Нормативно-правовые документы
Заглавие официального документа (закон, постановление, указ и др.): сведения, относящиеся к заглавию, дата принятия документа // Название издания. Год издания. Номер (для журнала). Дата и месяц для газеты. Страницы или интернет-ссылка.
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.04.2018 г. № 229 «Об утверждении Положения о государственном природном биосферном заповеднике «Брянский лес»// Российская газета. 28 июня 2018 г.
Описание англоязычных журналов, сборников Last Name, First Name. Article Title. Journal Name, Year Published, Volume Number, Issue Number, Page Numbers.
Kaplin V.V., Uglov S. R., Bulaev O.F., Goncharov V.J., Voronin A.A., Piestrup M.A. Tunable, monochromatic x rays using the internal beam of a betatron. Applied Physics Letters. 2002. vol. 80. no. 18. Р. 3427-3429.
Автореферат диссертации и диссертации Автор. Заглавие: сведения, относящиеся к заглавию (см. на титуле): шифр номенклатуры специальностей научных работников: дата защиты:
дата утверждения / сведения об ответственности (коллектив). Место написания. Год. Объем.
Сибикеев С.Н. Чужеродные гены в селекции яровой мягкой пшеницы на устойчивость к листовой ржавчине: дис. ... докт. биол. наук. Саратов, 2002. 200 с.
Алексеев С.В. Криогидрологические системы якутской алмазоносной провинции: автореф. дис. ... докт. геол.-минерал.наук. Иркутск, 2007. 24 с.
Материалы конференций Камышева О.В. Профессиональный имидж современного учителя // Актуальные проблемы современного общего и профессионального образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции (Магнитогорск, 17 октября 2016 г.). Магнитогорск: Издательство Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова, 2016. С. 27-31.
Интернет-документы Воробьев А.Е., Махамат Тахир Мусса Махамат, Воробьев К.А. Основы предотвращения чрезвычайных ситуаций на магистральных нефтепроводах Республики Чад // Вестник Евразийской науки. 2018. №1. [Электронный ресурс]. URL: https://esj.today/PDF/23NZVN118.pdf (дата обращения: чч.мм.гггг).
УЗБЕКСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ. ИСТОКИ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ЭТНОСА
Елена Садуллаевна Мирзаева
главный редактор телеканала «Foreign Languages» Государственного учреждения «Телерадиоканал «О 'zbekiston» Национальной телерадиокомпании Узбекистана научный соискатель Университета журналистики и массовых коммуникаций Ташкент, Узбекистан +998909181166 DOI: 10.31618/NAS.2413-5291.2022.3.85.671
АННОТАЦИЯ
Культурная самобытность, культурное своеобразие, ментальная идентичность, культурная целостность - вот те позиции, которые бережно пестуют каждая национальность и народность. Лишь они могут являться ярким отличием одного этноса от другого. Менталитет - это своеобразная память народа о прошлом, психологическая и историческая составляющая поведения миллионов и миллионов людей, отражающая национальны характер и национальную модель социального поведения. В свете сказанного тема данной статьи видится нам актуальной. Данная статья посвящена историческому становлению узбекского менталитета, приведшему к новому типу мышления, на основе которого в итоге и сформировался определенный тип ментальности, неразрывно связанный с национальной журналистикой. В результате исследования автор приходит к выводам: благодаря исторически сложившимся этническим отношениям, многочисленным войнам и междоусобицам, приведшим в итоге к смешению различных народов, проживающих на одной территории, многочисленным верованиям, царившим среди населения, сложились интенсивные культурные и экономические отношения среди людей, оказавшие непосредственное влияние на формирование современного узбекского этноса и менталитета.
Ключевые слова: менталитет, ментальность, культурные стереотипы, история.
Несмотря на глобализацию и постоянный рост взаимодействия и взаимопроникновения различных культур и народов, все же каждая этническая группа старается сохранить лишь ей присущий менталитет. Культурная самобытность, культурное своеобразие, ментальная идентичность, культурная целостность - вот те позиции, которые бережно пестуют каждая национальность и
народность. Лишь они могут являться ярким отличием одного этноса от другого. Удивительное сочетание сохранности национальной
идентичности и одновременного
взаимопроникновения новых культурных тенденций, иного культурного разнообразия извне - отличительная черта XXI века. В контексте этих, казалось бы, взаимоотрицающих друг друга
тенденций становится очень важно уметь сохранить собственную культурную и ментальную особенность, чтобы понять чужих и получить признание своих.
В чем состоит ментальность и менталитет? В первую очередь, в различиях в мироощущении, то есть в особом, присущем лишь этому этносу, отношении к миру и к другим людям. «Ментальность представляет собой тот уровень общественного сознания, на котором мысль не отделена от эмоций, от латентных привычек и приемов сознания, - люди ими пользуются, обычно сами того не замечая.».1 Д. Филд считает, что «менталитет молчалив: он проявляется скорее в деятельности, чем в речи или явном представлении.».2
Менталитет - это своеобразная память народа о прошлом, психологическая и историческая составляющая поведения миллионов и миллионов людей, отражающая национальны характер и национальную модель социального поведения.
Самым ярким проявлением менталитета является язык. Именно он оказывает воздействие на стереотипы мышления на уровне бессознательного. При этом важна не только вербальная передача информации, но и само качество этой информации. Формируют менталитет как расово-этнические качества общности, так и географические условия проживания этноса, то есть природа страны. Немаловажным аспектом взаимовлияния на менталитет являются заимствование быта, языка, верований, других особенностей от ближайших территориальных соседей. Все это составляет этническую уникальность менталитета нации, народа, социальной общности.
Если попытаться проследить историческую составляющую становления национального менталитета, то стоит начать с доисламского периода, когда на этой территории царил культ многобожия. А именно огнепоклонничества во главе с верховным божеством Ахуро-Маздой. «Важнейшую роль в развитии мира евразийских культур с глу бокой древности играл регион Средней Азии. Небудет большим преувеличением считать средне- азиатский историко-культурный регион одним из узловых пунктов формирования духовно-культурного облика и непреходящих
" 3
духовных ценностейсовременного человечества».3 «Это обстоятельствоточно подметил крупнейший английский мыслитель и историк А.Тойнби. Он констатировал,что бассейн Окса-Яксарта (древнее название Амударьи и Сырдарьи) «представляют
1 Гуревич А.Я. Уроки Люсьена Февра // Февр Л. Бои за историю М.,1994. С. 317
2 Филд Д. История менталитета в зарубежной исторической литературе // Менталитет и аграрное развитие России (19-20вв). М.,1996. С. 8
3 А.С. Татыбаев Средняя Азия и формирование
евразийской цивилизации: от Митры до
Заратуштры // Вестник Московского государственного областного гуманитарного института №2 (2012). Орехово-Зуево, 2012. С. 42
собой своеобразный поворотный пункт, как бы центр, где сходятся дороги со всех концов света. Природные условия способствовали превращению этих меств международный перекресток. Бассейн Окса- Яксарта был ареной нескончаемой череды стол кновений между иранской, евразийско-номадической, древнесирийской, индусской, эллинистической, древнекитайской и русской цивилизациями, начиная, примерно с УПв. до н.э.».4
Морально-этические принципы и культурные стереотипы Маздеизма и зороастризма стали на этой территории тем исконным фундаментом, который заложил все основы будущего историко-культурного развития всего региона.
Такие основные фундаментальные структуры и ценности национального образа жизни, как культ земледельческого труда, общинность,
коллективизм, многодетность, патриархальность и почитание старших, сакрализация традиций, гостеприимство и многие другие были сформированы на нашей территории еще в доисламские времена. Сохранившийся с тех времен праздник нового года и весны Навруз на сегодняшний день лишь подтверждает глубокую приверженность основной массы населения к исконным духовно-культурным архетипам, сформировавшимся на заре Центрально Азиатской цивилизации.
Если же дальше прослеживать историческую составляющую становления узбекского этноса и вытекающего отсюда национального узбекского менталитета, то нельзя пройти мимо трех основных «волн», оказавших в последующем заметное влияние на формирование узбекской национальности и местной ментальности. Это Тюркский каганат, Караханиды и Шейбаниды.
К наиболее характерным особенностям тюркизма можно отнести воинственный завоевательский дух, жесткую дисциплину и подчинение, прямолинейность и силу слова, призыва, моральное и физическое воспитание и, конечно, их святость, отраженную в системе этических ценностей. «Вплоть до X в. у тюрков была своя полноценная цивилизация. Она имела три опоры: мировоззрение (его ядро - религия тенгрианство), свой язык (признаваемый лингвистами одним из самых развитых и устойчивых языков мира) и свой алфавит - орхоно-енисейская (руническая) письменность».5
Важной вехой становления ментальности на современной территории Центральной Азии стала
4 Тойнби А.Постижение истории. М.,1991г., с.557-558.
5 Тайжан А. Т., Кумыспаев С. С. Казахстан как часть тюркского мира в условиях глобализации // Профессор Н. Ф. Катанов и проблемы тюркологии. Сб. статей международной научно-теоретической конференции 30-31 мая 2012 года. -Орал, 2012. - С. 251
эпоха Караханидов. Особого внимания заслуживает культурное наследие Караханидов, сочетающее кочевую тюркскую культуру с исламскими оседлыми институтами, которое впоследствии проникло и на восток, в Чагатай, и на запад, и на юг, включая современные Туркменистан, Афганистан, Татарстан (территории Золотой Орды) и Турцию.
Начиная с IX века на территории современного Узбекистана и всей Центральной Азии начинается эпоха величайшего расцвета, получившего впоследствии название «Мусульманского Ренессанса». Как известно, «ренессанс - то же, что Возрождение. Эпоха Ренессанса. Период подъема, расцвета в развитии чего-либо». 6 Это новый прогресс, огромный просветительский скачок к возрождению материальных и культурных ценностей. В Западной Европе ренессанс начался на шесть веков позже, в XV веке. В Центральной же Азии период возрождения выпадает на 1Х-Х11 века.
Издревле народы Центральной Азии жили в дружбе и близкой взаимосвязи друг с другом, поддерживали тесные торговые и культурные связи, сохраняя при этом свои неповторимые своеобразие и индивидуальность. «Общность и схожесть религиозных верований, обычаев и обрядов, фольклора, нравственных норм привела к формированию культурной общности. Единую культуру Центральной Азии составляли различные субкультуры: субкультура древних государств (Бактрия, Согд, Хорезм, Фергана, Маргиана), субкультура степных кочевников (саки, массагеты, дакоччи), субкультура племён горных областей и предгорных равнин, субкультура оседлого населения». 7 Еще одной особенностью культуры Центральной Азии является удобное географическое положение региона, а именно границы с Месопотамией, Индией и Китаем - тремя величайшими цивилизациями Востока, а также культурные связи с двумя древнейшими западными цивилизациями - Римом и Грецией. Великий шелковый путь своеобразным мостом между этими цивилизациями и в немалой степени способствовал взаимопроникновению культур. Так, именно через территорию Центральной Азии буддизм распространился по всему миру, а элементы эллинистической культуры проникли в Китай и Индию. «В конце УШ века — начале IX века ... Такие города, как Бухара, Самарканд, Хива, Термез, Фергана, Ходжент, Коканд превратились в очаги культуры. В Хорезме была организована академия Мамуна, где великие ученые эпохи
вносили свой вклад в развитие науки и искусства».8 В период ренессанса отношение к культуре было возведено в ранг государственной политики. В период правления саманидов огромное развитие получило художественное творчество на арабском языке, но при этом авторам, писавшим на языке, понятном простому народу, также оказывалась всемерная поддержка. Была организована огромная библиотека, в комнатах которой были собраны арабские книги по различным сферам науки и теологии. «Народы Центральной Азии были знакомы с культурой древних греков, римлян, месопотамцев, индийцев и китайцев, учёные хорошо знали по несколько языков. Несмотря на нашествие арабов, разрушивших многочисленные культурные памятники, преследовавших учёных, древняя богатая культура всё же оставила свой след. Если ислам в определенной степени оказал влияние на всю культуру, язык, обычаи и обряды, традиции, то сущность культуры не изменилась. Это проявилось в таких качествах нашего народа, как доброта, любовь и милосердие, человеколюбие, великодушие, добродушие, толерантность, стремление к знаниям, уважение к другим народам».9 Исходя из многих составляющих, можно отметить, что масштабы, результаты и влияние «Мусульманского ренессанса» на мировую цивилизацию огромны.
Второй период Восточного ренессанса известен под именем Темуридского ренессанса Х^-ХУ веков. В Самарканде в этот период огромное внимание уделялось наукам, просвещению, искусству. Величайшие ученые, лучшие ремесленники, писатели, астрономы, зодчие стекались в столицу великого Амира Темура, оказывающего им максимальную поддержку. Его выдающийся внук - Мирзо Улугбек - известный ученый, астроном, просветитель и энциклопедист построил богатейшую библиотеку, основал обсерваторию и создал Самаркандскую школу ученых. «Он заботился о развитии системы высшего образования в стране. Построил ряд медресе в Самарканде, Гиждуване и Бухаре, где работало большое количество ученых. Он призывал людей к занятиям науками, наладил преподавание в медресе социально-гуманитарных, точных и естественных наук, таких как математика, астрономия, физика, химия, геодезия, фармакология, медицина, история, философия, литература. Последовательно претворял в жизнь знаменитый хадис Пророка Мухаммада:
6 Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999
7 Холигитова, Н. Х. Эпоха мусульманского
ренессанса IX-XII веков в Центральной Азии / Н. Х. Холигитова. // Молодой ученый. — 2014. — № 9 (68). — С. 397. — URL:
https://moluch.ru/archive/68/11714/
8 Холигитова, Н. Х. Эпоха мусульманского ренессанса IX-XII веков в Центральной Азии / Н. Х. Холигитова. // Молодой ученый. — 2014. — № 9 (68). — С. 397-398. — URL: https://moluch.ru/archive/68/11714/
9 Холигитова, Н. Х. Эпоха мусульманского ренессанса IX-XII веков в Центральной Азии / Н. Х. Холигитова. // Молодой ученый. — 2014. — № 9 (68). — С. 398. — URL: https://moluch.ru/archive/68/11714/
«Стремление к знанию есть обязанность каждого мусульманина и мусульманки». 10
Сегодня, по словам Президента Шавката Мирзиёева, мы стоим на пороге третьего Ренессанса - уникального явления в истории человечества в целом. «Если вникать в суть подписанных в последние четыре года законов, Указов и постановлений Президента Узбекистана о развитии просвещения, науки и образования, утвержденных Государственных программ, выдвинутых новых инициатив, то ни у кого не возникнет сомнений в том, что следующим центром Ренессанса просвещения является Узбекистан».11 Особое отношение к воспитанию в Узбекистане имеет давние традиции. Здесь мы можем вспомнить многочисленные школы и медресе, удивительное наследие в виде сотен рукописей и литографий, сохранившихся с самых древних времен, функционировавшие начиная с IX века, наших величайших ученых и мыслителей, философов и просветителей, опирающихся на фундаментальные знания.
«Удивляющее сегодня весь мир научное наследие наших предков является духовным достоянием не только нации или народа, но и всего человечества. Не подлежит сомнению и то, что бесценное богатство послужит источником
мудрости и знаний для последующих поколений, а
12
главное, прочной основой для новых открытий». 12 Исторические изменения привели к новому типу мышления, на основе которого в итоге и сформировался определенный тип ментальности, ставящий во главу угла такие понятия как доброта, неспешность, гостеприимство, сердечность, сопереживание. И здесь основу формирования этнического сознания составили как врожденные, так и приобретенные в процессе социализации факторы. Такие как культурные стереотипы, взаимопроникновение цивилизаций,
идентификация себя с определенным этносом, традициями и обычаями, ритуалами и умонастроениями современников. Здесь огромную роль сыграл язык общения - узбекский язык. «Язык есть важнейший способ формирования и существования знаний человека о мире. Отражая в процессе деятельности объективный мир, человек фиксирует в слове результаты познания. Совокупность этих знаний, запечатленных в языковой форме, представляет собой то, что в различных концепциях называется «Языковая
13
картина мира». 13
Язык напрямую связан с мировоззрением, менталитетом и национальным характером этноса. «Менталитет - это «система образов - которые лежат в основе человеческих представлений о мире и о своём месте в этом мире и, следовательно,
определяют поступки и поведение людей». 14 По нашему мнению, основными чертами национального характера узбекского этноса являются почитание предков, уважение к родителям, огромная любовь к детям, способность сочувствовать, веротерпимость, великодушие, гостеприимство, высокий творческий потенциал.
Таким образом, благодаря исторически сложившимся этническим отношениям, многочисленным войнам и междоусобицам, приведшим в итоге к смешению различных народов, проживающих на одной территории, многочисленным верованиям, царившим среди населения, сложились интенсивные культурные и экономические отношения среди людей. Народы современного Узбекистана совместно создали материальные и духовные ценности в области обычаев и традиций, искусства и культуры, пропитавшись сходным менталитетом, влив свое культурное наследие в общую копилку мировой истории и культуры.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Гуревич А.Я. Уроки Люсьена Февра // Февр Л. Бои за историю М.,1994.
Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.,
1997
Дюби Ж. Развитие исторических исследований во Франции после 1950 г. // Одиссей. Человек в истории. М., 1991
Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999
Тайжан А. Т., Кумыспаев С. С. Казахстан как часть тюркского мира в условиях глобализации // Профессор Н. Ф. Катанов и проблемы тюркологии. Сб. статей международной научно-теоретической конференции 30-31 мая 2012 года. - Орал, 2012
А.С. Татыбаев Средняя Азия и формирование евразийской цивилизации: от Митры до Заратуштры // Вестник Московского государственного областного гуманитарного института №2 (2012). Орехово-Зуево, 2012 Тойнби А.Постижение истории. М.,1991г Филд Д. История менталитета в зарубежной исторической литературе // Менталитет и аграрное развитие России (19-20вв). М.,1996
Холигитова, Н. Х. Эпоха мусульманского ренессанса IX-XII веков в Центральной Азии / Н. Х. Холигитова. // Молодой ученый. — 2014. — № 9 (68). — С. 397. — URL: https://moluch.ru/archive/68/11714/
https://yuz.uz/ru/news/novy-uzbekistan-i-tretiy-renessans
10 https://yuz.uz/ru/news/novy-uzbekistan-i-tretiy-renessans
11 https://yuz.uz/ru/news/novy-uzbekistan-i-tretiy-renessans
12 https://yuz.uz/ru/news/novy-uzbekistan-i-tretiy-
renessans
13 Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1997. С. 19
14 Дюби Ж. Развитие исторических исследований во Франции после 1950 г. // Одиссей. Человек в истории. М., 1991. С.52