Научная статья на тему 'Услуги финансового аутсорсинга: генезис и состояние'

Услуги финансового аутсорсинга: генезис и состояние Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2269
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ АУТСОРСИНГ / УСЛУГИ / КОНТРАКТ / АУТСОРСИНГ-КОМПАНИИ / FINANCIAL OUTSOURCING / SERVICES / CONTRACT / OUTSOURCING COMPANIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лактионова О. Е.

Предмет. Генезис услуг финансового аутсорсинга и аутсорсинговых финансовых услуг в условиях глобального и региональных рынков Америки, ЕМЕА, Азии как фактора повышения конкурентоспособности компаний-аутсорсеров. Цели. Исследовать развитие и состояние услуг финансового аутсорсинга трех регионов мира и отдельных стран. Представить генезис и определить тенденции развития. Методология. Методологическую основу исследования составляли эконометрические методы, методы анализа, синтеза, детализации, обобщения, которые позволили сделать анализ состояния развития аутсорсинговых финансовых услуг и услуг финансового аутсорсинга, как услуг управления финансами организаций. Результаты. Сделан анализ динамики и тенденций развития аутсорсинга, аутсорсинговых финансовых услуг. Осуществлен генезис финансового аутсорсинга как инструментария в управлении финансами и фактора, повышающего конкурентоспособность заказчиков услуг и экономики страны. Произведено описание периодизации и выявлены современные тренды развития услуг финансового аутсорсинга, уточнен и дополнен понятийный аппарат феномена финансового аутсорсинга как инновационной формы управления финансами, обусловленной новейшими факторами развития экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Outsourcing of financial services: genesis and current condition

Importance The article discusses how outsourcing of financial services and outsourced financial services emerged in the global and regional markets of the Americas, EMEA, Asia as a competitiveness driver of outsourcing companies. Objectives The research examines how outsourcing of financial services evolves and exists in three global regions and separate countries. I present the genesis and determine development trends. Methods The methodological framework includes econometric methods, methods of analysis, synthesis, specification, generalization, which allowed analyzing how outsourced financial services and outsourcing of financial services developed as services in corporate financial management. Results I analyzed the pace and trends in the development of outsourcing, outsourced financial services. The article describes the genesis of financial outsourcing as a tool to manage finance, and competitiveness driver for customers and national economy. I pointed out milestones and trends in the development of outsourced financial services, specified and complemented the conceptual framework of the financial outsourcing phenomenon as an innovative form of finance governance.

Текст научной работы на тему «Услуги финансового аутсорсинга: генезис и состояние»

Финансовая аналитика: Financial Analytics:

проблемы и решения 18 (2016) 34-51 Science and Experience

ISSN 2311-8768 (Online) Финансовые инструменты

ISSN 2073-4484 (Print)

УСЛУГИ ФИНАНСОВОГО АУТСОРСИНГА: ГЕНЕЗИС И СОСТОЯНИЕ Ольга Ефимовна ЛАКТИОНОВА

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и банковского дела, Приазовский государственный технический университет, Мариуполь, Украина [email protected]

История статьи:

Принята 03.03.2016 Принята в доработанном виде 01.04.2016 Одобрена 13.04.2016

УДК 336.6 JEL: G23, G30

Ключевые слова: финансовый аутсорсинг, услуги, контракт, аутсорсинг-компании

Аннотация

Предмет. Генезис услуг финансового аутсорсинга и аутсорсинговых финансовых услуг в условиях глобального и региональных рынков Америки, ЕМЕА, Азии как фактора повышения конкурентоспособности компаний-аутсорсеров.

Цели. Исследовать развитие и состояние услуг финансового аутсорсинга трех регионов мира и отдельных стран. Представить генезис и определить тенденции развития. Методология. Методологическую основу исследования составляли эконометрические методы, методы анализа, синтеза, детализации, обобщения, которые позволили сделать анализ состояния развития аутсорсинговых финансовых услуг и услуг финансового аутсорсинга, как услуг управления финансами организаций.

Результаты. Сделан анализ динамики и тенденций развития аутсорсинга, аутсорсинговых финансовых услуг. Осуществлен генезис финансового аутсорсинга как инструментария в управлении финансами и фактора, повышающего конкурентоспособность заказчиков услуг и экономики страны. Произведено описание периодизации и выявлены современные тренды развития услуг финансового аутсорсинга, уточнен и дополнен понятийный аппарат феномена финансового аутсорсинга как инновационной формы управления финансами, обусловленной новейшими факторами развития экономики.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

Мировые финансовые кризисы вызывают перераспределение сил в мире, появляются новые лидеры. В условиях взаимозависимости национальных экономических систем одной из определяющих характеристик становится не способность избежать кризиса, а возможность его выдержать. В качестве эффективного финансового инструмента выступает и финансовый аутсорсинг (F&A, financial outsourcing), который обеспечивает позитивные последствия финансовой

глобализации, в том числе способствует углублению специализации, международному разделению труда, экономии на масштабах производства (при сокращении издержек и снижении цены). Некоторые исследования сущности аутсорсинга, в том числе финансового аутсорсинга как экономической категории и научно-практического направления, изложены в работах авторов1 [1-6].

В настоящее время отсутствуют комплексные научные исследования в этой области знаний. Поэтому становится актуальной необходимость исследования зарубежной практики использования

1 Лактионова О.Е. Глобальный финансовый аутсорсинг как фактор развития экономики // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. № 3. С. 15-28.; Лактионова О.Е. Услуги финансового аутсорсинга на мировом рынке // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2015. № 23. С. 22-29.

инструментария финансового аутсорсинга как фактора повышения конкурентоспособности субъектов хозяйствования в период мировых финансовых кризисов. Существует необходимость формирования методологии и методик исследования финансового аутсорсинга как современного научно-практического направления.

Для дальнейшего расширения практики использования финансового аутсорсинга в экономике страны необходимо:

— осуществить описание периодизации развития и выявить современные тренды услуг финансового аутсорсинга как на глобальном, так и на региональных рынках;

— уточнить и дополнить сущность феномена финансового аутсорсинга как инновационной формы управления финансами, обусловленной новейшими факторами развития;

— обозначить и обосновать основные проблемы и возможность участия компаний России на международных рынках услуг финансового аутсорсинга ^&А).

Необходимость решения этих задач и подтверждает актуальность настоящего

исследования.

Зарубежные исследователи [7], описывая мировые финансы, глобальные, региональные

(наднациональные) и национальные финансовые системы, к важнейшим составляющим их функционирования относят и аутсорсинговый рынок финансовых услуг (out-sourcing of financial services), составляющей которого является и рынок услуг финансового аутсорсинга (F&A).

Для выявления периодизации и современных трендов развития инструментария финансового аутсорсинга в международной практике необходимо исследовать его региональные рынки, определить тенденции развития его услуг, выявить факторы, оказывающие негативное влияние на ситуацию с финансовым аутсорсингом в России.

Анализ развития глобального и региональных рынков аутсорсинга, в том числе услуг финансового аутсорсинга, исследовался за 2006-2015 гг.

За исследуемый период 2006-2015 гг. число аутсорсинг-контрактов как на глобальном, так и на региональных рынках - Americas (Северная и Южная Америка), ЕМЕА (Европа, в том числе Россия, Ближний Восток, Африка), Asia (Азия) увеличилось почти в 2 раза. Это свидетельствует о том, что рынки аутсорсинговых услуг являются растущими и активно инвестируемыми (табл. 1, рис. 1).

Динамика количества заключенных аутсорсинг-контрактов на глобальном рынке и по регионам (табл. 2, рис. 2) за исследуемый период показывает, что существует тенденция превышения количества аутсорсинг-контрактов рынка Americas (страны Северной и Южной Америки) над рынком ЕМЕА.

Наблюдается тенденция превышения суммы затрат на аутсорсинг-контракты рынка ЕМЕА (табл. 3, рис. 3). Сумма затрат на аутсорсинг-контракты региона ЕМЕА (11,7 млрд долл.) почти на 2 млрд долл. превышает регион Americas (9,8 млрд долл.).

Отмечается тенденция превышения средней стоимости одного аутсорсинг-контракта в региона ЕМЕА по сравнению с регионом Americas (табл. 4, рис. 4). Это косвенно свидетельствует о том, что рынки аутсорсинговых услуг этих двух регионов по некоторым отраслям находятся на разных стадиях развития. На региональном рынке стран Северной и Южной Америки в некоторых отраслях уже происходит дальнейшее дробление и экстернализация функций, операций, переданных

раннее на аутсорсинг [8]. В регионе ЕМЕА на аутсорсинг передаются более крупные функции, операции, услуги, которые впоследствии могут быть подвергнуты дроблению в целях снижения издержек и повышения конкурентоспособности специализированных компаний-аутсорсеров. Это косвенно свидетельствует о том, что рынок ЕМЕА является формирующимся и на нем еще имеется возможность новым исполнителям встроиться в цепочки создания стоимости услуг, в том числе исполнителям - компаниям-аутсорсерам России

[9].

Мировой рынок аутсорсинга постоянно развивается (табл. 4, рис. 4). Анализ динамики развития аутсорсинговых финансовых услуг и услуг финансового аутсорсинга на наднациональных рынках (Americas, EMEA, Asia) за 2013-2015 гг. осуществлялся по информации, представленной Группой ISG «The Global ISG Outsourcing Index»2.

В регионе Americas (Америка Северная и Южная) в 2013 г. было заключено аутсорсинг-контрактов по бизнес-процессам на сумму 6,55 млрд долл. (рис. 5, 6). Из них на сумму 1,43 млрд долл., сосредоточено в сфере производства, что составляет 21,9% от общего числа аутсорсинг-контрактов в регионе. В финансовой сфере (аутсорсинг финансовых услуг, outsourcing of financial services) - 1,33 млрд долл., доля аутсорсинговых финансовых услуг в регионе составляет 20,3%.

Лидером по затратам на аутсорсинг-контракты являются компании США (в основном заказчики). В этом регионе аутсорсинговые контракты заключены на сумму 5,78 млрд долл., что в 2013 г. составляло 88,2% от общего числа аутсорсинговых контрактов региона Americas. Значительно меньшей популярностью пользуется это направление в таких странах как Канада, здесь сосредоточено контрактов на сумму 0,26 млрд долл., доля которой равна 4%, Бразилия -0,15 млрд долл. (2,3%), Мексика - 0,16 млрд долл. (2,4%), другие страны этого региона выполняют контракты на сумму всего 0,2 млрд долл. (3,1%). Компании этих стран выступают в основном как исполнители аутсорсинговых услуг.

Интерес вызывает такое направление как аутсорсинговые финансовые услуги (см. рис. 5, 6). Необходимо отметить динамичный рост развития этих услуг в регионе Americas.

2 The Global ISG Outsourcing Index. Press Release. URL: http:// www.isg-one. com/web/media-center/press/160203-IN. asp

В настоящее время нет методики определения структуры этого направления аутсорсинговых финансовых услуг. Из литературных источников известно, что это могут быть услуги инвестирования, страхования, бухгалтерского и налогового учета, функции по управлению финансами, услуги по использованию инновационных финансовых инструментов и др. [10-12]. Причем структура этого рынка постоянно изменяется, так как появляются новые финансовые инструменты, которые быстро включаются в оборот.

Некоторые исследователи утверждают, что 36-38% этого направления - это услуги по ведению учета и управлению финансами [13].

В регионе EMEA в 2013 г. было заключено аутсорсинг-контрактов на сумму 10,3 млрд долл. (рис. 7). Из них на долю Великобритании приходится 3,31 млрд долл., что составляет 32,4% от общей суммы аутсорсинг-контрактов региона. Компании Великобритании в основном выступают как заказчики услуг аутсорсинга. На втором месте находятся немецкоязычные страны (Германия, Австрия, Швейцария), здесь сосредоточено аутсорсинг-контрактов на сумму 2,01 млрд долл., а это 19,7% от общего числа аутсорсинговых контрактов за 2013 г. Чуть менее активными в развитии направления аутсорсинга являются страны Северной Европы, на их долю приходится 1,74 млрд долл., или 17%. В субрегионе Бенилюкс (Бельгия, Нидерланды, Люксембург)

сосредоточено аутсорсинг-контрактов на сумму 1,13 млрд долл., что составляет 11,1% в общем объеме аутсорсинга в регионе EMEA. В Южной Европе заключено контрактов на сумму 0,88 млрд долл. (8,6%). Франция характеризуется показателем в 0,51 млрд долл., или 5%, Африка и Ближний Восток - 0,44 млрд долл. (4,3%), Восточная Европа (в том числе Украина) и Россия -всего 0,2 млрд долл. (2%).

Отраслевая структура аутсорсинг-контрактов по направлениям экономического развития региона EMEA в 2013 г. представлена на рис. 8. На первом месте располагаются аутсорсинговые финансовые услуги (в том числе услуги F&A), на их долю приходится 3,4 млрд долл., что составляет 33% от общего числа аутсорсинговых контрактов региона. Практически в два раза меньшей популярностью пользуются услуги аутсорсинга в сфере производства (1,8 млрд долл., или 17,5%).

В регионе Asia в 2013 г. было заключено аутсорсинг-контрактов на сумму 1,95 млрд долл.

(рис. 9). Лидером здесь являются Австралия и Новая Зеландия - 0,62 млрд долл., или 31,8% от общего объема аутсорсинга в этом регионе в 2013 г. В Индии и Южной Азии сосредоточено контрактов на сумму 0,4 млрд долл., или 20,5% от общего числа аутсорсинг-контрактов региона. На третьем месте находится Япония - 0,38 млрд долл., или 19,5%. В Китае сосредоточено аутсорсинг-контрактов на сумму 0,33 млрд долл. (16,9%), Юго-Восточной Азии (ASEAN) -0,19 млрд долл. (9,7%), Южной Корее -0,03 млрд долл. (1,5%).

Наибольшее количество аутсорсинг-контрактов региона Asia сосредоточено также в сфере финансовых услуг - 0,65 млрд долл., или 33,3% в общем объеме аутсорсинга региона (рис. 10).

На втором месте по развитию аутсорсинговых услуг находятся транспортная и туристская отрасли, таких контрактов заключено на сумму 0,32 млрд долл. (16,4%). Аутсорсинг в сфере производства значительно уступает

аутсорсинговым финансовым услугам, на его долю приходится всего 0,28 млрд долл. (14,4%).

В 2014 г. в регионе Americas было заключено аутсорсинг-контрактов на сумму 8,23 млрд долл., из которых на долю США приходилось 6,95 млрд долл., или 84,4% (рис. 11). На втором месте находится Канада, здесь сосредоточено контрактов на сумму 0,72 млрд долл. (8,7%). Третью позицию занимает Бразилия, услуги аутсорсинга в этой стране пользовались немного меньшей популярностью и составили 0,42 млрд долл. (5,1%). Значительно отстают в развитии аутсорсинговых услуг Мексика, здесь заключено всего лишь на сумму 0,05 млрд долл. (0,6%) контрактов по аутсорингу, и другие страны региона - 0,09 млрд долл. (1,1%).

Распределение аутсорсинговых услуг по отраслям экономики в 2014 г. представлено на рис. 12. Финансовые услуги составляли 2,1 млрд долл. (25,6%), производство - 1,1 млрд долл. (13,4%), телекоммуникации и медиарынок - 1 млрд долл. (12,2%), сфера здравоохранения - 0,9 млрд долл. (11%), производство потребительских товаров -0,6 млрд долл. (7,3%), бизнес - 0,9 млрд долл. (11%), энергетика - 0,9 млрд долл. (11%), розничная торговля - 0,5 млрд долл. (6,1%), транспорт, путешествия и отдых - 0,2 млрд долл. (2,4%).

В регионе EMEA в 2014 г. было заключено аутсорсинг-контрактов на сумму 11,9 млрд долл. (рис. 13). Из них 4,2 млрд долл. приходится на

Объединенное Королевство Великобритании и Ирландии, что составляет 35,3% от общего объема аутсорсинговых услуг в регионе.

На втором месте в этом регионе находятся немецкоязычные страны (Германия, Австрия, Швейцария) - 2,2 млрд долл. (18,5%). Страны Северной Европы - 1,6 млрд долл. (13,4%), Франция - 1,6 млрд долл. (13,4%), страны Южной Европы - 1 млрд долл. (8,4%), страны Бенилюкса -0,6 млрд долл. (5%). Компании этих стран являются в основном заказчиками аутсорсинговых услуг. Затраты на аутсорсинг-контракты стран Африки и Ближнего Востока составляют всего 0,4 млрд долл. (3,4%). Эти страны в основном являются исполнителями аутсорсинговых услуг.

Восточная Европа (в том числе Украина) и Россия с показателями 0,3 млрд долл. (2,5%) практически не представлены ни как заказчики, ни как исполнители аутсорсинговых услуг.

В регионе EMEA в 2014 г. сумма затрат на аутсорсинговые финансовые услуги составляла

2.8 млрд долл. (23,5%), что значительно превышает другие отрасли аутсорсинговых услуг (рис. 14). Второе место занимают аутсорсинг-контракты в сфере производства - 2,2 млрд долл. (18,5%). Затем следует энергетическая отрасль -2,1 млрд долл., или 17,6% в целом по региону. В сфере транспорта, путешествий и отдыха было заключено аутсорсинг-контрактов на сумму

1.9 млрд долл. (16%), телекоммуникации и медиарынок - 1,2 млрд долл. (10,1%), бизнес -0,5 млрд долл. (4,2 %).

В регионе Asia в 2014 г. было заключено аутсорсинг-контрактов на сумму 2,96 млрд долл. (рис. 15, 16). Из них на долю Австралии и Новой Зеландии приходилось 0,93 млрд долл. (31,4%), Индию и Южную Азию - 0,73 млрд долл. (24,7%), Японию - 0,66 млрд долл. (22,3%), Китай -0,37 млрд долл. (12,5%), Юго-Восточную Азию -0,25 млрд долл. (8,4%), Южную Корею -0,02 млрд долл. (0,7%). Большая часть компаний этих стран - исполнители аутсорсинговых услуг.

В регионе Asia около 0,73 млрд долл. (24,6%) сосредоточено в производстве, 0,66 млрд долл. (22,2%) - в сфере финансовых услуг, 0,63 млрд долл. (21,2%) - в отрасли телекоммуникаций, 0,41 млрд долл. (13,8%) - в транспортной отрасли, 0,18 млрд долл. (6,1%) - в энергетике.

В 2015 г. в регионе Americas заключено аутсорсинг-контрактов на сумму 9,84 млрд долл.

(рис. 17, 18). Из них на долю США приходилось 8,63 млрд долл., или 87,7% в общем объеме аутсорсинговых контрактов за 2015 г. Аутсорсинг-контракты в Канаде составили 0,73 млрд долл. (7,4%). На третьем месте находится Бразилия с показателем 0,24 млрд долл. (2,4%), затем следуют Мексика - 0,08 млрд долл. (0,8%) и другие страны региона - 0,16 млрд долл. (1,6%).

Самыми популярными по затратам в регионе Americas в 2015 г. оказались также аутсорсинговые финансовые услуги, на их долю приходится

2.02 млрд долл., или 20,5% в общей сумме аутсорсинговых услуг (рис. 18). Производство находится на втором месте, этой отрасли принадлежат аутсорсинг-контракты на сумму 1,67 млрд долл. (17%). Затем следуют сфера здравоохранения - 1,13 млрд долл. (11,5%), бизнес -

1.03 млрд долл. (10,5%), транспортная отрасль -0,93 млрд долл. (9,5%) и др.

В регионе EMEA в 2015 г. аутсорсинговый рынок представлен контрактами на сумму 11,72 млрд долл. (рис. 19, 20). Из них доля Великобритании составляет 3,57 млрд долл. (30,5%), немецкоязычных стран (Германия, Австрия, Швейцария) - 3,53 млрд долл. (30,1%), стран Северной Европы - 1,31 млрд долл. (11,2%), Африки и Ближнего Востока - 1,01 млрд долл. (8,6%), Южной Европы - 0,79 млрд долл. (6,7%), Бенилюкс (Бельгия, Нидерланд, Люксембург) -0,70 млрд долл. (6%), Франции - 0,49 млрд долл. 4,2%), Восточной Европе (в том числе Украине) и России - 0,32 млрд долл. (2,7%).

Самым приоритетным направлением в регионе EMEA также является сфера финансовых услуг -2,93 млрд долл., или 25% от общей суммы рынка аутсорсинга (рис. 19). Отрасль производства характеризуется показателем в 2,58 млрд долл. (22%), энергетика - 1,65 млрд долл. (14,1%), транспорт, путешествия, отдых - 1,63 млрд долл. (13,9%), телекоммуникации и медиарынок -1,11 млрд долл. (9,5%) и др.

В регионе Asia в 2015 г. оформлено контрактов аутсорсинга на сумму 2,19 млрд долл. (рис. 21, 22).

Лидером по затратам на аутсорсинг-контракты в регионе Asia являются Австралия и Новая Зеландия, здесь заключено контрактов на сумму 0,7 млрд долл. (32%). На втором месте находятся Индия и Южная Азия - 0,61 (27,9%). В два раза меньшей популярностью аутсорсинг пользуется в Японии, здесь стоимость контрактов составила 0,33 млрд долл. (15,1%). В Китае эта цифра составляет 0,29 млрд долл. (13,2%), в Юго-

Восточной Азии - 0,21 млрд долл. (9,6%), в Южной Корее - 0,05 млрд долл. (2,3%).

На первом месте в регионе Asia по затратам на аутсорсинг-контракты находятся услуги в сфере телекоммуникаций и медиарынка -0,51 млрд долл. (23,4%), затем идут аутсорсинговые финансовые услуги -0,46 млрд долл., или 21,1% от общего рынка аутсорсинга в регионе (рис. 22). Затем следуют транспортная отрасль - 0,35 млрд долл. (16,1%), производство - 0,32 млрд долл. (14,7%), энергетика - 0,25 млрд долл. (11,5%) и т.д.

В результате проведенного исследования выявлено, что самыми популярными аутсо рсинговыми услугами являются аутсорсинговые финансовые услуги. Динамика их роста за 2013-2015 гг. представлена на рис. 23.

Лидерами по затратам на аутсорсинг-контракты в регионе ЕМЕА являются компании Объединенного Королевства Великобритании и Ирландии и компании немецкоязычных стран (Германия, Австрия, Швейцария). Значительно отстают в развитии данного направления компании стран Восточной Европы (в том числе Украина) и Россия.

Самыми активными в развитии направления аутсорсинговых финансовых услуг, в том числе услуг финансового аутсорсинга, в регионе Americas являются компании США.

В регионе Asia лидируют компании Австралии и Новой Зеландии, а также с незначительным отрывом компании Индии и Южной Азии. В этом регионе располагаются в основном компании -исполнители аутсорсинговых финансовых услуг, в том числе услуг F&A.

Анализ динамики и тенденций развития услуг финансового аутсорсинга показал, что за период исследования происходило усложнение продуктов F&A: от передачи продуктов (операций) с простыми SLA3 к аутсорсингу бизнес-процессов, к функциям со сложными SLA.

Исследование глобального и регионального рынка аутсорсинговых услуг показало, что основной целью заключения контракта на исполнение аутсорсинговых финансовых услуг (outsourcing of financial services) и услуг финансового аутсорсинга (F&A, financial outsourcing) является достижение эффективности в управлении финансами,

3 SLA (Service Level Agreement) - Соглашение об уровне услуг.

сокращение расходов на поддержание финансового департамента (учетно-финансовой службы). При этом различные рутинные процессы (к примеру, обработка первичной информации о фактах хозяйственной деятельности, обработка авансовых отчетов, расчет заработной платы, работа с дебиторами и кредиторами и пр.) отдавались на аутсорсинг в регионы, где стоимость труда была значительно ниже - в 2006-2009 гг. такими странами являлись Индия, Филиппины.

Анализ исследований, представленных в работах [14-16], показал, что решение об использовании услуг F&A было эффективным, как правило, за счет значительной автоматизации и низкой заработной платы. Даже с учетом менеджмента и вознаграждения провайдеру расходы на содержание финансового департамента уменьшились в несколько раз. Впоследствии поставщики аутсорсинговых услуг и их клиенты пришли к другому выводу. Их интересовала не рутинная обработка первичных документов третьей стороной, они стали искать партнера-аутсорсера, который смог бы и захотел понять их бизнес, добавил ему ценности не за счет экономии, а в результате повышения эффективности, качественного улучшения процессов.

Клиенты стали искать партнера, который осуществил бы трансформацию финансовой функции внутри компании, помог изменить внутренние процессы и вел бы сам процесс управления изменениями при передаче части задач на аутсорсинг4 [16].

Для анализа рынка аутсорсинговых финансовых услуг и услуг финансового аутсорсинга была предложена следующая методика исследований:

1) исследование динамики затрат на аутсорсинг-контракты (динамика показывает изменение активности аутсорсинговой деятельности в области финансовых услуг и услуг F&A) за изучаемый период времени, что позволяет определить, на какие годы приходится наиболее интенсивная аутсорсинговая деятельность по

4 Finance and Accounting BPO. URL: https://www.accentare.com/us-en/service-bpo-finance-accounting-overview-summary; Finance and Accounting Outsourcing (FAO) Annual Report 2015 - Generating Value through Innovation. URL: https://research.everestgrp.com/Product/EGR-2015-1-R-1475/Finance-and-Accounting-Outsourcing-FAO-Annual-Report-2015-Gene; Outsourcing in Financial Services conference 2015. URL: http:// www.infoline.org.uk/event/Financial-Services-Outsourcing-Conference

конкретному направлению финансовых услуг на глобальном и региональных рынках;

2) исследование отношений темпа роста динамики затрат на аутсорсинг-контракты и темпа роста динамики количества аутсорсинг-контрактов за период времени, которое позволяет определить стадию развития (жизненного цикла) исследуемого направления аутсорсинговых финансовых услуг в регионе или в стране. Если темп роста динамики затрат превышает темп роста динамики количества заключенных контрактов, то исследуемое направление находится на начальной стадии развития, если отстает, то осуществляются дробление процесса и передача более мелких операций на дальнейшую экстернализацию.

Результатом настоящего исследования явилось также формирование периодизации развития услуг финансового аутсорсинга (F&A) как основной составляющей (36-38%) аутсорсинговых финансовых услуг на наднациональных рынках трех регионов - Americas, ЕМЕА и Asia (табл. 5).

Таким образом, автором осуществлено описание периодизации и выявлены современные тенденции развития услуг финансового аутсорсинга, уточнен и дополнен понятийный аппарат феномена финансового аутсорсинга как инновационной формы управления финансами, обусловленной новейшими факторами развития.

Выявлено, что несмотря на смену парадигмы общественного разделения труда и переход мировой экономики от жестких иерархических структур организации бизнеса к гибким, российские компании не отказались от парадигмы натурального хозяйства и не перешли на аутсорсинг, в том числе международный. Определено, что в условиях глобализации конкуренции на региональных рынках активизируются все факторы повышения конкурентоспособности компаний, снимаются все границы и барьеры конкуренции с локальных и национальных рынков, однако большая часть российских компаний не рассматривает в качестве механизма конкурентоспособности аутсорсинг финансовых услуг и услуг финансового аутсорсинга, в том числе наднационального.

К факторам, оказывающим негативное влияние на ситуацию с аутсорсингом в странах Восточной Европы и России, отнесены:

— невладение менеджментом компаний-аутсорсеров современными методиками управления бизнес-процессами, в том числе процессами управления финансами;

— непрозрачность экономики и высокий уровень коррупции.

Необходимо дальнейшее развитие теории и методологии финансового аутсорсинга, в том числе глобального в финансовом управлении.

Финансовая аналитика: Financial Analytics:

проблемы и решения 18 (2016) 34-51 Science and Experience

Таблица 1

Количество заключенных контрактов на предоставление аутсорсинговых услуг, ед.

Год Глобальный рынок Americas EMEA_Asia

200 6_741_328_318_95 Год Americas EMEA Asia

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

200 7_745_316_334_95 2006 44,26_42,91_12,82

200 8_927_386_419_122 2007 42,42_44,83_12,75

200 9_1 098_450_499_149 2008 41,64_452_13,16

201 0_1 119_471_497_151 2009 40,98_45,45_13,57

201 1_1 309_530_626_153 2010 42,09_44,41_13,49

201 2_1 265_522_575_168 2011 40,49_47,82_11,69

201 3_1 250_486_621_143 2012 41,26_45,45_13,28

201 4_1411_598_643_170 2013 38,88_49,68_11,44

201 5_1 445_687_601_157 2014 42,38_45,57_12,05

2015 47,54_41,59_10,87

Таблица 2

Доля контрактов на предоставление аутсорсинговых услуг по регионам в 2006-2015 гг., %

Таблица 3

Динамика затрат на аутсорсинг-контракты в 2006-2015 гг., млрд долл.

Таблица 4

Доля затрат на аутсорсинг-контракты по регионам в 2006-2015 гг., %

Год Глобальный рынок Americas EMEA Asia

2006 17,6 8,6 7,3 1,7

2007 18,8 7,5 8,7 2,6

2008 20,8 6,9 11,3 2,6

2009 23,2 9,1 11 3,1

2010 24 9,3 12,2 2,5

2011 24,9 8,6 14 2,3

2012 25,6 9,5 12,6 3,5

2013 21,3 7,4 11,7 2,2

2014 25,8 9,8 12,7 3,2

2015 23,7 9,8 11,7 2,2

Год Americas EMEA Asia

2006 48,86 41,48 9,66

2007 39,89 46,28 13,83

2008 33,17 54,33 12,50

2009 39,22 47,41 13,36

2010 38,75 50,83 10,42

2011 34,54 56,22 9,24

2012 37,11 49,22 13,67

2013 34,74 54,93 10,33

2014 37,98 49,22 12,4

2015 41,35 49,37 9,28

Таблица5

Периодизация развития аутсорсинга финансовых услуг и услуг F&A на наднациональных рынках регионов Americas, ЕМЕА и Asia

Период Характеристика Основная цель применения F&A

1970-е гг. Возникновение внутристранового F&A и аутсорсинга отдельных финансовых услуг, разработка и внедрение информационных технологий, передача отдельных участков процесса ведения учета (регион America) Сокращение издержек за счет использования эффекта масштаба специализированного поставщика услуг -аутсорсера

1980-е гг. Возникновение международного аутсорсинга, перенос некоторых операций, функций и услуг F&А из промышленно развитых стран в развивающиеся Дополнительное сокращение издержек за счет более низкой цены труда в развивающихся странах. Благоприятный инвестиционный климат в большинстве стран региона Asia

Первая половина 1990-х гг. Развитие международного F&А, вовлечение в него новых стран поставщиков услуг Снижение издержек, повышение эффективности организации предоставления услуг, возможность концентрации клиентов на профильной деятельности

Конец 1990-х гг. Возникновение и стремительный рост в регионах America и ЕМЕА аутсорсинга финансовых услуг и услуг F&А с целью приобщения к познавательным процессам и знаниям в области инновационных финансовых инструментов, технологий, функций Возможности концентрации на основном бизнесе и получение наиболее профессионально разработанных услуг по переданным на аутсорсинг процессам/ функциям, в том числе F&А

2000-е гг. - настоящее время Усиление конкуренции на рынке аутсорсинга финансовых услуг и услуг F&А. Сильное влияние процесса глобализации на аутсорсинговые взаимодействия, удлинение сроков аутсорсинговых контрактов, их более предметная специализация Значительное расширение целей аутсорсинга: от традиционного стремления к снижению издержек до приобщения к лучшим образцам ведения бизнес-процессов, в том числе в области управления финансами

Продолжение табл. 5

Период

Характеристика

Основная цель применения F&A

2010-е гг. - Усиление конкуренции на рынке аутсорсинга настоящее финансовых услуг и услуг F&A. Появление

время инновационных финансовых инструментов.

Более мелкое дробление процесса оказания финансовых услуг и услуг F&A. Активное участие компаний развивающихся стран в цепочках оказания финансовых услуг и услуг F&A для развитых стран регионов America и ЕМЕА. Увеличение присутствия на рынке регионов America и ЕМЕА компаний стран АТР. Деление специалистов по степени квалификации и специализации на три группы в области оказания услуг F&A: бизнес-консультанты, бизнес-аналитики, технические специалисты. Доля стран Восточной Европы и _России составляет незначительную величину

Стремление пережить мировые финансовые кризисы. Повышение конкурентоспособности за счет оптимизации процесса учета, и управления финансами путем использования услуг F&А. Инвестирование в образование специализированных исполнителей аутсорсинговых услуг и переход от исполнения рутинных, стандартизированных операций и процессов к более квалифицированным

Рисунок 1

Динамика количества заключенных контрактов на предоставление аутсорсинговых услуг по глобальному рынку и регионам Americas, ЕМЕА, Asia в 2006-2015 гг., ед.

Рисунок 2

Динамика структуры контрактов на предоставление аутсорсинговых услуг по регионам в 2006-2015 гг., %

Рисунок 3

Динамика затрат на аутсорсинг-контракты по регионам за 2006-2015 гг., млрд долл.

Рисунок 4

Динамика структуры затрат на аутсорсинг-контракты по регионам за 2006-2015 гг., %

Рисунок 5

Затраты на аутсорсинг-контракты региона Americas за 2013 г. по отраслям экономики, млрд долл.

Рисунок 6

Удельный вес числа аутсорсинг-контрактов региона Americas за 2013 г. по отраслям экономики, %

Рисунок 7

Затраты на аутсорсинг-контракты по отраслям экономики в регионе EMEA за 2013 г., млрд долл.

Рисунок 8

Удельный вес числа аутсорсинг-контрактов по отраслям экономики в регионе ЕМЕА за 2013 г., %

Путешествия и транспорт (13,6)

Рисунок 9

Затраты на аутсорсинг-контракты по отраслям экономики в регионе Asia за 2013 г., млрд долл.

Рисунок 10

Удельный вес числа аутсорсинг-контрактов по отраслям экономики в регионе Asia за 2013 г., %

Рисунок 11

Затраты на аутсорсинг-контракты по отраслям экономики в регионе Americas за 2014 г., млрд долл.

Рисунок 12

Удельный вес числа аутсорсинг-контрактов по отраслям экономики в регионе Americas за 2014 г., %

Рисунок 13

Затраты на аутсорсинг-контракты по отраслям экономики в регионе ЕМЕА за 2014 г., млрд долл.

Рисунок 14

Удельный вес числа контрактов по аутсорсингу в регионе ЕМЕА за 2014 год по отраслям, %

Рисунок 15

Затраты на аутсорсинг-контракты по отраслям экономики в регионе Asia за 2014 г., млрд долл.

Рисунок 16

Удельный вес числа контрактов по аутсорсингу по отраслям экономики в регионе Asia в 2014 г., %

Рисунок 17

Затраты на аутсорсинг-контракты по отраслям экономики в регионе Americas в 2015 г. млрд долл.

Рисунок 18

Удельный вес числа контрактов по аутсорсингу по отраслям экономики в регионе Americas в 2015 г., %

Производство Путешествия потребительских

и транспорт (9,5) товаров (5,6)

Рисунок 19

Затраты на аутсорсинг-контракты по отраслям экономики в регионе ЕМЕА в 2015 г., млрд долл.

Рисунок 20

Удельный вес числа контрактов по аутсорсингу по отраслям в регионе ЕМЕА в 2015 г., %

Производство Путешествия потребительских

и транспорт (13,9) товаров (2,3)

Рисунок 21

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Затраты на аутсорсинг-контракты по отраслям экономики в регионе Asia в 2015 г, млрд долл.

Рисунок 22

Удельный вес числа контрактов по аутсорсингу по отраслям в регионе Asia за 2015 г., %

Производство Путешествия потребительских

и транспорт 16,1) товаров (3,2)

Рисунок 23

Динамика развития аутсорсинга финансовых услуг по наднациональным регионам в 2013-2015 гг., млрд долл.

3,4

2,93

2,1 2,02

1 —« -

0,65 0,66

2013

2014

2015

Asia

- Americas

ЕМЕА

Список литературы

1. Календжян С.О. Аутсорсинг и делегирование полномочий в деятельности компаний. М.: Дело, 2003.

2. Попов И.С. Анализ эффективности отечественной и зарубежной предпринимательской деятельности на основе аутсорсинга //Экономические науки. 2012. № 7. С. 180-183.

3. Синяев В.В. Экономическая целесообразность аутсорсинга // Маркетинг. 2006. № 3. С. 94-98.

4. Рыбаков Н. Аутсорсинг - это не мода // Инфо-бизнес. 1999. № 5-6. С. 62-63.

5. РуденкоМ.Н. Аутсорсинг в консалтинговой деятельности // Маркетинг. 2009. № 2. С. 96-102.

6. Рудая И.Л. Моделирование процесса аутсорсинга // Маркетинг. 2009. № 3. С. 100-110.

7. The Great Recession. Lessons for Central Bankers / Edited by Jacob Braude. London, MIT Press, 2013. 392 p.

8. Cheng Chen. Information Incentives and Multinational Firms // Journal of International Economics. 2011. № 85. Р. 147-158.

9. Прохоров В.М., Игнатьева С.В., Медведев В.А., Чирухин В.А. Антикризисная логистика: методологические основы. СПб.: СПбПТУ, 2014. 238 с.

10. Зенкина Е.В. Современный международный финансовый рынок: информационная глобализация и капитализация. СПб.: МБИ, 2014. 68 с.

11. Новиков М.М. Международный финансовый рынок: современный механизм привлечения средств для финансирования инвестиций: монография. М.: Интеграция, 2014. 245 с.

12. Ханферян В. Рецессия в бухгалтерии. URL: http://bporus.ru/press/publications/recessiya-v-buhgalterii/.

13. Васильев Д.Е. Роль аутсорсинга в развитии экспорта наукоемких услуг и комплектующих изделий для наукоемких товаров российскими предприятиями. М.: ВАВТ, 2011. 24 с.

14. Ghani E., Kerr W.R., Stanton C. Diasporas and Outsourcing. Evidence from oDesk and India // Policy Research Working Paper, 2013, April, № 6403.Washington, DC: World Bank. URL: http://documents.worldbank.org/curated/en/2013/04/17550067/diasporas-outsourcing-evidence-odesk-india

15. En-lin Li. Economic Influence Analysis of Offshore Outsourcing Based on Host Country's View // International Journal of U- and E-Service, Science and Technology. 2014. Vol. 7. № 3. Р. 63-72.

16. ЫэйМ. Трансформирование функции финансов / пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2005. 232 с.

272 с.

ISSN 2311-8768 (Online) Financial Instruments

ISSN 2073-4484 (Print)

OUTSOURCING OF FINANCIAL SERVICES: GENESIS AND CURRENT CONDITION Ol'ga E. LAKTIONOVA

Pryazovskyi State Technical University, Mariupol, Ukraine [email protected]

Article history:

Received 3 March 2016 Received in revised form 1 April 2016 Accepted 13 April 2016

JEL classification: G23, G30

Keywords: financial outsourcing, services, contract, outsourcing companies

Abstract

Importance The article discusses how outsourcing of financial services and outsourced financial services emerged in the global and regional markets of the Americas, EMEA, Asia as a competitiveness driver of outsourcing companies.

Objectives The research examines how outsourcing of financial services evolves and exists in three global regions and separate countries. I present the genesis and determine development trends. Methods The methodological framework includes econometric methods, methods of analysis, synthesis, specification, generalization, which allowed analyzing how outsourced financial services and outsourcing of financial services developed as services in corporate financial management. Results I analyzed the pace and trends in the development of outsourcing, outsourced financial services. The article describes the genesis of financial outsourcing as a tool to manage finance, and competitiveness driver for customers and national economy. I pointed out milestones and trends in the development of outsourced financial services, specified and complemented the conceptual framework of the financial outsourcing phenomenon as an innovative form of finance governance.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016

References

1. Kalendzhyan S.O. Autsorsing i delegirovanie polnomochii v deyatel'nosti kompanii [Outsourcing and delegation of authority in corporate operations]. Moscow, Delo Publ., 2003, 272 p.

2. Popov I.S. [Analyzing the effectiveness of domestic and foreign business in terms of outsourcing].

Ekonomicheskie nauki = Economic Sciences, 2012, no. 7, pp. 180-183. (In Russ.)

3. Sinyaev V.V. [Economic rationale for outsourcing]. Marketing, 2006, no. 3, pp. 94-98. (In Russ.)

4. Rybakov N. [Outsourcing is not a fashion]. InfoBiznes = InfoBusiness, 1999, no. 5-6, pp. 62-63. (In Russ.)

5. Rudenko M.N. [Outsourcing in consulting]. Marketing, 2009, no. 2, pp. 96-102. (In Russ.)

6. Rudaya I.L. [Modeling of the outsourcing process]. Marketing, 2009, no. 3, pp. 100-110. (In Russ.)

7. The Great Recession: Lessons for Central Bankers. Jacob Braude (Ed.). London, MIT Press, 2013, 392 p.

8. Cheng Chen. Information, Incentives and Multinational Firms. Journal of International Economics, 2011, vol. 85, iss. 1, pp. 147-158.

9. Prokhorov V.M., Ignat'eva S.V., Medvedev V.A., Chirukhin V.A. Antikrizisnaya logistika: metodologicheskie osnovy [Anti-crisis logistics: methodological basics]. St. Petersburg, Saint Petersburg State Polytechnic University Publ., 2014, 238 p.

10. Zenkina E.V., Ivina N.V. Sovremennyi mezhdunarodnyi finansovyi rynok: informatsionnaya globalizatsiya i kapitalizatsiya [Contemporary global financial market: information globalization and capitalization]. St. Petersburg, MBI Publ., 2014, 68 p.

11. Novikov M.M. Mezhdunarodnyi finansovyi rynok: sovremennyi mekhanizm privlecheniya sredstv dlya finansirovaniya investitsii: monografiya [Global financial market: a contemporary fund raising mechanism for investment financing: a monograph]. Moscow, Integratsiya Publ., 2014, 245 p.

12. Khanferyan V. Retsessiya v bukhgalterii [Recession in accountancy]. Available at: http://bporus.ru/press/publications/recessiya-v-buhgalterii/. (In Russ.)

13. Vasil'ev D.E. Rol' autsorsinga v razvitii eksporta naukoemkikh uslug i komplektuyushchikh izdelii dlya naukoemkikh tovarov rossiiskimi predpriyatiyami [The role of outsourcing in developing the Russian entities' export of science-based services and components for science-based products]. Moscow, Russian Foreign Trade Academy Publ., 2011, 24 p.

14. Ghani E., Kerr W.R., Stanton C. Diasporas and Outsourcing: Evidence from oDesk and India. Policy Research Working Paper, 2013, April, no. 6403. Washington, DC, World Bank. Available at: http://documents.worldbank.org/curated/en/2013/04/17550067/diasporas-outsourcing-evidence-odesk-india

15. En-lin Li. Economic Influence Analysis of Offshore Outsourcing Based on Host Country's View.

International Journal of U- and E- Service, Science and Technology, 2014, vol. 7, no. 3, pp. 63-72.

16. May M. Transformirovanie funktsii finansov [Transforming the Finance Function]. Moscow, INFRA-M Publ., 2005, 232 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.