Научная статья на тему 'Условия и факторы приобретения стратегий совладающего поведения'

Условия и факторы приобретения стратегий совладающего поведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1619
314
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРИОБРЕТЕНИЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ / ЖИЗНЕННОЕ СОБЫТИЕ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / AOPING-BEHAVIOUR / ACQUISITION OF COPING-STRATEGY / VITAL EVENT / TEENAGE AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дементий Л. И., Дружинина Ю. А.

Приводятся данные, полученные в результате исследования совладающего поведения подростков и их матерей. На выборке подростков выявлены источники и примеры копинг-поведения. Обнаружена и описана специфическая взаимосвязь особенностей трудных жизненных ситуаций, личностных особенностей и копинг-поведения матерей и их детей подросткового возраста. Сделан вывод о том, что взаимосвязь совладающего поведения матерей и их детей-подростков имеет нелинейный характер

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conditions and factors of acquisition of strategy of coping-behavior

Provides data obtained from the study of coping behaviour of adolescents and their mothers. The sample of adolescents identified sources and examples of coping behavior. Discovered and described the specific features of the relationship difficult life situations, personal characteristics and coping behavior of mothers and their adolescent children. It is concluded that the relationship between coping behaviour of mothers and their children-adolescents is non-linear

Текст научной работы на тему «Условия и факторы приобретения стратегий совладающего поведения»

УДК 159.923

Л. И. Дементий

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

Ю. А. Дружинина

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

Приводятся данные, полученные в результате исследования совладающего поведения подростков и их матерей. На выборке подростков выявлены источники и примеры копинг-поведения. Обнаружена и описана специфическая взаимосвязь особенностей трудных жизненных ситуаций, личностных особенностей и копинг-поведения матерей и их детей подросткового возраста. Сделан вывод о том, что взаимосвязь совладающего поведения матерей и их детей-подростков имеет нелинейный характер.

Ключевые слова: совладающее поведение; приобретение копинг-стратегий; жизненное событие; подростковый возраст.

L. I. Dementiy

Omsk F. M. Dostoevsky State University

Yu. A. Druzhinina

Omsk F. M. Dostoevsky State University

CONDITIONS AND FACTORS OF ACQUISITION OF STRATEGY OF COPING-BEHAVIOR

Provides data obtained from the study of coping behaviour of adolescents and their mothers. The sample of adolescents identified sources and examples of coping behavior. Discovered and described the specific features of the relationship difficult life situations, personal characteristics and coping behavior of mothers and their adolescent children. It is concluded that the relationship between coping behaviour of mothers and their children-adolescents is non-linear.

Keywords: aoping-behaviour; acquisition of coping-strategy; vital event; teenage age.

В последнее время наблюдается всплеск исследований, посвященных влиянию детско-родительских отношений на копинг-поведе-ние ребенка. Проблемами взаимоотношений представителей разных поколений социологи, философы и психологи занимаются давно, поэтому существует множество научных исследований, в основе которых лежит изучение межпоколенных отношений, процессов наследования каких-либо личностных черт, особенностей взаимоотношений детей, родителей и прародителей. Несмотря на это, вопрос о передаче и наследовании функциональных моделей совладающего поведения между поколениями все еще остается откры-

© Дементий Л. И., Дружинина Ю. А., 2013

тым и малоизученным. Вместе с тем всестороннее изучение данного явления позволит выявить источники и механизмы формирования копинг-стратегий у ребенка и повысить эффективность совладания с трудными жизненными ситуациями [1, с. 34].

В отечественной психологии изучению индивидуальных способов взаимодействия человека с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями посвящено немало исследований (Л. А. Китаев-Смык, 1983; Л. И. Анцыферова, 1994; В. М. Ялтонский, 1995; Р. М. Грановская, И. М. Никольская, 2000; Л. И. Дементий,

2005; А. Ю. Маленова, 2007; И. В. Шагарова, 2007; К. И. Корнев, 2008 и др.) [2, с. 21].

По мнению многих исследователей (Г. Крайг, В. Квин, Э. Эриксон), подростковый возраст охватывает период от 12 до 18 лет [3, с. 91-92]. В этом возрасте наиболее активно продолжается процесс обучения способам психологического преодоления жизненных трудностей, особая роль в успешности которого принадлежит поддерживающим взаимоотношениям со значимыми взрослыми [2, с. 26], прежде всего родителями, можно сказать, что становление моделей копинг-поведения происходит именно в этом возрасте [4, с. 29].

Основным видом деятельности в подростковый период является общение со сверстниками, однако С. К. Нартова-Бочавер отмечает, что именно общение со значимыми взрослыми способствует формированию копинг-поведения посредством обучения стилям совладания [2, с. 26]. Основными значимыми взрослыми для детей подросткового возраста, как известно, считаются родители, в первую очередь мать, поскольку с ней у детей складываются более тесные отношения, обусловленные интимно-личностным общением.

Гипотезой нашего исследования является наличие взаимосвязи между совладающим поведением матерей и их детей-подростков. Мы предполагаем, что эта связь имеет нелинейный характер. Гипотеза была апробирована на выборке 50 человек, разделенных на две равные зависимые группы: родители - 25 женщин, воспитывающих детей-подростков, и 25 подростков в возрасте 14-18 лет из полных семей, среди которых 20 девушек и 5 юношей.

Статистическая обработка полученных эмпирических данных осуществлялась с помощью программ вычисления MS Excel, SPSS Statistic 17.0. Первичная описательная статистика осуществлялась с использованием подсчета среднего арифметического (Х) и вычисления среднего квадратичного отклонения (о). Проверка нормальности распределения данных реализовывалась К-S Колмогорова - Смирнова. Критерием различий в уровне признака для зависимых выборок, имеющих не параметрическое распределение, выступал T Вилкоксона. Критерием согласованности измерений являлся метод ранговой корреляции г Спирмена для непараметрических данных [5].

Целью нашего исследования стало изучение условий и факторов приобретения ко-пинг-стратегий подростками.

В качестве задач эмпирического исследования выступили: изучение трудных жизненных ситуаций, с которыми сталкиваются дети и родители, в том числе проблем поведения детей-подростков; рассмотрение особенностей детско-родительских отношений в диаде «мать - дитя»; описание основных копинг-стратегий у детей-подростков и их родителей и выявление корреляционных связей совла-дающего поведения подростков и их матерей.

Диагностический комплекс состоял из авторской анкеты, составленной нами с целью уточнения некоторых особенностей детско-родительских отношений и более глубокого понимания особенностей протекания трудных ситуаций, возникающих при воспитании ребенка, а также представлений родителей и детей о сферах и способах приобретения копинг-стратегий, и включал в себя следующие методики исследования:

1. Методика PARI (parental attitude research instrument) Е. С. Шеффера и Р. К. Белла, в адаптации Т. В. Нещерет [6, с. 436];

2. Методика «Детско-родительские отношения подростков» (ДРОП) О. А. Караба-новой, П. В. Трояновской [7, с. 114];

3. Модификация опросника «Шкала

родительской озабоченности» (ШРО)

И. М. Желдака [8, с. 116];

4. Пятифакторный личностный опросник МакКрае - Коста («Большая пятерка») [9];

5. Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла [6, с. 192];

6. Методика определения стрессоустой-чивости и социальной адаптации Холмса и Раге [6, с. 149];

7. Опросник «Лист жизненных событий подростков» О. А. Идобаевой и А. И. Подольского [7, с. 392];

8. Опросник копинг-стратегий Ч. Карвера в адаптации Л. И. Дементий [10, с. 22].

На первом этапе исследования социально-психологических и личностных факторов приобретения копинг-стратегий подростками нами было проведено пилотажное исследование представлений подростков о способах и сферах приобретения стратегий совладающе-го поведения, а также их отношения к проблеме совладающего поведения. Групповая дискуссия была организованна 6 раз среди 44 подростков 14-17 лет. Основными задачами групповой дискуссии, организованной при проведении фокус-группового исследования, являлось изучение представлений подростков

о копинг-поведении, составление перечня типичных копинг-стратегий подростков как реакций на жизненные трудности, выявление условий приобретения и источников копинг-стратегий, изучение осознанности и спонтанности копинг-поведения подростков.

Обработка данных, полученных при организации групповых дискуссий, позволила нам выяснить, что действительно существуют некоторые различия не только в совладающем поведении младших и старших подростков, но и в представлениях подростков 14-15 и 16-17 лет о копинге. Так, младшие подростки в трудных ситуациях чаще обращаются за помощью к друзьям и родителям, а старшие подростки либо решают проблему самостоятельно, либо обращаются к родителям, главным образом к матери. При этом подростки в зависимости от возраста по-разному оценивают помощь и поддержку родителей в трудных ситуациях, например, в отношении реальности предлагаемых действий и примеров из личной жизни родителя [11, с. 275]. Поведение родителей, особенно матерей, как пример совла-дающего поведения более важен для младших подростков, поскольку старшие подростки признаются, что поведение их друзей и других взрослых для них также является источником копинг-поведения. Источниками совладающе-го поведения для подростков являются поведение ближайших родственников, главным образом родителей, особенно матерей, поведение друзей, телевизионные передачи и Интернет, а также специальные службы, учителя (названные подростками 14-15 лет) и герои кинофильмов и книг (названные подростками 16-17 лет). Кроме этого, старшие подростки в большей степени признают как осознанное, так и неосознанное копирование поведения родителей в сложных ситуациях, в отличие от младших подростков, считающих это редкостью в их повседневной жизни. Такая же тенденция наблюдается в отношении стилей ко-пинг-поведения, в большей степени признаваемых рефлексивными и самокритичными старшими подростками.

Согласно результатам исследования родительских установок средние значения шкал опросника соответствуют наличию оптимального эмоционального контакта, отсутствию излишней эмоциональной дистанции между матерью и подростком, свидетельствуют о гармоничных отношениях в семье, педагогической воспитательной позиции ма-

тери и приоритете семейных проблем над производственными, т. е. о вторичности интересов профессиональной деятельности для родителя. Это подтверждает то, что в семьях нашей выборки, по мнению матерей, сохраняется дружеская атмосфера, взаимопонимание, любовь к детям-подросткам, наличие эмоциональной связи с детьми, что является свидетельством благополучия и гармонии в семье и позволяет нам называть исследуемые семьи «нормальными» или «условно благополучными» [12, с. 12].

Однако изучая особенности поведения подростков, которые могут беспокоить их родителей и провоцировать трудности в детско-родительских отношениях, мы пришли к выводу, что наибольшее беспокойство у матерей подростков вызывает тот факт, что их дети поздно ложатся спать, лгут и обманывают, не выполняют работу по дому, содержат в беспорядке свои вещи и не убираются в своей комнате и местах общественного пользования (более 50 % родителей), подростки в свою очередь также отмечают эти особенности собственного поведения как часто встречающиеся, но при этом подростки считают, что это не должно в такой степени волновать и беспокоить их родителей. Подростки отмечают, что они часто гуляют допоздна и приводят домой друзей, а также общаются с нежелательными приятелями и вмешиваются в личную жизнь родителей, но при этом предполагают, что эти факты практически незаметны для их матерей и не беспокоят их в такой степени. И оказываются правы, поскольку менее 1/5 матерей подростков отметили, что их беспокоит такое поведение их детей. Это позволяет сделать вывод, что в то время, как родители уделяют повышенное внимание особенностям поведения их ребенка подросткового возраста дома, в семье, они порой не замечают и не знают, чем подросток занят вне дома, как он ведет себя с друзьями, с кем он общается.

Излишняя концентрация матери на ребенке подросткового возраста имеет сильную положительную связь с интенсивностью конфликтов в семье (г = 0,470, при р < 0,01), высоким уровнем контроля за ребенком со стороны родителей (г = 0,428, при р < 0,05), изменчивостью и непостоянством воспитательных приемов в семье (г = 0,365, при р < 0,05), а также качеством отношений с супругом (г = 0,437, при р < 0,01), что можно объяснить

неготовностью многих родителей принять развивающееся чувство «взрослости» и потребность в самостоятельности их детей-под-ростков, что, хотя и может провоцировать конфликты в детско-родительских отношениях, является, как показывает исследование, стабилизирующим фактором в супружеских отношениях, для многих пар.

Кроме того, трудные ситуации в жизни матерей достаточно сильно связаны с особенностями детско-родительских отношений и оказывают на них отрицательное влияние. То есть при увеличении стрессогенности ситуаций в жизни родителя происходит ухудшение его взаимоотношений с супругом и детьми, по мнению последних. Вместе с тем трудности, с которыми сталкиваются родители, не имеют тесной связи с трудностями в жизни их детей-подростков. Однако в отношении сложных ситуаций в личной жизни подростков выявлена прямая корреляционная связь средней силы (г = 0,564, при р < 0,01), а также сильная прямая корреляционная связь (г = 0,404, при р < 0,05) между трудностями в семейной сфере у подростков и стрессогенностью жизненных ситуаций их родителей, при этом связи данного параметра с трудностями в отношениях со сверстниками, а также школьной и внешкольной жизнью подростков не выявлены.

Следующим этапом нашего исследования являлось выявление взаимосвязей личностных особенностей и совладающего поведения подростков и их матерей. Личностная детерминация копинг-поведения лежит в основе личностного подхода к проблеме преодоления человеком трудных жизненных ситуаций. Чаще всего под чертами личности понимаются внутренние устойчивые предрасположенности (диспозиции) субъекта к определенному поведению, складывающаяся либо в силу наличия определенных потребностей, мотивов или интересов, либо в силу наличия определенных склонностей (установок, привычек) - стилевых особенностей поведения. Именно поэтому мы предполагаем, что личностные особенности респондентов нашей выборки будут коррелировать с использованием ими определенных стратегий совладающего поведения.

Как следует из результатов математической обработки данных, использование матерями подростков активного копинга связано с такими личностными чертами, как общительность (г = 0,452, при р < 0,05) и импульсивность (г = -0,445, при р < 0,05), проявление

чувства вины имеет отрицательную корреляционную связь с поиском эмоциональной (г = - 0,467, при р < 0,05) и активной общественной (г = -0,418, при р < 0,05) поддержки в трудной ситуации. Также с использованием активной общественной поддержки связана такая черта личности родителя, как предусмотрительность (г = 0,416, при р < 0,05). Обращение к Богу и религии в целом имеет сильные отрицательные корреляционные связи с самоконтролем (г = -0,508, при р < 0,01), ответственностью (г = -0,577, при р < 0,01), предусмотрительностью (г = -0,510, при р < 0,01) и положительную корреляционную связь с напряженностью (г = 0,437, при р < 0,05) матерей подростков, а отрицание произошедшего стрессогенного события отрицательно связано с пониманием (г = -0,501, при р < 0,05), экспрессивностью (г = -0,397, при р < 0,05) и ответственностью (г = - 0,433, при р < 0,05). Опираясь на полученные данные мы можем сделать вывод, что общительные и импульсивные матери подростков чаще используют активный копинг в трудных жизненных ситуациях, избегание чувства вины и предусмотрительность способствуют активному поиску поддержки у социального окружения, безответственность, практичность и непонимание ситуации способствуют отрицанию этой ситуации, в то время как обращение к религии респондентов нашей выборки обусловлено наличием таких личностных черт, как импульсивность, безответственность, беспечность и напряженность, т. е. если матери, обладающие такими чертами личности, сталкиваются со сложной ситуацией, то они чаще просят помощи у Бога, чем принимают активные действия.

Относительно подростков мы можем сказать, что согласно полученным данным фокус на эмоциях и их выражении имеет отрицательные корреляционные связи с эмоциональной стабильностью (г = -0,452, при р < 0,05), доминированием (г = -0,598, при р < 0,01) и высокой нормативностью поведения (г = -0,601, при р < 0,01) подростков. Доминирование и высокая нормативность поведения подростков, соответственно, также отрицательно связаны с принятием (г = - 0,604, при р < 0,01) и отрицанием ситуации (г = -0,429, при р < 0,05). Такая личностная черта подростков, как дипломатичность, имеет прямую корреляционную связь с отрицанием ситуации (г = 0,426, при р < 0,05) и обратную связь с использованием юмора в стрессовой ситуации

Копинг-стратегии матерей и их детей подростков

Группа выборки Степень использования Эффективность

Шкала Среднее Стандартное Среднее Стандартное

значение отклонение значение отклонение

Активный копинг матери 12,48 2,26 14,48 2,22

дети 12,36 2,72 14,04 2,41

Планирование матери 12,64 2,69 14,44 2,63

дети 12,00 2,89 14,16 2,79

Поиск активной общественной поддержки матери 11,84 1,75 14,52 1,76

дети 12,20 2,89 14,72 2,35

Поиск эмоциональной общественной поддержки матери 12,12 2,52 15,28 1,95

дети 13,12 2,99 16,00 2,69

Подавление конкурирующей деятельности матери 10,72 2,49 13,20 1,50

дети 9,80 2,08 12,08 2,18

Обращение к религии матери 9,60 3,82 14,08 2,43

дети 8,36 3,33 13,16 2,90

Положительное истолкование и рост матери 12,68 2,30 14,60 2,16

дети 13,16 2,43 15,16 3,08

Сдерживание матери 11,72 2,15 13,00 2,29

дети 10,76 2,05 12,40 2,38

Принятие матери 12,64 2,71 11,96 2,28

дети 11,24 2,73 11,76 2,88

Фокус на эмоциях и их выражение матери 11,68 2,70 11,00 2,12

дети 11,92 2,93 11,12 1,88

Отрицание матери 8,20 2,94 11,48 1,56

дети 8,04 2,54 11,16 2,43

Ментальное отстранение матери 10,24 2,17 13,76 1,30

дети 10,52 2,38 14,24 2,39

Поведенческое отстранение матери 9,48 3,07 11,20 1,66

дети 7,04 1,93 10,24 2,37

Использование алкоголя и наркотиков матери 4,68 1,86 12,12 2,77

дети 4,36 0,81 9,48 4,00

Юмор матери 7,76 2,79 13,16 2,21

дети 10,20 3,03 14,20 3,97

(г = - 0,447, при р < 0,05), а спокойствие и уверенность подростка в своих силах положительно связаны с ментальным отстранением от источника стресса (г = 0,422, при р < 0,05). Таким образом, мы выявили наличие корреляционных связей разной силы и направленности между личностными особенностями и копинг-поведением подростков. И можем заключить, что эмоциональная нестабильность, низкая нормативность поведения и подчиненность группе связаны с активным выражением эмоций в трудной ситуации, кроме того, уступчивость и подчиненность подростка связаны с принятием ситуации, а низкая нормативность поведения - с отрицанием ситуации. Прямолинейность подростков связана с использованием ими юмора, а спокойствие и самонадеянность - с отвлечением от источника стресса через сон, мечты, грезы.

Применение опросника копинг-стратегий

Ч. Карвера в адаптации Л. И. Дементий [10] позволило нам выяснить, как подростки и их матери реагируют, когда оказываются в трудных или стрессовых ситуациях. Отметим, что конкретная трудная жизненная ситуация не была нами задана заранее, участников исследования мы просили ответить, что они обычно делают или чувствуют, когда переживают стрессовую ситуацию.

Анализ совладающего поведения подростков и их родителей показал, что «Положительное истолкование и рост», «Активный ко-пинг» и «Поиск общественной поддержки» используются в трудных жизненных ситуациях и родителями, и подростками наиболее часто, вместе с тем подростки используют ко-пинг-стратегию «Юмор» в трудных жизненных ситуациях значительно чаще, чем их ма-

тери, которые используют «Поведенческое отстранение» значительно чаще, чем их дети. Эффективность стратегий совладающего поведения за редким исключением подростки и их матери оценивают очень схоже. Так, ко-пинг-стратегия «Использование алкоголя и наркотиков», являющаяся самой неэффективной, по мнению подростков, но более эффективной, по мнению матерей. Этот факт мы можем объяснить негативным отношением подростков к психотропным и алкогольсодержащим веществам или отсутствием у последних опыта их употребления. Это свидетельствует о том, что наиболее часто респонденты нашей выборки используют активные и адаптивные копинг-стратегии и считают их более эффективными. За исключением такого ко-пинг-поведения, как принятие ситуации, которое респонденты нашей выборки используют часто, но считают малоэффективным, и использование юмора, который респонденты нашей выборки используют значительно реже, но считают достаточно эффективной копинг-стратегией в трудной жизненной ситуации.

Использование родителями копинг-стра-тегии «Поведенческое отстранение» (ср. знач.

- 9,48 баллов) имеет обратную корреляционную связь средней силы с использованием их детьми-подростками таких стратегий копин-га, как «Активный копинг» (ср. знач. - 12,36 баллов, г = - 0,406, при р < 0,05), «Поиск активной общественной поддержки» (ср. знач. -12,20 баллов, г = -0,448, при р < 0,05) и «Поиск эмоциональной общественной поддержки» (ср. знач. - 13,12 баллов, г = -0,433, при р < 0,05). Использование матерями подростков копинг-стратегии «Поиск активной общественной поддержки» (ср. знач. - 11,84 баллов) имеет прямую связь с использованием подростками активного копинга (ср. знач. - 12,36 баллов, г = 0,459, при р < 0,05) и обратную корреляционную связь с использованием их детьми поведенческого отстранения (ср. знач.

- 7,04 баллов, г = -0,530, при р < 0,01). Использование подростками в трудных ситуациях активного копинга также связано с планированием собственных действий в сложной ситуации их родителями (ср. знач. - 12,64 баллов, г = 0,451, при р < 0,05). Нами обнаружена прямая корреляционная связь между обращением к религии матерей и их детей подростков (ср. знач. - 9,60 и 8,36 баллов, соответственно; г = 0,402, при р < 0,05), кроме этого, обращение к религии подростков характеризуется на-

личием отрицательной корреляционной связи с активным копингом их матерей (г = -0,401, при р < 0,05), который, в свою очередь, так же, как и положительное истолкование ситуации (ср. знач. - 12,68 баллов, г = -0,396, при р < 0,05) отрицательно связан с отрицанием произошедшего события подростками (ср. знач. - 8,04 баллов, г = -0,541, при р < 0,01). Кроме того, чем больше матери фокусируются на эмоциях и их выражении при столкновении с трудностями, тем реже их дети подросткового возраста погружаются в мечты и грезы вместо решения трудной ситуации (ср. знач. - 11,68 и 10,52 баллов, соответственно; г = -0,419, при р < 0,05).

Таким образом, опираясь на полученные данные, мы можем сделать следующие выводы.

1. Достоверно установлено, что сталкиваясь с трудной жизненной ситуацией, за помощью и советом подростки чаще обращаются к родителям, особенно к матери, кроме этого, подростки 14-15 лет обращаются за помощью к друзьям, а подростки 16-17 лет пытаются решить проблему самостоятельно.

2. Приоритетными источниками совла-дающего поведения для подростков являются поведение родителей, особенно матерей, и для подростков 16-17 лет источником ко-пинг-поведения также может выступать поведение их друзей и других взрослых.

3. Старшие подростки, в отличие от младших, в большей степени признают как осознанное, так и неосознанное копирование поведения родителей в сложных ситуациях.

4. Для матерей подростков большее значение имеет соблюдение норм и правил поведения их ребенком подросткового возраста в семье, чем за пределами родительского дома, достоверно установлено, что многие матери не знают, чем подросток занят вне дома, как он ведет себя с друзьями и с кем он общается.

5. Согласно результатам корреляционного анализа, трудные ситуации в жизни матерей достаточно сильно связаны с особенностями детско-родительских отношений. Стрессовые ситуации в жизни матерей имеют прямую корреляционную связь со сложными ситуациями в семейной и личной жизни их детей-подростков.

6. Общительные и импульсивные матери подростков чаще используют активный ко-пинг в трудных жизненных ситуациях. Безответственность, практичность и непонимание ситуации способствуют отрицанию этой си-

туации, а избегание чувства вины и предусмотрительность - активному поиску матерями подростков поддержки у социального окружения. Обращение к религии в трудной жизненной ситуации обусловлено наличием у матерей таких личностных черт, как импульсивность, безответственность, беспечность и напряженность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Эмоциональная нестабильность, низкая нормативность поведения и подчиненность группе у подростков связаны с активным выражением эмоций в трудной ситуации. Уступчивость и подчиненность подростка связаны с принятием сложной ситуации, а низкая нормативность поведения - с отрицанием ситуации. Прямолинейность подростков связана с использованием ими юмора, а спокойствие и самонадеянность - с отвлечением от источника стресса через сон, мечты, грезы.

8. Анализ совладающего поведения подростков и их родителей показал, что их ко-пинг-поведение имеет схожие характеристики, эффективность стратегий совладающего поведения за редким исключением подростки и их матери также оценивают очень схоже.

Таким образом, существует определенная взаимосвязь между совладающим поведением родителей и их детей, однако эта связь не линейна и, несмотря на динамические характеристики копинг-поведения, выбор той или иной модели поведения определяется и приобретенным в раннем детстве опытом, поскольку становление и развитие совладающе-го поведения находится под влиянием комплекса взаимосвязанных социально-психологических, личностных и семейных факторов.

Полученные данные подчеркивают важность исследования не только совладающего поведения детей разного возраста, но и образцов и источников их копинг-поведения, развитие которых приведет к формированию у ребенка не только модели, но и опыта эффективного совладания с трудными ситуациями. В связи с этим в дальнейшем мы планируем увеличить выборку исследования, что позволит нам более детально рассмотреть механизмы формирования копинг-стра-тегий в подростковом возрасте, уделив особое внимание выявлению и подробному изучению источников и условий приобретения стратегий совладающего поведения. А поскольку вопросы воспитания, особенно семейного, детей в нашей стране являются од-

ним из приоритетных направлений деятельности государства, очень важно обратить внимание на то, насколько эффективны и какие функциональные модели совладающе-го поведения родителей транслируются их детям, а главное - каким образом эти модели будут использоваться будущим поколением.

1. Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куф-

тяк Е. В. Психология семьи: жизненные

трудности и совладание с ними : учебное пособие. - СПб. : Речь, 2005. - 240 с.

2. Нартова-Бочавер С. К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. - 1997. - № 5. -С. 20-30.

3. Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.

4. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защиты у детей. - СПб. : Речь, 2006. - 352 с.

5. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных : учебное пособие. -СПб. : Речь, 2007. - 392 с.

6. РайгородскийД. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учебное пособие. - Самара : ИД «БАХРАХ-М», 2011. -672 с.

7. Лидерс А. Г. Психологическое обследование семьи : учеб. пособие-практикум для студ. фак. психологии высш. учеб. заведений -2-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 432 с.

8. Желдак И. М. Искусство быть семьей : практическое руководство. - Минск : МП «Ле-рокс», 1998. - 160 с.

9. Хромов А. Б. Пятифакторный опросник лич-

ности : учебно-методическое пособие. -Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та,

2000. - 23 с.

10. Дементий Л. И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведения // Журнал прикладной психологии. - 2004. - № 3. - С. 20-25.

11. Дружинина Ю. А. Особенности совладающе-го поведения подростков: результаты фо-кус-группового исследования // Ресурсы и антиресурсы личности в современных ко-пинг-исследованиях : матер. Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием / под ред. Л. И. Дементий. - Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2012. - С. 274-279.

12. Дружинин В. Н. Психология семьи. - 3-е изд.

- СПб. : Питер, 2006. - 175 с. : ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.