полагается, что каждая из сторон действовала компетентно, расчетливо и без принуждения. Рыночная стоимость бизнеса изменяется во времени под влиянием многочисленных факторов, поэтому она «привязана» только к конкретной дате.
Литература:
1. Кудина М.В. Теория стоимости компании / М.В. Кудина. -М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2010. - 368с.
2. Коуплед Т., Коллер Т., Муррин Дж. Стоимость компаний: оценка и управление / Т.Коупленд, Т.Коллер, Дж. Муррин. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. - 576 с.
3. Ивашковская И. Управляемая стоимость / И.Ивашковская - Электронный ресурс - [режим доступа]: http://www.classs.ru/
4. Еленева Ю. Стоимостной подход как основа современного управления бизнесом / Ю. Еленева - Электронный ресурс - [режим доступа]: http://delovoymir.biz/ru./
УСЛУГИ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
Антонова О.В., соискатель Московской академии предпринимательства при Правительстве Москвы
Рассматриваются вопросы предоставления образовательных услуг. Представлены основные положения, определяющие содержание образовательных услуг.
Ключевые слова: образовательные услуги, высшее образование, полезность услуг, специфические черты образовательных услуг, образовательная система, рынок образовательных услуг.
SERVICES IN THE MARKET ECONOMY AS AN ECONOMIC CATEGORY
Antonova O., the applicant, Moscow Academy of Entrepreneurship under the Government of Moscow The problems ofproviding educational services. The basic provisions governing the content of educational services.
Keywords: educational services, higher education, utility services, the specific features of educational services, the educational system, the market for educational services.
Образовательная услуга обладает рядом характерных особенностей, которые оказывают непосредственное воздействие на процесс формирования комплекса образовательных услуг. Категория «образовательная услуга» в экономической литературе имеет различные трактовки.
Основное и наиболее распространенное определение рассматривает «образовательную услугу» как совокупность знаний, умений и навыков и информации, которые используются для удовлетворения многообразных потребностей человека, общества и государства. С другой стороны, образовательную услугу отделяет совокупность знаний, умений и навыков учащегося от образовательных услуг, подразумевая под ними совокупность продукта труда преподавателя.
Образовательные услуги обладают специфическими, динамическими, конкретными качественными характеристиками и не поддаются непосредственному денежному измерению, здесь цепочка обменных операций ограничена, поскольку, как правило, образовательные услуги нельзя перепродавать.
Полезность услуг образования специфична, она проявляется лишь спустя определенное время и её практически невозможно измерить только с помощью количественных показателей. Вот почему потребители платят в большинстве случаев за процесс обучения, а не за потребление каждой отдельной его единицы.
Показательно, что образовательные услуги действительно обладают определенной спецификой по сравнению со многими другими видами услуг. Она состоит в том, что последствия от потребления образовательных услуг оказываются благом не только для непосредственного потребителя (повышая уровень и качество его человеческого капитала), но и для экономики и общества в целом. Экономика, в которой работники имеют высокий уровень образования (квалификации), соответствующий используемым в ней технологиям, обладает очевидными преимуществами перед экономикой, использующей более отсталые технологии. Иначе говоря, услуги образования, будучи по характеру потребления скорее частным благом, вызывают значительный положительный внешний эффект. Такие блага принято называть социально значимыми или достойными.
Наличие у таких благ сопряженных с ними внешних эффектов сближает их с общественными благами в том плане, что подобно последним они могут про изводиться в общественно неоптимальных масштабах. Действительно, принимая решение об объёме потребления социально значимого блага, индивид учитывает его ценность лишь для себя, оплачивая тот масштаб потребления, который максимизирует его персональную полезность. Соответственно по-
следствия, полезные для других, могут проявиться в недостаточных масштабах, ограниченных решениями частных покупателей и потребителей подобных услуг.
Таким образом, перед обществом (экономикой, государством) возникает проблема обеспечения оптимального объема производства тех благ, которые для социально значимых частных благ оказываются лишь сопутствующим внешним эффектом. Возможны различные стратегии ее решения. Во-первых, если «сопутствующее благо» может про изводиться в желаемых объемах само по себе, а не только как побочный эффект от производства и потребления некоего социально значимого блага, общество может начать такое независимое производство. Во-вторых, если «сопутствующее благо» существует не как отдельный продукт, а лишь как последствие потребления «базового» социально значимого блага можно, стимулировать частное потребление, предоставляя его бесплатно или по цене ниже издержек и компенсируя потери частных производителей из средств бюджета или полностью финансируя государственное предоставление такого блага.
В сфере образовательных услуг, как нам представляется, реализуется стратегия в получении среднего образования. Его получение является обязанностью граждан, причём часть издержек государство берёт на себя, однако, получение дополнительного образования полностью платное.
Важной особенностью социально значимых благ является зависимость их социальной эначимости, то есть масштаба создаваемых (положительных) внешних эффектов, от характеристик той среды, в которой они производятся и потребляются. Если общество (государство, бизнес) не в состоянии интернализировать внешние эффекты, создаваемые производством и потреблением некоторого частного, но (потенциально) социально значимого блага, то есть получать прямую выгоду от этих процессов, у него не возникнут стимулы как-то влиять на масштабы производства и потребления этого блага.
Если говорить о ситуации с образовательными услугами во многих развивающихся странах, технологическая структура экономик которых не отличается высокой наукоёмкостыо, всеобщим и бесплатным (то есть поощряемым к потреблению) является только начальное образование. Так, в первой группе развитых стран, технологическая структура экономик которых характеризуется как постиндустриальная, фактически бесплатным и всеобщим является даже высшее образование. Причиной этого можно назвать стимулирование (оплату из бюджета) высшего образования в первой группе стран, которое оказывается для соответствующих государств невозмещаемой потерей финансовых средств. Для второй же груп-
пы стран высокая квалификация основной массы работников приносит доход, существенно превышающий ее затраты на финансирование бесплатного (для учащихся) высшего образования.
Между тем, специфичность образовательных услуг как экономических благ не исчерпывается указанными характеристиками. Ещё одна её сторона связана с информационными свойствами ситуации принятия решения потребителем о приобретении этих услуг, об их желаемом объеме и качестве. В экономической теории всю совокупность обращающихся на рынке благ - товаров и услуг -с точки зрения возможности потребителя получать информацию об их качестве принято подразделять на три основных типа: исследуемые, опытные и доверительные блага.
Знания о существенных для потребителя свойствах исследуемых благ покупатель может получить без специальных издержек до момента покупки; знания об опытных благах при обретаются до их покупки только С определенными издержками (без издержек их можно получить лишь в ходе приобретения опыта использования таких благ); достоверные сведения о доверительных благах становятся доступными обычно лишь спустя значительное время после их получения (потребления). На рынках исследуемых благ продавец и покупатель обладают одинаковой информацией (строго говоря, продавец знает также об издержках производства этих благ, однако такие знания не влияют на поведение покупателей). В то же время рынки опытных и доверительных благ характеризуются значительной информационной асимметрией.
Образовательные услуги, как мы видим, представляют собой типичное доверительное благо. Действительно, их качество, проявляющееся в изменившемся уровне знаний, умений и навыков учащегося, может быть реально оценено экономически только на рынке труда - в форме того дохода, который будет получен работником после занятия того или иного рабочего места. При этом низкая величина дохода (ниже, чем ожидал учащийся, принимая решение о при обретении тех или иных образовательных услуг) может определяться как низким качеством этих услуг, так и множеством других причин, начиная от общей конъюнктуры рынка (например, вступлением на рынок труда в условиях спада или стагнации экономики) и кончая сугубо личностными характеристиками работника, не связанными с его квалификацией, однако препятствующими его найму на адекватную работу.
Очевидно, принимая решение о приобретении определенных услуг образования, потребитель в силу своей ограниченной рациональности не в состоянии надежно прогнозировать ситуацию на рынке труда. Поэтому его ожидания относительно качества получаемых образовательных услуг оказываются неизбежно размытыми и он не может точно определить для себя, какое именно знание он хотел бы получить, особенно если речь идёт о достаточно долгосрочном участии в образовательном процессе, то есть о получении общего или профессионального образования. В случае же выбора краткосрочных курсов повышения квалификации или переподготовки уровень неопределенности, разумеется, существенно ниже: потребитель точно знает, какие именно знания ему нужны, и неопределенность остается лишь по отношению к субъекту оказания образовательной услуги.
Образовательные услуги, являясь одним из видов услуг, обладают всеми их характеристиками - им присуща неосязаемость, неразрывность производства и потребления, изменчивость портфеля услуг, варьируемость качества одной и той же услуги, невозможность хранения, сезонность предложения (основной прием в образовательное учреждение осуществляется летом), комплектность услуг - предложение не одной, а портфеля услуг, достаточно высокая степень риска потребителей (в процессе обучения цены могут возрастать, а качество услуг окажется невысоким) и поставщиков услуг (объявленные специальности могут оказаться невостребованными), государственное регулирование (даже более жесткое по сравнению с услугами вообще).
Кроме перечисленных общих характеристик, образовательные услуги имеют ряд специфических черт, которые оказывают непосредственное влияние на принятие стратегических решений в области управления портфелем услуг образовательного учреждения.
По сравнению с другими сервисными отраслями именно образование является важнейшей сферой формирования человеческого капитала. Из всех видов инвестиций в человеческий капитал наиболее важными, непосредственно увеличивающими его объем и обеспечивающими приращение его стоимости, являются вложения в образование. Общее и специальное образование улучшают каче-
ство, повышают уровень и запас знаний человека, тем самым увеличивают объем и качество человеческого капитала. Инвестиции в высшее образование способствуют формированию высококвалифицированных специалистов, труд которых оказывает наибольшее влияние на темпы экономического роста.
При этом, ведущим институтом, обеспечивающим производство человеческого капитала, является рынок образовательных услуг. Именно здесь взаимодействуют спрос на образовательные услуги со стороны основных хозяйствующих субъектов (домохозяйств, фирм, государства) и их предложение, осуществляемое образовательными и другими учреждениями, образующими в отраслевой структуре национального хозяйства отрасль «образование».
Важнейшая черта образовательной услуги - конкурсный характер представления. Большинство вузов предоставляют образование на конкурсной основе, т.е. потребителю, желающему воспользоваться услугами вуза, таковые будут оказаны, только если он обладает определенными знаниями, умениями и навыками, наличие которых осуществляется при помощи тестов, экзаменов или собеседований. Особенно наглядно этот признак проявляется в государственных вузах, но и значительная часть частных также устанавливает определенные барьеры для отсеивания людей, которые, с их точки зрения, не могут получить качественные образовательные услуги.
Необходимо подчеркнуть возрастные особенности потребителей образовательных услуг. Потребителями образовательных услуг обычно выступают молодые люди в возрасте от 16 до 30 лет. Мотивация молодежи при приобретении тех или иных услуг обычно сильно отличается от мотивации людей старшего возраста.
Важной чертой образовательных услуг является их многообразие по содержанию программ и формам обучения.
В частности, общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных про грамм и реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
К этой группе относят следующие виды программ: дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования.
Профессиональные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации и реализуются в образовательных учреждениях профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию.
В данную группу входят программы начального профессионального образования, которые имеют целью подготовку работников квалифицированного труда по основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования, наиболее часто осуществляются профессиональными училищами и профессиональными лицеями; среднего профессионального образования, которые предназначены для подготовки специалистов среднего звена, удовлетворения потребностей личности в углублении и расширении образования, осуществляется техникумами, колледжами, техникумами-предприятиями; высшего профессионального образования, освоение которых необходимо для выполнения высококвалифицированного, преимущественно умственного труда в различных сферах, реализуются в высших учебных заведениях: университетах, академиях и институтах; послевузовского профессионального образования предоставляют возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации после окончания вуза в аспирантуре, ординатуре и адъюнктуре.
Образовательные программы могут предоставляться образовательными учреждениями в различных формах: очной, очно-заочной (вечерней), заочной и дистанционной.
Допускается также сочетание различных форм получения образования.
Следует отметить, что получение ряда профессий и специальностей в вечерней и заочной формах не разрешается (например, стоматология, актерское искусство, ветеринария, пожарная безопасность).
В новых экономических условиях предъявляется спрос и на новые виды образовательных услуг. Предъявителями такого спро-
са являются люди, желающие приобрести дополнительное образование в некоторой, вполне определенной области, или желающие приобрести дополнительную профессию, получение которой не требует сравнительно высоких материальных и временных затрат.
Причиной появления такого спроса являются особенности рынка труда в рыночной экономике, а именно: конкуренция между работниками за лучшее место работы и, соответственно, лучшую зарплату, и тенденция людей по возможности быстрее переходить из одной сферы профессиональной деятельности в другую, если в ней работник будет трудиться на более выгодных условиях.
Конкуренция между работниками заставляет служащих осваивать новые, но смежные с основной работой профессии, т. е. расширять поле профессиональной деятельности.
Основные требования, которые они предъявляют к подобного рода курсам - это непродолжительный срок обучения, низкие затраты на обучение. Спрос на такие специальности проявляется в зависимости от колебания рыночной конъюнктуры в отличие от предыдущего вида спроса, который имеет достаточно стабильный характер, и с течением времени в нем меняются лишь требования к качеству образовательных услуг и их содержанию.
Еще одна особенность образовательных услуг кроется в их длительном характере. Например, получение первого высшего образования по различным специальностям может занимать до 7 лет. При этом ситуация на рынке труда, потребности работодателей, социальный заказ государства могут за этот период коренным образом измениться.
В зависимости от вида предоставляемых услуг вузы обладают разными степенями свободы в процессе принятия стратегических решений. Рассмотрим более подробно особенности образовательных услуг высших учебных заведений и их влияние на процесс формирования комплекса продукции вуза.
Процесс принятия стратегических решений высшим учебным заведением в целом, а также решения относительно комплекса предоставляемых образовательных услуг в частности, существенным образом определяется спецификой этих услуг.
Высшее учебное заведение, предоставляет обществу образовательные услуги определенного вида, потребителями которых являются индивиды, и одновременно предлагает результаты своей деятельности на рынке труда, потребителями которых являются предприятия и организации различных отраслей экономики.
Вуз работает одновременно на двух связанных и взаимозависимых рынках - рынке образовательных услуг и рынке труда. Вуз действует на рынке образовательных услуг и является производителем этих услуг. В связи с этим возникает вопрос: являются ли выпускники «продуктами» вуза на рынке труда.
Можно выделить две диаметрально противоположных точки зрения. Часть авторов рассматривают вузы как производителей специфического товара «выпускник-специалист». С этой точки зрения высшие учебные заведения должны обеспечивать оптимальное насыщение рынка труда работниками востребованной на тот или иной период квалификации и в итоге должен быть выпущен специалист, соответствующий запросам потребителей и требованиям научно-технического прогресса.
Однако, нельзя считать вузы производителями товара в виде специалистов,.. ведь даже в формировании профессионально значимых знаний, умений и навыков, которые используются работодателями на рынке труда, участвует не только вуз. ... Поэтому, как нам представляется, на рынке труда вузы являются производителем не выпускников, а образовательных программ, в том виде, в котором они освоены выпускниками.
При этом, с одной стороны, одной из форм взаимодействия высшей школы и рынка труда является «сделка между вузами-про-изводителями и предприятиями-потребителями»,с другой - вуз выходит на рынок труда с результатами своей образовательной деятельности, опосредованными в знаниях, умениях и навыках выпускников. Выпускники предлагают свою рабочую силу предприятиям, те в свою очередь оценивают квалификацию этой рабочей силы в виде стартовых зарплат и других условий найма.
Вуз в этом случае не участвует в результате сделки по продаже рабочей силы и не получает прямых материальных выгод. Он ожидает получить отклик от своей целевой аудитории в виде подъема престижа вуза, увеличения притока абитуриентов (т.е. спроса на образовательные программы), упрочения своего конкурентного положения среди других вузов.
Тем не менее, сторонники этой точки зрения допускают, что
одним из возможных откликов может быть заключение договоров между вузом и предприятиями на приоритетное право отбора и найма выпускников этого вуза.
Можно сказать, что вуз имеет один продукт, с которым он выходит на оба рынка: вуз является производителем образовательных программ, которые он предлагает на рынке образовательных услуг, и с которыми он выходит на рынок труда, но опосредованно, через своих выпускников.
На рынок образовательных услуг высшего профессионального образования существенно влияет общая социально-экономическая и демографическая ситуация в стране. Среди факторов, оказывающих наибольшее влияние на объем совокупного спроса домашних хозяйств на образовательные услуги вузов, выделяют ситуацию на рынке труда (цена квалифицированного труда, уровень безработицы, напряженность и т.д.), половозрастную структуру населения (демографические факторы), уровень доходов населения, уровень развития предшествующих ступеней образования, предпочтения домашних хозяйств.
С точки зрения личности образовательная система должна не только соответствовать экономически заданному стандарту, но и удовлетворять ее растущие интеллектуальные потребности, обеспечивать профессиональную мобильность выпускника. Мобильность особенно необходима в нашей стране, которая пережила и переживает до сих пор сложный период, связанный с перестройкой экономической системы, диверсификацией промышленности, переломом общественного сознания и острой конкуренцией на мировом рынке.
Образование может увеличивать не только скорость распространения научно-технических достижений, но и напрямую обосновать научнотехнологический рост. Это можно объяснить тремя причинами. Во-первых, темпы развития науки и техники во многом обусловлены численностью и квалификацией ученых, исследователей, инженеров. Во-вторых, растущая доля научных разработок осуществляется ныне в стенах высших учебных заведений. В-третьих, многие улучшения в технологии и организации производства решаются непосредственно на рабочем месте, как правило, выпускниками вузов. Если образование развивает в работнике новаторские способности, делает его изобретательным и инициативным, то это также благоприятствует техническому прогрессу.
Литература:
1. Бурделова Т.Н. и др. Бренд и экономичкская устойчивость вуза. М., 2012.
2. Захарчук Л.А. Экономика образовательного учреждения. М., 2011.
3. Кузьмина Е.Е. Маркетинг образовательных услуг. М., 2012.
4. Сюлькова Н.В. и др. Экспорт образовательных услуг. М., 2012.