УЗБЕКИСТАН: ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ СТАТУСА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Гульмира ЮСУПОВА
кандидат философских наук, доцент, завкафедрой политологии Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека
(Ташкент, Узбекистан)
Повышение статуса и влияния общественных организаций на общественно-политическую жизнь страны — одно из приоритетных направлений развития демократического участия граждан Узбекистана в этой сфере. С решением данной проблемы тесно связаны построение демократического государства и гражданского общества в республике, обеспечение растущих потребностей и интересов ее различных социальных групп, повышение эффективности деятельности институтов управления. Следует отметить, что народный (общественный) контроль возник в Узбекистане не сегодня, он существует много веков и, несмотря на то что организационно не оформлялся, был (и остается) условием деятельности государственных органов.
Общественность, различные социальные группы и единомышленники всегда выдвигали свои требования правителям, выражали отношение к той или иной проблеме; завязывался спор, старейшины и влиятельные лица вносили актуальные предложения, призы-
вали к миру и согласию. Давление на власть имущих оказывали различными путями. Мнения и советы старейшин, произведения ученых и писателей, пожелания аксакалов служили основой для принятия правителями тех или иных решений. Не зря в народе бытует фраза: «В большинстве есть Хизр» (в смысле — мудрость, святость). Однако необходимо отметить, что контроль общественности приветствовали и ценили не всегда; например, в период зависимости ему не было места в обществе.
В годы независимости появились возможности для создания и развития народного и общественного контроля, реализован ряд мер по реформированию деятельности общественных организаций, обновлению, повышению их статуса и влияния на общественнополитическое развитие страны; разработан и принят ряд законов, указов и других документов, непосредственно направленных на изменение работы этих структур. В частности, в XVII главе Конституции Республики Узбекистан, статьях 73—75 Гражданского кодекса (1996 г.), законах «О негосударственных некоммерческих организациях» (1999 г.), «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О производителях продукции и палатах предпринимателей» (1992 г.), «О религиозных организациях и свободе совести» (1998 г.), «Об общественных фондах» (2003 г.), «Об основах государственной молодежной политики в Республике Узбекистан» (1991 г.), указах президента страны, постановлениях кабинета министров отражены наиболее важные правила, нормы реформирования и развития деятельности общественных организаций.
С обретением суверенитета в республике была создана новая система общественных организаций: Федерация профессиональных союзов Республики Узбекистан, Комитет женщин, Молодежное общественное движение «Камолот», Ассоциация организаций ветеранов, Республиканский интернациональный культурный центр (РИКЦ), Общественный центр культуры и просветительства, Общественный центр изучения общественного мнения, ассоциации ученых, писателей, журналистов и пр.; формировались такие организации, как «Махалля», «Соглом авлод учун», «Нуроний» и т.д.
Наряду с ними и с преобразованием традиционных, бюрократизированных общественных организаций в годы независимости сформировались совершенно новые общественные (негосударственные) органы, не существовавшие ранее в политической системе нашего общества. К ним можно отнести различные неправительственные правозащитные организации, международную организацию «Экосан», Ассоциацию деловых женщин Узбекистана, Торгово-промышленную палату Узбекистана и др. Была создана Национальная ассоциация ННО, в задачу которой входит развитие таких структур в республике.
При этом количество негосударственных организаций неуклонно растет. Сегодня в Узбекистане функционирует свыше 5 тыс. ННО, имеющих различный правовой, организационный статус; 485 из них прошли регистрацию в Министерстве юстиции страны, а Министерством юстиции Республики Каракалпакстан, управлениями юстиции Ташкента и областей республики зарегистрировано 4 814 местных общественных организаций1.
В годы независимости были сделаны важные шаги на пути реформирования структуры и деятельности общественных организаций. Это не могло не принести положительных результатов. Таким образом, одно из важнейших достижений независимости — создание самостоятельной системы общественных организаций.
Анализ их уставов и программ показал, что эти общественные организации преследуют разные интересы, опираются на различные слои и категории граждан, а по направлениям деятельности охватывают все сферы жизни общества: социально-политическую, права человека, спортивную, экологическую, благотворительную, культурно-просвети-
1 См.: Саидов А. Законное гарантирование деятельности ННО — требование времени // Узбекистон овози (Голос Узбекистана), 27 декабря 2005 (на узб. яз.).
тельскую, профессиональную и т.д. По мнению профессора А. Саидова, общественные организации Узбекистана можно разделить на следующие группы.
■ Первая: общенациональные неправительственные организации, выражающие интересы определенных крупных категорий населения. К ним следует отнести Фонд «Махалля», Комитет женщин Республики Узбекистан, Ассоциацию инвалидов Республики Узбекистан, Молодежный фонд «Камолот», Фонд социальной поддержки ветеранов «Нуроний».
■ Вторая: специализированные национальные и международные фонды. В их число входят «Экосан», «Соглом авлод учун», Культурно-исторический фонд Амира Темура, Фонд демократизации печати и поддержки журналистов, Фонд спасения Арала, Форум культурных и научных деятелей государств Центральной Азии и т.д.
■ Третья: неправительственные правозащитные организации. Например, Комитет защиты прав личности, Центр изучения прав человека и гуманитарного права.
■ Четвертая: национальные и общественные организации творческой интеллигенции — писателей, артистов, художников, композиторов, архитекторов, кинематографистов, а также судей и адвокатов.
■ Пятая: национальные культурные центры (более 100). Они созданы с целью сохранения культурных, языковых традиций народов (национальных меньшинств), проживающих в республике.
■ Шестая: общенациональные благотворительные и другие фонды. В том числе детские фонды, Фонд социальной защиты детей — воспитанников детских домов, Фонд студентов республики и т.д.
■ Седьмая: местные ассоциации, связанные в основном с социально значимыми и творческими интересами, — экология, туризм, клубы художественной самодеятельности, ассоциации родителей детей-инвалидов и т.д.
■ Восьмая: общественные организации — общественный центр «Ижтимоий фикр», Международный центр подготовки журналистов, Центр доверия «Сабр», оказывающий психологическую помощь подросткам и женщинам2.
На наш взгляд, данную типологию можно дополнить. Общественные организации республики следует разделить по объему и характеру деятельности на крупные и малые, традиционные и современные, по статусу — на рациональные и нерациональные, по источникам формирования — на номинальные и реальные. Деятельность номинальных общественных организаций в определенной мере связана с государством; так как их финансирует правительство. Реальные общественные организации работают самостоятельно и финансируются из собственных средств. Номинальные общественные организации провозглашают своими целями выражение интересов групп или слоев населения, но фактически лоббируют государственные интересы.
Представляет интерес и более детальное рассмотрение деятельности некоторых общественных организаций.
В числе кардинально реформированных общественных организаций республики в годы независимости — профессиональные союзы, на добровольной основе объединяющие представителей различных профессий, независимо от национальности, пола, религиозной принадлежности. Основные их цели — улучшение условий труда и организация культурного и здорового отдыха трудящихся.
2 См.: Саидов А. Гражданское общество и политические реформы // Мулокот (Дискуссия), 2000, № 5 (на узб. яз.).
Профсоюзы Узбекистана считаются самой крупной общественной организацией, объединяющей свыше 7,6 млн граждан и около 53 тыс. первичных организаций, в состав которых (наряду с отраслевыми профсоюзами) входят территориальные: Республики Ка-ракалпакстан, 12 областей и Ташкента.
В основу организационной структуры профессиональных союзов заложены общепризнанные принципы международного профсоюзного движения: федерализм, демократия, независимость и добровольность. Все органы профсоюзов избираются на собраниях, конференциях, съездах представителей и отчитываются перед ними.
Профессиональные союзы формируются по производственному, отраслевому и территориальному принципам; отраслевые и территориальные объединяются в качестве организаций-членов в Федерацию профессиональных союзов Узбекистана. Ныне в республике действуют 15 отраслевых профсоюзов и профсоюз «Кизилкум нодир металлар — олтин».
Федерация профсоюзов строит свою работу на основе социального партнерства, а взаимоотношения с государственными органами и работодателями — на демократических нормах.
Одна из организаций, созданная в республике после обретения независимости, — Комитет женщин Узбекистана, зарегистрированный Министерством юстиции РУ 22 декабря 1991 года. Это независимый орган, объединяющий на добровольной основе всех женщин страны независимо от их национальности, профессии, религиозных убеждений, уровня образования, он выполняет следующие задачи: повышение роли женщин в обществе, защита их интересов, удовлетворение духовно-просветительских потребностей, оказание психологической, юридической, социально-экономической помощи, охрана семьи, материнства и детства, обеспечение участия женщин в движении за мир и демократическое развитие.
В состав Комитета входят республиканское правление, правления по Республике Каракалпакстан, вилоятам и Ташкенту, представительства в городах и туманах. Кроме того, комитеты женщин функционируют во всех организациях, на предприятиях, в трудовых коллективах, махаллинских структурах.
Комитет женщин Узбекистана вносит свой вклад в реализацию национальной программы «Соглом авлод учун», а также разработал совместную программу с рядом других организаций: «Махалля», «Навруз», «Экосан» и т.д., вместе с Фондом «Махалля» и общественным движением «Камолот» принимает активное участие в воспитании молодежи республики.
В структуре Комитета работает множество ассоциаций по профессиям и интересам, в частности Ассоциация женщин-ученых.
Особое внимание Комитет уделяет деятельности женщин-предпринимателей. Сегодня более 20 тыс. женщин республики занимаются бизнесом, для них создаются благоприятные условия. Женщины — экономисты, юристы, творческие работники — дают консультации по налоговым вопросам и другим аспектам коммерческой деятельности, организуют творческие вечера и благотворительные концерты, проводят непрерывную работу по повышению правовой культуры женщин.
Что касается негосударственной некоммерческой организации «Камолот», то ее задачи — объединение и воспитание молодежи республики в соответствии с требованиями здорового образа жизни, всесторонняя защита интересов молодых людей, которым она к тому же помогает занять достойное место в обществе.
Важным направлением своей работы эта организация считает создание необходимых условий для полной реализации молодежью своих интеллектуальных способностей, силы и энергии, а также служит опорой молодому поколению3. В ее программе приори-
3 См.: Программа и Устав Общественного движения молодежи Республики Узбекистан «Камолот». Т.: Укитувчи, 2001. С. 6—7.
тетные цели деятельности лежат в политико-правовой, духовно-просветительской, социальной, спортивной и международной сферах. Ныне в «Камолот» (она считается крупной общественной структурой) входят 14 вилоятовских, 199 городских (районных) и 18,5 тыс. первичных организаций. Из 7,2 млн молодых людей страны в возрасте от 14 до 28 лет 4,7 млн (65,3%) являются ее членами.
Молодежным движением руководит Центральный совет. В его рамках функционируют контрольная и ревизионная комиссия. Во всех учебных заведениях республики созданы первичные организации.
«Камолот» проводит различные акции, направленные на предотвращение распространения отрицательных явлений среди молодых людей и формирующие у них навыки свободного выражения мнения и независимого мышления, в рамках этих акций озвучиваются проблемы молодежи.
Фонд социальной поддержки ветеранов «Нуроний» — добровольная, основанная на самоуправлении негосударственная некоммерческая благотворительная организация ветеранов республики. Она создана в декабре 1996 года на основе указа президента страны в качестве правопреемника Республиканского комитета ветеранов и Республиканской ассоциации ветеранов войны и труда «Узветеран».
Основные задачи Фонда — способствовать эффективности социальных реформ, проводимых в стране, и социальная защита пожилых людей. Он также играет важную роль в воспитании подрастающего поколения; активно участвует в мероприятиях, посвященных поддержке ветеранов войны и труда, инвалидов, оказывает им медицинскую, материальную помощь и моральную поддержку.
Организация ветеранов имеет отделения в Республике Каракалпакстан, во всех ви-лоятах и туманах страны. В структуре крупных предприятий, махаллях работают общественные центры «Нуроний».
Республиканский интернациональный культурный центр сформирован по решению кабинета министров РУз 13 января 1992 года. РИКЦ считается самостоятельной организацией, руководит национальными культурными центрами, служит удовлетворению потребностей различных национальных групп, проживающих в республике, способствует сохранению и развитию их родного языка, культуры, традиций.
Интернациональные культурные центры страны (их сегодня насчитывается 122, они занимают достойное место в ряду общественных организаций республики) являются настоящими выразителями традиций малых этнических групп (диаспор), живущих в стране. В Узбекистане проживают (наряду с узбеками) представители свыше 100 наций и народностей, составляющие более 20% его населения.
РИКЦ планирует и осуществляет свою деятельность на основе рекомендаций Общественного совета, в который входят руководство центра, председатели национальных культурных центров, представители организаций, ведомств, общественности, видные ученые. По его инициативе, а также инициативе национально-культурных центров в 1995 году было сформировано движение «Народное единство Узбекистана».
РИКЦ совместно с национальными культурными центрами, государством и общественными организациями способствует реализации статьи Конституции о свободном развитии представителя каждой национальности, развитию межнациональных отношений в стране4.
Общественный центр «Ижтимоий фикр» — самоуправляемая организация, созданная в 1997 году и призванная содействовать углублению демократических реформ, обеспечению прав человека, изучению интересов граждан, общества, государства. Основная
4 См.: Республика Узбекистан. Энциклопедический справочник / Авторский коллектив: Н. Тухлиев, А. Кременцова. Т.: Национальная энциклопедия Узбекистана, 2002. 229—241 с. (на узб. яз.).
задача Центра — мониторинг общественного мнения по вопросам взаимоотношений государственных органов с обществом, правам человека, по актуальным социально-экономическим проблемам, духовно-просветительским, политико-правовым изменениям и другим важным аспектам социальных отношений, а также по определению мировоззрения людей, основных принципов и процессов, формирующих их политическое, правовое, экономическое, моральное сознание, по изучению уровня политико-правовой культуры населения и определению основных тенденций его развития.
Значение Центра заключается в том, что он позволяет раскрыть все многообразие и сложность социально-политических процессов, помогает руководящим органам получить достоверную информацию, оценить эффективность системы управления, обобщить изменения, происходящие в социальных процессах, получить материалы, необходимые для изучения новых тенденций.
Республиканский центр «Маънавият ва маърифат» сформирован 23 апреля 1994 года по указу президента страны в целях повышения духовности народа, а также формирования у граждан навыков предпринимательства. Кстати, особое место общественные организации занимают в обеспечении занятости населения. В их числе Ассоциация деловых женщин Узбекистана, Молодежное движение «Камолот», Палата производителей товаров и предпринимателей. Только в 2000 году Ассоциация деловых женщин Узбекистана за счет привлечения в республику грантов и иностранных инвестиций создала условия для занятия 250 женщин бизнесом и другой профессиональной деятельностью. Посредством проведения так называемых «трудовых ярмарок» движение «Камолот» смогло обеспечить 6 тыс. молодых людей работой, а 2 тыс. направить на повышение квалификации, в целом за шесть лет в 150 тыс. случаев решало (или определяло пути решения) конкретных проблем5.
Однако нельзя утверждать, что деятельность общественных организаций полностью отвечает всем современным требованиям, в данном аспекте Узбекистан намного отстает от развитых стран мира. Сегодня на 1 млн жителей республики приходится 17 ННО и общественных организаций, а в Швеции этот показатель составляет 20 на 1 млн. населения. И в этом контексте вряд ли можно согласиться с мнением руководителя ННО «Центр-право тренинг», международного эксперта ОБСЕ по правам человека Г. Хидоя-товой относительно того, что гражданское общество не измеряется количеством ННО6. Конечно, строительство демократического и гражданского общества определяется не количеством, а качеством деятельности общественных организаций, но и количественный показатель отрицать не следует. Численность общественных организаций должна быть пропорциональна гражданскому обществу.
В новых условиях общественные организации с трудом усваивают современные методы работы. При защите общественных интересов им не хватает инициативы, эффективности, инновационности. Особенно это заметно в традиционных организациях, руководители которых предпочитают группироваться вокруг государственных структур. Некоторые общественные организации считают, что должны слепо выполнять указания исполнительных органов, в результате чего снижается рейтинг организаций среди населения, растет недоверие к ним.
Причина такой дисфункции, на наш взгляд, кроется в недостаточной разработке правовой базы деятельности общественных организаций, что, в частности, можно проследить уже в Конституции страны, где довольно подробно освещены задачи и место государственных институтов управления в жизни общества, но ничего не сказано о само-
5 См.: Узбекистан к гражданскому обществу / Отв. ред. Р. Алимов. Т.: Шарк, 2003. 73 с.
6 См.: Хидоятова Г. Настоящее гражданское общество не измеряется количеством ННО // Туркистон,
4 января 2006.
стоятельности и задачах общественных организаций. Такой подход можно назвать односторонним.
Далее. В последние годы очень много говорится о необходимости развивать гражданское общество и общественные организации. Конечно, это положительная тенденция, но на этом направлении весьма мало серьезных, практических шагов. Так, предложения, выдвинутые И. Каримовым7 о внесении изменений в закон «Об общественных организациях», о необходимости принять законы «О социальных фондах» и «О благотворительной деятельности» до сих пор не реализованы. Закон «Об основах государственной молодежной политики в Республике Узбекистан», принятый в 1991 году, уже устарел и не соответствует сегодняшним социальным потребностям.
Существующие законы не отражают механизмы, средства, формы, инструменты и методы воздействия общественных организаций на государственные органы, поэтому им удобнее приспосабливаться к исполнительным органам государства, а не влиять на них.
Еще одна преграда на пути развития общественных организаций — отсутствие у них законодательной инициативы8, что превращает эти структуры в объект политической системы, мешает активно участвовать в разработке проектов, законов, программ, решений, а также влиять на эффективность принимаемых решений.
Наконец, серьезная проблема развития общественных организаций — слабость и пассивность существующей в стране системы общего и специального политического образования. Сегодня ни один вуз республики не готовит кадры для институтов гражданского общества и общественных организаций. В итоге — низкий уровень политических знаний членов общественных организаций, да и всей общественности. Результаты исследований показали, что один из шести предпринимателей не имеет представления не только о политической системе в целом, но и о существовании в стране профессиональных ассоциаций предпринимателей в частности9.
Перечисленное выше, несомненно, негативно сказывается на обновлении и развитии общественных организаций. Как можно повысить их статус и роль в общественной жизни?
На наш взгляд, ныне эта сфера требует не меньшего внимания, чем сфера государственного управления. Необходимо серьезно пересмотреть и совершенствовать правовую основу деятельности общественных организаций с точки зрения уточнения их самостоятельной роли и места в политической системе, главных задач — как выразителей интересов социальных групп и слоев общества. Президент страны И. Каримов отмечал: «Чем больше мы будем усиливать контрольные функции государства, чем больше будем увеличивать число контролирующих государственных органов и структур, тем больше будет усиливаться беззаконие чиновников и коррупция. Поэтому мы обращаем особое внимание на усиление общественного контроля над деятельностью государства, в том числе над его силовыми структурами. В этом вопросе альтернативы нет»10. Именно поэтому в законах об общественных организациях необходимо отразить механизмы, средства и инструменты такого контроля, четко обозначить, что основными функциями общественных организаций являются артикуляция, агрегация интересов различных слоев населения, изучение и оценка их проблем, вынесение последних в виде требований, ходатайств и программ на рассмотрение государственных органов. В качестве основной следует определить функцию политического образования населения. Кроме
7 См.: Каримов И.А. Основные направления углубления демократических преобразований и формирования основ гражданского общества. Т.: Узбекистон, 2002. 25 с.
8 См.: Деловая среда в Узбекистане глазами предпринимателей малого и среднего бизнеса. По итогам 2003 г. Т., 2004. С. 35.
9 См.: Там же.
10 См.: Каримов И.А. Узбекистан — к великому будущему. Т.: Узбекистон, 1998. 555 с.
того, необходимо обратить внимание на вопросы ответственности общественных организаций, обязать исполнительные и законодательные органы различных уровней не принимать решений без предварительного обсуждения с заинтересованными общественными структурами.
Повышение статуса и влияния общественных организаций — приоритетное направление в деле усиления гражданского контроля над государственными организациями. Народный контроль играет важную стабилизирующую роль в отношениях между гражданами и государством, обеспечивает их равновесие, не допускает возрастания давления со стороны государства. Только в этом случае закон и справедливость будут соблюдаться в реальной жизни.