Научная статья на тему 'Валеологическая подготовка как компонент профессиональной подготовки студентов университета'

Валеологическая подготовка как компонент профессиональной подготовки студентов университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / VOCATIONAL TRAINING / ЗАДАЧИ / TASKS / СТУДЕНТ / STUDENT / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / FUTURE TEACHER / VALEOLOGIC PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерёмка Елена Владимировна

Показано, что валеологическая подготовка студентов университета является важнейшим компонентом целостной системы профессиональной подготовки будущего специалиста.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

t is shown that valeologic preparation of university students is the most important component of an integrated system of professional training for a future specialist.

Текст научной работы на тему «Валеологическая подготовка как компонент профессиональной подготовки студентов университета»

учебного заведения реальный идеал «человека созидателя» в целом [2; 3] и «студента-созидателя» в частности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Карлов Н.В. Путь познания / Н.И. Карлов. - М. : Воскресенье, 1998. - 256 с.

2. Уманец С.Ф. Эволюционно-онтологическая концепция подготовки будущих педагогов профессионального образования к прогностической деятельности / С.Ф. Уманец // Вестник Донецкого национального университета. Сер. Б // Гуманитарные науки. - 2017. -№ 2. - С. 137-141.

3. Уманец С.Ф. О сути эволюционно-онтологической концепции подготовки будущих педагогов к прогностической деятельности / С.Ф. Уманец // Вестник Донецкого педагогического института. - 2017. - № 4. - С. 14-22.

Ерёмка Елена Владимировна

кандидат биологических наук, доцент ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 378.016:613

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

УНИВЕРСИТЕТА

VALEOLOGICAL TRAINING AS A COMPONENT OF VOCATIONAL TRAINING FOR UNIVERSITY STUDENTS

Показано, что валеологическая подготовка студентов университета является важнейшим компонентом целостной системы профессиональной подготовки будущего специалиста.

Ключевые слова: валеологическая подготовка, задачи, профессиональная подготовка, студент, будущий педагог.

It is shown that valeologic preparation of university students is the most important component of an integrated system of professional training for a future specialist.

Key words: valeologic preparation, tasks, vocational training, student, future teacher.

Наряду с высокими требованиями к уровню профессиональной подготовки, к здоровью будущего специалиста также предъявляются высокие требования. Здоровье будущего специалиста должно отличаться высокой адаптационной способностью к изменяющимся условиям внешней среды, физической и психической уравновешенностью и выносливостью, высокой работоспособностью. Рост заболеваемости, снижение уровня и

27

качества здоровья актуализирует валеологическую подготовку обучающейся молодежи.

По данным Э.Н. Вайнера [2], за период обучения в школе здоровых, детей сокращается в 4-5 раз, особенно в 5-6 классах, когда повышенная учебная нагрузка совпадает с периодом полового созревания. А в инновационных школах (гимназиях, лицеях, специализированных школах) с усложненными учебными планами заболеваемость детей в 2-2,5 раза выше, чем в обычных школах. Наиболее часто встречаемыми заболеваниями среди детей являются хронические заболевания систем кровообращения, крови и кроветворных органов, костно-мышечной, эндокринной и мочеполовой систем. Основная часть патологии приходится на органы дыхания, у многих детей выявляется по 2-3 патологии. Соответствие по физиологическим нормам биологическому возрасту у школьников снизилось до 40-50%, количество детей с нормальным физическим развитием - до 13%, и только 68% выпускников считаются здоровыми.

Эта тревожная информация свидетельствует о серьезном росте заболеваемости, снижении уровня здоровья нового поколения и о том, что только усилиями врачей эта проблема решиться не может. Поэтому в настоящее время одной из важнейших задач образовательных учреждений, и особенно высшего профессионального образования, становится валеологическая подготовка студенческой молодежи.

Подготовка - это динамический процесс формирования такого интегративного качества личности, которым выступает профессиональная готовность. Валеологическая подготовка, то есть подготовка студентов по вопросам здоровья и здорового образа, формирования, сохранения и укрепления здоровья личного здоровья собственными силами является составной частью их профессиональной подготовки. Профессиональная готовность, то есть готовность к выполнению конкретной профессиональной деятельности - это интегративное состояние, где личностные качества находятся в динамическом взаимодействии друг с другом. Валеологическая подготовка является важнейшей составной частью целостной системы профессиональной подготовки будущего специалиста.

По мнению Е.Н. Алексеевой [1] и на наш взгляд, в процессе валеологической подготовки студентов важными являются личностно-ориентированный и деятельностный подходы. Личностно-ориентированный подход предполагает ориентацию процесса обучения на индивидуализацию и дифференциацию.

Деятельностный подход предполагает освоение валеологических знаний студентами в сочетании с избранными ими видами, методами и формами оздоровительной деятельности с учетом их ценностных ориентаций, интересов, потребностей и возможностей собственного организма.

В ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет» валеологическая подготовка студентов осуществляется в процессе освоения учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», которая входит в базовую часть профессионального блока дисциплин учебных планов всех направлений подготовки. Валеологическая подготовка студентов имеет свои особенности, так как часть студентов обучается на факультетах с непедагогической направленностью, а часть - с педагогической направленностью.

Для студентов, обучающихся на факультетах с непедагогической направленностью, валеологическая подготовка личностно ориентирована, в результате чего каждый студент должен получить необходимые знания о здоровье, его компонентах, здоровом образе жизни и его слагаемых, о профилактике вредных привычек, различных методах оздоровления и в соответствии с потребностями и возможностями своего организма на практике использовать полученные знания и умения по сохранению здоровья.

Для студентов, обучающихся на факультетах с педагогической направленностью, роль валеологической подготовки как неотъемлемой части их профессиональной подготовки значительно возрастает. Будущие педагоги должны направлять полученные валеологические знания и умения на формирование мотивов и потребности в здоровом образе жизни у учащихся школ, профилактику вредных привычек, закаливание, физическую активность, увеличение резервов здоровья каждого обучающегося с учетом индивидуальных особенностей организма и его возможностей.

Валеологические знания должны формировать у студентов представление об анатомо-физиологических особенностях организма человека в состоянии здоровья и болезни, о причинах возникновения патологических изменений и их профилактике, о здоровье, его компонентах, причинах, от которых оно зависит, о методах и приемах его формирования, сохранения и укрепления.

Валеологическая подготовка студентов - это педагогический процесс, направленный на:

- формирование мотивов и потребности в здоровом образе жизни в единстве и гармонии с окружающей средой и личной ответственности за свое

здоровье и качество окружающей среды (состояние своего дома в узком и широком смысле слова);

- формирование ценностного отношения к здоровью и среде своего обитания; усвоение закономерностей взаимоотношения человека с окружающей средой, теоретических знаний о влиянии различных факторов среды на здоровье человека;

- формирование умения и готовности использовать полученные валеологические знания и различные традиционные и нетрадиционные методы оздоровления для сохранения и укрепления личного здоровья собственными силами, умение их пропагандировать и использовать в профессиональной деятельности;

- оптимизацию своего поведения и деятельности в складывающихся условиях окружающей среды с целью сохранения здоровья;

- понимание причин возникновения экологических проблем планетарного масштаба, их последствий для биосферы и человека;

- единство валеологического сознания и поведения;

- актуализацию здорового образа жизни как стиля жизнедеятельности и мышления.

Очень важно, чтобы при изучении дисциплин социально-гуманитарного цикла подчеркивалась их связь с проблемами здоровья, формировалась мотивация к здоровому образу жизни, сохранению и укреплению здоровья [1].

Для эффективной валеологической подготовки студентов с адекватным отношением к интеллектуальному, психическому и физическому здоровью с учетом качества среды обитания необходимо проводить систематическую воспитательную и образовательную работу по формированию мотивов и потребности в здоровом образе жизни с использованием различных средств и методов оздоровления. Очень важно при этом постоянно работать над повышением уровня мотивации к здоровому образу жизни. Мало желания быть здоровым, для формирования, сохранения и укрепления здоровья нужен постоянный кропотливый труд, в котором нужно воспитать потребность.

Формирование личности будущего учителя, для которого здоровье служит важнейшим ориентиром, является основным направлением его профессиональной подготовки. Главная задача педагога - профессионально грамотная организация учебно-воспитательного процесса с учетом и педагогических, и психологических, и возрастных физиологических, и валеологических требований, не наносящая вреда здоровью ребенка.

Одной из основных задач профессиональной подготовки будущего педагога является актуализация здорового образа жизни как стиля жизнедеятельности и мышления. Именно учитель является носителем гуманистического мировоззрения и знаний, направленных на укрепление здоровья. Он призван решать проблемы духовного и физического здоровья, гармоничного развития личности, разрабатывать и внедрять здоровьесберегающие педагогические программы.

Низкий уровень валеологической подготовки учителя снижает уровень профессиональной квалификации педагога, ограничивает его знания по рациональной организации учебного процесса и воспитательных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся с учетом возможностей и потребностей организма каждого ребенка.

К числу доступных методов сохранения и формирования здоровья следует отнести здоровый образ жизни: отказ от вредных привычек -курения, алкоголя, наркотиков; выполнение физических упражнений и использование нетрадиционных методов оздоровления с учетом состояния здоровья; организация здорового и сбалансированного питания: отказ от рафинированных продуктов питания, а также включающих вредные и опасные консерванты, ГМО.

Задачи валеологической подготовки:

- усиление валеологической направленности всего учебно-воспитательного процесса;

- создание программы по валеологической подготовке студентов, способствующей формированию и повышению уровня валеологической грамотности;

- формирование мотивов и потребностей в здоровом образе жизни с учетом особенностей качества среды обитания, личной ответственности за свое здоровье, ценностного отношения к нему;

- усвоение закономерностей взаимоотношений человека с окружающей средой;

- формирование теоретических знаний о зависимости здоровья от качества среды, о влиянии различных факторов окружающей среды на организм человека;

- умение и готовность использовать полученные валеологические знания и различные традиционные и нетрадиционные методы оздоровления для формирования, сохранения и укрепления собственного здоровья;

- оптимизация своего поведения и деятельности в складывающихся условиях внешней среды с целью сохранения здоровья.

Успешная валеологическая подготовка возможна при условии воспитания единства валеологического поведения и сознания; активизации образовательно-развивающейся среды в единстве ее когнитивного, мотивационно-ценностного и деятельностного компонентов.

Валеологический компонент профессиональной подготовки будущих педагогов обеспечит формирование знаний, умений, навыков по ведению здорового образа жизни у учащихся, знание особенностей своего здоровья и организма, применение методов и приемов по сохранению здоровья в соответствии с потребностями и возможностями своего организма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева Е.Н. Педагогические условия валеологической подготовки студентов в процессе физического воспитания: автореф. Дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.01 / Е.Н. Алексеева. - Ставрополь, СевКав ГТУ, 2006.

2. Вайнер Э.Н. Валеология. Учебник для вузов / Э.Н. Вайнер. - М. : Флинта: Наука, 2001. - 416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.