УДК 796.07-57
Уточнение особенностей развития физической культуры в учебных заведениях Санкт-Петербурга ХУШ века в ходе реформ в области
просвещения
Колосова Е.М.1, Фокин А.М.1, Пугачев И.Ю.2*
1 Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
г. Санкт-Петербург, Россия ORCID: 0000-0002-6405-5112, [email protected] ORCID: 0000-0002-7976-4980, studio [email protected] 2Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
г. Тамбов, Россия ORCID: 0000-0003-3849-2322, [email protected]*
Аннотация: В работе отмечается, что экономическая и культурная отсталость угрожала России потерей национальной независимости. Условия требовали от Петра I| принять меры к укреплению государственного устройства, усилению армии, проведению реформ в области экономики и культуры; что степенно реализовывалось и в кластере физического воспитания. Целью работы являлось верификация исторических событий в отношении особенностей развития физической культуры в учебных заведениях Санкт-Петербурга ХУШ века во взаимосвязи с реформами в области просвещения. Материалы и методы: использовались: ретроспективный анализ, синтез, «сжатия информации». В искомый период Российская империя отставала от западноевропейского развития. Результаты. При правлении Екатерины II сдвиг в сторону физического воспитания был более существенен; оно появилось не только в шляхетных кадетских корпусах, но и в институтах благородных девиц и им подобных воспитательных заведениях. К числу основных средств физической культуры в учебных заведениях Санкт-Петербурга ХУШ века следует отнести: гимнастику, верховую езду, плавание, катание в парке с ледяных горок, фехтование. Заключение. В результате преобразований правительства Петра I в России утвердилась абсолютная монархия, были созданы современная армия и военно-морской флот, экономическая политика обеспечила рост промышленности и торговли. При Петре I основное внимание физическому воспитанию было уделено только в военных учебных заведениях: Морской академии, Сухопутном шляхетном корпусе. Научная новизна. Уточнено, что физическое воспитание обучающихся в искомой ретроспекции было концентрированно направлено на самосовершенствование, гармоничное развитие личности молодого поколения, с акцентом развития кондиций будущего воина. Практическая значимость. Результаты исследований вызывают необходимость усиления сознательности обучающихся и воздействий педагогов на функцию «самовоспитания».
Ключевые слова: Российская империя, физическое воспитание, учебные заведения Санкт-Петербурга, ХУШ век, ретроспекция, тенденция развития.
Для цитирования: Колосова Е.М., Фокин А.М., Пугачев И.Ю.* Уточнение особенностей развития физической культуры в учебных заведениях Санкт-Петербурга ХУШ века в ходе реформ в области просвещения. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(3): 145-149.
Clarification of the Physical Culture Development Features in St. Petersburg Educational Institutions of the XVIII Century during the Course of Reforms in
the Field of Education
Ekaterina M. Kolosova1, Aleksandr M. Fokin1, Igor Yu. Pugachev2*
1Herzen State Pedagogical University of Russia
Saint Petersburg, Russia ORCID: 0000-0002-6405-5112, [email protected]
ORCID: 0000-0002-7976-4980, [email protected] 2Derzhavin Tambov State University Tambov, Russia ORCID: 0000-0003-3849-2322, [email protected]*
Abstract: The paper notes that economic and cultural backwardness threatened Russia with the loss of national independence. The conditions demanded from Peter I| to take measures to strengthen the state structure, strengthen the army, and carry out reforms in the field of economy and culture; this was gradually implemented in the physical education cluster. Purpose was the verification of historical events in relation of the physical culture development features in St. Petersburg educational institutions of the XVIII century in conjunction with reforms in the field of education. Materials and methods: retrospective analysis, synthesis, "information compression". In the period sought, the Russian Empire lagged behind Western European development. Results. Under the reign of Catherine II, the shift towards physical education was more significant; It appeared not only in the noble cadet corps, but also in the institutes of noble maidens and similar educational institutions. The main means of physical culture in the educational institutions of St. Petersburg of the XVIII century include: gymnastics, horseback riding, swimming, sliding in the park from ice slides, fencing. Conclusion. As a result of Peter I government transformations, an absolute monarchy was established in Russia, a modern army and navy were created, and economic policy ensured the growth of industry and trade. Under Peter I, the main attention to physical education was paid only in military educational institutions: the Naval Academy, the Land Gentry Corps. Scientific novelty. It is specified that the physical education of students in the desired retrospection was concentrated on self-improvement, harmonious development of the personality of the younger generation, with an emphasis on the development of the conditions of the future warrior. Practical significance. The results of the research cause the need to strengthen the consciousness of students and the impact of teachers on the function of "self-education".
Keywords: Russian Empire, physical education, educational institutions of St. Petersburg, XVIII century, retrospection, development trend.
For citation: Ekaterina M. Kolosova, Aleksandr M. Fokin, Igor Yu. Pugachev*. Clarification of the Physical Culture Development Features in St. Petersburg Educational Institutions of the XVIII Century during the Course of Reforms in the Field of Education. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(3): 145-149.
Введение
К началу ХУШ века в политическом, экономическом и культурном развитии России произошли значительные сдвиги [1]. Но все же наша страна отставала от западноевропейского развития, уже вступившего на путь капиталистических преобразований. В XVIII веке Россия была провозглашена империей. Это произошло 22 октября (2 ноября) 1721 года по окончании Северной войны, когда Пётр I принял титулы Императора Всероссийского и Отца Отечества.
Экономическая и культурная отсталость угрожала России потерей национальной независимости [2]. Условия требовали от Петра I| принять меры к укреплению государственного устройства, усилению армии, проведению реформ в области экономики и
культуры.
Целью работы является - верифицировать исторические события в отношении особенностей развития физической культуры в учебных заведениях Санкт-Петербурга XVIII века во взаимосвязи с реформами в области просвещения.
Материалы и методы
Основными методами исследования являлись: теоретический анализ и обобщение научной литературы, ретроспективный анализ, синтез, «сжатия информации», аналитическое сопоставление.
Результаты и обсуждение
Стремясь покончить с отсталостью страны, Петр I действовал решительно, применяя жесткие административные меры. Экономические и политические преобразования вызвали огромную потребность в специально подготовленных людях. Появилась практика посылки молодежи для обучения за границей [3]. Так, в 1716 году было командировано для обучения за границу 30 юношей. Они побывали в Голландии, Италии, Испании, где изучали иностранные языки, военное и морское дело, математику, обучались фехтованию и танцам. Одним из обучающихся с весны 1736 года являлся Михаил Ломоносов. Школьная политика Петра II проводилась в интересах абсолютистского государства и возвышения класса дворян. Все средние и высшие заведения предназначались, в основном, для образования детей господствующего класса, готовили их для занятия командных должностей в армии и государственной системе управления.
Школы для других сословий (солдат, матросов и др.) создавались для подготовки низшего обслуживающего персонала. Крестьянские дети в государственные школы по существовавшим тогда правилам не допускались, детям крепостных крестьян прием в школы был закрыт [4].
Борьба за господство на море усиливала военные элементы физического воспитания, особенно те, которые были связаны с морским делом. В этой связи основное внимание физическому воспитанию было уделено только в военных учебных заведениях: Морской академии, Сухопутном шляхетном корпусе. Тенденция дала толчок прогрессу в XIX - XX веках [5-6].
При правлении Екатерины II сдвиг в сторону физического воспитания был более существенен; оно появилось не только в шляхетных кадетских корпусах, но и в институтах благородных девиц и им подобных воспитательных заведениях.
Для мальчиков дворянского происхождения в 1810 году открывается Царскосельский лицей, в числе обязательных задач воспитания в нем стояла и задача физического развития
детей [7]. В программу начального курса входили, помимо гимназических наук, курс "изящных наук и гимнастических упражнений". Окончательный курс охватывал основные науки нескольких университетских факультетов. Целесообразностью отличался режим дня воспитанников Александровского лицея. Режим благоприятствовал свободному развитию физических и умственных сил воспитанников.
Занимались воспитанием по 7 часов в день с перерывами. Занятия чередовались с прогулками, отдыхом. Отдых чаще всего был заполнен занятиями по предметам изящных искусств и гимнастическими упражнениями. Такое разумное чередование занятий и отдыха предупреждало возможное уставание воспитанников.
Для физических упражнений воспитанников, кроме регулярной гимнастики, была школа обучения верховой езде, плаванию, а в зимнее время для лицеистов устраивались в парке ледяные горки [8, 9]. Также внимание было обращено на пение и музыку, где лицеисты приобрели известность своими концертами даже за стенами лицея.
Как видим из приведенного примера, физическое воспитание лицеистов было направлено на самосовершенствование, гармоничное развитие личности молодого поколения, находилось на довольно высоком уровне, но уклон делался на воспитание воинов. Например, в Сухопутном кадетском корпусе и других военных заведениях изучались: фехтование, верховая езда и немного позже - «мячиковая» игра, танцы. Подобные предметы изучались в Морском кадетском корпусе, основанном в 1752 г., Греческой гимназии, в Пажеском корпусе. Фехтование являлось в то время одним из основных средств физического воспитания и изучалось в четырех учебных заведениях.
Уроки фехтования проходили в рекреационных залах, а специально оборудованного помещения не имелось; так обстояло и в других учебных заведениях. Лучше были созданы условия для занятий верховой ездой. Корпусы имели большой, светлый каменный манеж у берега Невы и 30 лошадей. Преподаватели выписывались из-за границы.
Каково же обстояло дело в учреждениях Ведомства Императрицы Марии, в которое преимущественно входили женские учебные заведения? В 1764 г. по инициативе И. И. Бецкого был основан в окрестности Петербурга в Новодевичьем монастыре Смольный институт благородных девиц. Это было первое государственное среднее учебно-воспитательное заведение закрытого типа для женщин [2]. И. И. Бецкой ставил главной задачей института формирование привычек и добродетели в духе дворянской морали. В институт принимали девочек 6-ти лет на двенадцатилетний срок. Для поступления требовали удостоверение о дворянском происхождении ребенка, а также подписку родителей, что они не потребуют дочерей ранее этого срока.
Воспитанницы делились на четыре возраста, по 3 года каждый. Предметами обучения в первом возрасте были: закон божий, русский язык, арифметика, иностранный язык, шитье, вышивание, рисование, музыка, танцы. Во втором возрасте прибавлялись еще несколько предметов. Также было и в третьем возрасте. Четвертый возраст посвящался повторению пройденного.
Из учебного плана видно, что предмет «физическая культура» не преподавался, не проходило обучение двигательным действиям (кроме танцев) для развития моторных качеств. Физическое образование заменялось танцами, рукоделием, различными играми другого аспекта направленности, т. к. их готовили для обслуживания дворянских семей в качестве "первых наперсниц дочерей дворянина". Опыт деятельности Смольного института благородных девиц способствовал появлению дворянских пансионов для женщин, но кроме танцев, в них также не уделялось внимания физическому воспитанию.
В 1797 году Екатерина II создает комиссию об учреждении народных училищ в Российской империи и открывается Петербургское главное народное училище. Директором был приглашенный в Россию серб Ф. И. Янкович. Оно имело пятилетний срок обучения и состояло из 4 классов, последний был двухгодичный, который включал языки, историю, математику, черчение, рисование и др. Как такового «физического воспитания» также не было и не изучалось, но имелись внеклассные часы, на которых проводились уроки по подвижным играм, гимнастическим упражнениями и т. д. Воспитанники теоретически и на практике изучали формы и методы организации учебной работы. Квалифицированный состав преподавателей, новые методы преподавания, гуманное педагогическое руководство школой со стороны Ф. И. Янковича поставили училище в ряд крупных передовых учебных заведений России. Например, Ф. И. Янкович в «Руководстве учителям народных училищ Российской империи» в 1789 г. обратил внимание и на физическое воспитание с точки зрения охраны здоровья и нравственности.
Заключение
В результате преобразований правительства Петра I в России утвердилась абсолютная монархия, были созданы современная армия и военно-морской флот, экономическая политика обеспечила рост промышленности и торговли. При Петре I основное внимание физическому воспитанию было уделено только в военных учебных заведениях: Морской академии, Сухопутном шляхетном корпусе. При правлении Екатерины II сдвиг в сторону физического воспитания был более существенен; оно появилось не только в шляхетных кадетских корпусах, но и в институтах благородных девиц и им подобных воспитательных заведениях. К числу основных средств физической культуры в учебных заведениях Санкт-Петербурга
XVIII века следует отнести: гимнастику, верховую езду, плавание, катание в парке с ледяных горок, фехтование. Физическое воспитание обучающихся было концентрированно направлено на самосовершенствование, гармоничное развитие личности молодого поколения, с акцентом развития кондиций будущего воина.
Список литературы
1. Экономическое развитие 18 века. URL: https://spravochnick.ru/ekonomika/ponyatie ekonomicheskogo razvitiya/ekonomicheskoe razvitie
18 veka/.
2. Культура 18 века (Часть 1). URL: https://dzen.ru/a/X04rt-yOYiLVkG0o.
3. Сунь Ч. Роль личности в истории (на примере Канси и Петра I). История и современное мировоззрение. 2022; 4(1): 46-50.
4. Коновалов И. Е., Кузнецова З. М. Физическое воспитание в музыкальных средних специальных учебных заведениях: историческое наследие и современные проблемы. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2011; 6(3): 8690.
5. Фокин А.М., Пугачев И.Ю., Родичкин П.В., Малышева Е.В. Конкретизация содержания физического воспитания в Российской империи конца XIX - начала XX века. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(2): 222-226.
6. Фокин А.М., Овчинников В.П., Шелкова Л.Н., Белоруссова С.А. Социокультурные предпосылки формирования физического воспитания в Российской империи конца XIX -начала XX века. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(2): 217-221.
7. Физическая культура в России с XVIII в. И первой половине XIX века. URL: https://studfile.net/preview/7237520/page:7/.
8. Кузнецов А.С., Кузнецова З.М. II Съезд членов общественной организации "Российское профессорское собрание". Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019; 14(4): 5-7. DOI 10.14526/2070-4798-2019-14-4-5-7.
9. Кузнецова З.М., Кузнецова Е.А. X Международный Конгресс "Спорт, Человек, Здоровье". Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021; 16(4): 5-7. DOI 10.14526/2070-4798-2021-16-4-5-7.
References
1. Economic development of the 18th century. URL: https://spravochnick.ru/ekonomika/ponyatie_ekonomicheskogo_razvitiya/ekonomicheskoe_razvitie _18_veka/.
2. Culture of the 18th century (Part 1). URL: https://dzen.ru/a/X04rt-y0YjLVkG0o.
3. Sun H. The role of personality in history (on the example of Kangxi and Peter I). Istoriya I sovremennoe mirrovozrenie. 2022; 4(1): 46-50 [In Russ.].
4. Konovalov I. E., Kuznetsova Z. M. Physical education in musical secondary specialized educational institutions: historical heritage and modern problems. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskieproblemy fizicheskoj kul'tury Isporta. 2011; 6(3): 86-90 [In Russ.].
5. Aleksandr M. Fokin, Igor Yu. Pugachev, Pavel V. Rodichkin, Elena V. Malysheva. Specification of physical education content in the Russian Empire of the late XIX - early XX centuries. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(2): 222-226 [In Russ., In Engl.].
6. Aleksandr M. Fokin, Vladimir P. Ovchinnikov, Lyudmila N. Shelkova, Svetlana A. Belorussova. Socio-cultural prerequisites for the formation of physical education in the Russian Empire at the end of the XIX - beginning of the XX century. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-
biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(2): 217-221.
7. Physical culture in Russia since the XVIII century. And the first half of the XIX century. URL: https://studfile.net/preview/7237520/page:7/.
8. Aleksandr S. Kuznetsov, Zinaida M. Kuznetsova. II Congress of the public organization "Russian Professorial Assembly".members. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2019; 14(4): 5-7. DOI 10.14526/2070-4798-2019-14-4-5-7 [In Russ., In Engl.].
9. Zinaida M. Kuznetsova, Elena A. Kuznetsova. X International Congress "Sport, Man, Health". Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2021; 16(4): 5-7. DOI 10.14526/2070-47982021-16-4-5-7 [In Russ., In Engl.].
Статья поступила в редакцию: 16.08.2024
Колосова Екатерина Матвеевна - кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, 191186, Россия, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, дом 48, e-mail: [email protected] Фокин Александр Михайлович - кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, 191186, Россия, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, дом 48, e-mail: [email protected] Пугачев Игорь Юрьевич - кандидат педагогических наук, доцент, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, 392000, Россия, г. Тамбов, ул. Интернациональная, дом 33, e-mail: [email protected]