УДК 341.1/.8
ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ ИЛИ ВАЛЮТНАЯ ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ: ВЕКТОРЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
CURRENCE EXCHANGE CONTROL OR LIBERALIZATION: TRENDS AND PROSPECTS OF LEGAL REGULATION
© Литвинова Юлия Михайловна
Yulia M. Litvinova
кандидат юридических наук, доцент кафедры публичного права, Саратовский социально-экономический институт (филиал)«РЭУ им. Г.В. Плеханова»
Cand.Sc. (Law), associate professor of the department of public law, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics
e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены основные направления развития валютного законодательства в условиях интеграции Российской Федерации в рамках Таможенного и Евразийского экономического союзов. Особое внимание уделено либерализации валютного законодательства, наблюдающейся в последние годы, а также некоторым тенденциям ужесточения валютного контроля.
Ключевые слова: валютный контроль, либерализация, валютная политика, интеграция, Таможенный союз, Евразийский экономический союз.
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации в качестве национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя такую составляющую, как соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею. Свое проявление данное конституционное право находит и при осуществлении валютного контроля: граждане имеют право на получение информации о деятельности органов и агентов валютного контроля. Например, в практике работы таможенных органов, являющихся агентами валютного контроля, действует система информирования и консультирования, благодаря которой участники ВЭД и граждане могут не только прочитать норму права в открытых источниках, но и, обратившись в таможенный орган, получить необходимые сведения по вопросам таможенного
The paper discusses the main directions for developing foreign currency exchange legislation in view of integration of the Russian Federation into the framework of the Customs Union and the Eurasian Economic Union. Special attention is given to the liberalization of currency legislation that was observed in recent years as well as some trends towards tightening of exchange controls.
Keywords: currency exchange control, liberalization, monetary policy, integration, the Customs Union, the Eurasian Economic Union.
дела. Кроме того, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
На официальных сайтах контролирующих органов размещается информация о деятельности органов контроля, как то: административные регламенты; законопроектная деятельность; основные показатели, характеризующие их деятельность; нормативно-правовые акты, связанные с их деятельностью, исполнение федерального бюджета; порядок обжалования решений, действий или бездействия контролирующих органов и т.д.
В связи с этим важным видится рассмотрение современных векторов развития законодательства о валютном контроле.
Отмена государственной монополии на совершение валютных операций положила но-
вый этап в развитии валютного регулирования и валютного контроля в России. Жесткое государственное регулирование сферы валютных правоотношений сменилось политикой валютной либерализации. Проводимая в государстве валютная политика либерализации осуществлялась постепенно, уточнялись ва-лютно-правовые нормы. Наряду с этим наблюдалось некоторое ужесточение мер по валютному контролю. В настоящее время система государственного контроля представляет некий баланс между определенным объемом валютных ограничений и мерами по либерализации валютного законодательства.
Следует отметить, что в сфере правового регулирования валютного контроля наметилась тенденция еще большей либерализации. Так, в некоторые нормативно-правовые акты Банка России внесены изменения: исключены требования к оформлению паспорта сделки, сумма обязательств по которым равна или превышает в эквиваленте 50 тыс. долл. США (ранее такая сумма не должна была превышать 5 тыс. долл. США) [1]. Кроме того, увеличены сроки предоставления справок о валютных операциях с 7 до 15 дней. Принято положение о передаче уполномоченными банками таможенным органам в электронном виде паспортов сделок в режиме реального времени [2], что значительно упрощает взаимодействие контролирующих органов.
Необходимо заметить, что санкция за правонарушение, квалифицируемое по ч. 4 ст. 15.25 КоАП, была изменена [3]. В соответствии с новой редакцией данной нормы штраф за несоблюдение сроков зачисления денежных средств, полученных от нерезидентов в соответствии с условиями внешнеторговых контрактов, дифференцирован в зависимости от периода просрочки. За каждый день просрочки взимается 1/150 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, зачисленных с нарушением установленного срока. В случае если денежные средства так и не были зачислены на счет, штраф назначается в прежнем размере (от 3/4 до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках). Безусловно, подобная дифференциация размера штрафа в зависимости от сроков нарушения и от самого факта зачисления денежных средств на расчетные счета - значительный «плюс» российского валютного законодательства.
Важным следует назвать введение примечания к ст. 15.25, в п. 4 которого отмечается, что административная ответственность за данное правонарушение не применяется к лицам,
обеспечившим получение на свои банковские счета страховой выплаты по договору страхования рисков неисполнения нерезидентом обязательств по внешнеторговому договору (контракту) в порядке и сроки, которые предусмотрены договором страхования, при наступлении страхового случая, предусмотренного установленным Правительством Российской Федерации порядком осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков, при условии, что определенное договором страхования значение соотношения страховой суммы и страховой стоимости (уровень страхового возмещения) равно установленному названным порядком значению или превышает его [4].
Целью валютного контроля за осуществлением импортных операций является также недопущение и предупреждение незаконного вывоза капитала за границу. Однако изменения, внесенные в КоАП, не коснулись ч. 5 ст. 15.25, в соответствии с нормой которой размер штрафа остался тем же: от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию, независимо от периода просрочки.
Как отмечается Президентом РФ в Послании Федеральному Собранию, необходимо продолжить работу по изменению принципов деятельности контрольно-надзорных структур. Ее направление должно быть нацелено на повышение открытости в этой сфере, предлагается создать единый федеральный портал, на котором каждая проверка будет иметь индивидуальный номер [5].
Наряду с проведенными мерами по либерализации валютного законодательства, следует отметить и некоторые имеющиеся ужесточения в рассматриваемой сфере общественных отношений. Так, ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ изложена в редакции [6], предусматривающей ответственность не только за совершение валютных операций, запрещенных законом, но и операций с нарушением установленного порядка их осуществления. Например, получение предприятием от нерезидента в кассу наличных денежных средств в качестве оплаты за оказанные услуги будет являться нарушением валютного законодательства, так как подобные операции должны осуществляться с использованием банковского счета, открытого в уполномоченном банке.
Кроме того, приняты изменения в уголовное законодательство [7]. Так, существенно изменена норма ст. 193 УК РФ, предусматривающая ответственность за уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных
средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации. Теперь субъектом совершения данного правонарушения являются не только руководители организаций, но и иные лица; ответственность предусмотрена за уклонение обязанности по репатриации не только иностранной валюты, но и валюты РФ; предусмотрен квалифицированный состав преступления. В качестве отягчающих обстоятельств предусматриваются деяния, совершенные в особо крупном размере; группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; с использованием заведомо подложного документа.
Кроме того, введена ст. 193.1 УК РФ, предусматривающая ответственность за совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов.
Представляется, что подобные различные подходы одновременной либерализации валютного законодательства, а по некоторым направлениям ужесточения санкций за его нарушение связаны со следующими обстоятельствами. Изменения валютного законодательства направлены на упрощение различных формальностей, возникающих у участников ВЭД, развитие внешней торговли, снижение административных барьеров. Усиление же мер уголовной ответственности имеет целью наказание недобросовестных лиц.
В рамках Таможенного союза в настоящее время полная отмена валютного контроля преждевременна и нецелесообразна. В настоящее время происходит развитие системы контроля в систему мониторинга валютных операций при осуществлении ВЭД [8]. Ряд авторов придерживается позиции, согласно которой полная либерализация валютного рынка возможна только на основе соответствующей экономической базы, а меры по либерализации валютного законодательства влекут за собой ряд неблагоприятных последствий для страны и национальной экономики, и дальнейшие шаги в этом направлении должны соизмеряться с повышением конкурентоспособности основных секторов экономики России в мировом хозяйстве [9]. Контрольные мероприятия должны обеспечивать «эффективное выявление, пресечение и предотвращение нарушений установленных законодательством правил валютного регулирования, призванных обеспечить устойчивость национальной валюты Российской Федерации, в то же время, избегая крайностей, перерастания мер валютного контроля в фактические ограничения деятельности добросовестных участников ва-
лютно-денежных отношений» [10, с. 3]. То есть необходим поиск «золотой середины» определенного объема валютных ограничений и либерализации валютного законодательства.
Создание Таможенного союза и формирование правовой базы единого экономического пространства на территории государств-членов предполагает последующее совершенствование союзного законодательства, установление единых принципов валютного регулирования и валютного контроля, гармонизацию национальных законодательств стран - участниц союза. Дальнейшие интеграционные процессы должны способствовать созданию условий для выработки качественно новой системы валютной политики государств - членов союза, обеспечивающей эффективный валютный, а значит и финансовый, контроль.
Особое значение приобретает осуществление валютного контроля в рамках Таможенного союза, взаимодействие контролирующих органов его стран-участниц. Так, Российской Федерацией ратифицирован Договор о взаимодействии уполномоченных органов государств - участников Соглашения о согласованных принципах валютной политики от 9 декабря 2010 г., осуществляющих валютный контроль [11]. Сотрудничество уполномоченных органов валютного контроля направлено на организацию эффективного взаимодействия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений валютного законодательства.
Уполномоченные органы валютного контроля осуществляют:
1) обмен информацией различного характера (о практике осуществления контроля за соблюдением валютного законодательства; правового характера);
2) сотрудничество по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений валютного законодательства резидентами государств -участников Соглашения при осуществлении ими валютных операций;
3) проведение совместных аналитических исследований по проблемам, затрагивающим взаимные интересы сторон в области валютного контроля;
4) оказание практической помощи по вопросам, возникающим в процессе сотрудничества, включая создание рабочих групп, обмен опытом и обучение кадров;
5) организацию обмена статистической информацией.
Неоднократно отмечалось, что необходим наднациональный механизм контроля в Таможенном союзе. Открытость границ обуславливает наличие системы контроля.
В рамках создания Евразийского экономического союза важнейшим его элементом должен стать общий финансовый рынок государств единого экономического пространства. В связи с этим актуальное значение приобретает создание наднационального органа фи-
нансового надзора. Данный вопрос, как предполагается, будет рассмотрен вместе с запуском Евразийского экономического союза в 2015 году [12].
Материалы поступили в редакцию 20.03.2014 г. Библиографический список (References)
1. Российская Федерация. Банк России. О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением. Инструкция Банка России № 138-И [принята 4 июня 2012 г.] // Вестник Банка России. 2012. № 48-49.
2.Российская Федерация. Банк России. О порядке передачи уполномоченными банками и территориальными учреждениями Банка России в таможенные органы для выполнения ими функций агентов валютного контроля информации по паспортам сделок по внешнеторговым договорам (контрактам) в электронном виде. Положение Банка России № 364-П [принято 29 декабря 2010 г.] // Вестник Банка России. 2011. № 9.
3. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в ст. 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон [принят Гос. Думой 16 ноября 2011 г.] № 312-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 47.
4. Российская Федерация. Правительство. О порядке осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков: постановление № 964 [принято 22 ноября 2011 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 48.
5. Российская Федерация. Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию [принято 12 декабря 2013 г.] // Российская газета. 2013. 13 дек.
6. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в ст. 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон [принят Гос. Думой 12 ноября 2012 г.] № 194-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 47.
7. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям: федер. закон [принят Гос. Думой 28 июня 2013 г.] № 134-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 26.
8. Мельник А.Н. Осуществление таможенными органами валютного контроля как мера противодействия утечке капитала за рубеж (правовые аспекты): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004; Голубев С.А. Роль Центрального банка Российской Федерации в регулировании банковской системы страны. М.: Юстицинформ, 2000.
1. The Russian Federation. The Bank of Russia. On the presentation of documents and information related to the conduct of foreign exchange operations, registration of transaction passports by residents and non-residents to authorized banks, and accounting and control of foreign currency transactions by authorized banks: Bank of Russia Instruction of Bank of Russia № 138 -I [adopted 4 June 2012] // Bulletin of the Bank of Russia. 2012. № 48-49.
2. The Russian Federation. The Bank of Russia. On the submission of relevant information on foreign transactions (contracts) in electronic form by the authorized banks and the Bank of Russia regional branches to the customs authorities to perform their duties as agents of foreign exchange control: Bank of Russia № 364-P [adopted 29 December 2010 ] // Bulletin of the Bank of Russia. 2011. № 9.
3.The Russian Federation. Laws. Amendments to Articles 3.5 and 15.25 of the Code of Administrative Offences [Federal law: adopted by the State Duma on 16 November 2011 № 312 -Federal law // Collected Legislation of the Russian Federation. 2011. № 47.
4. The Russian Federation. Government. On insurance of export credits and investment from commercial and political risks: resolution № 964. [adopted 22 November 2011] // Collected Legislation of the Russian Federation. 2011. № 48.
5. The Russian Federation. Address of President Vladimir Putin to the Federal Assembly [adopted 12 December 2013] // Rossiyskaya Gazeta. 2013. 12 December.
6. The Russian Federation. Laws. Amendments to Articles 3.5 and 15.25 of the Code of Administrative Offences [Federal law: adopted by the State Duma on 12 November 2012 № 194 -Federal law] // Collected Legislation of the Russian Federation. 2012. № 47.
7. The Russian Federation. Laws. [Federal law: adopted by the State Duma on 16 November 2011 № 312-Federal law] // Collected Legislation of the Russian Federation. 2013. № 26.
8. Melnik A.N. Implementation of foreign exchange control by the customs authorities of as a measure to counter the outflow of capital abroad (legal aspects): abstract of a thesis. 12.00.14. M., 2004; Golubev S.A. Role of the Central Bank of the Russian Federation in the regulation of the banking system. M. : Yustitsinform, 2000.
9. Пронин А.Ю. Особенности валютного контроля в таможенных правоотношениях: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002; Осипов С.К. Государственно-правовые основы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000.
10. Хаменушко И.В. Валютный контроль в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999.
11. Российская Федерация. Законы. О ратификации Договора о взаимодействии уполномоченных органов государств - участников Соглашения о согласованных принципах валютной политики от 9 декабря 2010 года, осуществляющих валютный контроль: федер. закон [принят Гос. Думой 14 июня 2013 г.] № 138-ФЗ / / Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 27.
12. Нас ожидает единый финансовый рынок // Российская газета. Режим доступа: http://www.rg. ru/2013/01/11/soyz.html (дата обращения: 06.03.2014 г.).
9. Pronin A.Yu. The issue of currency control in customs relations: Abstract of a thesis. 12.00.14. M., 2002; Osipov S.K. State legal basis for currency regulation and currency control in the Russian Federation: Abstract of a theis. 12.00.12. M., 2000.
10. Hamenushko I.V. Foreign currency exchange control in the Russian Federation: Abstract of a thesis: 12.00.12. M., 1999.
11. The Russian Federation. Laws. On ratification of the Agreement on cooperation of the competent authorities of signitoriesto the Agreement on the principles of monetary policy adopted on 9 December 2010 exercising currency control: Federal law adopted by the State Duma on 14 June 2013 № 138 -Federal law // Collected Legislation of the Russian Federation. 2013. № 27.
12. We are to see a common financial market // Ros-siyskaya Gazeta/ URL. http://www.rg.ru/2013/01/11/ soyz.html (date of access: 06.03.2014).