Научная статья на тему 'Устойчивость экономики регионов России: потенциал и вызовы'

Устойчивость экономики регионов России: потенциал и вызовы Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
устойчивость / регионы / инвестиционная привлекательность / человеческий капитал / региональная экономика / геополитические угрозы / economic stability / border regions / investment attractiveness / human capital / regional economy / geopolitical threats

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Айгумов Айгум Джалалудинович, Султанова Элина Абдулмуминовна

Актуальность исследования обусловлена необходимостью обеспечения устойчивости экономики регионах России, что особенно важно в условиях нарастающей мировой конкуренции и нестабильной геополитической ситуации. Цель исследования – анализ социально-экономических факторов и угроз, влияющих на устойчивость экономики регионов России, а также Республики Дагестан, и разработка стратегий для ее укрепления. Рассмотрены ключевые экономические и социальные преимущества, такие как природный и человеческий капитал, а также факторы, ограничивающие ее устойчивое развитие. Изучены основные проблемы, связанные с миграцией населения, экологическими угрозами и слабостью инвестиционного климата. Раскрыты возможности улучшения инвестиционной привлекательности региона через реализацию федеральных программ, улучшение инфраструктуры и поддержку малого и среднего бизнеса. Выявлены проблемы в развитии промышленного сектора и необходимости модернизации энергетической инфраструктуры. Предложены рекомендации по созданию комплексной программы для повышения конкурентоспособности региона и улучшения качества жизни населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Айгумов Айгум Джалалудинович, Султанова Элина Абдулмуминовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic stability of Russia's border regions: potential and challenges

The relevance of the study is due to the need to ensure the stability of the economy in the regions of Russia, which is especially important in the context of increasing global competition and an unstable geopolitical situation. The purpose of the study is to analyze the socio–economic factors and threats affecting the stability of the economy of the regions of Russia, as well as the Republic of Dagestan, and to develop strategies to strengthen it. The paper considers key economic and social advantages, such as natural and human capital, as well as factors limiting its sustainable development. The main problems related to population migration, environmental threats and the weakness of the investment climate have been studied. The possibilities of improving the investment attractiveness of the region through the implementation of federal programs, improving infrastructure and supporting small and medium-sized businesses are revealed. The problems in the development of the industrial sector and the need to modernize the energy infrastructure have been identified. In conclusion, recommendations are proposed for the creation of a comprehensive program to increase the competitiveness of the region and improve the quality of life of the population.

Текст научной работы на тему «Устойчивость экономики регионов России: потенциал и вызовы»

Научная статья УДК 332

doi: 10.47576/2949-1916.2024.33.90.005

устойчивость Экономики РЕГИОНОВ РОССИИ: ПОТЕНЦИАЛ И ВЫЗоВЫ

Айгумов Айгум Джалалудинович

Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия,

Aygumov. [email protected]

Султанова Элина Абдулмуминовна

Дагестанский государственный университет народного хозяйства, Махачкала, Россия,

[email protected]

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена необходимостью обеспечения устойчивости экономики регионах России, что особенно важно в условиях нарастающей мировой конкуренции и нестабильной геополитической ситуации. Цель исследования - анализ социально-экономических факторов и угроз, влияющих на устойчивость экономики регионов России, а также Республики Дагестан, и разработка стратегий для ее укрепления. Рассмотрены ключевые экономические и социальные преимущества, такие как природный и человеческий капитал, а также факторы, ограничивающие ее устойчивое развитие. Изучены основные проблемы, связанные с миграцией населения, экологическими угрозами и слабостью инвестиционного климата. Раскрыты возможности улучшения инвестиционной привлекательности региона через реализацию федеральных программ, улучшение инфраструктуры и поддержку малого и среднего бизнеса. Выявлены проблемы в развитии промышленного сектора и необходимости модернизации энергетической инфраструктуры. Предложены рекомендации по созданию комплексной программы для повышения конкурентоспособности региона и улучшения качества жизни населения.

Ключевые слова: устойчивость; регионы; инвестиционная привлекательность; человеческий капитал; региональная экономика; геополитические угрозы.

Для цитирования: Айгумов А. Д., Султанова Э. А. Устойчивость экономики регионов России: потенциал и вызовы // Региональная и отраслевая экономика. -2024. - № S2. - С. 38-49. doi: 10.47576/2949-1916.2024.33.90.005.

Original article

EOONOMiO STABILITY OF RUSSIA'S BORDER REGiONS: POTENTiAL AND CHALLENGES

Aigumov Aigum D.

Dagestan State University, Makhachkala, Russia, [email protected]

Sultanova Elina a.

Dagestan State University of National Economy, Makhachkala, Russia, [email protected]

Abstract. The relevance of the study is due to the need to ensure the stability of the economy in the regions of Russia, which is especially important in the context of increasing global competition and an unstable geopolitical situation. The purpose of the study is to analyze the socio-economic factors and threats affecting the stability of the economy of the

regions of Russia, as well as the Republic of Dagestan, and to develop strategies to strengthen it. The paper considers key economic and social advantages, such as natural and human capital, as well as factors limiting its sustainable development. The main problems related to population migration, environmental threats and the weakness of the investment climate have been studied. The possibilities of improving the investment attractiveness of the region through the implementation of federal programs, improving infrastructure and supporting small and medium-sized businesses are revealed. The problems in the development of the industrial sector and the need to modernize the energy infrastructure have been identified. In conclusion, recommendations are proposed for the creation of a comprehensive program to increase the competitiveness of the region and improve the quality of life of the population.

Keywords: economic stability; border regions; investment attractiveness; human capital; regional economy; geopolitical threats.

For citation: Aigumov A. D., Sultanova E. A. Economic stability of Russia's border regions: potential and challenges. Regional and branch economy, 2024, no. S2, pp. 38-49. doi: 10.47576/2949-1916.2024.33.90.005.

Устойчивость экономики регионов России, является важным аспектом национальной безопасности и требует комплексного подхода в условиях усиливающейся глобальной конкуренции. Эти регионы обладают стратегическими преимуществами благодаря своему географическому положению и значительным природным ресурсам, однако их экономическое развитие ограничивается рядом внутренних и внешних факторов [1]. В последние годы ухудшение мировой экономической обстановки и геополитическая неустойчивость негативно повлияли на инвестиционный климат и деловую активность в этих зонах. Особенно сильно на развитие влияет дефицит финансирования и зависимость от федерального бюджета, а также высокий уровень бедности и миграция молодежи. Таким образом, актуальным становится вопрос о формировании комплексной стратегии для поддержки устойчивости экономики Дагестана [3]. В данном исследовании предлагаются конкретные меры для повышения инвестиционной привлекательности и усиления конкурентоспособности республики.

Усиление мировых угроз и вызовов делает актуальными проблемы обеспечения устойчивости экономики регионов России. Инновационные исследования совместных проектов стали менее активными из-за сокращения объема, вызванного падением инвестиционного интереса и слабостью деловых соглашений, обусловленной геополитическими потрясениями и экономическими проблемами. Развитие регионов, сильно зависит от множества факторов, которые су-

щественно снижают деловую активность и ухудшают качество экономической среды, а также формируют определенные паттерны поведения участников рынка.

В условиях растущих мировых экспортов и опасностей важно адаптировать и контролировать применяемые методики, направленные на сохранение устойчивости и конкурентной способности бизнесов регионального масштаба [4]. Для обеспечения устойчивости экономики областей и регионов важно выполнить независимый анализ угроз и опасностей, а также изучить изменения и направления развития социальных и экономических факторов в этих районах за последнее время. В условиях усиления мировой конкуренции ключевым аспектом обеспечения устойчивости экономики становится изучение факторов конкурентных преимуществ и конкурентоспособности бизнеса.

В этой связи предлагаем систему показателей позволяющих систематизировать и комплексно анализировать развитие регионов, выявляя сильные и слабые стороны, а также сравнивать их по группам показателей (табл. 1).

Республика Дагестан обладает статусом стратегически значимого региона благодаря своим экономическим и географическим преимуществам, предоставляющим возможность эффективного использования своего транзитного расположения [2], включая доступ к сухопутным границам с Азербайджаном и Грузией, а также выход в международный морской порт Махачкалы, связанный с портами стран Каспия, и наличие международного аэропорта в Махачкале.

Таблица 1 - Система показателей оценки устойчивого развития регионов России [9]

Блок Группа показателей Показатель Метод оценки/единица измерения

Население

Демография Естественное движение Коэффициент естественного прироста Число рождений и смертей (%°)

Миграционные процессы Коэффициент миграционного прироста Приезжие и уезжающие (%)

Демографическая нагрузка Число иждивенцев на 1000 трудоспо -собных Число иждивенцев/1000 чел.

Здравоохранение Коэффициент младенческой смертности Смертей детей до года/1000

Здоровье населения Ожидаемая продолжительность жизни Лет

Экономическое развитие

Производство и инвестиции Экономическая активность ВРП на душу населения Р на человека

Инвестиционная активность Уровень инвестиций на душу населения Р на человека

Финансовая устойчивость Доля убыточных организаций %

Экономические зоны Индустриальные парки и ОЭЗ Количество

Доходы и расходы населения Уровень доходов Средняя зарплата к прожиточному минимуму Отношение

Кредитная нагрузка Уровень закредитованности населения Р на человека

Торговая активность Оборот розничной торговли Р на человека

Оборот общепита Траты на общественное питание Р на человека

Рынок труда Занятость Уровень безработицы %

Инновации Технологические новшества Объем инновационных товаров и услуг % от ВРП

Активность в инновациях Доля компаний с технологическими инновациями %

Бюджет Самообеспеченность региона Доля собственных доходов в бюджете %

Городская инфраструктура

Жилищные условия Ввод нового жилья Ввод жилья на душу населения м2 на человека

Обеспеченность жильем Средняя обеспеченность жильем м2 на человека

Коммунальные удобства Обеспеченность ЖКХ % населения с отоплением, водой

Качество жилого фонда Доля аварийного жилья %

Состояние инфраструктуры Доля коммуникаций, нуждающихся в замене %

Транспортная инфраструктура Качество дорог Доля дорог в нормативном состоянии %

Безопасность на дорогах Число пострадавших в ДТП Человек

Связь и интернет Уровень покрытия Число абонентов сотовой связи На 100 человек

Доступ в интернет Число пользователей интернета На 100 человек

Социальная инфраструктура

Здравоохранение Доступность стационарного лечения Больничные койки на 1000 человек Койки

Мощность поликлиник Посещения поликлиник на 1000 чел. Посещений/день

Квалификация медперсонала Число врачей на 1000 человек Врачи

Поддержка средним медперсоналом Средний медперсонал на 1000 чел. Человек

Блок Группа показателей Показатель Метод оценки/единица измерения

Образование Высшее образование Число студентов вузов на 1000 чел. Студенты

Среднеспециальное образование Число студентов ссузов на 1000 чел. Студенты

Дошкольное образование Охват детей детсадами %

Качество школьного образования Рейтинг качества школьного образования Баллы

Информатизация Компьютеры в школах на 100 учеников На 100 учеников

Безопасность Уровень преступности Зарегистрированные преступления На 1000 чел.

Экология

Состояние окружающей среды Загрязнение стационарными источниками Выбросы в атмосферу Тонны/год

Загрязнение автотранспортом Выбросы автотранспорта Тонны/год

Обеспечение питьевой водой Доля населения с чистой водой %

Экологич-ность промышленности Эффективность водопо-требления Водопотребление на единицу продукции м3/ед. продукции

Уровень водоочистки Сброс воды на единицу продукции м3/ед. продукции

Развитие ВИЭ Объекты генерации из возобновляемых источников Количество

Экологическое управление Бюджет на экологию Доля расходов на охрану окружающей среды % от бюджета

Субъекты Российской Федерации обладают возможностями расширения сотрудничества за рубежом и между регионами.

В каждом федеральном округе можно выделить по три ведущих региона, что показывает разнообразие успешных примеров в

России. Москва и Санкт-Петербург остаются лидерами, как и сильные регионы в других федеральных округах, такие как Республика Татарстан, Тюменская и Сахалинская области (табл. 2).

Федеральный округ Топ-3 лидирующих региона Место в рейтинге Топ-3 отстающих региона Место в рейтинге

Центральный 1. Москва 2. Московская область 3. Белгородская область 1, 3, 8 1. Смоленская область 2. Тверская область 3. Костромская область 56, 59, 79

Северо-Западный 1. Санкт-Петербург 2. Калининградская область 3. Ленинградская область 2, 11, 14 1. Новгородская область 2. Архангельская область 3. Республика Карелия 65, 66, 78

Приволжский 1. Республика Татарстан 2. Нижегородская область 3. Ульяновская область 4, 12, 20 1. Кировская область 2. Республика Марий Эл 55, 69

Уральский 1. Тюменская область 2. Ханты-Мансийский АО 3. Ямало-Ненецкий АО 5, 6, 7 1. Курганская область 77

Южный 1. Краснодарский край 2. Ростовская область 3. Волгоградская область 13, 15, 35 1. Астраханская область 2. Республика Калмыкия 3. Республика Крым 62, 83, 84

Сибирский 1. Новосибирская область 2. Красноярский край 3. Омская область 23, 33, 37 1. Иркутская область 2. Республика Алтай 3. Республика Тыва 68, 72, 81

Таблица 2 - Рейтинг российских регионов лидеров и аутсайдеров по социально-экономическому развитию

Федеральный округ Топ-3 лидирующих региона Место в рейтинге Топ-3 отстающих региона Место в рейтинге

Дальневосточный 1. Сахалинская область 2. Чукотский АО 3. Камчатский край 9, 25, 28 1. Республика Бурятия 2. Забайкальский край 3. Еврейская АО 75, 80, 85

Северо-Кавказский 1. Ставропольский край 2. Чеченская Республика 3. Республика Дагестан 48, 54, 71 1. Кабардино-Балкарская Республика 2. Республика Северная Осетия-Алания 3. Карачаево-Черкесская Республика 74, 76, 82

В числе отстающих преобладают республики Северного Кавказа, некоторые регионы Сибири и Дальнего Востока, где наблюдается слабое экономическое развитие и менее развитая инфраструктура.

В большинстве случаев более крупные экономически развитые регионы показывают устойчивость в развитии, но есть исключения, где средние и малые регионы демонстрируют лидирующие позиции.

Население с оптимальным распределением по возрасту и полу, а также высокий уровень предпринимательства являются ключевыми факторами человеческого капитала. Включая обширные ресурсы земли, воды, минералов, топлива и энергии, а также возможности возобновляемых источников энергии, туризма и отдыха, природный потенциал является значительным.

Экономика республики характеризуется разнообразием отраслевых структур, где доминируют сферы третьего сектора по доле их вклада. Возможность использования неосвоенных участков земли сельскохозяйственного назначения для организации будущих инвестпроектов. Предприятия аграрной, промышленной, строительной и транспортной сфер, располагая необходимым ресурсом, способствуют продвижению вперед и формированию дополнительных вакансий.

Экономическая безопасность регионов страдает из-за ряда негативных обстоятельств и угроз, усугубляемых введением новых экономических санкций в отношении нашей страны. В других регионах страны и за границей наблюдается массовый уход опытных специалистов, особенно среди молодого поколения, что сопровождается высокой степенью безработицы (табл. 3).

Место Регион Уровень безработицы в IV квартале 2023 г., % Изменение уровня безработицы к аналогичному периоду 2022 г., п.п. Среднее время поиска работы, III квартал 2023 г., мес.

1 Чукотский автономный округ 1,0 -1,2 5,5

2 Ямало-Ненецкий автономный округ 1,5 -0,1 2,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Санкт-Петербург 1,5 -0,6 2,8

4 Нижегородская область 1,5 -2,3 5,0

5 Республика Хакасия 1,5 -2,4 9,1

6 Москва 1,7 -0,5 4,9

7 Красноярский край 1,7 -0,9 5,8

8 Новгородская область 1,7 -1,0 6,8

9 Ханты-Мансийский автономный округ-Югра 1,8 -0,2 3,5

10 Оренбургская область 1,9 -1,2 3,9

11 Калужская область 1,9 -1,4 4,8

12 Хабаровский край 1,9 -0,5 6,5

13 Самарская область 1,9 -0,5 6,8

14 Амурская область 1,9 -1,6 8,7

15 Республика Татарстан 2,0 -0,2 4,1

16 Владимирская область 2,0 -0,2 7,0

17 Курская область 2,1 -0,2 4,7

Таблица 3 - Рейтинг регионов по уровню безработицы в 2023 году (https://riarating.ru/infografika/20240304/630258774.html)

Место Регион Уровень безработицы в IV квартале 2023 г., % Изменение уровня безработицы к аналогичному периоду 2022 г., п.п. Среднее время поиска работы, III квартал 2023 г., мес.

18 Краснодарский край 2,1 -1,1 5,1

19 Челябинская область 2,2 -0,7 3,4

20 Удмуртская Республика 2,2 -1,0 4,1

21 Саратовская область 2,2 -1,4 5,2

22 Ульяновская область 2,3 -1,6 2,6

23 Республика Башкортостан 2,3 -0,5 3,2

24 Пермский край 2,3 -0,9 5,3

25 Чувашская Республика 2,3 -0,4 5,8

26 Республика Мордовия 2,3 -0,9 6,3

27 Свердловская область 2,4 -0,8 5,2

28 Брянская область 2,4 -0,5 6,6

29 Кировская область 2,5 -1,3 2,9

30 Московская область 2,5 -0,7 3,2

31 Тульская область 2,5 -1,0 5,2

32 Пензенская область 2,5 -1,1 5,7

33 Рязанская область 2,6 0,0 4,6

34 Кемеровская область 2,6 -1,7 6,6

35 Псковская область 2,6 -1,2 7,1

36 Мурманская область 2,6 -1,9 7,2

37 Приморский край 2,6 -0,3 7,2

38 Камчатский край 2,7 0,8 4,9

39 Волгоградская область 2,7 -0,5 5,4

40 Липецкая область 2,7 -1,1 5,4

41 Смоленская область 2,7 -0,3 5,7

42 Ленинградская область 2,8 -0,5 3,9

43 Севастополь 2,8 -1,2 4,6

44 Ростовская область 2,8 -0,6 5,0

45 Тамбовская область 2,8 -0,5 6,5

46 Сахалинская область 2,9 0,0 2,9

47 Тюменская область 2,9 -0,5 4,2

48 Калининградская область 2,9 -0,3 4,8

49 Вологодская область 2,9 -0,4 5,5

50 Воронежская область 2,9 -0,4 5,6

51 Костромская область 3,0 -0,2 2,9

52 Тверская область 3,0 -0,6 5,6

53 Республика Марий Эл 3,0 -0,4 5,9

54 Новосибирская область 3,0 -1,4 6,0

55 Ивановская область 3,0 -0,1 10,6

56 Омская область 3,2 -1,0 6,3

57 Астраханская область 3,3 -3,4 3,3

58 Республика Крым 3,3 -0,8 4,1

59 Магаданская область 3,3 -0,2 7,9

60 Томская область 3,4 -1,1 4,0

61 Ярославская область 3,4 -1,4 4,4

62 Белгородская область 3,4 -0,2 6,2

63 Алтайский край 3,4 0,0 6,4

64 Орловская область 3,5 0,0 7,0

65 Ставропольский край 3,6 -0,9 4,5

66 Иркутская область 3,6 -0,9 6,0

67 Республика Адыгея 3,7 -0,4 5,1

68 Курганская область 4,0 -1,8 5,5

69 Республика Коми 4,0 -2,5 9,1

70 Еврейская автономная область 4,6 -0,8 6,0

71 Республика Тыва 5,1 -2,8 6,7

Место Регион Уровень безработицы в IV квартале 2023 г., % Изменение уровня безработицы к аналогичному периоду 2022 г., п.п. Среднее время поиска работы, III квартал 2023 г., мес.

72 Архангельская область 5,2 -0,4 4,8

73 Республика Карелия 5,2 -0,5 5,1

74 Республика Бурятия 5,3 -0,9 7,6

75 Республика Саха(Якутия) 5,9 -0,4 4,8

76 Республика Калмыкия 5,9 -2,1 5,3

77 Ненецкий автономный округ 6,2 -0,2 5,6

78 Забайкальский край 6,5 -1,3 11,3

79 Карачаево-Черкесская Республика 8,4 -1,8 10,3

80 Республика Алтай 8,5 -1,9 5,1

81 Республика Северная Осетия -Алания 8,6 -3,3 5,9

82 Кабардино-Балкарская Республика 8,8 -1,0 6,5

83 Чеченская Республика 10,4 -0,6 6,3

84 Республика Дагестан 12,5 0,9 9,0

85 Республика Ингушетия 27,4 -1,0 6,6

В IV квартале 2023 года в России наблюдается значительное варьирование уровней безработицы среди регионов, что свидетельствует о неоднородности экономического развития и условий на рынке труда в стране. Среди всех субъектов лидерами с минимальным уровнем безработицы являются Чукотский автономный округ (1,0 %), Ямало-Ненецкий автономный округ (1,5 %) и Санкт-Петербург (1,5 %). Эти регионы также показывают высокую динамику снижения безработицы, что указывает на стабильные условия занятости и востребованность рабочей силы.

1. Топ-10 регионов с низким уровнем безработицы:

В этой категории находятся экономически развитые субъекты, среди которых Москва (1,7 %), Нижегородская область (1,5 %) и Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (1,8 %). Уровень безработицы здесь не превышает 2 %, и среднее время поиска работы сравнительно низкое, что свидетельствует о благоприятной экономической ситуации и высоком спросе на рабочую силу. Например, в Ямало-Ненецком автономном округе среднее время поиска работы составляет всего 2,2 месяца, что является одним из лучших показателей.

2. Регионы с умеренной безработицей (2,0 %-3,4 %):

Большая часть регионов попадает в диапазон от 2 % до 3,4 %. Такие регионы, как Республика Татарстан (2,0 %), Краснодарский

край (2,1 %) и Московская область (2,5 %), показывают значительное снижение уровня безработицы по сравнению с прошлым годом, что свидетельствует о восстановлении рынка труда. Эти субъекты активно развивают инфраструктуру и поддерживают предпринимательскую активность, что, вероятно, способствует снижению уровня безработицы.

3. Регионы с повышенной безработицей (3,5 %-5,9 %):

Субъекты с уровнем безработицы выше 3,5 %, такие как Республика Адыгея (3,7 %), Республика Коми (4,0 %), Республика Калмыкия (5,9 %), характеризуются более высоким уровнем безработицы. Несмотря на снижение показателей в большинстве из них, время поиска работы остается значительным, что может свидетельствовать о структурных проблемах рынка труда, в том числе о низком спросе на квалифицированные кадры.

4. Регионы с высоким уровнем безработицы (6,0 % и выше):

В категории субъектов с уровнем безработицы выше 6 % преобладают регионы Северного Кавказа, среди которых Республика Ингушетия (27,4 %), Республика Дагестан (12,5 %) и Чеченская Республика (10,4 %). Высокий уровень безработицы в этих субъектах объясняется ограниченными возможностями трудоустройства, недостатком крупных производственных предприятий и сложными социально-экономическими условиями. Несмотря на некоторое снижение уровня без-

работицы в Ингушетии (-1,0 п.п.), этот показатель остается самым высоким среди всех регионов.

По результатам проведенного анализа сформулируем следующие рекомендации:

Необходимость поддержки в Северо-Кавказских республиках. С учетом того, что в республиках Северного Кавказа сохраняется высокий уровень безработицы, необходимы целевые программы поддержки бизнеса, привлечение инвестиций и создание новых рабочих мест. Стимулирование малого и среднего бизнеса, развитие туристического и сельскохозяйственного потенциала может помочь снизить безработицу.

Усиление инфраструктурных проектов в регионах с умеренной безработицей. В субъектах с уровнем безработицы 2,0 %-3,4 % целесообразно продолжать развитие инфраструктурных проектов и поддерживать инициативы, направленные на улучшение условий для малого бизнеса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Продолжение успешной политики занятости в регионах с минимальной безработицей. Регионы с уровнем безработицы ниже 2 %

демонстрируют положительный опыт, который может быть полезен для других субъектов. Эти регионы могут стать площадками для обмена опытом по поддержке занятости и активному привлечению инвестиций.

Важно обратить внимание на сокращение времени поиска работы, особенно в регионах, где он превышает 6 месяцев (например, Забайкальский край, Республика Алтай, Ивановская область). Это может быть достигнуто через программы профессиональной подготовки и переквалификации, что улучшит адаптивность рабочей силы к потребностям рынка.

Для анализа уровня безработицы в регионах России, представленного выше, можно использовать сводную таблицу, где регионы разделены на четыре группы по уровню безработицы. В таблице указываются ключевые характеристики, такие как средний уровень безработицы, изменения по сравнению с прошлым годом, среднее время поиска работы и основные рекомендации для каждой группы (табл. 4).

Группа регионов Уровень безработицы, % Ключевые регионы Среднее изменение уровня безработицы, п.п. Среднее время поиска работы, мес. Основные характеристики Рекомендации

1. Регионы с низким уровнем безработицы 1,0 - 1,9 Чукотский АО, ЯНАО, Санкт-Петербург, Москва -0,8 4,1 Высокий уровень занятости, низкая потребность в длительном поиске работы Поддерживать текущую политику занятости, развивать обмен опытом и привлекать квалифицированные кадры

2. Регионы с умеренной безработицей 2,0 - 3,4 Республика Татарстан, Московская область -1,0 4,5 Растущая экономическая активность, снижение уровня безработицы, более долгий поиск работы Продолжать развитие инфраструктурных проектов, поддерживать предпринимательство и малый бизнес

3. Регионы с повышенной безработицей 3,5 - 5,9 Республика Адыгея, Республика Калмыкия -0,8 5,4 Структурные проблемы на рынке труда, требующие пересмотра профессиональной подготовки кадров Развивать программы поддержки рынка труда, вкладывать в переквалификацию кадров и улучшение условий для предпринимательства

4. Регионы с высоким уровнем безработицы 6,0 и выше Республика Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия -1,4 7,4 Сложные соци-ально-экономи-ческие условия, высокая миграция и долгий поиск работы Запуск целевых программ занятости, привлечение инвестиций, развитие туризма и сельского хозяйства

Таблица 4 - Группировка регионов России по уровню безработицы в 2023 году

Первая группа включает регионы с устойчивым экономическим развитием и минимальным уровнем безработицы, что свидетельствует о высоком уровне занятости и востребованности рабочей силы.

Вторая группа охватывает регионы с умеренным уровнем безработицы, которые демонстрируют снижение показателей и требуют поддержки для продолжения положительных тенденций.

Третья группа характеризуется повышенной безработицей и нуждается в программах переквалификации и стимулирования экономической активности.

Четвертая группа включает регионы с высоким уровнем безработицы, требующие комплексных мер по привлечению инвестиций, созданию рабочих мест и улучшению социально-экономических условий [8].

Если говорить о Республике Дагестан, то здесь наблюдается несоответствие и расхождение в социальном и экономическом прогрессе. Показатели бедности остаются высокими, а средний доход на человека невелик. Развитие регионов и городов республики становится все более разнообразным, а также наблюдается быстрый рост Махач-калинско-Каспийского мегаполиса. В структуре народно-хозяйственного комплекса наблюдается незначительная доля средних и крупных предприятий по сравнению с общим объемом.

Вследствие возникновения глобальных проблем и опасностей для экономики России и мира произошло сокращение финансирования крупных инвестпроектов в республике за счет бюджета и внебюджетных источников [6].

В связи с отсутствием переработки твердых бытовых отходов и загрязнением акватории Каспия, регион столкнулся с резким усилением экологических проблем.

В этой стране существует существенный разрыв между уровнем благосостояния различных слоев общества, причем многие люди находятся ниже уровня нищеты. Центральное финансирование играет ключевую роль в формировании бюджета региона, достигая впечатляющих размеров. В данной области зафиксировано низкое рентабельности предприятий, что приводит к ослаблению конкуренции между товарами, сокращению производства и увеличению количества лиц без работы.

В целях повышения стабильности экономической системы Республики Дагестан необходимо осуществление конкретных мер.

Создание территорий ускоренного роста, промышленных и агроиндустриальных комплексов является ключевым элементом в развитии регионов, который поддерживается через разработку и применение современных методов государственного контроля [10].

Для повышения привлекательности для инвесторов республика намерена упростить административную процедуру, снизить давление на малый и средний бизнес, а также модернизировать условия для развития предпринимательства и соответствующую инфраструктуру.

Республика обязана активно включаться в реализацию государственных программ и проектов, ориентированных на сосредоточение ресурсов в ключевых секторах, таких как материалообработка, АПК, энергетика, туристический бизнес, реконструкция транспортной инфраструктуры и благоустройство побережий, что приведет к существенному усилению их взаимосвязи [5].

В республике необходимо пересмотреть акценты в сфере индустрии и капиталовложений, ввести инновационные инструменты поддержки со стороны государства для разработки и осуществления инвестиционных планов, а также организовать действенные территориальные структуры развития [7].

Создание системы обучения, ориентированной на развитие инноваций в бизнесе, а также предоставление услуг, требующих высокого уровня профессионализма, в таких сферах, как медицина, образование и прочие области деятельности.

В Дагестане реализуются проекты по развитию альтернативной и возобновляемой энергетики, внедряются технологии, снижающие потребление энергии, а также модернизируются системы электроснабжения и строятся малые гидроэлектростанции.

Для повышения уровня жизни населения республики важно решать насущные проблемы охраны окружающей среды, создавать комфортные условия проживания и поддерживать развитие инфраструктуры туризма, ориентированной на здоровый образ жизни и природные ресурсы.

Разработка стратегий для устранения причин, приводящих к эмиграции молодых лю-

дей и высококвалифицированных специалистов пожилого возраста за границы региона.

Для стимулирования роста виноделия, коньячного производства, стекольной, рыбопромышленной и туристических отраслей планируется активизация использования государственной поддержки, внедрение передовых подходов кооперации, направленных на повышение эффективности их функционирования, укрепление позиций продукции на рынке, а также организация доставки экологически чистых товаров местных производителей во все регионы страны через розничную сеть.

Развитие сотрудничества между странами и регионами играет ключевую роль при реализации совместных проектов, особенно в сферах агропромышленности, туризма и укреплении международных отношений через региональный потенциал.

Экономическая стабильность Республики Дагестан достигается за счет успешной реализации проектов внутреннего развития, охватывающих социальные, экологические и экономические сферы, а также благодаря рациональному использованию ресурсов для самосовершенствования региона, что позволяет существенно сократить негативное воздействие как внутренних, так и внешних угроз.

Исследование позволило определить основные аспекты, влияющие на финансовую стабильность Республики Дагестан, среди которых выделяются ее географическое положение и природные ресурсы, но также при -сутствуют трудности, такие как зависимость от государственных дотаций и значительный процент населения, живущего за чертой бедности. Для укрепления стабильности региона необходимо реализовать совмещенные стратегии развития местного предприятия, модернизировать инфраструктурные объекты и обеспечивать привлекательную среду для притока капиталовложений. Активное включение республики в программы федерального уровня, направленные на развитие агропромышленности, туризма, модернизации транспортной и энергетической инфраструктуры, является рекомендуемым подходом. Необходимо также сосредоточиться на сохранении рабочей силы, повышении качества окружающей среды и развитии инновационных подходов в сфере образования и предпринимательства. Реализация этих рекомендаций способствует значительному улучшению благосостояния граждан и усилению стабильности экономической системы Республики Дагестан, являющейся ключевым регионом Российской Федерации.

Список источников

1. Бархатов В. И. Проблемы устойчивости региона в современных условиях // Конкурентоспособность и развитие социально-экономических систем : сборник аннотаций докладов Пятой международной научной конференции памяти академика А.И. Татаркина / под общей ред. В. И. Бархатова, Д. А. Плетнева. Челябинск, 2021. С. 18-19.

2. Волкова И. Н., Крылов П. М. Стратегическое территориальное планирование региона в условиях крайней неравномерности развития и разнообразия его отдельных частей (на примере Республики Дагестан) // Настоящее и будущее России в меняющемся Мире: общественно-географический анализ и прогноз : материалы международной научной конференции (XII Ежегодная научная Ассамблея АРГО). Ижевск, 2021. С. 304-309.

3. Гаджиев Н. Г, Эльдаров Э. М. Регионообразующие отрасли дагестанской экономики: проблемы и перспективы // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. 2019. Т. 34. № 4. С. 7-12.

4. Гаджиев Р. С. Методика реструктуризации отраслей экономики приграничного региона (Республика Дагестан) // Развитие науки и практики в глобально меняющемся мире в условиях рисков : сборник материалов XVIII Международной научно-практической конференции. М., 2023. С. 408413.

5. Кузьмин И. В., Якунин М. А., Забайкин Ю. В. Механизмы устойчивого развития реального сектора экономики в России // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2023. Т. 13. № 3-2. С. 461-470.

6. Магомедов М. А., Гамзатова М. А. М. Сценарии социально-экономического развития Республики Дагестан в условиях глобальных вызовов и угроз // Экономика и предпринимательство. 2023. № 8 (157). С. 691-694.

7. Магомедова М. М., Султанов Г С., Алиева З. А. Структурная трансформация экономики Республики Дагестан: проблемы и перспективы // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. 2023. № 6. С. 10-21.

8. Малахова Т. А. Перспективные направления инвестирования отраслей экономики в устойчивом развитии территорий // Государственное управление и развитие России: глобальные тренды и национальные перспективы : сборник статей международной конференц-сессии. Москва, 2023. С. 296-303.

9. Подкорытов Д. Д. Социально-экономическое развитие регионов России в контексте устойчивого развития // Новые технологии - нефтегазовому региону : материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. В 2 т. / отв. ред. В. А. Чейметова. Тюмень, 2023. С. 158-161.

10. Ступникова Е. А., Сергеев Н. К. Устойчивое развитие территорий регионов и их влияние на экономическую безопасность страны // Вклад транспорта в национальную экономическую безопасность. Труды VIII Международной научно-практической конференции. М., 2023. С. 250-252.

References

1. Barkhatov V.I. Problems of regional sustainability in modern conditions. Competitiveness and development of socio-economic systems. Collection of abstracts of reports of the Fifth International Scientific Conference in memory of Academician A.I. Tatarkin. Under the general editorship of V.I. Barkhatov, D.A. Pletnev. Chelyabinsk, 2021. Pp. 18-19.

2. Volkova I.N., Krylov P.M. Strategic territorial planning of the region in conditions of extreme unevenness of development and diversity of its individual parts (on the example of the Republic of Dagestan). The present and the future of Russia in a changing World: socio-geographical analysis and forecast. Proceedings of the International Scientific Conference (XII Annual ARGO Scientific Assembly). Izhevsk, 2021. Pp. 304-309.

3. Gadzhiev N.G., Eldarov E.M. Region-forming branches of the Dagestan economy: problems and prospects. Bulletin of Dagestan State University. Series 3: Social Sciences. 2019. Vol. 34. No. 4. Pp. 7-12.

4. Gadzhiev R.S. Methodology for restructuring sectors of the economy of the border region (Republic of Dagestan). The development of science and practice in a globally changing world under conditions of risks. collection of materials of the XVIII International Scientific and Practical Conference. Moscow, 2023. Pp. 408-413.

5. Kuzmin I.V., Yakunin M.A., Zabaykin Yu.V. Mechanisms of sustainable development of the real sector of the economy in Russia. Economics: yesterday, today, tomorrow. 2023. vol. 13. No. 3-2. Pp. 461-470.

6. Magomedov M.A., Gamzatova M.A.M. Scenarios of socio-economic development of the Republic of Dagestan in the context of global challenges and threats. Economics and entrepreneurship. 2023. No. 8 (157). Pp. 691-694.

7. Magomedova M.M., Sultanov G.S., Alieva Z.A. Structural transformation of the economy of the Republic of Dagestan: problems and prospects. Scientific Review. Series 1: Economics and Law. 2023. No. 6. Pp. 10-21.

8. Malakhova T.A. Promising areas of investment in economic sectors in the sustainable development of territories. Public Administration and development of Russia: global trends and national perspectives. Collection of articles of the international conference session. Moscow, 2023. Pp. 296-303.

9. Podkorytov D.D. Socio-economic development of Russian regions in the context of sustainable development. New technologies for the oil and gas region. Materials of the International Scientific and Practical Conference of students, postgraduates and young scientists. In 2 volumes. Editor-in-chief V.A. Cheymetova. Tyumen, 2023. Pp. 158-161.

10. Stupnikova E.A., Sergeev N.K. Sustainable development of the territories of the regions and their impact on the economic security of the country. The contribution of transport to national economic security. Proceedings of the VIII International Scientific and Practical Conference. Moscow, 2023. Pp. 250-252.

Сведения об авторах

АЙГУМОВ АЙГУМ ДЖАЛАЛУДИНОВИЧ - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления, Дагестанский государственный университет, Махачкала, Pоссия, [email protected]

СУЛТАНОВА ЭЛИНА АБДУЛМУМИНОВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, АХД и аудита, Дагестанский государственный университет народного хозяйства, Махачкала, Pоссия, [email protected]

Information about the authors

AIGUMOV AIGUM D. - Doctor of Economics, Professor, Head of the Department, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, [email protected]

SULTANOVA ELINA A. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Accounting, Accounting and Auditing, Dagestan State University of National Economy, Makhachkala, Russia, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.