Следует отметить целый ряд характеристик, присущих только компьютерным учебным материалам: интерактивность, использование комплекса средств для предоставления информации, адаптивность, нелинейность представления информации, индивидуальность дизайна, необходимость специальной подготовки пользователя для работы с программой.
Обобщая сказанное, можно отметить, что внедрение информационных и коммуникационных технологий приводит не только к возрастанию эффективности обучения, но, что также важно, повышает интерес студентов к самопознанию, мотивацию освоения иностранного языка, и способствует повышению и сформированности навыков самостоятельной работы студентов.
Л и т е р а т у р а
1. Ростовецкая Л.А. Самостоятельность личности в познании и общении. - Ростов-на-Дону: Рост. пед. ин-т, 1975. - 274 с.
2. Фромм Э. Иметь или быть? - М.: Прогресс, 1986. - 238 с.
3. Кремянский В.И. К анализу понятия активности материальных систем // Вопросы философии. - 1969. - № 10. - С. 54-63.
4. Бернштейн П.А. Очерки физиологии движений и физиологии активности. - М.: Медицина, 1966. - 349 с.
5. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. - 1982. - № 4. - С. 18-35.
6. Жожиков А.В. Региональные аспекты формирования информационной культурно-образовательной среды в сети Интернет. - Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2004. - 280 с.
K.N. Bosikova
Increasing of study activity of students in the process of learning a foreign language by means of information and communication technology
The article deals with information and communication technologies as methods of increasing of study activity of students in the process of learning English language. Implementation of information and communication technologies in study process leads to improvement of academic effectiveness, increase of students interest in self-knowledge, their motivation and comfort in the study process. It also helps to build-up students self-work.
Key-words: globalization, informatics, information and communication technologies, study activity, Internet, on-line interview, individualization, information culture, self-education.
-------- ФФФ -----------------
УДК 378.02:372.8(571.56)
Н.Е. Гоголев, А.А. Сергин
методика оценки физического развития гимнастов на основе влияния якутских традиционных средств физического воспитания
Изложены обоснования якутских традиционных средств физического воспитания и их влияние на функциональное состояние студентов-гимнастов. Основное внимание уделяется методике, способствующей оценке физического развития, также отражены результаты исследования.
Ключевые слова: спортивная гимнастика, якутские традиционные средства физического воспитания, студенты-гимнасты, методика, прогноз исследовательских результатов.
Введение развития гимнастов. На первый план выступает специ-
альная физическая подготовка, которая направлена на
В настоящее время в ряду актуальных проблем в реализацию индивидуальных возможностей гимнастов, системе спортивной гимнастики важное место уделя- максимальную степень их физического развития. Совре-ется повышенным требованиям к уровню физического менный учебно-тренировочный процесс отличается не ---------------------------- только большими интеллектуальными нагрузками, но и
ГОГОлЕВ Николай Ефимович - ст. преподаватель ИФКиС ЯГУ.
высокими требованиями к физическому здоровью гимнастов, способствующему эффективному освоению ими Е-таД: этет^!5рш1а@тш1.ги профессиональных знаний и навыков с последующей их
СЕРГИН Афанасий Афанасьевич - к.п.н., доцент ИФКиС реализацией в трудовой деятельности.
ЯГУ. Систему физического воспитания Республики Саха
Е-тш1: этет^р^^^Д.т (Якутия) отличает от других регионов ярко выраженное
этническое своеобразие. Совершенствование физического развития, воспитание и образование будущих поколений в Якутии связывается с возрождением национальной культуры, традиций и сохранением самобытности. В научных работах и учебно-методической литературе [1, 2,
3, 4, 5, 6, 7 и др.] с середины 1990-х гг. прочно закрепилась концепция о существовании у народа саха эмпирически сложившейся системы подготовки физически совершенных людей, становившихся общественными лидерами и защитниками интересов своих соотечественников. Это можно успешно решить через циклы якутских традиционных средств физического воспитания.
Якутские традиционные средства физического воспитания подразделяются на: 1. Физические упражнения; 2. Индивидуальные игры; 3. Игры-единоборства; 4. Якутские национальные прыжки; 5. Перетягивание палки;
6. Прыжки через нарты [8].
К экспериментальной части наших исследований в 2006-2008 гг. привлечены 40 студентов института физической культуры и спорта Якутского государственного университета, занимающихся в секции гимнастики. Возраст сутдентов 17-20 лет. В контрольную и экспериментальную группы были отобраны по 20 студентов 1-3 курсов.
Методика исследования
Величину ЖИ вычисляли по отношению емкости легких к массе тела:
ЖИ = ^ (4)
Р
где G - жизненная емкость легких (ЖЕЛ), (мл); Р - масса тела, в кг. Индекс средней величины жизненного показателя составляет 65-70 мл/кг.
К одним из важнейших показателей телосложения гимнастов относится их крепость, которая определяется по формуле:
ИП = Ь - (Р + Т) , (5)
где Р - масса тела, в кг; L - рост тела стоя, в см; Т -
окружность грудной клетки при выдохе, в см. При этом
индекс, равный 10, говорит о крепком телосложении, 11-15 - хорошем, 16-20 - среднем, 21-25 - слабом, 26 и выше - об очень слабом телосложении.
В контрольной группе учебно-тренировочные занятия проводились, согласно учебной программе кафедры теоретических основ физического воспитания и гимнастики, утвержденной научно-методическим советом якутского государственного университета. В экспериментальной группе учебно-тренировочные занятия проводились по разработанной нами программе специальной физической подготовки гимнастов на основе якутских традиционных средств физического воспитания.
В процессе нашей работы мы оценивали следущие параметры гимнастов: весоростовой индекс массы тела (ИМТ), коэффициент пропорциональности (КП), оценку мышечной силы рук (кисти) в зависимости от массы тела, жизненный индекс (ЖИ) и индекс Пинье (ИП) -крепость телосложения [14, 15, 16, 17, 18, 19].
Оценку ИМТ проводили по формуле Кетле:
ИМТ =
Р*1000 Ь
(1)
где Р - масса тела, в кг; L - рост стоя в см. Индекс, равный 390-400 граммов на сантиметр роста, оценивается лучшим показателем.
КП оценивали поформуле:
КП = *100% >
Б
(2)
С
Силарук = ■ -*100%
(3)
Результаты исследования
Результаты наших исследований приведены в табл. Оценки уровня физического развития студентов-гимнастов
где L - рост стоя, в см; Б - рост сидя, в см. Величина показателей позволяет судить об устойчивости гимнаста - индекс меньше 87% - устойчивый.
Оценку мышечной силы рук проводили по формуле:
где С - сила кисти, в кг; Р - масса тела, в кг. Индекс динамометрии руки в среднем составляет 65-80% массы тела.
Показатели индексов До эксперимента (Х±8) Показа- тель После эксперимента (Х±8) Показа- тель
Экспериментальная группа п=20
ИМТ 383,1±15,1 Средний 391,2±16,2 Лучший
КП 69,8±2,5 Устойчи- вый 66,1±2,3 Устойчи- вый
Сила руки (кисти) Пр. 63,4±3,8 Низкий 67,6±4,0 Средний
Лев. 60,3±4,0 Низкий 65,5±3,5 Средний
ЖИ 69,0±4,5 Средний 73,9±4,6 Лучший
ИП 18,1±5,4 Средний 15,4±5,3 Хороший
Контрольная группа п=20
ИМТ 381,2±24,0 Средний 376,3±25,9 Средний
КП 68,5±3,9 Устойчи- вый 69,2±3,9 Устойчи- вый
Сила руки (кисти) Пр. 54,4±6,2 Слабый 57,8±7,3 Слабый
Лев. 51,4±6,3 Слабый 54,5±5,9 Слабый
ЖИ 67,5±5,5 Средний 70,3±6,6 Средний
ИП 24,2±6,5 Слабый 25,1±6,4 Слабый
Как видно из материалов этой табл., в экспериментальной группе пять из шести показателей оказались выше, чем в контрольной. Наиболее высокие показатели имеются у экспериментальной группы по: ИМТ - оценка - лучший, КП - устойчивый, СР - правая - оценка средняя, ЖИ - лучший, ИП - хороший. Эти данные показывают значительное улучшение большинства индексов, что позволяет делать вывод: применение разработанных методов физической подготовки на основе якутских традиционных средств физического воспитания способствуют развитию физических данных гимнастов.
Для разработки новых задач по учебно-тренировочным занятиям нами использованы существующие методы [9]. На их основе мы пришли к выводу, что физическая подготовка гимнастов на основе применения якутских традиционных средств физического воспитания достаточно высока.
Повышение физического развития гимнастов чрезвычайно важно и требует активизации физического совершенствования, нахождения новых эффективных средств и методов, новых форм проведения учебно-тренировачных занятий [9, 10, 11, 12, 13, 14, 15]. Кроме того, важным в воспитании гимнастов является личная заинтересованность в физическом совершенствовании, в формировании устойчивой мотивации к занятиям.
Л и т е р а т у р а
1. Кочнев В.П. Национальные виды спорта Республики Саха (Якутия). - Якутск: Якутполиграфиздат, 1992. - 96 с.
2. Ксенофонтов Г.В. Ураанхай сахалар: очерки по древней истории якутов. Т. 1. - 1-я книга. - Якутск: Нац. изд-во РС (Я), 1992. - 416 с.
3. Григорьева А.А. Методологические и теоретические проблемы этнопедагогики якутов. - М.: Изд-во МГОПУ, 1993.
- 146 с.
4. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб. для студентов сред, и высш. пед.учеб.заведений. - М.: Академия, 1999. - 167 с.
5. Шамаев Н.К. Основы методики урочной системы физического воспитания в школах Севера. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 1999. - 23 с.
6. Неустроев Н.Д. Этнопедагогика народов Севера: учеб. пособие по спецкурсу для подготовки учителей школ коренных народов Севера. - Якутск: ИПКРО, 1999. - 140 с.
7. Шамаев Н.К. Нравственное развитие школьников в процессе традиционного физического воспитания / Под ред. проф. Д.А.Данилова. - М.: Академия, 2000. - 208 с.
8. Шамаев Н.К. Семейное физическое воспитание на основе национальных традиций. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 2003. - 44 с.
9. Гавердовский Ю.К. Техника гимнастических упражнений: популярное учеб. пособие. - М.: Тераспорт, 2002. - 507 с.
10. Герасимова Г.Н., Павлычева Л.А. Возрастные изменения опорно-двигательного аппарата и их связь с развитием двигательных качеств. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 25 с.
11. Менхин Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика: уч. пособие для вузов ФК. - М.: Спорт Академ пресс, 2003. - 322 с.
12. Виленский М.Я. Здоровый образ жизни учащейся молодежи как условие культурной жизнедеятельности // Физическая культура - основа здорового образа. - М.: РГУФК, 1995.
- С. 3-4.
13. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Информационная культура специалиста как фактор внедрения новых технологий в практику физической культуры и спорта // Теория и практика физ. культуры. - 2001. - № 12. - С. 18-19.
14. Апанасенко Г.Л. О возможности качественной оценки здоровья человека // Гигиена и санитария. - 1985. - № 6. - С. 55-58.
15. Карпман В.Л. и др. Тестирование в спортивной медицине. - М.: ФиС, 1988. - С. 20-129.
N.E. Gogolev, A.A. Sergin
Methods of evaluating physical development of gymnasts based on influence of Yakut traditional means of physical training
In the article Yakut traditional means of physical training and its influence on fitness of student-gymnasts are stated. The main attention is drawn to methods permitting to evaluate physical development. The results of research are also presented.
Key-words: artistic gymnastics, Yakut traditional means of physical training, student-gymnasts, methods, research result forecast.
----------------------------------