УДК 74.580.215 С.И. Жожикова
формирование информационной культуры и саморазвития личности при использовании глобальной сети интернет
На основе полученных данных анкетирования школьников г. Якутска и Нюрбинского улуса установлено положительное влияние глобальной сети Интернет на процессы саморазвития, расширение кругозора, восприятие глобального мира, расширение круга общения и возможности самореализации. В то же время чрезмерное увлечение приводит к снижению успеваемости, интеллектуальных способностей, развитию процессов виртуальной реальности и т.п. На основании учета данных анкетирования разработана модель формирования информационной культуры и саморазвития личности при использовании Интернет. При создании этой модели учтены электронные образовательные ресурсы, разработанные нами в республиканском сегменте сети Интернет.
Ключевые слова: образование, саморазвитие, информационная среда, информатизация, Интернет, глобализация, информационные ресурсы, информационная культура, информационная среда.
Новые реалии современного мира, вызванные процессами информатизации и глобализации современной цивилизации, ставят новые задачи и порождают новые противоречия в функционировании и развитии системы образования, науки и культуры.
Стратегическим направлением процесса глобальной информатизации общества, результатом которого должно стать существенное повышение доступности информационных ресурсов (ИР) общества, является перевод их на электронные носители. Именно это должно обеспечить возможности доступа удаленных пользователей к необходимым им ресурсам в сетевом режиме, осуществлять компьютерный анализ и обработку разнообразной информации при помощи новых информационных технологий, а также гарантировать вхождение России в современное международное информационное пространство [1].
Прогресс в области обработки и использования информации привел к потребности в осмыслении новой, информационной культуры, не только как привычного умения человека использовать весь набор информационных технологий в своей повседневной работе и в быту, но и как особый стиль мышления, ориентированный на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно значимых областях человеческой деятельности [2].
Современному обществу необходим специалист новой формации, обладающий коммуникативными данными, способный к активному творческому овладению новыми знаниями, новыми информационными и компьютерными технологиями, к обоснованному использо-
ЖОЖИКОВА Светлана Ивановна - ведущий инжененр-программист web-лаборатории Центра новых информационных технологий ЯГУ E-mail: [email protected]
ванию их в своей профессиональной деятельности, умеющий быстро и адекватно реагировать на меняющуюся ситуацию и прогнозировать развитие событий [3].
В связи с интенсивным развитием информационных и коммуникационных технологий и, в частности, телевидения и глобальной сети Интернет, существенно возросла роль доступности, наглядности и содержательности ИР. Телевидение и Интернет стали одними из важнейших источников информации, которые оказывают существенное влияние на процессы становления личности, формирование информационной культуры и саморазвития.
При этом необходимо учитывать, что существующие информационные источники не всегда поставляют достоверную информацию и огромная её часть носит чисто развлекательный, коммерческий и нередко политизированный характер.
Огромное количество хаотически расположенной и малосодержательной информации в сети Интернет трудно использовать для образовательных и воспитательных целей. Все это приводит к нравственному упадку и духовной нищете членов нашего общества. Утрата веры в идеалы, которых придерживались люди старших поколений, приводит к дефициту духовности и чувства национального самосознания.
Поэтому необходимым и актуальным становится приобщение подрастающего поколения к сокровищницам мировой национальной культуры, к пониманию ее ценностей, нравственных норм и т.д. Колоссальную роль в использовании ее программно-технических и коммуникационных возможностей может оказать глобальная сеть Интернет.
Стремительный рост коммуникаций привел к соответствующему росту не столько первичной информации (основанной на прямом восприятии человеком существующего помимо него мира), сколько, в первую очередь, вторичной, основанной на восприятии не самого физического мира, а уже созданной другими людьми информации о нем. Увеличение объема вторичной информации привело к сгущению между человеком и физическим ми-
ром своего рода «информационного облака», - «информационного» или «виртуального» мира, - представляющего собой совокупность накопленных человечеством восприятий.
Спецификой и одним из важнейших результатов информационной революции стало полное погружение человечества, в основном, молодежи, в этот «информационный мир», во многом отгораживающий от него реально существующий, физический мир. При этом «информационный мир» по определению значительно ближе к органам восприятия человека (и к органам его мышления и принятия решений), чем реально существующий в обособленности от человека физический мир. Более того, влияние физического мира на человека, как правило, осуществляется и почти всегда осознается человеком не непосредственно, а через воздействие со стороны «информационного мира», который во все большей степени становится абсолютным, монопольным посредником между человеком и существующей помимо него реальностью.
В результате «информационный мир» влияет на поведение человека более непосредственно и в конечном счете сильнее, чем физический. Информационная революция привела к тому, что индивидуум стал реагировать на «информационный мир», то есть на накопленное и частично переработанное человечеством восприятие физического мира, значительно сильнее, чем на сам окружающий мир. Этот процесс особенно опасен для современной молодежи, проводящей большую часть своего досуга в информационной среде, за компьютерными играми. Соответственно человек, живущий в современной эпохе информационной революции, действует на основе её предпосылок и представлений, поэтому он все более и более отдаляется от физического мира. Этот растущий разрыв между представлениями и реальностью неминуемо порождает ошибки, масштаб и разрушительность которых растеу быстрыми темпами.
Он приводит к нежелательным последствиям в процессе становления личности в условиях глобализации и информатизации нашего общества. Чрезмерное увлечение игровыми программами, развлекательными сайтами и бесцельное времяпрепровождение в сети Интернет могут привести к снижению интеллектуальных способностей, развитию процессов виртуальной реальности, уводящих личность от многогранной профессиональной и общественно значимой подготовки, к асоциальному формированию личности, затрудняющему ее адаптацию к другим жизненно необходимым сферам деятельности. Поэтому становится необходимым изучение вопросов развития информационной культуры и саморазвития личности в условиях использования глобальной сети Интернет.
Анализ научно-теоретических исследований и реального состояния дел в области использования Интернет (И.Т. Артемьев [4], А.В Жожиков [5], Л.П. Лазаре-
ва [6], А Маслоу [7], С.В. Панюкова [8], Е.С. Полат [9], И.В Роберт [10], М.П. Толстякова [11], А.В. Хуторской [12]), в развитии информационной культуры и саморазвития личности свидетельствует о недостаточной изученности проблемы использования Интернет и существовании противоречий:
1. Практически неограниченные возможности глобальной сети Интернет в формировании информационной культуры и саморазвития личности и существующие негативные факторы влияния его на полноценное развитие личности, с одной стороны, и недостаточная изученность этих проблем с педагогической точки зрения, с другой стороны.
2. Возможности использования информационного ресурса Интернет в саморазвитии личности и осуществления информационного взаимодействия между участниками образовательного процесса, с одной стороны, и недостаток содержательной научно-педагогической, учебно-методической и культурно-образовательной информации в сети Интернет, с другой стороны.
Анализируя процессы становления информационного общества, У Masuda [13] выделяет пять основных направлений радикальных изменений в системе образования:
1. Под воздействием информационных технологий происходит практическая реализация идей развития неформального образования, т.е. образование перестает ограничиваться формальным, школьным образованием.
2. Характерной чертой формирующейся новой образовательной системы является индивидуализированный характер образования, который позволяет принимать во внимание возможности каждого конкретного человека.
3. Становление новой образовательной системы в ходе информатизации общественной жизни является утверждение самообразования и самообучения в качестве ведущей формы образования.
4. Становление образовательной системы в ходе внедрения современных информационных технологий состоит в ориентации на образование, созидающее знание.
5. Становление образовательной системы состоит в формировании системы образования в течение всей жизни.
Современному обществу необходим специалист, который в совершенстве владеет современными информационными технологиями, с помощью которых он оперативно может найти необходимую информацию, овладевает новыми знаниями и постоянно работает над собственным саморазвитием. Как отмечает В.Г. Маралов: «Саморазвитие - это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования» [14, с. 103]. Научно обоснованные критерии саморазвития личности В.Г Маралова - самоутверждение, самосовершенствование, изменение характера самоактуализации, изменение
степени самоприятия и целостного представления форм самопринятия личности - достаточно четко и доступно стали выражаться при использовании информационнокоммуникационных возможностей глобальной сети Интернет.
Владение информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), в том числе глобальной сетью Интернет, дало молодежи очень сильный стимул к повышению компьютерной грамотности, информационной культуры, коммуникативного общения и значительно расширило возможности самореализации и самообразования. Вместе с тем стали искажаться приоритеты развития молодежи, их методы самоутверждения, самопринятия и самоактуализации. Быстро овладевая компьютерной техникой, молодежь стала чрезмерно увлекаться компьютерными играми и бездумным времяпровождением в сети Интернет.
Отсюда возникает противоречивая ситуация, когда владение современными ИКТ повышает информационную культуру молодежи, но в то же время меняет приоритеты саморазвития личности, перенаправляя их в сторону виртуальной реальности, на увлечение компьютерными играми и общение в сети Интернет в ущерб познавательной и учебной деятельности.
Глобальная сеть Интернет и компьютерные сетевые игры, обладающие широчайшими возможностями, завладевают вниманием и восприятием молодых людей, практически навязывая свое содержание. Чрезмерное увлечение развлекательными ИР и красочными компьютерными играми приводит к тому, что молодые люди могут бесцельно проводить за экраном компьютера значительное время и могут войти в компьютерную зависимость. Особенно это проявляется при излишнем увлечении компьютерными играми. Личность может потерять ориентиры своего развития и вместо своей базовой общеобразовательной подготовки уходить в виртуальную реальность и жить ее законами, далекими от реальной жизни. В настоящее время примеров такого отклонения у молодежи достаточно много. Поэтому педагогическому сообществу необходимо понять негативное воздействие этого процесса и предложить альтернативные способы адаптации личности к виртуальной реальности и использования практически неограниченных возможностей сети Интернет для полезного саморазвития.
В связи с вышесказанным перед педагогическим сообществом остро встают задачи повышения информационной культуры будущих специалистов, разработки научно-педагогических подходов для формирования у молодежи стимулов к саморазвитию в условиях формирования информационного общества и всеобщих процессов глобализации современного общества.
В целях изучения данной проблемы нами был проведен констатирующий эксперимент, который производился в виде анкетирования. Всего были опрошены 526 школьников по трем следующим группам:
• школьники г. Якутска, которые достаточно активно используют компьютерные технологии и сеть Интернет. Был сделан опрос 289 школьников разных школ г. Якутска (городская классическая гимназия (109), Якутский гуманитарный лицей (27), МОУ СОШ № 10 (92), МОУ СОШ № 14 (61);
• сельские школьники, относительно редко пользующиеся Интернет. Был сделан опрос 191 школьников из Нюрбинского улуса (Нюрбинская средняя общеобразовательная школа (26), Нюрбинский технический лицей (36), Малыкайская СОШ (103), Нюрбачанская СОШ (26).
• 46 школьников - участников республиканской технической олимпиады.
Данные анкетирования приведены в табл.
Таблица
Материалы констатирующего эксперимента школьников
Основные показатели анкетирования Школьники г. Якутска Школьники Нюрбинс-кого улуса Участники олимпиад
Практически все свое свободное время проводят в Интернет 51,9% 11% 71%
Средний уровень владения информационными технологиями 61,25% 47,25% 72,45%
Используют Интернет для учебных целей 64% 50% 82,14%
Считают, что Интернет помогает саморазвитию учащихся 64% 50% 82,14%
Считают, что Интернет позволяет повысить свой образовательный уровень 67% 52% 75%
Расширился кругозор и восприятие глобального мира 71% 56% 85,7%
Расширился круг общения 66% 48% 71,4%
Увеличились возможности самореализации 40% 38% 60,71%
Успеваемость: удовлетворительная хорошая отличная 57,44% 36,33% 6,3% 72,77% 25,65% 1,57% 28,6% 50% 21,4%
Положительное отношение к компьютерным играм 63,67% 64,9% 50%
За компьютерными играми проводят • все свободное время • не более 4 часов 19,03% 40,5% 25,26% 32,98% 15, 21% 25,3%
Из анализа результатов этой таблицы видно:
1. Практически все школьники проводят в сети Интернет значительную часть своего свободного времени.
2. Уровень информационной культуры и владения основными программными средствами выше там, где есть соответствующие условия (обеспеченность компьютерами и высокоскоростной доступ к сети Интернет).
3. Практически все школьники считают, что Интернет позволяет повысить их образовательный уровень, помогает процессам саморазвития, расширения кругозора, восприятия глобального мира, увеличения круга общения и возможности самореализации.
4. Значительное большинство школьников используют Интернет для учебных целей.
5. Неожиданным результатом явилось то, что большинство школьников независимо от места проживания и своей предметной подготовки имеют положительное отношение к компьютерным играм. Даже школьники -участники олимпиад и отличники значительное время проводят за компьютерными играми.
6. Вместе с тем из результатов анкетирования видно, что учащиеся, злоупотребляющие компьютерными играми, демонстрируют более низкие показатели своей учебы. Так, успеваемость школьников, проводящих за компьютерными играми практически все свое свободное время, относительно учащихся, умеренно использующих компьютерные игры, оказалась значительно ниже. Оказалось, что из этой категории школьников учатся на тройки 64,6%, вместе с тем уровень их информационной культуры оказался выше, чем у обычных школьников.
7. Из числа играющих не более 4 часов и вообще не играющих количество троечников практически одинаково, т.е. 52,7% и 53,4% соответственно.
8. Школьники - участники технической олимпиады
- показали свою целеустремленность, хорошую компьютерную подготовку и осознанное использование Интернет для своей профессиональной подготовки, в то же время они положительно относятся к компьютерным играм, поскольку последние стали уже частью информационной культуры молодежи.
9. Практически все школьники отметили недостаточность электронных образовательных ресурсов в сети Интернет.
На основе приведенного выше анализа результатов анкетирования, нами была разработана модель формирования информационной культуры и саморазвития личности при использовании глобальной сети Интернет (рис.).
В правой части схемы модели приведены традиционные условия (без учета влияния глобальной сети Интернет) формирования личности под влиянием двух основных факторов: базовой культурно-образовательной подготовки (образовательные учреждения, семья, окружающая среда) и традиционных условий формирования информационной культуры и саморазвития личности
(учебный процесс, чтение книг и учебников, воздействие традиционных средств массовой информации: газет, радио, телевидения).
В левой части модели введены педагогические условия формирования информационной культуры и саморазвития личности при использовании глобальной сети Интернет. Они состоят из двух компонентов: формирования информационной культуры и саморазвития личности.
К компонентам формирования информационной культуры в условиях использования сети Интернет отнесены: компьютерная грамотность, навыки поиска и использования информации для своих профессиональных и личных нужд, возможность оперативного коммуникативного общения в мировом информационном пространстве, формирование глобального мировоззрения и возможность творческой самореализации с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Кроме того, внесены компоненты формирования саморазвития личности при использовании сети Интернет, значительно расширяющие возможности самоутверждения, самосовершенствования, изменение характера самоактуализации, степени самопринятия и целостности представления всех форм саморазвития. Интернет предоставил человеку практически неограниченные возможности для саморазвития и необходимость постоянного повышения своей информационной культуры.
Данные констатирующего эксперимента в виде анкетирования подтвердили необходимость разработки и внедрения дополнительных педагогических условий формирования информационной культуры и саморазвития личности при использовании глобальной сети Интернет. При этом основное внимание необходимо обращать на чрезмерное увлечение детей компьютерными играми, которые подрывают их базовую образовательную подготовку.
Нами установлено, что умеренное увлечение компьютерными играми повышает уровень владения компьютерными технологиями, повышает информационную культуру и стимулирует использование Интернет для повышения уровня своей образованности и саморазвития.
Одним из немаловажных факторов эффективной реализации разработанной нами модели является наличие в сети Интернет необходимого количества электронных образовательных ресурсов. С этой целью в республиканском сегменте сети Интернет нами создан ряд крупных культурно-образовательных порталов.
Разработанная нами модель формирования информационной культуры и саморазвития личности при использовании глобальной сети Интернет будет совершенствоваться и дополняться в ходе развития региональной культурно-образовательной среды в сети Интернет.
Рис. Модель формирования информационной культуры и саморазвития личности при использовании Интернет
00
00
Педагогические условия формирования Традиционные пути и условия развития личности информационной культуры и саморазвития личности при использовании интернет
Литература
1. Тихомиров В.П., Солдаткин В.И., Лобачев С.Л. Виртуальная образовательная среда: предпосылки, принципы, организация / Международная Академия открытого образования.
- М.: Издательство МЭСИ, 1999. - 164 с.
2. Ершов А.П. Избранные труды. - Новосибирск: ВО «Наука», 1994. - 354 с.
3. Колин К.К. Опережающее образование и проблемы информатики // Международное сотрудничество. - 1996. - № 2.
- С. 20-21.
4. Артемьев И.Т. Саморазвитие личности студента неязыкового вуза в условиях компьютеризированного обучения: дис. ... канд. пед. наук. - Якутск, 2006. - 162 с.
5. Жожиков А.В. Формирование информационной культурно-образовательной среды в региональном сегменте глобальной сети Интернет (на примере Республики Саха (Якутия)): дис. ... докт. пед. наук. - Якутск, 2004. - 280 с.
6. Лазарева Л.П. Теория и практика педагогической поддержки саморазвития жизнеустойчивости студентов технического вуза: дис. ... докт. пед. наук. - Хабаровск, 2000. - 287 с.
7. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 1999.
- 160 с.
8. Панюкова С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно-ориентированном обучении. - М.: Изд-во ИОСО РАО, 1998. - 225 с.
9. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2001. - 268 с.
10. Роберт И.В. Влияние тенденций информатизации, массовой, глобальной коммуникации современного общества на профессиональное образование // Ученые записки ИИО РАО.
- 2004. - № 12. - С. 3-14.
11. Толстякова М.П. Педагогические условия формирования информационной культуры будущих инженеров: дис. ... канд. пед. наук. - Якутск, 2007. - 157 с.
12. Хуторской А.В. Интернет в школе: практикум по дистанционному обучению. - М.: ИОСО РАО, 2000. - 304 с.
13. Masuda Y Managing in the information Society: Releasing synergy Japanese style. - Oxford, 1990. - 89 с.
14. Маралов В.Г Основы самопознания и саморазвития: учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб.заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 103 с.
S.I. Zhozhikova
Formation of information culture and self-development of the personality owing to Internet use
On the basis of data received from the questionnaire of the pupils in Yakutsk and Njurba region it was determined that the Internet has a good influence upon the processes of self-development, broadening of person’s outlook, global world perception, communication extension and self-actualization opportunities. At the same time excessive liking for it can cause decline in progress of study, mental capacity, development of the processes of virtual reality, etc. On the ground of the questionnaire data the model of formation of information culture and self-development of the personality has been worked out. When working out the model there were electronic educational recourses taken into account developed by us on the basis of Internet in the republic.
Key words: education, self-development, information environment, globalization, information resources, information culture.
Sr