ISSN 1810-0201. Вестник ТГУ, выпуск 8 (148), 2015
УДК 37.09
ЭКОЛОГО-ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БАКАЛАВРА ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
© Татьяна Сергеевна ДВОРЕЦКАЯ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры экологии и ОБЖ, e-mail: dvoretskiy-68@mail.ru
На основе анализа научной, специальной литературы, собственного опыта обозначены базовые стратегии эколого-валеологического образования, выявлены условия, определяющие его эффективность. Раскрываются научные основы эколого-валеологического образования. Рассмотрены вопросы интеграции содержания родственных учебных предметов, что представляется перспективным направлением совершенствования системы образования. Поиск путей формирования эколого-валеологи-ческой грамотности студентов, личностных установок на здоровый образ жизни переносится из сферы научных, медицинских, экологических исследований и разработок в сферу образования и просвещения. Рассмотрены ключевые позиции эколого-валеологического образования и определена его специфика в контексте междисциплинарных связей. Под эколого-валеологическим образованием понимаем процесс приобретения знаний о здоровом стиле жизни, закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека под влиянием факторов среды, овладения умениями сохранения и совершенствования личного здоровья и энергоинформационного равновесия в природных экосистемах, оценки формирующих его факторов. Эколого-валеологическое образование включает освоение методов и средств пропаганды здоровья и здорового образа жизни и формирования экологического сознания.
Ключевые слова: экологическое образование; валеологическое образование; интеграция учебных предметов.
Вопросы развития образования, экологического в т. ч., в современных условиях не могут рассматриваться вне контекста его взаимосвязей с наукой, научно-техническим прогрессом, динамичными процессами, происходящими во всех областях социально-экономической деятельности человека. Одной из приоритетных тенденций в науке по-прежнему остается интеграция различных наук и сфер человеческой деятельности. Интеграция содержания родственных учебных предметов представляется весьма перспективным направлением совершенствования всей системы образования. В условиях ухудшения экологической обстановки в связи с ростом уровня механизации, автоматизации, компьютеризации трудовых процессов и урбанизацией среды остро встает проблема сохранения здоровья человека, которая становится одной из глобальных проблем современности.
Актуальность и высокая практическая значимость эколого-валеологической подготовки в экологическом образовании определяет необходимость формирования экологических и валеологических знаний на всех этапах развития личности, в т. ч. и на профессиональном этапе. В настоящее время
требуется профессионал, обладающий физическим, духовным, психическим здоровьем, способный полученные им в данной области знания применять в своей профессиональной деятельности.
Термин «эколого-валеологические знания», введенный З.И. Тюмасевой, отражает факт объединения экологических и валеоло-гических знаний, взаимосвязь, взаимообусловленность этих видов знаний. Здоровье интегрирует в себе экологическое и валеоло-гическое единство организма, личности и окружающей среды [1]. Под эколого-валео-логической компетенцией понимается уровень образованности, характеризующийся знаниями экологической и валеологической культуры, основ безопасной жизнедеятельности, способностью решать различные задачи на основе этих знаний и проектировать способы практической деятельности.
Анализ психолого-педагогических исследований позволяет сделать вывод, что поведение человека, противоречащее принципам здорового образа жизни, в значительной степени обусловлено низким уровнем их ва-леологической грамотности.
Поиск путей формирования эколого-ва-леологической грамотности студентов, лич-
ностных установок на здоровый образ жизни переносится из сферы научных, медицинских, экологических исследований и разработок в сферу образования и просвещения. Рассмотрим ключевые позиции эколого-валеологического образования и определим его специфику в контексте междисциплинарных связей.
Под эколого-валеологическим образованием понимаем процесс приобретения знаний о здоровом стиле жизни, о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека под влиянием факторов среды, овладения умениями сохранения и совершенствования личного здоровья и энергоинформационного равновесия в природных экосистемах, оценки формирующих его факторов. Эколого-валеологическое образование включает освоение методов и средств пропаганды здоровья и здорового образа жизни и формирования экологического сознания, индивидуальной, экологической и валеологиче-ской культуры личности в контексте глобальных проблем [2].
Здоровье человека определяется комплексом взаимосвязанных факторов как социального, так и природного происхождения. Реакция организма проявляется в целостном ответе на всю совокупность данных факторов в виде изменения функционального состояния. В основе здоровья лежат внутренние и внешние процессы сохранения, укрепления и развития физиологических, психологических и социальных функций. Сохранение собственного здоровья обусловлено прямой зависимостью от уровня развития культуры здоровья, которое включает в себя систему знаний о здоровье и основанное на этих знаниях соответствующее поведение по сохранению, укреплению здоровья.
Культура здоровья разными авторами (Л.Н. Волошина, З.И. Тюмасева, О.Л. Треще-ва и др.) обозначается как часть общей культуры человека, которая связана с его отношением к здоровью и здоровью других людей, ведением здорового образа жизни.
По мнению С.Н. Горбушиной, «культура здоровья включает исторически закрепленную человечеством программу организации безопасной жизнедеятельности и преемственности воспитания здорового поколения, содержит в себе бесконечное множество смыслов и значений здорового образа жизни,
в диалоге с которыми человек самоорганизует собственную деятельность, поведение и общение в русле безопасности жизни, охраны и укрепления здоровья» [3].
Один из основных структурных компонентов культуры здоровья - образ жизни, под которым понимается вариант жизнедеятельности людей, характеризующийся их бытом, трудовой деятельностью, определенными формами удовлетворения своих потребностей, принципами организации своей жизнедеятельности, установками личного и общественного поведения. Наиболее важная причина, вызывающая ослабление здоровья населения, образ жизни, не соответствующий биологической основе организма, генотипу. Доля влияния образа жизни на состояние здоровья человека оценивается экспертами ВОЗ в 50 %. Осознание этого факта приводит к пониманию необходимости воспитания ответственного отношения к здоровью, установок на здоровый образ жизни [4].
Связь образа жизни человека и здоровья определяется сущностью и содержанием понятия «здоровый образ жизни», под которым понимают жизнедеятельность человека, которая организована соблюдением рационального режима труда и отдыха, гигиенических нормативов, быта, наличием медицинского обслуживания, способствующим укреплению адаптационных и реабилитационных возможностей человека. Это является результатом выполнения человеком социальных функций и достижением им активного долголетия.
Готовность специалиста к осуществлению здоровьесбережения в профессиональной деятельности обеспечивает осуществление процесса физического, духовного и психического саморазвития будущего специалиста, пропаганду здорового образа жизни, передачу ценностей, знаний о здоровье, опыта валеологической деятельности.
Понятие «здоровьесбережение» истолковывается не одинаково. Выделяются его различные аспекты: самоактуализация и самоосуществление, физическое саморазвитие, интеграция, индивидуальность, здоровье, автономия, творчество, продуктивность. Но несомненно одно - потенциальные возможности эколога, все то, что может помочь в его профессиональной деятельности, есть цель реализации здоровьесбережения.
ЙБЫ 1810-0201. Вестник ТГУ, выпуск 8 (148), 2015
Выделяют две грани понятия «эколого-валеологическая культура»:
1) как общефилософская категория, определяющая специфические моменты взаимодействия индивидуума, общества с внешней средой в формировании, сохранении, укреплении здоровья в разные исторические периоды. Данная категория определяется через общественное сознание, мировоззрение, мышление;
2) как интегративное личностное качество, определяющее поведение индивида и его способ жизнедеятельности, которые основываются на его мировоззрении. Индивидуальное мировоззрение связано с индивидуальным пониманием здоровья как социального феномена и формированием системы целевых установок и личностных ценностей [5, с. 73].
В связи с этим мы считаем, что изучение студентами вопросов сохранения и укрепления здоровья должно осуществляться с позиций эколого-валеологического подхода. Ориентация на данный подход в нашем исследовании объясняется необходимостью изучения человека, различных аспектов его здоровья во взаимосвязи с окружающей средой.
Как известно, экология человека изучает взаимосвязь здоровья и факторов окружающей среды, а валеология - взаимосвязь здоровья и образа жизни человека. На наш взгляд, данные категории позволяют констатировать, что экологическое и валеологиче-ское обучение должно выступить как единая система, обеспечивающая формирование гармонически развитой личности с устойчивыми формами мотивации на здоровье и здоровый образ жизни, а также адекватными типами здоровьесберегающего поведения.
Конкретизация эколого-валеологической культуры эколога вытекает из его функционального потенциала:
- диагностическая - изучает особенности человеческих популяций, индивидов, уровень и степень влияния на них различных условий;
- прогностическая - моделирует развитие негативных процессов, событий, происходящих в природе, обществе, популяции людей, оказывающих влияние на их психическое, физическое здоровье, и вырабатывает определенные варианты поведения, снижающие данное негативное влияние;
- предупредительно-профилактическая -приводит в действие управленческие, медицинские, психологические, педагогические механизмы, направленные на предупреждение негативных явлений и последствий;
- просвещения - организация мероприятий по профилактике личного и общественного здоровья, разъяснение определенных вариантов поведения, снижающих негативное влияние негативных процессов, происходящих в природе, приобретение навыков оказания первой медицинской помощи.
Анализ педагогического опыта позволяет выделить условие, определяющее эффективность эколого-валеологического образования - переход от знаний о здоровом образе жизни и причинах, послуживших основой нарушения экологического равновесия в среде, к программе формирования индивидуальной экологической и валеологической культуры личности.
В процессе обучения это выражается в ориентации на методы и приемы, обеспечивающие формирование здоровьесберегаю-щей образовательной среды. В содержании обучения - в поиске ключевых понятий и терминов, на основе которых происходит формирование определенной эколого-валео-логической позиции личности в отношении своего здоровья и здоровья других людей, в выработке конструктивных стратегий по формированию культуры здоровья.
Итак, эколого-валеологическая культура эколога, с одной стороны, включает способность поддерживать собственное здоровье на оптимальном уровне, с другой стороны, эффективное выполнение профессиональных задач специалиста, направленное на помощь в поддержании и укреплении общественного и индивидуального здоровья населения и здоровья среды.
Только валеологически подготовленный эколог, умеющий беречь и укреплять собственное здоровье, сможет плодотворно вести профессиональную деятельность, будет заинтересован во внедрении и распространении укрепляющих здоровье технологий в профессиональной сфере. В современных требованиях к уровню подготовки эколога указывается на необходимость усвоения студентами знаний о взаимосвязях организма с окружающей средой, осознанием здоровья человека как основной ценности и природно-
го ресурса, формирование ответственности профессионала за здоровье среды.
1. Тюмасева З.И., Кваша Б.Ф. Валеология и образование. СПб., 2002.
2. Пономарева Л.И. Методология формирования эколого-валеологической готовности будущих педагогов в условиях модернизации естественнонаучного образования: монография. Шадринск, 2009.
3. Волошина Л.Н. Культура здоровья будущего педагога в контексте профессиональной подготовки // Педагогика. 2005. № 8. С. 124-126.
4. Дворецкая Т.С. Мировоззренческие детерминанты формирования культуры здоровья студентов // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2012. Т. 17. Вып. 1. С. 462-463.
5. Романцов М.Г., Терехова Н.Г. Валеология: материалы к изучению курса. Калининград, 1997.
1. Tyumaseva Z.I., Kvasha B.F. Valeologiya i obrazovanie. SPb., 2002.
2. Ponomareva L.I. Metodologiya formirovaniya ekologo-valeologicheskoy gotovnosti budushchikh pedagogov v usloviyakh modernizatsii estestvennonauchnogo obrazovaniya: monografiya. Shadrinsk, 2009.
3. Voloshina L.N. Kul'tura zdorov'ya budushchego pedagoga v kontekste professional'noy podgotovki // Pedagogika. 2005. № 8. S. 124126.
4. Dvoretskaya T.S. Mirovozzrencheskie determinanty formirovaniya kul'tury zdorov'ya studentov // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Estestvennye i tekhnicheskie nauki. Tambov, 2012. T. 17. Vyp. 1. S. 462-463.
5. Romantsov M.G., Terekhova N.G. Valeologiya: materialy k izucheniyu kursa. Kaliningrad, 1997.
Поступила в редакцию 29.04.2015 г.
UDC 37.09
ECOLOGICAL AND VALEOLOGICAL EDUCATION OF THE BACHELOR OF ECOLOGY AND NATURE USE Tatyana Sergeevna DVORETSKAYA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of Ecology and Basics of Life Safety Department, e-mail: dvoretskiy-68@mail.ru
On the basis of scientific, special literature, personal experience basic strategies of ecological and valeological education are emphasized, the conditions, defining its efficiency are revealed. The scientific basements of ecological and valeological education are revealed. The questions of integration of the content of common educational subjects, which is prospective direction of improvement of system of education are reviewed. The search of the ways of formation of ecological and valeological literacy of students, personal preferences for healthy way of life are transferred from the sphere of scientific, medical, ecological studies and developments into the sphere of education and enlightment. The key positions of ecological and valeo-logical education are reviewed and its specifics in the context of interdisciplinary links is defined. We understand ecological and valeological education as a process of getting knowledge about healthy lifestyle, about the regularity of becoming, saving and development the health of a person under the influence of the factors of the sphere, getting the skills of saving and improving personal health and energy and information balance in natural ecosystems, evaluation of the factors of its formation. Ecological and valeological education includes mastering the methods and means of propaganda of health and healthy lifestyle and formation of ecological consciousness.
Key words: ecological education; valeological education; integration of educational methods.