Научная статья на тему 'Условия развития профессиональной компетентности при подготовке учителя в области методики обучения информатике'

Условия развития профессиональной компетентности при подготовке учителя в области методики обучения информатике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ / PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHERS OF COMPUTER SCIENCE / EDUCATION SYSTEM MODERNIZATION / ADMINISTRATIVE COMPETENCE / FORMATION INFORMATION / THE THEORY AND TECHNIQUE OF TRAINING TO COMPUTER SCIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заславская Ольга Юрьевна

В статье описываются результаты исследования формирования профессиональной компетентности учителей информатики в современных условиях модернизации системы образования. Подготовку учителя, обладающего управленческой компетентностью необходимым качеством в условиях информатизации образования, необходимо осуществлять в первую очередь в процессе обучения теории и методике обучения информатике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Заславская Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conditions of development of professional competence by preparation of the teacher in the field of a technique of training to computer science

In article results of research of formation of professional competence of teachers of computer science in modern conditions of modernization of an education system are described. In the conditions of formation information, it is necessary to carry out preparation of the teacher possessing administrative competence, necessary quality first of all in the course of training of the theory and a technique of training to computer science.

Текст научной работы на тему «Условия развития профессиональной компетентности при подготовке учителя в области методики обучения информатике»

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ В ОБЛАСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ

О.Ю. Заславская

Кафедра информатизации образования Московский городской педагогический университет 2-ой Сельскохозяйственный пр., 4, Москва, Россия, 129226

В статье описываются результаты исследования формирования профессиональной компетентности учителей информатики в современных условиях модернизации системы образования. Подготовку учителя, обладающего управленческой компетентностью — необходимым качеством в условиях информатизации образования, — необходимо осуществлять в первую очередь в процессе обучения теории и методике обучения информатике.

Ключевые слова: профессиональная компетентность учителей информатики, модернизация системы образования, управленческая компетентность, информатизация образования, теория и методика обучения информатике.

Интеграция новых информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс — необходимое условие модернизации всей системы образования. Знание основ информатики, ее возможностей и перспектив развития становится актуальным практически для всех членов современного общества. Стремительный рост возможностей компьютерных систем как орудия интеллектуальной деятельности предъявляет качественно новые требования ко всему образовательному процессу. Любой участник образовательного процесса как субъект информационного общества должен уметь оперировать различными видами информации. Использование компьютера в учебной деятельности предполагает не только качественный скачок, но и изменения в психологии учащегося. Результат обучения будет зависеть от организации процесса использования компьютера в учебной деятельности и от психологической готовности учащихся к использованию в учебной деятельности современных информационно-коммуникационных технологий. Главный принцип открытого образования для всех, провозглашенный на проведенном 15 июля 1996 г. в Москве на конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика», предполагает формирование единого мирового образовательного пространства, концепция которого строится на базе компьютерных телекоммуникаций, дистанционных форм обучения, формирования общемировых образовательных стандартов. В связи с этим особую актуальность приобретают проблемы формирования современных профессиональных качеств учителя информатики. Подготовку учителя, обладающего управленческой компетентностью — необходимым качеством в условиях информатизации образования, необходимо осуществлять в первую очередь в процессе обучения теории и методике обучения информатике.

Использование новых информационных технологий обучения способно оптимизировать процесс усвоения и закрепления знаний. Возможность выбора учеником темпа работы, очередности этапов достижения учебной цели, эффективного

тренинга в соответствии с личностными особенностями и уровнем подготовки способствуют индивидуализации и гуманизации учебного процесса. Использование информационно-коммуникационных технологий усиливает интеллектуализацию учебного труда. Моделирование различных процессов на микро- и макроуровнях с заданными свойствами в соответствии с целями и задачами учебной программы создает уникальные условия для развития воображения, творчества, повышает мотивацию обучения.

Некоторые основы формирования управленческой компетентности уже сейчас заложены в существующем курсе «Теория и методика обучения информатике», читаемом студентам педагогических вузов. Однако в этом курсе лишь частично учитываются управленческие компетенции, поэтому современные требования к деятельности учителя информатики реализуются недостаточно. На формирование и развитие управленческой компетентности будущего учителя информатики большое влияние будет оказывать специально организованная работа студентов в ходе педагогической практики.

Особого внимания требует организация внутришкольного повышения квалификации учителя информатики в области совершенствования методики обучения информатике и эффективного внедрения информационных технологий в образовательный процесс. В условиях системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров необходимо обратить внимание на отсутствие специальных курсов, освещающих вопросы управления информатизацией образования, нацеленных на повышение квалификации учителей информатики и других педагогов, использующих информационные и телекоммуникационные технологии в своей практике. Таким образом, система подготовки учителей информатики в области методики обучения информатике складывается из нескольких значимых взаимосвязанных и взаимозависимых этапов. Это позволяет говорить о существовании непрерывной и многоуровневой системы подготовки учителей, в рамках которой у учителя информатики может быть сформирована или развита управленческая компетентность (рис. 1).

Рис. 1. Непрерывное формирование управленческой компетентности учителя информатики

Модернизация системы образования открывает новые горизонты и возможности, но в то же время предъявляет повышенные требования к профессиональной компетенции учителя. Задача воспитания учащегося, всесторонне развитого и подготовленного к жизни и взаимодействию в современном информационном обществе, может быть решена только учителем, владеющим современными педагогическими и информационными технологиями. В связи с этим одним из основных условий реализации стратегических целей модернизации российского образования на практике является решение фундаментальной задачи подготовки и переподготовки учителей в области управления. Как показывает практика, наличие средств новых информационных технологий в школе само по себе не решает вопрос их эффективного использования в учебно-воспитательном процессе. Многими представителями педагогической науки, преподавателями школ и вузов отмечается отставание российских школ в области использования возможностей информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе. В числе одной из основных причин называется неготовность большинства педагогов к инновациям и прежде всего в области информационных и телекоммуникационных технологий. Таким образом, можно сделать вывод, что актуальной проблемой становится подготовка и переподготовка педагогических кадров к использованию информационных и телекоммуникационных технологий в управленческой деятельности.

Современный уровень информатизации школьного образования позволяет очертить и систематизировать использование информационно-коммуникационных технологий в образовании. Стали вырисовываться подходы и типовые решения интеграции информационных и телекоммуникационных технологий не только в систему общего среднего образования, но и дополнительного образования, в управление и корпоративный обмен информацией, в создание модели повышения квалификации и обучения, создание инструментария для оценки эффективности использования информационных и телекоммуникационных технологий в образовательных целях. Расширение в школе компьютерной техники и программного обеспечения, увеличение числа преподавателей и членов администрации образовательного учреждения, прошедших курсовую подготовку в области информационных и телекоммуникационных технологий, развитие телекоммуникаций и выход в Интернет не оказали заметного влияния на образовательный процесс школы. Потенциальные возможности информационных и коммуникационных технологий остались не полностью востребованными. Федеральная программа развития образования в качестве основных мероприятий провозгласила развитие, разработку и реализацию информационных образовательных технологий и методов обучения, в том числе дистанционных; разработку норм и нормативов финансового, материально-технического и иного ресурсного обеспечения системы образования.

Как показывают практика управления и анализ периодической печати, общеобразовательные учреждения испытывают серьезные затруднения, связанные с внедрением информационных образовательных технологий в образовательный и управленческий процессы.

Несмотря на то, что в последние годы школы начали оснащаться компьютерной техникой, качественного видимого улучшения образования не происходит. В большинстве образовательных учреждений использование компьютеров ограничено применением их только в основном в рамках учебного предмета информатики (из-за малого количества имеющихся компьютерных классов (компьютеров)). Не разработаны вопросы создания службы информационного обеспечения. Глобальная компьютерная сеть Интернет доступна только в кабинете информатики. Обеспечение школы программными продуктами носит несистемный, эпизодический характер. Существующие программные продукты (по различным предметам) в готовом виде порою трудно адаптируются в процесс преподавания, требуют переработки, используются фрагментарно. Приобретение и использование некоторых программных продуктов невозможно из-за высокой их стоимости. Однако информационную среду школы характеризуют не столько установленные компьютеры и уроки информатики, сколько эффективность применения информационных и телекоммуникационных технологий в образовательном процессе в целом. Под информационной средой понимается совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, а также социально-экономических и культурных условий реализации процессов информатизации.

Конкретизируя цели подготовки современного учителя в области методики обучения информатике на трех уровнях — теоретическом, прикладном, методологическом — применительно к формированию и развитию управленческой компетентности получим следующий уровень детализации:

на теоретическом уровне — сформулировать необходимые управленческие знания в рамках базовых понятий предметной области «Теория и методика обучения информатике»;

на прикладном уровне — сформировать управленческие умения и навыки по осуществлению всех этапов образовательной деятельности в условиях информатизации образования;

на методологическом уровне — сформировать умение управлять учебнопознавательной деятельностью обучающихся в условиях информатизации образования.

В основу разработки содержания многоуровневой и непрерывной системы подготовки в области методики обучения информатике принимаются составляющие, представленные на рис. 2.

Выделяются два ряда факторов эффективности образования:

1) факторы внутрисистемного порядка: соответствие содержания образования характеру профессиональной деятельности, качественного соответствия профессорско-преподавательского состава, адекватность форм образовательного процесса содержанию, достаточность материально-технической базы;

2) факторы внешнего порядка: соответствие уровня образования занимаемой должности, экономическая и профессиональная заинтересованность в непрерывном обогащении своего профессионального потенциала.

Рис. 2. Составляющие управленческой подготовки в системе непрерывного многоуровневого образования в области методики обучения информатике

Содержание управленческой подготовки включает в себя следующие составляющие:

— управленческие знания из области управления, дополняющие курс «Теория и методика обучения информатике», программы специальных курсов «Информатизация управления образовательной деятельностью»; требования к корректировке деятельности студентов при прохождении педагогической практики, обеспечивающие формирование базовых управленческих компетенций будущего учителя информатики;

— система управленческих умений и навыков по организации обучения информатике и использования информационных технологий в образовательном процессе через проведение практико-ориентированных семинаров («Информационные технологии в организации обучения», «Инновационные педагогические технологии», «Построение единой информационной среды образовательного учреждения», «Особенности организации учебных занятий в условиях формирования единого информационного пространства» и др.), позволяющих развивать управленческую компетентность учителя в области обучения с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, организовать систему управления образовательным процессом с помощью таких технологий;

— алгоритм управленческой деятельности как основу организации полного цикла управленческой работы по обучению информатике и применению информационных технологий в образовательном процессе, реализуется через организа-

цию постоянно действующих семинаров («Информационные технологии в управлении образовательным учреждением», «Разработка модульных программ, основанных на компетенциях») и других программ для системы повышения квалификации, обеспечивающих подготовку учителей информатики в области управления процессами обучения в условиях информатизации образования.

Все перечисленное приводит к необходимости совершенствования системы многоуровневой и непрерывной подготовки в области методики обучения информатике.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Заславская О.Ю. Теория и практика обучения информатике в системе многоуровневой подготовки учителя: управленческий аспект: Монография. — Воронеж: Научная книга, 2007.

CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE BY PREPARATION OF THE TEACHER IN THE FIELD OF A TECHNIQUE OF TRAINING TO COMPUTER SCIENCE

O. Zaslavskaya

Chair of information of formation Moscow city pedagogical university

2nd Selskohozyayistvennyi str., 4, Moscow, Russia, 129226

In article results of research of formation of professional competence of teachers of computer science in modern conditions of modernization of an education system are described. In the conditions of formation information, it is necessary to carry out preparation of the teacher possessing administrative competence, necessary quality first of all in the course of training of the theory and a technique of training to computer science.

Key words: Professional competence of teachers of computer science, education system modernization, administrative competence, formation information, the theory and technique of training to computer science.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.