимые с таможенной территории РФ или ввозимые на таможенную территорию РФ товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в т.ч. исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом (юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом.
Из этого следует, что на все внешнеторговые сделки должны оформляться паспорта сделок в Уполномоченном Банке. Без оформления ПС вывоз/ввоз товаров по контрактам таможенными органами не разрешается, равно, как и не может быть произведена оплата за соответствующие товары.
Паспорт сделки оформляется участником ВЭД в 2-х экземплярах. На каждый контракт оформляется один ПС в одном Уполномоченном Банке.
В случае подписания контракта только на иностранном языке в Уполномоченный Банк представляется оригинал и заверенная копия перевода на русский язык. После сравнения данных, указанных в ПС и оригинала контракта, последний возвращается Участнику ВЭД. При этом действия настоящего раздела Инструкции не распространяется на контракты, общая сумма которых не превышает 5 тыс. долл. США по курсу иностранных валют к рублю, установленному Центробанком РФ на дату заключения контракта.
Оформленный должным образом участником ВЭД паспорт сделки (копия) вместе с заверенной копией контракта передается в таможенные органы для оформления грузовой таможенной декларации при экспорте
товаров и/или растаможивания товаров при импорте.
Поскольку вышеуказанная Инструкция четко регламентирует Порядок оформления ПС (включая заполнение каждой графы бланка) в дальнейшем нет необходимости подробно излагать эту процедуру, а следует соблюдать изложенные требования.
Участникам ВЭД необходимо иметь в виду, что Уполномоченный Банк отказывает в оформлении ПС по следующим основаниям:
а) несоответствие данных, содержащихся в контракте и ПС;
б) оформление ПС с нарушениями требований указанной Инструкции ЦБ РФ;
в) непредставление резидентом в Уполномоченный Банк обосновывающих документов.
Оформление таможенных документов на вывоз/ввоз товаров осуществляется участником ВЭД (резидентом) самостоятельно или может быть передано по договору (за вознаграждение) таможенному брокеру, что позволит сократить затраты и время на оформление, памятуя при этом, что в законодательном порядке таможенное оформление не будет производиться до того, как будут уплачены таможенные пошлины и налоги.
Порядок оформления паспорта импортной сделки практически почти не отличается от порядка применяемого для экспорта товаров.
В случае если резидент осуществляет все валютные операции по контракту через счета, открытые в банке-нерезиденте, ПС оформляется в территориальном учреждении ЦБ по месту государственной регистрации резидента.
В случае внесения изменений в контракт после оформления ПС, затрагивающих сведения, указанные в оформленном ПС, требуется переоформление ПС.
Некоторую специфику имеет оформление Паспорта бартерных сделок, т.е. товарообменных сделок, предусматривающих равноценный (эквивалентный) обмен товарами, услугами и результатами интеллектуальной деятельности. В силу этого, в ст.20 «Закона о валютном регулировании и валютном
контракте» о паспорте бартерной сделки ничего не говорится, т.к. в идеальном случае при бартерных операциях валютных платежей не предусматривается. Но поскольку Закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» №1 64-ФЗ от
08.12.03 (ст.44, п.2) допускает частичное использование денежных средств при осуществлении бартерных операций, то порядок осуществления контроля за такими операциями и их учета устанавливается Правительством РФ и ЦБ РФ. До последнего времени функции оформления паспортов бартерных сделок осуществляет Минэкономразвития РФ.
Участники ВЭД, занимающиеся реэкспортными операциями без ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, должны руководствоваться в своей деятельности Положением ЦБ РФ от 29 января 2003 г. №214-П «О порядке проведения расчетов юридических лиц - резидентов с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, предусматривающим приобретение и последующую продажу товаров за рубежом без ввоза на таможенную территорию РФ». Указанное Положение не требует оформления паспорта сделки, но требует ведения досье и ведомости учета операций по контрактам, а также разрешения на осуществление валютных операций в соответствии с валютным законодательством РФ.
3. Налогообложение экспортных операций
Участникам ВЭД (резидентам) следует помнить о том, что при исполнении экспортных контрактов существует некоторая специфика налогообложения (уплата налога на добавленную стоимость (НДС), в т.ч. при экспорте товаров, работ и услуг, которая должна приниматься во внимание еще на стадии подготовки и подписания контрактов.
Это положение касается в основном двух моментов:
- уплата и возврат НДС при экспорте;
- уплата НДС при экспортных операциях в случаях получения авансовых платежей от иностранных заказчиков в счет будущих поставок товаров, работ и услуг.
Почему необходимо обратить внимание на эти важные моменты? Для ответа сравним некоторые формулировки, изложенные в отдельных статьях налогового Кодекса РФ, имеющих несколько противоречивый характер.
А. Так, в ст. 1 51, п.2, подпункты 1 и 2
гласят:
1) «При вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта налог не уплачивается». Указанный в настоящем подпункте порядок налогообложения применяется также при помещении товаров под таможенные режимы таможенного склада, свободного склада или свободной таможенной зоны в целях последующего вывоза этих товаров (в т.ч. продуктов их переработки) в соответствии с таможенным режимом экспорта;
2) при вывозе товаров за пределы таможенной территории РФ в таможенном режиме реэкспорта уплаченные при ввозе на таможенную территорию РФ суммы налога возвращаются налогоплательщику в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ.
Изложенные в пп.1) и 2) положения совершенно четко говорят об освобождении экспортных операций от налогообложения (НДС).
Но в ст. 149 говорится об операциях, не подлежащих налогообложению (освобождению от налогов) п.2 гласит: «Освобождение от налогообложения в соответствии с положениями настоящей статьи не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров. Таким образом, можно сделать вывод о том, что российские организации (резиденты), занимающиеся посреднической деятельностью на внешнем рынке, от уплаты НДС не освобождаются. Представляется целесообразным напомнить о том, что Федеральный Закон №1 64-ФЗ от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» устанавливает равенство и недопустимость дискриминации участников внешней торговли независимо от форм собственности и сферы деятельности,
а также принципы защиты прав и законных интересов участников.
В налоговом Кодексе эти положения, как видно, не учтены. Необходимо учитывать и тот факт, что российские производители (изготовители) товаров на экспорт в условиях рыночной экономики предпочитают относительно редко заключать международные договора купли-продажи самостоятельно (напрямую), а практикуют работать в силу ряда обстоятельств через посредников, чащу всего комиссионеров как независимых, так и юридических лиц, созданных ими же в качестве дочерних компаний, которые подпадают под действие налогового кодекса РФ как посредники и обязаны уплачивать НДС при экспорте товаров.
В развитие приведенных выше положений налогового Кодекса необходимо отметить крайне важное обстоятельство, изложенное в статье №164 «Налоговые ставки».
«1. Налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации:
- товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются на территории государств-участников СНГ), помещаемых под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории РФ и представление в налоговые органы документов, предусмотренных ст.165 настоящего кодекса».
Иначе говоря: при экспорте товаров НДС необходимо уплатить и после фактического вывоза товара за пределы таможенной территории РФ подготовить и представить в налоговые органы перечень документов, изложенных в ст.165 для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов, т.е. получения возврата НДС, предусмотренного ст.176. Возврат НДС осуществляется не позднее 3-х месяцев со дня представления налогоплательщиком отдельной налоговой декларации и документов, предусмотренных с.165 Налогового Кодекса. Фактически этот срок более длительный.
Нетрудно предположить, что именно такой сложный порядок уплаты и возврата НДС привел к ситуации, при которой значительная часть российских добросовестных
резидентов на законных основаниях пытаются добиться возврата НДС и не всегда успешно.
В то же время весьма значительная часть недобросовестных экспортеров (резидентов), к сожалению, пользуются «серыми» схемами возврата НДС, вследствие чего в последние годы суммы возврата НДС по этим схемам достигали 50% уровня сумм, уплаченных НДС при экспорте товаров. Необходимость борьбы с такими схемами объясняется большими объемами мошеннических сделок. В 2001-2003 гг. отношение возвращенного НДС к полученному бюджетом выросло с 27% до 47%.
Только в 2004 г. удалось переломить ситуацию: бюджет получил 748,95 млрд руб. НДС и возместил 320,6 млрд руб. (42,8%).1 Иначе говоря, с помощью «серых» схем недобросовестные фирмы-экспортеры вытягивают из бюджета РФ огромные средства.
С другой стороны, добросовестные экспортеры не могут в силу препятствий, чинимых налоговыми и таможенными органами получить возврат НДС на законных основаниях в течение года и более, а то и вовсе не получают, поскольку схема возврата достаточно усложнена.
И не случайно по этому поводу высказался министр экономического развития и торговли РФ Г.О. Греф - для улучшения налогового администрирования необходимо создать прозрачный механизм возврата НДС2. Задержка возврата НДС, по его словам, является тормозом для экспорта.
В силу этого на протяжении последних лет и в федеральных органах власти и среди бизнесменов постоянно обсуждаются вопросы платить или отменить НДС при экспорте товаров?!
Нелишне также подчеркнуть, что уплата НДС изымает из оборотного капитала резидента немалые суммы на срок не менее 3-х месяцев (зачастую на более длительные сроки), которые могли бы принести определенный доход за указанный период, и это ставит резидента в весьма затруднительное финансовое положение.
Б) Особо следует выделить Постановление Правительства №602 от 21 августа 2001 г. (с изменениями, внесенными после-
дующими Постановлениями Правительства РФ, в т.ч. и последнее от 07.04.05 № 202) «Об утверждении Порядка определения налоговой базы при исчислении НДС по авансовым или иным платежам, полученным орга-низациями-экспортерами в счет предстоящих поставок товаров, длительность производственного цикла которых составляет свыше 6 месяцев, и перечня товаров, длительность производственного цикла которых составляет свыше 6 месяцев.
Указанным порядком предусмотрено, что авансовые или иные платежи, полученные организациями-экспортерами в счет предстоящих поставок товаров на экспорт, не включаются в налоговую базу по НДС только после документального подтверждения орга-низациями-экспортерами их поступления.
В целях подтверждения авансовых платежей организация-экспортер обязана представить в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией следующие документы:
а) - Контракт организации-экспорте-ра(заверенную копию) с иностранным заказчиком;
- контракт организации-комиссионера (заверенную копию или поверенного) с иностранным заказчиком и договор комиссии или договор поручения (заверенные их копии).
б) - Выписку банка (копию), подтверждающую поступление на счет организации-экспортера в российском банке авансовых или иных платежей от иностранного лица в счет предстоящих поставок товаров на экспорт;
- выписку банка (копию), подтверждающую поступление на счет организации комиссионера или поверенного в российском банке авансовых или иных платежей от иностранного лица в счет предстоящих поставок товаров на экспорт, и выписку банка (копию), подтверждающую перечисление авансовых или иных платежей со счета организации-комиссионера или поверенного на счет организации-экспортера в российском банке - в случае поставок на экспорт товаров по договору комиссии или договору поручения (в ред. Постановления Правительства РФ от
16.07.03 г. № 432);
в) документ, выданный Минпромэнер-го РФ, подтверждающий длительность производственного цикла изготовления, реализуемых на экспорт товаров (с указанием их наименования, срока изготовления, кода ТН ВЭД, номер и даты контракта).
Для определения товаров, включенных в перечень, необходимо пользоваться как кодом, так и указанным к нему наименованием товара.
Указанный документ выдается экспортеру в 2-х недельный срок со дня обращения.
В случае неподтверждения в установленном порядке применения налоговой ставки «0» процентов при экспорте товаров, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 мес., в счет оплаты которых были получены авансовые или иные платежи, а также в случае поставок на экспорт товаров раньше, чем через 6 месяцев после перечисления авансовых платежей организации-изготовителю эти товары подлежат обложению НДС в соответствии с законодательством РФ.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Указанное Постановление Правительства уравнивает интересы производите-лей-экспортеров и посредников-экспорте-ров, но только применительно к экспорту товаров с длительным (свыше 6 мес.) циклом изготовления и входящих в перечень, утвержденный Правительством РФ.
2. Авансовые платежи в счет предстоящих поставок обычных товаров на экспорт согласно контрактам (международным договорам купли-продажи) подлежат налогообложению НДС.
3. Поскольку указанное Постановление Правительства РФ относится только к экспорту товаров, указанных в прилагаемом к нему перечне, то поступление авансовых платежей по контрактам от иностранных заказчиков на счета российских организаций в Уполномоченных Банках в счет выполняемых за рубежом работ и оказываемых услуг подлежит налогообложению НДС.
Вышеизложенные вопросы должны быть предметом постоянного внимания орга-
низаций-экспортеров, т.к. согласованные в контрактах суммы авансовых платежей чаще всего направляются в качестве частичной предоплаты производителям изготовляемых товаров, для проведения мобилизационных работ по организации выполнения контрактных обязательств, частичного выполнения проектно-конструкторских работ, предварительного финансирования поставок комплектующих изделий и т.д.
Размеры авансовых платежей тщательно рассчитываются и согласовываются российскими экспортерами товаров (работ, услуг) с иностранными заказчиками и уплата НДС при поступлении авансовых платежей отрицательным образом сказывается на предварительном финансировании изготовления товаров на экспорт, выполнении работ и оказании услуг. Особенно чувствительным образом это сказывается на финансовой деятельности российских организаций-экс-портеров, которые участвуют в строительстве, реконструкции, модернизации и т.д. крупных объектов за рубежом, авансовые платежи по которым достигают нескольких миллионов долларов и более.
Но возникает еще один вопрос? Как можно уплачивать НДС в тот момент, когда сама эта добавленная стоимость еще не существует в природе, то есть товар еще не произведен и не продан, а налог надо платить? Ответа на этот вопрос в законодательстве пока нет.
4. Валютное регулирование и валютный контроль
Исполнение контрактов по экспортноимпортным операциям требует строгого соблюдения Закона №173-ФЗ от 10 декабря
2003 г.
«О валютном регулировании и валютном контроле». Указанный Закон предусматривает некоторую либерализацию ранее действовавших ограничений. Рассмотрим ниже наиболее интересные и важные аспекты этого Закона с точки зрения его соблюдения при исполнении внешнеторговых сделок:
1. Несмотря на то, что в Главе 2 (ст.6) Закона говорится: «Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуще-
ствляются без ограничений за исключением валютных операций, предусмотренных ст. 7, 8 и 11 настоящего Федерального Закона», в ст.7, 8 и 11 как раз и идет речь практически обо всех экспортно-импортных операциях, т.е. определенные ограничения все же существуют. Ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление. Пунктом 1 ст.19 Закона установлено, что резиденты обязаны обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в Уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российском Федерации, причитающейся за переданные нерезидентам товары, в срок, предусмотренные внешнеторговыми контрактами (договорами). Это требование относится к контрактам со сроками исполнения до 6 месяцев.
Итак, в соответствии с Законом (ст.7) общий срок возврата (репатриации) валютной выручки при экспорте товаров,начиная с даты пересечения товаром таможенной границы РФ, равно как и срок пересечения таможенной границы импортным товаров, начиная с даты предоплаты (или аванса) резидентом товара не должен превышать 1 80 календарных дней (ст.7, п.3). Исполнение контрактов в указанный срок по экспортно-импортным операциям не создает никаких проблем с точки зрения соблюдения валютного законодательства РФ.
Вопрос выглядит таким образом, что если, например, по экспортному контракту срок возврата 125 дней, и в этот срок валютная выручка не поступила, то по ст.7 нарушение отсутствует, т.к. предусмотрен срок возврата 180 дней, а по ст.19 - нарушение, т.к. валютные поступления должны быть обеспечены в сроки, как указано в контракте(до-говоре).
Поэтому при формировании платежных условий краткосрочных контрактов резидентам следует предусматривать такие формы платежей, которые гарантировали бы исполнение сделки, включая платежи в течение 6 месяцев.
2. Закон устанавливает (ст.7, п.1) 3-х летний срок возврата валютной выручки при экспорте товаров, указанных в разделах XVI,
XVII и XIX Товарной номенклатуры ВЭД. Выделение товаров, относящихся к указанным разделам ТН ВЭД, связано с изготовлением и поставками товаров, требующих много времени для монтажа (наладки, испытания, пуска в эксплуатацию оборудования и т.д.) и выполнить весь комплекс работ и услуг в 6-ти месячный срок и получить платежи невозможно.
Таким образом, Законом предусмотрена определенная гибкость для резидентов в зависимости от номенклатуры товара и соответствующих обязательств по выполнению работ и услуг.
Аналогичный подход в полной мере относится (ст.7, п.2) и к расчетам между резидентами и нерезидентами за производимые нерезидентами за пределами территории РФ строительные и подрядные работы, а также за поставляемые товары, необходимые для выполнения этих работ, при этом срок возврата валютной выручки в этом случае установлен - 5 лет.
В случае несоблюдения (превышения) установленных сроков возврата валютной выручки (изложенных в пп.1 и 2 ст.7) Закон обязывает резидента резервировать на срок до исполнения нерезидентом обязательств по платежам, но не более 2-х лет, суммы, не превышающей в эквиваленте 25% определенной на день резервирования суммы, на которую предоставлена отсрочка платежа. Таким образом, сумма резервирования должна быть внесена резидентом в день истечения 6-ти месячного и/или 3-х летнего срока применительно к XVI, XVII и XIX группам ТН ВЭД со дня фактического пересечения экспортируемыми товарами таможенной границы РФ. При заключении договора о проведении соответствующих строительных и подрядных работ сумма резервирования должна быть внесена в день истечения 5-летнего срока со дня заключения договора между резидентом и нерезидентом, а при экспорте товаров - со дня пересечения экспортируемыми товарами таможенной границы РФ.
Порядок резервирования и возврата суммы резервирования при осуществлении валютных операций регулируется Инструкцией Центробанка РФ №114-И от 1 июня
2004 г.
Под резервированием понимается, что резиденты в добровольном порядке вносят сумму резервирования со своего банковского счета в рублях, открытого в Уполномоченном Банке на отдельный счет в этом же Банке, для чего резиденты представляют соответствующее заявление по определенной форме и платежное поручение в Банк, на основании которого осуществляется перечисление суммы резервирования со счета резидента для зачисления ее на отдельный счет. В дальнейшем эта сумма перечисляется Уполномоченным Банком на счет в Центробанке России по учету средств резервирования.
Возврат суммы осуществляется в день истечения срока резервирования (т.е. спустя 2 года) или досрочно, в случае, если резидент-экспортер получил платежи, или резидент-импортер получил товар до истечения 2-х летнего срока резервирования.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. При исполнении экспортно-импортных операций крайне важно не допустить превышения сроков возврата валютной выручки при экспорте или поступления товаров в РФ при импорте (в случае предоплаты или аванса), особенно если это краткосрочные контракты (до 6 мес.).
2. В случае, если ситуация складывается таким образом, что избежать нарушения сроков не удается, можно рекомендовать резидентам не менее чем за 1 месяц до истечения сроков обратиться официально в территориальное управление ЦБ РФ с просьбой продлить сроки возврата валютной выручки с одновременным представлением мотивированных и достаточно обоснованных объяснений и документов, но гарантировать получение положительного решения невозможно.
К сожалению, указанная Инструкция ЦБ РФ №114-И от 01.06.04 и другие действующие нормативные акты не дают ответа на вопрос: «А что резидент должен предпринять, если срок возврата валютной выручки нарушен, следовательно, наступил срок резервирования, а на его счете в Уполномоченном Банке средств нет?». Такое нередко бывает. Более того, на счетах резидента и в других банках средств в указанный момент мо-
жет не быть. Ситуация складывается весьма непростая. Необходимо отметить, что до принятия Нового Закона №173-ФЗ от 10.12.03 «О валютном регулировании и валютном контроле» вопрос о резервировании не стоял. Следовательно, введение этого требования в Законе очень сильно обременяет финансовое положение резидентов, тем более что сам факт невозврата в срок валютной выручки (или товара при импорте) уже ставит в тяжелое положение резидента. Иначе говоря, требование о резервировании можно рассматривать как некие санкции финансового порядка, применяемые к резидентам при нарушении валютного законодательства. Но такие санкции в отдельных случаях могут привести к банкротству участника ВЭД. И не случайно ст.16, п.12 Закона гласит: «Досрочный возврат полной суммы или части суммы резервирования осуществляется: ...пп.6 «в случае признания лица, внесшего сумму резервирования, несостоятельным (банкротом) - в сумме, пропорциональной сумме резервирования.
Безусловно, изложенные вопросы требуют от резидентов неукоснительного соблюдения существующего валютного законодательства. В то же время совершенно очевидно, что режим валютного контроля не должен создавать затруднений для легальной коммерческой деятельности. Но главным и самым важным моментом является тот факт, что указанные ст.7, 8 и 16, определяющие регулирование Правительством РФ и ЦБ РФ валютных операций движения капитала, действуют только до 1 января 2007 года.
Можно предположить, что все вопросы, связанные с резервированием, с 1 января 2007 года будут сняты.
5. Ответственность резидентов (участников ВЭД) за нарушения валютного законодательства РФ
Статьей 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее -КОАП России) установлена ответственность за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
Напомним, что ст.19, п.1 «Закона о валютном регулировании и валютном конт-
роле» от 10.1 2.03 № 1 73-ФЗ гласит, что при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено Федеральным Законом,обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами) обеспечить:
1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданную им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в т.ч. исключительные права на них;
2) возврат в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию РФ (не полученные на таможенной территории РФ) товары, невыполненные работы, не оказанные услуги, не переданную информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в т.ч. исключительные права на них.
Пунктом 2 статьи 19 Закона установлен исчерпывающий перечень случаев, в которых резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в Уполномоченных банках иностранную валюту или валюту РФ.
Таким образом, согласно пп.4 и 5 ст.15.25 КоАп, нарушение (невыполнение) вышеуказанных подпунктов 1) и 2) Закона № 173-ФЗ от 10.12.03 «О валютном регулировании и валютном контроле» влечет наложение административного штрафа на должностных3 лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных в уполномоченных банках (при экспортных операциях) и/или не возвращенных в Российскую Федерацию (при импортных операциях).
Анализируя складывающуюся ситуацию для резидента в случае нарушения указанных пунктов валютного законодательства РФ при исполнении контрактов можно сделать следующий вывод.
Допускать нарушение валютного законодательства никак нельзя, потому что:
а) неполучение в срок платежей при экспорте или невозврат валюты (при импорте) создает большие финансовые трудности для резидента, что неоспоримо;
б) обязательное резервирование 50% суммы невозврата значительно усугубляет финансовое положение резидента;
в) наложение административного штрафа на юридических лиц в сумме, достигающей одного размера денежных средств, не возвращенных в РФ, может поставить резидента на грань финансового разорения.
По существу и Закон №173-ФЗ от
10.12.03 «О валютном регулировании и валютном контроле», и КоАП в редакции от
10.10.04 независимо друг от друга ставят резидента дважды за одно и то же деяние в крайне трудное положение.
Если учесть, что по истечении 2-х летнего срока резервирования сумма резиденту возвращается (даже если за указанный период резидент так и не смог добиться получения 100% валюты) и дальнейшие действия резидента Законом никак не регламентируются, то становится непонятным зачем вообще и с экономической и с финансовой точек зрения это резервирование осуществляется в законодательном порядке.
В дополнение к сказанному нелишне напомнить, что ст.193 УК РФ предусматривает за невозврат в крупном размере (более 5 млн руб.) из-за границы средств в иностранной валюте возможность наказания руководителей организаций лишением свободы на срок до 3-х лет.
6. Счета резидентов в банках, расположенных за пределами территории РФ
При исполнении долгосрочных контрактов, связных с комплектными поставками, требующими длительного монтажа, пус-ко-наладочных работ и т.д., а также при строительстве (ремонте, эксплуатации) объектов за рубежом, у резидента возникает необходимость открыть счет на свое имя в банке страны сотрудничества для решения многочисленных вопросов финансирования затрат в местной валюте, связанных с выплатой зарплаты российским специалистам, закупкой материалов на местном рынке, содержания представительства своей компании и др.
Закон № 173-ФЗ от 10.12.03 «О валютном регулировании и валютном контроле» (ст.12) устанавливает:
1. Резиденты открывают без ограничений счета в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
2. Резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета от открытии (закрытии) счетов, указанных в части 1 настоящей статьи, не позднее месяца со дня заключения/расторжения договора об открытии счета с банком, расположенным за пределами территории РФ.
3. Резиденты открывают счета в банках за пределами территории РФ в случаях, не указанных в части 1 настоящей статьи, в порядке, устанавливаемым Центральным Банком РФ, который может предусматривать установление требования о предварительной регистрации открываемого счета.
... 7. Резиденты представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством РФ по согласованию с Центральным Банком РФ.
Внимание: С 1 января 2007 г. п.2 ст.12 этого Закона действует в отношении всех счетов, открываемых резидентами в банках за пределами территории РФ.
Иначе говоря, начиная с января 2007 г., открытие таких счетов резидентами происходит в уведомительном порядке с последующим представлением отчетности о движении средств на счете в установленном порядке. При этом необходимо иметь в виду, что в случае открытия счета в стране пребывания в местной валюте и при окончании выполнения контрактных обязательств существует остаток средств на счете, то резидент обязан перевести оставшиеся средства на счета в Уполномоченном Банке РФ (см. пп.2, п.2, ст.19 Закона). Это трудновыполнимая задача, особенно в тех развивающихся странах, где национальное валютное законодательство не позволяет проводить подобные операции. Тогда остается одна возможность: использовать остаток средств с разрешения ЦБ РФ.
Изложенные в настоящей статье вопросы, связанные с исполнением экспортноимпортных операций, должны помочь менеджерам, предпринимателям, резидентам (участникам ВЭД) совершать необходимые действия в отношениях с зарубежными контрагентами, строго соблюдая валютное, налоговое и таможенное законодательство РФ. Выявленные трудности и проблемы призваны ориентировать участников ВЭД (резидентов) на заблаговременное принятие безошибочных мер и соответствующих решений во избежание нежелательных ситуаций с финансовыми последствиями.
Примечания:
1Ежемесячный научно-практический журнал «Экспортер», №2, 2006, с. 22, 39.
2Там же.
3Примечание: Административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц, применяется только к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ПБОЮЛ).
Литература:
1. Гражданский Кодекс РФ (часть 1 в ред. от 18.07.05), (часть 2 в ред. от 18.07.05), (часть 3 в ред. от 02.12.04).
2. Федеральный Закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.03 № 164-ФЗ.
3. Федеральный Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от
10.12.03 № 173-Ф3.
4. Таможенный Кодекс РФ от
28.05.03 №61-Ф3.
5. Налоговый Кодекс РФ от 05.08.00 № 11 7-ФЗ (часть 2 в ред. от 06.1 2.05).
6. Положение о лицензировании в сфере внешней торговли товарами, утвержденное Постановлением Правительства РФ от
09.06.05 № 364.
7. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.01 № 195-ФЗ (в ред. от 26.1 2.05).
8. Инструкция ЦБ РФ от 29.06.04 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок».
9. Указание ЦБ РФ от 29.06.04 №1465-П «Об установлении требований о резервировании при зачислении на специальные банковские счета и при списании средств со специальных банковских счетов».
10. Положение ЦБ РФ от 29.01.03 №214-П «О порядке проведения расчетов юридических лиц резидентов с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, предусматривающим приобретение и последующую продажу товаров за рубежом без ввоза на таможенную территорию РФ».
11. Постановление Правительства РФ от 21.08.01 № 602 (с изм. от 07.04.05 №202) « Об утверждении порядка определения налоговой базы при исчислении НДС по авансовым или иным платежам, полученным организациями-экспортерами в счет предстоящих поставок товаров, длительность производственного цикла которых составляет свыше 6 месяцев».
12. Журнал «Экспортер», №2, 2006.