Научная статья на тему 'Изучение вопроса формирования профессиональной идентичности у студентов юридических специальностей'

Изучение вопроса формирования профессиональной идентичности у студентов юридических специальностей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
683
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / PROFESSIONAL IDENTITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ДЕТЕРМИНИЗМ / DETERMINISM / ДЕТЕРМИНАНТЫ / ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ / THE DETERMINANTS OF INTERNAL AND EXTERNAL DETERMINANTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Голиченко М. С.

В данной статье рассматривается актуальная проблема современного общества формирование профессиональной идентичности у студентов юридических специальностей. Дано определение понятий «детерминизм», «детерминанты», «идентичность». Выделены внутренние и внешние детерминанты. Охарактеризованы этапы формирования профессиональной идентичности студентов юридических специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article considers a topical problem of modern society is the formation of professional identity among law students. Given the definition of "determinism", "determinants", "identity". Allocated internal and external determinants. Described the stages of the formation of professional identity of law students.

Текст научной работы на тему «Изучение вопроса формирования профессиональной идентичности у студентов юридических специальностей»

УДК 159.923 ББК 88.3

М.С. Голиченко

ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация. В данной статье рассматривается актуальная проблема современного общества - формирование профессиональной идентичности у студентов юридических специальностей. Дано определение понятий «детерминизм», «детерминанты», «идентичность». Выделены внутренние и внешние детерминанты. Охарактеризованы этапы формирования профессиональной идентичности студентов юридических специальностей.

Ключевые слова: Профессиональная идентичность, профессиональное самосознание, детерминизм, детерминанты, внутренние и внешние детерминанты.

M.S. Golichenko

STUDY OF FORMATION OF PROFESSIONAL IDENTITY AMONG LAW STUDENTS

Abstract. This article considers a topical problem of modern society is the formation of professional identity among law students. Given the definition of "determinism", "determinants", "identity". Allocated internal and external determinants. Described the stages of the formation of professional identity of law students.

Keywords: Professional identity, professional identity, determinism, the determinants of internal and external determinants.

Современному обществу нужен человек, который может изменять основу своей собственной жизнедеятельности. Формируется социальный заказ на самообразование и саморазвитие личности. Он возникает и может быть реализован только в контексте культуры. Личностная сторона образования особым образом проецируется в сферу образования, а образование способствует включению личности в область культуры. Таким образом, необходимость переосмысления образовательной парадигмы вызрела и в социальном, и в культурологических аспектах.

Процесс познания объективизированного опыта осуществляется неотделимо от личности обучающегося. Поэтому встает важный вопрос о переводе студента из объекта обучения в субъект творческого самообучения, что возможно при достижении определенного уровня профессиональной идентичности. Именно способность и готовность к самообразованию является одним из основных показателей подготовленности молодого человека к функционированию в современном быстродействующем мире.

Проблема идентичности представляет собой одну из самых актуальных и многогранных проблем в современной психологии. Одной из основных сфер социальной жизни, где человек может обозначить и реализовать себя, является профессиональная среда. Это обуславливает актуальность изучения процесса формирования профессиональной идентичности людей различных профессий. Профессиональная идентичность является наиболее востребованным видом социальной идентичности в современных условиях.

Профессиональная идентичность как компонент индивидуального самосознания рассматривается как результат процесса профессиональной самоидентификации, то есть самоотождествления с другими представителями профессиональной среды (реальной или идеальной) на основе устоявшихся эмоциональных связей, обеспечивающих стабилизацию профессиональной деятельности и профессионального развития. Профессиональная самоидентификация представляет собой механизм «врастания» в профессию, результатом которого является формирование профессиональной идентичности - одной из составляющих «Я-образа» взрослого человека.

Понятие социальной идентичности описывает то, как другие люди определяют человека на основе широких социальных категорий или признаков, таких как возраст, профессия или этническая принадлежность. Это те компоненты «Я» человека, которые переживаются им на уровне осознания принадлежности к какой-либо группе.

На сегодняшний день недостаточно изученным является профессиональное сообщество как социально-психологический фактор, влияющий на формирование профессиональной идентичности. Учитывая, что пик становления профессиональной идентичности приходится на период обучения в вузе, большое значение приобретает изучение вопроса формирования профессиональной идентичности студентов юридических специальностей через включение в профессиональное сообщество на этапе их вузовской подготовки.

Укрепление российской государственности, коренные изменения правосознания граждан, реформирование судебной системы предполагают совершенствование форм и методов деятельности адвокатов, предъявляя высокие требования к их профессиональной подготовке, деловым и личностным качествам, речевому мастерству, психолого-педагогической и этической культуре.

Проблема социальной идентичности является объектом исследования многих отраслей научного знания. Методологические основания социологии не отрицают, а интегрируют в себе наиболее значимые и продуктивные подходы. Это, прежде всего, фундаментальные классические работы М. Вебера, Э. Гидденса, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, О. Р. Мертона, Т. Парсонса, П. Сорокина.

Работы Т. Мак-Портленда, С. Холла, Ю. Хабермаса, Н. Даудрих, Т. Козловой, М. Заковоротной, И. Кона, О. Малиновой и других представляют интерес для определения методологического подхода к исследованию идентичности личности на современном этапе развития социологии.

Особенности формирования социальной идентичности в современных социокультурных условиях рассмотрены в трудах зарубежных и российских ученых 3. Баумана, У. Бека, А. Гидденса, О. Тоффлера, Д. Келлнера, Ж. Аттали, подходивших к проблематике идентичности в дискурсе модернизма и постмодернизма. Специфика культурного пространства России уточняется в публикациях известного польского ученого П. Штомпки, а также в трудах известных отечественных ученых Б. Грушина, А. Малинкина, В. Шаповалова, А. Захарова, М. Брыкина, О.Д. Вызова, А. Закамулина, А. Приепы и др.

Понятие идентичности - ключевое понятие ряда междисциплинарных концепций, имеющих в качестве предмета изучения анализ взаимоотношений «личность - группа - общество». В междисциплинарном понимании идентичности обнаруживается сходство и осознание этого феномена как единство форм рациональности, нравственности и культурности. Дисциплинарное размежевание происходит по линии различий в объяснении идентичности как социального процесса, посредством которого происходит формирование и развитие целостной личности, обеспечивается ее интеграция с социальным окружением [1, 21].

Особенности становления идентичности личности в трансформирующемся, кризисном социуме показаны в работах отечественных ученых В. Ядова, Е. Даниловой, С. Климовой, П. Козыревой, О. Дудченко, А. Мытиль, Г. Дилигенского, Ю. Левады, В. Миранович, А. Шадже и других. С точки зрения социокультурных изменений в современном обществе социальная идентичность рассмотрена в исследованиях Л. Ионина, А. Флиера, А. Дугина, Е. Семененко, Е. Устюговой, 3. Млинар, Н. Рыбалкиной, А. Шарова, А. Глухих, В. Мартыновой, Т. Савицкой, В. Лыковой и других.

Исходным фактом процесса формирования профессиональной идентичности выступает профессиональное самосознание, которое является составным компонентом целостного самосознания личности.

П.А. Шавир отмечает, что в наиболее обобщенном виде профессиональное самосознание проявляется в юности в осознании себя как субъекта будущей профессиональной деятельности [3,76].

По мнению Л.Б. Шнейдер, профессиональное самосознание студентов включает в себя следующие компоненты: знание о степени своего соответствия профессиональным эталонам; знание о степени своего признания в профессиональной группе; представление о себе и своей работе в будущем; соотнесенность профессиональной деятельности и образа «Я».

Главным видом деятельности студентов юридических специальностей является учебно-профессиональная деятельность. Поэтому профессиональное самосознание студента - осознание самого себя как студента учебно-профессиональной и будущей профессионально-производственной деятельности.

Интегральными компонентами профессионального самосознания студентов являются такие сложные личностные образования, как «Я-образ», «Я-концепция». В структуру образа «Я» студентов входят не только знание своего внешнего облика, знание о своих различных качествах, способностях, интересах, склонностях, возможностях, характере, но и представление о тех свойствах личности, которые являются профессионально важными. В основе «Я-образа» у студентов юридических специальностей складывается «Я-концепция» - относительно устойчивая, в большей или меньшей мере осознанная система представлений о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. «Я - концепция» позволяет студенту выстроить стратегию своей профессиональной подготовки и будущего профессионального роста. Для того чтобы у студентов выработался позитивный образ избранной профессии, необходимо показать значение профессии в настоящее время, требования профессии к человеку и перспективы развития данной специальности.

Результаты теоретического анализа позволяют нам выделить три основных этапа формирования у студентов профессиональной идентичности.

Первый этап - это период осмысления профессиональной идентичности, когда на основе вхождения в новую социальную и профессиональную среду внешняя студенческая идентичность переходит во внутренне принятую, осознанную, эмоционально окрашенную характеристику. Это нестабильный этап, связанный с адаптацией к новой социальной роли студента. Суть его заключается в становлении студенческой идентификации («Я - студент») и предвосхищении будущей профессиональной идентичности. Этот этап можно назвать адаптационным.

Второй этап - это период, когда на основе осознания требований новой социально-профессиональной роли и собственных способностей и возможностей происходит осознание достижений, которые сделаны благодаря собственным усилиям. В этот период конструктивные схемы саморазвития находятся в достаточно стабильном состоянии, поскольку студент начинает получать удовлетворение от восприятия себя как субъекта будущей профессиональной деятельности («Я - будущий специалист»). Этот этап можно назвать стабилизационным.

Третий этап - период, когда на основе осознания спектра ролей, усвоенных в ходе профессионализации, происходит формирование новых целей и перспектив. Это второй нестабильный период, суть которого заключается в переосмыслении и уточнении различных вариантов профессионально-творческого саморазвития, трудоустройства и построения профессиональной карьеры («Я - и моя профессия и карьера»). Этот период условно можно назвать уточняющим.

Таким образом, этапы формирования у студентов профессиональной идентичности не существуют изолированно, они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому процесс формирования у студентов профессиональной идентичности является противоречивым. Возникновение противоречий и осознание их активизирует у студентов стремление к достижению социально-профессиональной идентичности, то есть противоречия выступают в качестве диалектических движущих сил саморазвития студентов.

В психологии детерминизм (от лат. determinaze - определять) понимается как закономерная и необходимая зависимость психологических явлений от порождающих их факторов. Детерминизм включает причинность как совокупность обстоятельств, предшествующих во времени следствию и вызывающих его. Исходя из этого можно сделать вывод: детерминанты - конкретные обстоятельства, которые порождают явление, обуславливают его. Детерминанты делятся на внешние и внутренние. Внешние в свою очередь делятся на две большие группы: учебный процесс и вне-учебная деятельность. Они играют приоритетную роль на первых этапах формирования профессиональной идентичности студента. Основой же дальнейшего развития профессиональной идентичности становятся внутренние условия и детерминанты.

Внутренними детерминантами являются:

• опыт: знания, умения, навыки, привычки, стиль деятельности;

• биопсихологические и индивидуально-типологические свойства личности: половые, возрастные особенности, свойства темперамента, характера, способностей;

• особенности направленности: интересы, мотивы, идеалы, мировоззрение, убеждения;

• особенности психических процессов и свойств: ощущений, памяти, воображения, эмоций и чувств.

С учетом этих положений мы выделили компоненты, этапы процесса формирования у студентов профессиональной идентичности, охарактеризовали внешние и внутренние детерминанты.

В основе любого профессионального становления лежат процессы идентификации. Формирование профессиональной идентичности студентов юридических специальностей происходит в процессе профессионализации. Понятия «профессиональная идентификация» и «профессионализация» - это тесно связанные друг с другом процессы. Качественный скачок в профессиональном развитии человека происходит в ходе профессионального обучения. Профессиональное обучение является основой формирования профессиональной идентичности студентов-юристов. Именно в студенческом возрасте начинают формироваться основные идентификационные характеристики, выражающие принадлежность человека к определенной профессии.

Профессиональная юридическая деятельность - это объективированная в официальных актах, опосредованная правом, производственно-трудовая, интеллектуально-волевая, властная, управленческая деятельность юристов-профессионалов, осуществляемая, как правило, в определенных процедурно-процессуальных формах с помощью специальных юридических операций (действий), способов и средств и направленная на удовлетворение публичных и частных интересов и потребностей.

Особенности профессионального правосознания адвокатов выражаются не только в знании ими норм и категорий права, но и в использовании моральных принципов в решении профессиональных задач, что позволяет сформировать особое профессиональное отношение к праву и к практике его реализации, а также к своему поведению в этом процессе.

Социально-технологический механизм управления развитием интеллектуального потенциала и профессиональной идентичности студентов юридических специальностей представляет собой упорядоченную систему целенаправленных управленческих действий непосредственно связанных между собой социальных субъектов и объектов, формируемых на основе внешних управленческих воздействий (функциональное управление) и внутренних личностных управленческих воздействий (самоуправление). Главная функция этого механизма - обеспечить формирование и максимально эффективное воздействие на студентов-юристов интеллектуальной развивающей среды.

Влияние включенности студентов-юристов, ориентированных на адвокатскую деятельность, в профессиональное сообщество на становление их профессиональной идентичности конкретизируется в следующих направлениях: формирование осведомленности студентов в области профессиональной юридической культуры и этики, формирование уровня общения студентов-юристов с представителями профессионального сообщества, формирование уровня действенного включения студентов-юристов в профессиональное сообщество.

Профессионально значимыми для студента качествами, составляющими основу его профес-сиограммы, являются: а) коммуникативная компетентность, проявляющаяся в способности, устанавливать социально-психологический контакт с участвующими в деле лицами; в умении разрешать конфликтные ситуации, возникающие в процессе осуществления функций защиты (представительства) по делу, в свободном владении вербальными и невербальными приемами и способами профессионального общения; б) эмоциональная устойчивость и высокий уровень волевой регуляции, проявляющиеся в резистентности к использованию тактических хитростей процессуальными противниками, а также в толерантности к возможным угрозам, агрессивным действиям со стороны участвующих в деле лиц и к негативному влиянию внешних помех (шума, присутствия посторонних лиц); в) высокий уровень развития интеллекта, проявляющийся в особых свойствах мышления - логичности как способности устанавливать причинно-следственные связи, эвристичности как самостоятельности и оригинальности в нахождении способов и приемов получения необходимой информации, рефлексивности как умения предугадывать вероятные действия процессуальных противников.

В дальнейшем нами планируется изучение формирования профессионально важных качеств, профессиональной идентичности у студентов юридических специальностей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Батырев, Д.Н. Идентичность как социальный конструкт/ Д.Н. Батырев. - Элиста: Изд-во Калмыц. ун-та,

2007. - 31 с.

2. Российская идентичность в условиях трансформации: опыт социологического анализа / Отв. ред. М.К.

Горшков, Н.Е.Тихонова. - М.: Наука, 2005. - 396 с.

3. Шавир, П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / П.А. Шавир. - М.: Пе-

дагогика, 1981. - 256 с.

4. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность / Л.Б. Шнейдер. - М.: МОСУ, 2000. - 256 с.

5. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: Автореф. дис.докт. психол. наук /Л.Б. Шнейдер. - М., 2001.

6. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг / Л.Б. Шнейдер. - М.: МПСИ, 2005. - 600 с.

7. Шнейдер, Л.Б. Экспериментальное изучение профессиональной идентичности / Л.Б. Шнейдер. - М., 2000 - 128 с.

УДК 159.923.2 ББК 88.8

И.Н. Горделюк

ПРАВОВЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГРУППОВЫХ НАРУШЕНИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

Аннотация. В данной статье освещаются правовые и психологические проблемы групповых нарушений общественного порядка, делается анализ психологической природы этих преступлений. Особое внимание уделено раскрытию субъективных основ нарушений и психологическим аспектам группового хулиганства.

Ключевые слова: групповые нарушения общественного порядка, общественная безопасность, объект хулиганства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.