«национальный проект «здоровье»-САМАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА, КОТОРУЮ ТОЛЬКО МОЖНО СЕБЕ ПРЕДСТАВИТЬ»
Валерий Сергиенко:
С каждым днем становится все более очевидным, что та реформа здравоохранения, о которой 10 лет подряд говорилось на всех уровнях, благополучно «ушла в песок». Статус государственного приоритета здравоохранение получило только с принятием национального проекта «Здоровье», инициированного самим президентом России. И сразу все начало делаться планомерно, последовательно и, самое главное, — результативно. О некоторых шагах по реализации проекта беседа с заместителем руководителя Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию Валерием СЕРГИЕНКО.
т— Валерий Иванович, какая часть работы по воплощению в жизнь национального проекта в сфере здравоохранения легла на плечи Росздрава?
— Напомню, что основные приоритеты в области здравоохранения включают в себя три направления: развитие первичной медико-санитарной помощи, развитие профилактического направления медицинской помощи и обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью. Практически все мероприятия, которые предстоит осуществить в процессе реализации этого проекта, так или иначе связаны с закупкой, размещением и вводом в эксплуатацию медицинской техники, изделий медицинского назначения, лекарственных средств — всем тем, с помощью чего можно обеспечить качественное оказание медицинской помощи нашему населению. Эти задачи решаются комплексно усилиями целого ряда организаций и ведомств: Минздравсоцраз-вития РФ, Росздравнадзора, Росздрава, поставщиков и уполномоченных органов субъектов РФ. На плечи Росздрава ложатся подготовка и утверждение технических заданий, организация и проведение конкурсов и заключение
государственных контрактов на поставку оборудования, медицинского автотранспорта, антиретровирусных препаратов и вакцин для амбулаторнополиклинических учреждений муниципальных образований, которые необходимы для их эффективной работы в рамках национального проекта.
— Скажите, какая потребуется подготовительная работа со стороны Росздрава, чтобы выйти на конечный результат?
— Для того чтобы совместить виды оказываемой медицинской помощи со всеми существующими сегодня амбулаторно-поликлиническими и стационарно-поликлиническими учреждениями, пришлось разделить их на 11 уровней, для каждого из которых создать свой табель оснащения. Понятно, что городская поликлиника должна несколько отличаться по комплексу своего оборудования от участковой амбулатории, поэтому такой отраслевой документ, устанавливающий минимальные требования к оснащению учреждений соответствующего уровня, совершенно необходим.
Минздравсоцразвития РФ провело анализ тех-
нической обеспеченности амбулаторно-поликлинических учреждений разного уровня и определило, что еще необходимо закупить, — ввиду либо полного отсутствия диагностического оборудования, либо его крайней изношенности — в среднем на 70%, а по некоторым видам техники и более. Затем было выпущено постановление Правительства РФ, в котором определен перечень закупаемого оборудования, а нашему Агентству поручили провести конкурс, осуществить закупки и обеспечить поставки диагностического оборудования и санитарного транспорта медучреждениям.
Для выполнения этой работы своевременно и на соответствующем уровне Росздрав создал Конкурсную комиссию. Поскольку такой национальный проект реализуется впервые, то в ее состав вошли представители различных ведомств: Минздравсоцразвития РФ, Минфина и Минэкономразвития РФ, Росздравнадзора, Роспотребнадзора, большинства правоохранительных органов, а также — представители всех 7 федеральных округов РФ. Мы разработали и согласовали с Минэкономразвития РФ соответствующую конкурсную документацию, а для составления технических заданий организовали технические комиссии по каждому виду закупаемого оборудования. В их состав вошли самые авторитетные специалисты в своей отрасли. Комиссии разработали технические требования к закупаемому оборудованию с учетом тех самых 11 уровней амбу-латорно-поликлиничес-ких учреждений. Кроме того, был разработан и утвержден регламент
МЕНЕДЖМЕНТ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
37
взаимодействия с субъектами РФ по реализации проекта. В соответствии с этим регламентом уже сегодня проводится работа, связанная с поставкой оборудования.
т— Что входит в задачу субъектов РФ на данном этапе?
— Самое главное, что от них сейчас требуется, — это определить реальную потребность в оборудовании и представить в Росздрав соответствующую заявку. И, конечно же, нужно подготовить помещения, принять и ввести в эксплуатацию новое оборудование и обучить персонал работе на нем. Ведь не секрет, что в прежние времена дорогостоящая медицинская техника, закупленная для регионов за счет средств федерального бюджета, нередко простаивала без дела или ржавела на складах. Происходило это по разным причинам: не было нужных специалистов, не хватало запчастей или отдельные части диагностического комплекса оказывались несопоставимы. Впрочем, контроль за использованием оборудования и рациональным расходованием финансовых средств — это уже задача Росздравнадзора и Росфиннадзора.
т— Итак, вся подготовительная работа завершена, комиссии работают, потребности определены. Что дальше?
— А дальше можно говорить о результатах конкурсов. Проведены конкурсы по повышению квалификации медицинских кадров, подписаны контракты со всеми вузами, которые участвовали в конкурсе. В итоге 50 высших и последипломных образовательных учреждений уже приступили к переподготовке кадров в соответствии с графиками, которые согласованы с регионами. Все 6318 врачей первичного звена будут переподготовлены.
Конкурс по закупке диагностической медицинской техники проводился на-
Заместитель руководителя Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию Валерий Сергиенко.
ми по 5 группам оборудования, разделенным на 48 лотов. На конкурс была подана 161 заявка от 66 участников. По итогам предварительного отбора к конкурсу было допущено 45 участников. По результатам конкурса заключены 53 государственных контракта на поставку 22 652 единиц оборудования на общую сумму 14,3 млрд. рублей с 32 поставщиками.
В результате аналогичных конкурсов заключены 5 контрактов с 3 поставщиками на поставку 54,5 млн. доз вакцин для дополнительной вакцинации на сумму 3,2 млрд. рублей, а также 1 контракт — на поставку 4650 наборов реагентов для неонатального скрининга на сумму 270,3 млн. рублей. По закупке антиретровирусных препаратов конкурс признан состоявшимся по 12 лотам из 26 заявленных. По результатам конкурса заключено 4 контракта на сумму 405,4 млн. руб. с 5 поставщиками. Наконец, по закупке тест-систем ВИЧ, гепатита В и С заключены 10 госконтрактов на сумму 1,1 млрд. рублей с 10 поставщиками. На сегодняшний день 100% поставляемого оборудования распределено по адресам, а в ряд регионов оборудование уже поставлено.
т— Валерий Иванович, Вы говорили раньше, что будете добиваться значительного снижения цен на закупаемое в рамках национального проекта оборудование. Удалось ли Вам это сделать?
— Да, в результате проведения конкурсных торгов нам удалось добиться того, чтобы закупочные цены были на 30—60% ниже среднерыночных. В результате сумма скидок, предоставленных поставщиками, составила около 5 млрд. рублей. Это позволило значительно увеличить количество закупаемой техники. К примеру, рентгенологического оборудования мы закупили за отпущенные деньги на 1000 единиц больше, чем планировалось. То же самое можно сказать практически обо всех видах оборудования, за исключением электрокардиографического. Но это связано с тем, что потребности муниципальных учреждений в данном виде оборудования оказались несколько ниже, чем было заявлено первоначально. Замечу, что отечественные производители медицинской техники дали скидки всего лишь на 10—20% от среднерыночных цен. Думаю, что отечественным производителям есть повод задуматься о более успешной конкурентной борьбе в будущем, поскольку аналогичные конкурсы будут проводиться и в последующие годы.
т— А каково соотношение отечественных и зарубежных поставщиков?
— Итоги конкурсных торгов показали, что по производству некоторых видов диагностического оборудования наши отечественные производители успешно конкурируют с зарубежными: 72% рентгеновского оборудования закуплено нами у отечественных фирм. Санитарный автотранспорт вообще на 100% отечественный. А вот электрокардиографическое, ультразвуковое и эндоскопическое оборудование в основном импортного производства.
38
ВАЛЕРИЙ СЕРГИЕНКО: «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ (ЗДОРОВЬЕ» - САМАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА, КОТОРУЮ ТОЛЬКО МОЖНО СЕБЕ ПРЕДСТАВИТЬ!
Что касается вакцин против гепатита В и гриппа, то закупки их на 80% отечественные, а вот вакцина против краснухи и вакцина против полиомиелита — полностью зарубежные, только потому, что отечественная промышленность их пока не выпускает. По антиретровирусным препаратам картина примерно та же: всего лишь два наименования из всего спектра АРВ-препаратов выпускается отечественными производителями. В ближайшее время состоятся конкурсные торги по закупу диагностических тест-систем на гепатиты В, С и ВИЧ, и мы надеемся, что победу в них одержат отечественные производители, поскольку наши тест-системы значительно дешевле, но такие же надежные, как и зарубежные.
Нам еще предстоит провести конкурс не очень большой, всего на 140 млн. рублей, но достаточно важный — по реанимобилям с кювезами для недоношенных новорожденных. В этом году мы предполагаем закупить около 100 реанимобилей — по 1—2 для каждого региона.
т— Строительство высокотехнологичных медицинских центров тоже курирует Росздрав?
— Да, это тоже поручено нам, а точнее — Дирекции единого заказчика-застройщика Росздрава, есть такая специализированная организация, которая будет этим вопросом заниматься. Подрядная проектно-строительная организация определится в ближайшее время, после подведения итогов конкурса.
т— Вы полагаете, что все деньги, выделенные на строительство в этом году, будут полностью освоены?
— Разумеется, все 12,6 млрд. рублей, отпущенные на строительство центров высоких медицинских технологий в 2006 году, должны быть освоены. По сетевому графику 4 объекта мы должны сдать до конца текущего года. Это центры в Краснодаре, Астрахани, Пензе и Чебоксарах. Сейчас там ведется подготовка нулевого цикла и прокладываются магистрали коммуникаций.
Я сам выезжал недавно в Краснодар, и могу заверить, что все идет по плану.
— Оснащать эти центры оборудованием тоже будет Рос-
здрав?
— Оборудованием и техникой они снабжаются в процессе строительства. Поскольку предполагается модульное строительство «под ключ», то будут использованы готовые модули со встроенным оборудованием. Это означает, что уже на следующий день после ввода в эксплуатацию центры могут начать работать.
— Как ни странно, многим непонятно, какие виды специализированной помощи предусматривает НП «Здоровье»? Педиатры ропщут, онкологи жалуются, что их не включили в программу. Это верно?
— Увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи предполагается по следующим видам: сердечно-сосудистые заболевания, травматология, ортопедия, эндопротезирование, нейрохирургия. Если говорить о приоритетах, то онкология, конечно, является приоритетным направлением. Но я, в частности, не понимаю, что имеют в виду онкологи, когда речь идет о строительстве новых центров. Онкологические центры строить не надо, у нас их более чем достаточно. Их нужно обеспечивать современной аппаратурой, средствами лучевой терапии и диагностики, химиопрепаратами. Для этого существует федеральная целевая программа развития онкологической помощи в России, надо только обеспечить ее финансами, что мы и пытаемся делать. Достаточно сказать, что из средств, затрачиваемых Рос-здравом на финансирование федеральных учреждений, наибольшая часть расходуется как раз на онкологию, а централизованные закупки лекарственных средств более чем на 50% состоят именно из противоопухолевых препаратов. Хотя другие нозологии имеют не меньшее значение для пациентов, чем онкология. Новая концепция программы на 2007—2011 годы. подразумевает дальнейшее увеличение
средств и направление усилий на все аспекты развития онкологической помощи. И это при том, что онкологические заболевания в ряду причин смертности стоят не на первом, а, по крайней мере, на третьем месте.
Если говорить о педиатрии, то в каждом строящемся центре предусматривается детское отделение — в сердечнососудистой хирургии, в травматологии, в нейрохирургии. Плюс отдельный центр по детской онкогематологии.
т— Валерий Иванович, а каковы перспективы национального проекта «Здоровье»?
— У нас и раньше были неплохие программы — к примеру, по развитию здравоохранения и медицинской науки на 1998—2005 годы. В них декларировались очень хорошие цели и задачи, но ничего не было сделано для их достижения. Но наконец-то у государства появилась возможность повернуться лицом к населению, к его социальным нуждам. Впервые за последние полтора десятилетия в отрасль направлены средства, которые позволяют рассчитывать на то, что в ближайшие годы уровень оказания медицинской помощи нашему населению будет доведен до среднеевропейского. Сейчас все делается правильно и достаточно быстрыми темпами. Понятно, что в программе могут быть некоторые просчеты, но это не умаляет ее общественной значимости.
Я убежден, что этот национальный проект отнюдь не заканчивается выборной президентской кампанией, как это хотят представить некоторые. Его перспективы просматриваются достаточно четко: мы уже закладываем средства и на 2008, и на 2009-й годы. На мой взгляд, это самая долгосрочная программа, которую можно только себе представить.
[?] — Звучит оптимистично.
— И, что самое главное, абсолютно реалистично.
Беседовала
Ольга ФЕДОТОВА, «Ремедиум» ф