ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАТИКА
ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
О.Ю. Заславская
Московский городской педагогический университет 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4, Москва, Россия, 129226
В статье рассмотрена необходимость управленческой подготовки учителя информатики для реализации на практике компетентностного подхода, который акцентирует внимание на результате образования, способности человека действовать в различных проблемных ситуациях.
Ключевые слова: профессиональная компетентность учителя информатики, модернизация системы образования, управленческая компетентность, информатизация образования, теория и методика обучения информатике.
В настоящее время во всем деловом мире осуществляется переход от авторитарных методов управления к демократическим, человекоцентрическим. Особенно актуален этот переход для такого специфического объекта управления, как образовательное учреждение. Развивающаяся в современных условиях школа должна обеспечивать: образовательную подготовку учащихся, выраженную в системе их знаний и способов деятельности; основу для становления и развития мировоззрения, определяющего мотивацию социального поведения и самовоспитания; формирование интеллекта, эмоциональной сферы и волевых качеств личности; развитие творческой активности личности; укрепление здоровья детей и формирование представлений о здоровом образе жизни. Происходящие в мире и России изменения в области целей образования, соотносимые, в частности, с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации в этом мире, вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения более полного личностно и социально интегрированного результата образования.
Стратегия модернизации образования в РФ, Концепция модернизации Российского образования на период до 2020 года (2002), рекомендации Совета Европы, образовательные стандарты второго поколения предполагают, что в основу обновленного содержания общего образования будут положены «ключевые компетентности».
Основное отличие новых стандартов от действующих в настоящее время заключается в том, что обучение в школе становится более личностным, направленным не только на формирование знаний, умений и навыков, которые рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, но и в первую очередь на формирование универсальных учебных действий, которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса.
В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов становится реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной и новой задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и умений в рамках отдельных дисциплин.
Таким образом, необходимо рассмотреть возможность реализации на практике компетентностного подхода, который акцентирует внимание на результате образования, способности человека действовать в различных проблемных ситуациях [1]. Развиваясь в основном в теоретическом аспекте, управленческая наука оказывает недостаточное воздействие на учителей школ в плане эффективного управления ими коллективами учащихся и процесса обучения в целом, повышения педагогического, управленческого мастерства учителей, уровня образования и воспитанности, соответствия выделенным ключевым компетенциям у учащихся. Профессиональная управленческая деятельность учителя характеризуется тем, что содержание и средства в ней акцентированы на сфере прав, обязанностей, возможностей влиять на учебно-познавательную деятельность и личность школьников, ответственности за результаты этого влияния. Явно выраженная персонификация управленческой деятельности учителя, тесная связь особенностей ее исполнения с личностными характеристиками педагога и спецификой индивидуального восприятия, понимания и отношения к средствам, условиям, объектам и участникам образовательной деятельности делает ее творческой, гибко реагирующей на объективные и субъективные условия протекания.
Успешная реализация основных управленческих функций требует от учителя глубокого знания управляемых объектов и процессов, законов управления и предъявляет высокие требования к личностным особенностям педагога. На наш взгляд, данную реальность следует рассматривать как стартовый момент преобразований в формировании управленческой компетентности учителя.
Можно выделить две главные черты менеджмента: во-первых, это профессиональное управление, управление как профессия; во-вторых, человекоцентрический, личностно ориентированный подход к управлению. Применительно к школе это не управление учебно-воспитательным процессом или образовательным учреждением в целом, а управление познавательной деятельностью учащихся, более того, не коллективом вообще, а школьниками, причем не как функционерами,
а как личностями. Разумеется, менеджмент можно рассматривать и по отношению к учебно-воспитательному процессу, и к образовательному учреждению в целом, но опять-таки через посредство ученического коллектива, личности учителя, его индивидуальных особенностей, потребностей, интересов, степени мотивации ученика в образовательном процессе. Непосредственным объектом менеджмента как управленческой деятельности является деятельность человека. Поскольку объектами управления в общем случае являются люди и реализуется управление в условиях окружающей человека среды (естественной и искусственной), развитие управления как науки всегда было тесно связано с успехами в таких областях, как современное естествознание, математика, комплекс технических наук, психология, социология.
Одной из характерных черт управления является его «вторичность». Управленческая деятельность вообще может рассматриваться лишь как средство и никогда — как цель. Конечные цели управления достигаются другими людьми, но не самим управляющим. Конечные цели управленческой деятельности учителя достигаются учениками.
Стратегия и планы управления образовательным процессом любой образовательной организации ориентируются на долго-, средне- и краткосрочную перспективу, обусловливая решение стратегических, тактических и оперативных задач обучения. В этом случае задачи учителя связаны с принятием управленческого решения, с ориентацией во времени и охватывают следующие направления (табл.).
Таблица
Задачи учителя как управляющего образовательным процессом
Основные направления Управленческие решения с ориентацией во времени
краткосрочные среднесрочные долгосрочные
Отбор содержания и организация обучения Разработка плана учебного занятия и схемы его реализации Определение критериев отбора содержания учебного материала блока, курса. Разработка плана действий по результативному освоению выбранного содержания Определение параметров знаний, умений и навыков выпускника, требуемых для освоения по данному предмету и возможности их применения в реальной практической деятельности
Система мотивации школьников к обучению Разработка системы поощрений и стимулирования за эффективную работу на конкретном учебном занятии Изучение вопросов и технологий мотивации школьников Определение перспективных технологий мотивации к обучению с учетом возможных изменений целей и задач образовательного учреждения
Оценка качества, эффективности результатов обучения Разработка системы оценок деятельности каждого ученика в течение учебного занятия Формирование системы оценок результатов обучения по всему блоку, курсу (портфолио) Выделение главного в оценке, осуществление прогноза динамики развития потенциала ученика
Развитие учащихся Разработка методов и способов,направленных на развитие школьников в ходе учебного занятия Разработка программы развития творческих и исследовательских способностей школьников (элективные курсы) Оценка имеющихся потенциальных возможностей и направлений развития школьников с учетом целей и задач образовательного учреждения
Рефлексия собственной деятельности по обучению Определение возможных отклонений от задуманного плана учебного занятия и планирование способов устранения нежелательных отклонений Определение линии продвижения учащихся по освоению блока, курса, в соответствии с личностными индивидуальными интересами и потребностями Разработка долговременной системы определения соответствия с требованиями к уровню подготовки выпускника
Образовательным учреждениям следует учитывать изменение иерархии ценностей. Главной (внутри образовательного учреждения) является компетентность педагогического коллектива, вне ее — заказ на качественное удовлетворение образовательных потребностей социума. Основными факторами, сдерживающими рост эффективности процесса обучения, в большинстве случаев выступают недостаточное поощрение инициативы школьников; низкая связь оценки результатов обучения с практической деятельностью; консерватизм и сопротивление в освоении новых технологий обучения, в том числе и информационных; недостаточная подготовка педагогов к работе в новых современных условиях информатизации образования.
В современных условиях информатизации образования учителю информатики необходимо, как и любому учителю-предметнику, разбираться в вопросах дидактики, структурирования материала, а кроме этого иметь дополнительную специальную подготовку по написанию и переложению в электронные формы, пригодные для компьютерного обучения, модульных электронных учебников, тестов, информационных управляемых баз данных и банков знаний, уметь создавать и поддерживать автоматизированное рабочее место учителя, автоматизированное рабочее место удаленного ученика, системы управления базами данных, обслуживать сервер, иметь знания и опыт по организации компьютерного обучения.
Учитель с помощью компьютера может решить множество проблем, в основном связанных с автоматизацией рутинной составляющей учительского труда.
Рассмотрим основные направления использования компьютера в школе.
1. Компьютер выступает как объект изучения — на уроках информатики, где учащиеся должны приобрести навыки работы с компьютером и знания по основным принципам устройств и работы компьютера. Без этих знаний учащиеся не смогут в дальнейшем эффективно использовать компьютер в своей деятельности. Учащиеся знакомятся с основными принципами работы на компьютере, изучают его возможности и логику работы.
2. Использование компьютера в качестве средства обучения. В этом случае он выступает в основном как инструмент исследования процессов и объектов, которые есть в нашей жизни. Ученик использует компьютер (под руководством учителя) в качестве инструмента для познания окружающего мира с помощью тех моделей, которые могут быть запрограммированы. Имея составленные на компьютере модели окружающего нас мира, ученик под руководством учителя может экспериментировать. В этом случае компьютерная техника используется уже для изучения других объектов, установления взаимосвязей между ними. В науке таким образом проводят всевозможные исследования, а если говорить о школе, то у учащихся появляется возможность делать для себя некоторые открытия. Поэтому на таких уроках у учеников можно сформировать первичные навыки исследовательской деятельности.
3. Использование компьютера в организации учебно-воспитательного процесса для обеспечения максимально комфортной работы администрации школы. Компьютерная техника с ее широчайшими возможностями позволяет админи-
страции школы значительно упростить работу, забрав рутинную составляющую работу администрации. Компьютер позволяет организовывать различные базы данных с удобным доступом к имеющейся в ней информации. Например, появляются программы (правда, пока не всегда хорошего качества), которые позволяют составлять расписание занятий. Кроме того, компьютеры в целом позволяют организовать более быстрый документооборот в учреждении. Использование компьютера в управлении учебно-воспитательным процессом в школе в основном сводится к набору различной документации и обслуживанию бухгалтерии. Разумеется, такой подход к делу нельзя назвать рациональным. На компьютере можно реализовать много различных функций, которые помогут администрации школы упростить процесс работы с актуальной информацией.
Учитель информатики, ведущий учебный процесс в компьютерном классе, выполняет одновременно функции преподавателя (проводит занятия, помогает учащимся в их профессиональном самоопределении, обеспечивает правильное и эффективное использование электронных образовательных ресурсов, консультанта: координирует познавательный процесс учащихся, проводит групповые консультационные и коммуникативные занятия, индивидуально консультирует учащихся по различным вопросам изучаемого курса) и организатора (менеджера) учебного процесса (управляет проведением групповых занятий, контролирует выполнение учащимися графика учебного процесса (промежуточные тесты, итоговое тестирование, экзамен)). Консультации являются одной из форм руководства работой обучаемых и оказания им помощи в самостоятельном изучении дисциплины, помогают педагогу оценить личные качества обучаемого: интеллект, внимание, память, воображение и мышление. Мобилизация учительского потенциала на обучение детей в условиях экспериментально-исследовательской работы, позволяющей самим учителям обнаруживать причины неудач и ощутимых успехов, анализировать свою деятельность по обучению детей и пополнять арсенал приемов и методов наиболее перспективными (экспериментально проверенными) технологиями обучения, представляется наиболее важной задачей.
Таким образом, учитель информатики организует эффективное изучение предмета, осуществляет работу школьников над проектами (и не только по информатике), использует в учебной работе информационно-коммуникационные средства обучения. Учитель, реализующий функции управления в своей профессиональной деятельности, понимает, что не все учащиеся оказываются в одинаково комфортных условиях на уроке. Есть дети, которым не составляет труда построить таблицу, однако необходимость ее проанализировать вызывает серьезные затруднения, и наоборот. У каждого ученика своя мотивация на уроке. Здесь необходимо применить управленческую компетенцию учителя — умение осуществлять педагогический анализ. В результате действий педагога может быть простроена среда образовательного процесса — комфортная и развивающая для каждого ученика. Учебный успех каждого ученика следует понимать не только как увеличение усвоенной информации, а прежде всего как рост его учебных возможностей.
Развивающаяся в современных условиях школа должна обеспечивать: образовательную подготовку учащихся, выраженную в системе их знаний, и способов деятельности; основу для становления и развития мировоззрения, определяющего мотивацию социального поведения и самовоспитания; формирование интеллекта, эмоциональной сферы и волевых качеств личности; развитие творческой активности личности; укрепление здоровья детей и формирование представлений о здоровом образе жизни.
Особенностью практической деятельности является то, что она направлена на преобразование конкретной ситуации, а целью теоретической деятельности оказывается выявление способа этого преобразования на основе вскрытия закономерностей. Исходя из этого можно разделить управленческие знания на конструктивные (реализация информационно-аналитической, мотивационно-целевой, планово-прогностической функции) и практические (реализация организационно-исполнительской, контрольно-диагностической, регулятивно-коррекционной функции).
Необходимо выделить уровни управления по результатам. Первый уровень определяется умением видеть миссию учителя. На этом уровне важно установить эффективность его управленческой деятельности. Второй уровень предполагает рассмотрение результата с точки зрения качества образования — соответствия образовательным стандартам. На третьем уровне результат рассматривается с позиций социума и с учетом удовлетворения запросов.
Определив результаты, можно перейти к определению средств, с помощью которых будут достигнуты управленческие результаты и результативные цели. Задачи учителя информатики на современном этапе: помочь получить максимальную отдачу от учебы, следить за ходом учебы, обеспечивать обратную связь по выполненным заданиям, проводить групповые консультации, поддерживать заинтересованность в обучении на протяжении всего курса, предоставить возможность связываться с ним по телефону, электронной почте и т.д. Специфика современного обучения информатике (как динамичной и быстроразвивающейся науки) предъявляет к преподавателю — учителю информатики требования, которые существенно отличаются от традиционных как по личным качествам, так и по образу ведения занятий.
В связи с этим мы считаем весьма целесообразным осуществлять формирование управленческой компетентности учителя в системе непрерывного обучения в области методики обучения информатике (педагогический вуз — школьная методическая служба — система повышения квалификации педагогических кадров). Это позволит подготовить квалифицированного и компетентного специалиста, имеющего творческие, организаторские и исследовательские способности и умеющего сотрудничать с учебным коллективом.
Сказанное дает основание заключить, что формирование управленческой компетентности может стать действенной силой, способной образовать, организовать и направить учительский коллектив на качественное решение поставленных школой задач, позволит сформировать личность ученика, нацеленного на успешность в настоящей учебной и будущей профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Заславская О.Ю. Теория и практика обучения информатике в системе многоуровневой подготовки учителя: управленческий аспект: Монография. — Воронеж: Научная книга, 2007.
REQUIREMENTS FOR THE PREPARATION OF TEACHERS OF INFORMATICS, IN A PRACTICAL REALIZATION OF THE ACTIVITY APPROACH.
O. Zaslavskaya
Moscow City Pedagogical University
2 Selskohozyaystvennyi str., 4, Moscow, Russia, 129226
The article describes the need for management education teachers of informatics to implement in practice the competency approach, ability to act in various situations of concern.
Key words: professional competence of teachers of computer science, education system modernization, administrative competence, formation information, the theory and technique of education to computer science.