УСТАНОВЛЕНИЕ МОТИВАЦИИ ПРЕСТУПНИКА КАК СПОСОБ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ НАКАЗАНИЯ
ЕЛЕНА ИГОРЕВНА ДУМАНСКАЯ
Кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права
Уральского государственного юридического университета, е-mail: uglaw@yandex.ru
Автор подчеркивает важность установления мотивации преступного поведения и оценки личности преступника для реализации целей уголовного наказания. Отмечается, что причины «безмотивных» преступлений в значительной степени можно отнести к сфере неосознаваемой психической деятельности.
The author emphasizes the importance of determining the motivation of criminal behavior and assessment of the individual offender's personality for the purposes of criminal punishment. It is stated that the causes of «wanton» crimes can be largely attributed to the sphere of unconscious mental activity.
Ключевые слова: мотивация, «безмотивные» преступления, неосознаваемые мотивы, личность преступника, цели уголовного наказания
Знание поведенческой мотивации лиц, совершивших преступления, необходимо для проведения успешных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, квалификации деяния, индивидуализации наказания и предотвращения преступлений. Постижение генезиса преступных побуждений является одной из наиболее сложных задач уголовно-правовой науки. С преступностью борются, преступников судят, наказывают, но антисоциальные личности все равно присутствуют в любом обществе.
Работникам правоохранительных органов и судебной системы на всех стадиях работы, начиная с предварительной следственной деятельности и кончая судебным заседанием, приходится определять социальные качества личности правонарушителя, психологические черты, отклонения от нормы. Именно этим вызвана необходимость изучения психологии личности преступника в тех пределах, которые позволяют обеспечить решение уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, криминалистических, криминологических и уголовно-исполнительных проблем.
Уголовный кодекс РФ ограничивается перечислением достаточно узкого круга формализованных мотивов: корыстные, хулиганские побуждения, политическая, идеологическая, расовая, национальная, религиозная ненависть или
Key words: motivation, «wanton» crimes, unconscious motives, personality of the offender, purposes of criminal punishment
вражда, ненависть или вражда в отношении какой-либо социальной группы, кровная месть, иная личная заинтересованность (включающая кумовство, ложно понимаемые стремление к карьере, стремление оказать помощь близким или родственникам, ложно понимаемый служебный долг и т. д.). Теория оперирует такими понятиями, как «личные неприязненные отношения» (включающие гнев, месть, ненависть, ревность, зависть и т. д.).
При определении мотива следователь попросту ставит себя на место правонарушителя
К сожалению, на практике при установлении цели и мотива преступлений приходится сталкиваться с необъяснимыми действиями преступников. Поэтому вызывает возражение ограничение мотивов их перечнем, закрепленным в уголовном законе.
В криминологии и юридической психологии существует огромное количество концепций, которые предлагают разнообразные подходы к анализу мотивации преступного поведения, возникновения преступных намерений.
Правоохранительные органы, как правило, исходят из того, что любое поведение предопределяется осознанными целями. Мы призна-
РОССИЙСКОЕ ПРАВО
ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА
УГОЛОВНОЕ ПРАВО
ем роль сознания в детерминации поведения человека, но нужно акцентировать внимание и на роли бессознательных процессов, скрытых мотивов преступного поведения. У правоприменителя не возникает проблем, если преступник сам называет побуждения, которыми он руководствовался, и это подтверждается доказательствами. В иных же случаях при определении мотива следователь попросту ставит себя на место правонарушителя. Происходит так называемая проекция психики, т. е. подмена одного типа сознания (преступника) другим типом (следователя). Порой это приводит к серьезным ошибкам в анализе реального психологического механизма преступления. Совершенное подозреваемым действие может представляться следователю непонятным, бессмысленным и в силу этого «безмотивным».
Поведение человека определяется не только
осознанными мотивами и целями, но и скрытыми подсознательными побуждениями в виде инстинктов, неосознанных влечений
Действительно, в следственной, судебной, пенитенциарной и превентивной практике большую сложность вызывают «безмотивные» преступления, причины которых в значительной степени можно отнести к сфере неосознаваемой психической деятельности. Подобные деяния поражают своей бессмысленностью и не укладываются в привычные представления о механизме преступного поведения. Кажущаяся «без-мотивность» преступления и отсутствие научно обоснованных рекомендаций по расследованию дел этой категории нередко приводят к следственным и судебным ошибкам1.
Закон требует при назначении наказания учитывать характер и степень общественной опасности преступления и личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание (ч. 3 ст. 60 УК РФ). Не секрет, что в правоохранительной практике не всегда уделяется должное внимание характеристике конкретной личности, определению ее социальных качеств, психологических черт, особенностей, отклонений от нормы, а порой они просто игнорируются. Представляется, что для достижения целей наказания необходимо тщательно изучать субъективную сторону совершенного преступления и анализировать весь спектр мотивационных установок личности. Конкретное преступление всегда совершается конкретным преступником, отражает его волю, взгляды, привычки, навыки.
Мотив преступления больше, чем какое-либо другое обстоятельство, обусловливает степень ответственности лица, является отправным пунктом в определении рода и вида наказания. Без выяснения мотива наказание по существу не может быть назначено правильно2. В некоторых ситуациях какой-либо «особенный мотив настолько четко подчеркивает незначительную степень общественной опасности виновного и совершенного им деяния, что реальное применение уголовного наказания было бы неоправданно жестоким»3.
Говоря о психологических аспектах назначения наказания, Б. С. Волков отмечает: «Для того чтобы наказание могло выполнить поставленные перед ним задачи, оно должно быть не только законным и обоснованным, но и справедливым, т. е. основываться на нравственных началах общества, общих моральных требованиях, на строгом учете личности преступника и всех обстоятельств совершенного преступления... Чем тщательнее учет психологических особенностей личности виновного, тем больше гарантии в выборе мер и видов наказания, исключающих возможность совершения осужденным новых преступлений, тем лучше обеспечивается общепревентивная, предупредительная сторона наказания»4.
Психологическое изучение личности обвиняемого включает в себя исследование его внутреннего мира, потребностей, побуждений, лежащих в основе поступков (мотивов поведения), общей структуры и отдельных черт характера, эмоционально-волевых качеств, способностей, индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности (восприятия, мышления, памяти и других познавательных процессов). Для определения неосознаваемых мотивов можно анализировать роль в жизни правонарушителя семейных, детско-родительских отношений и др.
Возвращаясь к проблеме определения мотива, позволим себе привести пример непонятного и бессмысленного преступления, заимствованный из художественной литературы. Наше обращение к литературе продиктовано тем, что великие художники обладают особой интуицией, особым складом ума и способны предвосхитить рациональный анализ ученых.
Так, Эмиль Золя по-своему объясняет глубинные истоки того, как герой его романа «Человек-зверь» молодой Жак Лантье, повинуясь темному инстинкту, убивает женщину, которую он любит. В момент убийства сознание Жака Лан-тье представляло собой хаос, где сознательное и бессознательное слились в один поток. Герой Э. Золя понимал, что он «расплачива-
ется за других - за своих дедов и прадедов, за целые поколения»5. «В нем поднималась дикая злоба, передававшаяся из поколения в поколение, от самца к самцу... Им владело лишь одно желание - убить ее и закинуть за спину, как добычу, вырванную из рук соперников. Разверзлась мрачная бездна низменной страсти - она властно требовала завершить любовь смертью, убить, чтобы безраздельно обладать»6.
Представляется, что традиционное объяснение мотива в соответствии с принятыми в теории уголовного права и уголовном законе формулировками здесь использовать не стоит. То же можно сказать и о «маниакальных», серийных преступлениях. Таким образом, поведение человека определяется не только осознанными мотивами и целями, но и скрытыми подсознательными побуждениями в виде инстинктов, неосознанных влечений и т. д. Действия человека «.структурированы двойной мотивацией: „явной поведенческой структурой" и „скрытой обязывающей структурой"»7.
Количество преступлений, мотив которых трудно объяснить, неуклонно растет. Возможно, мы используем неверный инструмент для их оценки? Привычными методами с проблемой уже не справиться.
М. И. Еникеев предлагал вместо термина «мотив преступного деяния», включенного в перечень признаков субъективной стороны преступления и «имплицитно связанного с понятием „сознание" (бессознательных мотивов не бывает). использовать понятие „мотивация" (побуждение), которое позволяет констатировать наличие вины и при отсутствии в структуре деяния осознанных мотивов». Ученый считал, что это освободит следователей и судей от «бесплодных поисков мотивов в тех импульсивных деяниях, которые сами по себе не содержат осознанных мотивов»8.
В свете изложенного нами выше с таким мнением согласиться сложно.
Какими бы загадочными и труднообъяснимыми ни были преступления и причины их совершения, исследование мотивационной направленности личности и выявление ведущих мотивов позволяет связать воедино и объяснить преступные действия субъекта, его поведение в период отбывания наказания, а также прогнозировать его поведение, тем самым обеспечивая достижение целей наказания, закрепленных в законе.
Таким образом, в рамках совершенствования законодательства стоило бы ориентировать правоприменительную практику на более глубокий анализ личности преступника и его мотивационных установок. В частности, следователи и судьи могли бы использовать методы психодиагностики. Безусловно, некоторые из них требуют профессиональной психологической подготовки. Однако сотрудники правоохранительных и судебных органов сами в состоянии овладеть рядом несложных методик, помогающих в практической деятельности.
1 Сушков И. Р., Макарова Ю. В. Личность преступника (социально-психологические аспекты) // URL: http://www.psychological.ru/default.aspx?0a1=1024& 0o1=0&0s1=0&p=71.
2 Волков Б. С. Проблема воли и уголовная ответственность. Казань, 1965. С. 55.
3 Волков Б. С. Мотивы преступления (уголовно-правовое и социально-психологическое исследование). Казань, 1982. С. 126.
4 Там же. С. 120.
5 Золя Э. Человек-зверь // Золя Э. Собр. соч. Т. 13. М., 1964. С. 287.
6 Там же. С. 596.
7 Шутценбергер А. Синдром предков. М., 2009. С. 46.
8 Еникеев М. И. Структура и система категорий юридической психологии. М., 1996. С. 42.