Валютное регулирование и контроль Гармаев Б.М.
Гармаев Баясхалан Мункуевич /Garmaev Bayaskhalan Munkuevich - кафедра конституционного, административного и
муниципального права, юридический факультет, магистрант Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ
Аннотация: в данной статье рассматривается общее состояние валютного регулирования и валютного контроля на современном этапе развития Российской Федерации, отражены достигнутые успехи валютного регулирования, а также определены актуальные вопросы данного института. Проанализированы различные точки зрения на определение понятий «валютное регулирование» и «валютный контроль», автором статьи предложена своя точка зрения на формулировку данных дефиниций. Отражены перспективы развития валютного регулирования и контроля в Российской Федерации.
Abstract: this article discusses the general state of the currency regulation and currency control at the present stage of development of the Russian Federation, reflected the achievements offoreign exchange regulation and identifies current issues of this institution. Analyze different points of view on the definition of the concepts of «exchange control» and «exchange control», the author of the article offered a point of view on the wording of the definitions above. Reflected prospects of currency regulation and control in the Russian Federation.
Ключевые слова: валютное регулирование, валютный контроль, валютная политика, курсовая политика, российский рубль, конвертируемая валюта, репатриация валюты.
Keywords: foreign exchange controls, exchange controls, monetary policy, exchange rate policy, the Russian ruble, convertible currency, currency repatriation.
Основы правовой регламентации валютного регулирования и контроля закреплены в ФЗ от 10.12.2003 Ш73-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» [1] (далее - Закон о валютном регулировании), который является нормообразующим для всех нормативных правовых актов, входящих в данный правовой институт. Однако стоит отметить, что Закон о валютном регулировании не содержит в себе легального определения «валютного регулирования» и «валютного контроля». Попытки дать определение данным понятиям предприняты в научных кругах. Так, И.В. Хаменушко определяет валютное регулирование в широком смысле, как «валютную политику, деятельность государства, проводимую посредством некоторого устоявшегося набора экономических и юридических мер» [8. с. 25], в узком, как «особый правовой режим совершения валютных операций, при котором круг субъектов валютных операций не ограничивается, но действует система валютных ограничений и мер валютного контроля» [8. с.25]. Валютный контроль, по мнению И.В. Хаменушко, можно понимать в трех значениях «1. как вид государственного финансового контроля, т.е. деятельность государственных органов и уполномоченных организаций, проводимая с помощью специальных приемов и способов для обеспечения законности и правопорядка в сфере валютных отношений; 2. как обязательный элемент государственного управления в области финансов, призванный обеспечить обратную связь в этой системе, необходимую для планирования, текущей корректировки и оценки результата мер экономического и юридического управляющего воздействия на участников валютных отношений; 3. как элемент валютного регулирования в узкоюридическом смысле, т.е. совокупность правовых норм, устанавливающих систему мер валютного контроля для обеспечения работоспособности системы валютных ограничений» [8. с.139].
По мнению С.В. Запольского, валютное регулирование выражается в «установлении государством порядка и правил осуществления валютных операций» [7.с.311], а валютный контроль выражается в «своеобразном мониторинге соблюдения всеми участниками валютных правоотношений норм валютного законодательства и актов органов валютного регулирования» [7.с.317]. На наш взгляд дефиниции права должны быть емкими, понятными и краткими, поэтому валютное регулирование можно определить как «установленный государством особый правовой режим совершения валютных операций», а валютный контроль как «деятельность компетентных органов в сфере валютных правоотношений, проводимую с помощью специальных приемов и способов, с целью обеспечения соблюдения участниками данных правоотношений норм валютного законодательства».
Стоит отметить, что с принятием Закона о валютном регулировании валютная политика Российской Федерации добилась значимых и видимых успехов:
- российский рубль формально-юридически стал полностью конвертируемой валютой;
- курсовая политика Центрального Банка России стала более совершенной: с октября 2013 г. введены новые параметры курсовой политики Банка России; с 2015 г. планируется переход к свободному плаванию рубля;
- создана и постоянно совершенствуется система валютного контроля, и, прежде всего, валютного контроля экспортно-импортных операций: уточняется документальная база валютного контроля во внешней торговле, бумажные документы преобразуются в электронный формат, совершенствуется механизм информационного взаимодействия между субъектами валютного контроля.
Стоит отметить, что до 2012 г. режим валютного контроля внешнеторговых сделок в России постепенно и неуклонно двигался в сторону либерализации.
Так, согласно Инструкции Банка России Ш38-И [5], уполномоченный банк осуществляет информационный обмен с таможенными органами в электронном виде. Кроме того, инструкцией предусмотрены особенности, упрощающие представление документов при проведении валютных операций по аккредитиву, с использованием банковских карт, по кредитным договорам.
К мерам стимулирования внешней торговли государств-участников ТС ЕЭП следует отнести и выведение внешнеторговых сделок суммой менее 50 тысяч долларов США из-под валютного контроля. До принятия Инструкции Банка России Ш38-И - суммы, равной или менее 5000 долларов США.
Однако Федеральный закон от 06.12.2011 №06-ФЗ [3], внес существенные поправки в Закон о валютном регулировании, ужесточая некоторые нормы права. Объясняется это попыткой государства оказать противодействие оттоку капитала, осуществляемому под видом внешнеторговых сделок.
Стоит отметить, что в валютной сфере ужесточение коснулось, прежде всего, обязанности репатриации валютной выручки и ответственности за ее неисполнение.
С целью более широко очертить круг лиц, на которые распространяются ограничения на распоряжение валютными ценностями, понятие «резидент» было расширено. Отныне только длительное, не менее 1 года, проживание вне Российской Федерации дает основание считать гражданина РФ нерезидентом для целей валютного законодательства. Были добавлены новые ситуации, требующие составления паспорта сделки (агентские договоры, договоры комиссии, договоры поручения).
При этом Федеральным законом Ш34-Ф3 [4] была ужесточена уголовная ответственность за нарушение обязанности репатриации валютной выручки: в ст. 193 УК РФ установлена ответственность за неисполнение обязанности репатриации не только иностранной валюты (как было ранее), но и рублей; кроме того, к уголовной ответственности могут быть привлечены теперь не только руководители организаций, но и иные лица, от которых зависело исполнение обязанности репатриации; максимальный срок лишения свободы повышен до 5 лет. Также введена новая ст. 193.1 «Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов».
Однако стоит отметить, что «требование о репатриации валюты как элемент валютного контроля с большей очевидностью выполняет роль дестимулятора внешнеторговой деятельности, нежели ту роль, которая на него все еще возлагается государствами - противодействие оттоку капитала, осуществляемому под видом внешнеторговых сделок» [6.с.34]. Данную проблему необходимо решать иными мерами валютной политики, например, разработкой типологии вывода капитала за пределы государства с использованием внешнеторговых сделок.
Таким образом, на основании изложенного, можно сделать вывод о том, что правовая регламентация валютного регулирования и контроля в Российской Федерации нуждается в дальнейшем совершенствовании, а валютная политика государства должна продолжать путь либерализации.
Литература
1. Федеральный закон от 10.12.2003 Ш73-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» // Российская газета. N253. 17.12.2003.
2. Федеральный закон от 28.06.2013 Ш34-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. N 26. Ст. 3207.
3. Федеральный закон от 06.12.2011 Ш06-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части упрощения процедур валютного контроля» // Российская газета. N278. 09.12.2011.
4. Федеральный закон от 28.06.2013 Ш34-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» // Парламентская газета. N24. 05-11.07.2013.
5. Инструкция Банка России от 04.06.2012 Ш38-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.08.2012 N25103) // Вестник Банка России. N48-49. 17.08.2012.
6. Понаморенко В.Е. О тенденциях в регламентации валютного контроля внешнеторговых сделок в государствах-участниках Таможенного союза и Единого экономического пространства // Таможенное дело. 2014. №>1. 30-35 с.
7. Батяев А.Р. Финансовое право: учебник. 3-е изд. исправл. и дополн. М.: КОНТРАКТ, Волтерс Клувер, 2011. 792 с.
8. Хаменушко И.В. Валютное регулирование в Российской Федерации: правила, контроль, ответственность: учеб.-практ. пособие. М.: Норма, 2013. 352 с.