PHILOSOPHICAL SCIENCES
УТОПИЯ ЦИОЛКОВСКОГО И ЕЕ ЭТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Василева А. С.
Кубанский государственный университет им. Трубилина
Кандидат философских наук доцент кафедры философии Киян М.А. Студентка
Кубанский государственный университет им. Трубилина UTOPIA OF TSIOLKOVSKY AND HER ETHICAL CONTENT
Vasileva A.S.
Kuban State University. Trubilina Candidate of Philosophy, associate professor ofphilosophy
Kiyan M.A.
Student
Kuban State University. Trubilina
Аннотация
В представленной статье разбирается общественно - антропологическая программа российского космизма. Значимость проблемы установлена необходимостью последующего осмысления в философско -антропологическом и мировоззренческом плане комплекса мыслей и построений, характерных российскому космизму. Целеполагание изучения заключается в том, чтобы выявить утопические идеи социально - антропологической программы в русском космизме. С данной целью поочередно исследуются концепции Н.Ф. Федорова и К.Э. Циолковского. Подбор персоналий установлен тем, что в на основе рассмотрения их учений возможно отследить динамику формирования утопических идей в космизме от религиозной утопии к прогностической. Автор приходит к заключению о том, что изучаемый проект носит фантастический характер, а непосредственно принадлежит к утопии современного общества, основанной на принципе веры в силу науки, людского интеллекта. Только лишь в космосе, согласно мнению Циолковского, способно формироваться безупречное социальное устройство, в котором жизнь станет освобождена от земных лишений. Главными критериями достижения прекрасного будущего, по К.Э. Циолковскому, считаются осваивание Космоса и дальнейшее объединение в целом людей, отсутствие коммуникативных барьеров, формирование подходящих условий для творчества.
Abstract
In the presented article, the public anthropological program of Russian cosmism is being analyzed. The significance of the problem is established by the need for a subsequent comprehension in the philosophical - anthropological and philosophical plan of a complex of thoughts and constructions characteristic of Russian cosmism. The goal of the study is to identify the utopian ideas of a social anthropological program in Russian cosmism. For this purpose, the concepts of N.F. Fedorova and K.E. Tsiolkovsky. The selection of personalities is determined by the fact that in considering their teachings it is possible to track the dynamics of the formation of utopian ideas in cosmism from religious utopia to prognostic. The author comes to the conclusion that the project under study is of a fantastic nature, and directly belongs to the utopia of modern society, based on the principle of faith in the power of science, human intellect. Only in space, according to Tsiolkovsky's opinion, can an impeccable social structure be formed in which life will be liberated from earthly deprivations. The main criteria for achieving a beautiful future, according to KE. Tsiolkovsky, the mastering of the cosmos and the further unification of people as a whole, the lack of communicative barriers, the formation of suitable conditions for creativity are considered.
Ключевые слова: философия, космос, космизм, утопические идеи, Циолковский.
Keywords: philosophy, space, cosmism, utopian ideas, Tsiolkovsky.
Российский космизм нельзя представить без работ такого великого философа и мыслителя как К.Э.Циолковский. Именно он стал продолжать космические идеи Н.Ф. Федорова - русского религиозного мыслителя и философа-футуролога.
В нашей стране Циолковский известен как выдающийся изобретатель, однако далеко не многие знают его как философа, развивавшего космическую мысль. На формирование его точки зрения в
области космизма повлияло непосредственное знакомство с Н. Федоровым. Циолковский перенял федоровские идеи борьбы со смертью и воскрешения всех, кто жил раньше на земле. После знакомства философа с работой Н. Федорова «Философия общего дела», где ученый уже предлагал расселять людей в космосе, Циолковский переосмыслил его предположения и пришел к выводу, что если воскресить всех умерших, то действительно станет вопрос их расселения на Земле. Именно после этого
ученый основательно задумался об идее освоения космоса, как возможного места для жизни воскресшего, а также идеальное устройство жизни человечества.
В своих работах мыслитель подчеркивал зависимость человека от влияния космоса: «трудно предположить, чтобы какая-нибудь его часть не имела рано или поздно на нас влияние»1. Для ученого освоение и преобразование космоса - неизбежный эволюционно-революционный момент в цивилизационном развитии. Только в космосе, по мнению Циолковского, может создаваться идеальное общественное устройство, в котором жизнь будет избавлена от земных лишений. Невесомость, по мнению философа, является приемлемой почвой для развития живых существ. Растения, которые попали непосредственно в космическую среду, избавленные от воздействия вредных организмов и неблагоприятных явлений, смогут вырастать до удивительных размеров и приносить урожай круглый год. Благодаря этой идее появится возможность создания закрытой биосферы. Люди получат продукты питания, а также источник свежего воздуха. В качестве удобрений для растений философ предлагал использовать человеческие выделения. Вопреки действительно фантастичной идее философа, ученые, работающие в области космонавтики, всегда поддерживали идею создания автономной биосферы.
Ученый ни разу не сомневался в существовании внеземных цивилизаций. Он считал, что в космосе обитает великое множество разумных существ, которые несут ответственность за ход эволюции. Земля, по его мнению, представляла собой генетическую лабораторию для воспроизводства существ новых видов. Циолковский утверждал, что как только человечество осознает свой низкий уровень развития, по сравнению с другими более развитыми существами, оно станет на путь преобразования к лучшему. Но, если же человечество откажется от саморазвития в области межзвездной экспансии, то Земля будет не в состоянии конкурировать с другими более развитыми космическими существами и в скором времени будет подлежать уничтожению. «Вселенная битком набитая совершенными существами!» - собственно так уверял ученый. Образование космического общества философ описал в своей научно-фантастической повести «Вне Земли»(1920г.).
Выйдя из своего привычного пути развития -произойдет полная биологическая и химическая перестройка живых организмов, вместо них возникнут существа со способностями растений, которые будут жить в околосолнечном пространстве и питаться энергией солнца. Люди приобретут совершенно другой облик - обитая в космическом пространстве, они поначалу будут применять привычные средства защиты, такие как скафандры, капсулы, кабины, тем не менее, уже в скором будущем люди приобретут образ истинно космического
жителя, который не будет нуждаться в дополнительной защите и смогут жить непосредственно в пустоте. Именно таких созданий Циолковский описал в своих работах таких как «Грезы о Земле и небе»(1895г.), а также в трудах «Будущее Земли и человечества»(1928г.). Философ видел данных существ как маленьких практически невесомых организмов с тонкими, полупроницаемыми чешуйками, которые будут предназначены для улавливания энергии солнца. Как раз в них будет происходить процесс фотосинтеза, который необходим для дыхания организмов. Люди будущего станут автотро-фами, которым не понадобится ни пища, ни жилье.
Данная модель эволюции Циолковского кажется весьма непонятной и смешной. Хотя впрочем, с точки зрения эволюционной и общебиологической науки это более чем возможно, ведь изначально жизнь зародилась в водной среде, затем перешла в воздушную, где возник человек и все живое, и теперь, как считал Циолковский, эволюция должна двинуться в космическую сферу. Однако так это случится или иначе сейчас сказать сложно.
Космическая этика Циолковского имеет достаточно оригинальный и специфический характер. Философ считал, что развитые формы жизни, имеющие перспективу дальнейшего развития, существенно преобладают над другими менее развитыми существами. Ведь именно развитыми организмами осуществляется колонизация космического пространства.
Данная позиция ученого оказала большое влияние на его социальные и демографические взгляды. Разумеется, на первом месте в концепции у Циолковского всегда стояли вопросы космоса и космического разума, однако базируясь на космической философии, ученый сформулировал даже свое виденье евгеники. Циолковский считал, что локомотивом развития человечества является процесс рождения гениев, которым нужно управлять. Исходя из его утверждений, брак должен заключатся только лишь между гениальными и талантливыми людьми. Все это должно привести к существенному увеличению гениев в будущем, которые будут наследовать лучшие качества родителей.
Естественно, большая часть взглядов Циолковского кажется чересчур наивной и в какой-то степени излишне конструктивной в наши дни. Он утверждал, что общество должно быть избавлено от больных и слабоумных, аргументируя это тем, что социум должен развиваться прогрессивно, а данные индивиды будут только тормозить заданный процесс.
Безусловно, концепция К.Э. Циолковского не может не поразить своей жесткостью и радикальным отличием от всех подобных концепций. Предельное потрясение действительно оказывает колоссальная разница между целью - достижение всеобщего блага - и суровыми, жуткими методами ее достижения(изменение природы и самого человека в целом, уничтожение низших форм жизни и т.д.). Человеческое счастье отходит на второй план в
1 Циолковский К.Э. Причина космоса - 1930 - С. 7-8
этике Циолковского. Несомненно, его утопия несет огромное значение в плане отрицательного результата. Ведь если воплотить в жизнь задумки философа, то человеческая жизнь приобретет достаточно пугающий характер. Описание такой жизни, подготовленной для человечества, доставляет недоверие и в какой-то мере даже страх. Попытки сотворения безупречного общества, в котором властвует стерильная нравственность, ни к чему хорошему не приведут, разве что к тотальному диктату и аморализму.
На заре галактической эпохи 50-60-х годов, казалось, что пророчества Циолковского начали сбываться с безумной скоростью - был запущен первый спутник в космос, изобретена космическая ракета, первый выход человека в открытый космос, а также высадка на Луну. В данный момент оптими-стичность первых галактических запусков безвозвратно испарилась. Да, несомненно, человек может высадиться на Марсе, однако совершенно непонятно зачем. В космосе людей интересует только лишь экономическая выгода и не более того.
Как же нам стоит расценивать утопические идеи Циолковского? Константин Эдуардович внес весомый вклад в развитие мировой космонавтики своими открытиями в научно-технической области ХХ века. Его разработки имели огромное значение: доказал применение ракет для полетов в космос, обосновал необходимость использования многоступенчатых ракет. Однако его философские идеи хотя и очевидны, но совершенно не однозначны. На основе теории Циолковского были проведены ряд экспериментов по ее осуществлению. При всем этом множество из них закончились провалом, подтверждающим тот факт, что утопия недостижима. Почему? Да потому что утопия является примером
идеального будущего, который был придуман человеком в опоре на свое прошлое. Однако человеческий разум не на столько безграничен, чтобы представить каким будет человечество через 50, а тот и 100 лет. Поэтому, когда наступает представляемое время, утопические идеи становятся устарелыми, а их суть странной и в каком-то смысле смешной, чудаковатой. Но это не означает, что нужно перестать мечтать, прекратить задумываться над будущим. Все это можно и нужно делать, однако не делать это целью человечества.
Конечно, в истории философии утопические идеи Циолковского имеют намного меньшее значение, чем его работы в области ракетостроения и космонавтики. Если научно-технический план освоения космоса, предложенный ученым, выполняется, то вклад его философских идей хоть и очевиден, но не однозначен. Невозможно расценивать как строгие предписания, которым нужно обязательно следовать.
Пока вопросы по освоению космоса являются дискуссионными, но их особенность и побуждающее воздействие налицо.
Список литературы
1. Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной, М, 1992. - С.192
2. Катюзинский В.В. Космическая философия К.Э. Циолковского: за и против. - Земля и Вселенная, 2003
3. Космический гений. Циолковский - ученый и философ Вселенной [электронный ресурс] - Режим доступа: https://fishki.net/2382786-kosmicheskij-genij -ciolkovskij --uchenyj -i-filosof-vselennoj.html
4. Алексеева В.И. К.Э. Циолковский: философия космизма М: Самообразование, 2007