Секция «Проблемы и перспективы международной интеграции в современном бизнесе»
УДК 338
ВАЛЮТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ, КАК МЕРА ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА
Д. А. Мациборская, Ю. В. Макарова Научный руководитель - Л. А. Фомина
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Рассмотрены вопросы проблем государственного регулирования валютных операций в условиях кризиса. Проведен анализ валютных ограничений, раскрыты их признаки и задачи.
Ключевые слова: иностранная валюта, национальная валюта, иностранная валюта, валютная политика, валютные ограничения, финансово-экономический кризис.
CURRENCY RESTRICTIONS, AS A MEASURE IMPACT OF STATE IN CRISIS
D. A. Matsiborskaya, Y. V. Makarova Scientific Supervisor - L. A. Fomina
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: [email protected]
The article discusses the problems of state régulation offoreign exchange opérations in a crisis. The analysis offoreign exchange restrictions, disclose their symptoms and problems.
Keywords: foreign currency, the national currenc, foreign currency, monetary policy, foreign exchange restrictions, financial - economic crisis.
Система валютного регулирования в контексте мер государственного воздействия в период кризиса и санкций направлена на лимитирование и регламентацию операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Валютные ограничения не влияют на размер денежной массы внутри России. Данные ограничения являются также составной частью валютного контроля, который включает в себя мероприятия государства по надзору, регистрации, статистическому учету указанных операций.
При валютных ограничениях в процессе валютного контроля возрастает роль проверяющих органов по выдаче лицензий и разрешений, выполнение резидентами требований по продаже иностранной валюты на национальном валютном рынке, обоснованность платежей в инвалюте, качество учета и отчетности по валютным операциям.
Цели валютных ограничений сводятся:
1) выравнивание платежного баланса;
2) поддержание валютного курса;
3) концентрация валютных ценностей в руках государства для решения важных текущих и стратегических задач [1].
Во время подготовки и ведения войн валютные ограничения используются военно-промышленными комплексами для импорта военно-стратегических товаров за счет лимитирования ввоза предметов гражданского назначения.
Бесспорно, валютные ограничения отличаются дискриминационным характером, так как способствуют перераспределению валютных ценностей в пользу государства и крупных предприятий за счет мелких и средних предпринимателей, затрудняя им доступ к иностранной валюте, их можно назвать дискриминационными для торговых партнеров. Поэтому немонополизированный сектор обычно выступает против их введения.
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2
Огромную роль в их реализации играют политические мотивы, что и происходит сейчас в условиях санкций со стороны Запада.
Построение валютной системы, где действие рыночных факторов регламентируется системой государственных мер, направленных на стимулирование предложения валюты на внутреннем рынке и ограничение спроса на нее [5]. Эти ограничительные меры могут быть сведены к следующим:
Во-первых, установить за валютной выручкой российских компаний - экспортеров жесткий государственный контроль, цель которого - зачисление всей экспортной выручки предприятий на счета российских банков. Если смотреть данные платежного баланса РФ, то в 2014 г. отток капитала со стороны банков и корпоративного сектора составил 154,1 млрд долл., большая часть которого была израсходована на оплату внешней кредиторской задолженности. Согласно данным Росстата, сумма платежей российских банков и корпораций западным кредиторам составила 103,6 млрд долл. Эта разница между общей суммой заграничных трансфертов и платежам по кредитам в размере 50,5 млрд долл. показывает собой величину экономически не обоснованного оттока капитала за границу.
Таким образом, возникает необходимость контролировать цены, по которым компании продают российскую продукцию. Российские экспортные цены зачастую на 12-17 % ниже мировых, так как компании продают свою продукцию не напрямую, а через посреднические фирмы, которые контролируются менеджерами компаний [2].
Облегчает задачу контроля то, что значительная часть экспортных российских компаний являются государственными. Эта мера позволит увеличить предложение на внутреннем российском валютном рынке.
Во-вторых, ограничить импорт товаров, которые не относятся к жизненно необходимым, не являются социально значимыми, а также товаров, производство которых можно организовать на территории России в короткие сроки. Речь идет о предметах роскоши, товарах престижного потребления Уф-класса и простой в изготовлении продукции. Конечно, эта мера входит в прямое противоречие с принципами ВТО, хотя опыт 2014 года показал, что принципы ВТО уже не являются основополагающими в торговой политике как России, так и по отношению к России [3]. Ограничение импорта приведет к снижению спроса на иностранную валюту и, тем самым, к укреплению российского рубля. В этих условиях можно будет наращивать импорт технологической и инвестиционной продукции, проводить модернизацию российской экономики.
В-третьих, ввести запрет на операции с валютой физическими лицами. Оценим объем иностранной валюты, которым располагает население. Запрет свободного хождения иностранной валюты в стране позволит повысить устойчивость валютного рынка. Нужно отметить, что ограничения по продаже валюты являются действенной мерой преодоления финансового и валютного кризиса.
Продажа валюты возможна только в случаях выезда за границу, в лимитированном объеме и при предъявлении подтверждающих документов (туристических путевок, виз, договоров об оказании образовательных и лечебных услуг за границей и т. д.). Эти меры приведут к тому, что население в течение 2-3 лет практически полностью избавится от валютных накоплений [4]. Полученную валютную выручку можно будет использовать на закупку за границей импортных технологий, машин и оборудования.
Библиографические ссылки
1. Бублик В. А. Валютное регулирование в России: настоящее и будущее // Российский юридический журнал. 2015. № 6. С. 170-179.
2. Крикун В. Б. Особенности применения валютных ограничений в период экономического кризиса // Административное право и процесс. 2013. № 4. С. 58-61.
3. Крылов О. М. Правовое регулирование действия закона Грешема в Российской Федерации // Финансовое право. 2015. № 10. С. 3-7.
4. Матонин С. Валютные разницы: курсовые разницы по валютному счету // Налоги. 2015. № 22. С. 9-12.
5. Поветкина Н. А. Проблемы правовой квалификации золотовалютных резервов (запасов) Российской Федерации и их роль в обеспечении финансовой устойчивости государства // Законодательство и экономика. 2016. № 2.
© Мациборская Д. А., Макарова Ю. В., 2016