Вестник Челябинского государстеенногоуниеерситета. 2015. № 12 (367). Экономика. Вып. 50. С. 89-96.
УДК 339.544 ББК 65.428
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ВЫВОЗА КАПИТАЛА
М. Н. Хидиятуллина
ФГБОУВПО «Челябинский государстеенныйуниеерситет», Челябинск, Россия
Валютный рынок Российской Федерации, как часть мирового финансового рынка, реагирует на любые изменения, происходящие в мире. Тенденция к интеграции экономики подвергает валютный рынок России рискам и способствует его нестабильности. Наблюдаемые процессы глобализации порождают спекулятивные действия среди крупнейших международных субъектов рынка, которые воздействуют на валюту. Поэтому России важно иметь эффективные инструменты воздействия на рынок. Один из таких механизмов — это валютное регулирование и контроль, позволяющие стабилизировать экономику. Валютная политика с течением времени трансформировалась с целью укрепления валют-но-финансового положения страны, поддержания её платеже- и кредитоспособности. Тема исследования механизма валютного регулирования и валютного контроля как инструмента государственного регулирования в России очевидно актуальна. В силу событий 2014 г. приоритетной задачей валютного регулирования и контроля является сдерживание вывоза капитала с территории страны, особенно нелегального.
Ключевые слова: валютная политика, денежно-кредитная политика, регулирование вывоза капитала, валютный контроль, валютноерегулирование.
Известный японский финансист Косукэ Накахира писал: «...для того, чтобы преодолеть утечку капитала, возможно, потребуются и меры прямого воздействия... Отток капитала на протяжении длительного времени пресекался только административными способами. Эти ограничения были постепенно смягчены лишь к концу 60-х гг. Возможно, России следует принять более жёсткие административные ограничительные меры...» [13].
Цель статьи заключается в анализе валютной политики на разных моментах исторического развития, выявление основных принципов действия механизмов валютного регулирования и контроля при борьбе с оттоком капитала из России, выявление проблем на современном этапе становления экономики.
В 1997 г. в России валютная политика проводилась в соответствии с «Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 1997 год» и Совместным заявлением Правительства РФ и Центрального банка РФ «О политике валютного курса в 1997 году». Главной задачей было обеспечить стабильность обменного курса национальной валюты, продолжая предыдущую политику установления верхних и нижних пределов на колебания обменного курса рубль/доллар, известных как режим валютного коридора. В дополнение к главной цели кур-
совая политика служила для выполнения следующих задач:
— предотвратить резкие колебания обменного курса вследствие краткосрочных дисбалансов валютного спроса и предложения;
— поощрять дальнейшее развитие валютного рынка за счёт расширения спектра валютных операций и инструментов;
— поддерживать на достаточном уровне валютные резервы Банка и методы обновления для управления ими.
Динамика обменного курса рубля в 1997 г. была гладкой и предсказуемой. Повышение предсказуемости валютной политики Банка и сокращение спекулятивных возможностей на спото-вом рынке стимулировали рост форвардных валютных рынков. Массовый приток иностранных инвестиций на российском рынке ценных бумаг также способствовал росту объёмов валютных форвардных операций, проводимых для хеджирования валютного риска. Ежедневные обороты в прямом валютном рынке составил 2-3 млрд долл., т. е. стали соизмеримы с оборотами на спо-товом рынке. Форвардный рынок поставок также расширился, и увеличились валютные операции. Глобальный финансовый кризис, который разразился в октябре 1997 г., был вызван сильным влиянием на внутреннем валютном рынке в том числе.
Это привело к массовому бегству иностранного капитала с развивающихся рынков на рынки государственных ценных бумаг промышлен-но развитых стран. Русский рынок также испытал отток капитала. Вывод средств нерезидентов и высокий спрос на иностранную валюту со стороны российских коммерческих банков привёл к девальвации рубля и падению цен на государственные ценные бумаги. Для того чтобы уменьшить источники давления на валютном рынке и повысить стоимость вывода капитала с рынка государственных ценных бумаг, Банк ужесточил денежно-кредитную политику в ноябре. Он одновременно повысил ставку рефинансирования, ломбардные ставки и резервные требования по обязательствам в иностранной валюте. Если бы ситуация на мировых рынках улучшилась, этих мер было бы достаточно. Тем не менее в ноябре кризис продолжает влиять на всё большее количество стран, как промышленных, так и развивающихся, в результате чего возникают новые волны оттока капитала с развивающихся рынков.
В результате этих негативных тенденций валютные резервы Банка уменьшились, давление на валютном рынке стабилизировалось и стало ясно, что принятых мер недостаточно. Обострение кризиса на мировом и внутреннем рынках в ноябре 1997 г. сделали невозможным одновременное сохранение валютных резервов, удержание доходности государственных ценных бумаг и обеспечение стабильности обменного курса рубля. Ввести стабильный обменный курс было важнее в этой ситуации. Вот почему в начале декабря 1997 г. Банк России ослабил свою устойчивость к снижению цены государственных ценных бумаг, расширил дневной спрэд между колебаниями обменного курса рубля на межбанковском рынке и поднял цену рублёвых ресурсов, начав ежедневно объявлять предложение ставки по краткосрочным рублёвым депозитам. Эта политика себя оправдала: ситуация на валютном рынке и в других секторах финансового рынка стабилизировалась.
Переход к политике среднесрочного обменного курса стал возможным благодаря финансовой стабилизации достигнутого в России и качественного нового уровня развития на внутреннем валютном рынке. Это было вызвано необходимостью создать предпосылки для быстрого экономического роста и обусловлено увеличением интеграции российского финансового рынка с ми-
ровым. В рамках денежно-кредитной политики 1997 г. Банк России продолжил совершенствование системы государственного валютного регулирования и валютного контроля иностранной валюты.
Валютное регулирование и валютный контроль представляются в качестве одного из инструментов и методов денежно-кредитной политики, применяются Российской Федерацией в её внешнеэкономической торговле, а также для поддержания внутренней и внешней конвертируемости национальной валюты. Цели валютного регулирования и валютного контроля Банка следующие: сокращение дисбаланса резидентов в иностранной валюте счёта по текущим валютным операциям; борьба с отмыванием незаконно полученных доходов через банковскую систему; создание благоприятных условий для долгосрочных иностранных инвестиций и финансового капитала в экономике страны с одновременным ограничением притока спекулятивного иностранного капитала; дедолларизация экономики и обеспечение на этой основе устойчивости национальной валюты. Основным направлением валютного регулирования является принцип государственно-частного партнёрства. Взаимодействие происходит благодаря привлечению государством валютных ресурсов ТНК и банков для кредитования проектов.
Регулирование и контроль трансграничных операций как механизм противодействия бегства капитала направлено на соблюдение норм валютного законодательства резидентами и нерезидентами; преследуются пресечение контрабандных операций и ограничение вывоза некоторых форм товаров. К приоритетным задачам валютного регулирования и контроля относится проверка обоснованности платежей в иностранной валюте и пресечения валютной спекуляции, манипуля-тивных сделок с неправомерным использованием инсайдерской информации.
Валютное регулирование представляет собой комплекс осуществляемых государством мер, направленных на поддержание валютного рынка России в устойчивом состоянии [4. С. 146]. Валютный контроль — система мер регулирования, принимаемых государством в целях воздействия на рынок национальной валюты законодательными методами. К мерам валютного контроля относят систему регулирования приобретения и расчётов в иностранной валюте на территории страны; лицензирование деятельности по купле-
продаже валюты; систему контроля за перемещением валюты через государственную границу; систему контроля расчётов по экспортно-импортным операциям.
Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются: приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования; исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов; единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации; единство системы валютного регулирования и валютного контроля; обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций [1].
Организационная структура валютного контроля является трёхуровневой (рисунок). Субъект каждого уровня имеет свой круг полномочий. Органами валютного регулирования и контроля в России, согласно законодательству, выступают Правительство и Центральный банк РФ (ЦБ РФ). Они наделены полномочиями по разработке и осуществлению валютной политики по всем направлениям. В их компетенцию входит издание нормативно-правовых актов в области валютного регулирования и контроля, обязательные для резидентов и нерезидентов. Законодательные акты в системе валютного регулирования принимаются Президентом, Государственной Думой, Советом Федерации Федерального Собрания. Эти акты конкретизируются постановлениями правительства, инструкциями и нормативными документами ЦБ РФ [3. С. 462]. Основными методами денежно-кредитной политики ЦБ РФ выступа-
ют валютные интервенции, которые представляют собой куплю-продажу иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на спрос и предложение денег [4. С. 150].
На современном этапе развития валютного регулирования и контроля Россия продолжает придерживаться политики либерализации валютного законодательства. В силу этого с 2007 г., на случай дестабилизации, дополнительно введён один инструмент валютного регулирования — репатриация валютной выручки. В настоящее время главным нормативно-правовым актом, регулирующим валютные отношения, является Федеральный закон № 173-Ф3 от 10 декабря 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле».
Важный элемент валютной политики — валютные ограничения, использование которых предусматривается в целях поддержания валютного курса, выравнивания и оптимизации структуры платёжного баланса, концентрации валюты в структурах государства. Валютные ограничения — это административные и законодательные ограничения, запреты и регламент операций резидентов/нерезидентов с валютой. Мероприятия, направленные на оптимизацию и выравнивание структуры платёжного баланса, используются в целях борьбы с утечкой капитала из страны. Экономисты выделяют два основных типа валютных ограничений: текущие операции и финансовые (капитальные) операции. Текущие операции — это операции по внешней торговле товарами и услугами, в свою очередь, к капитальным операциям относят передвижение капиталов и кредитов, переводы прибылей, налогов и прочих платежей (неторгового характера).
Главный субъект валютного контроля Правительство РФ
Органы валютного контроля
- Центральный банк РФ
- Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор)
Агенты валютного контроля
- уполномоченные банки, подотчётные ЦБ РФ
- государственная корпорация «Внешэкономбанк»
- профессиональные участники рынка ценных бумаг
- таможенные органы
- налоговые органы
Организационная структура валютного контроля в Российской Федерации
Второй тип валютных ограничений — капитальные операции, используются непосредственно для регулирования международного передвижения капитала между странами в обычных условиях. При возникновении нелегального вывоза капитала государство вводит валютный контроль и валютные ограничения по текущим операциям (первый тип). Виды капитальных операций, в отношении которых могут применяться меры валютного регулирования, приведены в таблице.
Перспективы совершенствования системы таможенного и банковского контроля за внешнеторговыми операциями связаны с прогрессом в двух областях. Во-первых, это необходимость создания эффективной системы регистрации и мониторинга платежей импортных операций, сделанных жителями через уполномоченные банки. Для этого в 1997 г. были разработаны и выпущены ин-
струкции № 134-у и 01-23/732 от 14 января 1998 г. «О внесении изменений и дополнений в совместную Инструкцию Банка России и ГТК России "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары"». Согласно этим документам предусматривалась схема информационных потоков о платежах за импортированные товары из уполномоченных банков в региональных учреждениях Банка России. Этот механизм создаёт дополнительные возможности для эффективного контроля за соблюдением уполномоченными банками (с их статусом агентов валютного контроля) применения соответствующих санкций за нарушение законодательства иностранного обмена. Во-вторых, необходимость расширения сферы таможенного и банковского контроля системы. В 1997 г. эта система была рас-
Виды капитальных операций, в отношении которых могут приниматься меры валютного регулирования [7]
Вид операций
Приток капитала
Отток капитала
1. Операции с инструментами денежного рынка и ценными бумагами (облигациями, акциями, дери-вативами)
2. Операции с коммерческими и финансовыми (небанковскими) кредитами. Гарантии и резервные схемы
3. Операции коммерческих банков
4. Операции институциональных инвесторов
5. Операции с прямыми инвестициями
6. Операции с недвижимостью
7. Операции с капиталом частных лиц (вклады, кредиты, подарки, наследства, депозиты)
8. Денежные операции мигрантов (капитальные трансферты)
1.1. Покупка нерезидентами внутри страны
1.2. Продажа или выпуск нерезидентами за пределами страны
2.1. От нерезидентов резидентам
3.1. Депозиты нерезидентов
3.2. Внешние заимствования
4.1. Покупка нерезидентами внутри страны
4.2. Продажа или выпуск нерезидентами за пределами страны
5.1. Прямые внутренние инвестиции
6.1. Покупки нерезидентами внутри страны
7.1. От нерезидентов резидентам
8.1. Переводы в страну иммигрантами
1.1. Продажа или выпуск внутри страны нерезидентами
1.2. Покупка резидентами за пределами страны
2.1. От резидентов резидентам
3.1. Размещение депозитов за пределами страны
3.2. Предоставление внешних кредитов
4.1. Покупка нерезидентами внутри страны
4.2. Продажа или выпуск нерезидентами за пределами страны
4.3. Лимиты на покупку ценных бумаг, выпущенных нерезидентами (по объёму; по доле в портфеле инвестиций)
5.1. Прямые внешние инвестиции
5.2. Ликвидация прямых инвестиций
6.1. Покупки резидентами за пределами страны
7.1. От резидентов нерезидентам
8.1. Переводы за пределы страны эмигрантами
ширена, чтобы покрыть объём внешнеторговых сделок, связанных с доставкой товаров на государственные кредиты. В течение года большое внимание было уделено регулированию и контролю валютных движений на наличном рынке. Банк руководствуется в своих действиях необходимостью постоянно контролировать иностранные денежные потоки и регулировать использование наличной иностранной валюты.
В области регулирования и контроля валютных операций, связанных с движением капитала, нормы и правила были приняты, чтобы облегчить процедуру проведения некоторых операций импорта капитала резидентами, в то время как ужесточилась регистрация и контроль над притоком и оттоком капитала. Банк отменил лицензирование некоторых операций в силу угрозы дефицита внутренних инвестиционных ресурсов и стремясь создать благоприятные условия для роста долгосрочных иностранных инвестиций.
Центральный банк РФ на протяжении всей своей деятельности стремится гармонизировать правовую базу валютного регулирования и валютного контроля. Принимая во внимание изменения, внесённые в порядок проведения некоторых видов валютных операций в Российской Федерации и ослабление контроля за выполнением некоторых операций, связанных с движением капитала, Банк выпустил постановление. Согласно ему, жители Российской Федерации могли покупать иностранную валюту за рубли через уполномоченные банки только для того, чтобы выполнить свои обязательства по внешнеторговым контрактам и погасить валютные кредиты. Сейчас они получили право покупать иностранную валюту также в целях проведения валютных операций, связанных с движением капитала.
Чтобы предотвратить проникновение в российскую банковскую систему теневого капитала, Банк принял участие в разработке Федерального закона «О мерах по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём». В то же время, используя действующее законодательство, Банк начал создавать систему защиты кредитных учреждений от криминального капитала. Одним из первых шагов в этом направлении стала разработка «Методические рекомендации по вопросам организации работы по предотвращению проникновения доходов, полученных незаконным путём, в банки и иные кредитные организации». В создании этого документа банк использовал опыт
иностранных центральных банков, а также рекомендаций ФАТФ (БАТР).
Основное внимание при валютном контроле за текущими операциями Банк России уделяет выявлению подозрительных сделок. Нормативными документами Банка России определяются признаки подозрительности сделок в аспекте нелегального вывоза капитала. К примеру, участие российской фирмы в сделке с возрастом менее трёх месяцев; либо когда получатель товара/услуги и плательщик по контракту различные иностранные фирмы; если в контракте на поставку товара по импорту не предусмотрены меры по защите интересов импортёра, т.е. отсутствует гарантия по авансовому платежу, не установлены штрафные санкции за нарушение условий контракта поставщиком; либо если авансовый платёж по импортному контракту составляет более 30%; если в сделке участвует фирма, зарегистрированная в офшорной зоне.
В статье изучена валютная политика России, и, как предполагалось, в этой системе имеются свои ловушки и изъяны, которые необходимо устранить в целях сокращения объёмов утечки капитала и реанимации экономики страны. Для стимулирования роста экономических показателей, укрепления методов борьбы с международными спекулянтами и нелегального вывоза капитала необходимы эффективные меры по достижению основных целей и задач валютного регулирования и валютного контроля. В ходе написания статьи было выявлено, что регулирование валютных отношений государственными органами представляет собой механизм, направленный на стабилизацию национальной валюты страны при масштабных колебаниях курса. Совокупность мер валютной системы ограничивает вывоз валюты из национальной экономики России и способствует их концентрации в руках государства, которое, в свою очередь, финансирует наиболее приоритетные отрасли и заполняет финансовые провалы в системе. Как правило, в реальной жизни это осуществляется благодаря регламентации проведения валютных операций. На практике, от экономического положения страны, ситуации на мировой арене и региональной валютной системы зависит выбор метода валютного регулирования и его формы. В силу нестабильной валютной системы на всех уровнях страны не представляется возможным выделить универсальную, идеальную модель поведения валютной системы и методов её регулирования.
На сегодняшний день наиболее актуальной становится проблема разработки, поиска и введения наиболее адекватных механизмов валютного регулирования и валютного контроля, которые могли бы быть применены на современном этапе развития экономики России. При создании целостного, одобренного Правительством рычага валютной системы, дополнительная сложность обусловливается комплексностью экономических отношений. Можно сказать, из-за периодических
утечек иностранных капитальных и материальных инвестиций из страны отсутствует возможность системного подхода и введения единого механизма государственного регулирования валютных отношений. Таким образом, проблемы эффективности системы валютного регулирования и контроля в России, при тенденции к ускорению темпов оттока капитала, представляются автору наиболее актуальным исследованием на современном этапе.
Список литературы
1. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изм. и доп., вступающими в силу с 1 сентября 2013 г.) II Собр. законодательства РФ. - № 50. - Ст. 4859.
2. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп., вступающими в силу 28 декабря 2013 г.) II Парламент, газ. - 2002. -13 июля.
3. Международные валютно-кредитные отношения : учеб. для вузов / под ред. Л. Н. Красавиной. -4-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2014. - 543 с.
4. Пономаренко, В. Е. Валютное регулирование и валютный контроль : учеб. пособие / В. Е. Понома-ренко. - 2-е изд. - М. : Омега-Л, 2013. - 303 с.
5. Жиренко, В. В. Трансформация механизма валютного регулирования в системе мер по интеграции России в мировую экономику : автореф. ... канд. экон. наук / В. В. Жиренко. - М., 2006.
6. Глазьев, С. Ю. Санкции США и Банка России: двойной удар по экономике / С. Ю. Глазьев II Вопр. экономики. - 2014. - № 9.
7. Ершов, М. Кризис 2008 года: «момент истины» для глобальной экономики и новые возможности для России / М. Ершов II Вопр. экономики. - 2008. - № 12. - С. 4-26.
8. Анохов, В. И. Валютное регулирование и его роль в противодействии утечке капитала из Украины на современном этапе : автореф. дис. ... канд. экон. наук / В. И. Анохов. - М., 2005.
9. Валютное регулирование и валютный контроль как инструменты борьбы с бегством капитала. Экономика и финансы [Электронный ресурс]. - URL: http://jourclub.ru
10. Отчёт Центрального банка Российской Федерации за 1997 г. [Электронный ресурс]. - URL: http:// cbr.ru
11. Бархатов, В. И. Итоги экономической трансформации в переходной экономике России / В. И. Бархатов II Россия на пути реформ: XXI век : материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Челябинск, 2000. -С. 3-4.
12. Бархатов, В. И. Мобилизация финансового капитала в трансформируемой экономике : монография / В. И. Бархатов, И. В. Бархатов. - Челябинск, 2002. - 217 с.
13. Накахира, К. Роль государства в послевоенном экономическом развитии Японии [Электронный ресурс] / К. Накахира. - URL: http://www.japantoday.ru/yaponiya-o-sebe-i-mire/rol-gosudarstva-v-poslevoennom-ekonomicheskom-razvitii-yaponii.html
14. Бархатов, В. И. Проблемы и перспективы развития экономической системы России, основанной на синтезе интересов государства и частного капитала / В. И. Бархатов, Н. И. Кондратьев, А. Е. Тютю-кова II Новая модель экономики России: условия и основные направления инновационного развития : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 18-19 окт. 2011 г., С.-Петербург / Мин-во образования и науки РФ ; науч. ред. Г. П. Журавлёва, Д. Ю. Миропольский, А. И. Попов. - СПб. ; М. ; Тамбов : Бизнес-Наука-Общество, 2012. - С. 505-510.
15. Журавлёва, Г. П. Государство в условиях глобализации: внешнеторговый либерализм и протекционизм / Г. П. Журавлёва, В. М. Синев, В. И. Бархатов. - Челябинск, 2004. - 223 с.
Сведения об авторе
Хидиятуллина Мадина Набиуллаевна — аспирантка кафедры экономики отраслей и рынков Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия, [email protected]
Bulletin ofChelyabinsk State University. 2015. No. 12 (367). Economy. Issue 50. Pp. 89-96.
CURRENCY POLICY AS A TOOL OF STATE REGULATION
OF CAPITAL EXPORT
M. N. Khidiyatuttina
ChelyabinskState University, Chelyabinsk, Russia, [email protected]
Foreign exchange market of the Russian Federation as part of the global financial market reacts to any changes occurring in the global arena. The trend towards integration of the economy subjected to Russian currency market risks and instability. The observed processes of globalization generate speculative activities among the major international actors of the market, which act on the currency. Therefore, Russia is important to have effective instruments of influence on the market. One such mechanism is the currency regulation and control, to stabilize the economy. The monetary policy, with the passage of time has transformed in order to strengthen monetary and financial situation of the country, maintain its solvency and creditworthiness. The author believes that the theme of the study of the mechanism of currency regulation and currency control as an instrument of state regulation in Russia is obviously relevant. Since the events of 2014, a priority of currency regulation and control is to curb the export of capital for the country, particularly illegal.
Keywords: currency policy, monetary policy, regulating the export of capital,foreign exchange controls, currency regulation.
Reference
1. Federal'nyj zakon ot 10.12.2003 173-FZ "O valyutnom regulirovanii i valyutnom kontrole" (s izmeneni-yami i dopolneniyami, vstupayuschimi v silu s 01.09.2013) [Federal Law of 10.12.2003 no. 173-03 "On Currency Regulation and Currency Control" (as amended, comes into force on 09.01.2013)]. Sobranie zakonodateFstva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2003, no. 50 (In Russ.).
2. Federal'nyj zakon ot 10.07.2002 83-FZ "O Central'nom Banke Rossijskoj Federacii" (Banke Rossii) (s izmeneniyami i dopolneniyami, vstupayuschimi v silu s 28.12.2013) [The Federal Law from 10.07.2002 no. 86-®3 "On the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia)" (with amendments coming into force on 12.28.2013)]. Parlamentskaya gazeta [Parliamentary newspaper], 2002, July 13.
3. Krasavina L.N. (ed.)Mezhdunarodnye valyutno-kreditnye otnosheniya [International monetary relations]. Moscow, 2014. 543 p. (In Russ.)
4. Ponomarenko V.E. Valyutnoe regulirovanie i valyutnyy kontroP [Currency regulation and currency control], Moscow, Omega-L Publ., 2013. 303 p. (In Russ.)
5. Zhirenko V.V. Transformada mehanizma vakyutnogo regulirovaniya v sisteme merpo integracii Rossii v mirovuyu economiky [Transformation of the mechanism of currency regulation in the system of measures for the integration of Russia into the world economy], Moscow, 2006. (In Russ.)
6. Glazyev S.Yu. Sankcii SSHA i Banka Rossii: dvojnoj ydar po ekonomike [US sanctions and the Bank of Russia: a double blow to the economy], Voprosy ekonomiki [The Issues of Economic], 2014, no. 9. (In Russ.)
7. Ershov M. Krizis 2008 goda: "moment istiny" dlya global'noji economiki I novye vozmozhnosti dlya Rossii [The 2008 Crisis: "A Moment of Truth" for the Global Economy and New Opportunities for Russia]. Voprosy ekonomiki [The Issues of Economic], 2008, no. 12, pp. 4-26. (In Russ.)
8. Anohov V.I. 'Valyutnoe regulirovanie i ego roF v protivodejstvii utechke kapitala iz Ukrainy na sovre-mennom jetape [Currency regulation and its role in combating capital flight from Ukraine at the present stage]. Moscow, 2005. (In Russ.)
9. Valyutnoe regulirovanie i valyutnyj kontrol' kak instrument bor'by s begstvom kapitala [Currency regulation and currency control as tools to combat capital flight]. Ekonomika ifinancy [Economy and Finance]. Available at: http://jourclub.ru, accessed 07.06.2015. (In Russ.)
10. Otchet Central'nogo Banka Rossijskoj Federacii za 1997 god [Report of the Central Bank of the Russian Federation for 1997]. Available at: http://cbr.ru, accessed 08.06.2015. (In Russ.)
11. Barhatov V.I. Itogi economicheskoj transformacii v perehodnoj economice Rossii [The results of the economic transformation in Russia's transition economy], Materialy vserosijscoj nauchno-practichescoj konferen-cii [Proceedings of the scientific-practical conference]. Chelyabinsk, 2000. Pp. 3-4. (In Russ.)
12. Barhatov V.I., Barhatov I.V. Mobilizaciyafinansovogo kapitala v transformiruemoj economice [Mobilization of financial capital in transformed economy], Chelyabinsk, 2002. 217 p.
13. Nakahira K. Rol' gosudarstva v poslevoennom economicheskom razvitii Yaponii [The state's role in post-war economic development of Japan] Available at: http://www.japantoday.ru/yaponiya-o-sebe-i-mire/rol-gosudarstva-v-poslevoennom-ekonomicheskom-razvitii-yaponii.html, accessed 08.06.2015. (InRuss.)
14. Barhatov V.I., Kondraf ev N.I., Tyutyukova A.E. Problemy i perspectivy razvitiya ekonomicheskoj sistemy Rossii, osnovannoj na sinteze interesov gosudarstva I chastnogo kapitala [Problems and prospects of development of Russian economic system, based on a synthesis of interests of the state and private capital]. St. Petersburg, 2011. Pp. 505-510. (In Russ.)
15. Zhuravleva G.P., Sinev V.M., Barhatov V.I. Gosudarstvo v usloviyah globalizacii: vneshnetorgovyj liberalism i protekcionizm [The state in the conditions of globalization: the trade liberalism and protectionism], Chelyabinsk, 2004. 223 p. (In Russ.)