Научная статья на тему 'Утопия как ресурс пресуществления цивилизации в культуру'

Утопия как ресурс пресуществления цивилизации в культуру Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
351
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УТОПИЯ / МЕЧТА / СВОБОДА / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / КУЛЬТУРА / ВРЕМЯ И ВЕЧНОСТЬ / UTOPIA / DREAM / FREEDOM / CIVILIZATION / CULTURE / TIME AND ETERNITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Стрелец Юрий Шлемович

На извечный вопрос гуманитаристики о соотношении культуры и цивилизации полезно взглянуть сквозь призму понятия «утопия», которое имеет и позитивные, и негативные коннотации. об утопии говорят как о «бесплодной» и «безосновной» мечте, не учитывающей социальноэкономические реалии. но также она обозначает высшие и предельные перспективы развития объекта, его желаемое или должное, идеальное состояние, ценное не только само по себе, но и как нечто мотивирующее человека, способствующее его трансцензусу переходу через возможные или мыслимые границы. культура как духовно-гуманитарная сторона человеческой жизнедеятельности аккумулирует в себе это движение к высшему и идеальному, является продуктом (и самим процессом) сублимации всех энергий человека и человечества в направлении к целостному совершенству, к абсолюту. цивилизация как технико-технологическая сторона жизнедеятельности общества выступает в качестве необходимого стабилизатора человеческого развития; как наличность в пространстве и времени («здесь и теперь») она противостоит «вечной наличности» должного, идеалов и т.п. Согласно н.а.Бердяеву, цивилизация продукт «омертвения» культуры, ее «охлаждения», то есть основание таких негативных процессов и тенденций в культуре современного общества как ее дегуманизация, омассовление и деградация в своем аутентичном качестве. Утопия же, будучи жизненно важным утверждением необходимости должного в сущем, этическим осмыслением человеческой жизни, может быть источником культурной сублимации, реальным ресурсом пресуществления (претворения, превращения) цивилизации в культуру. в антропологическом аспекте этот процесс идентичен индивидуальному самоопределению. Человек, адаптируясь к миру, его технологическим правилам (цивилизация), должен сохранять «предел», «меру» своей возможной изменчивости в угоду этому процессу и его требованиям. Данный предел задан свободой и сам задает масштаб этой свободы; выбирая должное как сущее более высокого порядка, нежели обыденное сущее», двигаясь по утопическим линиям саморазвития, человек обретает себя, свою свободу, свое культурное содержание. Смыслом человеческого существования оказывается постоянное доминирование в нашей жизни культурного начала над цивилизационным, свободного над необходимым, самоопределения над всеми формами внешнего влияния и воздействия. таким образом, утопия «окультуривает» цивилизацию, делая возможной её продвижение во внешний социальный космос и внутренний человеческий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UTOPIA AS A CIVILIZATION PRESUSHCHESTVLENIYE RESOURCE IN CULTURE

It is useful to look at an immemorial question of a gumanitaristika of a ratio of culture and a civilization through a prism of the concept «utopia» which has both positive, and negative connotations. About a utopia speak as about the «fruitless» and «bezosnovny» dream which isn't considering social and economic realities. But also it designates the highest and limit prospects of development of object, its desirable or due, perfect condition valuable not only in itself, but also as something motivating the person, promoting his transtsenzus to transition through possible or imaginable borders. The culture as the spiritual and humanitarian party of human activity accumulates in itself this movement to the highest and ideal, is a product (and process) sublimations of all energiya of the person and mankind in the direction to complete perfection, to the Absolute. The civilization as the technical and technological party of activity of society acts as the necessary stabilizer of human development; as cash in space and time («here and now») it resists to «eternal cash» due, ideals, etc. According to N. A. Berdyaev, a civilization a product of «necrosis» of culture, its «cooling», that is the basis of such negative processes and tendencies in culture of modern society as its dehumanization, an omassovleniye and degradation in the authentic quality. Utopia, being the vital statement of need due in real, ethical judgment of human life, can be a source of cultural sublimation, a real resource of a presushchestvleniye (realization, transformation) civilizations in culture. In anthropological aspect this process is identical to individual self-determination. The person, adapting for the world, its technological rules (civilization), has to keep «limit», «measure» of the possible variability to please to this process and its requirements. This limit is set by freedom and itself sets the scale of this freedom; choosing due as real higher order, than ordinary real», moving on utopian lines of self-development, the person finds himself, the freedom, the cultural contents. Continuous domination in our life of the cultural beginning over civilization, free over necessary, self-determination over all forms of external influence and influence appears sense of human existence. Thus, the utopia «okulturivat» a civilization, doing possible its advance in the external social space and internal human.

Текст научной работы на тему «Утопия как ресурс пресуществления цивилизации в культуру»

УДК 1

Стрелец Ю.Ш.

Оренбургский государственный университет E-mail: fila@mail.osu.ru

Утопия КАК РЕСУРС ПРЕСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ В КУЛЬТУРУ

На извечный вопрос гуманитаристики о соотношении культуры и цивилизации полезно взглянуть сквозь призму понятия «утопия», которое имеет и позитивные, и негативные коннотации. Об утопии говорят как о «бесплодной» и «безосновной» мечте, не учитывающей социально-экономические реалии. Но также она обозначает высшие и предельные перспективы развития объекта, его желаемое или должное, идеальное состояние, ценное не только само по себе, но и как нечто мотивирующее человека, способствующее его трансцензусу - переходу через возможные или мыслимые границы.

Культура как духовно-гуманитарная сторона человеческой жизнедеятельности аккумулирует в себе это движение к высшему и идеальному, является продуктом (и самим процессом) сублимации всех энергий человека и человечества в направлении к целостному совершенству, к Абсолюту.

Цивилизация как технико-технологическая сторона жизнедеятельности общества выступает в качестве необходимого стабилизатора человеческого развития; как наличность в пространстве и времени («здесь и теперь») она противостоит «вечной наличности» должного, идеалов и т.п.

Согласно Н.А.Бердяеву, цивилизация - продукт «омертвения» культуры, ее «охлаждения», то есть основание таких негативных процессов и тенденций в культуре современного общества как ее дегуманизация, омассовление и деградация в своем аутентичном качестве.

Утопия же, будучи жизненно важным утверждением необходимости должного в сущем, этическим осмыслением человеческой жизни, может быть источником культурной сублимации, реальным ресурсом пресуществления (претворения, превращения) цивилизации в культуру.

В антропологическом аспекте этот процесс идентичен индивидуальному самоопределению. Человек, адаптируясь к миру, его технологическим правилам (цивилизация), должен сохранять «предел», «меру» своей возможной изменчивости в угоду этому процессу и его требованиям. Данный предел задан свободой и сам задает масштаб этой свободы; выбирая должное как сущее более высокого порядка, нежели обыденное сущее», двигаясь по утопическим линиям саморазвития, человек обретает себя, свою свободу, свое культурное содержание. Смыслом человеческого существования оказывается постоянное доминирование в нашей жизни культурного начала над цивилизационным, свободного над необходимым, самоопределения над всеми формами внешнего влияния и воздействия.

Таким образом, утопия «окультуривает» цивилизацию, делая возможной её продвижение во внешний - социальный - космос и внутренний - человеческий.

Ключевые слова: утопия, мечта, свобода, цивилизация, культура, время и вечность.

Всем гуманитариям (предпочитающим говорить не «как бы», а «приблизительно» или «в принципе», который еще не сформулирован тобою), в общем, известно значение слова «утопия». Это - некое «безместное место», где существует (мог бы, должен бы быть, существовать) человек, адекватный своей природной, социальной и духовной сущности, реализующий эту сущность. И даже могущий сказать, что это - его место, законное, ему предназначенное и, только в силу конкретно-исторических обстоятельств его существования, ему не принадлежащее. «Мне нужен мир второй -Огромный, как нелепость, А первый мир маячит, не маня...

Долой его, долой.

Там люди ждут троллейбус.

А во втором - меня». (Стих-е Ник.Глазкова) Пугает расстояние от того, что «есть» до того, что «должно быть?» Психологически мы к этому готовы с детства.

Это - азы педагогики, называющей, почему-то, эту коллизию «социализацией личности», но не применяющей её к «социализации» самого общества, к становлению родового начала в индивиде, который, например, желает иметь мало общего с тем социумом, который ему предлагается со страстью и механизмами всех социокультурных систем. (Если уж личное влияние Штольца - любимого друга Ивана Ильича Обломова - получило известный «облом», то так ли уж стоит надеяться на абстрактную «социализацию личности»?).

Всей мощью рационализма - достоверности и доказательности, неоспоримости и содержательности аргументов - испокон веков общество обрушивается на каждого из своих непокорных членов; результат один - неприятие, неверие, недоумение. В философии - «Отказ» как принципиальный ответ на реальность, тебя не устраивающую по разным соображениям (зарплата, между прочим, - далеко не «низкий предмет» этого конфликта).

Стрелец Ю.Ш._

В словаре русского языка С.И.Ожегова «утопия» обозначена как: «Нечто фантастическое, несбыточная, неосуществимая мечта [по названию романа англ.писателя XVI века Т.Мора, описавшего воображаемый идеальный общественный строй будущего] // прил.утопи-ческий, -ая, -ое. У. социализм - домарксистское учение о социалистическом переустройстве общества, исходившее не из объективного развития, а из умозрительных представлений об идеальном устройстве общества. [3,688].

Утопизм - утонуть - быть утопленным или утопленником - родственные коннотации, изначально настраивающие против заинтересованно-позитивного отношения к тому, что «утопией» является или может быть так оценено.

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что человеческая мечта, вообще, способность мечтать, является таким же, а, возможно, и более специфическим качеством человеческого существования, нежели, допустим, разумность или деятельность. В наличии каких-то начальных, базовых структур этих способностей мы не отказываем высшим (и не только) животным. Мечта же, как ценностное осуществление позитивного целе-полагания, однозначно связывается именно с человеком, тем более, когда речь идет о мечте, сфокусированной на будущем-должном настоящем- человека, себя самого ставящего под этот вопрос. Под вопросы:

- есть ли у меня это будущее?

- заслуживаю ли я это будущее?

- не утратил ли я это будущее некогда или навсегда?

И так далее: вопросы такого рода могут занять все страницы данного введения в проблему.

Что пугает человека, что его останавливает при размышлении о должном его существовании, и не только социальном, в контексте которого традиционно используется понятие «утопия», но и телесно-космическом, духовном, трансцендентальном и т. д.?

Человеческая культура - самая удивительная вещь на свете, ибо, зная об этом Отказе, ощущая его в каждом своем члене, она выступает в качестве Ментора, знатока того, во-первых, чем живет человек, во-вторых, чем он хочет жить, в-третьих, - должен жить.

_Утопия как ресурс пресуществления...

Психомодальности: «есть» - «должен» -«хочу» пронизывают самые тонкие и самые «толстые» наши человеческие движения: от тела до духа.

Вершина философии - этика - давно уже устами Овидия сформулировала парадокс: «Благое вижу и даже хвалю, но... поступаю дурно» (или, как всегда, что жизнь подскажет.).

Высший арбитр - жизнь, а не её временные оценки, означивания, коннотации.

Удается ли вырваться из реальности в утопию? Надо ли? Были ли примеры?

С двумя - светским и сакральным - никто особенно не спорит: Сократ и Иисус Христос. Обоих уничтожили и, в то же время, приняли, без отождествления, конечно.

В этом - надежда - основание мечты и Утопии.

Ни одна из основ человеческого бытия и человеческой культуры не субстанциальна в том смысле, что «питается собой»: «абсурд имеет смысл, когда отрицается» (А.Камю), «.и бесы веруют и трепещут» (Библия); «все в жизни осуществляется на мембранах» (биология); «рассудок силен, когда понимает, что есть вещи в принципе им непостижимые» (Б.Паскаль).

И, наконец, фундаментальное, сократовское: «Я знаю только то, что ничего не знаю». С добавлением: «другие и этого не знают».

Последнее - формула утопии в философии, в её гносеологической части, которая, как никакая другая, родственна нашему бытию, онтологии: «Я знаю только то, что не существую», «Я знаю только то, что не свободен» (.ибо, «нельзя жить в обществе и быть свободным от общества» (Ульянов - Ленин).

На каком же основании высится культура человеческая? Не есть ли она «одна сплошная утопия»? А, может быть, к понятию «утопия» надо подойти принципиально иначе?

Наш отечественный философ - этик Аб-дусалам Абдулкеримович Гусейнов посмотрел «на солнце прямо»: утопическое содержание, посыл, интенция - это нерв культуры, её вечное настоящее, её желание стать нужной и должной: «Разумно - целесообразный характер человеческой деятельности предполагает не просто и не только общие представления о мире, в котором эта деятельность протекает. Он предполагает также в качестве своей предпосылки идеально-

завершенный образ мир, который придает миру внутреннюю цельность». [2, 2].

Философия как квинтэссенция культуры может рассматриваться и как её утопия, конструирующая идеальный образ мира, где реализуется область свободы, полновластия человека. «В этом смысле всякая философия есть утопия. Философские образы мира рисуют не просто желательное будущее, а непременно действенное будущее, которое выступает как моральный проект, перспектива разумного существования». [2, 3].

Философствующая, этически осмысленная культура в утопическом ключе являет свою сущность (вспоминаются слова С.Дали о «сыре, являющем сущность молока»).

Утопия как жизненно важное утверждение необходимости должного в сущем, даже если для этого нет никаких объективных оснований, предпосылок, питает культуру всех времен, народов и индивидов. Человек неизменно перерастает рамки сущего, его нормы и ценности, как тот «самолет» у В.Франкла, который «может ездить и по земле, подобно автомобилю, но только поднявшись в воздух, доказывает, что он именно самолет». В этом своем «самолетном» качестве человек видит собственное предназначенье и достоинство, личную неприкосновенность, а также меру возможности «подстраиваться под мир, не изменяя, при этом, себе самому подлинному, настоящему, экзистенциально суверенному.

[Известна трактовка пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке» нашего отечественного и, к сожалению, покойного мыслителя и «староду-ма» - Станислава Рассадина. О чем эта сказка, говорил он, - о жадной старухе и слишком покорном её супруге - рыбаке? Или о свободе, которую рыбка золотая оценивала выше собственной жизни? Она платила за свое спасение, т.е.жизнь, до тех пор, пока ей не была предложена лакейская должность: «и чтобы служила она» новоявленной «царице морской» и «была б у неё на посылках».Запрашиваемая цена (свобода) превысила подарок (жизнь) и была, естественно, отвергнута. Так и мы, самоопределяясь в жизни, должны знать, понимать, чувствовать предел нашей возможной покорности миру, адаптации к социуму. Отвергнуть то, что предлагается «сверх меры», т.е. наступление на нашу свободу, ибо дороже ее нет ничего.

Свобода - возможность выбирать, например, между сущим и должным, невзирая на то, что сущее представлено как необходимое, а не должное.

Культура выбирает должное как сущее, но сущее иного порядка, чем «сущее вчера - сегодня - завтра» в интерпретации цивилизаци-онного настоящего.

Едва ли не вечен спор о соотношении цивилизации, живущей всегда «здесь и теперь», (хотя и выстраивающей затем своё бытие в исторической шкале прошлого, настоящего и будущего), с одной стороны, и культуры, апеллирующей к вечности, так же представленной «здесь и теперь». Наличность в пространстве и времени противостоит «вечной наличности» должного, идеалов, принципов и т.д.

Цивилизация, по сути, номиналистична, признавая реальность того, что зафиксировано в нашем быте, технологических его структурах и правилах.

Культура, как духовно-гуманистическое измерение жизни индивида и, только потом, социальных агрегаций (групп, классов, элит и т.п.), реалистична как утверждение подлинного (аутентичного) Бытия человеческого начала и в индивиде и в социуме.

Утопическое, в этом смысле, реальнее, чем так называемая «реальность», ибо противопоставляет всегда временному (условному, фрагментарному, злободневному) вечное - безусловное, целостное, или нормальное, опять же в подлинном смысле этого слова. То, что «нормально» для каннибала, нормой не является для цивилизованного человека именно потому, что его цивилизация уже пронизана культурными стержнями мышления, мировоззрения и поведения.

Утопическое выражает требование (должное) к человеку не предавать свою сущность, не изменять ей, сохранять предел возможности компромисса между индивидом и его жизненным временем - пространством.

Цивилизация меняет существование человека; культура охраняет его сущность. Культура - обуза цивилизационного развития, терпимая современным обществом как тормозная система автомобиля, всегда вторичная, по сравнению с его скоростными качествами или, допустим, дизайном, тюнингом и т.д.

Стрелец Ю.Ш._

Тормоз охраняет пассажира, пешеходов: аналогию можно раскрашивать и далее. Только: культура - не ограничение скорости, а - тонкий прибор, устанавливающий сам режим движения, его направленность и смысл. Культура говорит «водителю»: может быть нужно и ножками походить, вместо того, чтобы постоянно стоять в пробках Бытия, которые ты сам и твой автомобиль создаете?

Цивилизация формирует свои «тормоза»: логистику транспортного движения, правила его, нормы и штрафы. Но вот... отказаться от автомобиля - утопия, говорит она.

Отказаться от еды - утопия: можно придумать диеты самого разного рода.

Отказаться от живого воздуха под водой? Можно изобрести акваланг. И так далее.

Цивилизация ищет выходы из многочисленных тупиков, (которые она сама и создает) с помощью культуры, которая утопично предлагает кардинальные способы выхода из них: за аквалангом следует доктор Сарториус, пересаживающий легкие акул беднякам, которым нет места на Земле. («Человек-амфибия» Александра Беляева).

Утопия раздвигает освоенные цивилизацией границы телесного, социального и духовного бытия человека. Она говорит: должное не только необходимо, но и возможно.

Утопия цивилизует саму цивилизацию, делает возможной её продвижение во внешний космос и внутренний - человеческий. Утопия, и в самом деле, - фантастическое и, только поэтому, реальное топливо цивилизационного развития.

«Формулы топлива» изобретаются культурными людьми, понимающими, что утопическое сегодня - это реальное завтра. При условии его человеческого наполнения.

В противном случае мы имеем дело не с утопией, а с антиутопией, или с тем, чего быть не должно ни при каких условиях.

Утопия вечна как мир, как идеальное начало, помогающее миру подниматься с одного достигнутого им уровня на следующий. Утопия, впрочем, не запрещает и «перескакивать», надеясь на разум и веру человека, здравый смысл и сыновнюю благодарность Миру, его создавшему.

Мы много говорим «от лица» человека, не поднимаясь до горизонта истинного наполнения того, что он вмещает уже сегодня, а не «когда-

_Утопия как ресурс пресуществления...

нибудь». Утопия - «обыкновенное чудо», присутствующее в каждом человеке ныне, как выражении вечного: «Хвала человеку, знающему, что он смертен, но живущему так, будто бы он бессмертен».

Для атеиста эта «бессмертность» лежит в створе перспективной социальности, в виде оставляемых на Земле дел, то есть отмечена печатью «как бы», для верующего же она очевидна как задача реализоваться в образе и подобии Божьем.

Утопия - цель мечты, основание размышления о средствах её достижения, так что утопия - мечта, реализованная в субъективной реальности, которая наступает на реальность объективную, не дает ей «уснуть».

(Известно вполне рациональное высказывание К.Маркса о будущем государства, которое, передав все свои функции гражданскому обществу, «засыпает». Должно «уснуть». Мечта?).

Для так называемых «государственников» -это опасная мечта, провоцирующая становление власти либо толпы (охлократия), либо тирана (тирания, автократия). Они правы в том, что один из двух глаз должен бодрствовать, в тормозной системе должна быть жидкость.

А вот по поводу идентификации этой «жидкости» и идут все споры: где она сосредоточена? Индивидуальное - групповое - социальное начала являются её субстратом? Или все-таки надо признать наличие Высшего контрольного управления нашей жизнью?

Понятие «культура» изобретено для снятия этого мировоззренческого «раздрая» между светским и сакральным, между «возделыванием» (воспитанием и т.п.) и «культом» - почитанием, преклонением перед высшими ценностями.

«Культура» всеми своими энергичными усилиями доказывает, что это - вопрос непринципиальный. Главное - сознание того, что ты в мире не один, радуешься или страдаешь различно, но по одним и тем же поводам: рождение, встреча с любовью, работа, творчество, ошибки и раскаяния, прощение, смирений и смерть.

Обманывает ли нас культура? Только так, как мать обманывает ребенка, боящегося съехать с ледяной горки: «Ты это можешь!».

«Нас возвышающий обман» - у Пушкина.

Нас стимулирующий обман - Утопия.

Приятно обмануться в собственной трусости, преодолев её.

Существуют ли ограничители утопии? Можно ли, к примеру, использовать «бронированный вагон» врага, с которым твоя родина находится в состоянии войны?

Две шкалы оценки этого события:

- временная, цивилизационно-политически своевременная, но явно недостаточная, с точки зрения утопически воспринятой Вечности, где враг - условность, а «мировая революция» -мечта угнетенного человечества с тех пор, как оно существует;

- вечная, культурная, запрещающая утопию использовать как инструмент волюнтаристского преобразования жизни, запрещающая выдавать временное за вечное.

Вечное как естественное, правильное и нормальное - это действительное топливо движения к мечте.

Временное (злободневное, эффективно-политическое) - жизненная аберрация, несущая человеку и миру одни страдания.

Утопия, при этом, реальна как дело, а не только размышление, пусть самое благостное, о нем.

В этом-то и вся проблема: различить благое дело в масштабах Вечности и дело, кажущееся таковым.

(И.В.Гете в «Фаусте», вместо сакрального «В начале было Слово», предпочитает сказать «В начале было Дело!». Добро утверждается делом, которое неуничтожимо и противостоит дьявольскому «Все отрицаю - в этом суть моя». [1,83]

Истинное добро - неразрушимое великое, а то, что разрушилось, не выдержало проверку на статус вечного. Так, Гете проводит водораздел между добрым и злым, и критерий их различения - жизнь в культуре человечества - вечная, в пределе, жизнь.

Понятным становится условие договора Фауста с Мефистофелем («Когда воскликну я: «Мгновенье, //Прекрасно ты, продлись, постой! - //Готовь мне цепи без смущенья, //Земля - разверзнись подо мной!»). [1,90]

Остановленное мгновенье означает конец Дела, для которого требуется вечность, а не время. Во времени к добру всегда примешено нечто относительное, означающее хотя бы необходимость «расчистки места» для истинно ценного, т.е. вечного; необходимость зла для уничтожения старого. Теория - разумный снимок времени - неизбежно побеждается пышно зеленеющим в вечности древом жизни).

Утопия, как и счастье, не дает однозначных ответов на сложные вопросы Бытия. Она, как и культура, - «вечная неудачница жизни» (Н.А.Бердяев).

Отсюда требование: «Отдайся избранному делу всей душой, но посмотри прежде, хорошее ли это дело?» (Бл.Августин). Доброе ли это дело с позиции Вечности?

Как здесь ни думай, а ничего лучшего человечество до сих пор не выдумало, как углубление временного до вечного в утопическом контексте постоянных человеческих усилий пресуществления цивилизации в культуру.

16.12.2014

Список литературы:

1. Гете И.В. Фауст.-М.: Эксмо, 2008.

2. Гусейнов А.А. Философия как утопия для культуры/w.w.w.postmodem.in.ua/? р = 959.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка.-20-е изд-е: Стереотип.М.: Русский язык, 1988.

Сведения об авторе:

Стрелец Юрий Шлемович, профессор кафедры философии Оренбургского государственного университета,

доктор философских наук, профессор 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 20807, тел. (3532)372586, e-mail: fila@mail.osu.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.