РАЗДЕЛ VIII ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
УДК 378
К. Н. Босикова
УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Сфера образования провозглашена сегодня приоритетной в государственной политике обновления страны. В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» в качестве приоритетных задач указаны следующие [2]:
- преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;
- утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики;
- создание основы устойчивого социально-экономического и духовного развития России.
Процессы глобализации и информатизации общества порождают новые проблемы и ставят новые задачи перед современной системой образования.
Характерной чертой развития сферы образования являются интенсивно развивающиеся процессы информатизации во всех сферах человеческой деятельности. Они привели к формированию новой информационной инфраструктуры, которая связана с новым типом общественных отношений (информационные отношения), с новой реальностью (виртуальной реальностью), с новыми информационными технологиями различных видов деятельности.
В современных условиях усиливается уровень интеллектуализации общества посредством использования перспективных образовательных технологий. В настоящее время катализатором научно-технического и общественного прогресса являются информационные и коммуникационные технологии в образовании. Использование новых технологий обучения в сфере образования и науки требует принципиально новых форм и механизмов взаимодействия педагогической теории и практики.
Информационное взаимодействие с окружающей средой становится для человека одним из важнейших факторов становления и развития его как
личности, обеспечения условий его успешной деятельности, так как позволяет получать информацию об окружающей природе, накопленных от поко -ления к поколению знаниях, активно пользоваться в своей многогранной деятельности актуальной и оперативной информацией. Основной целью информатизации общества является наиболее полное удовлетворение его информационных потребностей во всех сферах деятельности, результатами которого должны стать улучшение жизни населения, повышение эффективности общественного производства, социальная стабильность в обществе, развитие науки, образования и культуры [1].
Активность личности составляет одну из важнейших проблем педагогики и психологии, философии и социологии, этики и эстетики, так как каждый человек - не только объект воспитательного воздействия, но и соучастник всего процесса воспитания. Вот почему важно принимать во внимание воздействие студенческой среды на ценностные ориентации будущего специалиста, на стиль отношений, на мировоззрение, вкусы, интересы и склонности [4, с. 19].
Система высшего образования призвана помочь человеку состояться как активной личности. Студенты высших учебных заведений готовятся к самостоятельному вхождению в жизнь современного общества. Их будущее зависит от уровня развития личности, в котором активность занимает не последнее место. Активность является всеобъемлющей характеристикой личности, без которой немыслимо ее существование как субъекта, а также как члена общества [3 ].
Сегодня творческий потенциал человека формируют личные способности, информатика, инноватика, программно-целевые методы, высокие инновационные технологии. Не удивительно, что набору персонала в организациях придается важнейшее значение. При этом все проводимые меры преследуют цель получения максимального творческого эффекта от деятельности организации, в том числе путем привлечения талантливых людей. Фирмы стремятся привлечь не просто молодых, но и способных, «готовых» специалистов, уже проявивших себя. Для этого определяются исходный научно-технический и образовательный уровень претендента, его творческие возможности, анализируется предыдущая деятельность. Оценивается также склонность к самообразованию, умение работать в команде. Кроме того, учитываются черты характера, наклонности и т. д.
В истории философии понятие «свобода» раскрывается через понятие «активность». Активная позиция человека в процессе саморазвития исследована в философских трудах Сократа, Д. Локка, И. Канта, Ф. Гегеля, Л. Фейербаха и других. Идея свободы в воспитании глубоко рассмотрена в философии Н. А. Бердяева. В его понимании свобода это «определение человека не извне, а изнутри, из духа». Проблема самостоятельности и свободы в марксистской философии рассматривается также в тесной связи
с активностью личности, с ее мировоззрением и вопросами самосознания. Так, положительно выраженная активность характеризуется с четырех сторон:
а) активность личности связана с постановкой ею таких целей, которые утверждают личность в ее свободе и связаны со степенью практического использования возможностей;
б) активность связывается с расширением взаимодействия личности с социальной средой, в процессе включения в сложную систему коллективов и лиц формируются отношения личности, расширяются связи, что вызывает появление новых потребностей и рост активности;
в) активность выступает и как свойство личности, которое выражается во внутренней ее свободе и обозначает превращение деятельности из внешней необходимости во внутреннюю свободу субъекта, в его самодеятельность, в потребность к самовыражению;
г) активность может иметь не только актуальное, но и потенциальное состояние, т. е. выступать как внутреннее состояние личности, как потенциальная мера ее свободы [5, с. 40].
Соглашаясь с Л. Н. Павловой [3] можно сделать вывод, что активность как качество личности не существует сама по себе. Она развивается под воздействием социальных условий и не может проявиться вне опыта человека, особенностей усваиваемых им знаний, навыков, привычек. Активность личности зависит от ее задатков, направленности, моральных качеств. Возможность развития собственной активности в процессе деятельности имеет для каждого молодого человека собственный самоутверждающий смысл.
Учебная активность (проявляемая в учебном процессе) указывает на интенсивность учебной работы, на активное или пассивное отношение субъекта к учебным занятиям, проявление инициативы. Ее показатели: объем выполняемой субъектом учебной самостоятельной работы, частота проявления инициативности (редко, ситуативно, всегда), степень регуляции (саморегуляция, под руководством преподавателя всегда или ситуативно).
Учебная активность играет решающую роль в становлении профессиональной направленности студентов, способствует устойчивости профессиональной мотивации и смысловой осознанности приобретаемых знаний и нормативных профессиональных действий, развивает позитивные субъектные отношения к будущей специальности, формирует целенаправленность личности и стремление к самосовершенствованию в профессиональной подготовке.
Учебная активность побуждает к устойчивому мотивационному состоянию, формированию целевой мотивации, стимулирующей активность и способствующей формированию личностного смысла обучения. Уровень активности проявляется в виде целеустремленности, ответственности, исполнительности, а главное - в виде творческой деятельности. Личностная
направленность создает благоприятную психологическую среду для формирования внутреннего стимула в учебной деятельности и развития личностных качеств, обеспечивает внутреннюю готовность к деятельности. В результате складывается поведение, основной характеристикой которого является осознанная устремленность на объект изучения и познавательный процесс, ориентация на цель обучения профессиональной деятельности.
Самый существенный фактор, с которым надо считаться при использовании новейших информационных и телекоммуникационных технологий в системе образования и воспитания, это человек. Так как основой функционирования и развития общества выступает человек, то фундаментальным принципом образования является положение, согласно которому необходимо создать условия для развития индивидом своего потенциала.
Использование информационных технологий в обучении иностранным языкам можно классифицировать по четырем основным направлениям:
- как средство для объяснения и уяснения нового материала;
- как инструмент для обогащения учебного процесса;
- как среда для поиска информации;
- как среда для организации общения.
Применению компьютеров для обучения иностранным языкам уделяется в последние годы большое внимание. Технологические достижения, такие как средства мультимедиа, гипертекст, гипермедиа, телекоммуникационные технологии, позволяют использовать компьютер для работы над всеми видами речевой деятельности - над развитием навыков чтения, письма, аудирования, говорения, для реального общения с носителями изучаемого языка в письменной и устной формах.
Проведение экспериментальной работы основывалось на полученных в процессе теоретических исследований результатах, на базе которых были построены и внедрены пути, условия и способы повышения учебной активности студентов вуза средствами новых информационных технологий на занятиях по иностранному языку. Целью экспериментальной работы являлось определение рациональных условий использования новых информационных технологий для повышения учебной активности студентов.
В экспериментальной работе использовались следующие методы исследования: тестирование, анкетирование, беседа, анализ результатов решения практических задач и выполнения письменных работ по английскому языку, наблюдение за работой студентов на занятиях. Эксперимент проводился в Горно-геологическом институте Якутского государственного университета им. М. К. Аммосова по специальностям 150402 - Горные машины и оборудование и 280102 - Безопасность технологических процессов и производств в горной промышленности. Всего разными видами эксперименталь-
ного исследования было охвачено более 500 человек. В итоговом исследовании экспериментальная группа составила 105 человек, контрольная -38 человек.
В пакете программ Microsoft Office имеется достаточно простое в использовании приложение Power Point. Используя возможности слайдовой демонстрации, студенты могут наглядно и доходчиво объяснять страноведческий материал по стране изучаемого языка для первых курсов и по Республике Саха (Якутия) для вторых курсов.
Система настройки показа слайдов позволяет варьировать их смену в зависимости от требований демонстрируемого материала в автоматическом режиме (статическая мультипликация) или по нажатии кнопки смены.
На первом этапе до изучения студентами курса английского языка в экспериментальной и контрольной группах был проведен исходный срез, ко -торый показал уровень первичных языковых знаний, а также уровень и характер мотивации к изучению английского языка.
На втором этапе в течение семестра проводились практические занятия в компьютерном классе, где студенты разрабатывали презентации по страноведению при помощи приложения Power Point. Студенты первых курсов работали над темой по стране изучаемого языка, студенты вторых курсов работали над национально-региональным компонентом по теме «Респуб -лика Саха (Якутия)». В течение семестра проводилось наблюдение за работой студентов на практических занятиях курса английского языка, систематически проводились срезы знаний; анализировались творческие работы студентов по языку; диагностировалось самочувствие, активность, настроение, отношение студентов к занятиям; анализировались высказывания студентов с целью выявления изменений в мотивации к изучению языка, а также для определения уровня интереса к саморазвитию и самопознанию.
На третьем этапе в конце последующего семестра проводилось анкетирование и диагностика эффективности повышения учебной активности студентов экспериментальной и контрольной групп. В этом семестре процесс обучения в экспериментальной группе снова был построен традиционным способом, как и в контрольной, и использование новых информационных технологий переносилось на самостоятельную работу студентов обеих групп. Целью экспериментальной работы на данном этапе являлось сравнение эффективности самостоятельной работы студентов, обучавшихся ранее по алгоритму индивидуализированного обучения и студентов, обучавшихся традиционным путем.
В этом и заключается актуальность исследования учебной активности, которая по сути является тем внутренним условием учебной деятельности студентов, через которое преломляются все внешние обучающие воздействия. От сформированности учебной активности зависит качество получаемого образования и формирование личности будущего специалиста.
Таким образом, информатизация образования - это необходимое условие успешного развития экономики, науки и культуры и важнейший этап развития общества и государства в целом.
Библиографический список
1. Жожиков, А. В. Региональные аспекты формирования информационной культурно-образовательной среды в сети Интернет: монография / А. В. Жожиков. -Якутск: Изд-во Якут. ун-та, 2004. - 280 с.
2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Учительская газета. - 2000. - № 43.
3. Павлова, Л. Н. Содержание и организация самообразовательной деятельности по формированию субъектной активности студентов: монография / Л. Н. Павлова, В. В. Игнатова. - Красноярск: СибГТУ, 2002. - 156 с.
4. Потапова, А. А. Некоторые подходы к воспитанию молодежи в условиях вуза / А. А. Потапова // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - № 6. -С. 18-20.
5. Ростовецкая, Л. А. Самостоятельность личности в познании и общении / Л. А. Ростовецкая. - Ростов н/Д: Рост. пед. ин-т, 1975. - 274 с.
6. Кошлев, С. С.Технология развития субъектности педагога в профессиональном образовании / С. С. Кошлев // Сибирский педагогический журнал. -2006.
- № 3. - с. 193 - 200.
7. Иванова, Л.А. Медиа-образование как педагогический феномен / Л.А. Иванова // Сибирский педагогический журнал. -2005. - № 1. - С. 70-79.