№ 1 (33), 2015
Общественные науки. Экономика
УДК 338.24
С. Г. Михнева, Г. А. Маркеева
ТЕХНОЛОГИИ АУТСОРСИНГА КАК СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ
Аннотация.
Актуальность и цели. В представленной статье проводится анализ степени развития такой современной технологии формирования международных межфирменных кооперационных связей и инновационных бизнес-моделей, как аутсорсинг, и его основных форм: аутсорсинга информационных технологий, аутсорсинга бизнес-процессов (ВРО), аутсорсинга знаний (КРО).
Материалы и методы. В статье использованы методы анализа, синтеза, единства исторического и логического, экономико-математического моделирования в форме аналитических таблиц, диаграмм, графиков. Базой для аналитических исследований послужили данные международных исследовательских и консалтинговых компаний, международной ассоциации аутсорсинговых профессионалов (1АОР), рейтингового агентства Gartner, а также научные труды зарубежных и отечественных аналитиков, экспертов и ученых.
Результаты. На основе изучения и анализа информационных материалов обосновано, что аутсорсинг как особая форма международного разделения труда и межфирменных кооперационных связей порождает новые модели построения бизнеса, позволяющие привлекать для создания цепочек стоимости ресурсы, принадлежащие внешним, в первую очередь зарубежным организациям. К данному классу бизнес-моделей относятся современные инновационные комплексы, транснациональные корпорации, интегрированные бизнесгруппы, составляющие индустриальную базу развитых стран. Масштабное развитие аутсорсинговых технологий привело к появлению стран-аутсорси (потребителей аутсорсинговых услуг) и стран-аутсорсеров (поставщиков аутсорсинговых услуг). В работе определены позиции стран аутсорси и аутсорсеров по объему аутсорсинговых услуг и по таким формам аутсорсинга, как 1Т-технологии, ВРО, КРО, выявлены в каждой из них наиболее востребованные и перспективные виды услуг, определены динамика и перспективы их развития.
Выводы. К настоящему времени в мировой практике развитых стран сформировалась новая форма международного разделения труда и межфирменной кооперации - аутсорсинг, который охватывает все сферы современной организации бизнеса и позволяет привлекать для реализации неключевых процессов (компетенций) внешних, в том числе зарубежных исполнителей, владеющих лучшими приемами и методами решения конкретных для данной компании задач. Наличие у компании долгосрочной аутсорсинговой стратегии становится сегодня необходимым условием успешного развития конкурентного бизнеса и его адаптации к стремительно меняющимся рыночным условиям. Одновременно для развивающихся стран, имеющих квалифицированных специалистов, способных качественно, но за более низкую плату выполнять на постоянной основе выгодные и хорошо оплачиваемые заказы, аутсорсинг открывает новые возможности участия в международном разделении труда, изменяет вектор их развития, превращая в мировые центры поставщиков аутсорсинговых услуг.
Ключевые слова: аутсорсинг, аутсорси, аутсорсер, аутсорсинговые технологии, аутсорсинг информационных технологий, аутсорсинг бизнес-процессов, аутсорсинг знаний.
Social sciences. Economics
239
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
S. G. Mikhneva, G. A. Markeeva
OUTSOURCING TECHNOLOGIES AS A MODERN TOOL FOR BUSINESS MODELS FORMATION
Abstract.
Background. The article analyzes a degree of development of a modern technology of formation of international inter-company cooperation and innovative business models such as outsourcing and its main forms: information technology outsourcing, business process outsourcing (BPO), knowledge outsourcing (KPO).
Materials and methods. The article uses the methods of analysis, synthesis, unity of historical and logical, economic and mathematical modeling in the form of analytical tables, charts, graphs. The data of international research and consulting companies, the International Association of Outsourcing Professionals (IAOR), the Gartner rating agency, as well as scientific works of foreign and domestic analysts, experts and scientists were used as the basis for the analytical research.
Results. Based on the study and analysis of information materials the authors proved that outsourcing as a special form of international division of labor and intercompany cooperation generates new models of business development, allowing to create value chains by using the resources, belonging to the outside, primarily foreign, organizations. This class of business models includes modern innovation centers, multinational corporations, integrated business groups that make up the industrial base of the developed countries. Large-scale development of outsourcing technology has led to emergence of countries-consumers of outsourcing services and countries that provide outsourcing services). The study determines the position of the outsourced and outsourcing countries by the volume of outsourcing services and by such forms as IT-technology outsourcing, BPO, KPO, identifies the most popular and promising types of services in each form, defines the dynamics and prospects of their development.
Conclusions. By this time in the world practice of the developed countries there has been formed a new form of international division of labor and inter-company cooperation - outsourcing, which covers all areas of modern business organizations allows to implement non-core processes (competencies) by attracting external, also international executors performing the best techniques and methods and solving specific problems for a company. The fact tha companies have a long-term strategy of outsourcing is now becoming a prerequisite for successful development of competitive business and its adaptation to rapidly changing market conditions. For the developing countries simultaneously with qualified professionals capable of completing regular basis profitable and well-paid orders with high quality and at a lower cost, outsourcing opens up new opportunities to participate in the international division of labor, changes the vector of development, transforming them into the world's centers of outsourcing services.
Key words: outsourcing, outsource, outsourcer, outsourcing technology, information technology outsourcing, business process outsourcing, knowledge outsourcing.
Одной из современных форм организационной перестройки современных производств крупных западных компаний является аутсорсинг. Аутсорсинг (outsourcing от outside - «внешний»; resoursing - «помогающий») - это система технологий межфирменной кооперации по поводу передачи фрагмента бизнес-процесса или бизнес-функций предприятия внешнему поставщику услуг на договорной основе, сопровождающаяся формированием це-
240
University proceedings. Volga region
№ 1 (33), 2015
Общественные науки. Экономика
почки добавленной стоимости, позволяющей свести к минимальной величине ее промежуточные звенья путем оптимизации организационно-управленческой деятельности компании.
Аутсорсинговые технологии активно формируются в отраслях, подверженных быстрым изменениям, где поставщиками услуг аутсорсинга являются компании-аутсорсеры, а заказчиками - компании-аутсорси. Создание таких технологий позволяет каждой фирме идти по пути специализации всего лишь нескольких своих компетенций и одновременно устанавливать тесные взаимосвязи, необходимые для интеграции различных компетенций. Гибкость этих взаимосвязей позволяет быстро адаптироваться к внешним изменениям, обеспечивать устойчивую конкурентоспособность компании.
Универсальность технологии аутсорсинга заключается в том, что именно через нее могут быть реализованы преимущества международного разделения труда и межстранового движения факторов производства, включая движение финансовых потоков и инвестиций, использование передовых инноваций, информационных технологий, оригинальных предпринимательских решений. По сравнению с прошлым столетием в настоящее время увеличилось количество компаний, использующих аутсорсинговые технологии, что помогло создать новые рынки с внушительным набором умений и ресурсов, не говоря уже об активном формировании на базе этих компаний мощных центров экономического роста. В большинстве развитых стран корпоративные прибыли растут за счет переноса производственных мощностей и рабочих мест из стран развитого мира в развивающие.
В настоящее время наблюдается тенденция к фокусированию поставщиков услуг на определенных секторах экономики (рис. 1). Из рисунка видно, что первое место занимает информационный сектор (18 %), в котором привлекательными являются IT-технологии, на втором месте - производственный (17 %), третье место занимает энергетика и банковский сектор (16 %), на четвертом месте (11 %) - розничная торговля и сфера услуг, пятое место (5 %) занимает фармацевтика и здравоохранение, шестое место (4 %) - прочие сектора, и на седьмом месте (3 %) - транспорт и логистика.
■ Производство
■ Государственный сектор
■ СМИ
■ Банки, страховые компании
■ Фармацевтика, здравоохранение
■ Розничная торговля и сфера услуг
■ Транспорт и логистика
■ Энергетика Информационный сектор
■ Прочие
Рис. 1. Заключение контрактов по секторам в 2012 г. [1, с. 14]
Social sciences. Economics
241
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
Интернациональная ассоциация аутсорсинговых профессионалов (IAOP -International Association of Outsourcing Professionals) по результатам исследований представила топ-2011 лучших международных поставщиков услуг аутсорсинга1. В качестве исходной базы были взяты 500 предприятий из журнала FORTUNE. Из лучших глобальных поставщиков услуг 2011 г. 12 размещено в Европе и России, среди них: Altisource Portfolio Solutions S. A. (Люксембург), Artezio (Россия), Auriga Inc. (Россия), Capgemini S. A. (Франция), Ciklum (Украина), Endava Limited (Великобритания), Itransition Software Development Company (Беларусь), Lanit-Tercom, Inc. (Россия), Luxoft (Россия), MERA (Россия), Reksoft (Россия).
IT-аутсорсинг на сегодняшний день является лидером в системе международного аутсорсинга. Глобальная служба IT-инфраструктуры остается среди самых привлекательных средств, с помощью которых клиенты (аутсор-си) могут получить дополнительные экономические выгоды в IT-операциях. Мировые затраты на !Т-услуги в 2012 г. составили 906 млрд долл. [9].
В исследовании Computer Economics на базе опроса более 200 IT-компаний из США и Канады в 2012 г. отмечается, что спрос на услуги IT-аутсорсинга растет на 23 % ежегодно. Доминирующие позиции со стороны спроса на аутсорсинговые IT-услуги занимают: развитие бизнес-приложений и интеграция - 41,7 % (их приобретает почти половина компаний-аутсорси), аутсорсинг ГГ-инфраструктуры - 33,9 %, и 23 % - аутсорсинг менеджмента ^-инфраструктуры. Список топ-30 стран-аутсорсеров IT-аутсорсинга периодически составляет Gartner2, в 2011 г. в него вошли следующие страны (табл. 1)3.
Габлица 1
Список топ-30 стран для аутсорсинга IT-услуг
Регион Страны
Америка Мексика, Чили, Бразилия, Коста-Рика, Аргентина, Панама и Перу, Колумбия
Азиатско- Тихоокеанский Индия, Китай, Малайзия, Индонезия, Таиланд, Вьетнам, Филиппины, Шри-Ланка, Бангладеш
EMEA (Европа, Ближний Восток, Африка) Египет, Болгария, Россия, Польша, Румыния, Чешская Республика, Маврикий, Марокко, Украина, Словакия, Южная Африка, Турция
Согласно статистическим данным и экспертным оценкам на сегодняшний день Индия - лидер в предоставлении IT-услуг аутсорсинга и занимает 42,5 % мирового рынка IT-аутсорсинга, зарабатывая на этом 61,5 млрд долл. в год. Бангалор в настоящее время называют «Кремниевой долиной Индии». Этот город насчитывает более 58 млн человек. Среднегодовой доход на душу населения в Бангалоре - 3,9 лаха (около 78 000 долл.), суммарный годовой доход всех коммерческих организаций Бангалора составляет
1 The 2011 Global Outsourcing 100 / International Association of Outsourcing Professionals.
2 Исследовательская и консалтинговая компания, специализирующаяся на рынках информационных технологий : официальный сайт. - URL: http://www.gartner.com.
3 Согласно рейтингу Gartner (2009, 2011).
242
University proceedings. Volga region
№ 1 (33), 2015
Общественные науки. Экономика
более 460 тыс. кров. В Бангалоре работают высококлассные специалисты IT-технологий из ведущих стран мира, среди которых более 13 тыс. долларовых миллионеров [2].
Китай находится на втором месте (31,5 % рынка), получая доход 45,7 млрд долл. в год1. Филиппины находятся на третьем месте. Страна держит около 7,4 % рынка и аккумулирует около 10,7 млрд долл. доходов от IT-аутсорсинга [3].
Исследовательская и консалтинговая компания Gartner прогнозирует, что рост IT-аутсорсинговых услуг и далее будет сосредоточен в таких странах, как Индия и Китай. Ключевыми драйверами станут рост экономики, внедрение лучших практик и IT-технологий.
Вторым по величине направлением аутсорсинговых услуг является рынок ВРО (аутсорсинг бизнес-процессов). Западные и японские компании все чаще переносят части производственной деятельности или целые производства в страны Восточной Европы, Юго-Восточной, Южной Азии, Латинской Америки.
Рассмотрим тенденции ВРО по регионам - заказчикам аутсорсинга, т.е. по регионам-аутсорси: Западная Европа, Северная Америка, Япония (табл. 2).
Таблица 2
Динамика расходов на аутсорсинг бизнес-процессов по регионам-заказчика, млн долл. США2
Регион/год 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Северная Америка
Аутсорсинг бизнес -процессов 62 323 69 870 74 002 81 094 88 434 96 263 101 901 95 423 99 924
Рост в процентах к предыдущему году 6,5 12,1 5,9 9,6 9,1 8,9 5,9 -6,4 4,7
Западная Европа
Аутсорсинг бизнес -процессов 17 899 21 712 26 002 28 542 31 347 38 514 41 374 37 215 35 646
Рост в процентах к предыдущему году 10,8 21,3 19,8 9,8 11,2 21,3 7,4 -10,1 -4,2
Япония
Аутсорсинг бизнес -процессов 9576 10 420 11 179 11 497 11 601 12 102 14 023 15 075 15 663
Рост в процентах к предыдущему году -2,9 8,8 7,3 2,9 0,9 4,3 15,9 7,5 3,9
1 Официальный сайт компании XMG Global. - URL: http://xmg-global.com.
2 Составлено автором по [4, 5].
Social sciences. Economics
243
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
Из табл. 2 видно, что самым крупным потребителем услуг аутсорсинга бизнес-процессов является рынок Северной Америки (США и Канады). Из динамики расходов на аутсорсинг видно, что с каждым годом страны аут-сорси Северной Америки увеличивают затраты на аутсорсинговые операции.
Начиная с 2000-х гг. аутсорсинг набирает обороты, и лишь в 2009 г. наблюдается спад с динамикой (-6,4 %) к 2008 г., в 2010 г. наблюдается рост к предыдущему году (+4 %). Ключевыми областями аутсорсинговых услуг рынка Северной Америки являются здравоохранение, транспорт, производство; максимальный рост ожидается в CRM (система управления взаимоотношениями с клиентами) и в управлении персоналом.
Вторым основным заказчиком (аутсорси) аутсорсинговых услуг являются страны Западной Европы. Из табл. 2 видно, что расходы на аутсорсинг бизнес-процессов в Западной Европе значительно меньше, чем в странах Северной Америки, хотя начиная с 2000 г. вплоть до 2007 г. рост расходов на аутсорсинговые операции к предыдущему году увеличивается значительно, а в 2007 г. достигает 21,3 % положительного роста. Тенденция снижения на расходы ВРО в странах Западной Европы начинается с 2009 г. Однако уже в 2011 г. рынок аутсорсинга бизнес-процессов в Западной Европе вырос на 8,9 %. Особым спросом пользуется аутсорсинг управления взаимоотношений с клиентами, финансовой отчетности и управления персоналом. В континентальной Европе спросом пользуется аутсорсинг платежных операций, особенно с поддержкой транзакций между странами, а также аутсорсинг контакт-центров и специфических процессов типа банкинга. Вместе с тем разнородный языковой ландшафт, специфическое трудовое право и профсоюзы затрудняют адаптацию многих типов аутсорсинга бизнес-процессов в регионе.
Из табл. 2 также видно, что лишь Япония сохранила положительные тенденции наращивания аутсорсинговых услуг. Аутсорсинг стал важной частью деловой практики в Японии. Согласно исследованию, проведенному Министерством внешней торговли и промышленности Японии, аутсорсинг бизнес-процессов использовался для решения следующих задач: обучение кадров - 20,1 % (от общего числа опрошенных фирм); управление информационными системами - 19,7 %; выполнение производственных процессов -17,4 %; выполнение бухгалтерских операций -14%; НИОКР - 13,7 %. По данным этого министерства, свыше 70 % компаний, использовавших аутсорсинг для повышения степени специализации, максимизации эффективности операций и снижения издержек, достигли поставленных целей [6].
Третьим видом современного развития аутсорсинга является рынок КРО (Knowledge Process Outcoursing - аутсорсинг знаний). КРО предусматривает управление процессами, которые требуют глубокого изучения знаний высокого уровня и серьезной аналитической обработки базы данных. В таком случае на аутсорсинг передаются интеллектуалоемкие (основанные на знаниях) процессы, такие как: формирование интеллектуальной собственности и оформление патентных заявок; юридические и медицинские услуги в фармацевтике и биотехнологиях; обучение, консультации, исследования и инновационные разработки. В аутсорсинге знаний предприятие-аутсорсер не только анализирует ситуацию в рамках компетенций определенного подразделения или процесса, а имеет соответствующие возможности и полномочия для принятия управленческих решений.
244
University proceedings. Volga region
№ 1 (33), 2015
Общественные науки. Экономика
В ближайшие годы прогнозируется стремительный рост спроса на аутсорсинговые услуги КРО. Исследования показывают, что уже к концу 2014 г. мировая область аутсорсинга знаний выросла до 17 млрд долл. США по сравнению с 9 млрд в 2011 г. В этот период ежегодный рост КРО составил 24 % (рис. 3).
Global Revenue - мировой доход (млрд долл. США), Global FTEs -численность занятых работников (тыс. чел.) в эквиваленте полной занятости.
Рис. 3. Динамика мирового рынка аутсорсинга знаний (КРО) и количества занятых работников в 2006-2014 гг. [7]
Прогнозируется, что в компаниях KPO в Индии к 2015 г. будет работать 205 тыс. специалистов, которые создадут доход в размере 10 млрд долл. против 5,95 млрд долл. и 135 тыс. профессионалов в 2011 г.
Основным аутсорсером на мировом рынке аутсорсинга знаний является Индия. Индийские KPO-компании предлагают маркетинговые исследования, анализ данных, анализ фармацевтического рынка, рынка биотехнологий, интеллектуальной собственности и т.п. Динамика индийского рынка аутсорсинга знаний и количества занятых работников представлена на рис. 4. Сопоставление мирового и индийского рынка KPO показывает, что доля Индии в этом виде услуг составляет 62 %, а число занятых в этой сфере - 59 % от мирового уровня.
Revenue - мировой доход (млрд долл. США), FTEs - численность занятых работников (тыс. чел.) в эквиваленте полной занятости.
Рис. 4. Динамика индийского рынка аутсорсинга знаний и количества занятых работников в 2006-2014 гг. [7]
Social sciences. Economics
245
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
Ожидается, что изменение на рынке KPO значительно вырастет в течение следующих пяти лет и будет иметь место конкуренция среди стран. Так, конкуренцию Индии составят страны Юго-Восточной Азии (Китай, Филиппины и Шри-Ланка), особенно в области фармацевтики, здравоохранения, связанных с KPO соответственно. Россия и восточноевропейские страны подобно Польше, Венгрии также выявляются как привлекательные для KPO места назначения.
Таким образом, мы видим, что рынок КРО является новым рынком в сфере аутсорсинговых услуг, его ниши еще мало заняты, основным игроком здесь является Индия.
Анализ зарубежной литературы показывает, что развитие аутсорсинга будет расширяться во времени и объемах. Существует несколько определенных областей, в которых фирмы ожидают продолжить внедрение технологий аутсорсинга в будущем: 1Т - 41 %, консалтинг - 38 %, планирование бизнесресурсов - 25 %, ПО - 18 %, аутсорсинг бизнес-процессов - 16 %, архитектура информационной системы - 16 %, организация информационных хранилищ и средства бизнес-аналитики - 6 %1.
Как видим, сегодня технологии аутсорсинга, как современный инструмент формирования бизнес-моделей, актуален как никогда и приобретает многогранную окраску, являясь привлекательным в различных сферах экономической жизни не только со стороны отдельных компаний, но и многих ведущих стран в целом, а усиление конкуренции в результате процессов глобализации ставит сегодня перед каждой компанией вопрос о переоценке своих бизнес-целей и существующей рыночной позиции, тщательной фокусировке деятельности на ключевых компетенциях. Следовательно, возникновение аутсорсинга как явления обусловлено требованиями рынка и формированием на него стойкого спроса.
В настоящее время аутсорсинговые технологии в России не имеют глобальных масштабов. Однако Россия - страна с мощным экономическим потенциалом, достойно представляет себя в качестве страны-аутсорсера в различных сферах аутсорсинговых отношений и имеет для этого широкие возможности и перспективы.
Список литературы
1. HfS Research - Аутсорсинг неключевых бизнес процессов (BPO): сравнение мирового и российского опыта. - М., 2013. - 23 с.
2. Ашмянская, И. Индия и глобальный аутсорсинг, или «бангалоризация» мировой экономики / И. Ашмянская // Азия и Африка сегодня. - 2007. - № 1. - С. 6-10.
3. Villafania, A. PH still behind India and China in global outsourcing : report / A. Villafania // loQal - Tue. - 2011. - Jul 19.
4. Brown, R. H. Forecast: Business Process Outsourcing, Worldwide, 2000-2014 / R. H. Brown, K. Hale, J. Harris. - G. Dataquest, 2010.
5. Brown, R. H. User Survey Analysis: HR BPO Market Faces Make-or-Break Hurdles in Global User Adoption, 2008 / R. H. Brown. - G. Dataquest, 2008. - 19 р.
6. European IT Outsourcing Intelligence Report 2011: Switzerland / IT Sourcing Europe. -United Kingdom : West Midlands, 2011. - 38 р.
1 U.S. Department of Labor and Forrester Research. - URL: http://www.dol.gov/ laborday, http://www.forrester.com.
246
University proceedings. Volga region
№ 1 (33), 2015
Общественные науки. Экономика
7. Kaila Rajesh Prabhakar. India KPO Industry 2011 - Growth Forecast till 2015, 2011 / Kaila Rajesh Prabhakar. - URL: http://itbizcharts.blogspot.com/2011/11/india-kpo-industry-2011-growth-forecast.html
References
1. HfS Research - Autsorsing neklyuchevykh biznes protsessov (BPO): sravnenie mirovo-go i rossiyskogo opyta [HFS Research - Outsourcing of regular business processes: comparison of the world and Russian experiences]. Moscow, 2013, 23 p.
2. Ashmyanskaya I. Aziya i Afhka segodnya [Asia and Africa today]. 2007, no. 1, pp. 6-10.
3. Villafania A. loQal. Tue, 2011, Jul 19.
4. Brown R. H., Hale K., Harris J. Forecast: Business Process Outsourcing, Worldwide, 2000-2014. G. Dataquest, 2010.
5. Brown R. H. User Survey Analysis: HR BPO Market Faces Make-or-Break Hurdles in Global User Adoption, 2008. G. Dataquest, 2008, 19 p.
6. European IT Outsourcing Intelligence Report 2011: Switzerland. IT Sourcing Europe. United Kingdom: West Midlands, 2011, 38 p.
7. Kaila Rajesh Prabhakar. India KPO Industry 2011 - Growth Forecast till 2015, 2011. Available at: http://itbizcharts.blogspot.com/2011/11/india-kpo-industry-2011-growth-forecast.html
Михнева Светлана Георгиевна доктор экономических наук, профессор, кафедра экономической теории и международных отношений, Пензенский государственный университет
(Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40) E-mail: [email protected]
Маркеева Галина Александровна соискатель, кафедра экономической теории и международных отношений, Пензенский государственный университет
(Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40) E-mail: [email protected]
Mikhneva Svetlana Georgievna Doctor of economic sciences, professor, sub-department of economics and international relations, Penza State University
(40 Krasnaya street, Penza, Russia)
Markeeva Galina Aleksandrovna Applicant, sub-department of economics and international relations, Penza State University
(40 Krasnaya street, Penza, Russia)
УДК 338.24 Михнева, С. Г.
Технологии аутсорсинга как современный инструмент формирования бизнес-моделей / С. Г. Михнева, Г. А. Маркеева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2015. -№ 1 (33). - С. 239-247.
Social sciences. Economics
247