Научная статья на тему 'Валео-экологический компонет профессиональной подготовки будущих педагогов'

Валео-экологический компонет профессиональной подготовки будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЕОЛОГИЯ / VALEOLOGY / ЭКОЛОГИЯ / ECOLOGY / КОМПОНЕНТ / COMPONENT / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / VOCATIONAL TRAINING / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / FUTURE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерёмка Елена Владимировна

Показана роль валео-экологического компонента профессиональной подготовки будущих педагогов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Considered role of the valeo-ecological component of vocational training of future teachers.

Текст научной работы на тему «Валео-экологический компонет профессиональной подготовки будущих педагогов»

Ерёмка Елена Владимировна

кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 37.011.3-051-043.61:613

ВАЛЕО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

VALEO-ECOLOGICAL COMPONENT OF VOCATIONAL TRAINING

OF FUTURE TEACHERS

Показана роль валео-экологического компонента профессиональной подготовки будущих педагогов

Ключевые слова: валеология, экология, компонент, профессиональная подготовка, будущий педагог.

Considered role of the valeo-ecological component of vocational training of future teachers.

Key words: valeology, ecology, component, vocational training, future teacher.

Профессиональная подготовка будущих педагогов, отвечающая потребностям современного рынка труда и требованиям международных стандартов, подразумевает подготовку квалифицированных, конкурентоспособных, компетентных, мобильных, творческих специалистов с высоким уровнем общей и профессиональной культуры.

Педагогическая деятельность имеет свою специфику и требует определенного набора профессионально важных качеств личности педагога. Профессиональная подготовка будущих педагогов во все времена имела чрезвычайно важное значение и в каждую эпоху имела свой, соответствующий запросам общества, уровень требований.

Проблему профессиональной подготовки будущих педагогов в разное время и с разных позиций исследовали С.Н. Архагельский, Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Д.Н. Узнадзе и др.

Сластенин В.А. [4] рассматривает профессиональную подготовку педагога через его «установку на работу в школе», «сформированность профессионально-значимых качеств личности», «соответствие состояния здоровья и физического развития требованиям педагогической деятельности».

Уровень профессиональной подготовки будущих педагогов в первую очередь зависит от степени сформированности профессиональной компетентности. Анализ литературы позволяет выделить следующие основные компоненты подготовки будущего педагога:

1. Формирование и развитие личности будущего педагога.

2. Высокий уровень профессиональной подготовки, включающий:

а) специальную предметную подготовку;

б) психолого-педагогическую;

в) методическую;

г) знания по возрастной анатомии и физиологии;

д) валео-экологическую;

е) научно-исследовательскую.

3. Подготовка в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности:

а) в области компьютерных и информационных технологий;

б) культурологии;

в) экономики.

4. Самосовершенствование, самореализация, саморефлексия.

В стандартах подготовки будущих педагогов Донецкой Народной Республики предусмотрено формирование трех основных группы профессиональных компетенций: общенаучных компетенций (ОК), общепрофессиональных компетенций (ОПК) и профессиональных компетенций (ПК). Общенаучные компетенции формируются в процессе изучения дисциплин общенаучного блока, общепрофессиональные - базовых дисциплин профессионального блока и профессиональные - дисциплин профессионального блока. Знания, умения, полученные в результате обучения и самообразования, практический опыт, приобретенный в процессе прохождения практики, обеспечивают формирование профессиональной компетентности.

Формирование профессиональной компетенция - это процесс подготовки обучающегося успешно использовать приобретенные в процессе обучения знания, умения, практический опыт при решении профессиональных задач.

Формирование профессиональной компетентности - это процесс овладения профессиональными компетенциями, знаниями, умениями, способами, методами, приемами деятельности, развития общей и профессиональной культуры, культуры здоровья, мировоззрения, самосовершенствования, самореализации, саморефлексии.

Нам хотелось бы особенно остановиться на валео-экологическом компоненте профессиональной подготовки будущих педагогов.

XXI столетие характеризуется, пожалуй, самыми крупными противоречиями в истории человечества. Это и глобализация, и сохранение самобытности и самоидентичности малых народов; это крупнейшие научные открытия в области информационных и компьютерных технологий, в космосе, нанотехнологий, но используемых не во благо человечества, а наоборот, во вред; это научно-технический прогресс и, как следствие, серьезнейшие экологические проблемы, требующие безотлагательного решения.

Серьезные, спровоцированные производственной деятельностью человека, нарушения в биосфере сказываются негативными последствиями для всех живых организмов, в том числе и человека. Заболевания, возникновение которых связано с загрязнением окружающей среды, сокращение продолжительности жизни, высокие показатели заболеваемости и смертности детей, возникновение новых заболеваний, стрессовые факторы окружающей среды закономерно актуализируют валео-экологическую подготовку будущих педагогов.

Экологический кризис, характерный для довоенного периода в нашем регионе, весь арсенал последствий боевых действий, существенные изменения во всех сферах социальной и духовной жизнедеятельности общества, и как следствие, ухудшение состояния здоровья людей, требуют повышения эффективности профессиональной подготовки работников системы образования в области валеологии и экологии.

В настоящее время имеется достаточное количество научно-исследовательских работ, посвященных проблемам валеологической и экологической подготовки студентов. Но решение проблемы формирования, сохранения и укрепления здоровья необходимо рассматривать только в единстве и взаимосвязи с окружающей средой, так как жизнь человека возможна только в процессе постоянного взаимодействия и взаимовлияния со средой своего обитания. И от особенностей среды, от качественных и количественных характеристик ее компонентов (физических, химических, биологических, социальных) всецело зависит здоровье человека. Основой валео-экологической подготовки студентов служит межпредметная связь валеологических и экологических знаний. Поэтому валео-экологическая подготовка студентов предусматривает единство и взаимосвязь валеологических и экологических знаний, направленных на формирование культуры здорового образа жизни, увеличение резервов здоровья, достижение активного долголетия с учетом качества окружающей среды.

Валеология (от одного из значений лат. valeo - «быть здоровым») -наука о здоровье, интегральная область знаний о физическом, духовном и нравственном здоровье. Впервые термин ввел И.И.Брехман [2]. Полученные валеологические знания формируют у студентов представление об анатомо-физиологических особенностях организма человека в состоянии здоровья и болезни, о причинах возникновения патологических изменений и их профилактике, о здоровье, его слагаемых, причинах, от которых оно зависит и об его формировании, сохранении и укреплении.

Валеологическая подготовка - это понимание студентом значения здоровья для жизнедеятельности человека, ценностное отношение к нему; владение теоретическими валеологическими знаниями, а также различными оздоровительными методиками и готовность их использовать для формирования, сохранения и укрепления здоровья в соответствии с особенностями и потребностями своего организма. Валеологическая

подготовка подразумевает осознанную потребность в здоровье как главной ценности человека, его роли в жизнедеятельности человека, качестве жизни.

Очень важно, чтобы при изучении дисциплин социально-гуманитарного цикла подчеркивалась их связь с проблемами здоровья, формировалась мотивация на здоровый образ жизни, сохранение и укрепление здоровья [1].

Экология (от греч. - учение о доме, жилище, местообитании) - наука, изучающая взаимоотношения организмов с окружающей средой, организацию и функционирование надорганизменных систем: популяций, биоценозов, экосистем и биосферы. Такое определение экологии дал Геккель в 1866 г. В настоящее время нередко под термином «экология» подразумевается загрязнение окружающей среды, его негативное влияние на процессы жизнедеятельности живых организмов на нашей планете, охрана окружающей среды. Поэтому нередко в обиходе употребляется фраза «у нас плохая экология». Но предметом изучения экологии как науки является не только среда обитания живых организмов со сложной системой взаимоотношений и взаимовлияний между собой и с экологическими факторами, а также организация, функционирование, продуктивность надорганизменных систем, закономерности взаимоотношений организмов в экологических сообществах и их последствиях. Это очень важно для понимания закономерностей функционирования биосферы как экологической системы, в которой все ее части и функционально, и морфологически тесно взаимосвязаны. Любая деформация какого-либо одного компонента системы, вызванная природными или антропогенными воздействиями, ведет к нарушению функционирования всей системы, что негативно сказывается на процессах жизнедеятельности всех обитателей биосферы, в том числе и человека как биологического вида.

Современная экология вышла за рамки биологической науки. Изучая последствия внедрения различных технологий для биосферы, она практически становится составной частью каждой из наук. В настоящее время по ёмкому определению одного из крупнейших современных экологов Ю.Одума: «экология - это междисциплинарная область знания, наука об устройстве многоуровневых систем в природе, обществе, их взаимосвязи».

Экологическая подготовка подразумевает формирование знаний о закономерностях взаимоотношений живых организмов с окружающей средой; влиянии факторов окружающей среды на процессы жизнедеятельности обитателей планеты, в том числе и человека; причинах возникновения экологических проблем планетарного значения и путях их решения; стрессовых факторах окружающей среды, их влиянии на здоровье человека и механизмах адаптации к ним;единстве экологического сознания и поведения, гармоничного с природой.

Жизнь любого живого существа зависит от двух основных факторов -наследственности и окружающей среды, с которой он находится в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии. Жизнедеятельность человека характеризуется несравненно более сложными и многообразными взаимодействиями с окружающей средой, (природной, производственной,

бытовой, социальной и др.), включая культуру, обычаи, религию и пр. Среда обитания человека - это окружающая среда, характеризующаяся на данный момент совокупностью физических, химических, социальных, биологических факторов, способных оказывать прямое или косвенное, отдаленное или немедленное действие на жизнедеятельность человека, его здоровье, потомство.

Важную (если не ведущую) роль в поддержании жизнедеятельности человека играет его здоровье.

По данным ВОЗ здоровье - это не только отсутствие болезней или патологий, но и физическое, психическое, социальное благополучие. По мнению многих исследователей [3] здоровье человека на 20% зависит от наследственности, на 20 % - от окружающей среды, на 8,5-10% - от здравоохранения и на 50-51,5% - от образа жизни. Из представленных данных очевидно, что на 70% здоровье человека зависит от качества окружающей среды и образа жизни, т.е. во многом зависит от самого человека. Поэтому речь и идет о важности валео-экологической подготовки будущих педагогов.

Генотип организма изменить невозможно, но все же при наличии каких-либо наследственных заболеваний, если организм попадает в благоприятные условия внешней среды (медицинские, психолого-педагогические, социальные и т.д.), есть шанс получить позитивные результаты в процессе его роста и развития. И наоборот, если организм при полном генетическом здоровье попадает в неблагоприятные условия внешней среды, могут наблюдаться серьезные отклонения в ходе его роста и развития, вплоть до необратимых изменений. Поэтому без учета основных, влияющих на здоровье человека, факторов окружающей среды, характера взаимодействия со средой, последствий этого взаимодействия, знания о формировании, сохранении и укреплении здоровья не могут быть полными.

Валео-экологическая подготовка студентов - это формирование мотивов и потребностей в здоровом образе жизни, в единстве и гармонии с окружающей средой и личной ответственности за свое здоровье и качество окружающей среды (состояние своего дома в узком и широком смысле слова); ценностного отношения к здоровью и среде своего обитания; усвоение закономерностей взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, в том числе и человека; владение теоретическими знаниями о влиянии различных факторов среды на здоровье человека; умение и готовность использовать полученные валео-экологические знания и различные традиционные и нетрадиционные методы оздоровления для сохранения и укрепления собственного здоровья и умение их пропагандировать; оптимизация своего поведения и деятельности в складывающихся условиях окружающей среды с целью сохранения здоровья; понимание причин возникновения экологических проблем планетарного масштаба, их последствий для биосферы и человека; единство валео-экологического сознания и поведения.

Глубокое единство человека и природы составляет основу сбалансированных взаимоотношений общества и человека с биосферой. Загрязнение окружающей среды различными техногенными выбросами привело к массовой деградации здоровья людей на всей планете. Оберегая и сохраняя окружающую среду, среду своего обитания, свой дом, мы, прежде всего, оберегаем и сохраняем наше здоровье.

Валео-экологическая подготовка является неотъемлемой частью профессионального педагогического образования. Формирование личности будущего учителя, для которого здоровье является важнейшим ориентиром, может происходить только в специально организованной системе обучения и воспитания. Главная задача педагога - так организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы не навредить здоровью ребенка. Недостаточная валео-экологическая подготовка учителя, низкий уровень знаний по возрастной физиологии снижают уровень профессиональной квалификации педагога, ограничивают его знания по рациональной организации учебного процесса и воспитательных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка. Поэтому основной задачей валео-экологической подготовки будущего педагога является актуализация здорового образа жизни как стиля жизнедеятельности и мышления. Именно учитель является носителем гуманистического мировоззрения и знаний, направленных на укрепление здоровья. Он призван решать проблемы углубления ценности духовного и физического здоровья, гармоничного развития личности, разрабатывать и внедрять здоровьесберегающие и природоохранные педагогические технологии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева Е.Н. Педагогические условия валеологической подготовки студентов в процессе физического воспитания.: Автореф. дис. .. .канд. пед. наук 13.00.01. - Ставрополь, СевКав ГТУ, 2006. -23 с.

2. Брехман И.И. Введение в валеологию науку о здоровье / И.И. Брехман. Л.: Наука, 1987. -125 с.

3. Волков В.Н. Теория и практика валеологического воспитания личности учащегося в образовательных учреждениях нового типа: Автореф.дис. ... д-ра пед. наук 13.00.04 Коломна, 2000. - 22 с.

4. Сластенин В.А. Педагогический процесс как система / В.А. Сластенин. - М.: Издательский дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. - 488 с.

Ева Куля

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой истории воспитания и организации образования,

Мажена Пенковска кандидат педагогических наук, адъюнкт Университет Яна Кохановского

в г. Кельце (г. Кельце, Польша)

УДК 37 (094)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ В ПОЛЬСКОЙ СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

CURRENT ISSUES OF ADULTS' EDUCATION IN THE EDUCATIONAL

SYSTEM OF POLAND

The article presents traditions and current goals of lifelong adults' education in Poland. The attention was focused on the difficulties faced by adults seeking to complete their education. Studies show that adults identified kinds of barriers limiting participation in formal, informal and non-formal education.

Key words: adult education. lifelong learning, formal education, informal education

Традиции обучения взрослых в Польше

Сегодняшние реалии заставляют всех людей задуматься, достаточны ли знания и квалификации, которые они получили. Лиссабонская стратегия вместе с сопутствующей ей программой Образование и обучающие курсы 2010, была началом реформ, которые привели к тому, что создание потенциала знаний и приобретение новых умение стало одним из приоритетов развития стран Евросоюза. Таким образом, значение непрерывного образования в обществах начало расти, а сама идея - эволюционировать. Непрерывное образование стало своеобразным указателем современного мира, заняв важное место в социально-экономических стратегиях ЕС, в частности, стратегии Европа 2020, а также в программе Образование и обучающие курсы 2020. Непрерывное образование (называемое также непрерывным обучением, обучением в течение всей жизни, постоянным обучением, образованием на протяжении всей жизни, обучением «всю жизнь» и т.д.) - это процесс постоянного совершенствования общих и профессиональных квалификаций человека, продолжающийся всю его жизнь [5, с. 65].

Одной из первых и несомненно самых важных проблем или требований современного образования взрослых в глобальном масштабе есть то, что оно представляет собой элемент образования в течение всей жизни. Образование в течение всей жизни продолжается с рождения до смерти. Частью понимаемого таким образом образования, продолжающегося всю жизнь, является обучение взрослых, начинающееся с момента окончания человеком

116

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.