УДК 614.2, 364.1
ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК КОМПОНЕНТ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
© Раиса Михайловна КУЛИЧЕНКО
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор, научный руководитель Института социальных и образовательных технологий, e-mail: raisa_kulichenko@mail.ru © Андрей Вячеславович ЛОГИНОВ Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, докторант, кафедра социальной работы, ювенологии и управления в социальной сфере, e-mail: raisa_kulichenko@mail.ru
Рассматривается валеологическая культура как компонент социального здоровья населения. В контексте этого рассмотрены такие понятия, как индивидуальное и общественное здоровье, социальное здоровье, здоровый образ жизни, валеология.
Ключевые слова: валеологическая культура; социальное здоровье; социальная работа.
В современной России все чаще при оценке общественно-политической ситуации, духовно-нравственного уровня развития населения, а также уровня социальной напряженности общества обращаются к понятию «социальное здоровье».
Существует несколько определений социального здоровья:
- социальное здоровье - это детерминированное процессом социализации устойчивое состояние качеств и характеристик личности, обусловленное ее социальным самочувствием и сознательным поведением, направленным на сохранение собственного здоровья и достижение гармонии во взаимодействии с социальной средой;
- социальное здоровье - это феномен отношения личности с социальной средой, отношения к себе и своему месту в социальной структуре общества, физических и психологических характеристик;
- социальное здоровье - означает способность к общению с другими людьми в условиях окружающей социальной среды и наличие личностных взаимоотношений, приносящих удовлетворение.
Социальное здоровье находит отражение в следующих характеристиках: адекватное восприятие социальной действительности; интерес к окружающему миру; адаптация к физической и общественной среде; направленность на общественно полезное дело;
культура потребления; альтруизм; эмпатия; ответственность перед другими; бескорыстие; демократизм в поведении [1, с. 79-80].
В Российском энциклопедическом словаре социальной работы отмечается, что есть два понятия здоровья: 1) «индивидуальное здоровье», которое согласно определению, данному в уставе Всемирной организации здравоохранения, «... является состоянием
полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических недостатков»; 2) общественное здоровье, характеризующееся комплексом демографических показателей (рождаемость, смертность, младенческая смертность); данными о физическом развитии, а также показателями заболеваемости и инвалидности [2].
Таким образом, понятие «социальное здоровье» вобрало в себя признаки как индивидуального, так и общественного здоровья и относится как к индивиду, личности, так и к населению в целом и является индикатором социально-экономического благосостояния общества.
В связи с этим логично привести ряд факторов, влияющих на него:
- биологические и социально-экономические, экологические, психологические;
- комплексные факторы, составными частями которых являются условия труда, характер и уровень его оплаты; уровень со-
отношения занятости и безработицы, потенциальная и актуальная угроза утраты рабочего места и социального статуса; профессиональные вредности, т. е. связанные с технологией или организацией данного вида деятельности;
- уровень и качество питания, жилищные условия, особенности образа жизни, вредные привычки (или зависимости: алкогольная, наркотическая, пищевая и др.);
- состояние окружающей среды;
- уровень и качество развития здравоохранения, санитарное состояние территории.
Как видим, от чисто медицинских факторов зависит только небольшая часть обстоятельств, положительно или отрицательно воздействующих на социальное или индивидуальное здоровье.
В структуре факторов, влияющих на социальное здоровье индивида, немаловажное значение имеют самооценка здоровья и са-мосохранительное поведение.
Самооценка здоровья, как показали исследования, зависит от возраста и пола, от места постоянного проживания, национальности и др.
Например, проблемы со здоровьем в предпенсионной возрастной группе зависят как от экономических факторов (безработица, бедность), так и поведенческих и социальных (одиночество, отсутствие общения, смерть спутника жизни и т. п.).
Или, например, сельские жители имеют ограниченные возможности получения своевременной и качественной помощи, в отличие от городских, однако они реже отмечают наличие проблем, связанных со здоровьем. Городские же жители оптимистичнее смотрят на жизнь, что влияет на эмоциональное здоровье, они больше удовлетворены жизнью, но имеют запросы в отношении к здоровью выше, а значит и в отношении здравоохранения и условий, связанных со здоровьем.
Разницу в самооценке здоровья и наличии проблем со здоровьем представителей разных национальностей можно объяснить такими культурными факторами, как стиль жизни, традиции, привычки.
У женщин и мужчин на самооценку социального здоровья по разному влияет, например, безработица, бедность.
Важным фактором, связанным с культурой поведения в отношении к здоровью, об-
разу и стилю жизни некоторые ученые считают уровень образования.
«Образ жизни - совокупность способов и форм жизнедеятельности, присущий той или иной личности, группе, обществу» [3, с. 44]. В рамках рассмотрения данной проблемы особое значение имеет здоровый образ жизни (далее - ЗОЖ).
По определению, «здоровый образ жизни - междисциплинарная категория, охватывающая совокупность разумных способов жизнедеятельности человека, социальной группы, общества в целом. ЗОЖ имеет своей целью не просто сохранение и укрепление здоровья, но такую осмысленную его трату, которая сама стимулирует становление потенциала здоровья.
Человек овладевает теми средствами и способами здорового образа жизни, которые адаптируют его определенным социальноэкономическим условиям жизни, уровню материального благосостояния, кругу общения, системе труда, отдыха, медицинского обслуживания, которые так или иначе влияют на его здоровье и которые делают его жизнь упорядоченной, нравственно оправданной, духовно насыщенной, творческой, открывающей возможности для саморегуляции.
Здоровый образ жизни человека заключается в его активной позиции в поисках смысла жизни, в способности к изменению установок сознания по отношению к здоровью и жизни, в творческом подходе ко всем видам жизнедеятельности, в целенаправленной работе над собой, в индивидуализации процессов обучения, труда, спортивной тренировки, гармонизации» [4, с. 117-118].
Можно считать, что здоровый образ жизни - это широкое понятие, включающее в себя поведение и поступки людей, все позитивные стороны его активной деятельности: трудовой или профессиональной, социальной, общественно-политической, познавательной, культурной, бытовой, интеллектуальной, образовательной, физической, направленные на охрану, улучшение и воспроизводство здоровья и являющиеся факторами формирования социального здоровья индивида и всего общества.
Следовательно, образ жизни человека органически связан с понятием поведения как активного, деятельностного начала, зависящего от самой личности, от субъекта и об-
щества в целом. Такая постановка вопроса выявила недостаточность научного обеспечения здоровья со стороны только медицинских знаний. Стало ясно, что между здоровьем людей и характером общества, в котором они живут, социальными условиями их жизни существует тесная связь. Все это актуализировало необходимость в формировании новой отрасли знания, находящейся на стыке различных наук, - биологических, экономических, социальных.
Обобщающим определением послужили понятия «уа!ео» (франц.) и «уа!еге» (лат.), обозначающие стремление «быть, становиться сильным, крепким». В толковых словарях «сильный» трактуется как здоровый, стойкий, волевой, хорошо развитый. З.И. Тюма-сева, исходя из этой трактовки, дает определение валеологии как науки: «под валеологи-ей следует понимать науку о способностях быть, становиться крепким и сильным, то есть здоровым, стойким, волевым, хорошо развитым». По ее мнению, предмет валеоло-гии не может быть изучен ни методами медицины, ни методами любой другой частной науки.
В.П. Казначеев писал: «Валеология - это новое междисциплинарное направление... Сегодня термин «валеология» очень важен, потому что он по своему внутреннему содержанию, по своей тематике отделяет возникшее новое направление от существующей медицины, задачей которой было и остается лечение. Если профилактическое направление современной медицины, которое разрастается в понятие общественного здравоохранения, будет и дальше развиваться, то оно будет строиться от причин (поиска) заболеваний (синдромов, недомоганий, утомлений) к здоровому нормативному варианту человеческой жизнедеятельности» [5, с. 189].
Т.В. Шелег дает такое определение ва-леологии: «Валеология - интегративная наука, не просто собирающая воедино данные других наук, исследующих различные стороны здоровья и здорового образа жизни. Она имеет свой предмет, отличный от предметов всех других родственных наук, трансформирует для своих целей их методы и технологии, создавая тем самым принципиально новое знание. Предметом валеологии является здоровье современного «общественного человека» и тот образ жизни, который ведет к
обретению, сохранению, поддержанию или возвращению этого здоровья» [6].
Конечно, важной составляющей валео-логии, как отмечает Т.В. Шелег, являются социально-психологические знания, однако для сохранения здоровья общества и человека большое значение имеют валеологическое сознание, валеологическое поведение индивида, их мотивационные механизмы. Например, существует коллизия между абстрактным знанием закономерностей правильного образа жизни и реальным отклонением от него в случае наличия у индивида той или иной наркотической зависимости (табак, алкоголь, наркотики) - ведь он наверняка знает о вредности своего пристрастия, но не всегда может от него избавиться. Поэтому требуется целый комплекс мер, требующих и социально-экономических преобразований, и социально-гигиенических и экологических изменений, и развития медицины, совершенствования системы здравоохранения, а также изменений в сознании и психологии широких масс населения, ускорения мотивации для сохранения и поддержания здоровой и бодрой жизни.
При этом значительно повышается роль системы образования, в т. ч. непрерывного: каждый человек должен получить определенный объем знаний по валеологии, необходимый ему для ведения правильного образа жизни. «Валеологическое образование -по Е.С. Рапацевичу - это воспитание у учащихся потребности в здоровье, формирование у них научного понимания здорового образа жизни и выработка соответствующего поведения. В основе валеологического образования лежит концепция формирования здорового человека, осуществляемого через нравственное, физическое и половое воспитание, обучение способам психосаморегуляции, передачу и усвоение гигиенических, физиологических и медицинских знаний».
З. И. Тюмасева пишет: «В случае с педагогической валеологией и валеологическим образованием основная цель - не знания о здоровье и даже не знания и навыки оздоровления, но прежде всего воспитание у подрастающего человека системных потребностей в здоровом образе жизни и системных умений создавать индивидуальные модели здорового образа жизни. Достичь этой комплексной цели можно на основе комплекс-
ных образовательных средств: интерактивных учебно-образовательных технологий, культуротворческих по своей природе, а также природосообразного образования и здоровьеразвивающей образовательной среды» [7].
Здоровье - одна из важнейших ценностей человека, причем хорошее здоровье -это основное условие для выполнения им своих биологических и социальных функций. К сожалению, у большинства населения нашей страны не сформировано понимание того, что саморазвитие, в т. ч. и психологическое, моральное и физическое - совокупность свойств, качеств, состояний человека, есть ценность не только самого человека, но и общества, это помощь не только себе, но и всему обществу.
Еще в 1987 г. профессор И.И. Брехман использовал термин «валеология» для обозначения «здоровья человека» как науки, формирующейся на основе интегральной экологии, биологии, психологии, медицины, теории и практики физической культуры и других наук.
Д.Н. Давиденко (2006 г.) в качестве предмета изучения валеологии предложил сферу «здравствования человека», а основными ее проблемами определил:
- здоровье как биосоциальную категорию;
- механизмы формирования здоровья;
- методы определения конституциональных особенностей индивида;
- методы оценки индивидуального здоровья и особенности образа жизни индивида;
- практические способы сохранения и укрепления здоровья;
- теорию и практику валеологического образования.
По концепции Д.Н. Давиденко, объектом изучения валеологии выступает здоровый человек и человек, находящийся в т. н. состоянии предболезни (он выявил, что в этом состоянии - еще не болен, но уже не здоров, находится около 70 % россиян), а цель ва-леологии - вооружить человека научнотеоретическими знаниями о формировании, сохранении и укреплении здоровья и практическими знаниями оздоровления организма. Ученый называет валеологию метанаучной теорией и практикой здоровья!
Валеология опирается на новый синтез:
- наук: антрополитических, психологических, социальных, биологических и др.;
- науки и искусства: эстетика здоровья, эстетика и сексология любви; эстетика и каноны красоты;
- науки и культуры;
- педагогический синтез, направленный на познание человеческого здоровья, человеческой любви и красоты.
Д.Н. Давиденко выделил определенную классификацию валеологии: общую и специальную, отнеся к последней возрастную, семейную и профессиональную валеологию, а как учебную дисциплину подразделяет ее на дошкольную, школьную, вузовскую и по-ствузовскую.
Составными частями валеологии, по его мнению, являются теоретическая (научные аспекты: медицинский, биологический, социальный, психологический, педагогический, культурологический и др.) и практическая (разделы: диагностическая валеология -измерение здоровья, валеометрия и собственно практическая - оздоровление организма).
Мнение целого ряда ученых было учтено, и в l996 г. был утвержден Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности Валеология (квалификации: врач -валеолог - преподаватель; педагог - валео-лог). Однако с 2QQQ г. валеология как учебная дисциплина Минобром РФ ликвидирована, а валеологическое образование учащейся молодежи возложено на вузовские кафедры физического воспитания но, как показывает опыт, эффективность этого решения очень низкая (в основном - недостаточная валеоло-гическая эрудиция преподавателей).
Тем не менее, ряд современных ученых считает, что валеология - перспективная отрасль научного знания, которая в будущем сможет занять одно из ведущих мест в системе человекознания в целом. В свете этого положения вполне допустимо рассматривать валеологическую культуру как компонент личности социального здоровья общества. Ю.И. Политова считает, что к социальному здоровью человека необходим нормативный подход. «Здоровый человек - это нормальный человек, нормальная жизнь - благополучная, хорошая, правильная жизнь. Социальное здоровье человека - социальное каче-
ство, отражающее оценку нормы как меры, стандарта благополучия и одновременно нормы как меры воплощение идеала социальной жизнедеятельности личности» (см.: [8, с. 7]).
«Социальное здоровье как норма - границы в жизнедеятельности человека, внутри которых функционируют, сохраняются и воспроизводятся положительные социальные нормы. Выход за пределы границ социального здоровья, нарушение этих границ ведет к возникновению нездоровых форм поведения и деятельности, что закреплено в таких понятиях социальных качеств, как социальное неблагополучие, социальная болезнь [9, с. 8].
Таким образом, социальное здоровье человека в качестве нормы базируется на принятии и выполнении им целого ряда социальных норм, что, естественно напрямую связано с уровнем его валеологической культуры, т. к. само понятие «социальное здоровье» носит универсальный характер, обусловлено многочисленными составляющими, охватывающими все уровни и сферы жизнедеятельности человека, групп, общества в целом.
1. Современная энциклопедия социальной работы. М., 2008.
2. Российский энциклопедический словарь социальной работы / под ред. В.И. Жукова. М., 1998.
3. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. Мн., 2005.
4. Словарь-справочник по социальной работе. СПб., 2008.
5. Казначеев В. П. Проблемы человековедения. М., 1997.
6. Российская энциклопедия социальной работы. М., 1997. Т. 1.
7. Тюмасева З.И. Невалеологические проблемы валеологии // Народное образование. 2002. № 7. С. 73-79.
8. Курилович И.В. Социальное здоровье: монография. Тамбов, 2009.
9. Куличенко Р.М. Социальное здоровье как фактор социальной безопасности в современной России // Социальное здоровье: теоретические подходы, модели, технологии развития: материалы международной научно-практической конференции (18 ноября 2008 г., Тамбов). Тамбов, 2008.
Поступила в редакцию 6.06.2013 г.
UDC 614.2, 364.1
VALEOLOGICAL CULTURE AS COMPONENT OF SOCIAL HEALTH OF POPULATION
Raisa Mikhailovna KULICHENKO, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Education, Professor, Scientific Head of Institute of Social and Educational Technologies, e-mail: raisa_kulichenko@mail.ru
Andrey Vacheslavovich LOGINOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Candidate for Doctoral Degree, Social Work, Juvenology and Management in Social Sphere, e-mail: raisa_kulichenko@mail.ru
Valeological culture is regarded as a component of social health of population. In this context such things as individual and public health, social health, healthy lifestyle, valeology are considered.
Key words: valeological culture; social health; social work.