Научная статья на тему 'В чем нуждается нефтемашиностроение (на примере ПКНМ)'

В чем нуждается нефтемашиностроение (на примере ПКНМ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЕМАШИНОСТРОЕНИЕ / ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Максимов Андрей Дмитриевич

Рассматривается положение дел в нефтемашиностроении в современном российском обществе в разных компаниях, предлагаются государственные меры для решения проблем отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В чем нуждается нефтемашиностроение (на примере ПКНМ)»

А.Д. Максимов

В ЧЕМ НУЖДАЕТСЯ НЕФТЕМАШИНОСТРОЕНИЕ (НА ПРИМЕРЕ ПКНМ)

Пермская компания нефтяного машиностроения (ПКНМ) существует с 1992 г. и в настоящее время является одним из лидеров отечественного нефтемашиностроения, успешно конкурирующим на рынках России и СНГ с зарубежными производителями.

Тревожные симптомы кризиса начали ощущаться менеджментом компании задолго до его анонсирования в СМИ и официального признания российским руководством в октябре 2008 г.

Спекулятивный рост цен на энергоносители, фискальное стимулирование роста доли нефтяной и газовой промышленности в общем объеме ВВП и неэффективность государственного регулирования процессов разработки месторождений предопределили чрезмерное развитие агрессивных методов добычи нефти и сокращение объема добычи сберегающими технологиями. В частности, по данным краевой администрации, на территории Пермского края за последние несколько лет официально из эксплуатации было выведено более 1000 скважин. По оценкам независимых экспертов, фактическое число скважин, реально выведенных из эксплуатации, выше.

Эти процессы нашли отражение в отрицательной динамике российского рынка скважинных штанговых насосов - СШН. В частности, объем закупок СШН НК «Лукойл» за последние годы сократился более чем в два раза (примерно с 4 тыс. до 2 тыс. штук в год).

Превышение предложения над спросом сократило число производителей СШН, опустило цены на уровень ниже минимально допустимого для воспроизводства и практически заставило производителей отказаться от инвестиций в развитие данного направления. Так например, в 2007 г. тендерные цены на СШН в ОАО» Башнефть» составляли 16-18 тыс. руб. за насос (НН2Б-44 - 16481 руб. с НДС), что было на 25-30 % ниже среднероссийских цен и на 7-10 % ниже себестоимости.

В настоящее кризисное время (конец 2008 г. - начало 2009 г.) нефтяные компании не спешат рассчитываться за поставки оборудования даже по минимально допустимым ценам. По итогам проведенных тендеров сроки платежей отодвинулись минимум на месяц, что при реальных ставках кредитования на уровне 19-24 % и длительности цикла не менее 3 месяцев делает производство практически убыточным даже при достаточно высоких ценах на продукцию. Не менее критичными для эффективности видятся возрастающие задержки платежей и развитие тенденции вытеснения денежных расчетов суррогатами.

Уменьшение объёмов производства и ухудшение финансового состояния потребителей продукции находит отражение в снижении реализации производителей нефтепромыслового оборудования. Это даже в условиях объективного сокращения численности работающих всё равно ведет к значительному росту себестоимости, в частности за счет условно-постоянных расходов.

В итоге отсутствие минимально необходимых объемов и, соответственно, источников инвестиций резко снижают конкурентные преимущества компаний-производителей СШН на рынках России и СНГ и практически закрывают дорогу в страны дальнего зарубежья. Особенно заметным является торможение продвижения продукции на зарубежных рынках. В частности, только затраты на сертификацию производства ПКНМ по стандарту АР1 минимально составили порядка 30 тыс. долл., что при сложившейся структуре рынка и цен равносильно 5 % прибыли или месячной амортизации.

Развитие производства за счет внедрения новых технологий и расширения продуктовой линейки, как правило, сопровождается ростом энергопотребления. При этом существующий порядок присоединения к энергетическим мощностям как будто направлен на предотвращение инноваций. Как известно, плата за присоединение берется авансовым платежом, а срок подключения к мощностям может достигать двух лет после уплаты. Так, в ПКНМ из-за энергетических ограничений и экономического запрета на присоединение к дополнительным мощностям, внедрение компанией современной технологии термообработки токами высокой частоты оказалось возможным только в режиме ночных смен и работы в выходные и праздничные дни. Тем не менее компания вынуждена пойти на дополнительные

издержки, поскольку обработка по кооперации или покупка необходимых мощностей у МРСК обходятся дороже.

Положение усугубляется агрессивной экспансией китайских компаний, которые при удовлетворительном качестве продукции устойчиво инвестируют мероприятия по адаптации своей продукции к требованиям российского рынка. В результате активного внедрения китайской продукции на рынке нефтепромыслового оборудования логично ожидать следующего:

- потеря рынков сбыта на территории СНГ, что уже началось (Узбекистан, Таджикистан);

- проблемы со сбытом продукции российским нефтяным компаниям (уже сегодня китайцы внедряются в «Роснефть» под прикрытием выдаваемых кредитов, делают пробные поставки продукции в «Сургутнефтегаз», «Лукойл»).

В условиях кризиса необходима активная позиция государства, в том числе и протекционистская. В качестве возможных мер государственной поддержки нефтемашиностроительной отрасли целесообразны следующие:

1. Ужесточение контроля за исполнением лицензионных соглашений и качеством учета добываемой нефти. Максимальное сокращение де-юре эксплуатируемых, но фактически неработающих скважин, на которые списывается нефть, избыточно добываемая из других скважин интенсивными технологиями.

2. Стимулирование ВИНК к передаче малодебетных скважин независимым мелким производителям с целью реализации возможностей льготного налогообложения и вовлечения в эксплуатационный оборот неэффективного для ВИНК фонда скважин.

3. Уменьшение или по крайней мере стабилизация на определенный период тарифов естественных монополий (энергетиков, газовиков, транспортников).

4. Кардинальное изменение порядка присоединения к энергетическим мощностям. В настоящее время плата за присоединение берется авансовым платежом, а срок подключения к мощностям может достигать двух лет после уплаты. Логичнее обязать энергетические монополии производить подключение, а затем взимать за него плату в течение определенного периода времени.

5. Ужесточение таможенных процедур и повышение таможенных пошлин для зарубежных производителей нефтепромыслового оборудования. В силу климатических преимуществ, низкого уровня оплаты труда, игнорирования требований экологии продукция китайской промышленности является более конкурентной, чем отечественная.

6. Изменение порядка и уровня налогообложения имущества и земли. Необходимы льготы для собственников (работодателей), обеспечивающих среднеевропейский (среднероссийский) съем продукции и уровень занятости с квадратного метра производственных и земельных площадей (в отсраслевом разрезе). Целесообразно повышение налогов для неэффективных собственников простаивающих мощностей.

7. Изменение порядка распределения средств господдержки производителей. В настоящее время объем и доступность средств господдержки недостаточны. При этом распределение средств должно производиться на основании решений экспертных советов производителей, а не «компетентными» чиновниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.