Научная статья на тему 'Павел Назаренко: "уникальный проект требует нестандартных решений"'

Павел Назаренко: "уникальный проект требует нестандартных решений" Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
145
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ЗДОРОВЬЕ" / ЗАКУПКИ ЛС

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Федотова Ольга

Приоритетный Национальный проект "Здоровье", без сомнения, один из самых масштабных за всю историю новой России, первый значимый шаг в модернизации отрасли. СМИ регулярно рассказывают нам об успехах его реализации. А с какими трудностями приходится сталкиваться его исполнителям на деле? Об этом интервью с гендиректором ФГУП "Российское объединение "Медтехснаб" П.В.НАЗАРЕНКО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Павел Назаренко: "уникальный проект требует нестандартных решений"»

«УНИКАЛЬНЫИ ПРОЕКТ ТРЕБУЕТ

Павел НАЗАРЕНКО:

НЕСТАНДАРТНЫХ РЕШЕНИИ»

Приоритетный Национальный проект «Здоровье», без сомнения, один из самых масштабных за всю историю новой России, первый значимый шаг в модернизации отрасли. СМИ регулярно рассказывают нам об успехах его реализации. А с какими трудностями приходится сталкиваться его исполнителям на деле? Об этом интервью с гендиректором ФГУП «Российское объединение «Медтехснаб» П.В.НАЗАРЕНКО.

- Павел Владимирович, известно, что главная задача объединения «Медтехснаб» - сопровождение выполнения гос-контрактов по обеспечению лечебно-профилактических учреждений различного уровня лекарственными средствами и медицинской техникой. Поставки по Нацпроекту «Здоровье» тоже были возложены на вас?

— Да, в реализацию Нацпроекта мы включились буквально с первых дней

— с января 2006 г. Одновременно продолжаем работать над выполнением Федеральных целевых программ, утвержденных Правительством РФ, и целого ряда подпрограмм, а также осуществлять централизованное снабжение федеральных медицинских центров лекарствами и медицинской техникой.

На каждое из этих направлений ежегодно выделяется определенная сумма средств. Закупки проходят на конкурсной основе, заказчиком выступает Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, а «Медтехснаб» обеспечивает сопровождение исполнения государственных контрактов, начиная от участия в подготовке конкурсной документации до получения товара конечным потребителем. Только за 2006 г. было заключено в общей сложности 469 го-

сударственных контрактов на поставку ЛС и медицинского оборудования. Стоимость их составила более 32 млрд. руб. Это огромная работа. Даже в рамках одного наименования лекарственного препарата поставки идут не одномоментно, а частями в течение года во все субъекты РФ.

- Скажите, с какими еще сложностями Вам довелось столкнуться при реализации Нацпроекта «Здоровье»?

— Сейчас уже всем понятно, что Нацпроект выполняется, и претензий к нему особых нет.

Но на начальном этапе пришлось поволноваться. С января 2006-го Рос-здрав начал проводить конкурсы по новому Федеральному закону 94-ФЗ «О закупках», который только что вступил в силу. Подходы к документации во многом изменились. Но главное, никогда прежде оборудование и лекарственные препараты в таком количестве не закупались сразу для всех территорий. Подобного опыта работы не было ни у кого.

Сначала группой экспертов был разработан список необходимого оборудования для 11 уровней ЛПУ — от крупной городской поликлиники до сельской амбулатории. Затем органы управления здравоохранением субъектов Федерации составили соответ-

ствующие заявки на технику и лекарства. Зачастую логика коллег была понятной, но неприемлемой: «Закажем больше, все равно не дадут». Одна территория прислала трехкратную заявку на лекарства, и объемы к ней пошли тоже трехкратные. Тогда они и схватились за голову. Пришлось на ходу разруливать проблему. В целом, по просьбам органов управления здравоохранением субъектов, мы внесли в течение прошлого года более 800 корректив в заявки уже после того, как все контракты были подписаны.

Бывали и более объективные ситуации. Например, на Дальнем Востоке при транспортировке оборудования оно в одном месте не проходило в железнодорожный туннель. Пришлось просить о помощи воинскую часть, снимать его с платформы и 200 метров нести на руках. Оборудование, кстати, абсолютно от этого не пострадало, впоследствии было полностью смонтировано и прекрасно функционирует. Ну кто мог предусмотреть, что, будучи погруженным на платформу, оно не пройдет в тоннель по габаритам? Всего по Нацпроекту «Здоровье» на оснащение больниц и поликлиник в 2006 г. было затрачено около 21 млрд. руб. Все выделенные в прошлом году деньги освоены, почти 23 000 единиц оборудования ушло в территории, все смонтировано и работает.

- Взаимодействие с территориями сразу пошло гладко?

— Начнем с того, что ЛПУ областного и муниципального уровней здравоо-

хранения подчиняются в первую очередь собственной региональной власти, чьи законы и правила не всегда соответствуют федеральным. К примеру, во многих субъектах РФ действует свой порядок в хранении и постановке на баланс полученных по Нацпроекту лекарств. Существует и множество других «мелочей», которые строго регламентируются правилами. Соответственно, возникает множество вопросов, которые требуют разрешения.

Кроме того, потребовалось время для преодоления некоего психологического барьера. У нас же никогда раньше такого не было, чтобы федеральный центр занимался обеспечением непосредственно первичного звена в таком объеме, да еще и брал на себя все расходы. Сколько раз нам звонили из регионов: дайте нам эти деньги, мы сами все купим. Мол, им на местах виднее. Наше взаимодействие стало более тесным и продуктивным только через полгода, когда, наконец, наглядно стали проявляться результаты технической модернизации первичного звена.

Чтобы рассчитаться с поставщиком, нам необходимо получить два акта: о доставке товара до места и о монтаже и запуске оборудования, причем в течение одного финансового года, потому что деньги на следующий год не переходили. Это вызывало немало сложных организационных моментов на местах. Оказалось, к примеру, что субъектам мало просто дать заявку на оборудование, нужно еще иметь место, куда его поставить. Поставщики приезжают монтировать аппаратуру, а места в поликлинике нет, надо строить новое помещение. А для этого нужно было еще в октябре 2005-го заложить соответствующие деньги в бюджет, что, естественно, не было сдела-

П.В.Назаренко, гендиректор ФГУП «Российское объединение «Медтехснаб».

но. Да и откуда деньги взять, если область дотационная? И кто, скажите, в этой ситуации виноват? Или, допустим, идет крупное рентгенологическое оборудование, и место, куда его поставить, есть. Но надо демонтировать старое. А убирать его будут месяца два, да столько же новое монтировать. А к монтажу надо подготовить площадку — где фундамент укрепить, где контуры изменить, где вытяжку и вентиляцию модернизировать. На это тоже нужно время. А на чем в это время больных обследовать? Кроме того, контрактом предусматривалось обучение двух специалистов. А если нет этих двух специалистов в поликлинике — кого

планировали, в декрет ушла или переехала, как быть?

Если главный врач на этой стадии подпишет акт об исполнении контракта, то вопрос дальнейшей эксплуатации, ремонта оборудования и подготовки специалистов становится его собственной задачей. Не оплатить поставку — деньги пропадут, где потом их брать? Оплатить — тоже плохо: нет второго акта, оборудование не пущено в эксплуатацию. И как, скажите, в этой ситуации поступить?

Объективные факты, вызванные новизной и масштабностью проекта, помноженные на некоторое несовершенство нашего законодательства, тоже надо учитывать. Я убежден, что такой уникальный проект допускает порой принятие нестандартных управленческих решений. Вспомните, как врач работает с пациентом: сначала идет сбор анамнеза, затем осмотр, инструментальное обследование, изучение анализов и, наконец, назначение лечения. При экстренной ситуации врач сначала поставит капельницу и только потом соберет анамнез, анализы, послушает и посмотрит. Так и в Нацпроекте: надо сделать так, чтобы при сохранении технологии очередность принятия мер могла меняться, и это было отражено в инструктивных актах.

[?]

- Все сказанное Вами касается поставки оборудования. А были ли сложности с поставкой лекарственных средств?

— НП «Здоровье» предусматривает поставку лекарств и средств диагностики для ВИЧ/СПИДа и вакцин для дополнительной иммуни-

таблиц^ Поставки лекарственных средств, диагностических

и иммунобиологических препаратов за счет средств федерального бюджета

Наименование мероприятия Бюджет 2006 г., руб.

В рамках федеральных целевых программ и централизованных закупок в 2006 г.

Централизованные закупки 1 709 497 471,78

Изотопы 43 441 863,40

Микроисточники с Ь125 119 412 400,00

Факторы свертывания крови 70 298 570,42

Онкологические препараты 535 736 040,28

Препараты для трансплантологии 216 199 518,87

Изделия медицинского назначения 440 385 693,14

Препараты, применяемые в реаниматологии 12 999 737,73

Препараты, применяемые в психиатрии 86 499 938,24

Препараты, применяемые в ревматологии 26 570 614,40

Противогрибковые препараты 54 987 383,88

Препараты, применяемые в неврологии 45 967 094,82

Препараты, применяемые в кардиологии 56 998 616,60

Сахарный диабет 353 300 000,00

Программа «Дети России» 126 000 000,00

Анти-ВИЧ/СПИД 30 000 000,00

Противотуберкулезные 1 080 500 000,00

Программа «Артериальная гипертония» 2 600 000,00

Онкологические препараты 78 400 000,00

В рамках Национального проекта «Здоровье»

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

Антиретровирусные препараты 1 226 533 765,66

Иммунобиологические препараты 2 950 940 000,00

Тест-системы для диагностики ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С 1 330 224 114,37

Препараты для лечения гепатитов В и С 41 520 798,12

Итого по ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА 5 549 218 678,15

Оборудование для неонатального скрининга 125 663 429,00

Препараты для неонатального скрининга 270 293 650,00

Итого по НЕОНАТАЛЬНЫЙ СКРИНИНГ 395 957 079,00

Источник: данные сайтов www.zakupki.gov.ru, www.bob.ru и публикации в бюллетене «Конкурсные торги»

зации населения против гепатита В и краснухи. Оба эти направления крайне актуальны и важны. Однако и тут некоторые вопросы не были продуманы на старте. Например, по условиям Нацпроекта все оборудование и лекарственные препараты должны идти в первичное звено. Но районные больницы ВИЧ/СПИДом в основном не занимаются. Лечение таких больных в России осуществляется главным образом в федеральных клиниках, центрах РАМН и подразделениях Федерального медико-биологического агентства (ФМБА). А больными СПИДом заклю-

ченными вообще занимается Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН). Но передать закупленные по Нацпроекту лекарства и диагностические системы в эти клиники — значит допустить нецелевое использование средств. На 2007 г. это обстоятельство учли: 30 декабря 2006 г. было принято Постановление Правительства РФ №858, разрешающее передачу ЛС в клиники ФМБА, РАМН и ФСИН. Наверное, все продумать просто невозможно. В этом году мы наверняка тоже столкнемся с ситуациями, которые потребуют нестандартного реше-

ния. Постепенно, конечно, наработается опыт взаимодействия с регионами и поставщиками, укрепится единая цепь, начиная от федерального центра до конкретных врачей на местах, отшлифуется нормативная база. Главное, чтобы проект продолжился. Если он по какой-то причине остановится, это вызовет очень сильную волну негатива как со стороны медицинской общественности, так и всего населения. Система здравоохранения впервые за последние 15 лет реально начала возрождаться. Мы не просто заговорили о здоровье нации, но начали реально что-то делать, дали людям надежду. Я по своей работе сужу: когда в августе прошлого года в регионы пошли грузы, настроение людей круто изменилось. Пусть не все шло гладко, но эмоциональная обреченность ушла, и у медицинского сообщества появился субстрат для критики. А дальше пошла нормальная работа. Если Нацпроект сейчас тормознуть, каждый человек поймет, что он перед любой болезнью беззащитен, и это вызовет большие социальные волнения.

- Павел Владимирович, в конце мая этого года вступило в силу распоряжение Правительства РФ, по которому размещение заказов на поставки лекарств должно осуществляться путем проведения аукционов. Как Вы к этому относитесь?

— В прошлом году мы впервые столкнулись с проведением аукционов на федеральном уровне. Законодателем моды выступило Минэкономразвития — именно оно решало, проводить конкурс или аукцион. Для медтехники они оставили конкурс, а по лекарственному обеспечению настояли на аукционе. Принципиальное различие в том, что главным критерием аукциона является цена. Считается, что с лекарствами все проще: если препарат зарегистрирован и допущен к применению в России, то уже неважно, где он произведен — в Индии, в Швейцарии или у нас в стране. По закону получается так. Например, французская вакцина против краснухи в 3—4 раза дороже индийской, тоже очень

хорошей. Соответственно, индийской вакциной за те же деньги можно про-вакцинировать в 3 раза больше детей при одинаковом эффекте.

Или возьмем выбор между дженериком и оригинальным препаратом в рамках одного МНН. Многие зарубежные компании специализируются почти исключительно на выпуске дженериков, законодательство и налогообложение их стран этому благоприятствуют. Мы, конечно, можем морщить нос на дешевые препараты дженерики, но не надо забывать, что многие западные фармацевтические гиганты держат свои заводы в третьих странах, и работают там отнюдь не швейцарцы.

Что касается медицинской техники, то оценить ее комплексно только по одному ценовому критерию, не вдаваясь в начинку — датчики, точность, комплектность и т.д., действительно очень сложно. Например, одна машина скорой помощи может быть оборудована носилками, электрокардиографом, кислородным прибором и т.д., а другая не оборудована, но при этом обе они будут соответствовать техническому заданию и стоить примерно одинаково.

Вообще, внедрение Нацпроекта «Здоровье», на мой взгляд, неизбежно повлечет за собой развитие отечественных предприятий, выпускающих медицинское оборудование. Как известно, одна из главных целей Нацпроекта — создать условия для стандартизации всех видов медицинской помощи, начиная от первичной и заканчивая специализированной, чтобы перейти, наконец, к нормальным страховым принципам в здравоохранении на всей территории страны. Значит, и оборудование для разного типа учреждений должно быть тоже стандартизировано. Одно дело электрокардиограф для машины скорой помощи и скрининговой диагностики, компактный и простой в использовании аппарат, который вынесет любую тряску по бездорожью, и совсем другое — для стационаров и высокотехнологичных медицинских центров.

Таким образом, критерии по стандартизации лечения заставят стандарти-

зировать медицинское оборудование, которое должно соответствовать своему предназначению. Анализ эффективности работы поставленного оборудования на местах как раз и покажет требования к оснащению разного типа учреждений. Не было раньше такого полигона, не обкатывалось это оборудование в таком объеме и на столь разных уровнях. Таких климатических и географических условий, как

в России, ни в одной стране мира нет: тут и дальность расстояний, и климатические зоны, и особенности коммуникаций. Этот анализ поможет производителям создавать стандартизованное оборудование с заданными параметрами, которое затем будет выставляться на аукционы, при таком подходе полностью оправданные.

Беседовала Ольга ФЕДОТОВА, ф

«Ремедиум»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.