Научная статья на тему 'Устойчивое развитие экономики региона: основные условия и механизм обеспечения'

Устойчивое развитие экономики региона: основные условия и механизм обеспечения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9545
767
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / МЕХАНИЗМ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / REGION ECONOMY / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / MECHANISM / INNOVATIVE POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Локтев Андрей Владимирович, Меньщикова Вера Ивановна

В статье представлено исследование сущности устойчивого развития экономики региона; даны характеристики понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие»; рассмотрен инновационный потенциал региона как необходимое условие устойчивого развития экономики; представлен механизм обеспечения устойчивого развития экономики региона на основе реализации его инновационного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF ECONOMY OF THE REGION: MAIN CONDITIONS AND PROVIDING MECHANISM

In article research of essence of a sustainable development of the region economy is presented; characteristics of the concepts «stability» and «sustainable development» are given; the innovative capacity of the region as a necessary condition of a sustainable development of economy is considered; the mechanism of providing a sustainable development of the region economy on the basis of realization of its innovative potential is presented.

Текст научной работы на тему «Устойчивое развитие экономики региона: основные условия и механизм обеспечения»

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА: ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ И МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

А. В. ЛОКТЕВ, В. И. МЕНЬЩИКОВА

В статье представлено исследование сущности устойчивого развития экономики региона; даны характеристики понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие»; рассмотрен инновационный потенциал региона как необходимое условие устойчивого развития экономики; представлен механизм обеспечения устойчивого развития экономики региона на основе реализации его инновационного потенциала.

Ключевые слова: экономика региона, устойчивое развитие, механизм, инновационный потенциал.

Годы рыночных реформ в России и ее регионах, сопровождавшиеся сокращением объемов производства, критическим снижением эффективности национальной экономики, падением уровня жизни значительной части населения, ухудшением состояния природной среды и так далее, привели к обострению многих социальноэкономических проблем развития территорий. Ориентация экономики России на инновационный путь развития ставит перед регионами, с одной стороны, новые проблемы, а с другой - новые возможности достижения долгосрочного динамичного развития и высокого уровня благосостояния населения. В этих условиях обеспечение устойчивого развития экономики регионов является проблемой стратегической важности.

В ходе проведенного исследования было выявлено, что большинство исследователей зачастую отождествляют понятия «устойчивость» и «устойчивое развитие», поэтому следует уточнить терминологический аппарат устойчивости.

В настоящее время понятия «устойчивость» и «устойчивое развитие» применяются в различных областях знаний и жизни общества. При этом следует оговориться, что причины такого широкого использования данных понятий обусловлены не столько их универсальностью, сколько непро-работанностью концепций устойчивого развития, их противоречивостью, а также недостатками релевантной информации для количественного измерения степени устойчивости или неустойчивости процесса развития и, соответственно, принятия оптимальных управленческих решений.

Само выражение устойчивое развитие -лишь один из вариантов перевода на русский язык

английского оригинала - «sustainable development» (SD) [23].

По мнению М. Г. Ганопольского development действительно означает развитие, а для прилагательного sustainable адекватного русского эквивалента в свое время не удалось ни найти, ни сконструировать. Предлагавшиеся синонимы (поддерживаемый, подкрепляемый, возобновляемый, сбалансированный и т. д.) не закрепились в качестве термина, поскольку передают лишь отдельные смысловые оттенки [6]. М. Г. Ганопольский пишет, что «устойчивость и развитие (в классическом смысле) плохо согласуются в одном выражении». Он утверждает, что устойчивость предполагает инвариантность системы по отношению к воздействующим на нее возмущениям, обратимость возникающих отклонений, в свою очередь, развитие в классическом понимании - это изменение, характеризуемое одновременным наличием свойств необратимости, направленности и закономерности [6]. С этим нельзя полностью согласиться, поскольку прилагательное «устойчивое» автор подменяет существительным «устойчивость».

Рассмотрим более детально понятие устойчивости.

Так, в теории организации устойчивость определяется как способность системы функционировать в состояниях, по меньшей мере близких к равновесию, в условиях постоянных внешних и внутренних возмущающих воздействий [24]. При этом можно выделить два рода устойчивости:

1) устойчивость первого рода - это свойство системы вновь возвращаться в исходное состояние после выхода из состояния равновесия;

2) устойчивость второго рода - это свойство системы, предполагающее после выхода из состояния равновесия ее переход на новое равновесное состояние.

Иными словами, устойчивость первого рода соответствует статическому равновесию и обусловлено статикой явлений, а устойчивость второго рода - динамическому равновесию, которые обусловлено динамикой процессов, происходящих в сложных социально-экономических системах.

Специалисты Института системного анализа обосновали вывод, что «устойчивость» следует определять как некую регулярную повторяемость (т. е. свойство повторяться в неизменном виде), и, соответственно, неустойчивость - как такое состояние, которое возникает спорадически и может не повториться [12].

На наш взгляд, И. Пригожий справедливо подчеркивает, что неустойчивость можно рассматривать как неподдающийся детерминистскому анализу результат флуктуации точки бифуриа-ции в развитии системы. В первоначальный период такой ситуации неустойчивость локализована в малой части системы, затем распространяется и, в конце концов, приводит к качественным изменениям ее в целом [21].

Очень часто устойчивость трактуют с позиции экологического подхода. Приверженцы учения о ноосферной модели устойчивого развития обосновывают свои позиции весьма обстоятельно. Исходными в их концепции являются следующие положения: о экономически допустимых темпах развития; об ограниченности экономической нагрузки на окружающую среду; о самовосстанови-тельной способности природы; наличии векового механизма саморегулирования природной системы и др. Сущность устойчивости по экологическим критериям этими исследователями сводится к поддержанию таких темпов экономики, при которых уровень «давления» на окружающую среду компенсируется самовосстановлением ею своих качеств [10].

Конечно, в этом есть рациональное зерно, но абсолютизация экологического императива нам представляется неприемлемой. В условиях системного реформирования страны, коренных геополитических, этносоциальных и национальногосударственных перемен не меньшее, а в ряде случаев большее внимание следует уделять также другим факторам и формам устойчивости и устойчивого развития, в частности, пространственной организации страны.

Так, П. М. Иванов под устойчивостью понимает жизнеспособность, которая определяется как

«способность к жизни и развитию», т. е. территория, обладающая свойством устойчивости, способна к выживанию и развитию в своем конкретном окружении. Способность региона сохранять и развивать значение необходимых параметров качества жизни в пределах (выше) порога безопасности при широких колебаниях внешних и внутренних возмущений (общественно-политического, социально-экономического, техногенного, природно-климатического и т. д. характера), грозящих падением качества жизни, определяет устойчивость регионального развития [9].

При этом следует согласиться с А. И. Манел-ля и М. М. Юзбашевым, указывающим на то, что недопустимо смешивать понятия «устойчивость» с категорией «стабильность». Стабильность предполагает закрепление однажды достигнутого результата, сохранение, консервацию определенного уровня. Экономические же реалии требуют постоянного изменения результатов производства. Спрос на некоторые товары растет, на другие -сокращается, поэтому необходимо предусмотреть устойчивый рост производства для первых, и сокращение объемов выпуска для вторых [14].

В самом общем виде под устойчивостью экономической системы понимается ее способность к продолжительному осуществлению своей деятельности [2].

Например, И. Я. Богданов определяет устойчивость экономики следующим образом: «Устойчивость экономики отражает прочность и надежность ее элементов, вертикальных, горизонтальных и других связей внутри системы, способность выдерживать внутренние и внешние нагрузки. Однако если экономика не развивается, то у нее резко сокращаются возможности выживания, сопротивляемость и приспособляемость к внутренним и внешним угрозам. Таким образом, устойчивость и развитие - важнейшие характеристики экономики как единой системы» [3].

Л. И. Абалкин определяет устойчивость национальной экономики исходя из критерия ее безопасности, стабильности, способности к постоянному обновлению и самосовершенствованию [1].

А. Н. Фоломьев предпринял, на наш взгляд, весьма перспективную попытку теоретического анализа устойчивости органических систем (первичных звеньев экономики), функционирующих в рыночной среде [25].

А. Лившиц устойчивость рассматривает как гарант целостности страны и связывает ее с надежностью денежной системы государства [13].

Е. Т. Гайдар дал развернутую характеристику социально-экономической устойчивости нашей

страны. Он особо подчеркивает, что эта система была ранее действительно исключительно устойчивой, в том смысле, что отторгала от себя любые инновации, выходившие за рамки логики сложившейся индустриальной системы. Последняя, как известно, была основана на технологиях определенного типа и на соответствующих им централизации и управлении. Она не обладала внутренними источниками для адаптации к новым, идущим из постиндустриального мира, технологическим и социальным вызовам [5].

Что касается понятия «устойчивое развитие», то следует отметить, что на Второй Международной Конференции по окружающей среде и развитию, было предложено под устойчивым развитием понимать модель движения вперед, при которой достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей, без лишения такой возможности будущих поколений [17].

В данной работе под устойчивым развитием общества или всего мирового сообщества понимается стабильное или предсказуемое развитие, без резких потрясений и катастроф. При этом отмечается, что «переход к устойчивому развитию -это прежде всего создание нового образа мышления, нового сознания в обществе, что наиболее трудно, и что вместе с социально-экономическими и экологическими трансформациями обеспечит переход к новой цивилизации». Подчеркивается, что стратегия развития РФ в XXI в. должна соответствовать ее социальному, духовному, экологическому, экономическому и ресурсному потенциалу, базироваться на приоритете национальных интересов России в области устойчивого развития [17].

В работе Н. Г. Кузнецова и С. Г. Тяглова устойчивое развитие рассматривается как поступательно-возвратное развитие, когда на первом этапе территориальная система увеличивает свое разнообразие через разные виды общественных отношений, экономических видов деятельности, взаимоотношений природопользования [22]. Согласно их исследованию в социально-экономической системе накапливаются противоречия, обусловленные увеличением различных разнообразий, с целью разрешения которых, а также для создания фундамента дальнейшего развития территории выявляются так называемые «точки устойчивости». При воздействии на такие точки происходит стабилизация процесса перехода из одного состояния в другое, а также и инициируется дальнейшее развитие.

По нашему мнению, развитие, в том числе устойчивое развитие, предполагает изменение

(улучшение) качества системы. Если речь идет о выживании территории, то это является не развитием, а функционированием, поддержанием имеющегося уровня социально-экономической системы. Поэтому целесообразно ставить вопрос о необходимости обеспечения устойчивого функционирования и устойчивого развития системы.

Таким образом, термин «устойчивость» следует применять не только к развитию, но и к функционированию. Исследования показывают, что обеспечить устойчивое развитие невозможно без устойчивого функционирования системы. Отсутствие устойчивости функционирования приводит к тому, что в результате срывов городская система все время отбрасывается назад по тем или иным направлениям, тем самым не создаются возможности для постоянного изменения качества системы в сторону его совершенствования, т. е. для устойчивого развития. Устойчивое развитие предполагает непрерывное изменение (улучшение) качества территориальной системы, включающего различные аспекты - экономические, социальные, экологические. Устойчивое функционирование связано с поддержанием в течение длительного времени достигнутого уровня социально-экономической системы.

Необходимо также отметить, что в современной научной литературе нет четкого определения категории «устойчивое экономическое развитие» и ее различий с понятием «экономическая устойчивость хозяйственной системы», не определены наиболее значимые факторы внешней и внутренней среды, самой хозяйственной системы, обеспечивающие ее динамичное равновесие и способность к самоадаптации, саморазвитию и прогрессу.

Применительно к субъекту РФ категорию «устойчивое экономическое развитие» можно трактовать как совокупность социальноэкономических, политических и прочих взаимоувязанных процессов, позволяющих последовательно увеличивать потенциал региона для удовлетворения возрастающих потребностей проживающих на его территории граждан. Или устойчивое развитие экономики региона - это процесс динамичного наращивания потенциала территории, мотивации экономических агентов к расширенному воспроизводству, повышению конкурентоспособности и на этой основе - последовательному повышению уровня жизни населения без использования ресурсов будущих поколений.

Устойчивость является универсальным свойством различных типов систем - экономических, технических, биологических, в том числе территориальных. Она заключается в их способности

эффективно выполнять внутренние и внешние функции, несмотря на негативное воздействие экзогенных и эндогенных факторов. Согласно

A. Л. Гапоненко, устойчивость территориальных систем определяется как относительная неизменность основных параметров территориальной социально-экономической системы, ее способность сохранять их в заданных пределах при отклоняющихся влияниях извне и изнутри. Устойчивость может быть присуща не только фиксированному состоянию региональной системы, но и ее изменениям. В качестве основных видов такой устойчивости можно выделить [7]:

- устойчивость развития, характеризующуюся систематическим приращением результата не ниже допустимого минимума и не выше объективно детерминированного максимума;

- перманентную устойчивость, когда изменения, в том числе положительные, проявляются лишь эпизодически и непродолжительно;

- гиперустойчивость, т. е. состояние, когда регионы к развитию маловоспреимчивы, не способны адаптироваться к изменениям, в том числе и необходимым положительным.

Далее, устойчивость сложной системы, а к таким относятся территориальные, обеспечивается: с одной стороны - устойчивостью связей между ее элементами; с другой - способностью к внутренней перестройке самих структур, что позволяет ослаблять, погашать возмущения, функционировать системе как органически целостной, с приемлемой степенью эффективности. Устойчивое функционирование и развитие предполагает учет трех важнейших аспектов: экономического, социального, экологического. Регион можно представить как открытую систему, условно разделенную натри взаимодействующих блока [15]:

- природные ресурсы (первичные ресурсы и окружающая среда);

- экономика (производственная система и система инфраструктуры);

- общество.

Эти три блока образуют своего рода технологическую цепочку, призванную обеспечить достижение высокого качества жизни в регионе. Большинство исследователей в области региональной экономики отмечают именно эти три блока как основу для построения схемы функционирования экономики региона (А. Г. Гранберг,

B. П. Орешин, О. С. Пчелинцев, Г. Г. Фетисов и др.). Такая позиция вполне логична, поскольку блок «экономика» содержит основные параметры развития региона, включая состав, структуру хозяйственного комплекса региона и множество ко-

личественных и качественных индикаторов, характеризующих его развитие. В блок «население» входит ряд параметров демографической ситуации в регионе, благосостояние населения, уровень и качество жизни в регионе, а также закономерности и тенденции расселения. Блок «природная среда» включает в себя не только качественные и количественные показатели, характеризующие состояние региональной экосистемы, но и характеристику природно-ресурсного потенциала.

Данная классическая триада приобретает в свете устойчивого развития интегральное выражение: все элементы рассматриваются во взаимосвязи и взаимозависимости, а также новые приоритеты: цель - благополучие живущих и будущих поколений, основа - природно-экологические системы жизнеобеспечения, а экономика -двигатель развития.

С учетом вышесказанного правомочно утверждать, что устойчивое развитие экономики региона - это такое сочетание правовых, экономических, социальных, производственных отношений, а также различного рода ресурсов, которое выражает способность региона к стабильному функционированию и самосовершенствованию. При этом обязательным является систематическое приращение позитивного результата и системное воспроизводство ресурсов.

За последние годы, формулируя перспективы социальной и экономической динамики, во многих регионах России стали использовать выражение устойчивое развитие как характеристику оптимального сочетания целей, средств и результатов деятельности. После конференции ООН в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, на которой были выработаны принципы устойчивого развития, Российская Федерация, подписав принятые на конференции документы, продемонстрировала, что она разделяет их основные идеи и считает возможным поставить в повестку дня вопрос о переходе на модель устойчивого развития, обеспечивающую сбалансированное решение задач производственного комплекса и социально-культурной сферы. Законодательной основой при этом стал Указ Президента Российской Федерации «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». Главной задачей поставленной в данном документе является: осуществление последовательного перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально- экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природоохранного потенциа-

ла в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей [19].

Переход к устойчивому развитию требует скоординированных действий во всех сферах жизни общества, адекватной переориентации социальных, экономических и экологических институтов государства, регулирующая роль которого в таких преобразованиях является основополагающей. Разнообразие регионов требует безусловного учета их специфики в выработке и проведении в жизнь стратегии устойчивого развития. В этих условиях многократно возрастает значение региональных исполнительных и представительных органов власти, способных эффективно использовать все формы и методы государственного воздействия для обеспечения положительной динамики в социально-экономической сфере, решения стратегических задач по превращению региона в устойчивую саморазвивающуюся систему.

Необходимость перехода к устойчивому развитию диктуется, прежде всего, глубоким расстройством механизма воспроизводства. Это касается и воспроизводства населения, следовательно, трудовых ресурсов, и воспроизводства капитальных ресурсов. Вторым фактором, диктующим необходимость перехода к устойчивому развитию, является усиление межрегиональной дифференциации. Об этом свидетельствует, в частности, рост вариации региональных душевых бюджетных доходов. Третьим фактором, обуславливающим необходимость перехода к устойчивому развитию, является институциональный фактор. Общеизвестно, что представления об «автоматизме» рынка справедливы в действительности только для использования ресурсов. Напротив, процессы их воспроизводства, т. е. восстановления и приумножения, в условиях рыночной экономики заметно усложняются. Кроме того, протекают они по большей части за пределами рынка. Например, воспроизводства трудовых ресурсов - в семье и системах образования, здравоохранения, воспроизводство биологических ресурсов - в соответствующих подсистемах биосферы, воспроизводство знаний и деловых установок (трудовых и предпринимательских) - в таких некоммерческих сферах деятельности, как наука и культура, и т. д. Следовательно, решение вопросов воспроизводства требует создания собственной институциональной структуры, ядром которой должны стать регионы и города как специализированные воспроизводственные системы.

Любой переход не должен быть хаотичным. Должны иметь место продуманные и обоснованные действия, соответствующие ресурсы, которые

позволят достичь запланированных результатов. Поэтому формирование механизма устойчивого развития экономики региона является насущной потребностью современных условий. Именно механизм устойчивого развития экономики региона обеспечит более эффективное управление регионом и его переход к устойчивому развитию. Кроме того, не стоит забывать, что в современных условиях высшей целью регулирования регионального развития является приближение благосостояния населения региона к стандартам развитых стран. Достижение этой цели возможно только через обеспечение и поддержание условий устойчивого развития экономики региона. Именно устойчивое развитие экономики регионов позволяет государству быть стабильным, эффективным и развитым, т. е. государством благосостояния.

Сегодня инновационный процесс становится важнейшим фактором экономического развития регионов. Инновации неизбежно влекут за собой весьма широкий спектр изменений в магистральных направлениях науки и научных знаниях, в технике и технологиях производства, а также сопровождаются возникновением множества социальных и организационно-управленческих нововведений. Поэтому дальнейшее развитие регионов во многом зависит от возможности реализации их инновационного потенциала как необходимого условия обеспечения устойчивого развития экономики региона.

Переход экономики региона на качественно новый уровень возможен только на инновационной основе. Данный тезис подтверждается тем, что инновационный сценарий развития является стратегическим курсом российской экономики, что закреплено в Концепции долгосрочного социальноэкономического развития РФ - 2020, в рамках которой перед нашей страной поставлены серьезные задачи повышения темпов экономического роста, увеличения инновационной активности российских предприятий, а также расширения позиций на мировых высокотехнологичных рынках [11].

Процесс обеспечения устойчивого развития экономики региона представляет собой непрерывный процесс приведения экономической подсистемы в соответствие с требованиями рынка, выражающееся в обеспечении конкурентоспособности на основе повышения инновационного потенциала. Таким образом, обеспечение устойчивого развития экономики региона означает, прежде всего, опережающее развитие, которое можно достичь за счет постоянного внедрения инноваций, наращения и наиболее продуктивной реализации инновационного потенциала. Следовательно, инновацион-

ный потенциал является важнейшим элементом, определяющим будущее развитие не только отдельных регионов, но и всей страны в целом.

Обеспечение устойчивого развития экономики региона предполагает формирование эффективного механизма, представляющего собой систему

средств и способов воздействия, которые определяют изменения параметров системообразующих элементов региональной системы при поддержании ее динамического равновесия с целью перехода на качественно новый уровень, осуществляемый в прогрессивном направлении (рис. 1).

СУБЪЕКТЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

Г осударственные органы исполнительной власти (федеральный уровень управления)

Региональные органы исполнительной власти (региональный уровень управления)

Органы местного самоуправления (локальный уровень управления)

Формирование концепции и стратегии устойчивого развития экономики региона на основе реализации инновационного потенциала

8ШОТ-

анализ

8ТЕЕР-

анализ

Конку-

рентный

анализ

Цели Принципы

і

Стратегический анализ социальноэкономического положения региона

Разработка альтернативных сценариев устойчивого развития экономики региона *

Выбор инструментария обеспечения устойчивого развития экономики региона

Приоритеты

Технологии вскрытия резервов для реализации инновационного потенциала

Формирование целевых индикаторов

Администра- Экономические

тивные инст- инструменты

рументы

Законы, зако- Бюджет, нало-

нодательные ги, программы

акты и т. д. экон. развития,

кредит и т. д.

Реализация мероприятий по созданию благоприятных условий, обеспечивающих выполнение целевых установок

Мониторинг индикаторов устойчивого развития экономики региона

сз

Я

і

53

а

8

сз

&

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

«

§

=

$

В"

о

С

Рис. 1. Механизм обеспечения устойчивого развития экономики региона на основе реализации инновационного потенциала

Базовым элементом этого механизма являются технологии выявления резервов для реализации инновационного потенциала и инструменты, использование которых позволит органам управления принимать адекватные существующему положению, региональной специфике взвешенные и эффективные решения.

Основными конструируемыми характеристиками механизма обеспечения устойчивого развития

экономики региона являются концепции и стратегии устойчивого развития экономики региона на основе реализации инновационного потенциала. При этом ресурсы, а также инновационные способности и инновационные возможности выступают основными элементами проектируемой системы обеспечения устойчивого развития экономики региона.

В целом предложенный механизм обеспечения устойчивого развития экономики региона на

основе реализации инновационного потенциала, базируется на системном подходе, предполагает использование субъектами управления системы методов и инструментов, направленных на достижение регионом устойчивого социально-экономического развития и призван реализовать переход региональной системы на новый качественный уровень.

В ходе исследования было выявлено, что при разработке направлений и конкретных мер по обеспечению устойчивого развития экономики региона необходим системный подход, который

Таким образом, реализация разработанного комплекса направлений и мер будет способствовать не только рациональному выстраиванию элементов механизма обеспечения устойчивого развития экономики региона на основе более продуктивного использования инновационного потенциала, но и в конечном счете, позволит улучшить социально-экономическую среду территории. Только при таком подходе создаются равные возможности для регионов с разным потенциалом развития, в результате чего разнообразие российских регионов становится не препятствием, а дополнительным источником развития, в том числе и инновационного, для каждого из них и для страны в целом.

Литература

1. Абалкин Л. И. Экономическая безопасность

предусматривает создание благоприятной экономической и правовой среды, совершенствование инфраструктуры развития региональных систем, а также реализацию инновационного потенциала территорий, чего невозможно добиться без государственного содействия.

Следовательно, правомерно предложить комплекс направлений и мер, реализуемых в рамках региональной экономической политики для регионов с низким уровнем инновационного потенциала, направленных на обеспечение устойчивого развития их экономики (табл. 1).

России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12.

2. Бараненко С. П., Шеметов В. В. Стратегическая устойчивость предприятия. М., 2004.

3. Богданов И. Я. Экономическая безопасность России: теория и практика. М., 2001.

4. Большой экономический словарь / под ред.

А. Н. Азрилияна. 4-е изд. доп. и перераб. М., 1999.

5. Гайдар Е. Т. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистиче-ской России 1991-1997 гг. М., 1998.

6. Ганопольский М. Г. Устойчивое развитие региона: вопросы методологии // Налоги. Инвестиции. Капитал. 2000. № 1. С. 4.

7. Гапоненко А. Л., Полянский В. Г. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления. М., 1999.

8. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики. М., 2000.

Таблица 1

Комплекс направлений и мер региональной экономической политики по обеспечению устойчивого развития экономики регионов с низким уровнем инновационного потенциала

Направления региональной экономической политики Меры региональной экономической политики

Ориентирование производственной сферы региона на инновационное развитие формирование на базе незагруженных площадей крупных предприятий производственных площадок малых инновационных фирм; предоставление налоговых льгот на приобретение высокотехнологичного оборудования; льготы по налогу на имущество, участвующее в реализации приоритетного инновационного проекта

Привлечение источников финансирования для развития региона создание и стимулирование деятельности венчурных фондов; создание региональных фондов прямых инвестиций; создание частно-государственных фондов финансирования отдельных стадий развития инновационного бизнеса; софинансирование регионом НИОКР, выполняемых по направлениям, приоритетным для региона (энергосбережение, экология и т. д.)

Повышение результативности управления территорией повышение степени согласованности, оперативности взаимодействия региональных органов власти с федеральными органами в вопросах инновационного развития; разработка системы индикаторов для оценки устойчивого развития региона; мониторинг эффективности реализации программных мероприятий

Совершенствование организационного обеспечения устойчивого развития экономики региона на инновационной основе разработка и принятие концептуальных документов по вопросам регулирования инновационной деятельности (стратегия и программы регионального инновационного развития, концепция научно-технической политики региона и др.); сокращение административных барьеров для старта и развития малого, среднего и крупного инновационного бизнеса

Развитие инновационной инфраструктуры повышение эффективности функционирования созданной инновационной инфраструктуры (в частности, наукоградов, ЦТТ, бизнес-инкубаторов и т. д.); обеспечение реализации инновационного потенциала региона на основе институтов развития; формирование технологических площадок

9. Иванов П. М. Устойчивое региональное развитие: концепция и модель управления // Экономика и математические методы. 2006. Т. 42. № 2.

10. Игнатов В. Г., Кокин А. В. Экологический менеджмент. Ростов н/Д., 1997.

11. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской федерации на период до 2020 г.: утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

12. Кузьмин С. А. Социальные системы: опыт структурного анализа. М., 1996.

13. Лившиц А. Экономические реформы в России и ее цена. М., 1994.

14. Манелля А. И., Юзбашев М. М. Статистический анализ тенденций и колеблемости. М., 1983.

15. Меньщикова В. И. [и др.] Факторы устойчивого развития регионов России (книга 10) / под общ. ред.

С. С. Чернова. Новосибирск, 2011.

16. Моисеев Н. Н. С мыслями о будущем России. Фонд содействия развитию социальных и политических наук. М., 1997.

17. Новая парадигма развития России в XXI веке. Комплексное исследование проблем устойчивого развития: идеи и результаты / под ред. В. А. Коптюга,

В. М. Матросова, В. К. Левашова. Изд. 2-е. М., 2000.

18. Общий и специальный менеджмент / под ред. А. Л. Гапоненко, А. Г. Панкрухина. М., 2002.

19. О концепции перехода российской Федерации к устойчивому развитию: указ Президента РФ № 440 от 1 апреля 1996 г. // Российская газета. 1996. 9 апр.

20. Петренко И. Н. Экономическая безопасность России: денежный фактор. М., 2002.

21. Пригожий И., Стентерс, И. Порядок из хаоса:

Новый диалог человека с природой. М., 1986.

22. Региональная экономика / под ред. Н. Г. Кузнецова, С. Г. Тяглова. Ростов н/Д., 2003.

23. Словарь иностранных слов. 7-е изд., перераб. М., 1980.

24. Теория организации / под ред. В. Г. Алиева. М., 1999.

25. Фоломьев А. Н. Устойчивость предприятий в рыночной системе хозяйствования. М., 1995.

26. Цибульский В. Р. Устойчивое развитие. Методология развития ООН // Налоги. Инвестиции. Капитал. 2000. № 3-4.

27. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., 1982.

* * *

SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF ECONOMY OF THE REGION: MAIN CONDITIONS AND PROVIDING MECHANISM

A. V. Loktev, V. I. Menshchikova

In article research of essence of a sustainable development of the region economy is presented; characteristics of the concepts «stability» and «sustainable development» are given; the innovative capacity of the region as a necessary condition of a sustainable development of economy is considered; the mechanism of providing a sustainable development of the region economy on the basis of realization of its innovative potential is presented.

Key words: region economy, sustainable development, mechanism, innovative potential.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.