УДК 113 Ван Жуньхуа
кандидат филологических наук, доцент Центрального южного лесного технологического университета (КНР)
УТОПИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ПРОГРАММЫ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО О БУДУЩЕМ ОБЩЕСТВЕ [1]
Wang Runhua
PhD in Philology, Assistant Professor, China Central South University of Forestry and Technology (China)
THE UTOPIA NATURE OF THE PROGRAM OF FUTURE SOCIETY DEVELOPED BY K.E. TSIOLKOVSKY [1]
Аннотация:
В статье с использованием положений теории об утопии проанализирована программа преобразования общества, выдвинутая К.Э. Циолковским. Автор приходит к выводу о том, что исследуемый проект носит утопический характер, а именно относится к утопии современного общества, основанной на принципе веры в силу науки, человеческого разума. Основными условиями достижения прекрасного будущего, согласно К.Э. Циолковскому, являются освоение Вселенной и последующее объединение всего человечества, отсутствие коммуникативных барьеров, создание благоприятных условий для творчества.
Ключевые слова:
К.Э. Циолковский, Т. Мор, преобразование общества, утопический характер, утопия, социальный прогресс, социальная философия, космизм.
Summary:
Studying the provisions of the utopia theory the article analyzes the program of society transformation, advanced by K.E. Tsiolkovsky. The author concludes that the analyzed project is utopian; in particular, it refers to the utopia of a modern society based on the principle of confidence in the power of science and the human mind. According to Tsiolkovsky, the basic conditions for achieving a great future are the development of the Universe and the subsequent union of the humanity, the lack of communication barriers, and arrangement of favorable conditions for creativity.
Keywords:
K.E. Tsiolkovsky, T. More, reformation of society, utopian nature, utopia, social progress, social philosophy, cosmism.
В своих работах К.Э. Циолковский описывает недостатки общества, демонстрируя его отсталость, что в основном подтверждается низким уровнем развития техники и научной деятельности, а также столь же низкой эффективностью труда и общественного производства. Общество, согласно позиции ученого, едва ли в силах обеспечить условия для выживания людей, при этом о гармоничной, хорошо организованной жизни в достатке речи не ведется вовсе. Следствием низкого материального уровня развития общества становится отсталость духовной жизни, невысокая творческая активность его членов. Людей, заслуживающих называться изобретателями, учеными, катастрофически мало - настолько, что их можно пересчитать по пальцам. Вследствие их малочисленности по-настоящему мудрые люди не могут продуктивно влиять на развитие общества. Другая отрицательная черта общества - глубокая социальная дифференциация, отсутствие стабильности, действие разрушительных тенденций (например, войны, насилия разного рода и т. п.).
К.Э. Циолковский описывал несовершенную картину мира не для того, чтобы полностью отрицать культурное развитие и успехи цивилизации, распространять пессимистические настроения. Озабоченность современным состоянием общества и качеством жизни человека побудила его искать пути достижения настоящего человеческого счастья, преодоления означенных недостатков общества. Он надеялся когда-нибудь стать свидетелем совершенной картины мира, расцвета Земли, всеобщего человеческого счастья, подобной той, которую он описывал в своих работах.
Программа К.Э. Циолковского о будущем обществе
К.Э. Циолковский осознавал, что достаточно скорый прогресс человечества можно обеспечить только при условии радикального изменения социальной системы. Именно этому делу он посвятил всю свою жизнь, считая, что начинать нужно прежде всего с самой важной, самой эффективной реформы - преобразования общества.
Поиск подходящего проекта преобразования общества сопровождался глубоким изучением существовавших концепций о социальной утопии. Ученый не раз подчеркивал, что только развивал и конкретизировал идеи из областей антропологии и социальной философии о пути и направлении социального прогресса, принадлежавшие Платону, Томасу Мору, Шарлю Фурье и другим выдающимся мыслителям.
Суть программы К.Э. Циолковского о преобразовании общества можно обозначить в следующем тезисе: идеальная социальная организация - коммуна, которая объединяет совер-
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 3)
шенных людей. Отношение между членами коммуны строится на основе справедливости и честности. Чтобы обеспечить стабильность общества, нельзя полагаться только на социально-экономические факторы - необходимо, чтобы члены коммуны понимали друг друга, это и есть основа создания коммуны.
Для развития общества необходимо производить много гениев (потому что гений - сила движения развития общества), то есть улучшить породы людей. Должны быть приняты меры, созданы благоприятные условия для развития каждого из членов коммуны, чтобы они могли повышать свою способность к творению, реализовывать себя в максимальной степени, принимать реальное участие в выборах лидера, добиться подлинной демократии. Каждый должен обладать равными правами: выбирать и быть избранным в комитет коммуны, заниматься работой, соответствующей уровню интеллекта и способностям. К.Э. Циолковский уверен: только когда каждый член общества сможет сам избирать своего лидера, участвовать в законодательной и управленческой работе, он будет доволен своим существованием. Самые достойные представители будут управлять обществом, и человечество сможет стать единым.
Из будущей социальной жизни необходимо исключить кровавые столкновения, войны, насилия и принуждения. Крайне важно использовать достижения науки и техники для того, чтобы человечество развивалось всесторонне, объединять усилия для решения производственных, научных и моральных, социальных проблем. Это объединение требует исключить коммуникативные барьеры, развивать связи, упростить язык. К.Э. Циолковский активно выступал за осуществление объединения всего человечества, он много раз выражал этот идеал. По его проекту, возможно объединение в целое не только человечества на Земле, но и во всей Вселенной. Таким образом, в мире не будет войны, везде будет мир. Как утверждал ученый, «идеал общественного устройства есть союз из всех людей земного шара» [2, с. 62]. Прежде всего К.Э. Циолковский планировал создать коммуны в своей стране, чтобы проверить свою программу, а уже потом усовершенствовать ее и распространить во всем мире.
Утопический характер программы К.Э. Циолковского о будущем обществе
К.Э. Циолковский обращал большое внимание на концепции утопий, существовавшие в истории. В «Утопистах» он проанализировал идеи Платона, Кампанеллы, Томаса Мора и т. д. и пришел к выводу, что многие элементы его труда «сходятся с мыслями разных философов, утопистов и социалистов» [3, с. 35], однако был уверен в том, что его программа о преобразовании общества обладает большей научностью, более реальна для воплощения.
Отечественные и зарубежные ученые имеют различные взгляды на понятие «утопия» и до сих пор не пришли к единому выводу. Слово «утопия» происходит от одноименного произведения Томаса Мора. Его утопия имеет два значения: во-первых, место, которого нет; во-вторых, благое место. Но через несколько сотен лет значение этого слова кардинально изменилось. Теперь оно имеет по крайней мере два следующих значения.
Во-первых, в широком смысле утопия представляет собой заведомо несбыточную, но имеющую гносеологическое значение, красивую мечту о будущем, которую принято считать объектом социальной и политической философии. Утопия такого типа выражает прекрасное желание людей и придает им определенный духовный импульс. Появление утопии является неизбежным результатом развития человеческой цивилизации. Утопия обязательно содержит критику и отрицание существующей системы, вдохновляет людей на поиски более полной картины будущего. Она не только отрицает реальность, но и одновременно с этим выражает стремление людей к прекрасному будущему. Утопия появляется именно потому, что люди, с одной стороны, разочаровываются в реальности, а с другой, надеются на прекрасное будущее. Американский ученый Барбара Гудвин (Barbara Goodwin) считает, что утопия всесторонне изображает общественную жизнь и организацию, представляет собой единое общественное планирование. Основные и наиболее важные черты утопии заключаются именно в том, что она предоставляет альтернативные социальные чертежи. Иными словами, самый важный фактор утопии - это будущий идеал.
Во-вторых, это утопический способ мышления, то есть мышление согласно категории «достоинство человека». В настоящее время утопию также признают как более абстрактный способ мышления. Таким образом, утопия принимает еще и методологическое значение.
Принято считать, что утопия должна быть несбыточной, но в реальном обществе всегда существуют разные проблемы и противоречия, что обусловливает постоянное существование утопии. Как сказал английский писатель Оскар Уайльд, «...карта мира, на которой не найдется места для утопии, не стоит даже того, чтобы на нее смотрели. Это единственная страна, подходящая для человечества. А когда человечество обоснуется в ней, оно будет искать лучшего и если найдет, опять отправится в путь. Прогресс - это реализация утопий» [4].
Очевидны позитивные стороны, содержащиеся в утопии, нельзя отрицать и тот вклад, который внесли в развитие цивилизации мыслители, изучавшие утопию. Прежде всего, они осмелились противостоять реальности, критикуя существующие социальные недостатки, их бесстрашный дух, бесспорно, заслуживает похвалы. Во-вторых, выдумав прекрасную картину будущего мира, эти ученые и философы стимулируют боевой дух людей в опасные минуты, придавая им силы для преодоления опасности, выхода из трудного положения. В-третьих, их учения содействуют формированию у населения социального мышления, которое предупреждает людей о наступлении судьбоносных событий и помогает им избежать социальной катастрофы.
Программа преобразования общества К.Э. Циолковского содержит все характерные черты утопии. Во-первых, в своих работах он критикует социальное положение, которое наглядно представлено в описании бедственного состояния природы, человечества и общества (низкий уровень общественного развития, войны и насилие), - так выражена критическая функция утопии. Во-вторых, в своем устремлении к достижению прекрасного будущего К.Э. Циолковский создал картину этого идеального мира, среди основных черт которого жизнь членов общины в мире и гармонии, свободный режим выбора, справедливое социальное отношение, хорошие условия для творческого развития каждого, объединение всего человечества в единое целое. В-третьих, очевидно, что в основе исследуемой программы лежат принципы человеческого достоинства, разума и социальной справедливости, а не общественная практика. Исходя из всего сказанного выше, приходим к выводу: учение К.Э. Циолковского содержит утопические факторы, носит утопический характер.
Как доктрина, имеющая многовековую историю и высокую жизнеспособность, утопия пережила разные стадии развития, принимая разные формы. Американский ученый Дж. Хертцлер (J. Hertzler) выделяет четыре стадии развития утопии. Первый этап (XI в. до н. э. - XV в.) - это религиозная и этическая утопия. Второй этап (XVI-XVII вв.) - утопия раннего периода Нового времени. Третий этап (XVIII-XIX вв.) является вершиной развития утопической идеи периода Нового времени. Четвертый этап (конец XIX в. - настоящее время) - утопия современного общества. По мнению русского филолога В.В. Зеньковского, характерной чертой ХХ в. является вера в науку, в силу разума. Кроме того, есть еще главная потребность - жить, полагаясь на идеалы, считая, что действовать активно - это самая высшая задача.
Утопические идеи К.Э. Циолковского относятся к утопии современного общества. Их характерные черты состоят в вере ученого в прогресс, в то, что человечество осуществит прекрасное будущее. Опираясь на научно-технические силы, используя активность и инициативность людей, человечество и общество достигнут совершенства. К.Э. Циолковский связал осуществление прекрасного будущего человечества с великим делом освоения Вселенной. Осуществление идеального общества путем человеческой реконструктивной деятельности - одна из важных особенностей русского космизма и программы К.Э. Циолковского, в чем отражается функция преобразования утопической доктрины. В момент упадка настроений в обществе К.Э. Циолковский выдвинул идею о прекрасных перспективах будущего мира, его оптимистический дух вдохновляет людей, позволяя им всегда смотреть в будущее с надеждой. Утопия пользуется большой популярностью в русской культуре, являясь одной из важнейших ее особенностей.
Закончим исследование мыслью Дж. Хертцлера, который сказал, что разрабатывать утопические мысли небесполезно: рано или поздно они станут реальностью в той или иной форме. Ничто не исчезает полностью [5, с. 288]. Наверное, сегодняшняя утопия - это завтрашняя реальность. Когда-то факт полета в космос считали утопией и несбыточным сном, но этот сон уже давно стал реальностью.
Ссылки и примечания:
1. Проект № 10Y004 (Central South University of Forestry and Technology), 11A132 (Департамент образования провинции Хунань).
2. Циолковский К.Э. Миражи будущего общественного устройства // Миражи будущего общественного устройства. М., 2006.
3. Циолковский К.Э. Утописты // Космическая философия. М., 2001.
4. Уайльд О. Душа человека при социализме [Электронный ресурс] / пер. В. Постникова. URL: http://www.proza.ru/2008/01/08/25 (дата обращения: 31.01.2015).
5. 1990.