Финансовое право
ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА (ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)
ОВЕЧКИН Александр Петрович,
доктор философских наук, профессор,
заведующий кафедрой финансового права и налогообложения Юридического институту Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ). E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В статье рассматриваются некоторые правовые аспекты валютной политики государства. В частности, в статье определяются цели валютной политики, дается её определение, выделяется текущая и долговременная валютная политика. В рамках валютной политики, как её составная часть анализируются вопросы валютного регулирования. Значительное внимание уделяется валютным ограничениям.
Abstract: The article discusses some of the legal aspects of monetary policy. In particular, the article defines the objectives of monetary policy, given its definition, is allocated current and long-term monetary policy. In the framework of monetary policy as its integral part analyzes the issues of currency regulation. Considerable attention is paid to monetary constraints.
Ключевые слова: Валютная политика, цели валютной политики, текущая и долговременная валютная политика, валютной регулирование, валютный контроль, валютные ограничения.
Keywords: Monetary policy, objectives of monetary policy, the current and long-term monetary policy, currency regulation, currency control, currency restrictions.
Валютная политика является составной частью общей экономической и финансовой политики страны. Прежде всего, она выступает в роли инструмента расширения и совершенствования внешнеэкономических связей и отношений. В рамках мировых и внешенеэкономических связей она оказывает воздействие посредством регулирования валютного курса, определяющего цены на товары, а, следовательно, их конкурентоспособность на внешних рынках, возможности импорта и экспорта товаров в целом.
Некоторые авторы рассматривают валютную политику государства, прежде всего, как экономическую категорию. Так, в книге Валютная политика. Валютный союз. Евро. написано: «валютная политика, являясь в первую очередь категорией экономической науки...».[1] Представляется, вряд ли можно разделить экономическую и правовую составляющие валютной политики государства, а тем более определить чего в ней больше: экономического или юридического? В Преамбуле к ФЗ РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" в качестве первой цели (по существу главной цели) закона называется обеспечение реализации единой государственной валютной политики. Это означает, что вся нормативная база указанного закона направлена на реализацию именно данной целевой установки.
В российском законодательстве не определяются цели валютной политики РФ. В научной литературе существует множество подходов к их вы-членению.[2] Не вдаваясь в подробности анализа существующих точек зрения, выделим в обобщен-
ном виде основные цели современной отечественно валютной политики.
Основными целями валютной политики России являются: а) защита национальной валюты страны; б) поддержка стабильности и устойчивости российской валюты; в) создание необходимых валютных резервов; г) обеспечение внешнего и внутреннего баланса страны; д) обеспечение системы взаиморасчетов с другими странами.
В зависимости от целей валютную политику подразделяют на текущую и долговременную (структурную). Текущая валютная политика являет собой оперативное и тактическое, повседневное регулирование валютных отношений. Чаще всего оно затрагивает какие-то отдельные параметры и характеристики валютного рынка (валютного курса, валютных операций и др.). Текущая валютная политика связана с вопросами регулирования валютного курса, валютного рынка и проводимых на нем валютных операций.
Ежегодно цели и задачи текущей валютной политики формулируются в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики», в которых содержится оценка достигнутых и прогнозируемых параметров валютного рынка. Её задачами являются: поддержание равновесия платежного баланса; обеспечении нормального функционирования национальных и международных валютных механизмов. Текущая политика, реализуется в основном Минфином РФ и ЦБ РФ.
Структурная или иначе долгосрочная валютная политика - представлена совокупностью долго-
срочных мероприятий, которые направлены на внесение серьезных структурных изменений, предполагающих поведение реформ в валютной сфере. Долгосрочная политика нацелена на поддержание сложившейся или изменение существующей структуры национальной и мировой валютной системы. Это могут быть изменения режима валютных курсов и паритетов, использования резервных валют, международных платежных единиц и пр. Объективными факторами проведения долгосрочной валютной политики являются усиление экономической взаимозависимости национальных хозяйств и изменение их роли в мировом хозяйстве. Основные методы ее реализации - межгосударственные переговоры и соглашения, валютные реформы.
К сожалению, в российском законодательстве не дается определения понятию валютная политика. В научной литературе имеется многоразличного рода определений данного понятия, но единого его понимания не сложилось.[3] Не анализируя существующие точки зрения, отметим, валютная политика - это совокупность экономико-правовых и организационных мер государства, определяющих характер и содержание валютных отношений, складывающихся как внутри страны, так и в отношениях с другими государствами. Валютная политика неотъемлемо связана с проблемами внешнеэкономических связей, поэтому ее никак нельзя отделить от этого большого комплекса проблем. К примеру: курс валюты напрямую связан с движением в стране капиталов, товаров, услуг, и это, в свою очередь, отображается на платежном балансе государства.
Валютная политика РФ строится на основе валютного регулирования и валютного контроля. Два из пяти принципов, на которых строится валютное регулирование и валютный контроль на прямую привязаны к валютной политике (ст. 3 Закона о валютном регулировании и контроле). Кстати, эти принципы называются во многих научных работах, но почти нигде не раскрываются в содержательном плане.
Первый принцип гласит, что при валютном регулировании и валютном контроле должен быть обеспечен приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования. Тем самым во главу угла при разработке и проведении валютной политики ставятся не политические или идеологические интересы, а именно экономические интересы. Исходя из содержания указанного принципа, можно сказать, что экономические меры получают приоритет и перед правовым, о
чем разговор будет идти несколько ниже. Следовательно, в основе формирования и реализации валютной политики государства лежит экономическая выгода и целесообразность.
Согласно второму принципу валютное регулирование и валютный контроль предполагают единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации. Из данного принципа вытекает, во-первых, тот факт, что валютная политика может быть разделена на внутреннюю и внешнюю. Здесь нужно отметить, что, почему- то в нашей научной литературе такое деление валютной политики выпало из поля зрения. Между тем, на наш взгляд, в настоящее время имеется необходимость в серьезном и глубоком самостоятельном исследовании как внутренней, так и внешней валютной политики. Во-вторых, данный принцип указывает на диалектическую взаимосвязь и неразрывность как внутренний, так и внешней валютной политики. На практике это означает, что законодательство должно быть построено таким образом, чтобы не было ни каких разрывов и нестыковок в осуществлении регулирования и контроля в валютной сфере. Это обязывает органы валютного регулирования и контроля, согласовывать между собой предложения об установлении требований к валютным операциям. В частности, некоторые ограничения, предусмотренные Законом о валютном регулировании, Центральный банк вводит только по согласованию с Правительством России, что обеспечивает более эффективную защиту прав резидентов и нерезидентов при установлении ограничений (ч. 10 ст. 8 Закона о валютном регулировании). Такие предложения не должны быть дискриминационными и могут вводиться только в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации и поддержания устойчивости платежного баланса страны.
Теперь обратимся к вопросам валютного регулирования как составной части валютной политики государства. Под валютным регулированием понимается деятельность государства по принятию экономических и юридических мер, установлению норм и правил, регламентирующих отношения резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций в интересах обеспечения валютной безопасности на внутреннем и внешнем валютных рынках.[4] Таким образом, валютное регулирование предполагает использование в валютной политике как экономических, так и правовых мер. При этом, как уже отмечалось выше, экономическим мерам отдается предпочтение. Это
Финансовое право
вполне объяснимо. В условиях рыночной экономики более действенными являются именно экономические меры. Они не носят принудительного характера. Но экономические меры работают эффективно только в странах с высоким уровнем экономического развития. Поэтому в этих государствах правовые методы государственного регулирования валютных отношений либо вообще не применяются, либо находят весьма ограниченное и временное применение.
В нашей стране достаточно активно применяются меры правового характера. Их применение обусловлено потребностями государства в защите национальных интересов, связанных с защитой собственной валюты на конкурентных рынках, сокращением и недопущением незаконной утечки капитала, борьбой с коррупцией. Основу юридических мер валютного регулирования составляют валютные ограничения.
Валютное ограничение представляет собой совокупность различного рода нормативно закрепленных ограничений прав резидентов и нерезидентов при осуществлении ими валютных операций на территории государства и (или) прав резидентов при осуществлении ими валютных операций за рубежом, а также осуществлении контроля государства за исполнением указанных ограничений. Правовая природа любого режима, а, следовательно, и ограничений корреспондирует с государственным интересом. Валютные ограничения обязательны, их исполнение обеспечивается государственным принуждением. В случае нарушения валютных ограничений к правонарушителям применяются меры.
Закон о валютном регулировании определяет три цели введения валютных ограничений: предотвращение существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курсов валюты РФ, а также поддержание устойчивости и платежного баланса РФ (ст. 6). При этом следует отметить, что названные цели корреспондируют принципам валютного регулирования и валютного контроля. Некоторые авторы, небезосновательно, связывают ограничение обращения иностранной валюты на территории государства необходимостью сохранения суверенитета, ибо система валютных ограничений влияет на систему денежного обращения в стране (стоимость рубля непосредственно зависит от совокупности валютных ограничений). Таким образом, необходимость использования тех или иных валютных ограничений обусловливается, в первую очередь, общей экономической ситуацией в стране, и кроме того - особенностями функционирования валют-
ного рынка. Но важно также не допустить, чтобы ограничительные меры не превращались в несокрушимые барьеры на пути движения капитала, не тормозили проведение текущих валютных операций.
Российское валютное законодательство идет по пути либерализации и сокращения числа различного рода ограничений. Так, за последние годы отменены требование о резервировании, о продаже части валютной выручки, о предварительной регистрация счетов. Это в определенной мере облегчило участь при проведении валютных операций участникам внешнеэкономических отношений. Теперь им не нужно резервировать средства через уполномоченные банки в Банке России. А значит, нет отвлечения денежных средств из оборота. Организации и физические лица -резиденты РФ получили возможность открывать счета в зарубежных банках без разрешения Банка России.
Но все-таки во многих случаев валютные операции на территории государства совершаются в ограниченных пределах. Анализ норм Закона О валютном регулировании позволяет выделить следующие, основные валютные ограничения:
1. Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации (ст. 19 Закона о валютном регулировании). Она предусматривает обязанность резидентов обеспечивать получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности. Кроме того, речь идет о возврате в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию РФ или не полученные на таможенной территории РФ товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности.
2. Необходимость осуществления всех операций с иностранной валютой через уполномоченные банки. Купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в Российской Федерации производится только через уполномоченные банки. Аналогичное ограничением установлено для купли-продажи наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.
3. Необходимость получения банком специальной лицензии на осуществление банковских операций в иностранной валюте.
4. Возможность открытия банковских счетов (банковских вкладов) в иностранной валюте резидентами и нерезидентами только в уполномоченных банках. Более того, нерезиденты могут открывать счета и в российской валюте исключительно в уполномоченных банках (ст. 13 Закона о валютном регулировании).
5. Ряд ограничений устанавливается по валюте расчетов при проведении валютных операций с ценными бумагами. Так, денежные расчеты между резидентами и нерезидентами по операциям с внутренними ценными бумагами проводятся в валюте РФ, а с внешними ценными бумагами - еще и в иностранной валюте. Однако Банк России применительно к валютным операциям с внутренними и внешними ценными бумагами может вводить иной порядок расчетов в целом или к отдельным видам ценных бумаг.
6. Валютным законодательством предусмотрены некоторые количественные ограничения. В частности, физическое лицо - резидент имеет право перевести из Российской Федерации без открытия банковского счета в уполномоченном банке иностранную валюту или валюту Российской Федерации в сумме, не превышающей в эквиваленте 5000 долларов США.
7. Ряд ограничений установлено при осуществлении кредитно-заемных отношений в иностранной валюте. Кредиты и займы в иностранной валюте могут выдаваться только в безналичной форме и только через уполномоченные банки.[5]
Кроме того, некоторые специалисты отмечают фискальную направленность валютных ограничений,
которая находит свое проявление в форме фискальных валютных ограничений либо в форме использования валютных ограничений в фискальных целях. По мнению О.М. Крылова, к фискальным валютным ограничениям следует отнести: 1) соблюдение налогового законодательства как условие получения разрешения на совершение валютной операции; 2) постановка на учет в налоговых органах как условие совершения валютной операции; 3) уведомление налоговых органов об открытии счетов (вкладов) в банках за границей как условие совершения валютной операции.[6]
Дискуссионным вопросом в научной литературе является вопрос о дискриминнационности и несдик-риминнационности валютных ограничений. Ряд автором полагают, что указанные ограничений носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление. Представляется, что все же любые ограничения имеют дискриминационный характер, поскольку способствуют перераспределению валютных ценностей в пользу государства и частично в пользу крупнейших компаний за счет сокращения доступа к иностранной валюте и операциям с ней средних и мелких предпринимателей, которые обычно и выступают против введения ограничений.[7]
Таким образом, правовой режим валютного регулирования может приводить к трем вариантам валютной политики государства: 1) валютной монополии (вместо ограничений на проведение валютных операций вводится резкое ограничение круга субъектов, которым разрешены валютные операции); 2) свободным совершением валютных операций (ограничения отсутствуют); 3) совершение валютных операций с ограничениями.
Библиография:
1. Лисицын А.Ю. Валютная политика. Валютный союз. Евро / Под ред. А.Н. Козырина. М.: Центр публично-правовых исследований, 2008.
2. Бублик В.А. Валютное регулирование в России: настоящее и будущее // Российский юридический журнал. 2015. № 6; Матвиенко Г.В. К вопросу о понятии и видах валютных ограничений // Финансовое право. 2010. № 8; Хаменушко И.В. Валютное регулирование в Российской Федерации: правила, контроль, ответственность: учебно-практ. пособие. М.: Норма, 2013.
3. Бублик В.А. Валютное регулирование в России: настоящее и будущее // Российский юридический журнал. 2015. N 6: Хаменушко И.В. Валютное регулирование в Российской Федерации: правила, контроль, ответственность: учеб.-практ. пособие. М.: Норма, 2013; Матвиенко Г.В. К вопросу о понятии и видах валютных ограничений // Финансовое право. 2010. № 8; Лисицын А.Ю. Валютная политика. Валютный союз. Евро / Под ред. А.Н. Козырина. М.: Центр публично-правовых исследований, 2008.
4. Бублик В.А. Валютное регулирование в России: настоящее и будущее // Российский юридический журнал. 2015. N 6; Алексеева Д.Г., Антропцева И.О., Бергер Е.В., Игнатьева Е.А., Кальней М.Г., Шаповалов М.А. Комментарий к Федеральному закону от 10.12.2003 № 173-Ф3 "О валютном регулировании и валютном контроле" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2013; Крохина Ю.А. Валютное право. ИМ. Юрайт, 2014.
5. Саттарова Н.А Система мер валютно-правового ограничения // Финансовое право. 2005. № 12; Матвиенко Г.В. К вопросу о понятии и видах валютных ограничений // Финансовое право. 2010. № 8. С. 14-18.
6. Крылов О.М. Фискализация - современная тенденция развития валютного законодательства Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2005. № 2. С. 78.
7. Тосунян Г.А., Емелин А.В. Валютное право Российской Федерации. М., 2002. С. 26.