Научная статья на тему 'ЭТНИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ УЗБЕКСКОГО НАРОДА'

ЭТНИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ УЗБЕКСКОГО НАРОДА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1548
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
СРЕДНЯЯ АЗИЯ / УЗБЕКСКИЙ НАРОД / ЭТНОС / ЭТНИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жабборов З. А.

На основе исследования предлагается определить основные движущие силы этнического формирования узбекского народа. Системно-структурный подход, сравнительный анализ, исторический метод и метод системного анализа позволили исследовать происхождение и процесс консолидации узбекского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNIC FORMATION OF THE UZBEK PEOPLE

On the basis of the study, it is proposed to determine the main driving forces of ethnic formation of the Uzbek people. The system-structural approach, comparative analysis, historical method and the method of systematic analysis allowed us to investigate the origin and the process of consolidation of the Uzbek people.

Текст научной работы на тему «ЭТНИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ УЗБЕКСКОГО НАРОДА»

Жабборов З.А. студент кафедра истории Наманганский государственный университет Республика Узбекистан, г.Наманган

ЭТНИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ УЗБЕКСКОГО НАРОДА

Аннотация: На основе исследования предлагается определить основные движущие силы этнического формирования узбекского народа. Системно-структурный подход, сравнительный анализ, исторический метод и метод системного анализа позволили исследовать происхождение и процесс консолидации узбекского народа.

Ключевые слова: Средняя Азия; узбекский народ; этнос; этническое формирование.

Jabborov Z. student department of hisrory Namangan state University Uzbekistan, Namangan

ETHNIC FORMATION OF THE UZBEK PEOPLE

Abstract: On the basis of the study, it is proposed to determine the main driving forces of ethnic formation of the Uzbek people. The system-structural approach, comparative analysis, historical method and the method of systematic analysis allowed us to investigate the origin and the process of consolidation of the Uzbek people.

Keywords: Central Asia; Uzbek people; ethnicity; ethnic formation.

Вопросами этнического состава и развития узбекского народа занимались ученые Ю. Гуламов, И. Муминов, Б. Ахмедов, К. Шаниязов. Их исследования показывают, что формирование этноса - происхождение народов - очень длительный и сложный процесс. У каждого современного народа есть не один, а несколько предков. Современное расселение народов является результатом процесса этничности и миграции. На протяжении тысячелетий многие племена и народы, особенно живущие на сопредельных территориях расселения, разделяли общие культурные традиции. Их близость, длительные контакты и взаимное влияние привели не только к культурному, но и этническому синтезу.

Исторически Центральная Азия была местом смешанных племен. Это было связано как с образованием оседлых сельскохозяйственных

поселений, так и с формированием кочевых племенных союзов. Этим объясняется мозаичный характер этнической карты региона и этническая, культурная и религиозная близость народов Центральной Азии.

На основе формирования этнической идентичности, этническое формирование узбекского народа можно условно разделить на следующие исторические периоды [2, с. 65].

Первый период - с древнейших времен до VIII века нашей эры. Сведения о народах этого периода содержатся в трудах греческих и римских историков: Геродота, Ктесия. Ксенофонт и другие, ахеменидские надписи и священная книга зороастрийцев «Авеста». С древнейших времен территорию Центральной Азии населяли так называемые коренные жители. Сюда входят бактрийцы, согдийцы, хорезмийцы, а также саки и масаги. Они представляют собой раннюю интеграцию оседлых и кочевых популяций, населяющих определенные географические районы.

Исследователи К.Ш. Шаниязов, Б.А. Ахмедов и А. Ходжаев на основе обширных источников показали, что ранние тюрки жили в Центральной Азии уже в первом тысячелетии до нашей эры. Более того, они также были коренными жителями региона и являлись частью коренного автохтонного населения региона [3, с. 112].

В средневековых письменных источниках можно найти много рассказов о присутствии их городов среди турок. Так, арабский географ X века нашей эры Кудама ибн Джафар приводит легенду, согласно которой тюрки времен Александра Македонского делились на «степняков» и «горожан», часть которых, т.е. в IV веке до н.э., проживала в городах Средней Азии. Города тюрков упоминаются в «Наршахи» и «Махмуд Кашгари». В этих источниках говорится о городах, где жили оседлые тюрки - купцы, ремесленники, земледельцы, духовенство, гарнизоны и т.д., а также о городах, служивших резиденциями для кочевых правителей, прибывавших зимой.

Многие китайские, арабские и персидские источники свидетельствуют о том, что в древности тюркоязычные племена и народы Центральной Азии занимались не только скотоводством, но и земледелием. Информация, которую они содержат, подтверждается археологическими данными, а также богатством тюркской терминологии, используемой для обозначения сельскохозяйственных продуктов и земледелия.

На протяжении многих веков на территории региона в результате сложных этнических и культурных процессов формировалось особое «междуречье центрально-азиатского антропологического типа». В этом отношении важными представляются исследования Л. Ошанина и Т. Ходжаева. По их мнению, Ахемениды, греко-македонцы и арабы не оставили существенных изменений в генетике и этническом составе местного населения.

Начиная с VI века нашей эры, территории Центральной Азии стали частью нового политического образования, созданного тюрками. Именно с этого времени слово «тюрк» было открыто как знак принадлежности и принадлежности к Тюркскому каганату [3, с. 116].

По мнению большинства исследователей, в тот период «тюрк» был собирательным именем с политическим подтекстом. Он подразумевал объединение племен и владение страной, созданной турками. Включение Средней Азии в состав каганата сопровождалось интенсивным проникновением тюркских племен вглубь региона. Историк Б. Ахмедов отмечает, что начиная с VI века на территории Среднеазиатской Месопотамии упоминаются такие тюркоязычные племена, как карлуки, ягма, чигили, гузы, ябгу и другие. В то же время шел процесс взаимовлияния между иранскими и тюркоязычными племенами. Наряду с распространением тюркских языков, тюркизацией ираноязычного населения, в некоторых частях Центральной Азии говорили на восточноиранских языках. Постепенная ассимиляция автохтонного населения с новыми тюркоязычными племенными группами привела к процессу языкового слияния и интеграции двух экономик на огромной территории. Тюркский каганат объединил степных кочевников и города сельскохозяйственного оазисного цивилизованного региона - Центральной Азии. Быстрое развитие городской культуры в Центральной Азии в период Тюркского каганата связано с масштабным расселением кочевников и миграцией большого количества оседлых тюркских народов на новые земли.

В конце VII века и в первой трети VIII века миграция тюркских племен в район среднеазиатского слияния значительно замедлилась в результате арабского завоевания региона [2, с. 54].

Второй период: IX - XII века- - это период централизованного государства династий Саманидов, Караханидов и Хорезма, возникшего в результате арабского владычества в регионе. Значительные изменения произошли в период Караханидов.

В этот период, как показали антропологи, большинство населения региона, особенно на территории нынешнего Узбекистана, имело внешность современных узбеков.

В X веке некоторые из кочевых тюркских племен Семиречья перешли к оседлому земледелию и более ранним формам феодальных отношений. Это было обусловлено как внутренними причинами, связанными с упадком самого кочевого общества, так и влиянием соседних оседлых и городских районов. С восьмого и девятого веков карлуки и огузы кочевали по рекам Сырдарья и Амударья. В конце VIII века тюркские карлуки, некогда входившие в состав Тюркского каганата, обосновались в восточной части Ферганской долины. Племя джагма было соседом каруков. Другим государством тюрков было государство Огуз,

которое образовалось в конце девятого - начале десятого веков в долине Сырдарьи и вдоль Аральского моря [1, с. 65].

Завоевание Центральной Азии Караханидами сопровождалось интенсивными вторжениями тюркских племен вглубь региона. В Ферганском и Шашском оазисах и в Хорезме преобладало тюркоязычное население. В этот же период тюркские народы значительно продвинулись в своем развитии. В социально-экономическом плане это проявилось в переходе от кочевого к оседлому образу жизни, сельскохозяйственном труде и обмене товарами между городами и степями. В восьмом -двенадцатом веках в Центральной Азии, Восточном Туркестане и Семиречье наблюдалось значительное развитие и рост благосостояния городов. В Х-Х11 веках наблюдался беспрецедентный рост городского развития и городской цивилизации, сопровождавшийся бурным расцветом городских и оседло-земледельческих культур.

Эти изменения были закреплены в период правления Хорезмшаха. К XI веку сложилась письменная и литературная форма тюркского языка, основанная на каруко-чигиринском диалекте. Ахмад Юнаки, Юсуф Хосиба и Ахмад Ясави написали свои произведения. Словарь тюркских диалектов Махмуда Кашгари занимает особое место. Современный узбекский язык является одним из языков, наиболее близких к кашгарскому словарю и остаткам древнетюркских текстов. Это говорит о том, что узбекский язык, как и уйгурский, является наследником научных и литературных традиций древних тюрков [2, с. 76].

Таким образом, к концу второго периода сформировалась территориально-экономическая общность, улучшились языки, укрепилась языковая общность, развилась этнополитика и повысилось национальное самосознание.

Третий период связан с монгольским вторжением в Центральную Азию в начале XIII века, в результате которого в регионе появились такие племена, как кипчаки, джалаилы, баласы, найманы, мелькиты и кавчены, которые обосновались здесь, приняли ислам, ассимилировались с местным населением и к концу XIII века были в значительной степени тюркизированы. Согласно арабскому путешественнику XIV века Ибн Баттуте, на западе Чагатая Урус Кебек Канс (1318-1326) и Ала ад-Дин Тамахирин (1326-1334) свободно говорили на тюркских языках.

Четвертый период в формировании узбеков относится к концу XV -началу XVI веков. В это время в Среднюю Азию прибыли дашти-кипчакские узбеки.

В начале XV века в Кипчакской степи образовалось узбекское кочевое государство. Тюркские и тюрко-монгольские племена, проживавшие на этой территории, получили общее название узбеков. В начале XVI века, когда Шабани-хан установил свое правление, в Центральную Азию прибыли племена буркут, буйрак, джат, дурман, кият,

кунград, манджит, минг и чинбай. Они восприняли социально -экономическую систему и, как бы растворившись в местном населении, стали переходить к оседлому образу жизни [4, с. 76].

Появление этнического названия «узбек» также связано с этим периодом. В XI и XIII веках слово «узбек» появилось как имя собственное в Хорезме и Мавераннахре. По мнению академика Б. Ахмедова, слово «узбек» было родовым термином для восточных племен Кипчакской степи. К середине XVIII века три ханства, созданные в Средней Азии -Бухара, Хива и Коканд - возглавлялись династией Узбеков.

Более вероятно, что слово «узбек» было собирательным названием племен, а книги «Насабнома» (родословные), составленные в XVI и XVII веках, указывают, что 92-96 родов и племен составляли основу узбекского народа. Однако дашти-кипчакский компонент является наиболее поздним из исконных ираноязычных и тюркоязычных этнических компонентов и не вносит существенных изменений в процесс формирования узбекской нации. Кочевые племена присоединились к древним оседлым тюркским народам Центральной Азии, переняв их язык и восприняв их благородную культуру. Дашти-кипчакский племенной союз просто дал ранее сформировавшейся этнической общности название «узбеки», которое существовало в памяти их прежнего политического правления и применялось ко всему оседлому земледельческому тюркоязычному населению региона после государственно-территориального размежевания 1924 года [4, с. 107].

На основе богатого материала этнологи пришли к выводу, что современные узбеки имеют три основных этнических происхождения (субнациональности). 1. автохтонное население - оседлые и кочевые народы региона; 2. тюркские и тюрко-монгольские (чагатайские) племена; 3. потомки дашкипакских узбеков.

Таким образом, этот период завершает формирование узбекского этноса, так как к этому времени окончательно сформировались почти все этнические признаки, которые в ходе дальнейшего этнического развития дополнялись и наполнялись новыми элементами.

Использованные источники:

1. Абдунабиев А.Г. Этническое формирование узбекского народа / А.Г Абдунабиев. - Т.: Наука, 1998. - 332 с

2. История Узбекистана / под ред. П.Р. Иващенко. - М.: Наука, 2017. - 516 с.

3. Мандральская Н.В. Узбекистан / НВ. Мандральская. - СПб: Питер, 2018. - 215 с.

4. Саидова М.М.Средняя Азия - один из очагов мировой цивилизации / М.М. Саидова. - СПб: Питер, 2015. - 623 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.