ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ УЗБЕКИСТАНА
К. Х. Авазов
В докладе изложены принципы организации и планирования профориентационных работ в образовательных школах республики Узбекистан, формы и методы профориентации школе, использование современных информационных технологий в процессе организации профориентационных работ с учащимися.
This article describes the organization and planning of vocational guidance in the secondary schools of the Republic of Uzbekistan. The forms and methods of vocational guidance at school are presented. The use of modern information technology in the organization of vocational guidance for students is considered.
Ключевые слова: профориентация, диагностика, профессия, форма, методы.
Key words: vocational guidance, diagnosis, profession, forms, methods.
Профориентация - научно-практическая система государственных мероприятий по подготовке подрастающего поколения к осознанному выбору профессии. Ее необходимость очевидна: во-первых, профориентация (далее ПО) обеспечивает одно из неотъемлемых прав человека - право на свободу профессионального самоопределения в соответствии со своими интересами, способностями и потребностями рынка труда; во-вторых, ПО может оказывать (при надлежащем осуществлении) влияние на изменение ситуации на рынке труда в лучшую сторону и способствовать экономическому развитию общества, создавать предпосылки для обеспечения кадрового сопровождения социально-экономического развития региона и страны в целом.
В настоящее время в республике осуществляется государственное регулирование структурных изменений и динамики развития По в системе непрерывного образования и подготовки кадров. Определяется и сфера компетенции по профессиональной ориентации органов управления образованием всех уровней в соответствии с Законом «Об образовании» [1]. Решение задач ПО осуществляется в различных видах деятельности учащихся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде). С этой целью ежегодно составляются школьные и городские планы работы по профориентации. Это направление ПО записано в плане каждого классного руководителя. Ответственными за ПО в школах являются заместители директоров по духовно-просветительской работе. Помощь классным руководителям в организации этой работы оказывают также социальные педагоги, психологи, преподаватели-организаторы [2]. Одной из сторон системы ПО является диагностика профессиональной направленности учащихся 7-9-х классов, которую проводят психологи. На основании этих данных дальнейшую работу с родителями и учащимися проводят классные руководители[2].
В ПО молодежи участвуют и региональные комитеты женщин, местные советы фонда «Нуроний» («Ветеран»), органы местного самоуправления -махалля, общественное движение молодежи «Камолот» [3]. Одним из самых важным элементов системы ПО учащихся являются педагогические комиссии при школах, которые проводят собеседование с каждым старшеклассником. Цель работы этой школьной комиссии - дать ребенку рекомендации по выбору профессии, которые основываются на наблюдениях за его психологиче-
96
скими возможностями и наклонностями во время учебы. В этом процессе учитывается заключение о состояние здоровья ребенка, сделанное врачом -членом комиссии [4]. В образовательных учреждениях страны с участием специалистов, психологов, родителей, педагогов проводятся опросы детей, касающиеся их профессиональных интересов, об уровне и полноте их представлений об определенных специальностях.
Формами работы по ПО являются: (а) экскурсии в учебные заведения среднего специального, профессионального образования, (б) «Дни открытых дверей», (в) фестиваль «Моя профессия - моя гордость», (г) выставки на тему «Твоя специальность - твое будущее», (д) социальная акция «Правильно выбранная профессия - основа прочной семьи», (е) конкурсы сочинений («Профессия моей мечты») и т. д.
В общеобразовательных учреждениях ПО вместе традиционными практическими занятиями, такими как беседа, дискуссии, используются различные педагогические игры, конференции, другие педагогические технологии. Занятия по профориентации с учащихся 8-9 классов проводятся на основе государственного стандарта, в 8-х классах учащимся дается понятие о методах и путях выбора профессии, медицинские требования при выборе специальности профессии и др. [5]. Одной из составляющих частей ПО в общеобразовательных школах стало обязательность рассказа о профессиях в содержаниях каждого урока по всем 24 школьным предметам. Для этих целей школьными психологами разработаны специальные игры, ПО программы, проводятся творческие конкурсы, тренинги, опросы, дискуссии, классные часы, встречи с родителями, представителями различных профессий, экскурсии, организуются творческие мастерские. Школьники посещают кружки по интересам. Организуются также встречи учащихся с представителями отраслей экономики, экскурсии на промышленные, производственные объекты [5].
В аспекте повышения качества организации ПО особое внимание уделено работе с родителями, которые оказывают непосредственное влияние на профессиональный выбор и развитие своих детей. Работа с родителями организована в различных формах. Наиболее эффективными являются: (а) индивидуальные консультации специалистов социальной психологопедагогической службы общеобразовательных учреждений; (б) тематические родительские собрания профориентационной направленности с приглашением представителей учебных заведений, предприятий и организаций; (в) совместные собрания родителей и учащихся (классные, общешкольные, районные) [5].
Список литературы
1. Эгамбердиева Н. Шарипова, Н. Юкори синф укувчиларини касбга йуналтириш технало-гияси. - Тошкент: Укув кулланма. - 2011. - 62 б.
2. Умаров С.Б. Умумий урта таълим мактаблари укувчиларини касб-хунарга йуналтириш техналогиялари. - Тошкент, 2005 дисс.пфн. 160 б.
3. Жураев Т. Укувчиларни касб хунарга йуналтириш тизими: Муаммо ва ечимлари. Узбекистан Халк Таълими Вазирлигининг «Укувчиларни касб-хунарга йуналтириш тизими: муаммо ва ечимлари» мавзусидаги республика илмий-амалий конференциясининг якунлари тугрисидаги. буйруги. 11.12.07. № 135. - Ташкент // Мактаб хаети, 2008. - № 1-2б.
4. Электронный ресурс: Хасанов Э. Кадры новой формации готовят для всех отраслей. WWW// UZBEKISTANTODAY. 2009.
5. Электронный ресурс: Э. Рахматуллаев Профориентация на современном
этапе.WWW.ZIYO.NET 2009.
97