ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
ПОДХОДЫ, ТРЕБОВАНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ
В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ К АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
О.Ю. Заславская
Кафедра информатизации образования Московский городской педагогический университет Шереметьевская ул., 29, Москва, Россия, 127521
В статье рассмотрены требования к подготовке учителей информатики, необходимость формирования управленческой компетентности. Даны рекомендации учителю информатики по подготовке к прохождению аттестации педагогических кадров.
Ключевые слова: информатизация образования, информационные и телекоммуникационные технологии, управленческая компетентность учителя, система аттестации педагогических кадров, методика обучения информатики.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования в области информатики, ориентированной на улучшение качества обучения информатике. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится эффективное личностно-ориентированное взаимодействие учителя и ученика. Решение этой задачи тесно связано с проблемой совершенствования подготовки учителей информатики. Современный человек должен не только владеть суммой знаний, но и сформировать готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н определены квалификационные характеристики должностей работников образования, в соответствии с которыми учителю для реализации новых целей и задач, поставленных в инициативе «Наша новая школа» и ФГОС, не-
обходимо освоить новые ресурсы для реализации персонифицированных моделей профессионального развития. Требования ФГОС к качеству результатов и условиям образовательного процесса, отраженные в новой системе аттестации, диктуют необходимость по-новому подойти к оценке ИКТ-компетентности педагогических кадров, профессионального мастерства в области проектирования и организации учебного процесса средствами информационных и телекоммуникационных технологий, созданию УМК нового поколения, разработке дистанционных программ, построения индивидуальной траектории обучения и пр.
На современном этапе перехода от компьютерной грамотности к информационной культуре первоочередной задачей учащегося становится приобретение навыков использования новых информационных технологий в своей учебной и образовательной деятельности. Внедрение информационных технологий в образовательную систему дает возможность организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к организации учебного процесса, организацию и использование принципиально новых обучающих средств.
Информатизация образования рассматривается как одно из важных средств реализации новой государственной образовательной парадигмы, в раках которой происходит переход школы к личностно-ориентированному обучению, является приоритетным направлением развития системы образования, так как современные информационные технологии открывают новые возможности для получения знаний, развития творчества, а также позволяют более эффективно организовать процесс обучения.
В связи с реформированием образования в России, активными процессами информатизации как ведущего направления модернизации образования, усиления роли информации как стратегически важного ресурса возрастает значимость подготовки учителя в области совершенствования методики обучения информатике и эффективного использования информационных технологий. Средства информатизации должны стать для учащихся одними из средств формирования качественно нового типа мышления, естественным инструментом, который они смогут использовать в своей учебной и повседневной деятельности. В этих условиях особая роль отводится учителю информатики, первостепенное значение приобретает качество его профессиональной подготовки.
Современный учитель информатики должен обладать базовыми качествами учителя-предметника, а также качествами учителя-новатора, учителя-экспериментатора, учителя-организатора, обладать лидерскими, управленческими качествами, быть личностью, яркой индивидуальностью. В подготовке учителя информатики, с одной стороны, необходимо формировать способность к осуществлению обучения основам научного мировоззрения, а именно представлению об информации как одном из основополагающих понятий, на основе которого строится современная научная картина мира, навыкам жизни в информационном обществе, пониманию особой роли информации, информационных процессов и информационных технологий в развитии общества.
С другой стороны, учителю информатики необходимо осуществлять развитие способностей к общению, коллективной деятельности, активизацию процессов са-
мопознания, формирование у школьников нового типа мышления — информационного, оперативного, направленного на подготовку к выбору и принятию оптимальных решений. В этой связи профессиональным качествам учителя информатики, системе его обучения в вузе, а также подготовки в рамках послевузовского и дополнительного образования должно быть уделено первостепенное внимание. Одним из новшеств является включение в аттестационные программы, материалы и технологии оценку уровня ИКТ компетентности руководителя, учителя и педагога. Все большее значение для осуществления подготовки современного учителя, приобретает потребность описания качеств личности выпускника высшей школы в терминах компетентностного подхода и определение путей формирования этих качеств. Одним из направлений реформирования европейской и национальных систем высшего профессионального образования является Болонский процесс, в рамках которого провозглашен компетентностный подход к подготовке специалистов и отчетливо прослеживается движение от понятия «квалификация» к понятию «компетенция».
Большая советская энциклопедия содержит следующее определение понятия «квалификация»: степень и вид профессиональной обученности работника, наличие у него знаний, умения и навыков, необходимых для выполнения им определенной работы. Не останавливаясь на перечислении существующих определений понятий «компетенция» и «компетентность», будем опираться на определения, сформулированные на основе анализа литературы по данной проблеме (А.А. Андреев, В.И. Байденко, И.А. Зимняя, Д.А. Махотин, В.Д. Шадриков и др.).
Компетентность — интегрированная характеристика качеств личности, имеющая процессуальную направленность и мотивационный аспект, базирующаяся на знаниях, умениях и навыках, проявляющихся в деятельности (реальной или смоделированной). Компетенция — открытая система знаний, умений и навыков, которые активизируются и обогащаются в деятельности по мере возникновения и решения, реальных жизненно и профессионально важных проблем, с которыми сталкивается человек — носитель компетенции. Для дифференциации понятий «компетенция» и «компетентность» следует опираться на тезис о том, что компетенция представляет собой ресурс, а компетентность — это актуальное проявление такого ресурса в деятельности.
Преимущества подготовки учителя с позиции формирования соответствующей профессиональной компетентности заключаются в усилении практической направленности приобретаемых знаний, умений и навыков, в понимании педагогической деятельности шире, чем только в рамках определенной конкретной профессии, в расширении возможности трудоустройства и круга выполняемых задач, в обеспечении возможности дальнейшего самообразования.
В последние годы наряду с традиционной учебной, воспитательной и развивающей деятельностью, характерной для учителя информатики, появляются новые виды деятельности, предъявляющие к подготовке учителя информатики ряд специфических требований из области управления, — деятельность по управлению обучением учащихся с применением различных методов и средств обучения, деятельность по принятию решений о выборе оптимальных форм и методов обучения
сообразно поставленным целям и в соответствии с конкретными условиями обучения, определению целесообразности использования средств информационных и телекоммуникационных технологий в обучении, координации процессов информатизации в образовательном учреждении. Специалист, работающий со школьниками, обязан уметь решать проблемные педагогические ситуации и понимать причины возникновения таких ситуаций. Разработанный ЮНЕСКО Стандарт подчеркивает, что современному учителю недостаточно быть технологически грамотным и уметь формировать соответствующие технологические умения и навыки у своих учеников. Современный учитель должен быть способен помочь учащимся использовать ИКТ для того, чтобы успешно сотрудничать, решать возникающие задачи, осваивать навыки учения и, в конечном итоге, стать полноценными гражданами и работниками.
Основываясь на приведенных требованиях и тенденциях в подготовке учителей информатики, можно говорить о необходимости выделения, формирования и развития управленческих качеств личности учителя, которые являются существенным фактором повышения эффективности обучения информатике и образовательного процесса, в целом, так как позволяют наиболее полно использовать профессионализм педагога. Возвращаясь к понятию «компетентность» и учитывая вышесказанное, можно говорить о целесообразности специальной подготовки в области формирования управленческой компетентности, т.е. о необходимости развития управленческих качеств у учителя информатики, которые обеспечат гарантированный уровень образованности ученика в области информатики.
Однозначно сформулированного определения понятия управленческой компетентности учителя информатики не существует. При этом, по мнению многих исследователей, управленческая компетентность учителя — это сложное индивидуально-психологическое образование, включающее умение самоопределяться, ставить ситуативную цель, выбирать адекватные средства ее достижения, самостоятельно принимать решения, организовать учебно-познавательную деятельность школьников, рефлексировать собственную деятельность и организовать рефлексию деятельности всех участников образовательного процесса.
В данной статье под управленческой компетентностью учителя информатики понимается способность к актуальному проявлению в деятельности базовых и специальных компетенций, в числе которых теоретические и практикоориенти-рованные знания, умения и навыки в области управления, осуществлению опережающего планирования, моделирования и прогнозирования процессов обучения информатике в школе, эффективному владению методикой преподавания информатики, управлению собственной деятельностью, а также деятельностью учащихся в процессе их обучения информатике, отбору и адекватному эффективному использованию информационных и телекоммуникационных технологий при обучении информатике, управлению отбором и использованием таких технологий в школе; реализации управленческих функций в процессе обучения информатике через совершенствование индивидуальных личностных качеств учителя информатики, самостоятельному приобретению новых знаний и умений в области
управления, совершенствованию профессиональной компетентности на основе осмысления хода и результатов собственной деятельности [1].
В настоящее время не существует исследований, в ходе которых была бы комплексно изучена проблема формирования управленческой компетентности у учителей информатики. Научно обоснованная управленческая компетентность учителя информатики нуждается в уточнении содержания и структуры, разработке технологий и средств ее формирования и развития. Следовательно, поиск форм и методов развития управленческой компетентности в рамках существующих систем подготовки и повышения квалификации учителей информатики представляется актуальным. Вполне естественно предположить, что базой для формирования управленческой компетентности учителя информатики должна стать система многоуровневой подготовки учителя в области методики обучения информатике.
Следует отметить, что некоторые основы формирования управленческой компетентности уже сейчас заложены в существующем курсе «Теория и методика обучения информатике», читаемом студентам педагогических вузов. Однако в таком курсе лишь частично учитываются управленческие компетенции, которые недостаточно реализуют современные требования к деятельности учителя информатики. На формирование и развитие управленческой компетентности будущего учителя информатики большое влияние может оказать специально организованная работа студентов в ходе педагогической практики. Особого внимания требует организация внутришкольного повышения квалификации учителя информатики в области совершенствования методики обучения информатике и эффективного внедрения информационных технологий в образовательный процесс. В условиях системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров необходимо обратить внимание на отсутствие специальных курсов, освещающих вопросы управления информатизацией образования, нацеленных на повышение квалификации учителей информатики и других педагогов, использующих информационные и телекоммуникационные технологии в своей практике. Таким образом, система подготовки учителей информатики в области методики обучения информатике складывается из нескольких значимых взаимосвязанных и взаимозависимых этапов. Это позволяет говорить о существовании непрерывной и многоуровневой системы подготовки учителей, в рамках которой у учителя информатики может быть сформирована или развита управленческая компетентность [2].
В основу оценки уровня квалификации педагогических работников для установления соответствия требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории, положены Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 г. № 209 и Методика оценки уровня квалификации педагогических работников под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой (письмо Министерства образования и науки РФ от 29 ноября 2010 г. № 03-339) [3; 4], в которых выделяются два направления аттестации:
направление 1 — экспертная оценка на основе экспертного заключения образовательного учреждения;
направление 2 — экспертная оценка портфолио педагогического работника.
Рассмотрим данные направления, реализуемые в практике аттестации педагогических кадров по владению средствами информационных и телекоммуникационных технологий.
Требования к квалификационным категориям в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г. № 209
Первая категория Высшая категория
Первая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые: владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности; вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания; имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации Высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые: имеют установленную первую квалификационную категорию; владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их практической профессиональной деятельности; имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях; вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания
Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности педагогического работника образовательного учреждения включает в себя несколько позиций обязательных для представления учителем:
— использование современных образовательных технологий — представляется распечатка на бумажном носителе (заверенная руководителем ОУ) 5 уроков (занятий), подтверждающих обоснованное и эффективное использование педагогом современных образовательных технологий;
— владение навыками пользователя персонального компьютера — представляется копия документа о прохождении курсов пользователя ПК или владения информационно-коммуникационными технологиями, полученного в учреждениях (организациях), имеющих лицензию на реализацию образовательных программ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов в области информационно-коммуникационных технологий, заверенная руководителем образовательного учреждения;
— использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе — учитель составляет перечень ЭОР к разделам программы (лицензионных, созданных самостоятельно), скриншоты страниц сайтов, других электронных ресурсов (наличие собственного сайта, страницы на сайте образовательного учреждения, блога и др.);
— использование элементов дистанционного обучения участников образовательного процесса — демонстрация подготовленных материалов, подтверждающих использование дистанционного обучения участников образовательного процесса (обучающихся, родителей, педагогов);
— эффективное использование современных методик обследования развития детей — необходимо привести примеры диагностических материалов, результаты диагностики, заверенные руководителем образовательного учреждения.
Структура портфолио педагогического работника. В нашем случае мы понимаем как представление индивидуальной папки, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования в межаттестационный период. Портфолио сдается в бумажном скоросшивателе (без файлов); каждая страница пронумерована; все копии документов (включая грамоты детей) заверены руководителем образовательного учреждения; фотографии отсканированы.
Портфолио содержит несколько разделов, иллюстрирующих эффективность деятельности педагогического работника. Однако мы рассмотрим только те разделы, которые связаны непосредственно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.
Раздел 3. Владение современными образовательными технологиями и методиками, эффективность их применения
Собирая материалы для наполнения данного раздела необходимо представить:
— пять конспектов занятий, подтверждающих обоснованное и эффективное использование педагогом современных образовательных технологий, конспекты раскладываются в хронологическом порядке и имеют ОТЗЫВ (по данной форме), заверенный экспертом (руководителем образовательного учреждения)
— копию удостоверения или справку от руководителя образовательного учреждения, подтверждающего владение навыками пользователя персонального компьютера;
— скриншоты страниц сайтов, других электронных ресурсов, конспекты 5 мероприятий (совместной деятельности детей и взрослых, по взаимодействию с семьей), проводимых с использованием ЭОР. (материалы нового поколения единой коллекции цифровых образовательный ресурсов, размещенной на сайте в Интернет: http://school-collection.edu.ru/catalog/). К таким мероприятиям можно отнести: открытое занятие; родительское собрание; консультация для родителей; образовательный (творческий) проект и пр. Обратите внимание, что приветствуется наличие собственного сайта, страницы на сайте образовательного учреждения, блога для родителей...
Раздел 4. Вклад в повышение качества образования, распространение собственного опыта
Необходимо продемонстрировать наличие опубликованных собственных методических разработок, публикаций в интернете на сайте образовательного учреждения или на открытых образовательных ресурсах педагогического сообщества: Фестиваль «Открытый урок» — festival.1september.ru; социальная сеть работников образования — nsportal.ru и др.; для учителей начальных классов можно опубликовать свое занятие и получить отзыв в «Ассоциации педагогов дошкольного образования» — http://eois.mskobr.ru.
Таким образом, современному учителю информатики не обойтись без анализа результатов своей деятельности и принятия решений о способах ее совершенствования, а соблюдая перечисленные требования к подготовке учителей информатики к аттестации педагогических кадров в условиях информатизации можно эффективно и качественно представить результаты собственной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Заславская О.Ю. Теория и практика обучения информатике в системе многоуровневой подготовки учителя: управленческий аспект: монография. — Воронеж: Научная книга, 2007.
[2] Заславская О.Ю. Требования к подготовке учителя информатики в условиях реализации деятельностного подхода // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». — 2010. — № 3. — С. 21—28.
[3] Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 г. № 209.
[4] Методика оценки уровня квалификации педагогических работников / Под ред. В.Д. Шад-рикова, И.В. Кузнецовой (письмо Министерства образования и науки РФ от 29 ноября 2010 г. № 03-339).
APPROACHES, REQUIREMENTS AND TRENDS IN TRAINING TEACHER OF INFORMATICS TO ATTESTATION OF PEDAGOGICAL STUFF UNDER CONDITIONS OF INFORMATIZATION
O.Yu. Zaslavskaya
Chair of information of education Moscow city pedagogical university Sheremetyevskaya str., 29, Moscow, Russia, 127521
This article describes the requirements for the training of teachers of Informatics, the need for managerial competence. Recommendations to the teacher of Informatics for the attestation of pedagogical staff.
Key words: informatization of education, information and telecommunication technology, managerial expertise, teacher qualifications of teaching staff, teaching computer science.