УДК 339.138
UDC 339.138
Н.С. МУШКЕТОВА
кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и рекламы Волгоградского государственного университета
E-mail: [email protected]
N.S. MUSHKETOVA
candidate of Economic Sciences, associate professor of marketing and advertizingVolgograd state university E-mail: [email protected]
КОНЦЕПЦИЯ МАРКЕТИНГА ВУЗА: СОДЕРЖАНИЕ, ПРИНЦИПЫ, ФУНКЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
THE MARKETING CONCEPT OF UNIVERSITY: CONTENTS, PRINCIPLES, FUNCTIONS IN MODERN TERMS
Для того чтобы рассмотреть вуз как управленческую систему, необходимо учитывать все составляющие его системы маркетинга, их взаимодействие и взаимоотношения с внешним маркетинговым окружением. Для этого в статье анализируются и уточняются понятия маркетинга, образовательной услуги, потребителя услуг вуза и т.д., используемые в процессе исследования концепции маркетинга вузов.
Ключевые слова: образовательная услуга вуза, продукт вуза, потребители образовательных услуг, рынок образовательных услуг вузов.
To consider the university as a system it is necessary to consider all components of marketing systems, their interaction and relationship with an external marketing environment. For this purpose in article concepts of marketing, goods and service, the consumer, etc., concepts of marketing of university used in the course of research are analyzed and specified.
Keywords: educational service of university, university's product, consumers of educational services, market of university educational services.
В рыночной экономике существуют товары и услуги общественного пользования, производство которых оплачивается одной частью населения (налогоплательщиками), а пользуются ими другие (например, потребители образовательных услуг). Производя продукты общественного пользования, учебное заведение работает одновременно на двух рынках. Вуз предоставляет обществу образовательные услуги определенного вида, потребителями которых являются учащиеся и студенты, и одновременно представляет результаты своей деятельности на рынке труда, потребителями которых являются предприятия и организации различных отраслей экономики. Эта двойственная природа деятельности вуза вносит значительную путаницу в определение его продуктов, целевых рынков сбыта и групп потребителей. Действуя одновременно на двух связанных и взаимозависимых рынках - рынке образовательных продуктов и услуг и рынке труда, вуз тем не менее имеет один продукт, с которым он выходит на оба рынка. Все исследователи сходятся на том, что основным направлением деятельности вуза является предоставление образовательных услуг, но не дают однозначного определения, в какой форме существует услуга высшего образования.
Высшее образование с точки зрения экономической теории можно рассматривать как экономическое благо, обладающее полезностью с точки зрения его потребителей и требующее затрат на свое производство. Особенность общественного блага заключается в том, что доступ к нему не ограничен единственным потреби-
телем или группой потребителей (как в случае с личными благами) - оно должно быть доступно всем. Высшее образование как экономическое благо имеет высокие положительные внешние эффекты с точки зрения развития экономической системы. Высокий уровень человеческого капитала в экономике, связанный с хорошо развитой системой высшего образования в стране, как правило, связан с высокими темпами экономического роста, общим уровнем экономического и социального развития общества. Увеличение числа потребителей этого блага не влечет за собой значительного снижения полезности, доставляемой каждому из них. Высшее образование как экономическое благо обладает свойством относительного несоперничества в потреблении [19]. С другой стороны, потребители могут быть ограничены в доступе к потреблению этого блага, то есть в получении высшего образования. С этой точки зрения высшее образование обладает некоторыми характеристиками частных благ, потребление которых носит сопернический характер, поскольку отдельные потребители должны так или иначе оплатить или заслужить доступ к ним. В этой ситуации в роли эффективного провайдера личных благ выступает рынок, который определяет спрос и уровень цен [3, 4, 5].
Таким образом, как благо высшее образование носит смешанный характер. Только научные исследования и база общеобразовательного цикла подготовки соответствуют требованиям чистого общественного блага. Вместе с тем, высшее образование можно рассматривать как частное благо, поскольку его получение
© Н.С. Мушкетова © N.S. Mushketova
является сферой самореализации личности, служит гарантией профессионального успеха и средством социальной защиты от колебаний конъюнктуры рынка труда.
Прежде чем перейти к маркетинговому анализу образовательной услуги, уточним понятия, которые будут использоваться в дальнейшем. В качестве исследуемого товара будем понимать продукт вуза в его широком смысле, т.е. прямой полезный результат основной деятельности вуза. Понятие продукта вуза, предположительно, шире понятия образовательной услуги, и продукт вуза включает образовательную услугу как свой основной компонент.
Рассмотрим формирование товара по уровням:
• первый - уровень нужды,
• второй - уровень потребности, как формы выражения нужды,
• третий - уровень собственно образовательной услуги на стадии ее производства и потребления,
• четвертый - уровень формирования средств поддержки образовательной услуги, без которых ее предложение невозможно, и пятый - обеспечение инструментами продвижения, гарантиями и т.д. [8 ,6].
Первый уровень формирования товара - уровень нужды. В социологической, экономической и управленческой литературе под нуждой понимается чувство нехватки чего-либо, необходимого для поддержания жизнедеятельности и развития человека, социальной группы, общества в целом и требующая удовлетворения. Потребность - это нужда, принявшая конкретную форму в соответствии с уровнем культуры, наклонностями, особенностями характера и психики индивида. Потребность заключается в стремлении удовлетворить нужду. Иногда потребность называют конкретизированной, или частной, нуждой. Таким образом, «нужда» является базовым понятием, а «потребность» - производным.
С маркетинговой точки зрения определение нужды человека, обращающегося к услуге высшего образования, как нужды в знаниях, не точно. Как отмечает А. Панкрухин, образование способно помочь достижению следующих целей человека: получить средства для существования (заработать); иметь гарантии защищенности в будущем; принадлежать к значимой для человека социальной группе; быть уважаемым для окружающих; уважать себя самого, самоутвердиться в чем-либо; реализовывать свои возможности [14].
Средствами для достижения этих целей является повышение профессиональных, личностных и гражданственных способностей и качеств человека, его экономической и социальной ценности, что и составляет суть образования. Действительной нуждой, удовлетворяя которую человек предъявляет спрос на услуги образования, является повышение уровня своих экономических (профессиональных) и социальных характеристик.
Параметры нужды необходимо четко определить, поскольку они будут служить базой формирования товара в дальнейшем. Среди них в первую очередь нужно выделить профессиональные, поскольку они составля-
ют целевое ядро образования. По отношению к образовательной услуге такие параметры представляют собой перечень профессий и должностей, в которых может работать выпускник непосредственно по окончании вуза и в перспективе, по мере своего профессионального роста используя базу, заложенную образованием.
Второй уровень продукта вуза - уровень потребности. Дальнейшее формирование товара подчиняется целям индивида. Поэтому на этом уровне формируется конкретная потребность, выражающая способ достижения значимых целей, выбранных человеком. И если ему необходимо образование, то формируется потребность в получении знаний, выработке умений и навыков, которые должны обеспечить определенные профессиональные и личностные качества и способность к занятию избранными видами деятельности.
Профессиональные качества, ради приобретения которых человек обращается к услуге образования, частично зафиксированы в стандартах образования, образовательных программах и других нормативных документах в виде параметров профессиональных качеств, представляющих собой перечень компетенций выпускника по кругу обязательных и вариативных дисциплин, с четким описанием того, чем и насколько глубоко должен владеть выпускник.
Третий уровень формирования товара - сам произведенный продукт. Первые два уровня товара - это стадии подготовки производства образовательной услуги. Средством же удовлетворения потребности является товар третьего уровня (собственно товар как произведенный продукт). В нашем случае - это образовательная услуга в традиционном ее понимании.
Так же как и товар, услуга обладает свойствами и качеством. Свойства образовательной услуги - это способность содержать некоторый набор специальных и общих изучаемых дисциплин, определяющий возможность удовлетворения потребности в знаниях, регламентируемых компетенциями и образовательной программой. Качество образовательной услуги (параметры ее свойств) - это содержание и уровень знаний по отдельным дисциплинам для формирования соответствующих компетенций.
Таким образом, на третьем уровне процесс производства образовательной услуги разделяется на два вида: первый - непосредственной процесс обучения; второй - предоставление условий для самостоятельной работы студента. Через эти виды деятельности обеспечивается получение знаний и удовлетворяется спрос на образовательную программу.
Исходя из вышесказанного продуктом вуза (образовательной услугой) не является выпускник, как это было проанализировано А. Браверманом [9, с.34-45]. Продуктом вуза не является прирост знаний или квалификации, полученный студентом в результате потребления образовательных услуг вуза (хотя в результате обучения часть студентов может иметь этот прирост, а другая часть - нет). Получаемый в результате обучения прирост или изменение образования и квалификации зависит не только от услуг вуза, но и от вклада самого
студента, от его мотивации, усердия, предшествующей подготовки и т.п.. Поэтому получаемый в результате образования прирост или изменение квалификации нельзя считать продуктом вуза, также как нельзя отнести к таким продуктам образовательную программу, как считают А.П. Панкрухин, О.В. Сагинова и другие авторы [1, 14, 17]. Образовательная программа представляет собой только товар второго уровня, «товар по замыслу» [8, с. 123].
Четвертый уровень формирования товара - товар с подкреплением. Товар третьего уровня, или образовательная услуга, есть еще только основной продукт, который невозможно ни потреблять, ни использовать, ни продать без обеспечения определенных условий, которые называются средствами поддержки товара. Состав таких средств разработан применительно к товару как к материальному объекту, и применить их к специфической услуге можно только методом аналогии. Стандартный маркетинговый набор средств поддержки товара включает маркировку, упаковку, средства хранения и транспортировки, обеспечение сопутствующими товарами и услугами, предпродажную подготовку, обучение пользованию и др. [8, с.132].
Студент получает необходимый образовательный продукт в течение продолжительного времени - продукт приобретается частями в процессе обучения, получения знаний по конкретным предметам. На протяжении всего курса обучения любая из сторон договорных отношений в вузе способна прервать их либо по причине нежелания студента продолжать обучение, либо в связи с невыполнением студентом, обучающимся на платной основе, обязательств по оплате обучения, либо из-за отсутствия требуемого уровня знаний и т.п.
Ценность бренда вуза определяется известностью, престижем, репутацией преподавательского состава, выпускников и другими факторами. Кроме того, как и всякий бренд, он может быть самостоятельным объектом продажи. Оплачивая образование в конкретном вузе (удовлетворяя специфический спрос на марочный товар), человек получает не только знания и умения, но и пожизненное право пользоваться брендом этого вуза. Практика продажи брендов широко распространена и в сфере образования. Таким образом, на четвертом уровне формирования выявляется третий элемент образовательной услуги - бренд вуза.
Хранение (средства и условия) должно обеспечивать возобновление забытых знаний и возможность самосовершенствования работника. По своему смыслу такие средства должны обеспечивать «хранение» уже полученной услуги после окончания обучения. Накопление собственной информационной базы данных осуществляется путем постепенного приобретения студентами в процессе обучения и самообучения специальной литературы и средств программного, информационного обеспечения.
Обучение пользованию. Эта сопутствующая услуга заключается в предоставлении студенту условий, в которых он мог бы приобретать или закреплять навыки практического использования полученных знаний.
Осуществляется это в ходе практики (или сэндвич-курсов), при выполнении самостоятельной, курсовой или выпускной работы.
Особенность услуги состоит в том, что товар готовится к выходу на рынок после окончания процесса производства, а услуга - до его начала. Предпродажная подготовка должна обеспечивать привлекательность услуги и обуславливать ее выбор покупателем. Таким образом, задача предпродажной подготовки услуги состоит в контроле всех уровней формирования товара - разработки профессий и должностей, компетенций выпускников, мер по организации и обеспечению учебного процесса и др.
Важнейшей характеристикой образования как результата формального обучения, завершающегося получением соответствующего документа (диплома, сертификата), является то, что оно выполняет роль сигнала. Наличие диплома облегчает работодателям принятие решения о найме работника, поскольку свидетельствует о возможности обучаться, формировать навыки. В результате снижается степень асимметрии информации на рынке труда.
Последний уровень формирования товара - создание образа через реализацию соответствующего комплекса инструментов маркетинга, который обычно включает маркетинговые коммуникации, сервис, гарантии и т. п. Товар на первых четырех уровнях формируется через восприятие производителя: как совокупность объективно существующих свойств и качеств. Товар в восприятии потребителя - это совокупность субъективно воспринимаемых свойств и качеств (с точки зрения психологии потребителя).
Применительно к вузу субъективными характеристиками его продукта, наполняющими «образ вуза», будут информированность покупателя о вузе (уровне и качестве учебного процесса и подготовки), его имидж и авторитет, степень восприятия конкурентных преимуществ вуза, восприятие цены обучения как справедливой или приемлемой и другие характеристики психологической готовности покупателя, которые способствуют обретению нового социального статуса в обществе (способности выпускника вуза стать активной личностью, занять определенные позиции и место в политической, экономической и общественной жизни страны. Эта способность формируется не только образовательной, но и целенаправленной воспитательной работой вуза по развитию у студентов гражданственности, духа гуманизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам, любви к Родине.); развитию способности к технологической и психологической самоорганизации (умении организовать личный труд в будущей производственной, управленческой и другой деятельности: умение последовательно выполнять предусмотренные режимом работы операции, процедуры, накапливать, анализировать и обобщать необходимую информацию, использовать компьютерные программные продукты, создавать рациональные условия и режим работы); способности к психологической самоорганизации (формирование личностных качеств, развитие своих
способностей, эмоционально-волевых характеристик, усвоении этических установок и следованию им в процессе управленческой и другой деятельности).
С позиций маркетингового управления формирование бренда вуза является полноправным элементом комплекса продвижения вуза, но не представляет собой самостоятельной потребительской полезности, удо-влетворяющей образовательные потребности человека, не является прямым результатом основной деятельности вуза и в состав продукта, как результат образовательного процесса в вузе, не входит.
Таким образом, образовательная услуга вуза есть предлагаемый на определенных условиях вид образовательной деятельности, который имеет отсроченную ценность (как товар доверия), в процессе и по завершении которой самостоятельно или опосредованно удовлетворяется потребность в получении студентом (потребителем) необходимых знаний и компетенций, предусмотренных системой высшего профессионального образования, релевантных окружающей среде. Конечным результатом, удостоверяющим факт получения образовательной услуги и качество ее потребления, является получение диплома об усвоении адекватной ему совокупности знаний и компетенций, предусмотренных учебными планами, программами и учебно-методическими разработками [11].
Что касается рынка образовательных услуг, в настоящее время в экономической науке не сформировалось единого мнения в определении его сущности. Ряд экономистов рассматривают его как систему саморегуляции спроса и предложения образовательных услуг через свободные потоки заработной платы и доходов [12, 18]. Другие считают, что рынок образовательных услуг - это механизм создания условий для удовлетворения спроса и предложения, и он является местом, где встречаются продавец, который должен мобильно и адекватно реагировать на образовательный запрос общества, и покупатель, который может в полной мере воспользоваться предо ставленными правами [13, 14, 15].
И. С. Березин определяет рынок образовательных услуг как материальные взаимодействия участни-
Классификация видов рынка
ков образовательного процесса: учащихся, организаций, предоставляющих образовательные услуги, лиц и организаций, оплачивающих эти услуги. По мнению Ю.А. Шумова и Л.Г. Кедровской, рынок образовательных услуг представляет собой систему хозяйственной жизни общества, относящуюся к сфере обращения и характеризующуюся взаимной независимостью субъектов, принимающих общее решение по присвоению образовательных услуг. В.Д. Остапченко расширяет представление о рынке, считая, что «рынок в сфере образования - это совокупность экономических отношений, которые складываются в товарном образовательном производстве между субъектами по поводу производства, обмена, потребления товара «образовательная услуга». В работе М.И. Гавриловой рынок образовательных услуг определяется как система экономических отношений по поводу купли-продажи образовательных услуг, непосредственно востребованных как коллективным, так и индивидуальным потребителем [2, 7, 13].
На основе результатов анализа различных подходов к понятию «рынок образовательных услуг» будем рассматривать его как систему социально-экономических отношений, возникающих на основе устойчивого взаимодействия между субъектами рынка по поводу предоставления и получения образовательных услуг.
Автором разработана классификация видов рынка образовательных услуг сферы высшего профессионального образования, определяющая виды рынков образования по шести признакам (Таблица 1). Классификация имеет теоретическое и практическое значение, она позволяет разделить рынок образовательных услуг на отдельные его части, чтобы производители при разработке и реализации образовательных услуг могли ориентироваться на определенный сегмент потребителей.
Рынок образовательных услуг высшего профессионального образования выполняет жизненно важные социально-экономические функции, которые являются условием и фактором развития городов, регионов и общества в целом [10].
Таблица 1.
образовательных услуг вузов
№ п/п Признаки Вид рынка образовательных услуг вузов
1. Географический Международный, государственный, региональный, локальный
2. Вид высшего образовательного учреждения Рынки образовательных услуг университетов, академий, институтов
3. Организационно-правовая форма образовательного учреждения Рынки образовательных услуг государственных и негосударственных вузов
4. Уровень образовательных программ Рынки вузов, обучающих по направлениям бакалавриата, магистратуры, по специальностям, в аспирантуре, по профессиональной подготовке и переподготовке, по программам дополнительного образования
5. Форма обучения Рынки вузов, обучающих на дневной, вечерней, заочной, дистанционной формах, в экстернате
6. Уровень управления в вузе Рынки услуг головных вузов, филиалов вузов, представительств вузов
Основными социальными функциями рынка образовательных услуг являются:
• формирование научно-технического, интеллектуального потенциала общества;
• обеспечение отдельной личности возможности выбора профессии в соответствии с её запросами и возможностями, а также с учетом общественных потребностей;
• ликвидация разрыва между содержанием образования и практическими задачами экономической системы на различных уровнях управления;
• обеспечение реализации специфических потребностей людей в культурном и личностном саморазвитии.
К экономическим функциям относятся:
• воспроизводство и перераспределение высококвалифицированных кадров в условиях структурных изменений экономической системы;
• обеспечение конкурентоспособности образовательных услуг и дифференциации их производителей;
• установление пропорции между подготовкой профессиональных кадров и их использованием на рынке труда;
• обеспечение формирования оптимальной цены на различных типах рынка образовательных услуг.
В функции маркетинга вуза входит
• исследование и прогнозирование конъюнктуры рынка образовательных услуг,
• выявление перспективных образовательных услуг и необходимости их обновления,
• определение оптимальных значений объема, качества, ассортимента и сервиса образовательных услуг,
• управление качеством и конкурентоспособностью образовательных услуг и вуза,
• проведение целенаправленной ценовой политики,
• организация продвижения и продаж ОУ
• организация контроля (обратная связь, ситуационный анализ),
• обеспечение собственного воспроизводства и развития,
• стимулирование активности и развития иннова-
Сравнительные характеристики произво,
ционного потенциала персонала системы образования.
Принципы маркетинга вуза:
1. Возрастание ценности индивидуального и общественного человеческого капитала, которое предполагает широкой взгляд на потребности клиента (клиенту нужен не диплом и даже не сумма знаний).
2. Понимание качества образовательной услуги как меры удовлетворения потребности в них. Следовательно, конкурентоспособность услуги одного вуза относительно услуги другого значима не сама по себе, а только с точки зрения той потребности, для удовлетворения которой она оказывается.
3. Сосредоточение ресурсов учреждения на производстве таких образовательных услуг, которые актуальны для целевых потребителей.
4. Активное применение методов формирования потребительского спроса на образовательные услуги и стимулирования их сбыта.
5. Сокращение совокупных индивидуальных затрат потребителя и учет вмененных издержек в ценообразовании.
6. Формирование маркетинговой информационной системы вуза и эффективное многофакторное моделирование рыночных процессов.
7. Построение системы долгосрочных вертикально и горизонтально интегрированных отношений на рынке (с партнерами, потребителями, конкурентами, государственными органами власти и управления, общественными организациями и т.п.).
8. Оптимальное сочетание централизованных и децентрализованных методов маркетингового управления исходя из потребностей конкретного клиента.
9. Систематический аудит маркетинга.
10. Оценка эффективности маркетинга вуза и кор-рекция маркетинговой и инструментальных стратегий.
Теоретический и практический анализ маркетинга вузов показывает, что на рынке образовательных услуг среди вузов распространены две концепции маркетинга: производственная и рыночная (чистого маркетинга) (Таблица 2).
Таблица 2.
венной и маркетинговой концепций вуза
Характеристики концепции Производственная концепция Маркетинговая концепция
Образовательные услуги Традиционные на протяжении длительного периода для данного образовательного учреждения или которые возложены на него органами управления образованием. Пользующиеся в данный момент времени или с учетом лага времени спросом на рынке, в соответствии с чем осуществляется модификация структуры и потенциала вуза.
Ассортимент Узкий, традиционный, медленно обновляется, не отличается гибкостью, не может быть эффективно адаптирован к потребностям рынка. Медленное обновление образовательных процессов и внедрение инновационных технологий. Достаточно широк и интенсивно обновляется с учетом предпочтений потребителей, общества, научно-технического прогресса. Процессы и технологии оказания образовательных услуг гибки, легко адаптируемы.
Ценообразование Формируется исходя из нормативов затрат, утвержденных вышестоящими органами, а также исходя из утвержденного плана приема и фактических величин финансирования, что затрудняет формирование гибкого механизма ценообразования, учитывающего все нюансы колебания внешних факторов рынка и возможности конкретного клиента. Формируется под значительным воздействием рынка, действующих на нем конкурентов, величины платежеспособного спроса.
Маркетинговые коммуникации Реклама и другие формы коммуникаций с потребителями и возможными посредниками при продвижении образовательных услуг не развиты. Активная коммуникационная политика, направленная на конкретные целевые группы потребителей, на потенциальных посредников образовательной деятельности.
Организация управления маркетингом Руководят образовательным учреждением, как правило, специалисты определенного профиля подготовки, не обладающие необходимыми знаниями и навыками управленческой и маркетинговой деятельности. В руководстве образовательного учреждения стратегические решения принимаются компетентными людьми. В этой связи может быть введена должность заместителя ректора образовательного учреждения (или проректора) по маркетингу, в чьи функции, в том числе, входит руководство маркетинговой деятельностью вуза.
Маркетинговые исследования Мало связаны с потребностями и особенностями конкретных групп потенциальных потребителей образовательных услуг Ведутся как по профилю учреждения, так и в сфере исследований и прогнозирования конъюнктуры рынка услуг вуза.
Сбытовая политика и управление продажами Функции руководства коммерческими операциями возложены на сотрудников, далеких от основного профиля деятельности учреждения (например, на проректора по административно-хозяйственной работе или на учебно-методический отдел). В организационной структуре учреждения формируется подразделение (отдел, служба, группа) маркетинга, несущее ответственность за коммерческие успехи и имидж учреждения и обладающее полномочиями контролировать и эффективно обеспечивать выполнение своих рекомендаций функциональными и другими подразделениями вуза.
Активное внедрение и развитие маркетинговой кон -цепции вуза предполагает использование современного комплекса маркетинга, стратегического продвижения и позиционирования вуза на целевых рынках, формирование устойчивых каналов маркетинговых коммуникаций с потребителями, поставщиками, общественными организациями, органами власти, выявление, обоснование и позиционирование уникального предложения вуза,
создание и продвижение его бренда. Эти маркетинговые инструменты позволят российским вузам выйти на принципиально новый качественный уровень развития и реализовать свои возможности и выйти на мировой рынок, эффективно интегрироваться в глобальное образовательное пространство и успешно конкурировать с ведущими вузами.
Библиографический список
1. Астахова С.М. Регулирование взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг в сфере подготовки специалистов с высшим образованием// Электронное научное издание «Труды МЭЛИ: электронный журнал» // www.e-magazine. meli.ru/vipusk_5/47_5v_astahova.doc
2. Березин И.С. Средний класс на рынке образовательных услуг // http://www.marketologi.ru/lib/mou05.html
3. Вифлеемский А.Б. Роль образовательного комплекса в постиндустриальном обществе // Вопросы экономики. 2002. №8. С.115-121.
4. Вифлеемский А.Б. Совершенствование социально-экономического механизма образовательных учреждений в условиях рыночных преобразований: Монография. Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр. 2001, 207с.
5. Воронин А.А. Экономика образования в новых условиях хозяйствования. М.: Научно-исследовательский институт высшего образования, 1999. 324с.
6. Добрыднев С.И. К вопросу определения продукта вуза // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. №4. С. 22-26.
7. Жильцов Е.Н., Зуев В.М., Колосова Г.П. Коммерциализация высшего образования в России: возможности и границы // Вестник Московского государственного университета Сер.5. Экономика, 1993. №6. С.59-66.
8. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1990. 760 с.
9. Маркетинг в российской экономике переходного периода: Методология и практика / А.А. Браверман. М.: Экономика, 1997. 638 с.
10. Маркетинг образовательных услуг / Н. А. Пашкус, В. Ю. Пашкус, М. П. Соловейкина, Л. В. Чебыкина. Под ред. Н.А. Пашкус. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. 112 с.
11. Мушкетова Н.С. Многоуровневая маркетинговая среда: сущность и содержание. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. 2010. Т. 3. № 2. С. 124-129.
12. Осипов С.В., Сутырин С.Ф. Разработка принципов определения цен на многоуровневой системе подготовки специалистов // Вестник С.-ПбГУ Сер.6. Экономика, 1993. №11. С.104-107.
13. Остапенко В.Д. Концепция товарного образовательного производства в системе высшего образования //Молодежь, образование, рынок. М.:НИИВО,1992. №3. С.83-92.
14. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. Учебное пособие. М.: Интерпракс, 1995. 240 с.
15. Попов Е.Н. Проблема формирования рынка образовательных услуг // Молодежь, образование, рынок. М.: НИИВО, 1992. №6. С.75-82.
16. Попов Е.Н. Услуги образования и рынок. // РЭЖ, 1992. №6. С.43-49.
17. Сагинова О.В. Маркетинг образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. №1. С.48-59.
18. Юхименко В.В. Экономическое регулирование сферы платных услуг.- Киев: Наука думка, 1992.
19. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. М.: АСПЕНТ ПРЕСС. 1996, 158 с.
References
1. Astakhov S.M. Regulation of the labor market and the educational services market interaction in the field of higher education specialists training // Electronic scientific journal "Works of MELI: e-magazine» // www.e-magazine.meli.ru/vipusk_5/47_5v_astahova. doc.
2. Berezin I.S. The middle class in the educational market // http://www.marketologi.ru/lib/mou05.html.
3. Vethlehemsky A.B. The role of the educational complex in the post-industrial society // Problems of Economics. 2002. N 8. Рр.115-121.
4. Vethlehemsky A.B. Improving the socio-economic mechanism of educational institutions in terms of market transformation: Monograph. - Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod Humanities Center. 2001. 207 p.;
5. Voronin A.A. Economics of education in the new economic conditions. Moscow Research Institute of Higher Education, 1999. 324 p.
6. Dobrydnev S.I. The determination of the university product // Marketing in Russia and abroad. 2004. № 4. Pp. 22-26.
7. Zhiltsov E.N., Zuev V.M., Kolosov G.P. The commercialization of higher education in Russia: opportunities and limits // Bulletin of Moscow State University. Ser.5. Ekonomika, 1993. № 6. Рр. 59-66.
8. KotlerF. Principles of Marketing. Moscow: Progress Publishers, 1990. 760 p.
9. Marketing in the Russian economy in transition: The methodology and practice / A. Braverman. Moscow: Economics, 1997. 638 p.
10. Marketing of educational services / N.A. Pashkus, V.Y. Pashkus, M.P. Soloveykina, L. Chebykin / Ed. N.A. Pashkus. St. Petersburg. Ltd. "Book House", 2007. 112 p.
11. Mushketova N.S. Multi-level marketing environment: the nature and content. Bulletin of the Volgograd State University. Serie 3: The Economy. Ecology. 2010. V.3. № 2. P. 124-129.
12. OsipovS.V., SutyrinS.F. Development of principles for determining the price of a multilevel system of training // Bulletin of the St.PbGU. Ser.6. Ekonomika. 1993. № 11. P.104-107.
13. Ostapenko V.D. The concept of commodity production in the higher educational system // Youth, education, market. M. NIIVO, 1992. №3. P.83-92.
14. Pankrukhin A.P. Marketing of educational services in higher and further education. Textbook. M. Interpraks, 1995. 240 p.
15. Popov E.N. The problem of the education market formation // Youth, education, market. M. NIIVO, 1992. № 6. P.75-82.
16. Popov E.N. The educational services and market // REZH. 1992. № 6. P.43-49.
17. Saginova O.V. Marketing of educational services // Marketing in Russia and abroad. 1999. № 1. P.48-59.
18. Yukhimenko V.V. Economic regulation of paid services. Kiev: Science Dumka, 1992.
19. Jacobson L. Public sector economics . M. ASPENT Press. 1996. P.158.