то
70 >
m
О O
о
л Q О —t сг
2
ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
МИРГОРОДСКАЯ О.А.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, Белгородский университет кооперации, экономики и права (филиал, г. Ставро-поль),
e-mail: [email protected];
САВЕЛЬЕВА Е.А.,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры маркетинга и менеджмента, Белгородского университета кооперации, экономики и права (филиал, г. Став-рополь),
e-mail: [email protected]
Устойчивое развитие региональной экономики способно стабилизировать социально-экономическое развитие субъектов России, так как именно от него зависит формирова-с ние основной части доходов региональных бюджетов, занятость населения, формиро-
• вание социальной инфраструктуры в регионе, а также обеспечение платежеспособного спроса. Все это служит стимулом к дальнейшемуразвитию промышленности, предпри-
• нимательства, торговли, и, как следствие, - кросту качества жизни населения страны. Эффективное управление устойчивым развитием экономики региона заключается в ее
о сбалансированном становлении, достижении региональной системой качественно ново-
• го состояния, обеспечивающего сохранение и приращение экономического, человеческого, инвестиционного и экологического потенциала региона.
Ключевые слова: устойчивое экономическое развитие; региональная экономика; эффективное управление; уровень жизни населения; дифференцированное развитие.
EFFECTIVE MANAGEMENT AS A FACTOR OF SUSTAINABLE ECONOMIC DEVELOPMENT
MIRGORODSKAYA O.A.,
PhD, Associate Professor of Chair of Economics, Stavropol Institute of Cooperatives (branch), Belgorod University of Cooperation Economics rights,
e-mail: [email protected];
SAVELYEVA E.A.,
Ph.D., Associate Professor, Chair of Marketing and Management, Stavropol Institute of Cooperatives (branch), Belgorod University of Cooperation Economics rights,
e-mail: [email protected]
The sustainable development of the regional economy is capable of stabilized vat socioeconomic development of Russia, as it depends on the formation of the main part of incomes of regional budgets, employment, formation of social regional infrastructure, as well as ensuring effective demand. It all serves as a stimulus to the further development the industry, business, trade, and, consequently increase life quality of the population. Efficient managing-of sustainable development of the economy in the region consists in its balanced development, reaching by a regional system a qualitatively new state, ensuring the preservation and increment of economic, human, ecological and investment potential of the region.
© Миргородская О.А., Савельева Е.А., 2014
Keywords: sustainable economic development; regional economy; efficient managing; the standard of living of the population; differential development.
JEL classification: O11, O32, O43.
Сегодня, в век инновационной экономики, особое внимание уделяется вопросам исследования управления устойчивым развитием экономики как страны в целом, так и ее территориальных образований. Ограниченное количество природных и производственных ресурсов, снижение инвестиционной активности, особенно иностранных инвесторов, предопределяют активизацию регионов по поиску новых возможностей для формирования конкурентных преимуществ. Практически все регионы рассчитывают на инвестора в лице государства, который будет «подавать руку помощи» и способствовать развитию наиболее перспективных территорий, владеющих большими производственными мощностями и высоким уровнем управления экономическим развитием. В настоящее время частные инвесторы более скрупулезно ведут отбор инвестиционных проектов, особенно на региональном уровне, при этом наибольшим спросом пользуются регионы со стабильно благоприятным инвестиционным климатом и высоким показателем инвестиционного потенциала. Что касается
о
международных инвестиций, то инвесторами анализируются такие показатели, как криминальная активность, о уровень инфляции и административного управления, наличие развитой региональной нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы инвестиционного законодательства. см
Разработка направлений обеспечения устойчивого развития региональной экономики - это первооче- ^ редная задача, которую призваны решать экономисты, потому что сохранение динамического равновесия социально-экономической системой гарантирует безопасность, стабильность, надежность, целостность развития субъекта Российской Федерации (Нарожная, 2013). Создание аргументированного научного фундамента о механизма эффективного управления устойчивым развитием экономики региона дает возможность решить проблему устойчивости социально-экономической системы. Исследуемая проблема требует прежде всего ^ тщательного изучения теоретических основ устойчивости. В этой связи уточнение семантического аспекта в части раскрытия сущности определения механизма эффективного и грамотного управления в процессе ста- ^г билизации региональной экономики с позиции использования ее адаптационных возможностей позволяет обеспечить дальнейшее формирование теории устойчивого развития социально-экономических систем.
По мнению И.А. Масюты, «...механизм управления устойчивым развитием экономики региона - это со- -<> вокупность действий, объединяющая комплексное использование административных, экономических, социальных, правовых, управленческих, стимулирующих инструментов, методов управления» (Масюта, 2014). По ^ нашему мнению, устойчивое функционирование региональной экономики может обеспечиваться с целью со- У хранения стабильности региональной экономической системы посредством совокупности локальных ресурс- 0 ных средств, способных поддерживать ее целостность, динамическое равновесие и адаптацию к прямым и кос- ^ венным воздействиям среды в процессе реализации стратегии социально-экономического развития региона. о
Способность к сохранению устойчивого экономического положения и обеспечение качественного роста уровня жизни населения, наряду с продолжением дальнейшего устойчивого развития, при изменении внешних и внутренних условий и факторов дает в целом характеристику устойчивости региона. При всем этом добиться устойчивого развития региона невозможно применением только экономических или только административных методов, так как в принципе довольно часто нельзя установить степень влияния внешних и внутренних условий и факторов воздействия на региональную экономику.
Специфика нынешней региональной экономики определяется неустойчивым развитием рыночного хозяйства, неусовершенствованной региональной правовой базой и отсутствием отлаженного механизма финансирования региональных программ, что приводит к дифференцированному развитию регионов России.
Основным проявлением дифференцированного развития выступает существенная разнохарактерность структуры бюджетных доходов и расходов, а также присутствие высокого уровня межрегиональных различий по показателям, отражающим качество жизни населения.
Наряду с этим, концепции и программы стратегического развития регионов, в своей основе, отражают цели и задачи, которые направлены на достижение устойчивого развития экономики региона, повышение социально-экономического качества жизни, стабилизацию демографической ситуации, экономический рост, совершенствование имеющейся инфраструктуры, обеспечение безопасности и развития эффективного управления во всех производственных и непроизводственных сферах.
При реализации стратегии развития территории удается убедиться в факте достижения устойчивости регионального развития, так как все составляющие учтены и по мере реализации программ проводится мониторинг результатов на основании количественных и качественных показателей, которые конкретизируют
с*
108
МИРГОРОДСКАЯ О.А., САВЕЛЬЕВА Е.А.
долю государственного участия в регулировании данного процесса. Со стороны федеральных органов власти большое внимание уделяется наличию разработанных стратегических планов на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу, повышение уровня инвестиционной привлекательности территории, увеличение количества бизнес-структур, увеличение количества рынков сбыта продукции и услуг местных производителей, определение приоритетных для региона отраслей и осуществление их поддержки. Учитывая все вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что теоретические и практические вопросы разработки механизма управления устойчивым развитием экономики являются актуальными.
Устойчивое развитие предполагает нахождение региональной системы в динамическом равновесии, определяемом с помощью расчета совокупности количественных и качественных показателей, и их положительным приростом. Стабильное развитие экономики субъектов Российской Федерации, обеспечение ее динамичного и сбалансированного развития достигается за счет оптимизации региональной политики, нахождения региональных пропорций воспроизводственного процесса в целом. При этом особого внимания заслуживают имеющиеся проблемы социального и экономического характера, влияющие на развитие регионов и на достижение основной цели - увеличения вклада каждого региона в прирост национального богатства, в т улучшение условий и повышение качества жизни регионального социума (Ганопольский, 2012).
Показатели социально-экономического развития региона позволяют оценить устойчивость развития эко-
>
номики региона, достигаемую за счет модернизации традиционных для него отраслей, формирования постин-О дустриальных сегментов экономики в разрезе решения следующих задач: повышения инвестиционной при-2 влекательности области, создания условий для предпринимательской инициативы и развития малого бизнеса, М повышение конкурентоспособности высокотехнологичных и базовых отраслей промышленности, снижения с ресурсоемкости производства.
Исследуя социально-экономическое положение региона, мы пришли к мнению, что следует уделить особое внимание показателям оценки устойчивости развития региональной экономики. На состояние устойчивости развития экономики региона оказывают влияние такие показатели: слабая инвестиционная активность при наличии высокого инвестиционного потенциала; нерациональное использование земельных ресурсов;
0 низкое развитие уровня услуг жилищно-коммунального хозяйства; недостаточное развитие региональной 7 правовой базы для расширения деятельности инвесторов и бизнес-структур.
Результаты проводимого исследования позволили определить возможности стабилизации развития эко-7 номики региона. Следует развивать исключительно те отрасли, которые являются основными для региона и составляют основу его хозяйственной жизни. С целью повышения конкурентоспособности региона, обе° спечения занятости населения и увеличения поступления доходов в региональный бюджет важно создать
1 соответствующие условия для предприятий перспективных отраслей как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Мобилизация имеющихся преимуществ и возможностей у региона позволяет повысить конкуренто-
2 способность отраслей, имеющий значительный потенциал к развитию, особенно предприятий агробизнеса, а 2 именно растениеводство и животноводство, которые в большей степени обеспечивают занятость населения
региона. Это станет возможным при условии перехода региональных предприятий на освоение и внедрение а инновационных форм и методов автоматизации труда, позволяющих сократить издержки производства, тем о самым обеспечив эффективное управление прибылью.
Стратегически важным для любого региона нашей страны является проведение интенсивной государственной политики регионального развития, основными направлениями которой будут являться: улучшение качественного состояния экономического пространства через формирование региональной инфраструктуры, сглаживание межрегиональных отличий в уровне развития и, как результат - достижение устойчивости региональных социально-экономических систем (Нарожная, 2013). Таким образом, управление стабильным развитием экономики территории призвано повысить эффективность реализации социальных и экономических интересов региона, направлено на сочетание региональных интересов с интересами страны в целом, тем самым обеспечивая устойчивость как региональных, так и национальной социально-экономических систем. Но для этого необходимо создать механизм управления устойчивым развитием экономики территории, отвечающий современным потребностям совершенствования форм и методов воздействия государства на развитие субъектов РФ. Одной из важных характеристик региональной политики федерального центра должна стать ориентация в прогнозировании и регулировании пространственного развития страны на территории опережающего развития, формирующие основной вклад в устойчивое развитие субъектов РФ.
Как правило, подобными территориями являются крупные города, транспортно-логистические узлы, зоны развития промышленности и сельского хозяйства, зоны развития территориально-отраслевых кластеров, зоны инновационного развития и создания высоких технологий, рекреационные и оффшорные зоны. Выделение территорий опережающего развития с определением основных направлений их специализаций позволит наиболее точно и системно прогнозировать основные результаты их развития и исходя из этого
осуществлять рациональное размещение государственной и локальной инфраструктуры, а также применять эффективные меры регулирования, призванные обеспечить создание благоприятных условий для реализации имеющегося у них потенциала.
Для стабилизации и устойчивого развития экономики Северо-Кавказского федерального округа целесообразно: провести анализ существующего финансово-экономического положения региона, а также разработать возможные направления диверсификации производства основных предприятий. Со стороны региональной власти реализация мер повышения инвестиционной привлекательности округа должна предполагать создание качественной инфраструктуры, разработку бизнес-планов развития других направлений экономики региона, не связанных с основными развитыми отраслями, а также поиск инвесторов. Предлагаемые меры по усилению устойчивого развития экономики региона могут способствовать увеличению производительности труда, росту объемов производства в целом и, самое главное, повышению уровня жизни населения.
REFERENCES
GanopolskiiM.G. (2012). Sustainable development of the region: questions of methodology. Ganopolskii M.G.
ЛИТЕРАТУРА
Ганопольский М.Г. (2012). Устойчивое развитие региона: вопросы методологии / М.Г. Ганопольский // Налоги. Инвестиции. Капитал, № 1-2, с. 4.
Глаз О.В. (2014). Развитие мобильности кадров инновационной экономики в системе управления профессиональными компетенциями / Е.А. Савельева, О.В. Глаз // Креативная экономика, № 5(89), с. 57-69.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской федерации до 2020 года. Доступно на: http://government.rU/content/governmentactivity/rfgovernmentdecisions/archive/2/. ^ МасютоИ.А. (2013). Механизм управления устойчивостью экономики региона / И.А. Масюто // Экономи- z ка и предпринимательство, № 12, c. 408-410. см
Нарожная Г.А. (2013a). Система продовольственного обеспечения как сложное социально-экономическое формирование / Г.А. Нарожная, О.А. Миргородская // Вестник Белгородского университета кооперации, эко- £ номики и права, № 2, c. 249-253.
Нарожная Г.А. (2013b). О факторах устойчивого развития агробизнеса / Г.А. Нарожная, О.А. Миргород- <î> ская // Сборник научных статей по материалам II-й Международной научно-практической конференции. Ставрополь, с. 110-113. 5
Об утверждении порядка разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударствен- ° ных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация: Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г., № 594 (с изменениями от 23 августа 2011 г.). Российская Федерация. Правительство. Доступно на: http://www.garant.ru.
О О
Taxes. Investment. Capital, no. 1-2, p. 4. (In Russian.) O
Glaz O.V. (2014). Development of staff mobility innovative economy in the management of professional com- lu petences. E.A. Savelyev, O.V. Glaz. Creative Economy, no. 5(89), pp. 57-69. (In Russian.) <
rv
Masyuto I.A. (2013). The mechanism controlling the stability of the region's economy. Economy andEntrepre- cz neurship, no. 12, pp. 408-410. (In Russian.)
Narozhnaya G.A. (2013a). The food system as a complex socio-economic formation. G.A. Narozhnaya, O.A. Mir-gorodskaya. Herald Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, no. 2, pp. 249-253. (In Russian.)
Narozhnaya G.A. (2013b). Factors of Sustainable Development of Agribusiness. G.A. Narozhnaya, O.A. Mir-gorodskaya. Collection of scientific articles based on the Il-nd International Scientific and Practical Conference. Stavropol, pp. 110-113. (In Russian.)
On approval of the design and implementation of federal target-O programs and intergovernmental programs, the implementation of which the Russian Federation: Russian Federation Government Resolution of June 26, 1995, no. 594 (as amended on August 23, 2011). Russian Federation. Government. Available at: http: //www.garant.ru//. (In Russian.)
The concept of long-term socio-economic development of the Russian-Federation until 2020. Available at: http:// government.ru/content/governmentactivity/rfgovernmentdecisions/archive/2/. (In Russian.)