УДК 796.8 DOI 10.14526/2070-4798-2019-14-159-167
Физическое воспитание и гребно-парусная подготовка в морских и мореходных учебных заведениях России
Зуб И.В.1*, Курысь В.А.1, Акименко А.В.2
'Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, г.
Санкт-Петербург, Россия ORCID 0000-0001-9381-3761, zubiv@mail.ru* ORCID0000-0002-6785-5287, kuris@mail.ru 2Национальный Государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф.
Лесгафта, г. Санкт-Петербург, Россия ORCID 0000-0002-3904-0574, sail470@bk.ru
Аннотация: Физическое воспитание с самого зарождения мореходного образования в России на рубеже XVII-XVIII веков играло большую роль в подготовке специалистов морской отрасли. История становления морских классов, мореходных училищ, институтов, высших учебных заведений морской направленности на протяжении 300 лет подтверждает неразрывность интеллектуальных, физических и морально-нравственных аспектов в образовательной деятельности. Методы исследования. В работе использован анализ и обобщение научно-методической и исторической литературы. Результаты и обсуждение. Физическое воспитание в морских учебных заведениях России было факультативным, но обязательным предметом, так как занятия по физической подготовке проводились после всех обязательных предметов. В программу была включены гимнастика, подвижные игры, танцы и фехтование. В 1890 году выходит программа по ведению внеклассных занятий по обучению физическим упражнениям в кадетских корпусах. В летнее время обучающиеся преодолевали полосу препятствий, обучались плаванию в открытых водоёмах. В зимнее время для обучающихся устраивались во дворе училища каток и катальные горки. Кроме физического воспитания в морских учебных заведениях в разделе морской практики, обучающиеся занимались хождением на шлюпках как на вёслах, так и под парусом. Шлюпочные занятия проводились в летний период, такая традиция сохранилась и в наше время. Кроме развития базовых навыков управления судном, занятия на шлюпках формировали навыки командного взаимодействия, умения использовать в своих интересах природные стихии - воду и ветер, что чрезвычайно важно для успешного освоения морской профессии. Заключение. В связи с появлением в настоящее время, на судах и кораблях морского флота специалистов узкого профиля, разрабатываются комплексы профессионально-прикладной физической подготовки для каждой специальности. Но специальная физическая подготовка даже наличие на судах и кораблях современных средств спасения не теряет своей актуальности. Обучающиеся в морских учебных заведениях должны уметь управлять шлюпкой, ходить как на веслах, так и под парусом, уметь плавать.
Ключевые слова: физическое воспитание, морское образование, гребная и парусная подготовка, гимнастика.
Для цитирования: Зуб И.В.*, Курысь В.А., Акименко А.В. Физическое воспитание и гребно-па-русная подготовка в морских и мореходных учебных заведениях России. Педагогико-психологиче-ские и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019; 14(1): 159-167. DOI 10.14526/2070-4798-2019-14-159-167
Physical upbringing and rowing and sailing training in naval and nautical
educational establishments of Russia
Igor V. Zub1*, Victor A. Kurys1, Andrey V. Akimenko2
1Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping
Том 14 № 1 2019
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Sankt-Petersburg, Russia ORCID 0000-0001-9381-3761, zubiv@mail.ru* ORCID0000-0002-6785-5287, kuris@mail.ru 2Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health
Sankt-Petersburg, Russia ORCID 0000-0002-3904-0574, sail470@bk.ru
Abstract: Physical upbringing was very important in training specialists of naval sphere since nautical education appearance in Russia at the turn of the XVII-XVIII century. The history of naval classes, nautical schools, Institutes, higher educational establishments during 300 years proves close connection between intellectual, physical and moral- ethic aspects in educational activity. Materials. The main historical factors revelation, which reflect students' physical upbringing development, at nautical educational establishments of Russia. Research methods. Information sources analysis and summarizing. Results. Physical upbringing in nautical educational establishments in Russia was the optional, but compulsory subject as physical training lessons were held after all compulsory subjects. The program included gymnastics, outdoor games, dancing and fencing. In 1890 there appeared the program of extracurricular physical culture lessons introduction into cadet schools. In summer students overcame an obstacle course, learned to swim in surface water bodies. In winter students had an opportunity to use skating rinks and slides in the yard of the school. Apart from physical upbringing students went boating both rowing and sailing. They went boating in summer and this tradition still preserves. Boating provided not only basic naval skills development, but also formed the skills of team interaction, the ability to use natural powers: water and wind. And it is extremely important for naval profession mastering. Conclusion. As nowadays marine fleet ships have a lot of subspecialists, the complexes of professionally applied physical training are created for each specialty. However, special physical training is still very relevant, though ships and marine vessels have modern rescue equipment. Students at nautical educational establishments should know how to go boating, rowing and sailing, should know how to swim.
Keywords: physical upbringing, nautical education, rowing and sailing training, gymnastics.
For citation: Igor V. Zub*, Victor A. Kurys, Andrey V. Akimenko. Physical upbringing and rowing and sailing training in naval and nautical educational establishments of Russia. The Russian Journal of Physical Education and Sport. 2019; 14(1): 159-167. DOI 10.14526/2070-4798-2019-14-159-167
Введение
Физическое воспитание с самого зарождения мореходного образования в России на рубеже ХУП-ХУШ веков играло большую роль в подготовке специалистов морской отрасли. История становления морских классов, мореходных училищ, институтов, высших учебных заведений морской направленности на протяжении 300 лет подтверждает неразрывность интеллектуальных, физических и морально-нравственных аспектов в образовательной деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для специальностей плавсостава, судоводителей [1], судомехаников [2] и электромехаников [3], является единым для подготовки по направлениям, как для граж-
данского, так и для военно-морского флота. Во ФГОСах физическая культура относится к базовым предметам. Служба на флоте всегда требовала хорошей физической подготовки, так как специалистам флота часто приходится работать в условиях, не характерных для человека - находиться подолгу в замкнутом пространстве, в отрыве от родных, работать в условиях качки и т.п. Работа в таких условиях требует не только развитых физических, но и психологических качеств. При подготовке специалистов для флота на занятиях по физической культуре уделяется внимание не только общей, но и специальной профессионально-прикладной физической подготовке.
Основной целью работы явилось выяв-
ление основных исторических фактов, отражающих развитие физического воспитания обучающихся в морских учебных заведениях России.
Материалы и методы
В работе использован анализ и обобщение научной-методической и исторической литературы. Было проведено исследование, в котором рассматривалось применение гребной и парусной подготовки для обучающихся в мореходных учебных заведениях России. Исторический метод исследования предполагал рассмотрение объекта исследования как непрерывно изменяющемся во времени, что дало возможность сделать обоснованные выводы, какая роль отводилась на всем протяжении существования мореходного образования физическому воспитанию, гребной и парусной подготовке.
Результаты и обсуждение
Физическое воспитание в морских учебных заведениях России было факультативным, но обязательным предметом, так как занятия по физической подготовке проводились после всех обязательных предметов. В программу была включена гимнастика (упражнения на машинах и вольные упражнения) и подвижные игры, танцы и фехтование [4, 5]. В летнее время обучающиеся преодолевали полосу препятствий, занимались плаванием [5]. На первых этапах морского образования знания передавались от преподавателя к обучающемуся, но, по мере развития образования стали печатать учебники, появились программы по многим предметам. Как описывает обучение того времени историк флота российского Зеленой А.И. [6], что не было ни программ, ни классов, в их современном понимании, и даже не были точно установлены сроки обучения. Первый учебник по морской практике был опубликован в 1804 году [7, 8].
В программу по морской практике было включено хождение на шлюпках под парусом и на веслах, а также самостоятельное управление шлюпками, как под парусом, так и на веслах. В периодической печати появляются статьи по управлению шлюпками для юных моряков, рассматриваются вопросы управления шлюп-
кой под парусом, даются практические советы по управлению парусами [9]. В связи с произошедшими реформами морского образования дифференцировалось и преподавание морской практики, в 1874 году вышел учебник по морской практике для юнг и воспитанников мореходных школ [10, 11]. В этом учебнике рассматривается классификация морских шлюпок, управление шлюпками под парусом и при хождении на веслах. В конце XIX века флот интенсивно оснащался паровыми шлюпками, что не могло не сказаться на преподавании морской практикой, в 1880 году выходит книга «Управление парусными и паровыми судами и шлюпками» [12].
Такие исторические личности как адмирал Г. И. Бутаков, в своей деятельности помимо морской выучки и моральных качеств высоко ценил физическую выносливость моряков. Разработанные им военно-педагогические требования к практике обучения и воспитания, спортивно-массовой работы внесли определенный вклад в наращивание боеспособности личного состава военно-морского флота, и физическая подготовка стала составной и неотъемлемой частью боевой подготовки. Его ученик вице-адмирал С.О. Макаров, также считал, что шлюпочная подготовка обязательна для всех, кто связан с морской профессией.
С момента становления морского образования в России, мореходное и морское образование тесно переплетались. Мореходные учебные заведения готовили специалистов для коммерческого (торгового) флота, а морские учебные заведения готовили специалистов для военно-морского флота. Лица, окончившие мореходные учебные заведения и получившие звание штурмана или шкипера, освобождались от службы в армии (рекрутской повинности) на все время работы на судах торгового флота [13].
В 1699 году в Москве открылась «Школа математических и навигацких наук», положившая начало мореходному образованию в России. В 1786 году в Санкт-Петербурге открылось «Водоходное училище» [14], которое просуществовало до 1797 года, когда вышло распоряжение о прекращении набора и распределении учащихся по канцеляриям, а учителей - в народные
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
школы. Однако уже в 1805 году по инициативе купечества, понимавшего, что для обеспечения торговли необходимо развивать собственный коммерческий флот, морское образование в России было возобновлено на базе мореходных классов рижского уездного училища. Еще через три года, в 1808 году, в Санкт-Петербурге при городской верфи было учреждено судостроительное училище, а в 1829 году на его базе, по инициативе Министра финансов графа Егора Францевича-Канкрина, создано училище торгового мореплавания, которое уже через год своего существования перешло в ведение Морского Министерства и было преобразовано в роту торгового мореплавания при первом учебном морском экипаже (позднее, в 1854 году, рота была присоединена к Штурманскому училищу). Примерно в это же время, в 1834 году, было учреждено Херсонское училище торгового мореплавания, а в 1842 году в Архангельске и Кеми открыты самостоятельные шкиперские курсы [14]. Выпускники Херсонского училища после его окончания служили на военно-морском флоте кондукторами корпуса штурманов [15].
С 60-х годов XIX столетия прогрессивные деятели русского торгового судоходства неоднократно поднимали проблему создания отечественной системы подготовки кадров для торгового флота, способной обеспечить флот достаточным количеством специалистов. В 1867 году специальная комиссия утвердила новое положение о мореходных классах. На основании этого положения 1 июля 1898 году в Одессе были открыты классы торгового мореплавания при Одесском коммерческом училище, которые в 1901 году были преобразованы в Одесское училище торгового мореплавания. Вторым учебным заведением, предназначенным для подготовки судоводителей дальнего плавания, стало торгово-мореходное училище, учрежденное 2 июня 1899 года в Архангельске.
В 1876 году по инициативе Вице-Командора Санкт-Петербургского речного яхт-клуба Александра Ивановича Лера было принято решении об открытии в Санкт-Петербурге мореходных классов [16]. Мореходные классы прошли сложный путь становления, меняли
свой статус и наименование в настоящее время бывшие мореходные классы - это государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова.
На протяжении всего периода становления морского образования в России большое внимание уделялось физическому воспитанию обучающихся. Уже в первых мореходных классах (с 1805 года) обучающиеся знакомились с устройством бота, занимались греблей, получали навыки управления лодкой рулем и парусами, плаванию и стрельбе из пушек, ружейным приемам [13]. Стрельба не случайно была включена в программу физического воспитания, как видно из истории развития мореходного образования, оно переплеталось с морским образованием. В период обучения Ф.Ф. Ушакова в Морском шляхетном кадетском корпусе (1761 - 1766) в список обязательных дисциплин входило фехтование и танцы, составляющие основу физического воспитания кадетов [17]. Упоминаний о том, что в данный период в программу были включены гребные и парусные занятияна шлюпках нет. Вероятно, это связано с тем, что гребно-парусная подготовка была включена в программу морской практики, что видно из более поздних источников, где дается программа по шлюпочным занятиям, которые содержат гребную и парусную подготовку, управление шлюпкой, такелажные работы [18, 19]. Примерно такая же программа по морской практике была и при подготовке специалистов для гражданского флота [20]. В 1844 году в Штурманском училище была введена гимнастика, а с 1853 года для обучающихся старших классов были введены уроки танцев, а с 1860 года танцам стали обучать всех, но занятия по гимнастике были отменены, для того чтобы больше времени оставалось обучающимся на приготовление уроков. Но для физического развития в зимнее время был каток и катальные горки во дворе училища. Летом младшие классы отправлялись в Госпитальные бараки на Ораниенбаумском берегу, где занимались гимнастикой. Затем занятия по гимнастике в штурманском училище вернули, но они проходили во внеурочное время. Во время практических занятий обучающиеся ходили
на шлюпках на веслах и под парусами, учились управлять шлюпкой [6].
По годовым отчетам командования учебных заведений [21, 22, 23, 24, 25] видно, что большое внимание уделялось физическому развитию кадетов несмотря на то, что ещё не были утверждены программы по их физическому воспитанию. Судя по отчётам, считалось, что физическое воспитание способствует воспитанию нравственному. Занятия по гимнастике проходили 4 раза в неделю. Гимнастика проводилась по системе г-на Дерона, который лично проводил занятия. После отъезда г-на Дерона за границу вместо него были назначены: главным распорядителем гимнастического обучения капитан-лейтенант Хомченко, а его помощником прапорщик корпуса флотских штурманов Афанасьев.
Обучение гимнастике делилось на два раздела:
1) «Упражнение на машинах» -лазание; по канату, которые были подвешены вертикально и под уклоном; по мачтам и лестницам. Также в программе были прыжки через коня и вал, взбегание на наклонную плоскость, хождение по мачте, уложенной горизонтально.
2) «Упражнения в вольных движениях и с ружьями»: сгибание рук и туловища, прыжки, плавание, обучение егерскому шагу и маршировке.
3) Недельное расписание по физической подготовке было составлено следующим образом:
- понедельник с 12.00 до 13.00 обучение гимнастике. Занятия проходили в специальном зале в здании адмиралтейства;
- вторник, среда с 11.30 до 12.30 - гимнастика;
- средас 13.00 до 14.30 - тир;
- среда с 18.00 до 20.00 по расписанию часть кадетов занимается танцами;
- четверг с 11.30 до 12.30 кроме двух старших классов кадеты занимаются гимнастикой;
- пятница две из очередных смен с 11.30 до 12.30 занимаются танцами;
- пятница с 13.00 до 14.30 очередная смена занимается в тире.
Танцы. Обучение танцам проводилось учителем танцев Гатчинского Сиротского Института губернским секретарем Лебедевым. Танцами кадеты занимались два раза в неделю.
В летнее время кадеты занимались плаванием в специально отведённых местах. В свободное время кадеты играли в различные игры на свежем воздухе. В середине XIX века в морском корпусе среди предметов, часть из которых относится к внеклассным, но обязательным занятиям: астрономические наблюдения, черчение, артиллерийское учение, некоторые из них направленных на физическое развитие обучающихся - стрельба в цель, гимнастика, танцы, фехтование. Морская практика, которая начинается со второго курса, включает в себя хождение на шлюпках под парусом и на веслах [26, 27].
В.А. Римский-Корсаков, возглавивший с 1861 года Морской корпус, придавал большое значение развитию морского образования, разностороннему воспитанию будущих морских офицеров. Особое внимание он уделял учебно-воспитательному воздействию на обучающихся физических упражнений - прогулок и походов на парусных судах по рекам, озёрам и морям, плаванию и другим видам спорта, предлагая вводить все это в качестве обязательного элемента физической подготовки обучающихся [28, 29]. Занятия на шлюпках развивают разносторонние качества обучающихся, дают практические знания, формируют умение управлять судном при любых обстоятельствах, что позволяет ему подготовиться к любым случайностям, которые могут возникнуть на морской службе [30]. Не случайно во время пребывания на корабле в ходе учебного плавания обучающимся предоставлялся выбор сойти в увольнение на берег или кататься на шлюпках под парусами и на веслах [31]. Также в программе по учебным предметам для военных учебных заведений и гимназий, содержатся разделы, как по ручному огнестрельному оружию, так и по холодному оружию, его применению, уходу за ним и изготовлению [31].
Физическое воспитание органично входило в структуру образования того времени. Некоторые общественные деятели предлагали для
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
подготовки специалистов морской отрасли создать морскую плавучую школу, в которой воспитанникам среди прочих предметов и занятий, направленных на физическое развитие, предоставлялась бы лазить по вантам. В учебных заведениях предлагалось ввести ежедневный четвертый (часовой) урок для гимнастических упражнений, к числу которых можно отнести и танцы [21]. Но так было не везде, в частных навигационных школах обстановка с физическим воспитанием была иной, так как там и учились те, кто имел плавательный ценз, и часто весь преподавательский состав школы состоял из одного учителя, который преподавал им теори-тические предметы, давал им практические знания и наблюдал за нравственным и физическим воспитанием [23].
Для проверки навыков управления шлюпкой проводились гонки под парусами без рулей. Шлюпками управляли исключительно воспитанники, которые должны были сами мыть закрепленные за ними лодки, исправлять такелаж, чинить паруса. Время занятий распределялось следующим образом - 1 час 45 минут хождение под парусом и 15 минут уделялось обучению гребле. Занятия проводились утром и в дневное время. В вечернее время воспитанники на своих гребных судах под руководством офицера отправлялись на водные прогулки, «но не в город, напротив, подалее от него». К шлюпкам придавался паровой катер сопровождения с фельдшером.
Назначенные старшины шлюпок выполняли свои обязанности в течение трех дней: первые два дня они учились управлять шлюпками с рулями, а на третий день - без рулей, только с помощью парусов. В гонках на шлюпках под парусами без использования рулей принимали участие только воспитанники. В такой гонке очень важна командная работа - недоверие к старшине, его командам, отсутствие слаженной работы экипажа приводит к поражению. Таким образом, гонки под парусами воспринимались не как катание для развлечения, а как органичная часть учебного процесса - способ реализации знаний и умения управлять парус-но-гребным судном [22]. У воспитанников, при
парусной гонке, появляется чувств воды и ветра, они учатся определять правильный курс шлюпки при волнении, чтобы не потерять скорость, определяют расстояние до поворота при гонке, что развивает такое важное качество для штурмана как глазомер. При возникновении не штатных ситуаций, старшина шлюпки должен уметь принять правильное решение, что воспитывает такие необходимые для морского офицера качества, как смелость, решительность, самостоятельность.
Адмирал Е.В. Путятин писал, что «кроме привычки к морю и жизни на нем, моряк должен обладать верностью глаза, спокойствием духа и находчивостью, необходимыми для правильного управления судном при многих неожиданных случайностях на море; но эти качества могут образовываться не иначе, как на море и притом постепенно в молодые годы» [18].
В 1890 году выходит программа по ведению внеклассных занятий по обучению физическим упражнениям в кадетских корпусах [5]. В ней, физические упражнения должны содействовать: укреплению здоровья кадет, развить их телесные силы и прививать им любовь к физической деятельности; умению в преодолении препятствий; освоению различных движений.
В программе даётся описание физических упражнений, которые систематизированы по разделам:
- гимнастика и подвижные игры. В этот раздел входили упражнения без снарядов, с подвижными снарядами и на неподвижных снарядах. Обучение подвижным играм. На старших курсах в летнее время кадеты обучались преодолению препятствий, занятия были адаптированы под их возраст. Уроки гимнастики и обучение подвижным играм проводились по 2 часа, еженедельно, во всех классах. После вечерних занятий во всех классах проводились ежедневные занятия гимнастикой по 15 минут. В летнее время для младших курсов отводилось по 2 часа на гимнастику и подвижные игры, для старших курсов на эти разделы отводилось по 3 часа;
- фехтованию обучали кадет старших курсов. На занятиях по фехтованию кадет обучали приёмам фехтования на рапирах и «вольно-
му» бою. На обучение фехтованию каждому кадету отводилось по 10 минут два раза в неделю;
- плавание. В основном обучение плаванию проходило в летнее время. В этот раздел входило обучению плаванию на груди и на спине, прыжки и ныряние. Время, отводимое для обучения плаванию, лимитировано не было, но указывалось, что младшие курсы обучаются плаванию во время купания, а старшие по возможности ежедневно;
- танцы. Этот раздел способствовал выработке свободных, ловких и красивых движений. Изучались танцы образовательные и общественные. На обучение танцам отводился 1 час в неделю независимо от кура обучения.
Обязательным для всех кадет были и строевые занятия, которыми занимались 2 часа в неделю. На усмотрение командования корпусом на младших курсах, можно было еженедельно отводить по три часа на гимнастику с подвижными играми и по одному часу на строевые занятия, в зависимости от времени года, и в зависимости от успехов кадет в освоении упражнений. Занятия физическими упражнениями должны распределяться в течение недели равномерно и должны были проводить на свежем воздухе.
В программу летних, практических занятий морского кадетского корпуса [19] входили следующие разделы: гребля и управление шлюпкой под веслами; управление шлюпкой под парусами. Для разных рот, была своя программа, чем старше курс, тем сложней программа. На старших курсах помимо указанных разделов изучалось: управление шлюпкой на течении, в прибое и при оказании помощи, приставание к берегу, выход в море против прибоя, как пристать к судну, терпящему бедствие. В практические занятия по артиллерии входили стрельбы не только из орудий, но из винтовки.
О качестве подготовки кадетов говорит случай, который описан в работе [20, 21]. Кадеты на спор прошли на шлюпке под парусом от Балтийского порта (ныне г. Палдиски) до Санкт-Петербурга. В походе участвовало два кадета. Из навигационных приборов у них был только компас. Весь путь они прошли за 13 дней 7 часов и 35 минут. Описывая свое путешествие, они ука-
зывали, какие трудности приходилось им перенести, основное, на что жаловались - это отсутствие возможности хорошо поспать. Остальные испытания с непогодой и управление парусами не вызывали у них больших проблем.
Но в тоже время, мы находим и такие записи [12], что после реформы 1860-х годов в Инженерном училище Императора Николая I, были изъяты ружья, что привело к отмене строевых занятий и обучению стрельбе. В связи с отсутствием гимнастических снарядов гимнастика в этом училище была отменена, осталась только утренняя гимнастика.
В учебных заведениях, готовящих кадры для флота, хождения на шлюпках под парусом и на веслах является обязательным предметом подготовки будущих командиров, вне зависимости готовятся кадры для торгового или военного флота. Кроме начальных навыков управления судном и командой, гребно-парусная подготовка служит для развития физических и психологических качеств.
В тоже время на флоте, для дальнейшей заинтересованности матросов и офицеров в освоении и развитии навыков гребной и парусной подготовки, под руководством вице-адмирала Бутакова Г.И. 21 мая 1858 года в г. Николаеве, проводятся первые соревнования. В соревнования были включены следующие дисциплины: гонки шлюпок на веслах и под парусами и бег «гимнастическим шагом» на 1,5 версты. Шлюпки в зависимости от их размеров были разделены на «разряды» [20].
Следующие соревнования состоялась 8 и 9 сентября 1860 года, также в г. Николаеве. В этот раз было проведено две парусные гонки, одна из гонок была под парусами без рулей, данная гонка вызвала большой интерес, так как ранее она нигде не проводилась, это было чисто русское изобретение. Управление без руля идёт не только парусами, но ещё креном и дифферентом. В этой гонке успех зависел от слаженности работы экипажа, умению быстро и точно выполнять команды командира шлюпки. В эти же дни были проведены соревнования в стрельбе из нарезных ружей [20].
Гонка под парусом и на веслах, бег,
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
стрельба и плавание вошли в профессионально-прикладной вид спорта - морское многоборье. Данный вид спорта получил широкое развитие в советский период, затем в постсоветский период морское многоборье, как и многие другие профессионально-прикладные виды спорта, пришли в упадок. Сейчас морское многоборье получило новый виток своего развития. В состав современного морского многоборья входят такие виды: гребля на ялах, гонка под парусом на ялах, бег, стрельба и плавание.
Заключение
Развитие морского образования влекло за собой и развития физического воспитания, так ка профессия моряка всегда требовала хорошего здоровья, развития специальных физических качеств, позволяющих быстро ориентироваться в сложной, быстро изменяющейся обстановке в условиях морского боя или сложной навигационной обстановке. Офицеры, проходя службу на судах и кораблях, обучали навыкам гребли и хождению под парусом матросов, что являлось не только хорошей профессиональной, но и физической подготовкой, умением работать в команде. От умения плавать, управлять шлюпкой под парусом, уметь грести порой зависела жизнь моряков. Кроме этого, постоянные тренировки вырабатывали волевые качества, физические упражнения положительно сказывались как на физических, так и на психологических качествах членов команды. Устойчивая психика членов команды очень важна при нахождении в замкнутом пространстве корабля длительное время.
В связи с появлением в настоящее время, на судах и кораблях морского флота специалистов узкого профиля, разрабатываются комплексы профессионально-прикладной физической подготовки для каждой специальности. Но специальная физическая подготовка даже наличие на судах и кораблях современных средств спасения не теряет своей актуальности. Обучающиеся в морских учебных заведениях должны уметь управлять шлюпкой, ходить как на веслах, так и под парусом, уметь плавать.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.05 «Судовождение». URL: http://base.garant.ru/71 9i7998/53f8942ibbdaf74ieb2diecc4ddb4c33/#fri ends
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.06 «Эксплуатация судовых энергетических установок». URL: http://base.garant.ru/71918000/53f89 421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.07 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики». URL: http://base.garant.ru/ 71918000/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
4. Прошедшее и будущее в воспитании моряка. Морской сборник. 1856; XXII(7): 204-216.
5. Тыринов С. Управление шлюпками. Для юных моряков. Морской сборник. 1854; XIII(9): 40 - 44.
6. Вейнберг А. Несколько слов о херсонском училище торгового мореплавания. Морской сборник. 1857; ХХ1Х(6): 296 - 304.
7. Извлечение из отчёта директора морского кадетского корпуса вице-адмирала Давыдова за 1855 год. Морской сборник. 1856; XXI(4): 8 - 51.
8. Извлечение из отчёта инспектора всех учебных морских экипажей генерал-лейтенанта Кохиуса за 1855 год. Морской сборник. 1856; XXI(4): 79 - 158.
9. Извлечение из отчёта командира первого штурманского полуэкипажа генерал-майора Голенищева-Кутузова за 1855 год. Морской сборник. 1856; XXI(4): 52 - 78.
10. Отчёт об инженерном и артиллерийском училище морского ведомства за 1857 год, представленное Начальником Училища Капитаном 1-го ранга Сиденснером. Морской сборник. 1858; XXXIV(4): 185 - 220.
11. Отчет о штурманском училище за 1857 год, представленный Начальником она-го, Генерал-Майором Голенищевым-Кутузовым.
Морской сборник. 1858; XXXIV(4): 221 - 250.
12. Римский-Корсаков В.А. капитан 1 ранга. О морском воспитании. Морской сборник. 1860; XLVII Часть III(7): 209 - 250.
13. Овсянкин П. Воспоминания о плаваниях на шлюпках. Морской сборник. 1875; CLI(12): 139 - 155.
14. Несколько слов о соображениях об устройстве морского воспитания на новых началах. Морской сборник. 1860; XLVI Часть III(5): 73 - 82.
15. Королев Ф. Об учении и воспитании. Морской сборник. 1860; XLIX Часть III(10): 1 - 27.
16. Учреждения для развития торгового мореплавания в Рижском порту. Морской сборник. 1859; XLIV Часть IV(11): 1 - 13.
17. Брылкин капитан 1-го ранга. Исторический журнал отряда судов морского и технического училища за компанию 1879 года. Морской сборник. 1880; CLXXVIII(6): 1 - 110.
18. Соображения об устройстве морского воспитания в России на новых началах (сообщено адмиралом Путятиным Е.В.). Морской сборник. 1859; XLIV Часть III (12): 465 - 479.
19. 519 миль морем на шлюпке. Компас. Литературный журнал Морского кадетского корпуса. 1905; 4: 181 - 189.
20. 519 миль морем на шлюпке. Компас. Литературный журнал Морского кадетского корпуса. 1905; 5: 180 - 184.
21. Гонка гребных судов и состязание между матросами и солдатами в гимнастическом шаге, в Николаеве, 21 мая 1858 года. Морской сборник. 1858; XXXVIII(11): 21 - 30.
22. Гонки гребных судов под веслами и парусами, с рулями и без рулей, произведенные в Николаеве, на реке Буг. Морской сбор-
Статья поступила в редакцию: 29.01.2019
Зуб Игорь Васильевич* — кандидат педагогических наук, Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, 198035, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Двинская, дом 5/7, e-mail: zubiv@mail.ru*
Курысь Виктор Алексеевич — старший преподаватель, Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, 198035, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Двинская, дом 5/7, e-mail: kuris@mail.ru
Акименко Андрей Владиславович — аспирант, Национальный Государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, г. Санкт-Петербург, 190121, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Декабристов, дом 35, e-mail: sail470@bk.ru
ник. 1860; XLVIII Часть III (8): 185 - 201.
23. Berstein N.A. The control and regulation of movements. London: Pergamon Press.
1967.
24. Davids K., Button C., Bennett S.J. Coordination and control of movement in sport: An ecological approach. Champaign, IL: Human Kinetics. 2008.
25. McNevin N.H., Shea C.H., Wulf G. Increasing the distance of an external focus of attention enhances learning. Psychological Research. 2003; 67: 22-29. DOI: 10.1007/s00426-002-0093-6.
26. Newell K.M. Coordination, control and skill. Differing perspectives in motor learning, memory, and control. Amsterdam: North-Holland.
1985: 295-317.
27. Newell K.M., Vaillancourt D.E. Dimensional change in motor learning. Human Movement Science. 2001: 20(4-5): 695-715. DOI: 10.1016/S0167-9457(01)00073-2.
28. Poolton J.M., Maxwell J.P., Masters R.S.W., Raab M. Benefits of an external focus of attention: Common coding or conscious processing. Journal of Sports Sciences. 2006; 24(1): 89-99. DOI: 10.1080/02640410500130854.
29. Totsika V., Wulf G. The influence of external and internal foci of attention on transfer to novel situations and skills. Research Quarterly for Exercise and Sport. 2003; 74(2): 220-225.
30. Vance J., Wulf G., Tollner T., McNevin N., Mercer J. EMG activity as a function of the performer's focus of attention. Journal of Motor Behavior. 2004; 36(4): 450-459. DOI: 10.3200/
JMBR.36.4.450-459.
31. Wulf G. Attention and motor skill learning. Champaing, IL: Human Kinetics. 2007.