УДК 94(47).063
Б. Л. Шапиро
«Обучается в позитуру изрядно, ездит рысь и скачет»: кавалерийские рыцарские школы в эпоху Миниха
Известно, что гений Петра Великого дал России боеспособную регулярную кавалерию, уровень которой не только отвечал всем тактическим требованиям западноевропейского военного искусства конца XVII — начала XVIII в., но и превосходил их. Однако незавершенность петровских реформ стала причиной того, что вопрос о подготовке кадров для кавалерии не только не был решен, но даже и не был поставлен. К концу петровского правления этот вопрос был более чем актуален: именно в это время существенно изменялась тактика ведения конного боя, что закономерно повлекло за собой изменения в системе подготовки дворянства к военной службе и в системе обучения ^ верховой езде. 2
сч
Главный идеолог классической школы верховой езды мэтр Ф. Гэринье (Ге- 2г
риньер), берейтор при дворе Людовика XIV и директор манежа в Тюильри, § напрямую связывает манежное обучение с приемами современного огневого § конного боя. «Военное искусство и искусство верховой езды должны взаимно 13 дополнять друг друга, — пишет Гэринье в разделе «О военных лошадях» своего
учения. — Пассаж... сообщает приподнятость и благородство движениям ло- .й шади, идущей в голове строя. Обучая лошадь боковым движениям, ее обучают ^
5—1
четко держать строй как в голове, так и в середине эскадрона. [что] позволяет £ легко смыкать строй. С помощью вольтов заходят к противнику в спину. Пас- й сады служат для внезапного разворота навстречу неприятелю и внезапной кон- о! тратаки. Пируэты и полупируэты дают легкость быстрым разворотам в бою. .д
СЗ
Если фигуры над землей и не представляют, с военной точки зрения, непосредственного интереса, они позволяют придать лошади легкость, в которой она нуждается, для преодоления различных канав и завалов на поле боя, что нужно для безопасности и спасения жизни всадника. Наконец, можно принять за аксиому тот факт, что успех большинства боевых действий зависит от слитности движений всего строя, слаженность которого идет от исключительно от качества обучения» (Школа верховой езды, 1733)1.
Труд Гэринье дал не только понимание того, зачем военному необходимо уверенное владение лошадью, но и каким именно образом оно достигается. Неудивительно, что книга Гэринье, простая и понятная, сразу же после выхода в свет обрела широкий ряд почитателей и статус «конной библии»; знали ее и в России.
Основные постулаты французской школы оформлялись еще во времена Людовика XII, когда для него был написан трактат «Природа и достоинство лошадей» (1499—1515)2. В это же время складывалась и другая европейская школа — итальянская, в основе которой лежало искусство неаполитанских берейторов, выученных еще на византийском примере. Они обучали преимущественно молодых дворян, желающих служить в кавалерии, реализуя право и обязанность аристократии воевать в седле.
Основы этого учения были изложены первым великим мастером неаполитанской школы Ф. Гризоне в бестселлере «Правила верховой езды» (1551): там он обращается к наследию Ксенофонта, к той его части, что была написана к сыну Гриллу, служившему в афинской коннице 3. Была сделана попытка применить достижения античного искусства верховой езды к популярным в XVI в. массивным, но быстрым неаполитанским лошадям.
Параллельно с Гризоне теорию верховой езды разрабатывал его современник Ч. Фьяски в своем «Трактате о взнуздывании и манежной езде» (1556). 2 Фьяски принадлежал к феррарской школе — известному центру рыцарской G культуры.
^ Идеи Гризоне были продолжены его учеником Ж. — Б. Пиньятелли; он свел « воедино разрозненные приемы византийской, итальянской и французской школ. В качестве наиболее прогрессивного метода обучения снова названа % манежная езда. Античные традиции были окончательно пересмотрены приме-s§ нительно к современному военному искусству. «Что бы ни говорил Хрисанф у у Ксенофонта, — писал М. Монтень в главе «О боевых конях» (Опыты, 1580), — Ци вы всегда связываете и доблесть, и свою судьбу с судьбою и доблестью вашего £ коня; его ранение или смерть влекут за собой и вашу гибель, его испуг или его s ярость делают вас трусом или храбрецом; если он плохо слушается узды или § шпор, вам приходится отвечать за это своей честью»4.
^ В свою очередь достижения учеников Пиньятелли, прежде всего наставни-& ка молодого Людовика XIII А. де Плювинеля, легли в основу так называемой £ Haute Ecole — французской школы верховой езды. Они были опубликованы С
в прекрасно иллюстрированных сочинениях «Королевский манеж» (1623) и «Наставление королю в искусстве верховой езды» (1625). Достижения итальянского и французского военного искусства были осмыслены в трактате современника Плювинеля П. де ла Нуэ «Французская и итальянская кавалерия или искусство выездки лошадей по заветам этих двух наций» (1620). С этого времени связь искусства верховой езды и военного искусства становится еще более тесной.
В 1728 г. Гэринье-старшим была основана военная кавалерийская школа в Кане, слава которой скоро вышла далеко за пределы Франции: в условиях почти беспрерывных войн в Европе второй трети XVIII в. она явно выигрывала у аристократической анжерской академии5. Интересно, что здесь в списках студентов-иностранцев (ирландцев, шотландцев, швейцарцев, немцев, датчан, голландцев, неаполитанцев, фламандцев, богемцев, поляков и американцев и т.д.) встречаются и русские фамилии6. Однако не французский опыт стал той основой, из которой выросла отечественная кавалерийская школа.
Еще одна школа подготовки всадника и его лошади, выросшая на итальянском наследии, была сформирована австро-испанскими Габсбургами. Ее центр находился в Венском Хофбурге — зимней и основной резиденции двора. Здесь обучение велось исключительно на испанских (андалузских) лошадях, которые считались лучшими из всех европейских; мода на неаполитанских лошадей и неаполитанских мастеров постепенно уходит в прошлое вместе с переходом Неаполитанского королевства к испанской короне. В 1570 г. открываются Королевские конюшни и манеж в Кордове, в 1572 г. — первая Высшая школа верховой езды — Испанская школа верховой езды в Вене.
К концу первой трети XVIII в. венская школа приобрела настолько большое значение, что для ее расширения перестраивается дворец Хофбург. Главным результатом перестройки и гордостью дворца стал Испанский манеж, или Зимняя школа, а в ней так называемый «белый зал»: полный света просторный партер, окруженный высоко поднятой галереей с местами для зрителей. Украшением манежа служил выгравированный девиз: «По приказу императора
Карла VI Школа обучает молодых дворян и лошадей искусству верховой езды С!
7 ™
и военному искусству»7. ^
Австрийское военное искусство в это время было образцом для России. Еще в последние годы жизни Петр Великий применял австрийский опыт при реор- | ганизации русской кавалерии. Так, австрийской образец лежал в основе про- ^ екта конной экзерциции для Украинского корпуса М. Голицына от 1723 г.; был -с тщательно изучен боевой порядок австрийского войска8.
Замыслы Петра были продолжены его преемниками. Под влиянием ^ Б. К. Миниха уже в царствование Екатерины I было предписано вести обуче- ^ ние русской кавалерии по австрийскому образцу9. §
Новые грандиозные задачи ставятся в царствование Анны Иоанновны и решаются при ее деятельном участии. Прежде всего она стремилась создать Двор, я
не уступающий в пышности и великолепии европейским. Согласно замыслам, одновременно с перестройкой Зимнего дворца (по австрийскому примеру!)»на [Дворцовом] лугу против Зимняго дому»10 блестящий мастер русского барокко обер-архитектор Б. — Ф. Растрелли в 1732 г. воздвиг огромный манеж, роскошно убранный снаружи и внутри. Конюшенный штат придворного манежа состоял из 393 служителей и 379 лошадей, содержание которых ежегодно обходилось казне в 58 тыс. руб.11 Здесь хранилось богатейшее конское убранство «за замками и печатью в пристойных палатах и в сундуках, или в шкафах с надлежащими нумерами»12. Среди прочих встречались даже алмазные вещи: «...седло турецкое с яхонтами и изумрудами, при нем серебряные вызолоченные стремена с алмазами и яхонтовыми искрами, удило серебряное, мундштучное, оголовь и паперсть с золотым с алмазами набором, решма серебряная, вызолоченная, с алмазами, чендарь13 глазетовый, шитый серебром»14. Самой Анне Иоанновне принадлежала конская сбруя, покрытая крупными изумрудами в золоте 15. Одних только седел в придворном манеже хранилось 212 штук.
Это был «очень красивый манеж, — сообщал английский дипломат Ф. Дэш-вуд, — я думаю, [он] является самой прекрасной достопримечательностью Петербурга. Манеж выстроен весьма регулярным, хотя и из дерева. С внутренней стороны имеется круговая галерея, а арена для верховой езды очень большая и с точным соотношением [ширины и длины] два к трем»16.
Стоит отметить, что к 1733 г. Анна Иоанновна, несмотря на свои сорок лет и полноту, выучилась ездить верхом17. С подачи увлеченного лошадьми Э. И. Бирона императрица полюбила верховую езду, так что «могла по-дамски с одной стороны на лошади сидеть и летом по саду в Петергофе проезжаться»18.
Также при участии Бирона в манеже была открыта первая в России школа верховой езды — «Конская школа». Торжественное открытие состоялось 6 ноя-2 бря 1732 г. Спустя неделю Анна Иоанновна, которая разделяла увлечения своего фаворита, посетила «построенный для конной езды дом», наблюдала там ^ за конными экзерцициями, и «искусство ездящих и изрядные лошади возбудись ли у Ея Императорского Величества великое удовольствие»19.
Л
В том же месяце императрица осматривала конюшни кирасирского полка
^ Миниха, только что выстроенные у Литейного двора, и пять сотен лошадей,
5§ закупленных в Германии специально для тяжелой кавалерии20. Не менее охот-
& но императрица наблюдала за военными смотрами, в программу которых были
Ци включены конные упражнения: «.пополудни на лугу против Летнего дому
£ имелась экзерциция Лейб-гвардии Конного полку при присутствии Ее импера-
® торского величества», — свидетельствуют записи в Журнале Придворной кон-
§ торы от 25 июня и 4 октября 1734 г.21
^ В декабре 1732 г. Анна Иоанновна присутствовала на первом смотре сбор-
^ ной роты недавно учрежденного Кадетского корпуса. Смотр проходил в том
£ самом манеже; он был приурочен ко дню рождения племянницы императри-С
цы принцессы Анны. Смотру предшествовали усиленные занятия; в состав роты вошли лишь наиболее способные кадеты. Результаты смотра порадовали императрицу: в знак высочайшего расположения Корпусу было объявлено: «.сей такой корпус есть, из которого Ее Величеству впредь свою армию искусными офицерами наполнить можно будет»22 и пожаловано белое атласное знамя с российским гербом и императорским вензелем. Знамя к древку прикрепляли трое: сама Анна Иоанновна вбила первый гвоздь, второй гвоздь доверили вбить имениннице, третий — Генерал-директору Корпуса Миниху. Вторично Анна Иоанновна побывала на смотре в 1737 г., и снова осталась довольна «великой исправностью в учении»23 кадетов.
Решение об открытии кадетского корпуса принималось на волне постепенного смещения внимания с австрийского на немецкий, прежде всего прусский, военный опыт, а также опыт создания кадетских школ как кузницы кадров для монархии24. Первой европейской кадетской школой была «Рыцарская академия» в прусском Кольберге, открытая в 1653 г. для подготовки дворянских детей к воинской службе. Стоит отметить, что в дворянских академиях XVII-XVIII вв., в том числе и в кадетских, более прочих была распространена именно «рыцарская» модель образования. Так, школа в Сорё на о. Зеланд (Дания) функционировала как элитарная рыцарская академия. Основу подготовки молодых дворян составляла триада «танец, фехтование и верховая езда». Также преподавались владение оружием и другие военные (фортификация, черчение, рисунок, картография) и классические науки (история, география, право, языки). Однако каждая из школ имела свою специфику: например, Лионская академия специализировалась на модной для того времени новинке — иппо-вете-ринарии; стены академии были покрыты фресками с изображениями лошадей, в том числе и анатомическими, чтобы передать ученикам понятие о красоте лошади, ее идеальных пропорциях и строении25.
С начала XVIII в. центры подготовки военной элиты перемещаются из дворянских классических академий в профильные военные школы. В 1713 г. закрылась берлинская Королевская академия, где обучались представители 22 высшего дворянства и наследные принцы26. Академия в Кольберге также пре- С! образована согласно новым идеям: с 1703 г. она открылась под названием ка- ^ детской школы. Эта школа, как и две другие, организованные курфюрстом (в Брауншвейге и в Бранденбурге), в 1716-1717 гг. были сведены воедино | в Королевский прусский кадетский корпус на 110 человек; в корпус вошли ^ и полковые кадеты — дети дворян-кальвинистов. Королевский корпус разме- -с стился по месту пребывания двора в Берлине. Шефом корпуса был назначен четырехлетний сын короля (в будущем Фридрих Великий), что подчерки- ^ вало высокий статус заведения27. Учебный курс был традиционно ориенти- ^ рован на классическое «рыцарское» образование. По берлинскому примеру § реформируются уже существующие кадетские школы в Магдебурге (1709) и Дрездене (1725)28.
Берлинский опыт также активно использовался при создании Петербургского кадетского корпуса. Другим примером послужил кадетский корпус Копенгагена — еще одного признанного центра военного образования29. У истоков создания Корпуса стояли президент Военной коллегии Б. К. Миних и дипломат П. И. Ягужинский, выполнявший государственные поручения в Берлине, Копенгагене и Вене, осведомленный о состоянии военного образования в Европе 30.
Практическая реализация замысла возлагалась на Миниха; в помощь ему были откомандированы два офицера берлинского корпуса31. Открытие Корпуса под названием «Рыцарской академии» состоялось 17 февраля 1732 г. «Хотя... Государь Петр Великий, император, неусыпными своими трудами воинское дело в такое уже совершенное состояние привел, что оружие Российское действия свои всему свету храбростью и искусством показало. однакож... весьма нужно, дабы шляхетство от младых лет к тому в теории обучены, а потом и в практику годны были; того ради указали Мы: учредить Корпус Кадетов, состоящий из. шляхетских детей, от 13 до 18 лет. которых обучать Арифтме-тике, Геометрии, Рисованию, Фортификации, Артиллерии, шпажному действу, на лошадях ездить и прочим к воинскому искусству потребным наукам», — гласил императорский указ32.
Целевой аудиторией предполагались титулованные недоросли. Первым в корпус поступил сын сенатора А. В. Новосильцев (зачислен с 17 февраля 1732 г.)33. Среди детей «почтеннейших фамилий»34 в первом наборе находилась и назначенная императрицей дюжина праздных пажей ее младшей сестры Прасковьи Иоан-новны и первой супруги Петра I царицы Евдокии Федоровны (обе умерли в конце 1731 г.). Число желающих поступить в корпус оказалось столь велико, что штат был увеличен с планируемых 200 до 282, а затем и до 360 человек. Среди кадетов первого набора числилось 223 человека из российских дворян, 27 эстляндских, 2 16 лифляндских и 16 детей офицеров иноземцев на русской службе 35. Обучение было доступно и для великовозрастных шляхтичей: несмотря на указ, значитель-^ ная часть кадетов первых наборов на момент поступления находилась в возрасте « свыше 20 лет. Это вполне согласовывалось с европейскими тенденциями36.
За благородством происхождения учащихся следили более строго: «.поне-^ же в кадетской корпус желающих кадетов определено более трехсот человек, 5§ а все ль оные из шляхетства. (хотя оные сами о себе то и объявили) подлин-у но неизвестно, того ради. извольте о том рассмотреть накрепко — все ли оные Ер из шляхетства», — указывал Миних37.
£ На содержание корпуса первоначально выделялось 30 тыс руб.38; с увеличе-® нием числа кадетов бюджет увеличили до 63 400 руб.39 Под размещение корпуса § был передан бывший дворец Меншикова на Васильевском острове. Программа ^ учебного курса была составлена по примеру большинства рыцарских академий; ^ она представлял собой классическое для элитарного военного образования на-£ чала XVIII в. сочетание гуманитарных и специальных дисциплин, дополнен-С
ных геральдикой и генеалогией. Особую группу представляли «шляхетские искусства» — фехтование, танцы и верховая езда.
Для занятий верховой ездой отводились часть дворцового парка и расположенные между дворцом и зданием Двенадцати коллегий казенные каменные конюшни, строительство которых было начато при Петре II. «Извольте приказать для обучения кадетов на немецких лошадях близ кадетского дому, в пристойном месте сделать рейтбан немедленно. И сделать чертеж, каким образом имеет рейтгауз построен быть», — распоряжался Миних в мае 1732 г.40
Отсутствие экзерциргауза — крытого теплого помещения для занятий в непогоду — вынуждало идти на хитрости: «.берейтору обучать кадетов верховой езде в неделю по 4 дня: понедельник, вторник, четверток, пятницу. А ежели в те дни обучать за дождем будет невозможно, то вместо тех дней обучать по средам и по субботам, дабы всегда в неделю четыре дня были на рейтбане», — гласил приказ по корпусу от 19 июля 1732 г.41 Собственный манеж (рейтгауз-манеж) при корпусе был выстроен только в 1734 г.42
Распорядок дня был выстроен по берлинскому образцу43. Кадеты вставали в 4:45, в 5:30 молились и завтракали, в 6 утра уходили в классы, от 10 ч. до полудня занимались строем, после чего обедали. Вторая половина дня была похожа на первую: с 14 до 16 ч. снова занимались в классах, после чего два часа вновь занимались строем. В 19:30 ужинали, в 21 ч. играли «отбой»44.
Строевые занятия, или воинская экзерциция, относились к основным, обязательным для всех учащихся дисциплинам: ими занимались летом ежедневно, зимой — 4 раза в неделю. Только в 1737 г. был издан указ об «обучении кадетов воинской экзерциции один день в неделю, дабы не отвлекать их от прочих наук. ежели бы которые вновь определены были, или определяемы будут и воинской экзерциции не обучились и не довольно знают, таких особливо позволяется обучать по 2 дни в неделе покамест обучатся»45. Занятия верховой ездой поначалу не были обязательными; так, в первом наборе их посещало только по 4 человека из роты, т.е. всего 12, а затем 24 чел. 46
Реформы начались в конце 1733 г., когда Миних создал отдельную рейтарскую конную роту в числе 16 кадетов: «.определено кадетам кроме школьной езды военным конным экзерцициям совершенно обучаться, и тогда сочинять рейтарскую роту состоящую с обер- и унтер-офицерами в шестнадцати человеках, для чего оным дается кавалерийская амуниция, да вместо кирасов, которые в числе не положены, супервесты иметь. а лошадей разобрать шерстями по шеренгам»47. Роту возглавил пруссак К. де Бодан в чине капитана48. Впоследствии численность кадетов-рейтар возросла до 90 чел. Размеры прежнего каменного манежа были признаны недостаточными, и занятия проводились уже в новом большом деревянном манеже 49. ^
Преподавателями «лошадиного учения» были иностранцы: берейтор ви- § це-адмирала Ф. А. Головина К. Ф. фон Фробен, принятый на должность
обер-берейтора, берейтор Людвиг, шталмейтер фон Траубниц и А. Я. Генгейн, я
'Й со
X &й
который обучал вольтижировке. По штату Корпуса при учении также состояли конюшенный писарь, лошадиный кузнец, его помощник и два ученика, шпормахер для изготовления и починки «мундштуков, тренцов и прочего, что в ежедневной школе при лошадях сломается»50, его помощник и два ученика, 8 пикерных и 20 обыкновенных конюхов. С начала 1733 г. были введены практические занятия по уходу за лошадьми, для чего ежедневно на конюшню командировались по 2 кадета.
Можно предположить, что в основе «конской экзерциции» лежала введенная Минихом в 1731 г. для тяжелой кавалерии переводная прусская «Экзер-циция конная», или «Кирасирская». Основой подготовки выступала строгая муштровка, педантичное исполнение уставных пунктов прусской школы. Вместо действия холодным оружием узаконивалась «ружистика». Работа с лошадью ограничивалась приучением лошадей к выстрелам и к виду конного строя противника. Аллюры свыше рыси не употреблялись. Важной деталью обучения был литавренный бой, «который весьма приличествует паче до верховой езды»51; он использовался как ориентир темпа. Эти нововведения в точности соответствовали общеевропейским тенденциям ведения конного боя и обучения ему.
Для конной экзерциции в корпусе имелось 60 верховых лошадей (по другим данным — 12 верховых лошадей52). «Извольте, иметь старание о покупке на Кадетский корпус лошадей, также седел и прочего, что подлежит при школе лошадиной езды быть», — указывал Миних подчиненному ему И. Л. Люберасу в мае 1732 г.53
Проблема с обеспечением конским составом стояла очень остро: петровские войны поглотили почти все племенные ресурсы, и в 1720-1730-х гг. «качественная лошадь. была важнейшим элементом тогдашних вооруженных сил, но явно была в дефиците в России»54. Первоначально для кадетских экзер-2 циций были назначены «от шталмейтера [Траубница] такие лошади, которые весьма быть не надобны за упорством или упрямством и неповоротливые, а не-^ которые весьма бешеные и норовистые, что ни по которому образцу в шеренге « не удержать и в поворотах поворотить не можно, отчего и другим замешательство делается, — докладывал капитан Вартенберг, — того ради оных надлежит. ^ обер-офицерам, которые при той роте учреждены, чтобы лошади даваны были 5§ лучшие и поворотливые, дабы в показании кадетам лучше ускорить в чем мож-& но было»55.
в Обучение в придворном манеже проводилось на личных лошадях Бирона, £ который имел завидную личную конюшню: в ней стояли «семьдесят прекрас-® ных лошадей, по нескольку из всех стран»56. Бирон же поспособствовал достав-§ ке подходящих для кадетов немецких лошадей. Каждому типу лошади, в зави-^ симости от ее физической конституции и способностей, было суждено сыграть определенную роль в истории. Общим сложившимся требованиям к качеству £ лошади в начале второй трети XVIII столетия наилучшим образом отвечал гер-С
манский тип лошади с «бараньей» головой, представляющий так называемых «лошадей барокко». Немецкие лошади, эффектные внешне, пышных форм, тяжелые и рослые, обладали не только особой конституцией, но и огромной силой, которая позволяла им легко и подвижно выполнять манежные элементы. Другой тип лошади барокко, испано-неаполитанский, был оставлен для парадных упряжек, но не для конного боя.
В качестве новых школьных лошадей были выбраны именно немецкие лошади, идеальные с точки зрения манежной школы Гэринье и лучшие из возможных в России (о чем красноречиво свидетельствует их цена: за 9 немецких лошадей, выбранных лично Бироном, было уплачено 1600 руб.57, в среднем 178 руб. за лошадь; при этом для штаб- и обер-офицеров покупались лошади от 100 до 200 руб.). Одновременно Военным ведомством были закуплены новые школьные седла взамен прежних строевых седел, «на которых кадеты удержаться не могут»58, неподходящих для начального обучения. Эти замены, как и то, что ключевая роль в обучении была отдана берейтору, не могло не сказаться положительно на качестве обучения. Корпус закономерно получил статус первого в России центра подготовки кадров для кавалерии.
Проверка «в какое совершенство [учители] привели кадетов в оных экзер-цициях»59 проводилась дважды в год посредством системы частных и публичных экзаменов и смотров. Верховая езда вошла в программу первого экзамена наряду с танцами, ферхованием и рисованием. Второй экзамен был отдан языкам, третий — истории и географии, политической географии и «познанию ландкарт». Четвертый — математическим наукам, механике, фортификации и артиллерии. Пятый — философским наукам (в группу входили логика, нравоучительная философия, физика и юриспруденция). Правила экзаменов-ки разрабатывались при участии президента петербургской Академии наук И.-А. Корфа, а также А. Остермана и А. Черкасского60. Обучение завершалось получением аттестатов с указанием успехов в науках:
1) «Дмитрий Яхонтов, вступил в Корпус 1732 года февраля 17, а выпущен 1740 года апреля 14 в армию в подпоручики с нижеследующим аттеста- 22
„ о
том: геометрию и практику окончил, в верховой езде имеет изрядную по- С! зитуру, фортификацию знает с атакой, во французском языке экспликует 21 и переводит с немецкого на французский, немецкие письма сочиняет хорошо»; |
2) «Отто Эссен, вступил в Корпус 1732 года апреля 4, а выпущен 1736 года ^ ноября 4 в армию в подпоручики с нижеследующим аттестатом: име- -с ет в плагеометрии начало, говорит, пишет и переводит хорошо по-российски, в верховой езде других гораздо искуснее, умеет нарочито тан- ^ цовать и фехтовать; а притом и доброго поведения»; Л
3) Павел Яковлев сын Протасов, вступил в корпус 1732 года маия 23, выпу- § щен 1740 апреля 14 в армию в прапорщики с нижеследующим аттестатом: переводит с немецкого на российский язык легких авторов, по немецки я
пишет посредственно, рисует ландшафты красками, фехтует в контру и вольтижирует, искусен в верховой езде, обучается регулярной фортификации с профильми»61. «Верховой езде обучается в позитуру изрядно, ездит рысь и скачет», — дополнительно сообщал другой источник62.
За годы пребывания Миниха на посту Генерал-директора Корпуса (с 1732 по 1741 г.) европейское образование здесь получили более 400 молодых дворян63. Рыцарство было избрано военным политиком в качестве идеи, объединяющей времена и культуры. Создание корпуса стало одной из важнейших государственных мер по формированию военной российской элиты и одновременно по усвоению страной западноевропейской культуры.
1 Гериньер Ф. Р. Конная библия. Школа верховой езды. М., 2007. С. 251.
2 De la nature et vertu des chevaux. См.: The muséum of the horse. Domaine de Chantilly. Munich; London; New York, 2013. С. 12-13.
3 Денисон Дж. История конницы. Т. 1. СПб., 1897. С. 37.
4 Монтень М. Опыты: В 3 кн. Кн. 1 и 2. М., 1979. С. 258-259.
5 Doucet С. Les académies d'art équestre dans la France d'Ancien régime. Paris, 2007. Р. 40-41, 51, 190.
6 Doucet С. Les académies équestres et l'éducation de la noblesse (XVIe-XVIIIe siècle) // Revue historique. 2003/4. N628. P. 820, 831.
7 «Diese Kaiserliche Reitschule wurde zum Unterricht und zur Übung der adeligen Jugend wie auch der Ausbildung der Pferde für Kunstritt und Krieg auf Befehl Kaiser Karl VI». См.: Sellés-Ferrando X. Spanisches Österreich. Wien, 2004. Р. 55.
8 Строевые уставы, инструкции и наставления русской армии XVIII века. Т. 1. М., 2010. С. 92.
9 Витт де Л. В. Конница: Вооружение и владение оружием. М., 2011. С. 25.
10 Богданов А. И. Описание Санктпетербурга. 1749-1751. СПб., 1997. С. 188.
11 Шубинский С. Н. Придворный и домашний быт императрицы Анны Ивановны // Шу-бинский С. Н. Исторические очерки и рассказы. СПб., 1908. С. 171.
12 Полное собрание законов Российской империи. Т. 9. 1733-1736. СПб., 1830. С. 57.
13 Чалдар — попона с нашитыми металлическими бляхами, покрывающая круп, бока и грудь лошади. Военное происхождение чалдара выдают металлические бляхи или пла-
^ стинки, нашитые по его полю.
^ 14 Шубинский С. Н. Придворный и домашний быт императрицы Анны Ивановны. С. 171. ^ 15 Сейчас сбруя хранится в Галерее драгоценностей Эрмитажа.
« 16 Дэшвуд Ф. Дневник пребывания в С.-Петербурге в 1733 году // БеспятыхЮ. И. Пе-я тербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях. Введение. Тексты. Комментарии. ^ СПб., 1997. С. 57.
sS 17 Шубинский С. Н. Придворный и домашний быт императрицы Анны Ивановны. С. 171. s 18 Миних Э. Записки // Безвременье и временщики. Воспоминания об эпохе дворцовых $ переворотов (1720-е — 1760-е годы). Л., 1991. С. 164. g 19 Цит. по: Анисимов Е. В. Анна Иоанновна. М., 2002. С. 109, 136.
(э1 20 Петров П. Н. История Санкт-Петербурга с основания города. 1703-1782. СПб., 1884. 5 С. 274, 277.
sS 21 Журнал придворной конторы 1734 года на знатные при дворе Ее Императорского Вели-§ чества оказии. СПб., [б. д.]. С. 4, 9.
й 22 Петров П. Н. История Санкт-Петербурга с основания города. С. 278. ^ 23 Данченко В. Г., Калашников Г. В. Кадетский корпус. Школа русской военной элиты. М., Ц 2007. С. 42.
g 24 Обращением к немецкой военной культуре отмечено начало правления царя АлекС сея Михайловича: первой военной книгой на русском языке было переводное «Учение
и хитрость ратного строения пехотных людей» (оригинал 1615, перевод 1647) авторства И. Я. фон Вальхаузена, директора старейшей в Европе военной школы в вестфальском Зигене. В 1616 г. Вальхаузен издал вторую часть «Учения» под названием «Искусство воевать верхом».
25 Doucet С. Les académies équestres et l'éducation de la noblesse (XVIe — XVIIIe siècle). P. 830.
26 Федюкин И. И., Лавринович М. Б. Сухопутный Кадетский корпус в Санкт-Петербурге (1730-е годы) и его берлинский прообраз // «Регулярная академия учреждена будет...»: Образовательные проекты в России в первой половине XVIII века. М., 2015. С. 232.
27 Грабарь В. К. Вскормленные с копья: очерки истории детского воинского воспитания. СПб., 2009. С. 17.
28 Дрезденский кадетский корпус посещал и Петр I во время Великого посольства в 1698 г.
29 Данченко В. Г., Калашников Г. В. Кадетский корпус. С. 13-14, 35, 47; Федюкин И. И., Лавринович М. Б. Сухопутный Кадетский корпус в Санкт-Петербурге. С. 232.
30 Петрухинцев Н. Н. Становление Кадетского корпуса при Анне Иоанновне 17311740 гг. // Труды Государственного Эрмитажа. Т. XXXVII: Первый кадетский корпус во дворце Меншикова: к 275-летию основания. СПб., 2007. С. 134.
31 Федюкин И. И., Лавринович М. Б. Сухопутный Кадетский корпус в Санкт-Петербурге. С. 231.
32 Полное собрание законов Российской империи. Т. 8. 1728-1732. СПб., 1830. С. 519.
33 Лузанов П. Ф. Сухопутный шляхетный кадетский корпус. Вып. 1. Период графа Миниха (с 1732 по 1741). СПб., 1907. С. 110.
34 Антонов А. Н. Первый Кадетский корпус: краткие исторические сведения. СПб., 1906. С. 3.
35 Лузанов П. Ф. Сухопутный шляхетный кадетский корпус. С. 5, 15-16, 30-31.
36 Doucet С. Les académies équestres et l'éducation de la noblesse (XVIe-XVIIIe siècle). P. 333.
37 Татарников К. В., Юркевич Е. И. Сухопутный шляхетный кадетский корпус. 1732-1762. Обмундирование и снаряжение. М., 2009. С. 40.
38 Полное собрание законов Российской империи. Т. 8. 1728-1732. С. 519.
39 Висковатов А. В. Краткая история Первого Кадетского Корпуса. СПб., 1832. С. 75.
40 Татарников К. В., Юркевич Е. И. Сухопутный шляхетный кадетский корпус. С. 39.
41 Там же. С. 42.
42 Богданов А. И. Описание Санктпетербурга. 1749-1751. СПб., 1997. С. 188.
43 Петрухинцев Н. Н. Становление Кадетского корпуса при Анне Иоанновне 1731-1740 гг. С. 134.
44 Антонов А. Н. Первый Кадетский корпус: краткие исторические сведения. С. 3.
45 Полное собрание законов Российской империи. Т. 10. 1737-1739. СПб., 1830. С. 256-257. ^
46 Лузанов П. Ф. Сухопутный шляхетный кадетский корпус. С. 58. 3
47 Там же. С. 55. О-
48 Именной список всем бывшим и ныне находящимся в Сухопутном шляхетском корпусе ^ штаб-обер-офицерам и кадетам. Ч. 1. СПб., 1761. С. iv.
49 По словам Миниха. См.: Лузанов П. Ф. Сухопутный шляхетный кадетский корпус. С. 57. S
50 Татарников К. В., Юркевич Е. И. Сухопутный шляхетный кадетский корпус. С. 5. о
51 Лузанов П. Ф. Сухопутный шляхетный кадетский корпус. С. 9, 188.
52 Федюкин И. И., Лавринович М. Б. Сухопутный Кадетский корпус в Санкт-Петербурге. -У С. 246. 2
53 Татарников К. В., Юркевич Е. И. Сухопутный шляхетный кадетский корпус. С. 39. g
54 Крючков Н. Н. В фавор — через конюшни. Артемий Волынский на придворной службе // ад Родина. 2009. № 2. С. 81. J
55 Лузанов П. Ф. Сухопутный шляхетный кадетский корпус. С. 56. £
56 Курукин И. В. Бирон. М., 2006. С. 138. ~
57 Данченко В. Г., Калашников Г. В. Кадетский корпус. С. 48.
58 Лузанов П. Ф. Сухопутный шляхетный кадетский корпус. С. 56-57.
59 Там же. С. 87-88.
я
60 Там же. С. 91; Полное собрание законов Российской империи. Т. 10. 1737-1739. С. 261— 264.
61 Именной список всем бывшим... С. 10, 29, 52—53.
62 Данченко В. Г., Калашников Г. В. Кадетский корпус. С. 41.
63 Лузанов П. Ф. Сухопутный шляхетный кадетский корпус. С. 105—168. Зачисленный первым Новосильцев в 1737 г. был выпущен в армейские поручики. См.: Именной список всем бывшим. С. 6.
References
ANISIMOV E. V. Anna Ioannovna. [Anna Ioannovna. In Russ]. Moscow, 2002.
ANTONOV A. N. Pervyj Kadetskij korpus: kratkie istoricheskie svedenija. [First Cadet Corps: historical brief. In Russ]. St Petersburg, 1906.
BOGDANOV A. I. Opisanie Sanktpeterburga. 1749-1751. [Description of Saint Petersburg. 1749-1751. In Russ]. St Petersburg, 1997.
DANCHENKO V. G., KALASHNIKOV G. V. Kadetskij korpus. Shkola russkoj voennoj jelity. [Cadet Corps. School of the Russian military elite. In Russ]. Moscow, 2007.
Denison Dzh. Istorija konnicy. T. 1. [History of cavalry. Vol. 1. In Russ]. St Petersburg, 1897.
DJESHVUD F. Dnevnik prebyvanija v S. — Peterburge v 1733 godu. [Diary of a stay in St. Petersburg in 1733. In Russ] // Bespjatyh Ju. I. Peterburg Anny Ioannovny v inostrannyh opisanijah. Vvedenie. Teksty. Kommentarii. St Petersburg, 1997. S. 53-86.
DOUCET С. Les académies d'art équestre dans la France d'Ancien régime. Paris, 2007.
DOUCET С. Les académies équestres et l'éducation de la noblesse (XVIe-XVIIIe siècle) // Revue historique. 2003/4. N628. P. 817-836.
FEDJUKIN I. I., LAVRINOVICH M. B. Suhoputnyj Kadetskij korpus v Sankt-Peterburge (1730-e gody) i ego berlinskij proobraz. [Land Cadet Corps in St. Petersburg (1730s) and its Berlin prototype. In Russ] // «Reguljarnaja akademija uchrezhdena budet...»: Obrazovatel'nye proekty v Rossii v pervoj polovine XVIII veka. Moscow, 2015. S. 228-249.
GERIN'ER F. R. Konnajabiblija. Shkola verhovojezdy. [Horse Bible. Riding school. In Russ]. Moscow, 2007.
GRABAR' V. K. Vskormlennye s kop'ja: ocherki istorii detskogo voinskogo vospitanija. [Nurtured with spears: Essays on the history of children's military education. In Russ]. St Petersburg: Fakul'tet filologii i iskusstv ^ SPbGU, 2009.
0 Imennoj spisok vsem byvshim i nyne nahodjashhimsja v Suhoputnom shljahetskom korpuse shtab-ober-ofice-ram i kadetam. Ch. 1. [A nominal list to all former and now located in the landed gentry corps headquarters-
^ ober-officers and cadets. P. 1. In Russ]. St Petersburg, 1761.
^ KRJUCHKOV N. N. V favor — cherez konjushni. Artemij Volynskij na pridvornoj sluzhbe. [In favour — g through the stables. Artemy Volynsky on the court service. In Russ] // Rodina. 2009. N2. S. 81-85.
KURUKIN I. V. Biron [Biron. In Russ]. Moscow, 2006. ^ LUZANOV P. F. Suhoputnyj shljahetnyj kadetskij korpus. Vyp. 1. Period grafa Miniha (s 1732 po 1741). =S [Land gentry cadet corps. Iss. 1. The period of Count Minich (from 1732 to 1741). In Russ]. St Petersburg, 1907. « MINIH JE. Zapiski. [Notes. In Russ] // Bezvremen'e i vremenshhiki. Vospominanija ob jepohe dvorcovyh & perevorotov (1720-e — 1760-e gody) Leningrad, 1991. S. 82-187.
S PETROV P. N. Istorija Sankt-Peterburga s osnovanijagoroda. 1703-1782. [History of St. Petersburg from
01 the founding of the city. 1703-1782. In Russ]. St Petersburg, 1884.
^ PETRUHINCEV N. N. Stanovlenie Kadetskogo korpusa pri Anne Ioannovne 1731-1740 gg. [The forma-¡g tion of the Cadet Corps under Anna Ioannovna in 1731-1740. In Russ] // Trudy Gosudarstvennogo Jermi-§ tazha. T. XXXVII: Pervyj kadetskij korpus vo dvorce Menshikova: k 275-letiju osnovanija. St Petersburg, 2007. £ S. 132-144.
^ SELLÉS-FERRANDO X. Spanisches Österreich. Wien, 2004.
^ SHUBINSKIJ S. N. Pridvornyjidomashnij bytimperatricyAnny Ivanovny. [Court and home life of Empress н Anna Ivanovna. In Russ]. // Shubinskij S. N. Istoricheskie ocherki i rasskazy. St Petersburg, 1908. S. 165-192. С
Stroevye ustavy, instrukcii i nastavlenija russkoj armii XVIII veka. T. 1. [The drill statutes, instructions and instructions of the Russian army of the 18th century. Vol. 1. In Russ]. Moscow, 2010.
TATARNIKOV K. V, JURKEVICH E. I. Suhoputnyj shljahetnyj kadetskij korpus. 1732-1762. Obmund-irovanieisnarjazhenie. [Land gentry cadet corps. 1732-1762. Uniforms and equipment. In Russ]. Moscow, 2009.
The museum of the horse. Domaine de Chantilly. Munich; London; New York, 2013.
VISKOVATOV A. V. Kratkaja istorija Pervogo Kadetskogo Korpusa. [A Brief History of the First Cadet Corps. In Russ]. St Petersburg, 1832.
VITT DE L. V. Konnica: Vooruzhenie i vladenie oruzhiem [Cavalry: Arms and weapons. In Russ]. Moscow, 2011.
Zhurnalpridvornoj kontory 1734 goda na znatnye pri dvore Ee Imperatorskogo Velichestva okazii [Journal of the court office of 1734 for nobles at the court of Her Imperial Majesty. In Russ]. St Petersburg, [w. d.].
Список литературы
Анисимов Е. В. Анна Иоанновна. М., 2002.
Антонов А. Н. Первый Кадетский корпус: краткие исторические сведения. СПб., 1906.
Богданов А. И. Описание Санктпетербурга. 1749-1751. СПб., 1997.
Висковатов А. В. Краткая история Первого Кадетского Корпуса. СПб., 1832.
Витт де Л. В. Конница: Вооружение и владение оружием. М., 2011.
Гериньер Ф. Р. Конная библия. Школа верховой езды. М., 2007.
Грабарь В. К. Вскормленные с копья: очерки истории детского воинского воспитания. СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2009.
Данченко В. Г., Калашников Г. В. Кадетский корпус. Школа русской военной элиты. М., 2007.
Денисом Дж. История конницы. Т. 1. СПб., 1897.
Дэшвуд Ф. Дневник пребывания в С.-Петербурге в 1733 году // Беспятых Ю. И. Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях. Введение. Тексты. Комментарии. СПб., 1997. С. 53-86.
Журнал придворной конторы 1734 года на знатные при дворе Ее Императорского Величества оказии. СПб., [б. д.].
Именной список всем бывшим и ныне находящимся в Сухопутном шляхетском корпусе штаб-обер-офицерам и кадетам. Ч. 1. СПб., 1761.
Крючков Н. Н. В фавор — через конюшни. Артемий Волынский на придворной службе // Родина. 2009. № 2. С. 81-85.
Курукин И. В. Бирон. М., 2006.
Лузанов П. Ф. Сухопутный шляхетный кадетский корпус. Вып. 1. Период графа Миниха (с 1732 по 1741). СПб., 1907.
Миних Э. Записки // Безвременье и временщики. Воспоминания об эпохе дворцовых переворотов (1720-е — 1760-е годы). Л., 1991. С. 82-187.
Монтень М. Опыты: В 3 кн. Кн. 1 и 2. М., 1979.
Петров П. Н. История Санкт-Петербурга с основания города, до введения в действие выборного городского управления по учреждениям о губерниях. 1703-1782. СПб., 1884.
Петрухинцев Н. Н. Становление Кадетского корпуса при Анне Иоанновне 1731-1740 гг. // Труды Государственного Эрмитажа. Т. XXXVII: Первый кадетский корпус во дворце Меншикова: к 275-летию основания. СПб., 2007. С. 132-144.
Строевые уставы, инструкции и наставления русской армии XVIII века. Т. 1. М., 2010.
Татарников К. В., Юркевич Е. И. Сухопутный шляхетный кадетский корпус. 1732-1762. Обмундирование и снаряжение. М., 2009.
Федюкин И. И., Лавринович М. Б. Сухопутный Кадетский корпус в Санкт-Петербурге (1730-е годы) и его берлинский прообраз // «Регулярная академия учреждена будет.»: Образовательные проекты в России в первой половине XVIII века. М., 2015.С. 228-249.
Шубинский С. Н. Придворный и домашний быт императрицы Анны Ивановны // Шубин-ский С. Н. Исторические очерки и рассказы. СПб., 1908. С. 165-192.
Doucet С. Les académies d'art équestre dans la France d'Ancien régime. Paris, 2007. d
Doucet С. Les académies équestres et l'éducation de la noblesse (XVIe-XVIIIe siècle) // Revue historique. £ 2003/4. N628. P. 817-836. 2
Sellés-Ferrando X. Spanisches Österreich. Wien, 2004.
The museum of the horse. Domaine de Chantilly. Munich; London; New York, 2013. д
'S со
d
Б. Л. Шапиро. «Обучается в позитуру изрядно, ездит рысь и скачет»: кавалерийские рыцарские школы в эпоху Миниха
Начало второй трети XVIII столетия — время, когда русская дворянская культура в очередной раз трансформируется под западноевропейским воздействием. Ее особенностью стало вполне ощутимое австро-прусское влияние, которое в России этого времени проявилось преимущественно в военно-придворной культуре. Открывшийся в 1732 г. в Санкт-Петербурге Кадетский корпус, ориентированный на проверенную временем «рыцарскую» модель подготовки военной элиты, в полной мере был продуктом эпохи генерал-фельдцейхмейстера Б. К. Миниха — приверженца австро-прусской модели, придворного, единолично определявшего военную политику страны.
Ключевые слова: Россия XVIII в., Анна Иоанновна, Миних, военная история, военное образование, кавалерия, дворянская культура, рыцарство, история лошади.
B. L. Shapiro. «He trains in the position pretty, rides and trot»:
cavalry knight schools in the Minich's Era
The beginning of the second third of the 18th century is the time, when the Russian nobiliary culture transformed again under Western European influence. The feature of this culture was quite noticeable Austro-Prussian influence; it manifested primarily in military-and-court culture in Russia of this time. The Cadet Corps, which opened in 1732 in St. Petersburg, was oriented toward the time-tested «knightly» model of elite military training. It was fully the product of the epoch of the General-Feldzeugmeister B. K. Minich, an adherent of the Austro-Prussian model, and courtier, who solely defined the state military policy.
Key words: 18th century Russia, Anna Ioannovna, Minich, military history, military education, cavalry, noble culture, knightage, horse history.
Шапиро, Бэлла Львовна — к.и. н., доцент кафедры музеологии Российского государственного гуманитарного университета.
Shapiro, Bella Lvovna — PhD (History), Associate Professor of Museology Department, Russian State University for the Humanities.
E-mail: b.shapiro@mail.ru
«
св К
«
S «
о V
s
¡^
о н о
S «
S «
о \о