Научная статья на тему 'Личностные черты, жизненные события, типы и стратегии копинг-поведения подростков'

Личностные черты, жизненные события, типы и стратегии копинг-поведения подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1240
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / ЖИЗНЕННОЕ СОБЫТИЕ / ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дружинина Юлия Александровна

В статье не только рассматриваются особенности совладающего поведения современных подростков, но и описаны черты личности и жизненные события подростков. Представлены результаты исследования взаимосвязи указанных характеристик и выделены личностные типы подростков на основе их личностных черт и копинг-стратегий. Материалы исследования позволяют понять, каким образом личностные черты подростков оказывают влияние на выбор стратегий преодоления трудностей и какое значение в этом процессе принадлежит жизненным событиям, происходящим с подростками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дружинина Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностные черты, жизненные события, типы и стратегии копинг-поведения подростков»

РАЗДЕЛ 3

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

НАУКИ

УДК 159.923

Ю.А. Дружинина

Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского

ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ, ЖИЗНЕННЫЕ СОБЫТИЯ, ТИПЫ И СТРАТЕГИИ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

В статье не только рассматриваются особенности совладающего поведения современных подростков, но и описаны черты личности и жизненные события подростков. Представлены результаты исследования взаимосвязи указанных характеристик и выделены личностные типы подростков на основе их личностных черт и копинг-стратегий. Материалы исследования позволяют понять, каким образом личностные черты подростков оказывают влияние на выбор стратегий преодоления трудностей и какое значение в этом процессе принадлежит жизненным событиям, происходящим с подростками.

Ключевые слова: совладающее поведение, копинг-стратегии, жизненное событие, особенности поведения, подростковый возраст.

Работы, посвященные изучению феномена копинг-поведения, появились в зарубежной психологии в 40-50-х годах XX в. Несмотря на то, что копинг - сравнительно новое понятие в психологии, оно уже получило широкое распространение, сформировав целые направления исследовательской работы как в зарубежной, так и в отечественной науке.

Л.И. Анцыферова пишет, что «в отечественной психологической литературе до сих пор нет терминологического единообразия, - при обозначении как данной области исследований, так и самой феноменологии используются слова и «совладание», и «совладающее поведение», и «психологическое преодоление», и просто калькированное «копинг» [1].

Известный американский психотерапевт Дж. Рейнуотер уточняет, что для личности стрессовой ситуацией может являться и счастливое, долгожданное жизненные событие [8], и это значительно расширяет и обогащает сферу научных изысканий в области совладания личности.

Мысли, чувства и действия образуют копинг-стратегии, которые используются в различной степени в определенных обстоятельствах. Таким образом, копинг-стратегии - это поведенческие и когнитивные усилия, применяемые индивидами, чтобы справиться с различными трудными ситуациями, преодолеть препятствия [2].

Исследователи проблемы копинга подчеркивают, что копинг - это процесс, который все время изменяется, поскольку личность и среда образуют неразрывную, динамическую взаимосвязь и оказывают друг на друга взаимное влияние. Однако устойчивые паттерны копинга формируют конкретные копинг-стратегии и личностные стили совладания, присущие конкретному человеку [10].

Личностная детерминация копинг-поведения лежит в основе личностного подхода к проблеме преодоления человеком трудных жизненных ситуаций. Чаще всего под чертами личности понимаются внутренние устойчивые предрасположенности (диспозиции) субъекта к определенному поведению, складывающиеся либо в силу наличия определенных потребностей, мотивов или интересов, либо в силу наличия определенных склонностей (установок, привычек) - стилевых особенностей поведения. За одними чертами могут скрываться свойства темперамента, за другими - свойства характера, за третьими - склонности индивида. В самом общем смысле понятие черт личности используется для обозначения более глобальных и устойчивых особенностей поведения. При описании и оценке черт личности традиционно используются личностные тесты и опросники. Однако Р. Кеттелл под чертами личности понимал относительно постоянные тенденции реагировать определенным образом в разных ситуациях и в разное время. Кроме того, он считал, что черты личности отражают устойчивые и предсказуемые психологические характеристики [9].

Таким образом, можно считать, что процессы преодоления стресса обусловливаются сложным взаимодействием, с одной стороны, личных и социальных факторов, с другой - типом стрессовой ситуации (стрессоров) и с третьей - различиями в стратегиях противодействия стрессу, что требует дальнейших исследований проблемы общности и специфичности способов преодоления стресса в различных жизненных ситуациях разными категориями людей.

Как показывают многочисленные исследования, именно в переходном периоде между детством и зрелостью активно продолжается процесс приобретения способов психологического преодоления жизненных трудностей. Конечно, главная роль в успешности данного процесса принадлежит совместной деятельности со значимым взрослым. Поскольку, несмотря на ориентированность подростков на нормы группы сверстников, предназначение старших состоит в поддержке процесса обучения способам психологического преодоления жизненных трудностей и приобретения разнообразных моделей совладающего поведения [5].

Объект нашего исследования - личностные черты, копинг-поведение и жизненные события подростков. Предметом исследования является взаимосвязь личностных черт с жизненными событиями и копинг-стратегиями подростков. Цель состоит в изучении взаимосвязи и построении типологии копинг-стратегий и личностных черт подростков. Изучение взаимосвязи стратегий совладания и личностных черт современных подростков позволит создать типологию, которая ляжет в основу подбора эффективных методов психологической помощи, поэтому актуальность исследования заключается в возможности оказания психологической помощи подросткам в стрессовых ситуациях на основе полученных эмпирическим путем данных.

Методический инструментарий: многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла [7], опросник «Лист жизненных событий подростков» (ЛИЖИСП) О.А. Идобаева и А.И. Подольский [4] и опросник диагностики копинг-стратегий Ч. Карвера в адаптации Л.И. Демен-тий [3].

Выборку исследования составили 32 подростка в возрасте 14-18 лет, среди которых 20 девушек и 12 юношей. Статистическая обработка полученных эмпирических данных осуществлялась с помощью программ вычисления MS Excel, SPSS Statistic17.0.

Первичная обработка полученных данных осуществлялась с использованием ряда статистических методов, таких как меры изменчивости (среднее значение - % и стандартное отклонение - о), критерии согласия распределения (К-Б Колмогорова-Смирнова), критерии согласованности изменений (метод линейной корреляции г-Пирсона и метод ранговой корреляции г-Спирмена) и кластерный анализ методом К средних [6].

Как показано на рисунке, подростки нашей выборки характеризуются самоуверенностью и независимостью мышления. Они склонны к аскетизму и не признают авторитетов. Но при этом также тревожные, депрессивные и обеспокоенные, обладают выраженным чувством вины. Подростки легко расстраиваются, чувствительны и эмоционально не устойчивые. Им присущ консерватизм, они уважают принципы и терпимы к традиционным трудностям. А также подозрительные, имеют собственное мнение и слабо поддаются обманным действиям. Подростки нашей выборки сознательны, настойчивы, степенны и обязательны, но при этом склонны к авантюрным поступкам, спонтанные. Управляемые внешними реальными обстоятельствами и, кроме этого, зависящие от социальных групп, «присоединяющиеся», ведомые (групповая зависимость).

Стены

Средний профиль личности испытуемых

Опросник «Лист жизненных событий подростков», разработанный и апробированный О.А. Идобаевой и А.И. Подольским, содержит перечень различных стрессовых, радостных и трудных событий, которые могут произойти в жизни подростка, объединенных в четыре шкалы: «Семейные отношения», «Отношения со сверстниками», «Личная жизнь», «Школа и внешкольная жизнь». Степень влияния каждого события может варьироваться от +10 до -10 баллов, где отрицательные ранги означают степень негативности влияния события или его нежелательность. Согласно полученным данным наиболее стресогенной сферой для подростков является школьная и внешкольная жизнь (% = -4,00; о = 3,22), поскольку именно этой сфере придается большое значение ближайшим окружением подростка и во многом успешность в этой сфере определяет его отношения с социумом. Отношения со сверстниками также являются очень значимой сферой жизнедеятельности в подростковом возрасте, однако, как показывают результаты исследования, эта сфера характеризуется менее негативными

значениями (% = -3,94; о = 1,65). Как и в другие периоды жизни человека, в подростковом возрасте возможны негативные и стрессовые ситуации в личной жизни, однако трудные ситуации в личной жизни подростков не столь отрицательно оцениваются ими (у = -3,41; а = 2,09), скорее всего, подростки в силу возраста воспринимают эти ситуации как жизненный опыт, так необходимый при взрослении. Наименьшее количество негативных событий, по мнению подростков, происходит в сфере семейной жизни (% = -2,53; а = 1,41), вероятно, это связано с тем, что сфера ответственности за взаимоотношения в семье лежит прежде всего в поле деятельности родителей подростка, что позволяет ему менее отрицательно относиться к негативным событиям в этой сфере отношений.

Применение опросника копинг-стратегий Ч. Карвера в адаптации Л.И. Дементий [3] позволило нам выяснить, как подростки реагируют, когда оказываются перед лицом трудных или стрессовых ситуаций. Отметим, что конкретная трудная жизненная ситуация в силу разной степени значимости этих ситуаций в разных сферах жизни подростков не была задана заранее. Мы просили подростков ответить, что они обычно делают или чувствуют, когда переживают стрессовую ситуацию. Согласно полученным данным чаще всего подростки извлекают урок из трудной жизненной ситуации = 12,81 балла; а = 2,49), ищут сочувствия и понимания окружающих (% = 12,53 балла; а = 3,11), принимают дополнительные действия, чтобы решить проблему (% = 12,16 балла; о = 2,74) и обращаются за советом к другим людям (X = 12,03 балла; о = 2,85), несколько реже подростки размышляют, как лучше справиться с ситуацией (% = 11,84 балла; о = 2,77), дают выход своим чувствам (% = 11,41 балла; о = 3,05), привыкают к мысли, что это произошло, учатся жить с этим (% = 10,88 балла; а = 2,73), ничего не делают, чтобы не испортить положение дел (% = 10,84 балла; а = 2,02), отвлекаются, чтобы не думать о трудностях (% = 10,47 балла; а = 2,30). Наименее часто подростки погружаются в ситуацию, стараясь не отвлекаться на другие мысли (у = 9,81 балла; а = 2,05), используют ситуацию как повод для веселья (% = 9,66 балла; а = 3,09), ищут утешение в религии (х = 8,28 балла; а = 3,39), отказываются верить в то, что столкнулись с трудностями (% = 8,00 балла; а = 2,57), опускают руки и прекращают попытки исправить ситуацию (у = 7,09 балла; а = 1,96) и, наконец, используют алкоголь либо наркотические средства, чтобы забыться (у = 4,53 балла; о = 1,27).

Обработка данных критерием К-Б Колмогорова-Смирнова показала, что некоторые шкалы имеют ненормальное распределение. Именно поэтому поиск корреляционных связей между шкалой «Отношения со сверстниками» опросника «Лист жизненных событий подростков», апробированного О.А. Идобаевой и А.И. Подольским (К-Б = 1,362 при р = 0,049), такими шкалами опросника копинг-стратегий Ч. Карвера в адаптации Л.И. Дементий, как «Поиск эмоциональной общественной поддержки» (К-Б = 1,381 при р = 0,044) и «Использование алкоголя и наркотиков» (К-Б = 2,508 при р = 0,001), и другими шкалами вышеобозначенных методик будет осуществляться при использовании непараметрического критерия г Спирмена.

Описание результатов исследования начнем с рассмотрения корреляционных связей между личностными особенностями подростков и сферами из жизни, в которых могут происходить трудные ситуации, а продолжим рассмотрением взаимосвязей между личностными особенностями подростков и их копинг-поведением в стрессовых ситуациях.

Итак, подростки, характеризующиеся общительностью, открытостью, непринужденностью, стремлением к совместной работе и готовностью идти на поводу, субъективно имеют большое количество конфликтных и стрессовых ситуаций в школе и вне школьной жизни (г = 0,374 при р = 0,035). Вероятно, для таких подростков очень важно ощущать собственную значимость, принимать участие в школьных и внешкольных мероприятиях и возможные ограничения этой деятельности воспринимаются ими как стрессогенные. Подростки с высоким уровнем самоконтроля, сильной волей и умением контролировать свои эмоции и поведение субъективно чаще сталкиваются со сложными ситуациями в отношениях со сверстниками (г = 0,372 при р = 0,036). Возможно, подросткам с такими чертами личности сложно найти

столь же личностно зрелых сверстников, поэтому они особо дорожат дружбой, поэтому ссоры и конфликты со сверстниками воспринимаются ими наиболее остро. Подростки, характеризующиеся напряженностью, собранностью, энергичностью, повышенной мотивацией, фрустрацией и раздражительностью, субъективно сталкиваются с большим количеством сложных ситуаций в семейной сфере (г = 0,420 при р = 0,017). Полагаем, что у таких подростков складываются сложные отношения с родными братьями, сестрами и родителями, поэтому любое событие, провоцировавшее изменение сложившейся семейной ситуации, воспринимается ими как стрессовое и сложное. Кроме этого, мы выяснили, что существует сильная обратная корреляционная связь между стрессогенностью событий личной жизни подростком и использованием ими такой стратегии совладающего поведение, как положительное истолкование и личностный рост (г = -0,454 при р = 0,009). То есть чем больше стрессовых ситуаций происходит в жизни подростка, тем меньше он истолковывает эти события как возможность личностного роста и развития. Мы полагаем, что это связано со сложностью положительного отношения к трудным ситуациям и их восприятия как ресурсного опыта при увеличении количества подобных ситуаций, что может быть применено и в обратном отношении.

Согласно полученным данным, использование активного копинга имеет корреляционные связи средней силы с интеллектом (г = 0,443 при р = 0,011) и тревожностью (г = -0,432 при р = 0,014) подростков, тревожность и беспокойство подростков также связано с планированием (г = -0,394 при р = 0,026) собственных действий в трудной ситуации и рассмотрением стрессовой ситуации как возможности личностного роста и развития (г = -0,367 при р = 0,039), и, напротив, спокойствие, небоязливость и уверенность подростков в себе и своих силах связана с отрицанием и непризнанием стрессовой ситуации (г = 0,388 при р = 0,028), ментальным (г = 0,460 при р = 0,008) и поведенческим (г = 0,361 при р = 0,043) отстранением от источника стресса. То есть беспечность и самонадеянность подростков позволяет им не задумываться о трудностях и не искать активно выход из сложных ситуаций, в то время как тревожные и неуверенные в себе и ситуации подростки в большей степени стремятся найти выход их ситуации, а наличие высокого уровня интеллектуального развития подростка способствует активному совладанию со стрессом.

Радикализм, свободомыслие, наличие интеллектуальных интересов и развитое аналитическое мышление подростков имеет прямую корреляционную связь со сосредоточением подростков на источнике стресса и снижением внимания к другим видам деятельности (г = 0,357 при р = 0,045). Доверчивость, открытость и уступчивость подростка связана с использованием им в трудных ситуациях пассивного копинга (г = -0,385 при р = 0,030), то есть ожидания того момента, когда какие либо действия будут наиболее полезными и уместными. Сдержанность, осторожность, пессимистичность подростков имеет сильные корреляционные связи с признанием подростками реальности произошедшего события (г = -0,555 при р = 0,001) и повышенным выражением им собственных эмоций с концентрацией на них (г = -0,523 при р = 0,002), что, в свою очередь, также тесно связано с эмоциональной нестабильностью и импульсивностью подростков (г = -0,479 при р = 0,005). Смелость, предприимчивость, активность (г = 0,406 при р = 0,021), как и дипломатичность, изысканность, проницательность (г = 0,431 при р = 0,014) подростков, имеет прямые корреляционные связи с использованием юмора в трудной ситуации и умением смесятся над собой. И, напротив, прямолинейность, откровенность и непосредственность (г = -0,477 при р = 0,006), так же, как и жесткость, несентементальность, практичность (г = -0,398 при р = 0,024) подростков связаны с использованием в сложных ситуациях алкогольсодержащих и наркотических веществ.

Следующим этапом описания результатов исследования является проведение кластерного анализа для создания типологии подростков на основе их личностных черт и копинг-стратегий. При использовании кластерного анализа метода К средних [3, с. 329] мы выделяли последовательно 3, 4 и 5 кластеров, в последующем остановились на трех группах, кото-

рые наиболее полно отражают эмпирические данные. Основные характеристики, оказавшие наибольшее влияние на формирование кластеров, представлены в таблице.

Характеристики, оказавшие наибольшее влияние на формирование личностной типологии типов подростков на основе их личностных черт и копинг-стратегий

№ Характеристика Б

1 Положительное истолкование и рост 18,287 0,001

2 Планирование 14,563 0,001

3 Экспрессивность 9,342 0,001

4 Отрицание 7,225 0,003

5 Активный копинг 7,077 0,003

6 Дипломатичность 6,322 0,005

7 Поиск эмоциональной общественной поддержки 5,577 0,009

8 Тревожность 5,167 0,012

9 Подавление конкурирующей деятельности 4,947 0,014

10 Поиск активной общественной поддержки 4,870 0,015

11 Фокусирование на эмоциях и их выражении 4,410 0,021

12 Обращение к религии 4,405 0,021

13 Принятие 4,323 0,023

14 Общительность 4,025 0,029

Первый тип - Тревожный - представлен 44% нашей выборки, характеризуется максимальной выраженностью таких характеристик личности, как общительность и тревожность, средней степенью выраженности экспрессивности и дипломатичности и средней степенью использования отрицания и поведенческого отстранения, а также минимальной степенью использования активного копинга, поиска активной эмоциональной и общественной поддержки, фокусирования на эмоциях и их выражении, планирования, принятия, подавления конкурирующей деятельности и обращения к религии. Данное название типа выбрано потому, что максимальная выраженность общительности и тревожности личности, вероятнее всего, выражается в повышенной тревожности и желании поделиться своими сомнениями и страхами с окружающими, а не решать проблемы каким-либо способом.

Второй тип - Экспрессивно-активный - представлен 34% нашей выборки, характеризуется максимальной выраженностью степени использования активного копинга, поиска эмоциональной и общественной поддержки, планирования, положительного истолкования и роста и экспрессивности личности, средней выраженностью степени использования фокусирования на эмоциях и их выражении, принятия, подавления конкурирующей деятельности, обращения к религии и общительности как личностной черты, а также низкой выраженностью степени использования отрицания, поведенческого отстранения, тревожности и дипломатичности личности. Такие подростки активно решают трудности самостоятельно либо при помощи ближайшего окружения, они способны к планированию своей деятельности и чаще всего успешно справляются со сложными ситуациями.

Третий тип - Сдержанный - представлен 22% нашей выборки, характеризуется максимальной выраженностью степени использования фокусирования на эмоциях и их выражении, принятия, подавления конкурирующей деятельности, обращения к религии, отрицания и дипломатичности, средней выраженностью степени использования активного копинга, планирования, поиска эмоциональной и общественной поддержки, положительного истолкования и роста и такой черты личности, как тревожность, а также минимальной выраженностью общительности и экспрессивности. Несмотря на активное фокусирование на собственном эмоциональном состоянии, такой человек обладает дипломатичностью, способен сфокусироваться на проблеме, не отвлекаясь на другие вещи, он сдержан и расчетлив.

Таким образом, нами была построена личностная типология подростков на основе их личностных черт и копинг-стратегий и выявлено три типа: в тревожный тип входит 44%

подростков, экспрессивно-активный тип включает в себя 34% подростков и самый малочисленной сдержанный тип - 22% подростков.

Результаты изучения совладающего поведения подростков дают, на наш взгляд, много важной и новой информации для исследователей возрастной психологии, позволяя по-новому увидеть и интерпретировать основные новообразования этого периода.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов психологами, социальными педагогами и непосредственно родителями при определении путей оптимизации психологического развития детей, а также при организации тренингов личностного развития для подростков, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях и создании пособий рекомендательного характера для педагогов и родителей подростков.

Библиографический список

1. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. - 1994. - Т. 15. - № 1. - С. 3-18.

2. Бодров, В.А. Проблема преодоления стресса. Ч. 1. «Coping stress и теоретические подходы к его изучению / В.А. Бодров // Психологический журнал. - 2006. - Т. 27. - № 2. - С. 122-133.

3. Дементий, Л.И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведения / Л.И. Дементий // Журнал прикладной психологии. - 2004. - № 3. - С. 20-25.

4. Лидерс, А.Г. Психологическое обследование семьи : учеб. пособие-практикум для студ. фак. психологии высш. учеб. заведений / А.Г. Лидерс. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 432 с.

5. Нартова-Бочавер, С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности [Текст] / С.К. Нар-това-Бочавер // Психологический журнал. - 1997. - № 5. - С. 20-30.

6. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных : учеб. пособие / А.Д. Наследов. - СПб. : Речь, 2007. - 392 с.

7. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие / Д.Я. Райго-родский - Самара : БАХРАХ-М, 2011. - 672 с.

8. Рейнуотер, Д. Это в ваших силах: Как стать собственным психотерапевтом / Д. Рейнуотер. - М. : Прогресс, 1992. - 238 с.

9. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2007, - 607 с.

10. Lasarus, R. Emotions and interpersonal relationships: toward a person-centered conceptualization of emotions and coping / R. Lasarus // Journal of Personality. - 2006. - Vol. 74. - № 1. - P. 9-43.

© Дружинина Ю.А., 2013

Автор статьи - Юлия Александровна Дружинина, аспирант, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, e-mail: [email protected].

Рецензент - И.В. Шагарова, кандидат психологических наук, доцент, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.