© Коллектив авторов, 2011 УДК 615.27:658.81 85.3:339.13
АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗАКУПОЧНОЙ (РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ) ЛОГИСТИКИ, ПРИМЕНЯЕМОЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ТОРГОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИЕЙ ДЛЯ НУЖД ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РСО-АЛАНИЯ
Д. М. Бозрова1, Е. С. Бережная2, Е. А. Максимкина3, С. А. Парфейников1 1 Пятигорская государственная фармацевтическая академия 2Ростовский государственный медицинский университет 3Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова
Одним из новых направлений в стратегии управления является применение эффективных логистических систем на различных уровнях деятельности фармпредприятия. Рынок лекарств насыщен, и объемы продаж лекарственных средств (ЛС) не могут расти до бесконечности. Главная задача, которую сегодня приходится решать аптекам, - снижение уровня издержек обращения. В этой связи актуальность логистики трудно переоценить [3].
Рынок лекарственных средств России оценивается в 7-8 млрд. долларов США в год. Около половины этого рынка составляют государственные закупки на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Опыт внедрения конкурсных механизмов в область организации госзакупок ЛС показывает, что имеются определенные резервы в функционировании этой системы и экономии средств на закупку. Так, почти 60,0% годовых бюджетных ассигнований по закупкам для медицинских учреждений проводится через конкурсы. Удельный вес расходов на приобретение ЛС через торги достигает 92,0%. В результате экономический эффект только по ЛС составляет около 3 млн. рублей в год. В Российской Федерации размещение государственного заказа на конкурсной основе стало осуществляться с выходом Указа Президента РФ от 08.04.1997 № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд». В мае 1999 г. вышел Федеральный закон № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд». Однако указ и закон регламентировали организацию госзакупок только на федеральном
Бозрова Джульета Маировна, соискатель кафедры УЭФ ФПО Пятигорской государственной фармацевтической академии, тел.: 89194260393; e-mail: aptek44@mail.ru.
Бережная Елизавета Сергеевна, кандидат фармацевтических наук, ассистент кафедры управления и экономики фармации, фармацевтической технологии и фармакогнозии Ростовского государственного медицинского университета; e-mail: bereznoy7@yandex.ru.
Максимкина Елена Анатольевна, доктор фармацевтических наук, профессор, зав. кафедрой УЭФ ФПО Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, тел.: 89031432413; e-mail: maksimkina.e@mail.ru.
Парфейников Сергей Алексеевич, доктор фармацевтических наук, профессор, заведующий кафедрой УЭФ ФПО Пятигорской государственной фармацевтической академии, Заслуженный деятель здравоохранения РФ, тел.: 89624016979, (8793)331469; e-mail: parphein@yandex.ru.
уровне. Изменил эту ситуацию Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ (в ред. федеральных законов от 31.12.2005 № 207-ФЗ, от 27.07.2006 № 142-ФЗ, от 20.04.2007 № 53-Ф3, от 24.07.2007 № 218-ФЗ) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Законодательство РФ о размещении госзаказов основывается также на положениях гражданского и бюджетного кодексов Российской Федерации, Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции». Государственные закупки - это закупки ЛС для государственных нужд, обеспечиваемых за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребностей в ЛС для осуществления функций РФ и ее муниципальных образований [1,7].
Целью настоящего исследования являлось изучение закупочной логистики участников фармацевтического рынка РСО-Алания для повышения качества их взаимодействия в процессе оказания лекарственной помощи населению региона за счет бюджетных средств.
Материал и методы. Исходной информацией служили: нормативно-правовая документация по регулированию системы контрактных отношений на фармацевтическом рынке и данные по проведению и развитию системы закупок ЛС на государственные нужды в РСО-Алания. Для решения поставленных задач были использованы методы логического, системного, статистического, графического анализа, наблюдения, методы институциональной экономики: теория контактов, экономико-математические методы.
Результаты и обсуждение. Процедура закупок лекарственных средств рассматривается нами в качестве сложной многоуровневой системы. Для более четкого понимания существующей структуры контрактных отношений при проведении закупок была рассмотрена нормативно-правовая база. В соответствии с требованиями Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещение заказа на государственные нужды может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе в электронной форме и без проведения торгов: запрос котировок цен, у единственного поставщика, на товарных биржах. В целом методология проведения торгов направлена на формирование конкурсной, эффективной и прозрачной системы размещения государственных (муниципальных) заказов, заключения государственных (муниципальных) контрактов (рис. 1) [8].
С 2002 г. регионам отданы все полномочия по организации поставок ЛС, то есть проведение аукционов и выбор дистрибьюторов [3].
Способ закупки определяется в соответствии с действующим законодательством в зависимости от стоимости заказа на одну номенклатурную позицию ЛС. Если сумма заказа одноименной группы ЛС больше 500 тыс. рублей в квартал, то их приобретение должно проводиться по аукциону. Если же сумма заказа одноименной группы Лс меньше 500 тыс. рублей в квартал, у учреждения здравоохранения есть возможность закупать ЛС методами запроса котировок (одноразового договора) [6].
В РСО-Алания организованы централизованные конкурсные закупки ЛС для нужд здравоохранения. Работа осуществляется республиканской отраслевой конкурсной комиссией по размещению госзаказа и эффективному использованию бюджетных средств при закупке потребительских товаров и продукции специального назначения. Децентрализованный закуп в установленном порядке осуществляется лечебнопрофилактическими учреждениями (ЛПУ) по результатам котировок цен [2, 5].
Проведение конкурса осуществляется по следующей схеме (рис. 2).
Поставка товара осуществляется на уполномоченный аптечный склад, роль которого в РСО-Алания выполняет склад ГУП «Фармация». Участниками торгов являются:
- ЛПУ и другие юридические лица всех форм собственности (учреждения социально-
го обеспечения, образовательные учреждения, детские дошкольные учреждения, спортивнооздоровительные учреждения и др.), имеющие лицензии на осуществление как медицинской, так и фармацевтической деятельности;
- ЛПУ и другие юридические лица всех форм собственности, имеющие лицензии только на медицинскую деятельность;
юридические лица всех форм собственности, не имеющие лицензий на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности; аптечные учреждения, уполномоченные республиканским министерством экономического развития, инвестиций и внешних связей на оказание услуг по закупке фармацевтической продукции для данного ЛПУ;
- аптечные учреждения, уполномоченные республиканским департаментом здравоохранения и аптечным управлением для осуществления бесплатного и льготного отпуска Лс.
Поставщиками в системе торгов могут быть:
- предприятия - производители ЛС;
- предприятия оптовой торговли ЛС;
- аптечные учреждения;
- предприятия (в том числе производители), осуществляющие реализацию продукции, не подлежащей лицензированию (дезинфицирующие средства, биологически активные пищевые добавки и др.).
Проанализированы существующие схемы закупки ЛС в рамках госзаказа в РСО-Алания и логистическая схема товародвижения (рис. 3).
В соответствии с данной технологической схемой проведения закупок в РСО-Алания в 2008 году поступило закупленных централизовано для 7 нозологий ЛС на сумму 3405,400 тыс. руб., в 2009 году - на сумму 3826,300 тыс. рублей.
Централизованные закупки в республике по программам ОНЛС и другим программам госгарантий составили соответственно 203729,57 тыс. руб. в 2008 году и 224328,9 тыс. руб. - в 2009 году. Децентрализованных закупок было осуществлено на сумму 13318,23 тыс. руб. в 2008 году и на сумму 58923,94 тыс. руб. -в 2009 году, то есть основная часть закупок (более 90,0%) в республике проведена централизовано.
Однако, как выявлено в ходе исследования, эффективной такая форма закупок является не всегда. Механизм закупки ЛС путем проведения аукциона не позволяет оперативно реагировать на изменение потребности населения и, соответственно, изменение заявок ЛПУ Согласно закону, конкурсная документация не должна содержать указание на торговые наименования ЛС, и поэтому ЛПУ вынуждены закупать более дешевые и не изученные
^^1 этап N. Назначение конкурсной комиссии и разработки конкурсной документации
1 Г
^^2 этап ^.Информационная компания по организации конкурса ^ в средствах СМИ
1 Г
^3 этап Прием и оценка конкурсных предложений, ^ выявление потребителей
1 Г
этап Заключение государственного контракта
Рис. 2. Схема проведения конкурса
Объявление о торгах, рассылка информации
не менее 45 дней
Проведение
торгов
Уведомление
победителя
Окончание V Признание V Начало
приема победителя выполнения
данных контракта
Рис. 1. Алгоритм проведения конкурсных торгов (тендеров) по закупке лекарственных средств
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЗАКУПКА
Росздравнадзор
централизованная
закупка
Аукционы по 7 нозологиям
госконтракты с поставщиками
13 поставщиков 52 лота
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЗАКУПКА
ЛПУ
децентрализованные
закупки
[_______________________
Запрос котировок цен, у единственного поставщика
Поставщик
госконтракты с поставщиками
Уполномоченная Аптека ЛПУ или
аптечная уполномоченная
организация аптека
Минздрав РСО-Алания. Отдел анализа и контроля фармдеятел ьности
централизованные закупки ______________________^ г
Аукционы по ОНЛС и программам госгарантий
госконтракты с поставщиками
8 поставщиков,
35 лотов
Уполномоченный склад, аптечные организации и ЛПУ
КОНЕЧНЫЙ
ПОТРЕБИТЕЛЬ
Рис. 3. Логистическая схема товародвижения в закупках ЛС в РСО-Алания (2009).
лекарственные препараты, имеющие по своему хи ми-ческому составу одно и то же действующее вещество.
Хотя в ряде случаев именно выбор торгового наименования имеет очень большое значение с точки зрения эффективности лечения.
Тем не менее, централизованные закупки ЛС и конкурсные торги позволяют:
- обеспечить лекарственными средствами льготников и больных лечебнопрофилактических учреждений республики по единым ценам, что дает возможность формировать медицинские услуги по одинаковым закупочным ценам на медикаменты;
- провести поставки ЛС через уполномоченный медицинский склад, который осуществляет 100% входной контроль, то есть все медикаменты, закупаемые централизовано для нужд здравоохранения, поступая на уполномоченный медицинский клад, проходят анализ на наличие фальсификатов и контрафакта;
- закупать именно те торговые наименования ЛС, которые ЛПУ указали в заявках и по которым проводили фармакоэкономический анализ, так как при проведении централизованных закупок лекарственные препараты группируются в лоты по принадлежности к производителю. Это позволяет закупать только те лекарственные препараты, которые необходимы для осуществления лечебного процесса;
- сэкономить бюджетные средства от общего объема закупок, направленных на приобретение медикаментов для нужд здравоохранения республики.
Таким образом, конкурсные торги и централизованные закупки целесообразно использовать как эффективный механизм государственного управления финансовыми ресурсами, совершенствование которых позволит минимизировать негативное влияние вышеуказанных проблем.
Заключение. Выявлены положительные тенденции при проведении централизованных закупок ЛС для нужд здравоохранения РСО-Алания в условиях ограниченного финансирования с целью увеличивать объемы закупок и рационально расходовать выделенные средства. Негативным моментом является то, что закупка ЛС преимущественно под международным непатентованным названием приводит к покупке малоизвестных дженериков по низким ценам. Вместе с тем, существование децентрализованных закупок по результатам котировок цен, у единственного поставщика и на товарных биржах позволяет приобретать высокоэффективные ЛС по оптимальным ценам.
Литература
1. Бат, Н.М. Порядок организации государственных закупок лекарственных средств для стационарных больных на региональном уровне / Н. М. Бат, О.И. Чекунова // Разработка, исследование и маркетинг новой фармацевтической продукции: сб. науч. тр. Вып. 62. / Под ред. Е. Н. Вергейчика, Н.Н. Каревой. - Пятигорск, 2007.- С. 589-591.
2. Добрецов, В.Г. Механизмы управления госпитальным сектором фармацевтического рынка /
B.Г Добрецов // Проблемы современной экономики. - 2006. - № 3 (23). - С. 21-26.
3. Кобзарь, Л.В. Организация конкурсной закупки лекарственных средств для государственных нужд / Л.В. Кобзарь // Новая аптека: эффективное управление. - 2008. - № 9. - С. 20-23.
4. Кузнецов, К.И. Конкурентные закупки: торги, конкурсы / К.И. Кузнецов. - СПб, 2005. - 125 с.
5. Мешковский, А.О. О конкурсных торгах в фарм-секторе: аспекты качества / О.А. Мешковский // Ремедиум. - 2004. - С.42-46.
6. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон РФ от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ.
7. Пархоменко, Д.В. Опыт организации закупок лекарственных средств // Д.В.Пархоменко, М.И. Денисова // Фармация. - 1998. - Т. 47, № 5. -
C. 6-10.
8. Фармацевтические рынки в едином экономическом пространстве: (по итогам 2004 года) / М.Н. Денисова, А.А. Ишмухаметов, В.А. Дмитриев; ^МВС]. - М., 2005. - 27 с.
АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗАКУПОЧНОЙ (РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ) ЛОГИСТИКИ, ПРИМЕНЯЕМОЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ТОРГОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИЕЙ ДЛЯ НУЖД ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РСО-АЛАНИЯ
Д. М. БОЗРОВА, Е. С. БЕРЕЖНАЯ,
Е. А. МАКСИМКИНА, С. А. ПАРФЕЙНИКОВ
Изучены особенности закупочной логистики участников фармацевтического рынка РСО-Алания для повышения качества их взаимодействия. Материалами исследования являлась нормативно-правовая документация по регулированию системы контрактных отношений в государственных закупках ЛС, данные по проведению и развитию системы закупок ЛС на государственные нужды здравоохранения в РСО-Алания.
Установлено, что процедуру закупки ЛС можно представить как многоуровневую систему. В условиях РСО-Алания закупки Лс для нужд здравоохранения осуществляются централизовано на федеральном уровне (7 нозологий) и региональном уровне (ОНЛС и госгарантии), а также децентрализованные закупки, осуществляемые лечебно-профилактическими учреждениями. Основная часть закупок ЛС приходится на централизованные федеральные и централизованные региональные закупки, которые в условиях ограниченного финансирования позволяют увеличивать объемы закупок и рационально расходовать выделенные средства (94% всего объема закупок). Децентрализованные закупки через котировки цен позволяют ЛПУ закупать высокоэффективные ЛС по оптимальным ценам и четко реагировать на изменение спроса.
Ключевые слова: государственные закупки, торги, аукцион, фармацевтический рынок, лекарственные средства, конкурс, поставщики, котировка цен
ANALYSIS OF THE FEATURES
OF THE PURCHASE (DISTRIBUTION) LOGISTICS
USED FOR ORGANIZATION OF PHARMACEUTICAL
PRODUCTS TENDER FOR HEALTH CARE
IN THE NORTH OSSETIA-ALANIA
BOZROVA D. M., BEREZHNAYA E. S.,
MAKSIMKINA E. A., PARFEYNIKOV S. A.
The aim of the study was to study the features of procurement logistics of the pharmaceutical market of the North Ossetia-Alania for the improvement of their interaction quality. Research materials were presented by legal documentation on regulation of the system of contractual relations in the public procurement of drugs, the data on the development of the system and drug procurement for public health needs in the North Ossetia-Alania. Methods: logical, systematic, statistical, and observation.
It was established that the procedure for drugs purchasing can be represented as a multilevel system. In terms of the North Ossetia-Alania purchasing drugs for the needs of health care is centralized at the federal level (7 nosologies) and at the regional level (provision of necessary medicines and state guarantees), as well as decentralized procurement carried out by medical institutions. The bulk purchasing drugs falls on a centralized federal procurement and centralized regional procurement, which in conditions of limited funding will increase volumes of purchases and rationally spend the allocated funds (94% of all purchases). Decentralized procurement through price quotes allows MPI to purchase highly effective drugs at the best price and to respond efficiently to changing demand.
Key words: government procurement, tender, auction, the pharmaceutical market, drugs, competition, suppliers and price quotation
© Коллектив авторов, 2011 УДК: 615.326:546.77.001.6
ПРОФИЛАКТИКА ЭНТЕРОСОРБЕНТАМИ КАРДИОТОКСИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ МОЛИБДЕНА В ЭКСПЕРИМЕНТЕ
Ж. К. Албегова1, В. Б. Брин1-2, Э. М. Гаглоева1, О.Т. Кабисов2 ’Северо-Осетинская государственная медицинская академия 2Институт биомедицинских исследований ВНЦ РАН и правительства Республики Северная Осетия - Алания
Албегова Жанна Куцуковна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры нормальной физиологии Северо-Осетинской государственной медицинской академии, тел.: (8672)537661, (8672)616777); e-mail: nosma @dol.ru.
Брин Вадим Борисович, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой нормальной физиологии Северо-Осетинской государственной медицинской академии, зав. отделом физиологии и патологии висцеральных систем УРАН ИБМИ, Заслуженный деятель науки и техники СО-АССР, Заслуженный работник ВШ РФ; тел.: (8672)534617); e-mail: nosma @dol.ru.
Гаглоева Эльмира Муратовна, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры нормальной физиологии СевероОсетинской госудаоственной медицинской академии, тел.: (8672)537661; e-mail: mira-med@yandex.ru.
Кабисов Олег Тасолтанович, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры нормальной физиологии СевероОсетинской госудаоственной медицинской академии, научный сотрудник отдела физиологии и патологии висцеральных систем УРАН ИБМИ; тел.: (8672)537661.
Молибден - обязательный микроэлемент растительных и животных организмов, является биологически активным веществом. Молибден играет важную роль в тканевом дыхании, установлено его влияние на пуриновый обмен, синтез аскорбиновой кислоты, метаболизм аминокислот, липидный, углеводный обмен, вегетативную нервную систему, эндокринную функцию и другие процессы [1]. В то же время накоплен значительный экспериментальный и клинический материал о возможности токсического действия металла при его избыточном поступлении в организм человека и животных. Показан высокий уровень сердечно-сосудистых заболеваний рабочих завода порошковой металлургии [6]. Сердечно-сосудистая система одна из первых подвергается токсическому воздействию ксенобиотиков, являясь естественной