УДК 141
DOI: 10.24412/2308-7196-2022-2-74-81
Светлана Анатольевна Полякова
аспирант кафедры русской литературы
ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический
университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, ул. Сибирская, 24 Тел: +7-961-758-58-28, e-mail, polyakovasa@mail.ru
ФИЛОСОФИЯ КОСМИЗМА И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
В РАБОТАХ К. ЦИОЛКОВСКОГО
Svetlana A. Polyakova
Postgraduate student of the Department of Russian Literature
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia
PHILOSOPHY OF COSMISM AND METHODOLOGICAL PRINCIPLES IN THE WORKS OF K. TSIOLKOVSKY
Аннотация. Даны обзор философии космизма К.Э. Циолковского и анализ методологических принципов в его работах, рассмотрено содержание категории «атом-дух». Описана модель социальной реальности, имеющая свое значение для понимания мироустройства, и приведены принципы универсального мировоззрения, необходимого для становления каждого человека.
Ключевые слова: К.Э. Циолковский, философия космизма, методологические принципы, принцип монизма, антропологическая идея, социально-космическая утопия.
Abstract. The article is devoted to the review of the philosophy of cosmism by K.E. Tsiolkovsky; the analysis of the methodological principles in his works, the consideration of the content of the category 'atom-spirit' is given. The article describes a model of social reality, which has its own significance for understanding the world order and substantiating a universal worldview, which is so necessary for the formation of every person.
Key words: K.E. Tsiolkovsky, philosophy of cosmism, methodological principles, principle of monism, anthropological idea, socio-cosmic Utopia.
О Полякова С.A., 2022
Константин Эдуардович Циолковский - самый яркий представитель космистов, который разработал систему взглядов на устройство мира, человека, природу и общество. Философское наследие К.Э. Циолковского разнообразно по содержанию и глубине проблематики: он часто опережал свое время, например, в создании философской и мировоззренческой базы для разработки теоретических основ космонавтики и ее практического развития. Уже в начале XX в. он, как и другие русские космисты (Н.Ф. Федоров, В.И. Вернадский, АЛ. Чижевский), осознавал будущие глобальные угрозы человечеству: экологические катастрофы, космические катаклизмы, демографические проблемы, истощение сырьевых ресурсов и т. д. Ученый подходил к решению этих и других проблем с антропологической точки зрения. Его глубоко интересовали проблемы духовного развития человека и человечества.
В философско-мировоззренческой концепции Циолковского можно выделить три основных этапа. Первый этап (1898-1914) охватывает работы: «Научные основания религии» (1898), «Этика или естественные основы нравственности» (1902-1903) (наиболее фундаментальный философский труд Циолковского), «Нирвана» (1914). На этом этапе основным был принцип, сформулированный Циолковским впоследствии (1934): «Судьба существа зависит от судьбы Вселенной». Под «существом» подразумевается не только человек. «Простейшее существо», согласно космической философии - «атом-дух». Совокупность «атомов-духов» образует субстанциональную основу мира. Космос - иерархия существ, включая и человека. Сам космос тоже «живое существо», «причина» и «воля» которого в строгих рамках определяет поведение человека и других «существ» космоса.
На втором этапе (1915-1923) Циолковский основное внимание уделяет другим проблемам, отличным от космоса:
- изложению «научного» понимания библейских текстов;
- проблемам общества будущего, разрешаемым в социально-утопическом духе («Горе и гений» (1916), «Идеальный строй жизни» (1917) и др.);
- проблемам строения и жизни человеческого тела («Человек. Свойства человека», 1917).
Циолковский подчеркивает несовершенство социальных отношений, несправедливость в обществе и т. д. 1 Проблемы космизма затрагиваются в работах: «Первопричина» (1918), «Социология (фантазия). Приключения атома» (1918) и нек. др.
На третьем этапе (1923-1935) Циолковский разрабатывает так называемый активно-эволюционный принцип космизма. Его смысл состоит в следующем: «Судьба Вселенной зависит от космического разума, т. е. от человечества и других космических цивилизаций, их преобразовательной деятельности». Этот принцип обосновывается во многих статьях и брошюрах: «Живая Вселенная» (1923), «Монизм Вселенной» (1925-1931), «Будущее Земли
1 Лыткин В.В. Социальные идеалы в мировоззрении К.Э. Циолковского // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2005. № 10. С. 219-225.
и человечества» (1928), «Космическая философия» (1935) и мн. др. Заметим, что «активно-эволюционный» смысл принципа космизма сосуществует у Циолковского с более традиционным смыслом этого принципа: «Судьба существа зависит от судьбы Вселенной»2. Все это создает сложности при понимании космической философии на завершающем этапе ее становления. Более подробно методологические принципы будут рассмотрены нами во второй главе нашей работы.
Основополагающими в космической философии Циолковского помимо принципа монизма являются идеи причины космоса и космического бытия.
Идея первопричины (причины) космоса, как считал Циолковский, «не может убедить и не имеет вида научной истины. Но я не могу лично обойтись без первопричины, всемогущей и благостной к своему созданию»3. По словам Циолковского, все, что для нашего ума безначально и бесконечно, то для первопричины конечно, даже нуль, т. е. для нее мир мог иметь начало. Всемогущая и нежно любящая свое творение первопричина находится вне Вселенной и может ее уничтожить по своей воле. Причина «безмерно выше космоса» и несоизмерима со своим творением, т. к. создает вещество и энергию, что «космос сам не в силах делать». Проникновение в свойства причины приводит к неожиданным выводам этического значения, которые «не могут не иметь благотворного влияния на поступки человека и других сознательных» 4 . Ее доброта, счастье, мудрость и могущество бесконечны, и отсюда следует, по Циолковскому, ряд выводов:
1. «Удовлетворение любознательности и вытекающее отсюда спокойствие».
2. «Смирение перед причиной».
3. «Чувство благодарности за некончающееся возрастающее счастье».
4. «Могущество причины не принесет нам зла и в будущем».
Основные идеи космизма находят также свое отражение в рассуждениях
Циолковского о «воле Вселенной». Если все вокруг «порождено Вселенной. Она - начало всех вещей», то «от нее все и зависит. Человек или другое высшее существо и его воля есть только проявление воли Вселенной». В контексте «живой Вселенной» метафизика человеческой судьбы состоит в том, что смерти нет. В процессе возникновения и распада союзов «атомов-духов» смерть «сливается с рождением». Новая жизнь «хотя и разрушима, но новое разрушение сольется с новым совершенным рождением... Разрушения или смерти будут повторяться, бесчисленное множество раз, но все эти разрушения есть не исчезновения, а возникновения». Согласно космической философии, «души хотя и нет», жизнь в ритмах эволюции Вселенной «непрерывна, счастлива, могущественна, никогда не прекращалась и никогда не прекратится», т. к. во временно мертвом веществе нет субъективного
2 Циолковский К.Э. Космическая философия. Комментарии. М. : Сфера, 2004.
3 Брыков A.B. К тайнам Вселенной. М. 1993.
4 Брыков A.B. К тайнам Вселенной. М. 1993.
ощущения времени. Такой подход к судьбе человека в космизме характерен только для Циолковского и является очевидной альтернативой «активно-эволюционного подхода». В соответствии с идеями космизма Циолковский считал, что человек отнюдь не вершина эволюции. Человечеству предстоит «идти вперед и прогрессировать - в отношении тела, ума, нравственности, познания и технического могущества. Впереди его ждет нечто блестящее, невообразимое». По истечении тысячи миллионов лет «ничего несовершенного... на Земле уже не будет. Останется одно хорошее, к чему неизбежно приведет наш разум и его сила». Космическое бытие человечества, по Циолковскому, «может быть подразделено на четыре основные эры:
• эра рождения, в которую вступит человечество через несколько десятков лет и которая продлится несколько миллиардов лет;
• эра становления. Эта эра будет ознаменована расселением человечества по всему космосу. Длительность этой эры - сотни миллиардов лет;
• эра расцвета человечества. Теперь трудно предсказать ее длительность -очевидно, сотни миллиардов лет;
• эра терминальная займёт десятки миллиардов лет. Во время этой эры человечество... сочтет за благо включить второй закон термодинамики в атоме, т. е. из корпускулярного вещества превратиться в лучевое. Что такое лучевая эра космоса - мы ничего не знаем и ничего предполагать не можем».
Современный космизм представляет собой программу становления человечества, и космическая философия Циолковского может рассматриваться как перспективный вариант осуществления такой программы.
Монизм - превалирующий, основополагающий методологический принцип космизма, который постулирует идею сведения бесчисленного множества объектов к единой субстанции, первоначалу. Принцип монизма отличается многоаспектностью, множественностью интерпретаций 5 , т. к. присутствует не только в философии космизма К.Э. Циолковского. Однако в контексте рассматриваемой темы мы можем выделить следующие основополагающие его характеристики:
1. Космо-антропологический параллелизм, предполагающий обращение к дихотомии «человек - вселенная» или «микрокосм - макрокосм». Данное осмысление бытия человека свойственно мифо-магической, религиозной, философской картине мира и присутствует во многих направлениях философии науки. В концепции Циолковского данный принцип тесно связан с идеей обретения бессмертия через телесную и духовную эволюцию личности, развития ее сознания до уровня, выходящего за пределы человека как физического объекта и даже за пределы земного шара. С одной стороны, личность Циолковского имеет в прямом смысле космический масштаб, приобретает архетипические черты демиурга - творца и преобразователя вселенной. Мы можем увидеть в данном аспекте результаты переработки множества философско-религиозных и мистических учений, т. к. идея человека,
' Науменко Л.К. Монизм как принцип диалектической логики. Алма-Ата : Наука, 1968. 327 с.
который в процессе духовного роста сам становится новым богом, создающим новую природу и новые миры, несомненно, не является новаторской. С другой стороны, философ, говоря о бессмертии, отвергает идею бессмертной души и души как таковой. Божественная же сила человека ограничена вселенной, где все едино и все имеет свою причину. Человек, несмотря на свой масштаб, лишь совокупность атомов, каждый из которых часть вселенной.
2. Космо-социологический параллелизм во многом развивает идеи социального эволюционизма, в соответствии с которыми общество в процессе своего развития преодолевает разобщенность, враждебность индивидов другу к другу и становится единым целым. Цельность эта, по Циолковскому, имеет космический масштаб и такое же значение. В результате общество, как и человек, становится бессмертным, превращается в автономную самообновляющуюся систему, повторяя структуру вселенной. Нельзя не отметить близость данного принципа постулатам современной концепции трансгуманизма, одной из целей которого является объединение всех людей в одно сверхсущество - огромный познающий и вычисляющий сверхорганизм (компьютрониум)6.
3. Монизм как парадигма деятельности. Принцип монизма не является одной лишь умозрительной теоретической конструкцией, он предполагает активную преобразовательную деятельность как каждого отдельного человека, так и общества в целом для перехода от плюрализма бытия к монизму -единству всего во всем. Достижение монизма невозможно без деятельности.
4. Интегральность. Монизм предполагает преодоление мировоззренческих и методологических разрывов между сложившимися концепциями, учениями и идеологиями через синтез, интеграцию одной парадигмы в другую. Монизм также предполагал преодоление исторически обусловленного разрыва и демаркации между наукой, религией, искусством и философией. С одной стороны, такие идеи мы можем назвать абстрактными и утопичными, с другой - сегодня мы наблюдаем стремительное развитие междисциплинарного подхода и активное взаимодействие перечисленных сфер общественного сознания.
5. Нравственный монизм предполагает наличие единого и объективного источника нравственного, которому должны соответствовать каждый человек и каждое общество. Нравственная идея, или нравственный закон, едина и непреложна для всех: жителей планеты Земля, независимо от их уровня и статуса, жителей других планет. Данная идея в какой-то степени отсылает нас к архетипу Страшного суда, представленному в большинстве мифологических и религиозных систем. Циолковский также выносит идею справедливости и нравственного идеала за пределы индивидуального и социального бытия, за пределы земного мира и его законов, обращаясь к абсолютному безусловному морально-нравственному императиву.
6 Кутырёв В. А. Унесенные прогрессом: эсхатология жизни в техногенном мире. СПб.: Алетейя, 2016. 300 с.
Антропологическая идея пронизывает всю философию космизма Циолковского, т. к. автор обращается к идее параллелизма индивидуального и космического. Принцип космо-антропологического параллелизма делает человека неотъемлемой частью вселенной, заставляя полностью соответствовать ей по основным параметрам. Каждый человек - это вселенная, а следовательно, он вечен во времени и бесконечен в пространстве, а также способен к самообновлению. Так как люди как биологические существа не обладают заданными характеристиками, их задача - постепенно в процессе биологической, историко-культурной, духовной эволюции приобрести бессмертие и абсолютность в контексте пространство - время.
Космизм Циолковского предполагает взаимодействие научно-технического прогресса и идеалистической философии; так, для преодоления ограниченности человека в рамках пространства и времени человечеству потребуется космический транспорт, а бессмертие может быть достигнуто посредством атома-духа.
Мы можем задаться вопросом, применима ли вообще антропологическая идея Циолковского к реальной жизни, можем ли мы использовать его философию и методологию применительно к настоящему времени, лишенному космических звездолетов и взаимодействия со внеземными цивилизациями. В общем и целом антропологическая идея Циолковского, лишенная фантастических представлений о мире будущего, относится к категории вневременных. Философ постулирует идею о том, что скорбь, смерть и страдания, насилие и жестокость не имеют под собой никакого глубинного смысла, онтологического основания или логики. Это - ошибка мышления, свойственная человеку, это - следствие слабости духа и подверженности страстям и порокам. В конце концов, это просто «игры разума», в которые играет общество. В этом антропологическая идея Циолковского отличается от многих других, где под танатос и хаос, под страдания и боль подводится внушительная мировоззренческая и методологическая база. Так, у В. Франкла страдания и осмысление этих страданий - один из способов обретения смысла жизни и в конечном итоге счастья7, у 3. Фрейда и К. Юнга смерть - это смысл жизни и главная ценность8. Но для К. Циолковского и смерть, и страдания бессмысленны и ужасны, и последнее, что должен делать человек, - это мириться с ними как с должным или пытаться найти в этом какое-то удовольствие и необходимость. «Человек рожден для счастья» - вот главный тезис и лозунг Циолковского, и человек будущего в его философии - это оптимизм, наделенный состраданием, стремление к труду, созиданию и творчеству; жизнь такого человека наполнена высоким смыслом и великими делами. Таким образом, философия К. Циолковского ставит вопрос поиска человеком счастья и смысла бытия.
7 Франкл В. Человек в поисках смысла : сборник / пер. с англ. и нем. Д.А. Леонтьева, М.П. Папуша, Е.В. Эйдмана. М. : Прогресс, 1990. 368 с.
8 Юнг К.Г. Символическая жизнь. 2-е изд. М. : Когито-Центр, 2010. 326 с.
Учение об атоме-духе является естественным и логичным элементом концепции монизма Циолковского. Идея однородности мира предполагает наличие универсальных взаимосвязей между физическим и психическим, духом и материей, природным и социальным, неодушевленным и наделенным сознанием, в чем прослеживаются черты диалектики Гегеля. Одним из вариантов интерпретации такой однородности является панпсихический атомизм, или монизм, который признает существование единой мировой субстанции, наделенной психической чувствительностью.
Принцип атомистического панпсихизма напрямую связан с пониманием материи и очень схож с философией Платона: «Я не только материалист, но и панпсихист, признающий чувствительность всей Вселенной. Это свойство я считаю неотделимым от материи». Все тела вселенной «имеют одну и ту же сущность; одно начало, которое мы называем духом материи (сущность, начало, субстанция, атом в идеальном смысле)». «Атом-дух» («идеальный атом», «первобытный дух»), по Циолковскому, «есть неделимая основа или сущность мира. Она везде одинакова. Животное есть вместилище бесконечного числа атомов-духов, так же, как и Вселенная. Из них только она и состоит, материи, как ее прежде понимали, нет. Есть только одно нематериальное, всегда чувствующее, вечное неистребляемое,
9
неуничтожаемое, раз и навсегда созданное или всегда существовавшее» . Следовательно, «атом-дух» - это элемент метафизической субстанции, лежащей в основе мира и отличной от элементарных частиц в современной физике.
Рассмотрим данную концепцию подробнее. Итак, по мнению Циолковского, основой физического мира является атом или множество атомов, которые обладают потенциальной психической чувствительностью. Эта чувствительность может проявляться в разной степени, а может не проявляться вообще, в зависимости от того, в состав какого тела входит атом. Условно, человеку потребуется больше психической чувствительности, чем камню.
Мы можем выделить несколько основополагающих постулатов учения об атоме-духе:
- бессмертность атомов, так как атомы - часть вселенной, а вселенная обладает бессмертием;
- жизнь атома идентична жизни его конкретного облика, т. е. атом реализует свой потенциал в контексте того, в чье тело он входит и чьей жизнью живет;
- атом переходит из одного тела в другое посредством обмена веществ в природе.
Такой панпсихический атомизм позволяет решить сразу несколько задач, поставленных, скажем так, причиной космоса:
9 Кантемиров Б.Н. Циолковский и современные концепции космонавтики // XXXII Научные чтения, посвященные разработке творческого наследия К.Э. Циолковского : тезисы докладов. М., 1997.
- обеспечение базовых прав атомов; с эволюцией человечества атомы пребывают в составе все более развитых и разумных существ, которые обеспечивают им полноценную и сознательную жизнь;
- обеспечение субъективного бессмертия человека, т. к. после распада тела человека на атомы они находят воплощение в новых телах; в свою очередь, так как человека определяет психическая чувствительность атомов, а эти же атомы никогда не умирают, а только меняют форму своей жизни, то и человек никогда не умирает;
- обеспечение права атомов на высшую жизнь, так как со временем большая часть косного вещества вселенной, из которого состоят звезды, планеты, найдет воплощение в человеке - совершенной форме жизни и будет наслаждаться этой высокоразвитой жизнью, позволяющей максимально раскрыть свою психическую чувствительность.
Резюмируя, отметим, что, хотя атомистическая теория известна нам еще со времен античной философии, учение об атоме-духа Циолковского позволяет по-новому взглянуть на проблему смерти и бессмертия, на структуру души и психики. По сути, философ говорит о том, что не существует никакой цельной субстанции, называемой душой, а существует лишь множество психически заряженных атомов, уникальные комбинации которых и создают личность человека.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что философия космизма К.Э. Циолковского строится на нескольких этических принципах: «разумного эгоизма», ненасилия и абсолютизации, - используя при этом четыре группы понятий категориального характера: о добре и зле, о единении, братстве и милосердии, об авторитете, о разуме как важнейшем нравственном понятии.
На наш взгляд, теория К.Э. Циолковского ориентируется на безупречные идеалы, отрицая любые проявления несовершенства. Однако совокупность методологических принципов, кратко рассмотренных в нашей работе, представляет базу того мировоззрения, которому можно и нужно учиться сегодня. Ответы на вопросы: как устроен мир, зачем живет человек, как нам относиться друг к другу, какие свойства надо культивировать в самом себе, есть ли будущее у земного человечества - даны Циолковским. Его мысли смело можно рассматривать не в качестве историко-научного феномена прошлого, а в качестве руководства к внутреннему духовному действию. Совокупность его идей о красивом человеке, о правильно устроенном обществе ждет от нас, людей XXI в., их воплощения на практике.