И. И. Родичкина
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
В ВУЗЕ
Работа представлена кафедрой психологии Череповецкого государственного университета.
Научный руководитель - кандидат психологических наук, доцент О. А. Апуневич
Статья посвящена рассмотрению условий, влияющих на развитие профидентичности в вузе.
В качестве базовых условий выделена практико-ориентированная деятельность и внедрение в учебный курс цикла спецзанятий, непосредственно развивающих профессиональную идентичность. Выделенные условия обеспечивают формирование личности профессионала и содействуют самоидентификации студента со своей профессией.
Ключевые слова: профессиональная идентичность, профессиональное развитие, профессиональное обучение, педагогическая практика, активные методы обучения.
I. Rodichkina
CONDITIONS FOR PROFESSIONAL IDENTITY DEVELOPMENT IN A HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT
The purpose of article is to outline the conditions of development of students professional identity. The main conditions are practical activity and introduction in scholastic course of the occupations, directly developping professional identity. These conditions will form the personality of the future specialist and will assist the identification of the student with his profession.
Key words:professional identity, professional development, professional education, pedagogical practice, active methods of the education.
Вопрос о развитии профессиональной идентичности может быть включен в круг общей проблемы становления профессионала. Это возможно за счет того, что сформированная профессиональная идентичность выступает в качестве внутреннего источника профессионального развития и личностного роста любого субъекта деятельности [2, с. 152]. Довольно часто отмечается, что идентичными могут считаться только профессионалы, обладающие стабилизирующей базой (реализуется за счет социальных институтов, сплачивающих людей в единое целое с разделением ролей и функций, с воспроизведением субъектов труда и трудовых отношений в устоявшихся формах обучения и закрепления знаний) и преобразующим потенциалом [1, с. 84]. Другими словами, понятие «профессиональная идентичность» в полном смысле слова может относиться лишь к той категории людей, для которых ведущей основой идентификации является профессиональный труд. В данном контексте профессиональная идентичность есть продукт длительного личностного и профессионального развития, который появляется на достаточно высоких уровнях овладения профессией и выступает как устойчивое согласование основных элементов профессионального процесса [1, с. 85]. Вместе с тем имеются исследовательские работы (Л. Б. Шнейдер, А. А. Шатохин, Л. Г. Матвеева, У. С. Родыгина и др.), в которых подчеркивается, что профессиональная идентичность развивается в ходе обучения, и именно профессиональное образование является одним из источников ее формирования [4, с. 34]. Профидентичность осуществляется на основе целенаправленной активности личности, включая профессиональное обучение и научение, профессиональное воспитание и самовоспитание [5, с. 135].
Итак, в рамках проведенного психологического анализа профессиональная идентичность может выступать в следующих ипостасях: как ведущая тенденция профессионального становления личности; как показатель уровня развития субъекта профессионального пути; как динамичное образование, изменяющиеся под воздействием ряда факторов, ведущим из которых является профессиональное обу-
чение [5, с. 136]. В своем исследовании мы придерживаемся последней точки зрения: во время обучения в вузе формируется прочная основа трудовой, профессиональной деятельности, студент может считаться идентичным избранной профессии (осознает свою принадлежность к определенной профессиональной общности; обладает знаниями о своих сильных и слабых сторонах, о вероятных зонах успехов и неудач в будущей профессиональной деятельности; имеет достаточно отчетливое представление о себе и своей работе в будущем) [6, с. 340]. Тем не менее наличие ранее представленных противоречивых позиций, понятийной нечеткости в выдвинутой проблеме побуждает необходимость исследования заявленного вопроса как в теоретическом, так и в практическом плане.
Цель настоящего исследования - рассмотреть условия, влияющие на развитие профессиональной идентичности в вузе.
Заметим, что на сегодняшний день в студенческом сознании практически не репрезентирована профессиональная реальность, студенты испытывают сложности в описании своих возможностей для достижения намеченных целей и проявления своих способностей в профессиональной деятельности, чувство компетентности и уверенности в своих профессиональных силах у обучаемых не является устойчивым [3, с. 117]. При подаче подобных заявлений мы обращаемся к данным психо-лого-педагогического исследования И. И. Ро-дичкиной, проводимого на базе Череповецкого государственного университета в течение 2005-2008 гг. В исследовании приняли участие студенты-психологи 3-5-х курсов в количестве 250 человек. Автор отмечает, что только лишь 4% студентов-психологов имеют выраженную профессиональную идентичность, у остальных данное образование находится в зачаточном и, как показывает опыт, далее не развиваемом состоянии [3, с. 119]:
• 11% студентов-психологов имеют формальную профидентичность: Я-образ насыщен формальными самоописаниями; наблюдается поверхностное отношение к учебной и будущей профессиональной деятельности, ведущий мотив обучения в вузе - получение диплома;
• «скачкообразная» профессиональная идентичность представлена у 38% студентов-психологов: на фоне общей стабильности в структуре профессиональной идентичности у студентов наблюдаются «взлеты», «скачки» по отдельным ее компонентам или качествам: либо по эмоциональной составляющей, либо по функциональной;
• 29% студентов-психологов обладают средневыраженной профессиональной идентичностью («исполнители» - 29%): все компоненты профидентичности находятся на среднем уровне.
Надежность и достоверность представленных результатов обеспечивалась использованием комплекса методов и методик, соответствующих цели исследования. В качестве таковых выступили: методика «Кто Я? 20 предложений» М. Куна, Т. Мак-Портленда; опросник по изучению эмпатии А. Меграбяна; методика для определения индивидуальной меры рефлексивности А. В. Карпова, В. В. Пономаревой; многофакторный личностный опросник (16-PF) Р. Б. Кеттелла; беседа-опрос Г. Бейтсона; изучение типажа-стереотипа (В. Ф. Петренко, Л. Н. Иванова).
Исследовательские данные позволяют выявить одну из ведущих проблем современного образования: в настоящее время основной упор в обучении делается на овладении знаниями, т. е. внимание акцентируется на интеллектуальной составляющей личности и практически не учитываются возможности развития в образовательном процессе эмоционально-волевой сферы обучаемого, которая имеет огромное значение для интериоризации полученных знаний [6, с. 350]. Кроме того, во время профессионального обучения недостаточное внимание уделяется активным методам работы и практико-ориентированному освоению профессии.
Решение обозначенной проблемы возможно за счет включения в содержание образования, помимо познавательной деятельности, преобразовательной деятельности в виде спецпрактикумов (спецзанятий), охватывающих две базовые составляющие обучения: образование для личности и образование для профессии [6, с. 368]. В соответствии с этим
мы предлагаем введение в рамках учебного курса цикла занятий, целью которых является повышение уровня психологической культуры личности и практической подготовки студента к будущей профессиональной деятельности. Для достижения требуемого эффекта наряду с традиционными формами подачи материала (лекции, практические занятия) необходимо, на наш взгляд, использовать совершенно разнообразные методы и приемы работы: диагностические методы, дискуссию, ролевые игры, приемы контактной импровизации, психогимнастические процедуры, моделирование жизненных ситуаций. Предполагается, что обучающая программа «Пути достижения профессиональной идентичности в вузе» должна комплексно сочетать как лекционный курс занятий, так и тренинговый. Цель лекционных занятий - повышение психологической культуры личности, углубление теоретических знаний по рассматриваемой тематике. Цель тренинга - развитие профессиональной идентичности студентов через активизацию личностного потенциала, стимулирование познавательной и преобразовательной активности студентов.
Наряду с профессиональным и спецобу-чением, практико-ориентированная деятельность студентов также является важнейшим условием для развития профидентичности во время обучения в вузе. Включение в конкретную профессиональную деятельность (педагогическая практика) и ситуация реальной педагогической ответственности позволяют студентам корректировать собственный профессиональный образ, подкрепляя его соответствующими профессиональными знаниями, умениями, навыками. Кроме того, истинная профессиональная идентификация возможна при осознанной интеграции с профессиональной группой на основе единства целей и ценностей. На наш взгляд, педагогическая практика выступает двусторонним каналом, позволяющим студентам не только принимать данные ценности и нормы, но и реализовывать их в моделируемой ситуации.
Таким образом, подводя итог, мы обозначаем следующие условия, влияющие на развитие профессиональной идентичности студентов во
время обучения в вузе (на примере психологической специальности): практико-ориентиро-ванная деятельность (прохождение педагогической практики) и внедрение в учебный курс цикла занятий, непосредственно развивающих профессиональную идентичность. Ожидается,
что студент с развитой профидентичностью будет проявлять обоснованный оптимизм по поводу своих потенциальных успехов в будущем, будет уверен в своей профессиональной значимости, свободен и открыт в профессиональнокоммуникативных позициях [6, с. 374].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ермолаева Е. П. Преобразующие и идентификационные аспекты профессиогенеза // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 4. С. 80-86.
2. Маралова Т. П. Пути оптимизации процесса формирования профессиональной идентичности у будущих психологов // Вестник Череповецкого государственного университета. 2005. № 1. С. 152-157.
3. Родичкина И. И. Особенности профессиональной идентичности студентов-психологов // Вестник Череповецкого государственного университета. 2008. № 1. С. 116-123.
4. Родыгина У. С. Психологические особенности развития профессиональной идентичности студентов - будущих психологов: Дис. на сои. учен. степ. канд. психол. наук. Киров, 2007.
5. Трандина E. Е. Профессиональная идентичность как ведущий критерий профессионального развития личности // Материалы ежегодных смотров-сессий аспирантов и молодых ученых по отраслям наук: Психо-лого-педагогические науки. Вологда, 2007. С. 135-138.
6. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг. М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2004. 600 с.