УДК 614.2, 364.1
ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
© Раиса Михайловна КУЛИЧЕНКО
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор, научный руководитель института социальных и образовательных технологий,
e-mail: raisa_kulichenko@mail.ru © Андрей Вячеславович ЛОГИНОВ Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, докторант, кафедрa социальной работы, ювенологии и управления в социальной сфере, e-mail: raisa_kulichenko@mail.ru
Рассматривается валеологическая культура как компонент профессиональной культуры социального работника. Выделены два основных направления профессиональной валеологической деятельности социального работника как компонента его профессиональной культуры: формирование собственного здорового образа жизни и пропаганда здорового образа жизни социальному клиенту.
Определяется цель профессиональной деятельности социального работника в области валеоло-гии - создание условий для достижения высокого уровня здоровья социального клиента, развитие системы реабилитации и адаптации лиц с физической и психической патологией.
Опираясь на исследования М.А. Копыловой, И.Г. Бердникова, авторы выделяют первичную и вторичную профилактику в процессе валеологической деятельности социального работника.
Выделен ряд направлений валеологической деятельности социального работника, подтверждающих его профессионализм, и обладание валеологической культурой:
- формирование у слабозащищенной части населения социальной активности и правильного мышления на здоровый образ жизни;
- поиск и анализ доминирующих социальных факторов, оказывающих отрицательное воздействие на здоровье социального клиента, и работа по их устранению;
- реабилитация, т. е. реализация комплекса социальных, медицинских, психологических, педагогических, экономических мероприятий, направленных на профилактику развития патологических изменений в организме человека.
В статье выделяются три группы функций, раскрывающие валеологическую культуру социального работника как компонента его профессиональной культуры (предупредительно-профилактические, социально-ориентированные и интегративные).
В качестве вывода авторы отмечают, что валеологическая культура социального работника является важной составляющей профессиональной культуры социального работника и служит в целях объединения усилий медицинской и социальной служб, направленных на укрепление индивидуального, общественного, социального здоровья.
Анализируется валеологическая культура как компонент профессиональной культуры социального работника, рассмотрены основные направления профессиональной валеологической деятельности социального работника, выделяются три группы функций, раскрывающие валеологическую культуру социального работника как компонент его профессиональной культуры.
Ключевые слова: валеологическая культура; профессиональная культура; социальная работа.
Валеологическая культура как одна из важнейших составляющих профессиональной культуры социального работника является мерой и средством его самоактуализации и самореализации. Одновременно валео-логическая культура выступает как интегрированное качество его личности, условие эффективной валеологической деятельности, показатель профессиональной компетентности и цель профессионального социального образования. Валеологическая культура социального работника является обобщенной
характеристикой уровня развития его профессиональных потребностей и способностей, интенсивности их проявления в разнообразных видах профессиональной деятельности и, таким образом, по своей сущности выражением духовного мира личности.
В современных условиях ухудшения показателей здоровья населения на качественно ином уровне возникает необходимость решения взаимосвязанных и взаимообусловленных задач медицинского и социального характера. Возникает потребность в создании
совершенно новых форм, методов и механизмов социальной помощи слабозащищенной части населения, которые обеспечат данным гражданам комплексные социальные услуги в случае утраты трудоспособности, заболевания и будут способствовать решению социальных проблем, связанных со здоровьем.
Говоря о валеологической культуре социального работника как компоненте его профессиональной культуры, выделим два основных направления профессиональной валеологической деятельности социального работника: 1) формирование собственного здорового образа жизни; 2) пропаганду здорового образа жизни.
Формирование здорового образа жизни социального работника - это создание собственной модели преодоления факторов риска в форме активной его жизнедеятельности, направленной на укрепление и сохранение собственного здоровья.
Опираясь на основные профессиональные задачи социального работника в контексте нашего исследования в формировании собственного здорового образа жизни социального работника, мы выделяем следующие направления:
- целенаправленное создание условий труда, способствующих сохранению здоровья социального работника и повышению его работоспособности;
- участие социального работника в занятиях физической культуры и спорта, рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены, аутотренинг, отказ от вредных привычек;
- формирование нормальных межличностных отношений в трудовых коллективах, семьях;
- бережное отношение к окружающей среде;
- формирование высокой культуры поведения в общественных местах и на работе;
- формирование умения оказывать первую медицинскую помощь;
- сознательное участие социального работника в профилактических мероприятиях медицинского характера;
- чтение популярной медицинской литературы.
Пропаганда здорового образа жизни своему клиенту / группе клиентов является про-
фессиональной обязанностью каждого социального работника. При этом в своей профессиональной деятельности социальный работник использует методы устной пропаганды: индивидуальные и групповые беседы, дискуссии, лекции, конференции, «круглые столы»; печатной: санитарные листки, листовки, памятки, буклеты, журналы; наглядной (изобразительной) и комбинированной (массовой) пропаганды.
Выделим основные виды валеологиче-ской составляющей профессиональной деятельности социального работника при работе с социальным клиентом:
- формирование социальным работником представления о сущности индивидуального и общественного здоровья социального клиента, способов его оценки;
- разработка модели мониторинга за уровнем здоровья слабозащищенной категории населения на основе общей количественной и качественной оценки здоровья субъекта;
- разработка методов и методологии формирования, укрепления и сохранения индивидуального здоровья социального клиента;
- проведение первичной и вторичной профилактики системных заболеваний социального клиента;
- разработка комплексных программ повышения уровня индивидуального и общественного здоровья слабозащищенных категорий населения.
Изучив основные направления профессиональной деятельности социального работника по сохранению здоровья социального клиента, мы пришли к выводу, что данные направления, виды и организационные формы деятельности зависят на макроуровне от социальной политики государства в области охраны здоровья населения и на микроуровне - от профессиональной социальной помощи специалиста в области социальной работы. Социальная помощь в контексте формирования здорового образа жизни социального клиента представляется как вид муль-тидисциплинарной профессиональной деятельности социального, психологического, педагогического, медицинского и правового характера, аккумулированный на восстановлении, укреплении и сохранении здоровья слабозащищенных групп населения. Социальная работа на данном уровне формирует
характер комплексной социальной помощи в сфере сохранения здоровья социального клиента, подразумевая системные социальные воздействия на более ранних этапах социальной дезадаптации, являющейся потенциальной причиной потери трудоспособности, инвалидности и летального исхода.
В контексте нашего исследования мы разделяем профессиональную деятельность социального работника, обладающего валео-логической культурой, на профилактическую и патогенетическую.
Профессиональная деятельность социального работника, обладающего валеологи-ческой культурой, имеющая профилактическую направленность, включает профилактику социальных нарушений психического, репродуктивного, соматического здоровья социального клиента; участие в разработке целевых программ социальной помощи населению; развитие здорового мышления социального клиента; формирование системы социальной защиты прав социального клиента в области охраны здоровья.
Профессиональная деятельность социального работника, обладающего валеологи-ческой культурой, имеющая патогенетическую направленность, подразумевает организацию социальной экспертизы; проведение социальной, медицинской и профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья; содействие в разработке реабилитационной инфраструктуры для нуждающихся категорий населения.
Таким образом, цель социального работника в области валеологической деятельности - создание условий для достижения высокого уровня здоровья социального клиента, развитие системы реабилитации и адаптации лиц с физической и психической патологией. Объекты валеологической деятельности социального работника - лица, имеющие выраженные социально-медицинские проблемы, решение которых затруднено в рамках односторонних профессиональных мероприятий.
Профессиональная работа с такими лицами достаточно малоэффективна и для социальных работников, и для медицинских работников, т. к. им приходится сталкиваться с проблемами, выходящими за рамки их профессиональной компетентности и узкого вида деятельности.
Для решения данной проблемы мы говорим о валеологической культуре социального работника как компоненте его профессиональной культуры и в первую очередь выделяем такое направление профессиональной деятельности социального работника, как профилактика здоровья социального клиента, которую определяем как вид мультидисцип-линарной профессиональной деятельности психологического, медицинского, педагогического, правового характера, направленной на сохранение, восстановление и укрепление здоровья. Важным является то, что деятельность социального работника по профилактике здоровья социального клиента коренным образом меняет комплекс направлений социальной поддержки в области охраны здоровья, т. к. подразумевает системные социальные воздействия на только начинающихся и развивающихся стадиях заболевания.
В этой связи становится понятным, что в процессе профессиональной подготовки социального работника в вузе, систематическое и комплексное изучение социальных и медицинских факторов, оказывающих влияние на здоровье социального клиента, имеет четкое преимущество перед односторонним анализом исключительно медицинских или исключительно социальных аспектов в проведении профилактических мероприятий в своей профессиональной деятельности.
Профилактическая работа, проводимая социальным работником и являющаяся основой валеологической деятельности, включает в себя комплекс мероприятий по предупреждению нарушений психического, соматического и репродуктивного здоровья, пропаганду здорового образа жизни, обеспечению социальной защиты прав социального клиента в вопросах охраны индивидуального и общественного здоровья и является важнейшим компонентом профессиональной деятельности социального работника.
Социально-профилактические мероприятия в области охраны и укрепления собственного здоровья и здоровья социального клиента включает в себя медицинские, социально-экономические, гигиенические, санитарно-технические направления.
В процессе валеологической деятельности социального работника мы выделяем первичную и вторичную профилактику.
Согласно позиции М.А. Копыловой, первичная профилактика - это комплекс мероприятий по предупреждению появления факторов риска развития различных заболеваний (оптимальный режим труда и отдыха, качественное питание, высокая физическая активность, вакцинация).
Задача социального работника при проведении первичной профилактики - предупредить развитие у социального клиента патологических состояний, т. е. провести анализ, сформировать у слабозащищенной категории населения представлений о здоровом образе жизни, активной позиции по укреплению собственного здоровья.
Вторичная профилактика - это система мероприятий по ликвидации наиболее явных факторов риска, которые при определенных условиях (адаптационный срыв, перенапряжение) приводят к возникновению или рецидиву заболевания. Мероприятия по вторичной профилактике направлены на предупреждение обострения болезни [1].
При реализации данных мероприятий важная роль социального работника заключается в проведении социальной экспертизы трудоспособности социального клиента, изучении и анализе влияния различных социальных факторов (социальное положение, материальное состояние семьи, характер трудовой деятельности, экономическое и географическое положение местности проживания), влияющих на здоровье человека.
В рамках нашего исследования выделим ряд приоритетных направлений валеологиче-ской деятельности социального работника, подтверждающих его профессионализм и обладание валеологической культурой.
Одним из основных направлений валео-логической деятельности социального работника является формирование у слабозащищенной части населения социальной активности и здорового мышления. Перед бакалавром и магистром социальной работы стоит задача формирования у социального клиента активной и правильной жизненной позиции, предотвращающей развитие социального иждивенчества, помощь в его трудоустройстве в соответствии с состоянием здоровья, материальную и моральную поддержку членов его семьи.
Следующее значимое направление ва-леологической деятельности социального
работника - поиск и анализ доминирующих социальных факторов, оказывающих отрицательное воздействие на здоровье социального клиента, и работа по их устранению: патронаж «семей социального риска», финансово-материальная помощь малообеспеченным, соблюдение социальных гарантий, помощь социальным клиентам в решении правовых проблем.
Активное направление валеологической деятельности социального работника в своей профессиональной деятельности является совместная с социальными клиентами работа по профилактике вредных привычек. Особенность валеологической деятельности профессиональной социальной работы с людьми определяется многими факторами: видом социальной деятельности клиента, его возрастом, уровнем социальной активности, наличием или отсутствием некоторых факторов, оказывающих действие на укрепление или ослабление здоровья человека, состоянием его здоровья.
Выделим еще одно приоритетное направление валеологической деятельности социального работника, подчеркивающее валеологическую культуру социального работника как значимый компонент его профессиональной культуры - реабилитация, т. е. реализация комплекса социальных, медицинских, психологических, педагогических, экономических мероприятий, направленных на профилактику развития патологических изменений в организме человека, приводящих к временной или постоянной потери трудоспособности, частичное или полное восстановление нарушенных функций организма, повышение социальной активности социального клиента и его адаптационных ресурсов.
Таким образом, выделенные направления подтверждают тот факт, что профессиональная социальная работа и ее особенность состоит в том, что она формируется на стыке множества самостоятельных отраслей, в т. ч. -область здравоохранения и область социальной защиты населения. Отечественный и зарубежный опыт в области здравоохранения свидетельствуют о том, что, несмотря на реализуемые усилия, координация ведомственных действий недостаточно эффективна. Стойкое и оптимальное взаимодействие формируется лишь после длительной работы,
после соответствующего профессионального обучения с опорой на специальные формы, методы, технологии, которые позволят подготовить профессионала нового уровня - бакалавра, магистра в области социальной работы, обладающего высоким уровнем валео-логической культуры и выполняющего соответствующие функции.
Иерархия валеологической деятельности социального работника стимулирует развитие его индивидуальности. Он аккумулирует все многообразие, находясь в центре организованной и структурированной деятельности. Полностью согласимся с позицией И.Г. Бердникова, что в процессе своей деятельности каждая личность актуализирует лишь ту часть валеологической деятельности и ва-леологических ценностей, которые являются жизненно и профессионально необходимыми [2].
В этой связи мы выделяем три группы функций социального работника, раскрывающие валеологическую культуру социального работника как компонента его профессиональной культуры: 1) предупредительнопрофилактические; 2) социально-ориентированные; 3) интегративные.
Предупредительно-профилактические функции: социальный патронаж слабозащищенных групп населения; профилактика повторов заболеваний, предупреждение потери трудоспособности и выхода на инвалидность; содействие в предупреждении общественно опасных действий; просвещение в области профилактики заболеваний, охраны здоровья, профилактических мероприятий; информирование социального клиента о его правах и порядке получения социальной помощи, проведение профилактических действий в предупреждении нарушений психического, соматического, репродуктивного здоровья на индивидуальном, общественном уровнях.
Социально-медицинские функции: реализация социальной защиты прав слабозащищенных категорий населения в вопросах охраны здоровья; оформление опеки и попечительства; представление интересов лиц, нуждающихся в социальной помощи в учреждениях различного уровня; осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов; обеспечение
доступа клиентов к информации по вопросам состояния окружающей среды, качества продуктов питания и т. д.; помощь клиентам в решении жилищных проблем; семейное консультирование и др.
Интегративные функции: всесторонний анализ статуса социального клиента и его положения; организация сообществ взаимопомощи по реабилитационным, психологопедагогическим, социально-правовым направлениям; формирование здорового мышления социального клиента; осуществление социальной экспертизы; соблюдение принципов преемственности при работе специалистов смежных профессий в совместном решении проблем клиентов.
Выделенные нами функции находят свое обобщенное выражение в профессиональноценностном отношении социального работника к валеологической деятельности. Такое отношение характеризуется единством объективного и субъективного, где объективное положение настоящего и будущего социального работника является основой его избирательной направленности на ценности валео-логической деятельности, стимулирующие профессиональное развитие личности и выступающие фактором ее валеологической, а значит социально-профессиональной активности. Таким образом, социальное и валео-логическое поведение социального работника зависит от того, как он конкретизирует ценности валеологической деятельности, на что опирается в процессе ее осуществления, какое место отводит им в своей профессиональной деятельности.
Рассмотрев основные валеологические направления профессиональной деятельности социального работника, теоретические подходы валеологической деятельности по формированию здорового образа жизни социального клиента, функции, мы вправе сделать вывод о валеологической культуре как важной составляющей профессиональной культуры социального работника. Профессиональная деятельность социального работника по формированию здорового образа жизни социального клиента является важным направлением и служит в целях объединения усилий медицинской и социальной служб, направленных на укрепление индивидуального, общественного, социального здоровья.
1. Копылова М.А. Социально ориентированное управление комплексом профилактических мер в системе здравоохранения на муниципальном уровне с использованием когнитивного моделирования: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. Таганрог, 2004.
2. Бердников И.Г. Теоретические основы формирования валеологической культуры личности учителя: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1998.
Поступила в редакцию 6.09.2013 г.
UDC 614.2, 364.1
VALEOLOGICAL CULTURE IN THE STRUCTURE OF THE PROFESSIONAL CULTURE OF THE SOCIAL WORKER
Raisa Mikhailovna KULICHENKO, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Education, Professor, Scientific Head of Institute of Social and Educational Technologies, e-mail: rai-sa_kulichenko @mail.ru
Andrey Vacheslavovich LOGINOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate for Doctoral Degree, Social Work, Juvenology and Management in Social Sphere Department, e-mail: rai-sa_kulichenko @mail.ru
The aim of the professional activity of social worker in valeology sphere (creation the conditions for the achievement of high level of health of social client, development of rehabilitation and adaptation system for people with physical and psychological pathology) is determined.
Based on researches of M.A. Kopylova, I.G. Berdnikov the authors point out the first and second preventive work in the process of valeological activity of social worker.
A row of direction of valeological activity of social worker proving its professionalism and knowledge of valeological culture is given:
- formation of weakly protected part of the population of social activity and the right mindset for a healthy lifestyle;
- Search and analysis of the dominant social factors that have a negative impact on the health of the social customer,
- rehabilitation, i. e. implementation of the complex social, medical, psychological, educational, economic measures aimed at preventing the development of pathological changes in the human body.
In the article there are three groups of functions, revealing valeological culture of social worker as part of its professional culture (precautionary and preventive, socially-oriented and integrative).
As a conclusion, the authors note that valeological culture of social worker is an important part of the professional culture of the social worker and serves to bring together medical and social services aimed at strengthening individual, social, social health.
Valeological culture as a component of the professional culture of the social worker is analyzed, the main directions of professional valeological activity of social worker are considered, three groups of functions, revealing valeological culture of social worker as a component of its professional culture is scrutinized.
Key words: valeological culture; professional culture; social work.