учебного заведения реальный идеал «человека созидателя» в целом [2; 3] и «студента-созидателя» в частности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Карлов Н.В. Путь познания / Н.И. Карлов. - М. : Воскресенье, 1998. - 256 с.
2. Уманец С.Ф. Эволюционно-онтологическая концепция подготовки будущих педагогов профессионального образования к прогностической деятельности / С.Ф. Уманец // Вестник Донецкого национального университета. Сер. Б // Гуманитарные науки. - 2017. -№ 2. - С. 137-141.
3. Уманец С.Ф. О сути эволюционно-онтологической концепции подготовки будущих педагогов к прогностической деятельности / С.Ф. Уманец // Вестник Донецкого педагогического института. - 2017. - № 4. - С. 14-22.
Ерёмка Елена Владимировна
кандидат биологических наук, доцент ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»
(г. Донецк, ДНР)
УДК 378.016:613
ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
УНИВЕРСИТЕТА
VALEOLOGICAL TRAINING AS A COMPONENT OF VOCATIONAL TRAINING FOR UNIVERSITY STUDENTS
Показано, что валеологическая подготовка студентов университета является важнейшим компонентом целостной системы профессиональной подготовки будущего специалиста.
Ключевые слова: валеологическая подготовка, задачи, профессиональная подготовка, студент, будущий педагог.
It is shown that valeologic preparation of university students is the most important component of an integrated system of professional training for a future specialist.
Key words: valeologic preparation, tasks, vocational training, student, future teacher.
Наряду с высокими требованиями к уровню профессиональной подготовки, к здоровью будущего специалиста также предъявляются высокие требования. Здоровье будущего специалиста должно отличаться высокой адаптационной способностью к изменяющимся условиям внешней среды, физической и психической уравновешенностью и выносливостью, высокой работоспособностью. Рост заболеваемости, снижение уровня и
27
качества здоровья актуализирует валеологическую подготовку обучающейся молодежи.
По данным Э.Н. Вайнера [2], за период обучения в школе здоровых, детей сокращается в 4-5 раз, особенно в 5-6 классах, когда повышенная учебная нагрузка совпадает с периодом полового созревания. А в инновационных школах (гимназиях, лицеях, специализированных школах) с усложненными учебными планами заболеваемость детей в 2-2,5 раза выше, чем в обычных школах. Наиболее часто встречаемыми заболеваниями среди детей являются хронические заболевания систем кровообращения, крови и кроветворных органов, костно-мышечной, эндокринной и мочеполовой систем. Основная часть патологии приходится на органы дыхания, у многих детей выявляется по 2-3 патологии. Соответствие по физиологическим нормам биологическому возрасту у школьников снизилось до 40-50%, количество детей с нормальным физическим развитием - до 13%, и только 68% выпускников считаются здоровыми.
Эта тревожная информация свидетельствует о серьезном росте заболеваемости, снижении уровня здоровья нового поколения и о том, что только усилиями врачей эта проблема решиться не может. Поэтому в настоящее время одной из важнейших задач образовательных учреждений, и особенно высшего профессионального образования, становится валеологическая подготовка студенческой молодежи.
Подготовка - это динамический процесс формирования такого интегративного качества личности, которым выступает профессиональная готовность. Валеологическая подготовка, то есть подготовка студентов по вопросам здоровья и здорового образа, формирования, сохранения и укрепления здоровья личного здоровья собственными силами является составной частью их профессиональной подготовки. Профессиональная готовность, то есть готовность к выполнению конкретной профессиональной деятельности - это интегративное состояние, где личностные качества находятся в динамическом взаимодействии друг с другом. Валеологическая подготовка является важнейшей составной частью целостной системы профессиональной подготовки будущего специалиста.
По мнению Е.Н. Алексеевой [1] и на наш взгляд, в процессе валеологической подготовки студентов важными являются личностно-ориентированный и деятельностный подходы. Личностно-ориентированный подход предполагает ориентацию процесса обучения на индивидуализацию и дифференциацию.
Деятельностный подход предполагает освоение валеологических знаний студентами в сочетании с избранными ими видами, методами и формами оздоровительной деятельности с учетом их ценностных ориентаций, интересов, потребностей и возможностей собственного организма.
В ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет» валеологическая подготовка студентов осуществляется в процессе освоения учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», которая входит в базовую часть профессионального блока дисциплин учебных планов всех направлений подготовки. Валеологическая подготовка студентов имеет свои особенности, так как часть студентов обучается на факультетах с непедагогической направленностью, а часть - с педагогической направленностью.
Для студентов, обучающихся на факультетах с непедагогической направленностью, валеологическая подготовка личностно ориентирована, в результате чего каждый студент должен получить необходимые знания о здоровье, его компонентах, здоровом образе жизни и его слагаемых, о профилактике вредных привычек, различных методах оздоровления и в соответствии с потребностями и возможностями своего организма на практике использовать полученные знания и умения по сохранению здоровья.
Для студентов, обучающихся на факультетах с педагогической направленностью, роль валеологической подготовки как неотъемлемой части их профессиональной подготовки значительно возрастает. Будущие педагоги должны направлять полученные валеологические знания и умения на формирование мотивов и потребности в здоровом образе жизни у учащихся школ, профилактику вредных привычек, закаливание, физическую активность, увеличение резервов здоровья каждого обучающегося с учетом индивидуальных особенностей организма и его возможностей.
Валеологические знания должны формировать у студентов представление об анатомо-физиологических особенностях организма человека в состоянии здоровья и болезни, о причинах возникновения патологических изменений и их профилактике, о здоровье, его компонентах, причинах, от которых оно зависит, о методах и приемах его формирования, сохранения и укрепления.
Валеологическая подготовка студентов - это педагогический процесс, направленный на:
- формирование мотивов и потребности в здоровом образе жизни в единстве и гармонии с окружающей средой и личной ответственности за свое
здоровье и качество окружающей среды (состояние своего дома в узком и широком смысле слова);
- формирование ценностного отношения к здоровью и среде своего обитания; усвоение закономерностей взаимоотношения человека с окружающей средой, теоретических знаний о влиянии различных факторов среды на здоровье человека;
- формирование умения и готовности использовать полученные валеологические знания и различные традиционные и нетрадиционные методы оздоровления для сохранения и укрепления личного здоровья собственными силами, умение их пропагандировать и использовать в профессиональной деятельности;
- оптимизацию своего поведения и деятельности в складывающихся условиях окружающей среды с целью сохранения здоровья;
- понимание причин возникновения экологических проблем планетарного масштаба, их последствий для биосферы и человека;
- единство валеологического сознания и поведения;
- актуализацию здорового образа жизни как стиля жизнедеятельности и мышления.
Очень важно, чтобы при изучении дисциплин социально-гуманитарного цикла подчеркивалась их связь с проблемами здоровья, формировалась мотивация к здоровому образу жизни, сохранению и укреплению здоровья [1].
Для эффективной валеологической подготовки студентов с адекватным отношением к интеллектуальному, психическому и физическому здоровью с учетом качества среды обитания необходимо проводить систематическую воспитательную и образовательную работу по формированию мотивов и потребности в здоровом образе жизни с использованием различных средств и методов оздоровления. Очень важно при этом постоянно работать над повышением уровня мотивации к здоровому образу жизни. Мало желания быть здоровым, для формирования, сохранения и укрепления здоровья нужен постоянный кропотливый труд, в котором нужно воспитать потребность.
Формирование личности будущего учителя, для которого здоровье служит важнейшим ориентиром, является основным направлением его профессиональной подготовки. Главная задача педагога - профессионально грамотная организация учебно-воспитательного процесса с учетом и педагогических, и психологических, и возрастных физиологических, и валеологических требований, не наносящая вреда здоровью ребенка.
Одной из основных задач профессиональной подготовки будущего педагога является актуализация здорового образа жизни как стиля жизнедеятельности и мышления. Именно учитель является носителем гуманистического мировоззрения и знаний, направленных на укрепление здоровья. Он призван решать проблемы духовного и физического здоровья, гармоничного развития личности, разрабатывать и внедрять здоровьесберегающие педагогические программы.
Низкий уровень валеологической подготовки учителя снижает уровень профессиональной квалификации педагога, ограничивает его знания по рациональной организации учебного процесса и воспитательных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся с учетом возможностей и потребностей организма каждого ребенка.
К числу доступных методов сохранения и формирования здоровья следует отнести здоровый образ жизни: отказ от вредных привычек -курения, алкоголя, наркотиков; выполнение физических упражнений и использование нетрадиционных методов оздоровления с учетом состояния здоровья; организация здорового и сбалансированного питания: отказ от рафинированных продуктов питания, а также включающих вредные и опасные консерванты, ГМО.
Задачи валеологической подготовки:
- усиление валеологической направленности всего учебно-воспитательного процесса;
- создание программы по валеологической подготовке студентов, способствующей формированию и повышению уровня валеологической грамотности;
- формирование мотивов и потребностей в здоровом образе жизни с учетом особенностей качества среды обитания, личной ответственности за свое здоровье, ценностного отношения к нему;
- усвоение закономерностей взаимоотношений человека с окружающей средой;
- формирование теоретических знаний о зависимости здоровья от качества среды, о влиянии различных факторов окружающей среды на организм человека;
- умение и готовность использовать полученные валеологические знания и различные традиционные и нетрадиционные методы оздоровления для формирования, сохранения и укрепления собственного здоровья;
- оптимизация своего поведения и деятельности в складывающихся условиях внешней среды с целью сохранения здоровья.
Успешная валеологическая подготовка возможна при условии воспитания единства валеологического поведения и сознания; активизации образовательно-развивающейся среды в единстве ее когнитивного, мотивационно-ценностного и деятельностного компонентов.
Валеологический компонент профессиональной подготовки будущих педагогов обеспечит формирование знаний, умений, навыков по ведению здорового образа жизни у учащихся, знание особенностей своего здоровья и организма, применение методов и приемов по сохранению здоровья в соответствии с потребностями и возможностями своего организма.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева Е.Н. Педагогические условия валеологической подготовки студентов в процессе физического воспитания: автореф. Дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.01 / Е.Н. Алексеева. - Ставрополь, СевКав ГТУ, 2006.
2. Вайнер Э.Н. Валеология. Учебник для вузов / Э.Н. Вайнер. - М. : Флинта: Наука, 2001. - 416 с.