УДК 378 ББК 65. 497 С-30
Семендуев Валерий Ильич, кандидат политических наук, доцент кафедры экономической теории, экономики и управления, докторант НОЧУ ВПО «Институт экономики, права и гуманитарных специальностей» (г. Краснодар, тел.: 8(861)2318909;
Цыбулина Дарья Николаевна, аспирант НОЧУ ВПО «Институт экономики, права и гуманитарных специальностей» (г. Краснодар), тел.: 8(861)2318909.
ОСОБЕННОСТИ СФЕРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ РОССИИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
(рецензирована)
В статье рассматривается сущность и составные элементы сферы образовательных услуг России, в контексте всестороннего исследования специфики образовательной услуги предлагается авторская классификация сферы образовательных услуг.
Ключевые слова: образовательная услуга, сфера образовательных услуг, классификация сферы образовательных услуг.
Semenduev Valery Iljich, Candidate of Political Sciences, associate professor of the Department of Economic Theory, Economics and Management, a doctoral student of the Institute of Economics, Law and Humanities (Krasnodar);
Tsybulina Darya Nicholaevna, post-graduate student of the Institute of Economics, Law and Humanities (Krasnodar).
FEATURES OF EDUCATIONAL SERVICES IN RUSSIA IN THE MODERNIZATION OF THE SOCIO-ECONOMIC SYSTEM
The article discusses the nature and components of educational services in Russia, in the context of a comprehensive study of specific educational service original classification of educational services has been offered.
Keywords: educational services, the classification of educational services.
Переход социально-экономической системы России на стратегию модернизации оказал огромное влияние на все сферы и отрасли хозяйственного механизма. Вслед за изменениями в экономике, произошли изменения в социальной политике, и, в частности, в образовании. Сегодня модернизация и адаптация к мировым стандартам в сфере образования воспринимается в обществе как свершившийся факт и получает все большую основу практически во всех звеньях и сегментах образования. Образовательные услуги включают в себя основные характеристики услуг, которые выделяет Ф. Котлер [1]. Характеристика как неосязаемости применительно к образовательной услуге проявляется в невозможности до момента ее конечного приобретения в полном объеме увидеть и услышать весь объем знаний и навыков, передаваемых в процессе се оказания. Неотделимость образовательной услуги от своего источника обнаруживается в том, что она оказывается при непосредственном участии или научно-педагогического работника» или какого-либо технического средства по заданной программе, включая информационный источник (учебник, методические пособия и т.д.). Непостоянство образовательной услуги обусловлено уровнем научно-образовательного потенциала работников вуза.
Специфика образовательных услуг связала, во-первых, с самой природой образовательных услуг, во-вторых - с известными «правилами игры», которые устанавливаются государством для успешного функционирования вузов в условиях становления рыночных отношений, и в-третьих, с реальным финансово-эко-номическим положением того или иного государства в конкретный период рыночных преобразований.
Особенностью образовательных услуг является то, что они не могут приобретаться на натуральной основе. Во-первых, потому что для их реализации необходимы профессиональные кадры, причем различного профиля, нужна специальная инфраструктура вуза: лаборатории, оборудование, стенды, методологические пособия. Во-вторых, особенность данного вида услуг заключается в том, что их потребление сопряжено с необходимостью общественного признания. Таким образом, продукция обра-
зования состоит из технической квалификации (фактического знания и умения, необходимых для выполнения работ) и формальной квалификации (сертификаты, дипломы, степени, титулы, необходимые для карьеры) [2]. При этом роль формальной образовательной квалификации постоянно возрастает.
Услуга высшего образования специфична, как результат особого характера, конкретного труда - труда преподавателей-исследователей, услуга удовлетворяет особого рода потребности - духовные. Услуга высшего образования - это особый вид деятельности, обусловленный духовными потребностями людей, деятельность, не принимающая осязательных результатов, но имеющая целью обеспечение полезною эффекта в виде получения определенного набора знаний для работы по специальности в сфере интеллектуального труда.
«Образовательная услуга - это тот или иной объем учебной или научной информации, передаваемый субъекту в виде суммы знании общеобразовательного и специального характера, а также практических навыков для последующего применения» [2]. Из данного определения следует, что субъект как потребитель получает доступ к общественному благу, но не иначе как в форме общественного блага. С точки зрения «внешних факторов» при потреблении образовательных услуг вуз получает награду с эффектами для отдельной личности в виде увеличения логичного капитала» и вследствие этого роста ее дохода, так и выгоды обществу в целом в виде повышения уровня квалификации, культуры, а также общественной активности всего населения [3].
Для рынка в образовательной сфере характерны следующие особенности:
- наличие достаточного количества вузов, других образовательных учреждений и некоторых организаций, производящих такие же услуги и продукцию, а так же потребителей, заинтересованных в их приобретении и использовании (этим достигаться взаимный выбор и конкуренция субъектов рынка);
- одинаковая доступность всех субъектов рынка к необходимым ресурсам;
- производство услуг и продукции на недостаточно известный рынок, характерный тем, что вузы не всегда точно знают своего потребителя, его местонахождение, численность, потребительские предпочтения и т.д.;
- самостоятельность вузов в осуществлении своей деятельности, включая возможность самим выбирать направления подготовки специалистов, заключать договора, принимать и выполнять заказы, принимать и увольнять работников и т.д.
Ситуация на образовательном рынке во многом определяется рынком труда, результаты функционирования этого рынка проверяются и переоцениваются рынком труда. Рынок образования имеет свои особенности, свои закономерности движения, существует возможность разрыва между требованиями рынка труда и образовательного рынка. Во-первых, во взаимодействии двух рынков действует эффект временного блага вследствие продолжительности высшего образования. Рынок труда предъявляет потребности сегодня, а рынок образования может обеспечить их через определенный срок, причем еще нужно время для адаптации специалиста в практической среде. Во -вторых, рынок труда чаще всего бывает динамичным по структуре. Рынок образования менее поворотлив, он может задерживаться с изменением структуры.
Сфера услуг весьма ресурсоемка, исключением не является и образование. В образовательном процессе вузами используются высококвалифицированные кадры, являющиеся дорогостоящими ресурсами, прогрессивные обучающие технологии, новейшая информация. Использование сложного труда, возведенного в степень, означает с точки зрения теории трудовой стоимости тенденцию к установлению достаточно высоких цен на эти услуги. Услуга сама по себе есть полезность, полезный эффект. А, следовательно, услуги высшего образования становятся все более «полезными» и для общества, и для отдельных его членов, а значит, цепа услуг высшей школы должна возрастать.
Таким образом, спецификой рынка образовательных услуг являются достаточно высокие цены, причем они изменяются в направлении роста. Поскольку в абсолютном выражении спрос на высшее образование не сокращается, то в данной сфере закон спроса «перекрывается» неценовыми факторами, такими как число покупателей, доход, ожидание (таблица 1).
Таблица 1 - Численность студентов высших учебных заведений Российской Федерации, тыс. чел. [2]
Число студентов, РФ 1990 1995 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2009/2004, %
Всего 2824,5 2790,7 4741,4 5426,9 5947,5 6455,7 6884,2 7025,3 148,2
в т.ч.
государственные учреждения 2824,5 2655,2 4270,8 4797,4 5228,7 5596,2 5860,1 5946 137,2
него сударственные учреждения нет даных 135,5 470,6 629,5 718,8 859,5 1024,1 1079,3 229,3
В отличие от других видов услуг, высшие учебные заведения не ставят своей целью массовость в предоставлении образовательных услуг. Количество вузов ограничено и имеет тенденцию к росту. Число покупателей образовательных услуг должно расти по многим причинам. Возрастание значения продукции высшего образования для всего общества должно выражаться в спросе па труд со стороны работодателей, в системе образования - в спросе на лица, которые должны получить образование. Большое значение на данном рынке имеет структура спроса - существуют более престижные, высокооплачиваемые типы профессий, и напротив, - менее престижные и менее доходные профессии.
Рынку образовательных услуг высшей школы присущи основные характеристики, но он также обладает и рядом особенностей, которые необходимо учитывать, изучая и работая на этом рынке. Среди этих особенностей основными являются:
- огромное влияние государства на процессы, происходящие в сфере высшего образования, и одновременное подчинение этой сферы основным законам рыночного развития;
- услуги высшего образования позволяют повысить ценность личности, а также удовлетворить духовные потребности человека; они относятся к квазиобщественным благам;
- услуги данной сферы не являются массовыми; сфера образовательных услуг является весьма ресурсоёмкой; цены на образовательные услуги достаточно высоки по сравнению со средним уровнем доходов населения;
- возрастающая роль высшего образования приводит к увеличению спроса на образовательные услуги.
Учреждения образования стали входить в рынок вынуждено, поскольку федеральные и тем
более региональные органы власти и управления образованием не смогли обеспечить им сколько -нибудь достаточную материальную поддержку. Образовательные учреждения оказались во многом предоставлены сами себе и начали самостоятельно вырабатывать и реализовывать стратегию. В период экономических преобразований либерализация спроса потребовала от вузов, экономических объектов и субъектов осознания необходимости более отвечающего сегодняшнему дню уровня образования и специальной подголовки. Люди стали понимать это и старались овладеть знаниями и навыками для повышения своей конкурентоспособности на рынке труда, для выдвижения на более высокооплачиваемую работу, а также как меры предупреждения безработицы.
На сегодняшний день на российском рынке предоставлен достаточно широкий спектр образовательных услуг высшей школы. Для наиболее наглядного и системного представления нами предлагается классифицировать образовательные услуги по различным признакам (рисунок 1).
1. В зависимости от источника финансирования образовательные услуги подразделяются на:
- государственные - финансируемые из государственного бюджета;
- негосударственные - финансируемые предприятиями, организациями, частными лицами;
- смешанного финансирования.
2. В зависимости от специализации образовательные услуги можно подразделить по специальностям:
- экономические;
- юридические;
- технические и т.д.
3. В зависимости от сроков:
- долгосрочные (5-6 лет);
- среднесрочные (2-3 года);
- краткосрочные (от нескольких недель до 1 года);
4. По форме обучения образовательные услуги подразделяются на:
- услуги, предоставленные в форме очного обучения по дневной и вечерней программам;
- услуги, предоставляемые в форме заочного обучения, включая дистанционное обучение и
другие современные формы предоставления образовательных услуг (Интернет и др.)
5. По уровню образования:
- первый уровень высшего профессионального образования является неполное высшее образование;
- второй уровень высшего профессионального образования обеспечивает подготовку специалистов с квалификацией «бакалавр».
- третий уровень высшего профессионального образования является образованием, осуществляемым вузом го основным профессиональным образовательным программам двух типов, и обеспечивает подготовку специалистов с квалификацией «магистр» или традиционной указываемой квалификацией - «инженер», «учитель», «экономист» и т.п.;
- обучение в аспирантуре с последующей защитой диссертационной работы и присвоением ученой степени кандидата наук;
- обучение в докторантуре с последующей защитой диссертационной работы и присвоением ученой степени доктора наук.
Рис. 1. Классификационные признаки образовательных услуг
В современных российских условиях, когда в обществе формируются новые ценности жизни и культуры, движущей силой экономического развития является конкуренция, функция образования как фактора воспроизводства социальной структуры общества приобретает особое качественное своеобразие.
Литература:
1. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Специальная литература, 1995. 536 с.
2. Скутнева Е.В. Гендерные аспекты жизненного самоопределения молодежи // Социол. ис-след. 2009. №11. С. 75.
3. Самсонова Е.А., Ефимова Е.Ю. Молодежь: ценностные ориентации и реалии повседневной жизни // Социол. исслед. 2010. №11. С. 109.